Житие аввакума

Автор, герои, поэтика. Традиции агиографии.

Логотип Википедии

В Википедии имеется статья по теме «Житие протопопа Аввакума»

Исследователи: Лихачев, Виноградов, Кожинов.

Памятник 17 века. Написан в переходный период — от древнерусской к новой литературе. Житие это отражает. Протопоп не воспринимал себя как писателя. Был вынужден обратиться к перу, так как лишен возможности устного общения с людьми. Множество писем.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — 1670 год. Название отсылает к агиографической традиции, но тут же традиция разрушается. Сам не мог написать о себе житие. Его не только никогда не канонизировали, но даже отлучили от церкви как главу раскольников, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона в середине 17 века. Старообрядческое движение.

Никонские реформы: двоеперстие заменили троеперстием. Земные поклоны — поясными. И чтобы иконы переписали по греческому образцу. Реформы касались только внешнего обряда, но для верующего все элементы обряда имеют большое внутреннее значение.

Протопоп был заключен в земляную яму и сожжен на костре. Его ничто не сломило — вера осталась. В земляной тюрьме он написал свое житие.

Он соблюдает многие требования литературного этикета жанра жития:

  • вступление (недостойный я и пр.)
  • повествовательная часть
  • чудеса
  • заключительная часть
  • Аввакум часто цитирует священные писания.

Но все элементы приобретают иное качество: во вступлении он говорит о своих принципах книжника (эстетические взгляды). «Буду писать своим родным языком», то есть так, как говорит, специально не украшая, хотя агиографические произведения всегда писались торжественно. Родители изображены не канонически: отец — пьяница, мать — благочестива, стала монахиней.

Когда Аввакум отвлекается от рассказа о самом себе и переходит к размышлению о человеке, его судьбе, он говорит высоким слогом, прибегает к символическим образам. Например, корабль — символ жизни Аввакума, в которой были и счастье, и горе.

В житии есть и чудеса, но они могут иметь и бытовое объяснение. Например, когда он сидит в заключении, ему кто-то принес еду. Он не понимает, то ли ангел, то ли человек. Пашков чуть не убил сына — пищаль трижды дала осечку.

Меняется представление о времени, появляется перспектива времени: по иному чувствует, изображает время. В агиографических произведениях автор отстранен от времени жизни самого героя — абстрагирован. У Аввакума эгоцентрическое время, точкой отсчета изображаемых событий является он сам. Поэтому может нарушаться последовательность событий. Например, в финале он вспоминает, как изгонял бесов. Автор и герой слились в одном лице.

Пространство очень обширное: Москва, Тобольск, Сибирь, Байкал.

Множество действующих лиц: Пашков, архиепископ, царь, жена, Федор-юродивый…

Все это дает возможность назвать это произведение первым русским романом.

Но не все исследователи так считают, так как нет вымышленного героя, обособления автора от героя, нет художественного мира.

Здесь сочетается возвышенная поэзия и житейская проза.

  1. Основа жития — сказ («вяканье»), т. е. разговорная стихия с яркой эмоциональной окраской.
  2. Сказ соединяется с элементами библейско-книжного стиля.
  3. Торжественный риторический слой стиля, особенно в замыкающих поучениях.

Возникает перспектива времени. Автор видит свое прошлое из настоящего. Эгоцентризм.

Прием контрастности в изображении: Пешков как зверь. Аввакум же в смирении.

В синтаксисе множество союзов «а», что показывает пестроту жизни.

Основные идеи:

  • Господь гордым противится, смиренным дает благодать.
  • Борьба добра и зла.

Аввакум положил начало целому ряду житий-биографий.

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.

Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу.

Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мёртвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

Продолжение после рекламы:

В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, через два года в попы, а ещё через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Однажды к молодому священнику пришла на исповедь девица и начала каяться в блудных грехах. Слушая ее, Аввакум сам ощутил «огонь блудный», зажёг три свечи и, принимая исповедь, положил руку на пламя. Придя домой, он молился и плакал перед иконой. И тут ему было видение: два золотых корабля, плывущих по Волге. Кормщики сказали, что это корабли Луки и Лаврентия, духовных детей Аввакума. Третий же корабль был разноцветный — это был корабль самого Аввакума.

Некий начальник отнял дочь у вдовы. Аввакум вступился за сироту и был избит. Потом начальник все-таки отдал девицу матери, но после ещё раз избил протопопа в церкви.

