Зосима сокур

Схиархимандрит Зосима пользовался в Донбассе непререкаемым авторитетом. Собственно, не только в Донбассе. Верующие знали и почитали подвижника далеко за пределами региона, от Москвы и до Афона, от Иерусалима до Киева. Старец пользовался особым расположением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Прихожане почитали отца Зосиму и при жизни, и после его ухода в мир иной (кстати, он точно предсказал день своей смерти, похоронен на территории основанного им монастыря) как святого. Хотя он и не канонизирован.

Крестный ход Украинской православной церкви в Киеве

© РИА Новости, Стрингер

К отцу Зосиме приходили за советом, духовной поддержкой, благословением. Его проповеди пользовались грандиозной популярностью. Особое место, разумеется, занимали прозорливые слова схиархимандрита. Ведь такой дар редко кому дается.

Вот, например, как батюшка Зосима предсказывал предстоящую войну, которая уже пятый год сотрясает Донбасс:

«Гнев Божий — войны — приближается стремительно, и никуда мы не денемся, — говорил он, — Как бы мы ни кричали о мире… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».*

А это разве не достоверное описание, но только в формате проповеди, того, что ежедневно приносят нам с украинских территорий новостные агентства?

«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим».

Старца Зосиму многие вспомнили сегодня в связи с событиями в Стамбуле. Последствия действий отлученного от церкви мирянина Денисенко (известного еще и как Филарет) и, паче чаяния, пригревшего его Константинопольского патриарха Варфоломея провидец из Донбасса узрел так:

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго».

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся» — так народ говорит, вот так».

«Хохлы-западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог — и в тюрьмах, и где только ни находимся, — кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

Неизвестные сорвали крестный ход против войны и интеграции Украины в Евросоюз

© РИА Новости, Евгений Котенко

Однако схиархимандрит знал наверняка, что есть сила, способная противостоять мраку, захлестнувшему Украину.

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу».

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания — Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти».

«Самое страшное будет для антихриста — это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет».

Петр Толстой

© РИА Новости, Рамиль Ситдиков

Конечно, жуткие пророчества сделал отец Зосима, но и веру нам дал, твердо указал, на чьей стороне правда и кому будет принадлежать в конце концов победа.

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается — матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста не одолеют Русской Православной Церкви».

«Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»… Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской».

* Все цитаты приведены по сборникам проповедей схиархимандрита Зосимы (Сокура), подготовленным в разные годы издательством Сретенского монастыря.

Православные верующие на Украине вспоминают предсказания донецкого старца Зосимы, который еще 20 лет назад предсказал раскол и гонения со стороны «автокефальников».

Старец Зосима (Иван Сокура) почитется верующими как старец и прозорливец. Он родился на Урале, но вырос и служил Богу в Донбассе. О духовном авторитете схиархимандрита Зосимы свидетельствовал, например, Патриарх Московский Кирилл, который лично освятил храм, построенный стараниями старца в Свято-Успенской Николо-Васильевской обители.

Как отмечает «Комсомольская правда», некоторые из предсказаний старца Зосимы, которые были даны им в проповедях, были даны по поводу «беснований» в Киеве, стараний «хохлов-западенцев» против Православной Веры. Говорил священник и о подростках, которые «со стеклянными глазами» будут стрелять во всех ради забавы.

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь», — говорит схиархимандрит Зосима, обращаясь к верным чадам Церкви.

Перед своей кончиной в 2002 году старец Зосима составил духовное завещание, которым оставил инструкции верующим на случай объявления на Украине «автокефалии» и раскола.

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей — Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие.

Детство будущего схимандрита

Схиархимандрит Зосима Сокур, биография которого началась 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области, познавший Бога с младенчества, сумел окунуться в глубину Божьей благодати и получить от Творца особенные дары целительства и прозорливости.


