Значение Пушкина в литературе

Пушкин – первый русский поэт мирового масштаба и значения, и этим определяется его место в художественном развитии человечества как величайшего национального поэта новой, послепетровской России.
Прямого, непосредственного воздействия на современные ему иноземные литературы мира Пушкин не оказал. Но его творчество явилось истоком величайших идейно-художественных открытий и достижений русской литературы, а через это и русской духовной культуры, тех начал, которые получили широчайший международный отклик и мировое признание уже в послепушкинскую эпоху, в эпоху подготовки первой в России буржуазно-демократической революции.
Иначе говоря, творчество Пушкина – это итог и зрелый плод огромного пути, пройденного Россией и ее литературой от эпохи Петра к эпохе Отечественной войны 1812 г. и движения декабристов.
Сформировавшееся именно в эту знаменательную и переломную эпоху русской жизни, озаренное от начала и до конца «священной памятью двенадцатого года» и трагедией революционного подвига декабристов, творчество Пушкина завершило процесс национального самоопределения русской литературы в ряду других исторически зрелых европейских литератур, опыт которых она до того интенсивно усваивала, но обогатить его чем-либо своим еще не могла.
Пушкин был поэтом в сущности только одной темы. Но тема эта – Россия. Не те или другие стороны, явления, процессы, задачи и вопросы русской жизни, будь то ее государственное величие, воспетое Ломоносовым, или самодержавно-крепостническое насилие, заклейменное Радищевым, но и то и другое одновременно и вместе со многим другим и разным, входящим в целое России как живого, саморазвивающегося народного и государственного организма, исполненного огромных, но еще не раскрывшихся сил, одержимого тяжкими болезнями, понятыми Пушкиным как болезни роста.
Все предшественники Пушкина, начиная от Нестора летописца, каждый по-своему были «поэтами» Русской земли и ее истории. Однако ни один из них не стал поэтом русского народа, его неповторимой национальной индивидуальности и «угадчиком» заключенных в ней тайн не только русской, но и мировой истории, каким довелось стать Пушкину, а при его посредстве и всем последующим великим русским писателям и поэтам.
Пушкин был не только гениальным художником слова, но художником, наделенным темпераментом государственного деятеля, широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.
Личность Пушкина в ее творческом самовыражении не поддается никакому сколько-нибудь отчетливому нравственно-психологическому определению в силу ее многогранности и динамичности. Но она зримо и художественно в высшей степени активно присутствует во всех произведениях поэта, во всех созданных им картинах и образах русской жизни, заявляя о себе их глубоким лирическим подтекстом.
Будучи объективным качеством и основополагающим принципом творчества Пушкина, его народность представлялась самому поэту необходимой и естественной альтернативой основному, с его точки зрения, пороку послепетровской культурно-исторической жизни России – «насильственному приспособлению всего русского к европейскому» (11, 177). Насильственному – значит некритическому, подражательному, искусственному, а потому не только бесплодному, но вредному, парализующему собственные созидательные силы национального бытия и сознания. В данном случае Пушкин ставит и решает вопрос в его сугубо литературном аспекте, формулируя свои воззрения на задачи русской драматургии, осознанные им в работе над «Борисом Годуновым». Но сам-то вопрос, что Пушкин прекрасно понимал, был поставлен петровскими преобразованиями, их незавершенностью, противоречивостью. Поэтому он до конца XIX в. оставался одним из дискуссионнейших вопросов русской литературной и общественной мысли, находился в центре внимания Гоголя и Лермонтова, Толстого и Достоевского, разделяя западников и славянофилов, революционных демократов и либералов, народников и социал-демократов. Непосредственно этому вопросу во всем его историческом объеме Пушкин посвятил «Медный всадник» и «Историю Петра», работа над которой осталась незавершенной, оборванная смертью поэта.
Насильственному приспособлению всего русского к европейскому Пушкин противопоставил идеал естественного саморазвития русского народа и государства по пути, предначертанному их собственной историей, т. е. сообразному выработанным в самом ходе этой истории гуманистическим ценностям русской культуры, их опять же естественному саморазвитию. Но оно, как и саморазвитие любого народа и его национальной культуры, требует творческого освоения далеко не всех, а только действительно гуманистических, общечеловеческих ценностей исторически наиболее зрелой западноевропейской культуры, именуемых самим Пушкиным «европейским просвещением». Творческое освоение, по мысли Пушкина, предполагает не только естественное приспособление русского к европейскому, но, во всяком случае в перспективе, и обратный процесс – приспособление европейского к русскому, обогащение европейского русским.Положить начало этому процессу, наметить его общие контуры и магистральные пути и было главным делом Пушкина. Наибольшая же его трудность заключалась для Пушкина в состоянии современного ему русского литературного языка. И не только в его все еще недостаточной «европеизированности», как это было для Карамзина, но и в утраченной им былой и крепкой связи с народным просторечием.
Значение Пушкина как основоположника нового русского литературного языка и заключалось в освобождении «книжного» языка от всех стеснявших его до того условных стилистических и жанровых канонов и разграничений, в том числе от социального в своей основе иерархического разграничения на «высокий», «средний» и «низкий» слог. Созданный Пушкиным новый слог имел только единственный, но двуединый стилистический критерий – критерий «точности», адекватности словесного выражения на родном языке национальной специфики русской «мысли» на современном уровне ее европейской образованности. Тем самым Пушкин создал русский литературный язык общенационального значения, т. е. одинаково приспособленный для выражения в слове всех аспектов национального бытия и всех оттенков национального самосознания.
Ни одно из произведений Пушкина не может быть правильно понято без учета того стилевого выражения, которое получает в нем движение самого Пушкина к решению важнейшей задачи его творчества – окончательному самоопределению русского литературного языка, мыслимого им как непосредственная «действительность» (материал) и необходимое условие самоопределения национального сознания и общества.