И другой начальник рассвирепел на Аввакума. Пытался убить его, но ружье не выстрелило. Тогда этот начальник выгнал протопопа с семьёй из дому.

Брифли существует благодаря рекламе:

Аввакум с женой и новорождённым младенцем пошёл в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту — возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разорённый дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошёл в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил своё место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Продолжение после рекламы:

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришёл некто — то ли человек, то ли ангел — и принёс протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Протопопа с семьёй сослали в Сибирь. В Тобольске архиепископ устроил его служить в церкви. За полтора года на Аввакума было пять доносов. Чинил ему обиды дьяк Иван Струна, занимавшийся делами епархии. В церкви он схватил за бороду дьяка Антона, которого преследовал. Аввакум, затворив церковные двери, постегал Струну ремнём. И за это было ему много бед: родные Ивана Струны хотели убить его. Тот же дьяк Струна за мзду согласился покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум в церкви проклял дьяка. Иван Струна в то время был под началом у Петра Бекетова. Когда проклинали Струну, Бекетов бранил Аввакума, а идя из церкви, взбесился и умер.

Брифли существует благодаря рекламе:

Пришёл указ везти Аввакума на реку Лену, в острог. По дороге его нагнал новый указ — ехать в Даурию. Протопопа отдали под начало енисейскому воеводе Афанасью Пашкову, который во главе отряда плыл осваивать земли. Пашков был очень жестоким человеком.

На реке Тунгуске корабль протопопа чуть не утонул. Протопопица вытащила детей из воды.

Навстречу плыл корабль, на котором были две пожилые вдовы, собиравшиеся в монастырь. Пашков велел вдовам возвращаться и идти замуж. Аввакум стал противоречить. Тогда воевода хотел высадить протопопа с корабля, чтобы он пешком шёл по горам. Аввакум написал Пашкову обличительное письмо, а воевода избил его кнутом.

Аввакума бросили в Братский острог. Сидел он в холодной тюрьме, потом его перевели в тёплую избу. Жена и дети протопопа жили за двадцать вёрст от него, у злой бабы Ксеньи. На Рождество сын Иван пришёл повидать отца, но Пашков не позволил ему этого.

Весной поехали дальше. Пашков заставил Аввакума идти по берегу и тянуть лямку. Зимой волочили нарты, летом «в водах бродили». На реке Хилке барку Аввакума оторвало водою, и он чуть не утонул. Одежда погнила, добро водой размыло.

Реклама:

Зимою сам протопоп с малыми детьми тянул свою нарту. А потом начался голод. Пашков никого не отпускал промышлять, и многие умирали. Летом ели траву и корни, зимой — сосновую кашу. Ели даже мясо замёрзших волков и лисиц — «всякую скверну». Правда, Аввакуму и его семье помогали жена и сноха Пашкова.

Воевода прислал к Аввакуму двух бесноватых женщин — своих сенных, вдов Марью и Софью. Протопоп молился о вдовах, причастил их, они выздоровели и стали жить у него. Пашков их отнял, и вдовы опять стали беситься. Потом они тайком прибежали к Аввакуму, он опять исцелил их, и они стали по ночам приходить молиться. После того они сделались монахинями.

Отряд возвращался с Нерчи-реки к Русе. Голодные и усталые люди брели за санями, падая на льду. Протопопица изнемогала, но духом была тверда. На нарте ненароком удавили чудесную курочку, которая несла по два яичка в день.

Жена Пашкова каждый день присылала своего маленького сына к Аввакуму на благословение. Но когда ребёнок заболел, она послала за помощью к мужику-шептуну. Младенец разболелся ещё больше. Аввакум разгневался на боярыню. Она просила у него прощения. Когда принесли больного ребёнка, Аввакум помолился, помазал его маслом священным, и младенец выздоровел.

Реклама:

Пашков послал своего сына Еремея с отрядом казаков воевать в Мунгальское царство. Пашков заставил местного шамана колдовать и спрашивал, будет ли поход удачным. Шаман предвещал успех. Но Аввакум молился о неудаче, чтобы не сбылось дьявольское предсказание шамана. Потом он, правда, пожалел Еремея, который был человеком добрым, благочестивым, защищал протопопа от своего отца. Аввакум стал молиться, чтобы Бог пощадил Еремея. Пашков узнал, что Аввакум желал неудачного похода, и хотел пытать протопопа. Но в это время вернулся Еремей. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.