Схиархимандрит Зосима Сокур

Необычно время и место появления будущего старца. В миру его звали Иваном, Иоанном, в честь Иоанна Предтечи. Этим именем мальчика нарекли по благословению схиигуменьи Кукши, которая молилась за беременную Марию, находящуюся под арестом.

За общение с монахинями, когда церковь была под гонением властей, Мария Ивановна, жившая в Винницкой области, попала в тюрьму за «религиозную пропаганду», где и родился Ванечка. В год рождения сына на фронте погибает его отец.

Выйдя из тюрьмы, Мария с сыном переезжает в Авдеевку Донецкой области, где находит приют у родной сестры монахини Антонина, духовной дочери святителя Иоанна Кронштадтского.

Читайте о святом Иоанне Кронштадском:

  • Мощи святого
  • Икона святого
  • Молитва Иоанну Кронштадскому от пьянства

Господь с малых лет окружил мальчика Своими посланцами, среди них была и нянечка детского сада Нюра, которая под страхом ареста учила малышей молиться молитвой «Отче наш» и креститься. Среди сирот, находившихся в том садике, в будущем выросло много знаменитых людей, но все выпускники садика помнили не заведующую или воспитателей, а маленькую старушку Нюру, которая своей верой и любовью посеяла в детских душах зерна православной веры.

К семи годам смышленый мальчик уже свободно читал на славянском языке, изучал церковный устав и Житие святых. Батюшка Зосим всегда подчеркивал, что заложенные знания в детской, светлой душе в будущем обязательно дадут всходы и на всю жизнь останутся в памяти.

Ванечка очень любил ходить в Свято-Никольскую церковь, которая была недалеко от садика. Любимой игрушкой мальчика была консервная банка, превращенная малышом в кадило.

Схиархимандрит Зосима Сокур

Иван Алексеевич Сокур (так звали в миру отца Зосиму) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области. Это случилось 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна (в будущем схимонахиня Мариамна), была крестьянкой. Она дружила с монахинями, и за это ее посадили в тюрьму. Там в больнице у нее родился сын. Сначала его хотели назвать Фадеем (в честь апостола), но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном – в честь Иоанна Крестителя.

Период учебы

В школе над верующим пареньком смеялись, стыдили, но ничего поделать не могли. Если для большинства людей школьные годы — время радости, то для Вани это был период испытаний и исповеданий, но самым страшным для Ивана стал запрет ходить в храм Божий, ибо власти пообещали закрыть церковь, если богослужения будет посещать ребенок.

Неугомонный мальчишка за 2 часа приходил до богослужения, пробираясь к храму, как подпольщик, огородами, чтобы зажечь кадило. Хочется акцентировать внимание, что это было не в далекие революционные годы, а совсем недавно, около 50 лет тому назад.

Любимым делом Ванюшки было звонить в колокола, коммунисты запрещали колокольное многоголосье, но только запрет на мальчонку не действовал, чем постоянно пугал священника, боящегося, что церковь закроют.

Настоящим духовным кладом для Вани были воспоминания тетушки монахини Антонины, которая рассказывала о своем пребывании в обители Иоанна Кронштадтского, беседах со святителем. Матушка, тетя свято верили, что придет время, когда прославление Христа станет всемирным и поклоняться наставнику Кронштадтскому можно будет открыто, прославляя его, как молитвенника и святого.


Старец Зосима Сокур окропляет братию монастыря

Батюшка Зосима Сокур дожил до светлого времени, когда за прославление Бога не было гонений, церковь была разрешена и открыта для каждого. Несмотря на запреты властей, юноша часто отправлялся в паломнические поездки, бывал в Почаевской Лавре и Киево-Печерском монастыре, поклоняясь нетленным мощам.

Начало служения

Один из схимников Лавры, схиигумен Валентин (Семинал) стал духовным наставником Вани, по благословению которого и встал на путь монашества инок Иоанн. В 1960 году духовным окормителем юноши стал новый настоятель храма, батюшка Димитрий Песков, к которому за поддержкой и наставлениями началось настоящее паломничество людей со всего мира.

