26 октября 1612 года

История Дня народного единства

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 ноября в России ежегодно с 2005 года отмечается День народного единства. Праздник установлен в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских интервентов в 1612 году. Официальный статус дня воинской славы получил после принятия 29 декабря 2004 года поправок в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Является нерабочим днем.

Освобождение Москвы от польских интервентов

Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году — ключевое событие в истории Смутного времени в России (1598-1613). В 1598 году, не оставив наследника, скончался царь Федор Иоаннович, последний самодержец из династии Рюриковичей. Ранее, в 1591 году, при невыясненных обстоятельствах погиб младший сын Ивана IV Грозного Дмитрий. В итоге трон занял боярин Борис Годунов, фактически руководивший русским правительством с середины 1580-х годов. Он стал первым царем в России, которого избрал Земский собор. Однако права Годунова на высшую власть в стране для знати не являлись легитимными и оспаривались представителями боярских родов.

В 1604 году с территории Польши в Россию вторглась армия интервентов под руководством Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. В 1605 году, после смерти Бориса Годунова, Лжедмитрий I захватил власть в стране. Спустя год он был убит в результате заговора под руководством князя Василия Шуйского, который впоследствии занял царский трон. В 1607 году в Россию из Польши вторглось войско нового самозванца, Лжедмитрия II. А в 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России прямую военную интервенцию. Значительная часть русского государства оказалась под контролем польско-литовских отрядов. В 1610 году власть в стране перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским (этот период в русской истории известен как «семибоярщина»), который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского. В том же году север России (в том числе Новгород) был захвачен шведами.

Русское национально-освободительное движение возглавили жители городов Поволжья и севера европейской части страны. С призывом к сопротивлению иностранным захватчикам выступил патриарх Московский и всея Руси Гермоген. В октябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и воеводой князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612 года ополченцы разбили польские войска под стенами Москвы, а 4 ноября (22 октября по старому стилю) освободили Китай-город от поляков. Остатки польских войск сдались в Кремле 6 ноября. В 1613 году на Земском соборе в Московском Кремле был избран новый русский царь Михаил Федорович, первый из представителей династии Романовых. К 1618 году из России были изгнаны последние войска польских и шведских интервентов.

История праздника

В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков царь Михаил Федорович установил 22 октября по старому стилю церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (с этим образом ополчение сражалось под стенами Новодевичьего монастыря, а затем освобождало Кремль). В 1649 году царь Алексей Михайлович подтвердил высокий статус праздника, постановив «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. В России дату освобождения Москвы от интервентов официально отмечали до прихода к власти большевиков в 1917 году. Позднее, вплоть до 2005 года, день Казанской иконы Божией Матери был исключительно православным церковным праздником.

Учреждение праздника в России

В новейшей истории России День народного единства был учрежден как альтернатива Дню примирения и согласия 7 ноября (до 1996 года отмечался как День Великой Октябрьской социалистической революции).

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Эта инициатива была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 23 ноября того же года в Госдуму был внесен законопроект о поправках в Трудовой кодекс РФ (авторы Валерий Богомолов и Олег Еремеев от «Единой России», Владимир Жириновский от ЛДПР). Документ предусматривал, в частности, отмену праздника 7 ноября и введение новой даты — 4 ноября.

24 декабря 2004 года законопроект был принят в третьем чтении. За проголосовали 327 депутатов, в том числе члены фракций «Единая Россия», ЛДПР и «Родина»; против — 104, включая всю фракцию КПРФ; двое воздержались.

Законопроект о внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса РФ и поправки в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 года. Согласно документам, 4 ноября стал Днем народного единства. 7 ноября федеральным законом от 21 июля 2005 года получил статус памятной даты — День Октябрьской революции 1917 года.

Празднование

Традиционно в День народного единства в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей с Россией. Также глава государства возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому в Москве.

