Золотой век августа

Принципат Августа. Октавиан Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Цезаря. Его приход к власти после изнурительной и долгой борьбы обозначил конец гражданских войн в Риме, установление долгожданного мира. Это Октавиан относил к числу своих наиглавнейших достижений. Себя он провозгласил первым среди равных. Система, им выпестованная, получает название принципат, что уже означало переход к Империи. Несмотря на внешние атрибуты Республики, Август сосредоточил в своих руках неограниченную власть. Сенат даровал ему титул «Августа», г.е. «подателя благ»; прежде подобные эпитеты адресовались богам. В дальнейшем он был осыпан всеми мыслимыми почестями.

«Дела божественного Августа»: политика принцепса. Август желал укрепить слабеющее италийское крестьянство, разоренное войнами, вернуть его к земледельческому труду, что не приносило заметного успеха. Достижения своего правления лринцепс обнародовал в знаменитой надписи: «Дела божественного Августа». Она была выбита на медных досках в Риме, выставлялась во многих городах Империи. Наивысшими заслугами Август считал «спасение государства», т.е. уничтожение убийц Цезаря; «восстановление Республики», что было явным лицемерием; установление «римского мира», т.е. укрепление границ государства.

Как государственный муж Август придерживался незамысловатой жизненной философии, закрепленной в таких изречениях, как «Спеши, не торопясь»; «Осторожный полководец лучше безрассудного» и г.д.

Август и литература. Август понимал значение литературы, имевшей высокий статус в римском обществе. Он поддерживал писателей, талантливых, лояльных режиму, полезных для его интересов, действуя, в основном, через своего друга и единомышленника Мецената, который владел большим поместьем, а также дворцом под Римом.

Меценат оказывал щедрую поддержку, в том числе материальную, молодым одаренным литераторам, среди которых были Вергилий, Гораций, Проперций. Одновременно он «транслировал» пожелания Августа относительно предпочтительной для принцепса тематики их сочинений. Облагодетельствованные высочайшей благосклонностью, литераторы побуждались к тому, чтобы творить в официальном русле. Конечно, Меценат не просто «подкупал» писателей: он любил искусство, радовался общению с талантами. Имя Мецената приобрело нарицательный смысл.

«Золотой век» римской поэзии. Век Августа был временем расцвета всех поэтических жанров, которые достигли классического уровня, прежде всего в творчестве великой «пятерки»: Вергилия, Горация, Овидия, Тибулла и Проперция.

Поэты «золотого века» опирались на опыт поэтов-александрийцев. Но при этом они нс были подражателями, а выказывали свою безусловную самобытность. Обогащалась их тематика, углублялась связь с общенациональными проблемами, формировался «римский стиль», сочетавший гомеровскую простоту и величественность с «гравировкой по металлу», отделкой формы, которая характеризовала александрийцев. Возрос интерес к мифологии, равно как и к «славному прошлому Рима».

Любовная элегия. Тибулл и Проперций. В это время приобрел популярность жанр любовной элегии, одним из мастеров которой был Тибулл (51 —19 гг. до н.э.), автор двух книг элегий, отмеченных в основном минорными настроениями. В ряде стихотворений поэт изливает свои чувства к неверной красавице Дели. В жанре любовной элегии трудился и Проперций (середина I в. — 15 г. до н.э.). Любовь — главная гема его четырех книг элегий. Как и у Тибулла, музой Проперция была гетера Гостия, которую он воспел под именем Кинфии.

Тит Ливий. Это крупнейший прозаик рассматриваемого периода (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.), пользовавшийся августейшим благоволением, поскольку прославлял римскую державу и римлян. Всемирно знаменит его фундаментальный труд «История Рима от основания города» в 142 книгах, из которых до нас дошло 35. История для Ливия — не только кладезь увлекательных сюжетов и мозаика колоритных характеров, но и «наставница жизни».

Римские поэты «Века Августа» были популярны в России, их много переводили. Однако критики радикальной ориентации (Белинский, Добролюбов, Чернышевский и др.) обычно адресовали им (прежде всего Вергилию и Горацию) упреки в «пресмыкательстве» перед Августом, в «сервильности» по отношению к режиму. Считалось, что значение этих поэтов исчерпывается совершенством формы, стилевым мастерством. Между тем главный смысл их творчества — не апология августовского режима, а выдвижение, эстетическое воплощение глубинных, вечных нравственно-этических и философских проблем жизни, ее смысла, долга, дилеммы личных и государственных интересов и т.д.