Благочестивая семья Сокур находилась под особым покровительством отца Димитрия, по благословению которого сестры выпекали просфоры, а Иван исполнял обязанности пономаря. После окончания школы в 1961 году Иван Сокур учится в сельскохозяйственном техникуме на ветеринара, но власти не разрешили молодому специалисту стать семинаристом Духовной академии в Москве.

Удивительно, среди советской молодежи и отошедшего от Бога населения мало было известно о Божьих подвижниках современности, но сам Бог руководил жизнью будущего старца Зосима, даровав на его пути встречу с отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Позже, поступив в духовную академию, Ваня часто ездил в Печерскую лавру для встречи с наставником Иоанном (Крестьянкиным), который стал настоящим духовным отцом, с ним молодой клир чувствовал духовное единомыслие. Перед поступлением в семинарию Иван Сокур служит в Новосибирске, в качестве иподьякона помогает архиепископу Павлу (Голышеву) открывшему юноше красоту богослужения.


Отец Зосима на празднике Воздвижения Креста Господня, 1996 год

В 1969 году архиепископ Павел (Голышев) рукоположил верного и жаждущего Бога юношу, поступившего в 1968 году в Духовную академию в Ленинграде, чтецом. Под руководством митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) духовная атмосфера академии была наполнена теплотой и особым чувством семьи, семинаристы и преподаватели жили под одной крышей.

Детство Зосимы

Отец Зосима прожил недолгую жизнь. Но он оставил глубокий след в душах многочисленных духовных чад. Жизненный путь старца складывался сложно и противоречиво.

О. Зосима родился в тюремных лагерях, но был воспитан в истинно православном духе. Несокрушимую веру он пронес через всю свою непродолжительную жизнь, чтобы стать для нас примером и молитвенником перед престолом Божиим.

Происхождение и рождение

Иван Сокур родился за год до окончания Великой Отечественной войны в тюремной больнице в далекой глухой деревне Свердловской области. Здесь отбывала срок за религиозную пропаганду его мама. Родившись среди подвига исповедничества, старец нес его потом на протяжении всей своей жизни.

Мария Сокур в один год родила сына и потеряла на фронтах мужа. Как крест Господень приняла она свое вдовство. И несла его до конца дней своих без ропота с терпением и благодарением Богу, в молитве и труде.

Семья

Сначала мальчика хотели назвать Фаддеем в честь апостола, в день памяти которого он родился. Но преподобный Кукша, находившийся тогда в ссылке, передал через знакомых: «…пусть нарекут Иоанном, благодать Божия будет».

Из-за того, что Иван родился в тяжелых условиях, с малых лет болел. Его мать в ссылке работала на лесоповале в Верхотурье. Затем, после освобождения, было не легче. У них не было нормального жилья, все время испытывали нужду.

Детские годы Ивана Сокура прошли в небольшой шахтерской Авдеевке. Здесь после долгих скитаний и тюрем нашли пристанище сестры Иоанновского монастыря, и многие являлись чадами великого Иоанна Кронштадтского. Среди них была и сестра матери Вани — Антонина.

На всю жизнь великий Иоанн Кронштадтский стал любимым святым старца Зосимы. В духовное наследство достались ему личные вещи святого, а главное — мужественный дух истинного христианства.

Учеба в школе и техникуме

В школе мальчонка претерпевал издевательства учителей и одноклассников. Но он знал уже тогда, что Бог поможет и направит. Имел очень решительный характер, ничего не боялся, если речь шла о вере.

Среднюю школу Ваня Сокур окончил с золотой медалью. И казалось, что все дороги открыты перед юношей. А он уже давно выбрал единственный путь — духовный.