Пашкову пришла грамота, в которой велено было ехать на Русь. Воевода не взял Аввакума с собой. Тогда протопоп поехал отдельно. Он посадил к себе в лодку всех больных и старых, которые были непригодны к суровой жизни. Взял Аввакум с собой, спасая от смерти, и двух негодяев, которых хотели убить казаки. Дорога была трудна. К счастью, туземные племена не тронули Аввакума и его спутников. А ещё им встретились русские люди, ехавшие на рыбный промысел, которые дали протопопу и его товарищам пищи.

Реклама:

Добравшись до русских городов, Аввакум увидел господство никониан и в печали думал: проповедовать слово Божие или скрыться? Но жена ободряла его. И протопоп по дороге в Москву всюду обличал Никона и его последователей.

В Москве и государь, и бояре хорошо приняли Аввакума. Его поставили на монастырском соборе в Кремле и предлагали любое место, если он соединится в вере с Никоном. Но протопоп не согласился. Ведь ещё в Тобольске Аввакуму во сне было предостережение от Бога, а в Даурии через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.

Видя, что Аввакум не хочет соединиться с никонианами, царь попросил протопопа, чтобы тот по крайней мере молчал об этом. Аввакум послушался. Жил он в то время у боярыни Федосьи Морозовой, своей духовной дочери. Многие приходили к нему и приносили подарки. Прожив так полгода, Аввакум снова послал царю письмо, чтобы он защитил Церковь от ереси Никона. И после этого Аввакума с семьёй было приказано сослать на Мезень. Через полтора года его со старшими сыновьями, Иваном и Прокопием, вернули в Москву, а протопопица и младшие дети остались на Мезени.

Реклама:

Аввакума десять недель держали на цепи в Пафнутьевом монастыре. Потом привезли в церковь, расстригли и прокляли. Аввакум же в свою очередь проклял никониан.

Потом его снова отвезли в Пафнутьев монастырь. Келарь Никодим сначала был добр к узнику. Но когда протопоп попросил открыть дверь темницы в день Пасхи, келарь отказал. Никодим вскоре разболелся, и некто в образе Аввакума явился и исцелил его. Тогда келарь покаялся перед Аввакумом.

Протопопа посещали его дети с юродивым Феодором. Феодор же был великий подвижник: о молитве радел, по тысяче поклонов бил, на морозе в одной рубашке ходил. Этот юродивый чудным образом убежал из Рязани, где его держали в узах. Но потом Феодора удавили на Мезени.

После того привезли Аввакума в Москву, в Чудов монастырь, и поставили перед собором вселенских патриархов. Протопоп спорил с ними о вере и обличал их. Патриархи хотели его избить, но Аввакум устыдил их словом Божиим.

Царь отправил к протопопу своих посланников. Он просил его хоть в чем-то согласиться с вселенскими патриархами, но Аввакум отказался.

Реклама:

Протопопа сослали в Пустозерск. Оттуда он писал и царю, и всем православным. На Мезени же казнили двух его духовных детей, Феодора юродивого и Луку Лаврентьевича. Хотели повесить и сыновей протопопа, Прокопия и Ивана, да отроки с испугу покаялись. Тогда их с матерью закопали в земляную тюрьму.

Пришёл приказ и в Пустозерск о том, чтобы посадить Аввакума в земляную тюрьму. Он хотел уморить себя голодом, да собратья не велели.

Потом власти схватили священника Лазаря, отсекли ему язык и правую руку. Отсечённая рука сложила персты для крестного знамения. А язык через два года у Лазаря вырос. Соловецкому иноку Епифанию тоже отсекли язык, и тоже чудесным образом он вырос. Это же произошло и с дьяконом Феодором. А в Москве многих противников Никона сожгли.

В те времена когда Аввакум был ещё не протопопом, а попом, царский духовник Стефан подарил ему книгу Ефрема Сирина. Аввакум обменял ее на лошадь. Родной брат Аввакума, Евфимий, заботился об этой лошади больше, чем о молитве. Бог наказал Аввакума с братом: в Евфимия вселился бес. Аввакум изгнал беса, но Евфимий не исцелился, пока Аввакум не забрал обратно книгу и не отдал за неё деньги.

Реклама:

В темнице протопоп жил вместе с бесноватым Кирилушком, московским стрельцом. Он терпел все выходки бесноватого. Кирилушко умер в темнице, Аввакум исповедал и причастил его перед смертью. А в Москве протопоп изгонял беса из Филиппа, который уж долгое время был к стене прикован, потому что сладу с ним не было. Один раз Аввакум, придя домой, рассердился на жену и домочадицу Фетинью, которые рассорились между собою. Протопоп побил обеих женщин. И после того он не мог совладать с бесом, пока не попросил прощения у жены, Фетиньи и всех домашних.

