Знаменный распев, что это такое?

В Московском Международном Доме Музыки 2 мая 2014 г. прошел уникальный концерт «Распевы святой Руси», в котором приняли участие семь хоров (почти 200 певцов). Зрители и участники делились своими впечатлениями от этого необычного концерта. В начале ХХ в. в Московской консерватории проходили концерты знаменитого Морозовского хора — старообрядцев, исполнявших эту, казалось бы, забытую хоровую музыку Древней Руси. И вот теперь эта традиция возрождается. Старообрядческая Церковь получила президентский грант на развитие и популяризацию старообрядческого знаменного пения. Институт проблем гражданского общества поддержал и концерт в Доме музыки. Мы встретились с одним из ведущих регентов – теоретиком и практиком знаменного пения из Новосибирска Александром Емельяновым.

В Московском Международном Доме Музыки 2 мая состоялся концерт знаменного пения. Это первый концерт знаменного пения на такой большой площадке?

Два года назад в Доме музыки в рамках Рождественского фестиваля проходил концерт знаменного пения, в котором принимал участие нижегородский старообрядческий хор, но они там выступали одни. А чтобы столько хоровых коллективов знаменного пения выступило за один вечер в таком знаковом месте, на такой серьезной столичной площадке – это, конечно же, впервые.

В старообрядческой церкви все знают, что из себя представляет знаменное пение. А вот знаком ли современный российский зритель (слушатель) с этим понятием и насколько оно представлено в современной русской культуре?

Мне приходится активно «мониторить» социальную среду интернета, где можно сделать вывод, что нестарообрядцам, обычным любителям классической камерной музыки знаменное пение неизвестно. Для них это всегда открытие. Популяризация этого древнего вида пения, которой мы сейчас занимаемся, тоже нас в этом убеждает. Нецерковные люди, приходящие на наши выступления, получают огромный заряд впечатлений и эмоций, потому что до того, как выясняется, они ничего подобного не слышали.

Вы ведь один из немногих среди старообрядческих регентов имеете музыкальное образование. Насколько вообще о знаменном пении известно людям, получающим профессиональное хоровое образование в музыкальных училищах, консерваториях?

Этот вопрос правомерно задать представителям музыкальных училищ, колледжей и ВУЗов. Но, насколько мне известно, курс дирижерско-хоровых отделений и факультетов предполагает обучение хоровому исполнительскому искусству в его поздней классической традиции. Знаменное пение отчасти изучается в курсе теоретических музыкальных дисциплин. И надо сказать, что в процессе обучения многие студенты-теоретики заинтересованы в контакте со старообрядцами, с общинами, с хорами, чтобы это искусство ощутить, если можно так выразиться, вживую, а не просто где-то о нем прочитать и сделать какие-то выводы. Они стараются не просто послушать, но услышать пение, записать, вникнуть, сделать сравнительный анализ. Кстати, такой вот «студенческий» интерес к старообрядческому пению и дал нам замечательных учёных и исследователей как Т.Ф.Владышевская, Н.Г. Денисов, Б.А. Шиндин, Т.Г. Казанцева, И.В. Дынникова и других.

Можно ли сказать, что знаменное пение – это чисто археологическая вещь, наследие древности, или это все-таки живая развивающаяся традиция?

Для ученых и большинства людей светского общества – это раритет. Для нас, старообрядцев, это живая молитва, воплощенная в музыкальных звуках. Но здесь нужно учесть вот что. Дело в том, что на сегодняшний день сложились две основные направленности бытования знаменного распева. Первая – это, конечно же, старообрядческая среда, где ни на минуту не прерывалась традиция. Она, со времен Древней Руси в наших общинах и приходах сохраняется. Она, естественно, развивается. Об этом немало уже было написано и сказано. Но есть другая среда. Это среда новообрядческая, которая со времен Раскола успела забыть, что такое знаменный распев, и сейчас осуществляет попытки его реконструкции. Они делают эти попытки, зачастую не учитывая опыт старообрядческой церкви. Большое количество людей пытаются реконструировать службу с древним пением, расшифровывают крюковые старые записи, переводя их на современную пятилинейную нотацию, пытаются возродить архаическую «более аутентичную» манеру исполнения. И, как им кажется, не в обиду будет сказано, восстанавливают, спасают это полузабытое искусство. На самом деле это есть реконструкция, а не спасение. Пение это спасли старообрядцы.