В то время власти сознательно препятствовали поступлению в духовные школы образованных юношей, каким был Иоанн. В семинарию документы не приняли. На то не было разрешения компетентных органов, которые ясно видели в способном молодом человеке опасность для атеистического будущего.

Окончил Иван Сокур ветеринарный техникум (1961-64 гг.). Но всего год проработал по специальности.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) РПЦ о заповеди Не убий - YouTube

Начало монашеской жизни

Митрополит Никодим был примером служения Всевышнему, его проповеди и светлая жизнь у многих вызывала желание посвятить жизнь Богу, приняв монашеский постриг.

В 1975 году митрополитом Ленинградским и Новгородским был совершен постриг студента Сокура в монахи с именем Савватия.

После защиты богословской кандидатской диссертации «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение» выпускнику академии отцу Савватию было присвоено звание кандидата богословия.

На заметку! Русское монашество по-особому интересовало о. Савватия, в Валаамском монастыре прозорливец находил примеры для подражания как в молитвенной, так хозяйственной монашеской жизни. В будущем именно эти восприятия станут основой в создании Никольской обители.

Выпускник Ленинградской Духовной Академии после защиты отправляется в Свято-Успенскую мужскую обитель в Одессе в чине иеромонаха, но в связи с болезнью матери просит о переводе в родные края.

Пастырская служба

25 декабря 1975 года отец Савватий назначается настоятелем церкви Александра Невского в поселке Александровка Марьинского района. Простой сельский священник за короткое время нашел средства для обновления иконостаса, храмовых крестов и приобретения новых святых образов.

Некогда блестящий выпускник Духовной академии стал настоящим пастырем, несущим духовное окормление народу Божьему. Отец Савватий окунулся в свое призвание, его живые проповеди, готовность выслушать и дать совет, оказать поддержку стали привлекать в Александровку жителей окрестных мест, к нему стали приезжать жители Донецка.


Отец Зосима на празднике Крестовоздвижения, 2000 год

Активная деятельность священника была не по нраву советским властям, неоднократно останавливающим строительство, проводящим беседы со строптивым батюшкой. Открытие в 1980 году нового престола в храме стало сенсацией края, из записок митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало), мы узнаем, что у батюшки Савватия был дар храмостроительства.

Прихожане отмечали, что очень любил настоятель полиелейные службы, вдохновенно и величественно сопровождая их:

  • торжественным каждением;
  • громогласным величаем;
  • обязательной проповедью.

Этот благодатный источник Божьего света и любви привлекал все новых и новых прихожан, жаждущих изменений в жизни. Трепетное отношение священника к старенькой матери, у которой было свое любимое молитвенное место в церкви, для многих также было ярким примером исполнения пятой заповеди.

Благодарная поклонница была наполнена особой гордостью, когда принимала постриг в великую схиму от благословения сына. Прихожане вспоминают матушку Мариамну, как настоящего ангела, несущего в мир любовь, тепло и покой.

Только матушка Мариамна могла сказать батюшке, часто повышающему голос, о необходимости быть кротким. Священник Александровской церкви был порой горячим, нетерпимым к греху, но при этом поругает, и тут же утешит грешника.

В 1977 году отец Савватий, получил награду — наперсный крест, в 1980 году был рукоположен в чин игумена.

В 1981 году, в ночь перед праздником Петра и Павла, батюшка служил всенощную, его мать плохо себя чувствовала и осталась дома читать псалтирь, во время молитв и умерла. Ее похоронили на Александровском кладбище.

В 1983 году сельский простой священник получает орден Преподобного Сергия Радонежского, что еще больше раздражает КГБ, по приказу которого отца Савватия не раз избивали, постоянно угрожали, переводили из прихода в приход:

  • 1985 год — храм Рождества Богородицы в селе Андреевка;
  • 1986 год — церковь Святой Троицы города Макеевка;
  • в том же году переведен в Свято-Покровскую церковь с. Никольское.