Бесноватого Феодора Аввакум два месяца держал у себя дома в Тобольске, молился о нем. Феодор исцелился, но потом в церкви снова досадил Аввакуму, и тот велел приковать его к стене. Взбесившись пуще прежнего, Феодор убежал и стал всюду творить разные безобразия.

Протопоп молился о его исцелении, а перед самой ссылкой Аввакума в Даурию на корабль к нему пришёл здоровый Феодор и благодарил его: бесноватому явился некто в образе Аввакума и отогнал бесов. Нападал бес и на домочадицу протопопа Офимью, Аввакум исцелил и ее.

Реклама:

В Тобольске у протопопа Аввакума была духовная дочь Анна. Она хотела, вопреки воле духовного отца, выйти замуж за первого хозяина, Елизара. Анна стала не слушаться Аввакума, и на неё начал нападать бес. Однажды девица заснула на молитве, спала три дня и три ночи. Проснувшись, поведала свой сон: ангелы велели ей во всем слушаться протопопа. Но когда его сослали из Тобольска, Анна все-таки вышла замуж за Елизара. Через восемь лет Аввакум ехал обратно. В это время Анна постриглась в монахини. Она во всем покаялась перед духовным отцом. Аввакум сначала сердился на Анну, но потом простил и благословил. Она потом тоже страдала за веру.

Ещё Аввакум исцелял младенцев, страдавших грыжей. А в первые годы его служения Аввакума часто пугал бес, но священник преодолевал страх и отгонял беса.

Популярные сегодня пересказы

  • Странная история — краткое содержание рассказа Тургенев
    Произведение по жанровой направленности относится к маленьким рассказам. Главным героем является обезличенный мужчина, который по делам службы приезжает однажды в небольшой уездный городок.
  • Трава-мурава — краткое содержание произведения Абрамова
    Книга писателя «Трава-мурава» является сборником коротких рассказов, близких по тематике. В рассказе «Родное пепелище» автор знакомит читателей с пожилой крестьянкой Еремеевной. Жила она на горе
  • Пять вечеров — краткое содержание пьесы Володина
    Пьеса представляет собой описание пяти вечеров, которые проводят друг с другом ранее знакомые люди, а также герои, которые только относительно недавно узнали друг друга.
  • Тайна отца Брауна — краткое содержание рассказа Честертона
    В рассказе «Тайна отца Брауна» Гилберта Честертона главный герой служит священником. Вместе с этим он раскрывает самые запутанные дела в роли детектива. Ещё одним из главных героев является Фламбо

В «Житие протопопа Аввакума, согласно краткому содержанию и анализу по главам и частям, сказано, что Солнечное затмение – это главный признак Божьего гнева. В России это явление наблюдали в 1654 году. По мнению Аввакума, Господь злился на патриарха Никона, который искажал христианскую веру собственными догматами.

Снова народ наблюдал Солнечное затмение через 14 лет, когда протопопа вместе с его последователями бросили в темницу.

Житие Протопопа Аввакума

Согласно «житию», родился Аввакум в селе Григорове в нижегородских пределах в семье священника. Отец – Пётр — часто нарушал церковные правила и прикладывался к выпивке, а мать -Мария — была человеком праведным и глубоко верующим.

Вскоре родители Аввакума умерли, а он женился на бедной крестьянке Анастасии, которая каждый день молила Бога, чтобы он даровал ей возможность выйти замуж именно за него.

Житие Протопопа Аввакума

В 21 год Аввакума рукоположили в сан дьякона, а ещё через время – в попы. В 29 лет он стал протопопом. У Аввакума было множество последователей и учеников. Где бы он не находился, он всегда занимался проповедью.

Вскоре протопопу вместе с семьёй пришлось искать убежище в Москве, так как на него разозлился человек, занимавший в городе высокий чин, из-за того, что он вступился за девушку-сироту, которую хотели отобрать у матери. Но вскоре им пришлось вернуться обратно. Дом его на тот момент был разграблен и практически разрешен.

Житие Протопопа Аввакума

Многое пришлось пережить Аввакуму. Его чуть не убили за отказ благословлять сына воеводы Шереметева из-за того, что парень сбривал бороду. Другой начальник разозлился на Аввакума и хотел напасть на него ночью, но ему стало очень плохо. Пришлось просить прощения у протопопа. Аввакум сжалился над ним и исцелил.