Хор певчих старообрядческих приходов Сибири

Но ведь, как известно, в новообрядческой традиции тоже существуют песнопения, которые называются «знаменными». Что это такое?

Дело в том, что та традиция, которая у новообрядцев называется знаменной, имеет в себе, как правило, основную мелодию знаменного распева, записанную, конечно же, нотами современными, но потом гармонизированную (гармонизация — присоединение к основной мелодии связной последовательности аккордов– прим. ред.). Если мы послушаем такое песнопение, даже если там будет написано «знаменный распев», мы знаменный распев там сразу и не обнаружим из-за гармонизации. Хотя в ряде мест в новообрядческой церкви продолжалась традиция исполнения знаменного распева, но по нотам.

То есть знаменный распев — это не только мелодическая структура, это еще и определенные принципы организации пения. Можно ли сказать, что эти новообрядческие мелодии не являются в чистом виде знаменными?

Знаменное распев был в новообрядческой церкви, но не являлся господствующим. Господствующим с конца 17 века стал киевский распев в многоголосном изложении. Именно киевские спеваки его утвердили во второй половине 17 века.

Представим себе, что какой-то исполнитель хочет научиться знаменной музыке, но при этом он не является старообрядцем и вообще церковным человеком, а просто хочет ее освоить. Существует ли возможность освоить знаменное пение вне старообрядческой церкви?

Это возможно. Существует большое количество знаменных Азбук, разных веков. Переиздаются старообрядческие Азбуки, вышедшие в печатном виде в начале 20 века, которые можно купить практически в любой старообрядческой книжной лавке. В светских музыкальных учебных заведениях факультативно открываются разного рода знаменные школы. Изучается знаменное пение в духовных училищах и семинариях. Можно обучиться самостоятельно и при помощи стороннего человека, который хорошо знает пение — самый распространённый пример среди старообрядцев. Конечно, можно научиться петь, можно овладеть этим искусством, можно исполнять какие-то песнопения, но… Знаменный распев – это все-таки молитва. Молитва в музыке, молитва в пении. И здесь нужно почувствовать грань. Кстати, очень тонкую грань, и почувствовать ее может далеко не каждый. Есть музыкальное исполнение, а есть живая молитва. Не в каждом исполнении можно отыскать то зернышко духовности, благодаря которому действительно из простых звуков получается божественная песнь. То есть, конечно, для полноты этой молитвы человек должен быть верующим и воцерковлённым.

Как можно объяснить не музыковеду, а обычному человеку, у которого возникает вопрос, чем отличается знаменный распев от того, что у нас принято в обычных православных храмах?

Знаменный распев по сравнению тем, что сейчас поют в большинстве православных храмов, — это абсолютно другая музыкальная система. Это целый музыкальный мир, из которого позже вышла хоровая многоголосная музыка. На западе за основу был взят грегорианский хорал. Это древний вид одноголосного пения католической церкви. Здесь, на Руси, был знаменный распев, который пришел в свое время из Византии. Конечно же, человеку неподготовленному, не слышавшему знаменного распева, это покажется довольно необычным. Пение действительно характерное. Это одноголосие, это примарный либо октавный унисон, сдержанно-строгая манера исполнения. В нем исключаются художественные излишества, оттенки, нюансы, которыми изобилует современная хоровая музыка. Знаменный распев называют аскетичным, но, он очень возвышен и торжественен. Поэтому человеку, который в первый раз придет на концерт, либо в храм послушать знаменное пение, нужно, по крайней мере, быть готовым к тому, что он идет слушать не обычную музыку, не ту, которую принято слушать в концертных залах и филармониях, а совсем другую. В чем-то, я бы даже назвал искусство знаменного распева элитарным. Но, если находятся знатоки, ценители среди обычных рядовых людей, конечно, для них это будет находка, для них это будет подарок, каковым и был, например, прошедший 2 мая концерт в Москве.