Активность наказуема

В 1977 году его наградили наперсным крестом, в 1983 г. – орденом Преподобного Сергия Радонежского III ст., в 1984 г. – палицей. Советским органам такая активная и смелая деятельность сельского священника не нравилась, поэтому его не раз подвергали угрозам и избиениям. Здоровье его подкосилось. Отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы сломить дух неудобного для них священника. Каждый год он переезжал из храма в храм, из города в город, из села в село, пока в 1986 году не стал игуменом Свято-Васильевского прихода в с. Никольское Волновахского р-на (Луганская обл.). И опять первым делом он начинает ремонтировать, строить и приводить все в порядок. В 1988 году ему удалось возвести крестильню, настоятельские покои и паломническую трапезную.

пророчестве зосимы сокура

В 1990 году он был возведен в сан архимандрита и в 1992-ом пострижен в схиму, получив при этом имя Зосима. В 1997 году благодаря его усилиям была утроена богадельня по уходу за престарелыми и немощными людьми. В 1998-ом отцом Зосимой была основана Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами.

29 августа 2002 года старец Зосима (Сокур) почил. Он знал, что скоро умрет. Его тело было похоронено на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке. Его детище – монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.

Священник села Никольского

Васильевский храм впервые услышал проповеди нового настоятеля 4 декабря 1986 года, в праздник Введения Пречистой Богородицы.

Хотя назвать храмом полуразваленную церковь, в которой лед можно было сбивать со стен во время холодной зимы, а чаши примерзали к рукам, с туалетом и свалкой при входе, довольно трудно, но Бог знал, кому доверить реставрацию духовной святыни.

Ужасное зрелище представлял храм изнутри. Некогда величественное помещение стало убежищем для мышей и крыс, вместо знаменитого майоликового иконостаса была выставлена фанерная доска. Настоящим испытанием для нового настоятеля стала зима с многоградусными морозами, метелями, когда в доме священника не было отопления, выбитое окно заложили матрасом, но священник не сдался.

Интересно! Обладающий даром храмостроительства, Савватий приложил все усилия для реставрации православной святыни, к 1988 году построив крестильную, в которой находились не только настоятельские покои, но и трапезная с паломнической.

В 1989 году к Васильевскому храму приписали и Никольскую церковь, находившуюся в степени крайнего разрушения и запустения.

В 1990 году отец Савватий рукополагается в сан архимандрита, а через два года епископ Донецкий и Славянский Алипий совершает его постриг в схиму под именем Зосим.

Основание монастырей

Женская обитель в Никольском создана не за один день. Верные Богу матушки, женщины-мироносицы на протяжении многих лет сопровождали батюшку, живя около тех приходов, где он служил.

В 1997 году была устроена богадельня, в которой помимо матушек находили приют и помощь немощные и престарелые люди. С 1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима Сокур, проповеди которого становятся настоящим праздником для прихожан, назначается духовником в Донецкую епархию, через год он получает награду — орден Нестора летописца, а 20 апреля 2000 года получает право носить второй крест.


Отец Зосима является основателем Николо-Васильевского монастыря

Всех желающих жить духовной общиной объединили официально открытые обители. 2000 г. стал временем основания женского Свято-Никольского монастыря, в 2001 году было освящено открытие мужской Свято-Васильевской обители.

О других храмах и монастырях:

  • Знаменский собор в Курске
  • Владимирский собор в Лисках
  • Высоцкий монастырь в Серпухове

Роль святого Иоанна Кронштадтского в духовном становлении архим. Зосимы (Сокура)

двойной клик — редактировать изображение

Два великих старца земли Русской: святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) и схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944 – 2002). Казалось бы, жили они в разное время. Один – в царской России, при православном царе Николае II, другой – в долгий период гонений на Святую Церковь, при советах. Но так получилось, что именно праведный Иоанн Кронштадтский оказал огромное влияние на формирование мировоззрения будущего светильника веры православной.