»Magister Dixit» — научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 81 ББК 81.055.1

Майкл Деннис Мартин ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЮ

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

Ключевые слова: Пушкин; Пугачев; историческая ситуация; Петр Первый; противоречия; столкновение позиций; историческая эпоха; государственный деятель; царизм; народное движение; восстание; политическая система; аристократическое общество; патриотический взгляд; конфликт; судьба человека; документальная проза; реалистический взгляд; общее человеческое начало; многогранная личность; социальные изменения

M.D. Martin

PUSHKINS VIEWS ON HISTORY

© Майкл Деннис Мартин, 2014

Каждый писатель в своих произведениях отражает свой взгляд на жизнь и быт того периода истории, в котором довелось ему жить. Но не все авторы рассматривают историю с философской точки зрения, анализируют ее, выражают определенную позицию, как А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин жил в очень интересный период истории России, и своими произведениями, гражданской позицией, своим отношением к событиям, которые происходили в этот период, он влиял на умы лучших представителей Отечества.

Взгляды А.С. Пушкина на историю менялись в течение жизни: об этом рассказывают нам сюжеты его произведений. Обращают внимание на себя две теории в творчестве писателя, конкурирующие друг с другом. Первая теория заключается в том, что на ход истории всегда в большей степени влияют «сильные мира сего», люди, стоящие у власти. По другой теории, народ меняет историю, его сила, мощь, характер, настроение влияют на события, происходящие в стране. Столкновение этих позиций, противоречий проявляется в творчестве А.С. Пушкина. Наблюдая за развитием сюжетов в его произведениях, обращая внимание на события, происходящие в его личной жизни, мы видим, как формируются эти теории и почему они меняются.

А.С. Пушкин родился в дворянской семье, он был частью аристократического мира России, поэтому жизнь этого мира, конечно, отражается в его произведениях. Но с детства его воспитывала крестьянка Арина Родионовна, которая смогла привить ему любовь к народной речи, народному характеру, его особенностям. Таким образом, Пушкин оказался между двумя мирами: миром простых людей и аристократическим миром. Он всегда чувствовал сильную связь с русским народом и верил в святость Российского государства, с одной стороны, а с другой, он видел и среди представителей дворянского общества людей достойных, умных, способных изменить мир к лучшему.

Среди первых значительных произведений на историческую тему является драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», где он удивительно точно воссоздал историческое прошлое, рассказывающее об эпохе смутного времени правления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

царя Бориса Годунова. Он не только воссоздает внешние черты эпохи, но и раскрывает основные социальные конфликты. Все группируется вокруг главной проблемы: царь и народ.

Для А.С. Пушкина Борис — незаурядная личность. Он показан в драме и прогрессивным государственным деятелем, и любящим отцом, и царем, который заботится о просвещении в государстве, о развитии науки, о счастье подданных, и человеком, способным на сострадание, хотя и вступил на престол через преступление. Но он натолкнулся на глухую стену непонимания народа, он остается для народа царем — деспотом, тираном, крепостником. Сам Борис видит причину неприятия его народом в божьем суде, который послан ему за преступление. Автор подчеркивает, что никакие благородные цели не могут быть оправданы и достигнуты аморальными поступками. Борис относится к народу как к черни, как к зверю. Он говорит: «Они любить умеют только мертвых». Для народа главный вопрос — это вопрос о крепостном праве, но именно Борис Годунов уничтожил Юрьев день. Он считает, что народ понимает только язык силы, поэтому в стране во времена его правления распространены казни.