В российских городах проходят шествия и митинги, организованные политическими партиями и общественными движениями, концерты, ярмарки, исторические реконструкции и так далее. Первое масштабное шествие в Москве состоялось в 2014 году: колонна в составе 75 тыс. человек прошла от Пушкинской до Театральной площади, где состоялся праздничный концерт. В 2015 году в проходившей в столице акции «Мы вместе!», организованной Общественной палатой России, приняли участие 85 тыс. человек. Демонстранты прошли по Тверской улице до Театрального проезда. Митинг начался с минуты молчания в память о 224 жертвах авиакатастрофы 31 октября, когда над Синайским полуостровом в результате теракта потерпел крушение российский пассажирский самолет Airbus A321, следовавший из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург.

4 ноября 2016 года в Москве состоялись шествие и митинг-концерт «Мы едины!». На Боровицкой площади в День народного единства был открыт памятник князю Владимиру Святому, в годы правления которого в 988 году Русь приняла христианство.

В 2018 году в торжествах, посвященных Дню народного единства, приняли участие 3,2 млн человек по всей стране (по данным МВД РФ). Всего в России состоялось около 2 тыс. праздничных митингов и демонстраций, концертов, исторических реконструкций и театрализованных представлений. В Москве праздничные фестивали и ярмарки посетили около 775 тыс. человек.

Энциклопедия

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

Освобождение Москвы от поляков. 1612 год


Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля

Смутным временем названа лихая година конца XVI — начала XVII веков, когда Русское царство оказалось в глубоком социальном кризисе. Шел процесс становления крепостнической системы, который вызвал широкий протест крестьянских масс и городских низов. Истоки Смуты надо искать и в войнах, и в тирании и репрессиях царя Ивана IV, и в боярской междоусобице, которые подорвали экономику, моральные силы народа. Наследники Грозного не смогли противостоять разрушению сильной государственной власти, натиску ожидавших легкой добычи внешних врагов.
Молодое централизованное Российское государство в результате польской и шведской интервенции было поставлено на грань национальной катастрофы. Пали главные пограничные твердыни — города-крепости Смоленск и Новгород. В течение двух лет древняя первопрестольная Москва находилась в руках иноземцев. Страна, которой изменила правящая боярская верхушка, подверглась страшному опустошению.
Казалось, что России не пережить «великого разорения». Но захват поляками Москвы вызвал мощную патриотическую волну, которая поднялась в Нижнем Новгороде и поставила во главе народного (земского) ополчения князя Дмитрия Пожарского и простого горожанина Кузьму Минина. Проявив недюжинные организаторские и военные дарования, они добились освобождения столицы Отечества от иноземцев.


Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Москва была захвачена поляками в силу измены Боярской думы («седмочисленных бояр», «семибоярщины») во главе с князем Федором Мстиславским. Страшась собственного народа и ища защиты от него, бояре провозгласили королем малолетнего сына польского короля Сигизмунда III королевича Владислава: «Лучше государю служить, нежели от холопов своих побитыми быть».
В ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 г. «семибоярщина» впустила в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Поляки заняли Кремль и Китай-город с их каменными стенами. Перед этим бояре отправили из столицы для борьбы со шведами почти весь московский гарнизон, и столица оказалась без защитников.

Гетман Станислав Жолкевский

Первое земское ополчение рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, созданное для освобождения Москвы от иноземцев, своей задачи не выполнило. Оно подступило к столице с опозданием, когда антипольское восстание москвичей (одним из его руководителей был князь Дмитрий Пожарский) в марте 1611 г. потерпело неудачу, а большая часть города была сожжена. Ополченцы блокировали город, но разногласия между казаками и служивым дворянством привели к гибели Ляпунова. Ополчение разошлось по домам, под Москвой остались только казаки во главе с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким.
В таких условиях знамя освободительной борьбы взял на себя Нижний Новгород. В ответ на грамоты находившегося в заточении у поляков патриарха Гермогена нижегородский земский староста Кузьма Минин из числа «молодчих торговых людей» (мелких торговцев) в октябре 1611 г. обратился к горожанам с призывом создать новое народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.