Оба великих старца родились в бедных семьях, оба были болезненными во младенчестве и с трудом выжили, но и оба были избраны Господом стать столпами веры православной и стать проповедниками для миллионов.

Так получилось, а верующие люди скажут: «Так управил Господь», — что детские годы Вани Сокура прошли в Авдеевке – небольшом шахтёрском городе на Донбассе. В книге о схиархимандрите Зосиме (Сокуре) «Любовь превыше всего» говорится, что среди сплошь пролетарского края Авдеевка в послевоенные годы стала благодатным оазисом православной веры: «Именно здесь после долгих скитаний, тюрем, ссылок и лагерей нашли пристанище сёстры Иоанновского монастыря, а также чада великого Кронштадтского Пастыря: схимницы, монахини – великие молитвенницы и исповедницы. Среди них была и тётушка Старца, сестра его матери – монахиня Антонина, которая помогала Марии (матери Вани Сокура) воспитывать мальчика, разделяя её труды и лишения».

Она имела радость лично окормляться у великого всероссийского чудотворца: исповедоваться, причащаться из его рук, пользоваться его советами и наставлениями. Впоследствии монахиня Антонина стала ревностной хранительницей заветов Иоанна Кронштадтского, исповедницей и подвижницей. Находясь рядом с будущим всенародным старцем Зосимой, она оказывала огромное влияние на его духовное формирование.

Монахини часто собирались в доме благочестивых сестёр Сокур для тайных ночных молений. Воспоминания сестёр о духовном отце Иоанне Кронштадтском благодатными лепестками ложились на душу маленькому Ване. От них он узнавал живые примеры его богоугодной жизни, впитывал мужественный дух истинного христианства и жертвенной любви. Уже тогда они чтили о. Иоанна как великого святого и верили, что в недалёком будущем он будет прославлен в лике святых.

Господь управил так, что отцу Зосиме в духовное наследство достались не только богословские труды святого праведного Иоанна Кронштадтского, которыми зачитывается всё прогрессивное человечество, но еще достались ему от монахинь, духовных чад о. Иоанна, и многие личные вещи святого. Среди них было даже облачение, которое он передал Иоанновскому монастырю, когда он был вновь открыт.

Так, с раннего детства всенародно любимый чудотворец преподобный Иоанн Кронштадтский стал самым родным и любимым святым для Вани Сокура, которого мы сегодня почитаем как всенародно любимого старца XX века архимандрита Зосиму.

«Иоанн Кронштадтский – это святой, который ходит по земле, – говорил Старец, познавши опытно его помощь. – Ещё будет большое событие – обретение мощей дорогого Батюшки о. Иоанна, благословение великое на весь мир… Сколько будет чудотворений, исцелений… Произойдёт это в самую трудную минуту для нашего отечества, как укрепление свыше…». Главным методом воспитания будущего схимника была церковная, храмовая молитва: «Сколько себя помню, вся моя сознательная жизнь принадлежала Церкви», — говорил Батюшка» — цитата из книги «Любовь превыше всего».

Жизнь схиархимандрита Зосимы, в свою очередь, стала примером духовного подвига для верующих всего православного мира. Многие священники считают батюшку Зосиму своим духовным отцом.

Сбылось благословение схиархимандрита Зосимы Сокур

Неожиданно след личных вещей преподобного Иоанна Кронштадтского, которые его духовные чада-монахини, передали о. Зосиме, обнаружился в городе Луганске.

Настоятель Свято-Вознесенского храма, благочинный Александровского округа протоиерей Иаков Лобов по праву считает себя духовным сыном старца Зосимы. Он имел радость многократного личного общения, духовного окормления у великого старца. Он часто приезжал в основанный архимандритом Зосимой Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь. Протоиерей Иаков и поведал историю передачи из рук в руки многозначимой для верующих людей святыни.