Есть такое мнение, что сам принцип отказа от тонального тяготения, которое есть в обычной музыке, и от использования гармонизации, оказался востребован современными нонконформистскими музыкантами, и экспериментаторы тоже используют принцип древних ладов. То есть в каком-то смысле можно сказать, что это не совсем забытое искусство?

Видимо да. В современной музыке много течений с опорой на фолк и этно- направления. Я не могу сделать достаточно профессиональный анализ, потому что я этим направлением просто не занимаюсь. Я подвизаюсь исключительно как знаменщик. Знаменное пение, вероятно, используется и современными композиторами в их творческой деятельности. Но, очевидно одно, я могу об этом сказать с уверенностью на сто процентов. Если бы старообрядчество после Раскола церкви в сер. 17 века, не сохраняло знаменный распев, не сохраняло эту традицию, то сейчас, современные музыканты и певцы из РПЦ не имели бы возможности воспользоваться живой традицией, для восстановления и реконструкции в своей практике.

Если говорить о бытовании знаменных мелодий в старообрядческой церкви, есть ли здесь единая традиция? Многие считают, что есть два типа пения – наонное, хомовое, и нáречное (в первом случае сохраняются архаические особенности произношения – полногласие, а во втором – слова произносятся ближе к живой речи). Это относится к музыке или только к манере произнесения слов?

Это прежде всего манера произнесения слов и манера исполнения. Музыкальный материал практически одинаковый. То есть, распев и там, и там практически один. Эти две традиции до сих пор живут параллельно. Староверы-беспоповцы, в частности федосеевцы, поморцы, практикуют именно наонное, хомовое пение. Они давно сохраняют эту традицию. У поповцев-старообрядцев, в частности у белокриницких, а также в Русской древлеправославной церкви, пение наречное. Мы не можем сказать, что это новшество какое-то. Оно в 17 веке уже существовало.

Единственное, что тут нужно различать: опять-таки — традицию и реконструкцию. Если кто-то хочет реконструировать хомовое пение в каких-то приходах – ну пожалуйста. Но это, опять же будет реконструкция. А там, где есть живая традиция хомового или наречного пения, то эту живую непрерывную традицию и нужно поддерживать.

Теоретики и историки музыки говорят о том, что народные музыканты, отличаются от профессиональных обычно тем, что разными путями происходит передача навыков музицирования. Народные музыканты осваивают пение по напевке, слушая, как поют другие. Народные балалаечники, гусляры и скрипачи тоже осваивают инструменты, не имея никаких нот, никакой записи. А профессионалы сразу учатся с первого же звука соотносить способ записи с исполнением… В старообрядческой среде, насколько мне известно, сосуществуют два этих принципа. Они не мешают друг другу?

Думаю что нет. Уровень грамотности в области теории крюков никому еще никогда не помешал. Я имею в виду современных певцов в нашем старообрядческом певческом обществе. Однако, есть уникальнейшие виды пения, например, пение по по напевке, где всё поется наизусть. Люди, не владея крюковой грамотой, из поколения в поколение запоминая напевы, распевы, мелодии, воспроизводят и тоже поют их, — это, на мой взгляд, уникальная вещь. Я всегда восхищаюсь традициями богослужебного пения казаков-некрасовцев. Это очень, если Вы слышали, колоритное пение, народно-фольклорная манера. Конечно же, там определённо знаменная мелодия, но от крюковой записи их манера отличается обилием мелизматических украшений, то есть, попевки у них абсолютно своеобразные. Такие же особенности наблюдаются и у старообрядцев Молдавии, Украины, Румынии. У них свои местные традиции, и этот метод изустного обучения, изустной подготовки церковных певцов как раз сосуществует параллельно с методом, который практикуют наши современные старообрядцы у нас в России. И наряду с напевом еще изучается крюковая грамота, и певцы могут разучивать самостоятельно те или иные песнопения.