Б. Зворыкин. Святейший патриарх Гермоген в подземелье Чудова монастыря


П.П. Чистяков. Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриотический призыв получил самый горячий отклик у нижегородцев. По совету Минина горожане давали на создание и содержание земской рати «третью деньгу», то есть треть своего имущества.


М.И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861 г.

Сам староста отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены. Но поскольку добровольных вносов не хватало, был объявлен принудительный сбор со всех нижегородцев: каждый из них должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов от промысловой и торговой деятельности.


А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам. 1611 г.

Нижегородцы облекли Кузьму Минина званием «выборного человека всею землею». Созданный в городе «Совет всея земли» по сути дела стал временным правительством. По совету Минина на должность главного (первого) воеводы ополчения был приглашен «худородный» князь Дмитрий Михайлович Пожарский, который после ранения лечился в недалеком селе Мугреево Суздальского уезда. К нему было отправлено почетное посольство.
Пожарский принял приглашение возглавить земское войско, то есть организацию вербовки ратных людей, обучение ратников, командование ими в походах и боях. Кузьма Минин стал заведовать ополченческой казной. Так эти два человека, избранные народом и облеченные его доверием, стали во главе нижегородского ополчения.


С. Малиновский. Нижегородский подвиг. 1611 год. 1996 г.

В ополчение принимались разные люди, готовые сражаться за правое дело «очищения» Москвы от поляков: стрельцы и служилые дворяне, казаки, посадские люди и крестьяне. Кузьма Минин пригласил в земскую рать большой отряд служилых смоленских дворян, которые после падения Смоленска ушли с семьями в Арзамасский уезд, показав на деле верное служение Отечеству.
В начале марта нижегородское ополчение выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.


Князь Пожарский во главе ополчения. Хромолитография по картине Т. Крылова. 1910 г.

Перед этим князь Пожарский занял город Ярославль, послав туда конный отряд под командованием своего двоюродного брата князя Дмитрия Лопаты-Пожарского. По пути отдельными отрядами занимались города – Кострома, Суздаль и ряд других.
В Ярославле ополчение задержалось на целых четыре месяца: оно пополнялось людьми, которые проходили воинское обучение, добывалось оружие и казна. Устанавливались связи с Русским Севером (Поморьем), волжскими городами и Сибирью. На местах создавалась новая администрация. В Ярославле окончательно оформилось «земское правительство». В городе был создан Денежный двор, работали приказы, в числе которых был Посольский.
За время «ярославского сидения» второе земское ополчение удвоило свои силы. Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин привели под стены Москвы свыше 10 тыс. служилых поместных людей (дворян), до 3 тыс. казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» (военнообязанных крестьян). О числе артиллерии сведений нет. Это не считая тех отрядов, что были разосланы из Ярославля по стране, прежде всего для защиты северных земель от шведов, захвативших Новгород.


Преподобный Дионисий благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы. Горельеф. Восточный угол северной стены храма Христа Спасителя

