Жезл патриарха

Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Посох вручается каждому епископу при посвящении. Византийскому патриарху его передавал сам император. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху — с изогнутой верхней частью. Затем появились посохи с верхней перекладиной, концы которой были слегка загнуты вниз, что делало их похожими на якорь. Дело в том, что еще один очень распространенный символ христианства — это корабль. Он означает Церковь, которая в мире подобна надежному кораблю, с чьей помощью мы можем переплыть неспокойное море нашей жизни. Якорь этого корабля — надежда на Бога.

Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник из-за русских морозов, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний ‑ от внешнего холода.

Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании богодарованной властью над ней.

Сегодня жезл без сулка — исключительная привилегия Патриарха. Также особенностью Патриаршего богослужения является право Патриарха входить с жезлом в алтарь через Царские Врата, тогда как другие архиереи, входя в алтарь, отдают жезл иподиакону, который держит его в руках, стоя справа от Царских Врат.

Одна из главных святынь Русской Церкви, символ российских первосвятителей – посох митрополита Петра. Деревянный посох митрополита Петра (ХIV век) хранится как музейный экспонат в Оружейной палате Московского Кремля. Он является непременным атрибутом интронизаций предстоятелей РПЦ. Дважды этот раритет из Оружейной палаты передавали в руки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II – в день его интронизации 10 июня 1990 года и на богослужение по случаю 70-летия со дня рождения.

1.1 История посохов

Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.

Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.

Рис. 1-1 Пастухи с посохами

Рис. 1-1 Пастухи с посохами
Посохи владык древности

В глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причём лишённый каких-либо драгоценных украшений.

Первым правителем «с посохом» считается царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э.

Действительно, Ур-Намму с самого начала позиционировал себя поборником и хранителем справедливости, «живым законом» на земле, сделав верную ставку на кодификацию права и унификацию судебной практики. Он в особенности радел о социальной справедливости, следил за тем, «чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил», что ещё раз подчеркнул в прологе к своему знаменитому судебнику — «Кодекс Ур-Намму» (древнейший сборник законов из обнаруженных в настоящее время). При нём закрепился образ шумерского царя как «справедливого пастыря», протектора и опекуна своих черноголовых (шум. lugal-sipa — «царь как овечий пастух») с соответствующими инсигниями из того же пастушеского инвентаря: посох пастуха и железное кольцо для усмирения быка (или же свёрнутая кольцом верёвка как узда для барана). Они с того времени начнут выступать как неизменная символика владычества и правосудия.1

В Древнем Египте посох считался одним из атрибутов Солнца, и после осеннего равноденствия египтяне справляли праздник под названием «рождение солнечного посоха». Считалось, что по мере того, как с каждым днём идут на убыль солнечные свет и тепло, у светила возникает нужда опереться на посох. Похожее представление о поддержке Солнца было у чилкотинов (индейцы, проживающие в Канаде в провинции Британская Колумбия). Во время солнечного затмения они облачались в белые одежды, брали посохи и, сгорбившись (будто несли тяжёлый груз), ходили кругами до тех пор, пока затмение не кончалось.

Несмотря на то, что посох был связан с Солнцем, в Древнем Египте он являлся частым атрибутом не только бога Ра и фараонов (правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта), но и многих других богов.

Рис. 1-2 Боги Египта

Рис. 1-2 Боги Египта
И, как видно на колдографии, посохи могли выглядеть по-разному.

Рис. 1-3 Виды египетских посохов

Рис. 1-3 Виды египетских посохов
Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини (на примере выше это Маат и Хатхор), остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас — символ силы, анх — жизни, тет — устойчивости, хекет (скипетр — небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) — управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) — власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) — мужественности, сексуальной силы. Лучшего всего комбинацию символизма видно на посохе Птаха.

Рис. 1-4 Бог Птах

Рис. 1-4 Бог Птах
Уас носят Ра, Амон и Анубис (посох номер 2). Анх у них также есть, но не на посохе, а в другой руке. Уас-посох очень распространённый, и его можно увидеть у многих богов Египта. Птах имеет посох с объединением не только анха и уаса, но и тета (посох номер 3). Это уникальный посох, и, кроме Птаха, его может носить только лунный бог Кхонс (в соединении хекет и нехеху, пример номер 4). Считается, что все три качества своего посоха Птах даровал египетским царям, когда те проходили церемонию коронации в его храме в Мемфисе. Осирис держит посох уас в одной руке, а хекет и нехеху в другой. Такое сочетание доступно было ещё одному богу — Анджети, а также всем фараонам. Бог Тот (бог Луны, знаний, мудрецов), скорее всего, удерживает в руках не посох, а светильник.