***

В 1908 году праведный отец Иоанн Кронштадтский с обратной стороны Казанской иконы Божией Матери поставил штамп, извещающий о том, что этой иконой благословлена одна из сестёр основанного его трудами монастыря. Позднее каким-то образом эта икона оказалась в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре у почитаемого в народе старца – схиархимандрита Зосимы (Сокура).

В 1989 году батюшка Зосима благословил этой иконой священника Евгения, клирика Петро-Павловского собора г. Луганска. Позже в Киеве отец Евгений принял постриг с именем Зинон. Затем иеромонах Зинон навсегда уехал в Америку, а Казанскую икону Божией Матери оставил своей сестре, проживающей в Луганске. В результате святыня на долгое время оказалась в невоцерковленной семье, без должного почитания.

Когда же схиархимандрит Зосима узнал об этом, то преподал благословение протоиерею Иакову Лобову, настоятелю Свято-Вознесенского храма г. Александровска забрать икону в храм и предупредил, что если семья не отдаст эту святыню, то будут скорби. И ещё сказал, что когда Казанская икона Божией Матери обретёт достойное место в храме, то проявит много чудес и прославит храм.

Протоиерей Иаков поспешил исполнить наказ своего духовного отца и поехал забирать икону, но, несмотря на предупреждение, встретил сопротивление. Долгих тринадцать лет родственники иеромонаха Зинона не решались расстаться со старинной иконой, имеющей большую ценность.

Смутное время, великие скорби, обрушившиеся на народ Донбасса в 2014 году, заставили многие семьи сорваться с обжитых мест в поисках убежища. Не миновала эта участь семьи, в которой хранилась старинная Казанская икона Божией Матери. Когда последние родственники семьи иеромонаха Зинона собрались бежать из Луганска, они сами привезли старинную Казанскую икону Божией Матери в Свято-Вознесенский храм.

Так сбылось ещё одно из многих предсказаний – благословение схиархимандрита Зосимы (Сокура).

Ровно в полдень 29 ноября 2014 года Свято-Вознесенский храм г. Александровска (в черте города Луганска) обрёл значимую для всей Святой Церкви старинную Казанскую икону Божией Матери.

Радости служителей трёхпрестольного Свято-Вознесенского собора не было предела! После воскресной службы, перед молебном о здравии настоятель Свято-Вознесенского храма вынес из алтаря икону и с амвона возвестил о возвращении в лоно канонической Церкви великой святыни, поведав прихожанам и саму историю обретения иконы.

В течение всего декабря возле обретённой иконы совершались ежедневные молебны с акафистом Казанской иконе Божией Матери. Несколько позже этот святой образ Божией Матери обрёл своё постоянное место в храме в подобающем резном киоте.

***

Это не первый подарок духовному чаду протоиерею Якову Лобову от архимандрита Зосимы (Сокура). В храме на почётном месте у амвона находится мощевик, вмещающий 64 частицы мощей святых, – это щедрый дар настоятелю Свято-Вознесенского собора от старца Зосимы.

Из воспоминаний настоятеля Свято-Вознесенского храма протоиерея Иакова Лобова:

«К тому времени, как я принял в настоятельство Свято-Вознесенский храм, у меня уже находился на хранении небольшой мощевик, переданный мне схиепископом Алипием (Погребняком), в котором хранились несколько частиц мощей святых и частицы святынь из почитаемых верующими мест. В один из моих приездов в Никольский монастырь в беседе со схиархимандритом Зосимой зашел разговор о хранимых в храме частицах мощей. Выслушав мой ответ, о. Зосима сказал, что не годится в одном мощевике хранить и то, и другое. «Привези мне этот мощевик как есть, я сам всё переделаю» – предложил он. Тогда же он посоветовал найти доски от старых икон, пришедших в негодность, для нового киота. Я всё так и сделал. Через какое-то время мне был передан новый ларец с частицами святынь. Причем их стало в разы больше. А мощевик отец Зосима пообещал отдать потом, когда полностью укомплектует.