Когда патриархом стал Никон, это взволновало Аввакума и его последователей. Ведь он вводил свои правила, например, креститься тремя пальцами и сократить количество земных поклонов во время молитвословий.

Житие Протопопа Аввакума

Тогда Аввакум вместе со своим последователем Даниилом написал письмо царю. Узнав об этом, Никон приказал лишить сана Даниила и сослать его в Астрахань. Аввакума же кинули в земляную темницу и не давали еду на протяжении 3 дней.

Согласно краткому содержанию «Жития протопопа Аввакума», написанному им самим, к нему тогда явился ангел в обличии человека и угостил тарелкой супа. Затем протопоп вместе с семьёй был сослан в Сибирь. Там он работал в церкви.

Житие Протопопа Аввакума

За то, что Аввакум проклял работавшего там дьякона Струну, чинившего беспредел (за деньги соглашался прикрывать грех кровосмешения), его с семьёй отправили в Даурию под началом жестокого воеводы Пашкова. Во время путешествия он пытался соблазнить двух женщин.

Аввакум был против, за что его бросили в темницу. Долгое время протопоп работал на Пашкова. А тот, в свою очередь, даже не разрешал ему видеться с семьёй.

Житие Протопопа Аввакума

Затем начался голод. Люди Пашкова умирали. Из еды была только трава и корни растений. Семье протопопа помогала жена Пашкова. Она кормила их. За это женщина просила каждый день благословлять его сына. Когда ребёнок заболел, жена Пашкова отнесла его к колдуну, и дитя разболелось ещё больше. Тогда Аввакум разозлился на неё, но после она раскаялась, и протопоп вылечил ребёнка.

Затем Аввакуму было велено отправляться на Русь. По дороге он проповедовал слово Божье и рассказывал людям о патриархе Никоне и производимой им ереси. В Кремле Аввакуму предложили высокий чин, если он объединиться с Никоном. Но он отказался.

Житие Протопопа Аввакума

За это его сослали в Мезень, а затем, когда он вернулся в Москву с сыновьями, избили, остригли и прокляли, по приказу Никона.

После этого Аввакум стал служить при Чудове монастыре. Его там не любили. Когда попы угрожали избиением, всегда стыдил их словом Божьим.

Житие Протопопа Аввакума

За то, что протопоп отказался присоединиться к Никону, по просьбе царя, его сослали в Пустозерье, где бросили в темницу. За это время многих его последователей в Москве казнили, некоторым отрезали языки, но они чудесным образом вырастали вновь.

Просидел в темнице 15 лет. Там он и написал «Житие протопопа Аввакума», краткое содержание которого составлено по главам его книги (прочитать можно, скачав в Сети).

Умер 14 апреля в 1682 году. Был сожжён на срубе дерева вместе с другими последователями.

Неправедный собор

В 1663 г. Аввакум вернулся в Москву, где его благосклонно принял царь Алексей Михайлович, надеясь, что протопоп усмирил свой пыл и под воздействием ласкового приема перестанет противиться церковным реформам. Царь даже предложил Аввакуму место своего духовника. Сколь высок был в те годы этот пост, сегодня трудно представить.

Однако, увидев, что царь не собирается возвращаться к дораскольному церковному благочинию, Аввакум вновь стал отстаивать древлецерковные предания на религиозных диспутах. Разгневавшись, царь ссылает протопопа в 1664 году в Мезень, где он, однако, продолжил свою проповедь и поддерживал как мог приверженцев Старой Веры.

В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был снова привезён в Москву, где был собран Собор из греческих и русских иерархов, призванный осудить древнерусскую церковную традицию и её приверженцев. 13 мая, после увещеваний на соборе, Аввакума расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней. Затем отвезли протопопа в Пафнутьев монастырь, и там, «заперши в темную палатку, скованна, держали год без мала».

В 1667 г. Аввакум и его сподвижники были отправлены за Полярный круг в Пустозерск на Печоре. Не имея возможности проповедовать в храмах, Аввакум рассылал страстные полемические послания, которые распространялись по России, достигая даже стен самого московского Кремля. Четырнадцать лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске вместе со своими сподвижниками: священником Лазарем, иноком Епифанием, диаконом Феодором и Никифором, протопопом симбирским.