Интересно отметить, что в настоящее время появляется путаница относительно слов «жезл», «скипетр» и «посох», применяемых к предметам Древнего Египта. Всеми этими словами называют как длинную трость, на которую опираются боги, так и короткую палку с загнутой частью, которую удерживают в руках. На самом деле уас выглядит как посох, но он не имеет никакого отношения к посоху пастуха. Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Именно поэтому его верхняя часть изображена в виде головы животного (затем стилизованная и упрощённая). Уас клали в могилу к умершими людям, чтобы те могли применить его для пользования божественными благами. Кроме того, уас — это египетский иероглиф, обозначающий власть. Поэтому «посох»-уас могли носить не только боги и фараоны, но и влиятельные чиновники. А вот короткий и загнутый жезл хекет, означающий управление, вероятно, происходит от пастушьего жезла. Кстати, его также могли носить чиновники.

Итак, несмотря на сильную схожесть двух предметов, становится понятно, что короткий хекет, произошедший от пастушьего посоха, связан с управлением, тогда как длинный уас, берущий начало из представления о древнем демоне Шакале, связывается с магией и властью. И эти оба предмета дополняют образ человека (существа, бога), говоря о его силе, могуществе, умении править и связи с магическими миром (возможно, владение магическими талантами).

Античность

В греко-римской традиции посох был символом вестника, и наиболее известны жезл Гермеса-Меркурия и посох Асклепия.

Кадуце́й (другое наименование «керикион») — название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания.

Посох Асклепия — посох, обвитый змеёй. По легенде, бог врачевания Асклепий убил своим посохом змею и узнал секрет травы, воскрешающей мёртвых. По другой версии, посох связан с методом избавления от паразитов, когда их вытягивают из тела человека, наматывая на палочку.

Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)

Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)
Также посох является атрибутом:
— Аполлона и Пана (как защитников земных стад);
— Протея (как защитника океанских стад);
— Полифема (личный предмет великана-пастуха — длинный посох из дикой маслины);
— Талии (была музой комедии и поэзии, иногда изображалась с пастушьим посохом в правой руке);
— Прометея (полый посох использовался Прометеем для кражи огня (угольков) с Олимпа);
— Орфея (в понятии Доброго Пастыря);
и т.д.

Посохом иногда называют трезубец Посейдона, однако, несмотря на свой внешний вид (длинное древко, усиленное наконечником из трёх зубцов), он произошёл не от пастушьего посоха, а от рыбной остроги (оружие, применяемое для рыбной ловли).

Славяне

«Посох — один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), аналогичен жезлу, дубинке, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Нередко магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, связываются с его «происхождением»: породой дерева, предшествующими действиями с ним и прочее. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшими в контакте со змеёй.

Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» её изо всех углов. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.

Во время ритуальных обходов села посох может играть роль фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника — первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге бадняка, произнося благопожелания.

В магии использовались палки, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий. (…) У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днём св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Палкой, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр., отгоняли градоносную тучу, примиряли ссорящихся, «били» роженицу при родах, корову при отеле, например, со словами: «Разделись с телёнком, как змея с лягушкой».

С помощью посоха ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т.д. Верхом на палках (прутьях, кочергах, ухватах и т.п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно чёрного или красного цвета».2

Как видим, у славян использование посохов многозначно и разнообразно: ритуальная магия, бытовая, связь с плодородием и т.д.

Шаманы

У кетских шаманов посох олицетворял мировое дерево (так же, как и у славян), а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох — это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.

Шаманские посохи подразделяются на три группы: по виду навершия, по роду крепления и по размерам. По виду навершия и вставок: с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного. По роду крепления: посохи с простым креплением путём привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам: длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и длиной до полуметра (жезлы).

Итак, у шаманов посох являлся личным инструментом, с помощью которого творилась разнообразная магия. Да и видов посохов было достаточно много.

Христианство

Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Иисуса Христа часто изображали в виде пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.3

Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом

Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом
Различают архиерейские посохи и жезлы. Архиерейский жезл является символом церковной власти и одновременно символом страннического образа жизни. Правом ношения жезла за богослужением обладают все архиереи, а также некоторые архимандриты, удостоенные этого права, и настоятели (наместники) монастырей.