Обучение молодых певцов, тех кто начинает самостоятельно изучать знаменное пение в старообрядческой традиции, происходит через изучение крюковой грамоты, знаменной нотации или все-таки начинается без нее?

Как показывает практика, обучение начинается без нее. Родители приводят ребенка с собой на клирос. Куда его девать-то во время службы? И он с младенчества воспитывается в богослужебной певческой среде. Он каждую неделю сталкивается со службой, с пением, он это слышит, он это как губка впитывает. Когда он начинает что-то сознательно воспроизводить, он по слуху начинает подпевать хору, начиная с простого «Господи помилуй» или «Аминь». Когда ребенок становится старше, уже в младшем школьном возрасте, например, он уже по слуху поет уверенно несложные песнопения. Иными словами, именно здесь закладывается основа обучения знаменному пению по традиции, по слуху, изустно. А потом уже, если певец желает развивать свои знания дальше, он с помощью крюковой азбуки, при помощи опытных певцов, уставщиков-головщиков начинает постигать и теорию.

Какая главная проблема на пути развития знаменного пения в старообрядческой среде, что мешает?

К сожалению, в последнее время наблюдается очень нерадостная тенденция, когда глядишь на старообрядческую молодежь и видишь, что процесс обмирщения захватывает постепенно и ее. Дело в том, что в каких-то провинциальных приходах, в глубинке, там, где более сильны традиции, где слово отца или священника — закон, там и религиозное воспитание более серьезное. А так, смотришь на некоторых молодых людей и сразу не понимаешь, церковные это люди или абсолютно светские. Манера поведения, их интересы, увлечения, даже речь… грани, видимо, размываются. И проблема в том, что человек, в душе которого светский мир занимает больше места, чем духовный, не сможет приподнять пение до уровня непраздной молитвы. Чтобы развивалось пение, должно, скажем так, развиваться или быть в тонусе религиозное чувство души человека.

И последний вопрос. Можно ли сказать, что знаменное пение — это одно из важнейших духовных сокровищ Древней Руси, сохраненное до наших дней?

Конечно, это действительно так. Наряду с древнерусской иконописью, словесным книжным наследием, храмовой архитектурой, знаменное пение — это сокровище, это история, это целый мир. И, что самое главное — это живет. Традиция живет. И каждый раз, когда на службе в храме мы поём знаменные песнопения, ощущается внутренняя радость и торжество от того, что мы соприкасаемся с великой культурой, которая исчисляется веками, десятками веков. И что мы к этому тоже прикладываем и руку, и сердце.

1 Вид гармонизации (середина 17- сер. 18 веков)Ранний вид «партес»

Черты:первые гармонизации были довольностатичны, в свободных голосах — дискантеи альте — движение минимально, голосоведениестрогое. В басу характерны восходящиеходы восьмыми на оборотах Т-Д. Основнаямелодия в теноре. Вольности с распевомминимальны. Функциональная свобода, восновном автентические обороты.

Виды:a) более статичный, с минимальным движениемв контрапунктирующих голосах и б) с такназываемым эксцелентованным басом

Самаякрупная фигура этого времени средикомпозиторов, использующих знаменныйраспев как cantus prius factus(первоначальноданная мелодия), был Василий Титов.Самым крупным сочинением, где используетсязнаменный распев, является восьмиголоснаялитургия. «Благослови душе моя Господа»-6-ти голосныйЧерты: в свободныхголосах — дисканте и альте — движениеминимально, голосоведение строгое. Вбасу характерны восходящие ходы восьмымина оборотах Т-Д.