Из глубины драмы возникает мысль, что дело не только в личных качествах Бориса Годунова или Лжедмитрия, которому поначалу народ поверил, а потом отшатнулся от него, потому что тот вступает на престол через убийство Федора и становится игрушкой в руках бояр, не оправдав надежд народа, но и в том, что царская власть деспотична, и во все времена между самодержавием и народом всегда был глубокий разрыв.

Впервые именно в произведениях А.С. Пушкина, народ становится действующим лицом, но изображение народа отличается двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, народ — это грозная стихийная сила, с другой — это зависимая от разных сословий политически незрелая масса, не способная свергнуть существующую власть и управлять государством.

Народ в драме А.С. Пушкина. «Борис Годунов» — источник нравственного суда. И накануне восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин, говоря о слабо-

сти дворянского движения, призывал передовых людей того времени приобщиться к народу.

Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» сказочный: здесь и похищение невесты, и заточение героини в заколдованном царстве, совершение подвигов ради ее спасения и, конечно, счастливый конец. Но рассказывая о сказочных героях, Пушкин, который три года работал над этим произведением, переосмысливает сказочный сюжет, сталкивая фантастическое с реальным.

Руслан является типичным классическим русским героем, богатырем, который спасает Людмилу, дочь князя Владимира Великого, олицетворяющую собой Великую Русь, от злых сил. Его образ является подтверждением мысли Пушкина о том, что значение великих людей в истории очень большое. Но и народ здесь предстает как действующая сила истории со своими надеждами, мыслями, стремлениями к борьбе и победе.

К тому времени, когда была закончена поэма «Руслан и Людмила», начали появляться в печати другие произведения А.С. Пушкина, в которых отражается его отношение к истории, где он критикует политику власти России, показывая особое презрение к режиму, который поддерживает крепостное право.

В оде «Вольность», написанной в том же году, что и поэма «Руслан и Людмила», отражаются разнообразные его чувства: желание свободы, ненависть к тиранам, призыв к народу на борьбу против крепостников:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

(А.С. Пушкин «Вольность»)

Ко времени написания оды » Вольность» недоверие А.С. Пушкина, к политической системе России растет, особенно после его изгнания из Петербурга в 1820 г. за лирику, направленную против царя. Он мечтает об изменении системы власти в России и считает, что этих изменений могут добиться лучшие представители аристократического общества в стране. Со многими из них он знаком, ему даже известно их намерение поднять восстание против царя. Он бы и сам хотел принять участие в нем, но его друзья, заботясь о будущем России,

которая не должна была потерять великого поэта, не позволили Пушкину это сделать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин не раз обращался к недавнему прошлому, связанному с различными бунтами, восстаниями народа в России, и приходил к выводу, что восстания подавлялись царскими войсками потому, что народ не был готов к ним. После восстания декабристов Пушкин, разочарованный его разгромом, пораженный гибелью и ссылкой на каторгу своих друзей, задумывается над тем, что интеллигенция должна объединиться с народом в борьбе против тирании, несправедливости власти.

Растущее недовольство писателя царским режимом мы видим и в поэме «Медный всадник». Вначале поэмы кажется, что Пушкин с уважением и восторгом относится к Петру Великому, который основал город Петербург, восхищающий всех, открывший » окно в Европу», но затем мы видим, что отношение поэта к царю становится достаточно противоречивым. Петр Первый представлен в поэме в образе медного всадника как олицетворение бесчеловечной власти, которая, не обращая внимания на чаяния, желания, потребности, жизнь простых людей, осуществляет свою политику. Возведение города у моря таит в себе постоянную угрозу для жителей, они страдают и порой погибают от частых наводнений.

Герой поэмы » Медный всадник» Евгений — «человек обыкновенный», он не имеет ни чинов, ни денег. Молодой человек мечтает жениться на любимой девушке, но в страшном наводнении его невеста погибает. Обезумевший, он приходит к памятнику Петру Первому, чтобы обрушить свой гнев на «горделивого истукана», но победить его он не в состоянии.

Основной конфликт произведения — это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано государственными интересами, построен в непригодном для жизни людей месте. Простой человек со своими интересами противопоставлен государству. Но Пушкин обращает внимание «власть имущих» на то, что игнорирование интересов простого человека может привести к бунту.