У нижегородцев сложились сложные отношения с предводителями остатков первого земского ополчения («подмосковных таборов») – князем Дмитрием Трубецким и атаманом Иваном Заруцким. Они претендовали на главенствующую роль в предстоящей борьбе за Москву. Атаман Заруцкий пошел даже на организацию покушения на Пожарского в Ярославле. После его неудачи, он при подходе нижегородцев бежал с частью своих казаков из-под Москвы.
Нижегородское ополчение выступило из Ярославля 27 июля (6 августа) 1612 г. с получением известия о том, что польский король отправил на выручку московскому гарнизону 12-тысячное войско во главе с гетманом литовским Яном-Каролем Ходкевичем. Следовало опередить его, поэтому князь Пожарский выслал вперед к Москве сильный конный отряд князя Василия Туренина, приказав ему занять Чертольские (ныне — Кропоткинские) ворота. Главные же силы нижегородцев заняли позиции у Арбатских ворот.
Подойдя к Москве 20 (30) августа, Пожарский и Минин отказались стать единым лагерем с «казачьими таборами» князя Дмитрия Трубецкого, стоявших близ Крымского моста, и где имелось много брошенных землянок и шалашей. Пройдя городские пожарища, нижегородское ополчение заняло позицию между Арбатскими и Чертольскими воротами. Фланги прикрывались отрядами конницы. Было сооружено несколько острожков со рвами.
Войско Ходкевича (большую его часть составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы) подошло к Москве утром 21 (31) августа. Неприятель имел свыше 15 тыс. человек с учетом полков Струся и Будилы, засевших за крепкими стенами Кремля и Китай-города. Силы сторон, как считают исследователи, были не равными. По подсчетам историка Г. Бибикова, прибывшее к столице ополчение Пожарского и Минина могло иметь не более 6–7 тыс. ратников. Остальные его силы были распылены по пути. Трубецкой имел примерно 2,5 тыс. казаков.
На рассвете 22 августа (1 сентября) гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осажденного гарнизона. Сражение началось с боя конницы на Девичьем поле (у Новодевичьего монастыря). Этот бой длился семь часов, и только тогда королевские люди стали теснить противника. После этого бой начался среди развалин выгоревшего города. Сражение в тот день завершилось смелой атакой казачьих отрядов атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова, после чего гетман приказал отступить.
Сражение возобновилось через день, 24 августа (3 сентября). Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Схватки вновь приняли самый упорный и ожесточенный характер. Потеснив ополченцев, поляки ввели в пределы города огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли только уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына и Кузьмы Минина.
Уже под самый вечер Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москва-реку и у Крымского двора решительно атаковал вражеский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим. Ополченцы перешли в общую контратаку, но князь Пожарский расчетливо приказал прекратить преследование бежавших.

Знамя князя Пожарского. 1612 г.

Гетман Ходкевич ушел на Воробьевы горы, простоял там всю ночь и рано утром 25 августа (4 сентября) с «великим срамом» бежал от Москвы на Запад. Огромный обоз с провиантом для «кремлевских сидельцев» (неудачно ходивших на вылазку) стал главным трофеем победителей. Теперь дни осажденного в Кремле и Китай-городе польского гарнизона были сочтены.


Разгром польских интервентов в Москве

В конце сентября 1612 г. нижегородская рать объединилась с остатками первого земского ополчения в единое войско. Стала единой и государственная власть. Тем временем осажденные стали голодать. Но поляки упорно не хотели капитулировать из-за боязни ответственности за совершенные злодеяния и в ожидании новой попытки их короля оказать им помощь.
Переговоры о сдаче начались 22 октября (1 ноября). В тот день казаки, не желавшие никаких уступок врагу, взяли штурмом Китай-город, откуда осажденные бежали в Кремль. 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон согласился сложить оружие и сдаться на милость победителей. Договор был подписан и скреплен крестным целованием. В нем говорилось, что королевским людям будет сохранена жизнь на условии, если они сдадут в казну имевшиеся у них награбленные государственные ценности.
На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона. Полк Струся, вышедший в лагерь князя Трубецкого, был почти полностью истреблен казаками, среди которых было много беглых крестьян и холопов из мест, которые поляки подвергли в Смуту страшному разорению. Полк Будилы в ходе капитуляции в целом уцелел, поскольку князь Пожарский не допустил кровопролития. Военнопленные были разосланы по городам, где они содержались до обмена на русских людей, находившихся в польском плену.
В тот же день, 27 октября (6 ноября) 1612 г., народное ополчение торжественно, под колокольный звон вступило в опустошенный и оскверненный захватчиками Кремль
В воскресенье, 1 (11) ноября, на Красной площади у Лобного места состоялся благодарственный молебен. Москвичи вместе с ополченцами-нижегородцами и казаками праздновали очищение первопрестольной столицы от иноземных захватчиков. До освобождения всего Отечества от польских и шведских интервентов было еще далеко. Но прочное основание этому делу было уже положено благодаря трудам князя-воеводы Дмитрия Пожарского и «выборного человека всею землею» Кузьмы Минина.