2 Вид гармонизации «Петербургский период»(Конец хviii — конец хiх столетия)

Вниманиек Знаменному распеву вновь возрастаетв начале 19 в. в связи с пробуждениеминтереса к русской национальной музыке.

Особенности:основной распев проводится в верхнемголосе. Компактное четырехголосие ихоральная фактура, где на каждый новыйзвук (за небольшим исключением) беретсяновая гармоническая функция, функциональноегосподство гармонии на мелодией.

Д. С.Бортнянский(1752-1825)

Ирмосы»Помощник и покровитель», «Ныне силынебесные», «Чертог Твой», «Дева днесь»,»Приидите ублажив Иосифа».Егогармонизации представляли собойпереложение мелодий, взятых не изсинодальных изданий, а бытовавших взападно-украинском церковном пении.Самым популярным и узнаваемым егопроизведением, имеющим распев, считаетсякондак Рождества Христова «Деваднесь…» болгарского распева.Черты:распев не как фактурно — и формообразующееначало, использование мажора и минора.Появляется каденция, которой нет враспевах, сохранение характера церковныхмелодий.

Позжегармонизацией мелодий из синодальныхизданий занимались П. И. Турчанинов, Н.М. Потулов, А. Ф. Львов.П.Турчанинов(1779-1866)-стремясь подчинить знаменную мелодиюопределённому размеру, искажалеё;злоупотребление Д7. (Ирмосы великойсубботы, тропари «Благообразный Иосиф»,»Егда славнии»)

Н.Потуловсохранял несимметричный ритм знаменноймелодии и не допускал её альтерации,но, считая почти все звуки мелодииносителями определённых гармоническихфункций, создавал на этой основетяжеловесную и однообразную гармонизацию.А.Львов(1798-1870) соблюдалнесимметричный ритм и достигал ясностии прозрачности гармонизации, ноиспользовал гармонический минор, несвойственный знаменному распеву. («Ижехерувимы», «Вечери Твоея тайныя»)Окончательныйвид этого периода: широкое использованиеdivisi, более развитый модуляционный план,использование перекрещиваний, аккордовальтерированной субдоминанты, прерванныеобороты, элементы имитационной полифонии.

М.Глинка(1804-1857)Сочинял для певчихКапеллы.»Херувимская песнь», песнопение»Да исправится молитва моя».

Черты:-натурально-ладоваяорганизация-мажоро-минорнаясистема-диатоническая и хроматическаяаккордика-контраст темпов и динамики

П.И.Чайковский(1840-1893)Черты:придерживался границ строгого стиля,избегал хроматизации, распевы оставлялнеизменными, либо незначительноотклонялся от подлинника; наполненаинтонациями народной песни, болеесамостоятельные свободные голоса,широкое расположение аккордов,привязанность к строгому делению натакты.В поздних работах Чайковскийуже выходит за рамки понятия «гармонизация»и мыслит композицию как художественнуюобработку, оставаясь верным строгомустилю письма

«Всенощноебдение»( В «Свете тихий» Чайковскийпервым из композиторов — гармонизаторовиспользует прием симфонической музыки- сопоставления групп: дискантов, альтов- теноров, басов.), Ангел вопияшеВпоздних работах Чайковский уже выходитза рамки понятия «гармонизация» имыслит композицию как художественнуюобработку, оставаясь верным строгомустилю письмаА.А. Архангельский(1846-1924)

ПеснопенияЧетыредесятницы(«Да исправится…»греческого роспева, «Ныне Силы Небесныя…»знаменного и киевского распевов ),»Богородице дево радуйся» греческогораспева

Черты:-стиль гармонический преобладает надконтрапунктическим, кроме трезвучныхсочетаний, в гармонию введены септаккордыс их первыми обращениями и разрешениями,-прерванные кадансы -изредкахроматизм в сопровождающих голосах

Н.Римский-Корсаков(1844-1908)