В современной практике архиереи носят посох вне богослужения, а жезл во время богослужения.4 Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями.

Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха — до плеча архиерея — и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея — символ мудрости и учительной власти архиерея.

Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха — до плеча архиерея — и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея — символ мудрости и учительной власти архиерея.
Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.

Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.

Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.
В католицизме в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику.

Рис. 1-9 Католический жезл

Рис. 1-9 Католический жезл
Тут мы видим разделение посохов как по внешнему виду, так и по функциональному. Подробней об этом в следующей части работы.

1 Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки» Тема: «Древний Шумер: Особенности правовой традиции» Трикоз Елена Николаевна
2 Усмарь. Волшебные свойства посоха
3 Епископский жезл или посох
4 Богослужебные облачения духовенства

Каждый, кто хотя бы раз присутствовал в церкви на архиерейском богослужении, обращал внимание на специальную палицу или жезл, на который епископ опирается в начале литургии и во время проповеди.

Архиерейский жезл – этот специальный атрибут каждого епископа, используемый только во время богослужения, который кроме практической роли, имеет также и символическое значение как знак духовного авторитета и власти. Епископский жезл изготавливается из металла и обычно украшается позолотой, серебрением или драгоценными камнями. Православные жезлы имеют два варианта оформления верхушки. Первый – по форме напоминающий перевернутый якорь, наиболее древний и своей историей восходит к VI веку. Второй – в виде двух извивающихся змей, которые обращают свои головы друг к другу, более поздний и получает распространение в XVI – XVII веках. В обоих вариантах верхушка обязательно увенчивается крестом. Различное оформление жезлов обусловлено разной символикой. Более древний вариант напоминает собой пастушеские посохи времен Нового Завета и является символом пастырского служения архиерея его духовным овцам. Вариант со змеями – символ духовной мудрости епископа, в управлении вверенной ему паствы. В нашей стране на архиерейский жезл обязательно надевается сулок – небольшой кусок парчи в цвет облачения, который был введен для защиты рук от холода.

Вне богослужения архиереи используют особый церковный посох, которые представляет собой сделанную из крепкого дерева трость с украшением на набалдашнике. Назначение такого посоха сугубо практическое – для удобства ходьбы. Существует также игуменский посох, который является символом власти и авторитета глав православных монастырей.

Интернет-магазин «Аксиос» даёт Вам возможность легко и быстро купить архиерейский посох или жезл онлайн. Наш ассортимент товаров шире, чем в других церковных магазинах православной продукции. У нас Вы можете не только купить посох или жезл, но и подобрать к ним соответствующее облачение или пару дикирий-трикирий. Наши консультанты всегда помогут Вам с оформлением заказа и доставкой.

В Белградской соборной церкви Святого Архангела Михаила сегодня состоялась Архиерейская божественная литургия, в ходе которой был интронизован новый 46-й Патриарх Сербский Порфирий (Перич), носящий также титулы Архиепископа Печского и митрополита Белградско-Карловачского. Трансляцию вёл национальный телеканал РТС.

Возведение главы Сербской православной церкви (СПЦ) на патриарший престол произвели митрополит Дабробосанский Хризостом (Евич) и епископ Сремский Василий (Вадич). Новому предстоятелю Церкви были вручены символы патриаршей власти — панагия, жезл и белый патриарший клобук.

На церемонии присутствовали президент Сербии Александар Вучич, сербский член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик, а также многочисленные представители сербских властей, общественности, духовенства и дипломатического корпуса.

59-летний митрополит Загребско-Люблянский Порфирий 18 февраля был избран на патриарший престол на заседании Святейшего Архиерейского Собора СПЦ, проходившем в нижней церкви Храма Святого Саввы в Белграде.

Согласно процедуре, выбор был сделан путём «Апостольского жребия» из трёх кандидатов, которые в первом туре архиерейского голосования получили более половины голосов участников Собора. Имя нового сербского Патриарха вытянул архимандрит монастыря Сисоевац Матей (Ристанович). Кроме избранного Патриарха, во второй тур голосования прошли также епископ Бачский Ириней (Булович) и глава Баня-Лукский епархии СПЦ Ефрем (Милутинович).

Выборы состоялись через три месяца после смерти предыдущего главы СПЦ — патриарха Иринея, который скончался из-за осложнений после коронавирусной инфекции 20 ноября 2020 года.