Читать онлайн «Житие протопопа Аввакума»

Житие протопопа Аввакума

По благословению отца моего старца Епифания* писано моею рукою грешною протопопа Аввакума, и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущий и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет. И Павел пишет: «аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любви же не имам, – ничто же есмь»*. Вот что много рассуждать: не латинским языком, ни греческим, ни еврейским, ниже иным коим ищет от нас говоры господь, но любви с прочими добродетельми хощет; того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русскаго, но простите же меня, грешнаго, а вас всех рабов Христовых, бог простит и благословит. Аминь.

Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! Поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими. И ныне, владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком возглаголю Дионисия Ареопагита о божественных именех, что есть богу присносущные имена истинные, еже есть близостные, и что виновные, сиречь похвальные. Сия суть сущие: сый, свет, истинна, живот; только четыре свойственных, а виновных много; сия суть: господь, вседержитель, непостижим, неприступен, трисиянен, триипостасен, царь славы, непостоянен, огнь, дух, бог и прочая по тому разумевай.

Того ж Дионисия о истинне: себе бо отвержение истинны испадение есть, истинна бо сущее есть; аще бо истинна сущее есть, истинны испадение сущаго отвержение есть; от сущаго же бог испасти не может, и еже не быти – несть*.

Мы же речем: потеряли новолюбцы существо божие испадением от истиннаго господа, святаго и животворящаго духа. По Дионисию: коли уж истинны испали, тут и сущаго отверглися. Бог же от существа своего испасти не может, и еже не быти несть того в нем: присносущен истинный бог наш. Лучше бы им в символе веры не глаголати господа , виновнаго имени, а нежели истиннаго отсекати, в нем же существо божие содержится. Мы же, правовернии, обоя имена исповедаем: и в духа святаго, господа, истиннаго и животворящаго *, света нашего, веруем, со отцем и сыном поклоняемаго, за него же стражем и умираем, помощию его владычнею. Тешит нас Дионисий Ареопагит, в книге ево сице пишет: сей убо есть воистинну истинный християнин, зане истинною разумев Христа и тем благоразумие стяжав, исступив убо себе, не сый в мирском их нраве и прелести, себя же весть трезвящеся и изменена всякаго прелестнаго неверия, не токмо даже до смерти бедствующе истинны ради, но и неведением скончевающеся всегда, разумом же живуще, и християне суть свидетельствуемы*. Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола, живый во Афинах, прежде, даже не прийтти в веру Христову, хитрость имый ищитати беги небесныя;* егда ж верова Христови, вся сия вмених быти яко уметы. К Тимофею пишет в книге своей*, сице глаголя: «дитя, али не разумеешь, яко вся сия внешняя блядь ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба? аз пройдох делом и ничто ж обретох, но токмо тщету». Чтый да разумеет. Ищитати беги небесныя любят погибающий, понеже любви истинныя не прияша, воеже спастися им; и сего ради послет им бог действо льсти, воеже веровати им лжи, да суд приимут не веровавший истинне, но благоволиша о неправде. (Чти Апостол, 275.)*

Сей Дионисий, еще не приидох в веру Христову, со учеником своим во время распятия господня быв в солнечном граде* и видев: солнце во тьму преложися и луна в кровь, звезды в полудне на небеси явилися черным видом. Он же ко ученику глагола: «или кончина веку прииде, или бог-слово плотию стражет»; понеже не по обычаю тварь виде изменену: и сего ради бысть в недоумении. Той же Дионисий пишет о солнечнем знамении, когда затмится: есть на небеси пять звезд заблудных, еже именуются луны. Сии луны бог положил не в пределех, яко ж и прочий звезды, но обтекают по всему небу, знамение творя или во гнев или в милость, по обычаю текуще. Егда заблудная звезда, еже есть луна, подтечет под солнце от запада и закроет свет солнечный, то солнечное затмение за гнев божий к людям бывает. Егда ж бывает, от востока луна подтекает, то по обычаю шествие творяще закрывает солнце.

А в нашей России бысть знамение: солнце затмилось в 162 году*, пред мором за месяц или меньши. Плыл Волгою рекою архиепископ Симеон Сибирской и в полудне тьма бысть перед Петровым днем недели за две; часа с три плачючи у берега стояли; солнце померче, от запада луна подтекала, по Дионисию, являя бог гнев свой к людям: в то время Никон отступник веру казил и законы церковныя, и сего ради бог излиял фиал гнева ярости своея на русскую землю; зело мор велик был*, неколи еще забыть, вси помним. Потом, минув годов с четырнатцеть, вдругорядь солнцу затмение было; в Петров пост, в пяток, в час шестым, тьма бысть; солнце померче, луна подтекала от запада же, гнев божий являя, и протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими остригли в соборной церкви власти и на Угреше в темницу, проклинав, бросили*. Верный разумеет, что делается в земли нашей за нестроение церковное. Говорить о том полно; в день века познано будет всеми; потерпим до тех мест.