8 номеровиз литургии Иоанна Златоуста, двойнойхор «Тебе Бога хвалим» греческий распев,6 переложения, псалом «На рекахВавилонских», «Да молчит всякая плоть»,»Чертог Твой»

Черты:-диатонизм-Консонантность(главная обработка трезвучная)-пластичноеголосоведение-привнесение методовобработки народных песен

«НОВАЯМОСКОВСКАЯ ШКОЛА»(Конец ХIХ — началоХХ столетия)

Обработказнаменного распева

Особенности:-Распевможет делится на сегменты и проводитсяв разных голосах-свободные голоса неявляются заполнением аккорда-нетсопровождения распева как мелодии-вплетение» в ткань распева предельно мелодизированныхсвободных голосов, наполненных интонациями народноймузыки

-опора на»церковный лад»( звукорядпараллельно-переменного лада)- аккордысубдоминантовой группы на доминантовомбасу(вкупе с нередко встречающимисяэлептическими оборотами)- развернутыетрезвучия с добавочными тонами — секундой,квартой

— симфоническийпринцип развития музыкальной ткани -принцип чередования мужских и женскихгрупп, или же контрасты звучания и двух,- трехголосия- использованиеdivisi-широкой аккордики и октавированныхунисонов

А.Кастальский(1856-1926)Черты:-сопоставлениемужских и детских групп, -облегчениезвучания за счет «снятия» басов-принцип подголосочной полифонии-интонации протяжной песни-распевбуквально «гуляет» по хоровымпартиям. -методы работы: напев воригинале, в сокращении или изменении,наиболееважные мотивы становятся основойвариационного развития

С нами Бог»,»Дева днесь», «Многолетие»,Ангел вопияше. Херувимские, «Кондакна Богоявление Господне», «Демественнаялитургия»

А.Гречанинов(1864-1956)

Черты:-Тяготениек оркестровым эффектам- обилиебифункциональной аккордики,-хроматизмы-принципполифонии пластов(«Свете тихий»)

В «Страстной седмице» автор дает волютворческой фантазии, этим обусловленопоявление форм типа «вариации нараспев»- № 4 «Свете тихий» или»свободная композиция с инкрустациейпопевок распева» — №2 «Чертог Твой»,№ 13 «Да молчит».

Как»обработка» Гречаниновым озаглавленолишь одно песнопение — № 10 «БогГосподь…» и «Благообразный Иосиф…»болгарского распева.»К Богородицеприлежно», «Волной морскою», «Достойноесть»

П.Чесноков(1877-1944)

«Милостьмира» киевского распева, «Хвалите имяГосподне» знаменного распева,»Херувимская».Черты:-2 контрастных»образных центра» 1- преобладаниесреднего и низкого хорового регистров,неспешное движение всех голосов, зачастуюпросто аккомпанирующих распеву. Баспри этом, как правило, либо «шагает»остинатными ходами I-V-I, либо выполняетроль выдержанного органного пункта.Плавное голосоведение и течение распева,диссонирующие, проходящие и бифункциональныеаккорды, использование низкого регистрабасовой партии сообщает звучаниюобработок этого образного центра широтузвука, объем и эффект какого-то «осязаемогосвета».

2-широкоеиспользование голосового диапазона вовсех партиях, динамичная пульсирующаяритмика, дублировки пар голосов сопрано,тенор — альт, бас; преобладание диатоники,частое параллельное октавное движение,использование трезвучий без терции,реже — без квинты.)

-плавнаямелодика, с опорой на песенные -подголосочной полифонии-подчеркиваниеплагальных-«русских» оборотов,обращений септаккордов разных ступеней

А.НикольскийЧерты:-облегченияфактуры, звучности, путем введения вткань обработок оборотов близких кнародной песне. Иногда этот принципслишком сильно обращает на себя внимание,придавая песнопениям порой несколькотанцевальный характер .-сложныедиссонирующие аккорды»Всенощноебдение» ор.26 «Благословен еси,Господи…», «Ангельский собор»греческого распева)

К.ШведовШведов в своих обработкахболее ориентирован на Кастальского,продолжает и развивает его традицииБольше уделяет внимания конструктивномуначалу — имитационной полифонии, котораястановится одним из главных формообразующихэлементов его метода работы с распевом.