И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Сооружен в 1818 г.

Одержанная великая историческая победа окружила героев «битвы за Москву» ореолом вечной славы освободителей Москвы от поляков в лютую годину Смутного времени. С тех лет князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин стали для России символом самоотверженного служения Отечеству, его национальными героями.

Гробница Кузьмы Минина в усыпальнице Спасо-Преображенского собора в Нижегородском кремле с выбитыми на камне словами Петра Великого — «Здесь лежит спаситель Отечества». 1911 г.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

«Большой вопрос, что мы празднуем в этот день»: об истории даты 4 ноября

После смерти сыновей Ивана Грозного — последних представителей династии Рюриковичей — в Московском государстве наступил кризис. На трон претендовали самозванцы, поддерживаемые поляками. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за царевича Дмитрия, который умер в младенчестве в 1591 году. Началось Смутное время, длившееся с 1598 по 1613 год. В некоторых городах появлялись народные ополчения. Одним из них стало народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное осенью 1611 года. К осени 1612 года их войска окрепли и готовы были дать отпор польским интервентам, захватившим Москву.

— Расскажите, что именно произошло 4 ноября 1612 года?

— 22 октября 1612 года (по старому стилю) отряды объединенного ополчения ворвались в Китай-город. Согласно Авраамию Палицыну (писатель и историк. — RT), в ту ночь архиепископу Арсению Элассонскому явился Сергий Радонежский, предрекший падение Китай-города. В созданном в конце 1620-х годов тексте «Нового летописца», который лёг в основу школьных курсов по эпохе Смуты, это чудо связывается с уже находившейся у ополчения копией иконы Казанской Божией Матери. Через некоторое время, в 1649 году, стали отмечать праздник в честь «очищения» Москвы. Однако источники тех лет ничего не говорят о том, что эта дата была значима для современников. Гораздо более важным событием был уход остатков польско-литовского гарнизона из Кремля, который состоялся через четыре дня — 26 октября (5 ноября по новому стилю). В 2005 году, когда 4 ноября сделали государственным праздником, произошла ошибка. В основе этого события лежали две даты — нынешнее празднование Русской православной церковью дня иконы Казанской Божией Матери и некоей даты 1612 года. Если быть более точным, то при пересчёте дат XVI—XVII веков на григорианский календарь мы должны прибавить к юлианской дате 10 дней. Получается, 22 октября 1612 года приходится на 1 ноября, а не на 4-е, так как мы прибавляем 10 дней, а не 13, как это сделали основатели праздника. 22 октября 1612 года был взят Китай-город. Насколько в тот день действия ополченцев были связаны с иконой Казанской Божией Матери — большой вопрос. Версия, что освобождение Кремля (а Китай-город был частью Кремля) от врагов связано с праздником иконы Казанской Божией Матери, принадлежит летописцу, причём отражена в позднейшей редакции его текста. Речь идёт о письменном памятнике, созданном в 1620—1630-е годы, — «Новом летописце». Именно из него мы узнаём, что взятие Китай-города 22 октября было приурочено к созданию копии иконы Казанской Божией Матери. Более того, событие 22 октября ничем примечательным с точки зрения дальнейших боевых действий не отмечалось. Более важная дата 26 октября — окончательная сдача вражеского гарнизона, охранявшего Кремль, то есть 5 ноября по новому стилю. Религиозный характер дню 22 октября был придан позднее.

— Есть ли всё же какая-то связь между иконой Казанской Божией Матери и победой над поляками?