Обращаясь в этом произведении к историческому прошлому России, автор в минувших событиях пытается найти ответы на вопросы современности. Как патриот, глубоко любящий свою страну, Пушкин выражает недовольство отсталостью современной российской политики, структурой власти, отношением к народу. Он подчеркивает, что конфликт между простым человеком и государством не исчезает.

В 1828 г. А.С. Пушкин пишет поэму «Полтава», где он размышляет о судьбе русского государства среди других европейских государств, о способности русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе со Швецией — очень сильным противником. Основным эпизодом, раскрывающим эту тему, является Полтавский бой, которым руководит Петр Первый, проявляющий мастерство истинного полководца, прекрасно знающего военное дело.

Другая тема, которая во все времена будет важной в любом многонациональном государстве, это тема объединения разных наций в одно государство, сохранение добрых отношений между людьми разных национальностей, решение различных проблем всех наций, составляющих государство. Развивая эту тему, Пушкин раскрыл образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России, но его действия были направлены не на освобождение родины, а на приобретение власти с помощью вражеских войск.

И еще одна тема » Полтавы» — судьба человека, далекого от участия в политических событиях и все же раздавленного «колесом истории». Эта тема раскрывается образом Марии, которая, преодолевая большие трудности на пути к любви, все же завоевывает личное счастье, но страшные исторические события становятся причиной ее гибели.

Говоря об отношении А.С. Пушкина, к истории, надо сказать, что он очень внимательно и профессионально изучал исторический материал, который был использован в его произведениях. Когда он работал над «Историей Пугачева», которую можно отнести к документальной прозе, он, не довольствуясь только официальными документами, обращается к людям, обладавшим мемуарами о том времени, записывал рассказы стариков — свидетелей прошедших событий,

посетил места, связанные с Пугачевым. Благодаря всему этому Пушкину удалось в этом произведении показать реалистический образ вождя народного движения. Правительство определяло крестьянскую войну под предводительством Пугачева как бунт местного казачества. Пушкин же относил «пугачевщину» к явлению классовой борьбы, где часто отмечается «великая обширность» революционного движения, «поколебавшего государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Это было «общее негодование», направленное против правительства. Пушкин, конечно, поднял образ Пугачева на определенную высоту, показывая его влиятельной фигурой, способной изменить ход истории, но все же основной движущей силой этого восстания, по мнению автора, как и основным героем книги, является народ, который и до появления Пугачева часто выступал против крепостнического правительства .

Взгляд на историю отражается и в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она в какой — то степени является кульминацией политической и исторической теорий писателя.

Повествование событий, связанных с восстанием Пугачева, ведется от лица Петра Андреевича Гринева — провинциального русского дворянина, который волей судьбы попадает в водоворот великого исторического события.

В этом произведении автор раскрывает многие темы, затронутые им и в других произведениях: свобода выбора в жестоких жизненных обстоятельствах, закон и милосердие, роль семьи в жизни человека, честь, достоинство и трусость, верность и предательство.

Петр Гринев — это человек, который живет по велению сердца, для него очень важным является чувство долга, которое проявляется во всем: он оплатил бильярдный долг мошеннику Зурину, который встретился ему по пути к месту службы, отблагодарил случайного попутчика, который помог им с Савельичем во время сильного бурана добраться до постоялого двора, вызывает на дуэль Швабрина — циничного, эгоистичного офицера, с которым Гринев вынужден служить в крепости, когда тот презрительно отзывается о Маше Мироновой —

девушке, которую он ценит и любит, он не теряет чувства достоинства, когда пугачевцы ведут его на казнь, он не признает Пугачева государем и смело заявляет ему об этом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это и многое другое подчеркивает мысль автора о том, что среди дворян есть достойные уважения, честные, принципиальные люди, на которых всегда можно положиться. Наряду с этим Пушкин с глубоким разочарованием говорит о неуверенности, страхе, некомпетентности, несостоятельности, безразличии по отношению к простым людям офицерского состава военной части Оренбурга.

И среди крестьян, по мнению Пушкина, достаточно преданных, живущих по неписаному кодексу крестьянской чести, имеющих то общечеловеческое начало, которое может быть присуще любому сословию. Эти качества воплощены Пушкиным в образе Савельича, который готов всегда даже ценой своей жизни прийти на помощь своему воспитаннику .