Редкоеперенесение распева из голоса в голос- существенное отличие стиля Шведоваот метода работы с распевом Кастальского.Литургия

Н.ГоловановаЕго стиль как в свободныхсочинениях, так ив обработках уставныхмелодий опирается на красочность ибогатство гармонии :-цепочки обращенийсептаккордов, элептические оборотытипа D9- III34, I2 -VII2 гарм. и т.д., органныепункты. -увеличивается роль хроматизма;часто применяются и задержания втрезвучиях и септаккордах, —полифоническиеприемы -выводит имитируемые фрагментынепосредственно из распева.-свойственнонесколько пессимистическое настроение,некая «тихая грусть» с небольшимипросветлениями и эмоциональнымикульминациями («Помышляю деньстрашный»)

С.Рахманинов(1873-1943)»Всенощноебдение» оp. 37 (1915) — безусловно являетсявершиной композиторско — обработочноймысли, подытоживая тем самым столькороткий по времени и столь масштабныйпо значению для судьбы церковного пенияпериод.Новаторство в цикле:-Введениераспева в партию solo — ( № 2 «Благослови,душе моя…» греческого распева),характер исполняемой солисткой мелодииопределяет характер всего песнопения-использует человеческий голосе вкачестве инструмента, предписываянекоторые звуки петь с закрытым ртом.(№2″Благослови душе моя…»)-изменениеритмической структуры распева(№4, 5,9)-небольшое фугато(№ 5 «Еже есиуготовал…»)-сочетание трех различныхконтрастных текстовых линий, относящихся,к одной фразе(№9 «Почто мира…»)-эффектколокольного звона («Великое славословие»)

Нашевремя 20-21 век

ДиаконС. Трубачев(1919-1995)

«СвятыйБоже» знаменный распев, «Ныне отпущаеши»греческого, Богородичен 3-го гласа,тропарь Андрею Первозванному греческогораспева.

Черты:-строгаядиатоничность-вертикально-подвижноемногоголосие-использование

В. Кольваджи(род. 1965)

Причастны»Чашу спасения прииму», «Господи, восвете лица Твоего», Предначитательныйпсалом

Черты:-европейскийстиль-принципы классическойгармонии(функциональная система,модуляции 1 степени, терцовыегармонии)-Классическая тональнаясистема-четырехголосие

ГеоргийПетрович Дмитриев(род. 1942)

«Всенощноебдение»

КириллЕвгеньевич Волков(род. 1943)

тропарьВладимирской иконе Божей Матери .

Черты:

— элементытрадиционного, ритма, фактуры-симметричные диатонико -хроматическиепоследовательности, -мажоро-минор-модальныеэффекты

В. Мартынов(род. 1946)

«Нынесилы небесныя», «Вкусите и видите»

Черты:-чистейшаядиатоника -линеаризм, -поддержаннаяисонами- строгий образ богослужения

Ю. Фалик(1936-2009)

«Литургическиепеснопения»

Ю. Фалик»…давая свободу художественномувоображению, рожденному музыкальнымопытом второй половины 20 века. В то жевремя я старался сохранить в этом циклестрогую красоту и аскетичность знаменногораспева12-15 веков…. «

Библиография

1. И.Гарднер»Богослужебное пение РусскойПравославной Церкви», в 2 т/ И. Гарднер.Сергиев Пасад, 1998г

2. В.Мартынов»История богослужебного пения».Учебное пособие.-М.,1994, 240 с.