Как-то раз старец Зосима сказал мне, чтобы я заказал в иконописной мастерской большую икону святого великомученика Трифона. Когда икона была готова, я принес ее духовному отцу. После освящения он вернул мне её уже с частицей мощей великомученика Трифона. Это была большая радость для меня и служителей храма.

А вот мощевик отец Зосима хоть и показал мне переделанным, возвращать не спешил. Теперь он представлял собой внушительный короб, сделанный из досок старинных икон, покрытых лаком. Внутри его находились уже 64 частицы мощей святых. По центру короба располагался крест Иоанна Кронштадтского. Такие кресты праведный отец Иоанн дарил в благословение своим духовным чадам.

Мы все знали, что старец Зосима при любом удобном случае приобретал частицы мощей святых угодников Божиих. В монастыре к тому времени хранились уже многие собранные им православные святыни. На фотографиях тех лет можно найти кадры крестных ходов, на которых видно, как монахи несут мощевик, который находится сегодня в нашем Свято-Вознесенском храме. Когда же схиархимандрит Зосима отошел ко Господу, то по его завещанию братия монастыря передала бесценную святыню мне.

Теперь, по прошествии многих лет, мощевик, собственноручно собранный старцем Зосимой, более того, так долго находившийся в Свято-Васильевском храме монастыря рядом с великим старцем, а также икона с частицей мощей святого великомученика Трифона по праву стали одними из главных святынь, хранимых в старинном Свято-Вознесенском храме г. Александровска».

***

О житии двух великих старцев: святого праведного Иоанна Кронштадтского и архимандрита Зосимы (Сокура) — написано немало книг, ещё больше статей. Православный мир живёт богословскими трудами, наставлениями, предсказаниями и великими завещаниями угодников Божиих.

Чего стоят слова, которые читает любой, кто заходит на официальный сайт Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря:

«Сама жизнь наша — это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, — это чудо. Кругом чудо — духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакая нечисть нам никогда не будет страшна. Аминь», – схиархимандрит Зосима.

Но вернёмся в то далёкое время, когда маленький Ваня Сокур с упоением слушал рассказы матушки Антонины об удивительном, богатом духовно, мудром, много знающем старце Иоанне Кронштадтском.

И будущий старец Зосима, и монахини, и все верующие люди верили, а может быть просто знали от Бога, что в скором времени Великий Пастырь будет канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых. И они не ошиблись.

8 июня 1990 года отец Иоанн был прославлен Поместным собором под председательством Святейшего Патриарха Алексия II. 14 июня в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации Кронштадтского Пастыря. 14 июня Православная Церковь по благословению святейшего Патриарха Кирилла чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Великое множество людей верили, что будет канонизирован их любимый старец о. Иоанн – и это сбылось. Осталось дождаться, когда ещё один любимый в народе старец о. Зосима будет вот так же прославлен в лике святых.

Господи, Иисусе Христе, услышь наши молитвы!

***

Духовное завещание отца Зосимы:

Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение.

Всем даю из гроба прощение, Бог за вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обители: братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие. Православие.ФМ

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Молитвенный, целительский и пророческий дар

Проповеди батюшки Зосима Сокура трудно назвать служениями, скорее это горячие молитвы, зажигающие сердца прихожан. Часто его проповеди превращались в диалог с народом, иногда он прерывал богослужение и начинал читать наставление конкретному прихожанину.

Обладая даром прозорливца, настоятель мгновенно определял, чем может заниматься человек в монастыре, чтобы раскрыть свои таланты перед Творцом. Оставил схиархимандрит Зосима и множество пророчеств об Украине.

К обладающему даром исцеления священнику приходили больные:

  • онкологией;
  • с грыжами;
  • с врожденными патологиями;
  • с гематомами;
  • с иммунодефицитом;
  • духовными зависимостями.

Перед великой верой целителя отступали болезни и проблемы.