Той же Дионисий пишет о знамении солнца, како бысть при Исусе Наввине во Израили. Егда Исус секий иноплеменники, и бысть солнце противо Гаваона, еже есть на полднях, ста Исус крестообразно, сиречь распростре руце свои, и ста солнечное течение, дондеже враги погуби. Возвратилося солнце к востоку, сиречь назад отбежало, и паки потече, и бысть во дни том и в нощи тридесеть четыре часа, понеже в десятый час отбежало; так в сутках десять часов прибыло. И при Езекии царе бысть знамение: оттече солнце вспять во вторый на десять час дня, и бысть во дни и в нощи тридесять шесть часов. Чти книгу Дионисиеву, там пространно уразумеешь*.

Он же Дионисий пишет о небесных силах*, росписует, возвещая, како хвалу приносят богу, разделялся деветь чинов на три троицы. Престоли, херувими и серафими освящение от бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня! И чрез их преходит освящение на вторую троицу, еже есть господства, начала, власти; сия троица, славословя бога, восклицают: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! По алфавиту, аль отцу, иль сыну, уйя духу святому. Григорий Нисский* толкует: аллилуйя – хвала богу; а Василий Великий* пишет: аллилуйя – ангельская речь, человечески рещи – слава тебе, боже! До Василия пояху во церкви ангельския речи: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице: аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, боже! У святых согласно, у Дионисия и у Василия; трижды воспевающе, со ангелы славим бога, а не четыржи, по римской бляди; мерско богу четверичное воспевание сицевое: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава тебе, боже! Да будет проклят сице поюще. Паки на первое возвратимся. Третьяя троица, силы, архангели, ангели, чрез среднюю троицу освящение приемля, поют: свят, свят, свят господь Саваоф, исполнь небо и земля славы его! Зри: тричислено и сие воспевание*. Пространно пречистая богородица протолковала о аллилуйи, явилася ученику Ефросина Псковскаго, именем Василию. Велика во аллилуйи хвала богу, а от зломудрствующих досада велика, – по-римски святую троицу в четверицу глаголют*, духу и от сына исхождение являют;* зло и проклято се мудрование богом и святыми. Правоверных избави боже сего начинания злаго, о Христе Исусе, господе нашем, ему же слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Афанасий Великий рече: иже хошет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическая вера, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдает, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет. Вера ж кафолическая сия есть, да единаго бога в троице и троицу во единице почитаем, ниже сливающе составы, ниже разделяюще существо; ин бо есть состав отечь, ин – сыновень, ин – святаго духа; но отчее, и сыновнее, и святаго духа едино божество, равна слава, соприсущно величество; яков отец, таков сын, таков и дух святый; вечен отец, вечен сын, вечен и дух святый; не создан отец, не создан сын, не создан и дух святый; бог отец, бог сын, бог и дух святый не три бози, но един бог; не три несозданнии, но един несозданный, един вечный. Подобие: вседержитель отец, вседержитель сын, вседержитель и дух святый. Равне: непостижим отец, непостижим сын, непостижим и дух святый. Обаче не три вседержители, но един вседержитель: не три непостижимии, но един непостижимый, един пресущный. И в сей святей троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три составы и соприсносущны суть себе и равны. Особно бо есть отцу нерождение, сыну же рождение, а духу святому исхождение: обще же им божество и царство*. (Нужно бо есть побеседовати и о вочеловечении бога-слова к вашему спасению.) За благость щедрот излия себе от отеческих недр сын-слово божие в деву чисту богоотроковицу, егда время наставало, и воплотився от духа свята и Марии девы, вочеловечився, нас ради пострадал, и воскресе в третий день, и на небо вознесеся, и седе одесную величествия на высоких и хощет паки приитти судити и воздати комуждо по делом его, его же царствию несть конца*. И сие смотрение в бозе бысть прежде, даже не создатися Адаму, прежде, даже не вообразитися. (Совет отечь.) Рече отец сынови: сотворим человека по образу нашему и по подобию. И отвеща другий: сотворим, отче, и преступит бо. И паки рече: о единородный …

1. Житие протопопа Аввакума.