Образами этих двух героев, неотделимых друг от друга, автор хочет подчеркнуть очень важную мысль: в жизни человек любого сословия должен стремиться к общечеловеческому началу и служить ему не за страх, а за совесть.

Если сравнивать образ Пугачева в документальной повести » История Пугачева» и в «Капитанской дочке», то в первом произведении он кажется в большей степени бессмысленно жестоким человеком, а во втором — он многогранен: то злобный, то великодушный, то своенравный, то покладистый, то глупый, то мудрый, то самостоятельно принимающий решения, то прислушивающийся к мнению других.

Повесть заканчивается поражением Пугачевского восстания и возвращением стабильности в стране. Показывая образ Пугачева в развитии, Пушкин хочет подчеркнуть его величие и значимость в истории Отечества. Он показывает его человеком, способным объединить простых людей разных национальностей, верящим в силу народа, любящим народ, с одной стороны, а с другой, человеком, еще не готовым противостоять государственным войскам.

А.С. Пушкин до конца жизни верил в возможность социальных изменений в России и надеялся на то, что они будут исходить от простых людей, которых должны повести за собой истинные личности, которым они всецело доверяют.

Библиографический список

1.Дебречены, Паул Другой Пушкин: Изучения прозы Александра Пушкина / Паул Дебречены. — Станфорд, 1983. — 244 с. .

2.Александр Пушкин : полное собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин.-Станфорд, 1983. — 10 т. .

3.Уоачтел, Андрю Барук Одержимость истории: Взгляд русских писателей на прошлое / Андрю Барук Уоачтел. — Станфорд, 1994. — 315 с. .

Введение

Русскую классическую литературу невозможно представить без столь выдающегося писателя всех времен как А. С. Пушкин. Вклад, который он внес в становление русской литературы, невозможно переоценить. А. С. Пушкин воистину является самым знаменитым русским поэтом и писателем. Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всем мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства.

Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Несмотря на то, что поэта нет в живых уже почти 200 лет, интерес к его творчеству не угасает. Нет сомнения, что А. С. Пушкин является гением русской литературы, одной из самых выдающихся и уникальных личностей России. Было бы не справедливо сказать, что Пушкин внес вклад исключительно только в русский язык и русскую литературу, так как Александр Сергеевич был очень образованной и всесторонне развитой личностью, вклад его так же прослеживается и в истории, в философии, политологии.

Факты биографии

Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

  • «Кавказский пленник»
  • «Бахчисарайский фонтан».

Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

  • «Повести Белкина»,
  • «Маленькие трагедии»,
  • «Сказка о попе и его работнике Балде».

В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

Пушкин в русской литературе

Нельзя ставить под сомнение тот факт, что А. С. Пушкин внес неоценимый вклад в становление русской литературы и сотворил национальный русский язык. Взяв за основу язык народа, он реалистично описывал и художественно изображал действительность того времени. А. С. Пушкин писал для обычных людей, тем не менее он наполняет свой литературный язык большим разнообразием эпитетов, метафор, призывает людей мыслить не прямолинейно, а более абстрактно.

Замечание 1

В литературе А. С. Пушкина считают основоположником такого направления как реализм. Пушкин никогда не придерживался какого-то определенного стиля, в его творчестве присутствует абсолютно разные по стилистической окраске произведения.

Пушкин внес в русскую литературу очень важные для каждого человека ценности: его поэзия наполнена горячими высказываниями, свободой, любовью к людям, гуманностью.

Несмотря на свою не слишком долгую жизнь, Пушкин создал огромное количество величайших произведений. Практически ни один поэт не смог внести столько же много в русскую литературу, сколько сумел внести А. С. Пушкин примерно за 20 лет своей продуктивной творческой деятельности. Благодаря А. С. Пушкину русская литература приобрела свою национальную самобытность, он сумел превознести ее до уровня мировой.

Помимо этого, А. С. Пушкин имел удивительную способность художественным образом описывать удивительную природу России. Пушкина называют художником слова. Как мы можем наблюдать из биографии поэта, ему удалось побывать во многих, абсолютно разных уголках нашей необъятной страны: две столицы – Москва и Петербург, глубинка – село Михайловское и Болдино, далекий Крым, Азия, Молдавия, уда только судьба не заносила поэта. Находясь под впечатлением от мест в которых ему удалось побывать, он удивительным образом описывает природу, обстановку тех мест и свое душевное состояние.

Особенность Пушкинской поэзии заключается еще и в том, что все его описания очень реалистичны: начиная от описания природы и заканчивая описанием людей, причем как дворян, так и людей из народа.