3. Е.Левашев»Традиционные жанры православногопевческого искусства в творчестверусских композиторов от Глинки доРахманинова. 1825 -1917.»/ Историческийочерк, нотография, библиография, М.,1994, 105 с.

4. В.Металлов»Очерк истории православного церковногопения в России», М., 1915. — 176 с.

5. Д. Успенский»Древнерусское певческое искусство»М., 1971

6. К.Никольская-Береговская «Русскаявокально-хоровая школа: от древностидо 21 века», «ЯЗЫКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

М.. 1998

7. М. Бражников»Древнерусская теория музыки» Л. 1972,120 с.

8. Д.Разумовский «Церковное пение в России»Музыкальная академия 1998 №1-3

9. А. Кучинина»Певческое наследие Древней Руси;история, теория, практика» СПб, 2002

10. В.Протопопов»Музыка русской литургии. Проблемыцикличности»,Исследование. — М.:Композитор, 1999. Ц С.104.

11. Н.Гуляницкая»Заметки о стилистике современныхдуховно-музыкальных сочинений»,Традиционные жанры русской духовноймузыки и современность. Москва «Композитор»1999.

12. Н.Гуляницкая «Поэтика музыкальнойкомпозиции: теоретические аспектырусской духовной музыки 20 века» М., Языкиславянской культуры, 2002.-с.432.

13. Б. Кутозов»Русское знаменное пение» издание 2-ое-М., 2008, 304 .

Нотография

1.Н. Успенский»Древнерусское певческое искусство»

2. Е.Левашев»Традиционные жанры православногопевческого искусства в творчестверусских композиторов от Глинки доРахманинова. 1825 -1917.»/ Историческийочерк, нотография, библиография, М.,1994, 105 с.

3. П. Чайковский»Литургия Святого Иоанна Златоуста»,для четырехголосного смешанного хора

4. С. Рахманинов»Всенощное бдение», для смешанногохора, М., 1922

6.http://ikliros.com/category/kompozitorraspev/chesnokov-pg?page=5

8. Ю. Фалик»Литургические песнопения» ,Издательство»Композитор» Спб 1997

9. «Православныепеснопения современных отечественныхкомпозиторов», Всероссийское музыкальноеобщество сост . А. Киселев. М. 1993

10. Н.Римский-Корсаков Сборник духовныхсочиненийhttp://mironovyury.ucoz.ru/load/vsenoshhnoe_bdenie/rimskij_korsakov_n_sobranie_dukhovno_muzykalnykh_sochinenij_m2001/3-1-0-583

Дискография

  1. СергейРахманинов — Всенощное бдение -Государственный Академический Русскийхор, дир. Александр Свешников

  1. П. Чайковский «Литургия Святого ИоаннаЗлатоуста».Государственный камерныйхор министерства СССР

  1. Хорбратии Валаамского мужского монастыря- Великое славословие (Знаменныйраспев)http://freemuzichka.com/tunes/Знаменный%20распев

  2. Мужскойхор Санкт-Петербургского Подворьямонастыря Оптина Пустынь под управлениемАлександра Семенова — Господи сил, снами буди / Знаменный распев А. А.Архангельскийhttp://freemuzichka.com/tunes/Знаменный%20распев

  3. ИринаДенисова — Херувимская песнь (знаменныйраспев)http://freemuzichka.com/tunes/Знаменный%20распев

  4. Хорбратии Валаамского Свято-Преображенскогомонастыря — »Свете тихий…» Валаамскийраспев в четырехголосном переложениидиакона СергияТрубачеваhttp://muzofon.com/search/распев%20трубачева

  5. Большойхор Российской Академии хоровогоискусства Георгий Дмитриев. «Всенощноебдение»для смешанного хора безсопровождения на канонические текстыв 14 частях

Учреждение образования

Белорусскаягосударственная академия музыки

План-конспектна тему

«Периодизацияи систематизация знаменного распева»

Подготовиластудентка4 курсавокально-хорового факультетаГалкаАнна

Минск2015