Подготовила
студентка 17 группы
Старицына Олеся.
Сюжет.
Аввакум родился в семье нижегородского священника
Петра и Марии. Будучи ребёнком, он увидел мёртвое
животное, и это зрелище сильно напугало его, и
мальчик долго думал о смерти и спасении души.
Именно с этого момента он каждую ночь читал
молитву.
После смерти Петра, Мария устроила замужество
сына на бедной, но набожной девушке Анастасии.
Аввакум стал священником и в 31 год был уже
протопопом. Заступаясь за беззащитных и
обездоленных, он попал в немилость одному
большому начальнику и за свою дерзость был выгнан
из дома с женой и только что родившимся сыном.
Вскоре он вернулся в разграбленный дом, но
неприятности продолжали преследовать молодую
семью. В конце концов протопоп был изгнан со своей
земли и отправился в Москву.
Протопоп много исцелял людей, в которых «вселился
бес», новорождённых детей избавлял от грыжи. В
первые годы служения он часто пугался бесов, но
благодаря молитвам и вере сумел побороть свои
страхи. Как-то, рассердившись на жену, Аввакум
побил её и тут же был наказан за это: он не мог
справиться со своей бесноватостью, пока не извинился
перед супругой.
В это время Никон стал патриархом и ввёл изменения: креститься полагалось теперь
тремя пальцами, а количество земных поклонов уменьшилось. Аввакум с
единомышленниками написали царю письмо, где назвали всё это ересью и
отступлением от истинной веры. После этого Аввакум был сослан в Сибирь. Тут его
невзлюбил местный дьяк Иван, часто доносящий на него. Аввакума было решено
переводить в Даурии. В пути судно, на котором плыл протопоп с семьей, чуть не
утонул. Вскоре Аввакума заточили в Братский острог, а супруга с детьми жили
неподалёку от тюрьмы. Видеться им не позволяли.
Зимой случился страшный голод, многие погибли. Аввакум выжил благодаря
помощи своей семьи. Вскоре священнослужитель отправился к московским землям,
где начал проповедовать о вере, обличая патриарха Никона. В Москве царь и бояре
доброжелательно встретили протопопа и даже предложили ему место в церкви, но
при условии, что он примет нововведения Никона. Аввакум отказался. Тогда
государь попросил его молчать о своём несогласии. Прошло полгода, и протопоп, не
сдержавшись, всё же выступил перед царём против Никона, за что был сострижен и
проклят. По всем землям начались преследования священнослужителей,
несогласных с Патриархом: несчастным отрезали языки, пальцы, многих сожгли.
Характеристика
главного героя.
На первый взгляд образ главного героя
автобиографического повествования противоречив,
лишен целостности. А. с помощью описания
многочисленных чудес открыто свидетельствует о
собственной святости. В некоторых случаях он проводит
прямые аналогии с лицами священной истории:
сравнивает себя с Авраамом у Мамврийского дуба, а в
кульминационной сцене церковного собора
недвусмысленно намекает на свое сходство с поруганным
и распинаемым Спасителем. Однако нередко в «Житии»
появляются покаянные формулы, беспощадные
саморазоблачения, в духе завещания Ивана Грозного или
царского послания в Кирилло-Белозерский монастырь:
«…простите, Господа ради! Кто есмь аз? умерый пес!»;
«Рекох и паки реку: аз есмь человек гредщик»
блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и
грешникам и всякому человеку лицемерец
окаянной».

Протопоп Аввакум Петров (или Аввакум Петрович, 1620—1682) принад­лежит к числу наиболее ярких фигур русской истории. С необыкновенной мощью явил он миру те качества, в которых отразился русский человек во всем многообразии его характера, — несокрушимую волю, силу духа, страст­ность, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи. Помимо прочего, Аввакум — несомненно, гениальный писатель, на столетия опе­редивший свое время. Написанное им в пустозерском заточении автобио­графическое «Житие» — жанр прежде немыслимый в отечественной лите­ратуре! — одно из самых сильных произведений не только русской, но и мировой словесности. Представленная в серии «ЖЗЛ» книга о нем во мно­гих отношениях необычна. Прежде всего потому, что она принадлежит перу старообрядческого историка и дает именно старообрядческий, во многом непривычный и неожиданный для неподготовленного читателя взгляд и на биографию «огнепального» протопопа, и на церковный раскол второй поло­вины XVII века, и на всю русскую историю этого и последующего времени.