— Если говорить о событиях Смуты, то связи нет никакой. Роль воздействия иконы на действия ополчения и празднование её дня появились позже, при царе Алексее Михайловиче. В одном из немногих источников, которые сохранились у нас про события Смуты — в «Новом летописце», — сказано, что в 1611 году в лагерь первого ополчения из Казани неким протопопом был привезён список чудотворного образа иконы Казанской Божией Матери, и икону стали почитать особо, и вместе с ней ополчение пошло под Москву. После освобождения Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский будто бы установил икону в церкви Введения Богородицы. Текст, в котором рассказывается о роли иконы в деятельности второго ополчения при взятии Кремля, написан в любом случае после событий 1612 года (видимо, во второй половине 1620-х годов). У нас нет достоверных источников, рассказывающих о том, что происходило с иконой 22 октября 1612 года, и о её роли в деятельности второго ополчения. Поэтому большой вопрос, что мы празднуем в этот день.

— Можно ли считать, что 4 ноября 1612 года период Смутного времени в России завершился?

— Нет. Как вооружённое противостояние в Московском царстве Смута не закончилась осенью 1612 года. Окончательной датой завершения Смуты нельзя также считать избрание на царство царя Михаила Фёдоровича 21 февраля 1613 года или его приезд в конце весны 1613 года в Москву из Костромы. Не закончилась Смута и в 1617 году с подписанием Столбовского мира со Швецией. Скорее всего, Смута завершается в конце 1618 — начале 1619 года, когда происходит внутреннее умиротворение и успокоение державы. Правительство царя Михаила Фёдоровича становится единственным и авторитетным политическим центром для всех частей Московского государства. Современная историческая наука считает окончанием Смуты две даты: Деулинское перемирие с Речью Посполитой в ноябре 1618 года, после которого закончились боевые действия, или же май 1619 года, когда наречённый патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся в Москву из плена, из Речи Посполитой.

— Как бы вы объяснили человеку, далёкому от исторической науки, основную причину наступления Смутного времени?

— Причины Смуты лежат в XVI столетии. На протяжении нескольких десятков лет царь Иван Грозный создавал государство из крайне разрозненных частей, которое к концу его правления было ослабленным. Террористическая политика Ивана Грозного по отношению ко всем слоям населения привела к социальной катастрофе, к неравномерному развитию отдельных частей страны. Помимо этого, последовавшие в первые годы после его смерти шаги по закрепощению крестьян и одновременно по высвобождению вооружённых групп населения, сконцентрировавшихся на южной границе, привели к катастрофическим последствиям (в первом случае речь идёт о запрете крестьянского вывоза примерно с конца 1580-х; во втором — когда разрешили в 1601-м хозяевам выгонять холопов (реакция на голод. — RT).При этом важно понимать, что причины Смуты следует искать не только во внутреннем кризисе Московского государства, но и в процессах, которые происходили тогда по всей Европе. Неуклонный рост военных технологий, в том числе пороховая революция, стали причиной увеличения военных расходов. Появилось слишком много профессиональных военных, которые не работали на земле, а умели только воевать. Это происходило во время Смуты в Московском государстве, во время Потопа в Речи Посполитой, в какой-то степени — во время украинской Руины. Более конкретно события Смуты (равно как и сходные, подчас не менее острые кризисы в других частях Европы) были связаны с низким качеством государства в России, в частности созданного при Иване Грозном. Ополчения были в какой-то степени ответом на все эти вызовы.

— Можно ли сказать, что без Минина и Пожарского не удалось бы выгнать поляков из Москвы?

— Несомненно — с военной точки зрения. Объединение Нижегородского и Подмосковного ополчений после нескольких месяцев скрытого, а иногда и открытого противостояния обеспечили захват Кремля и изгнание (и частичное уничтожение) польско-литовского гарнизона осенью 1612 года. Стоит также отметить, что к осени 1612 года находившиеся в Москве поляки и литвины были обессилены. К ним не поступал провиант, войска теряли мощь. Весной — летом 1612 года для значительной части страны собравшийся в Ярославле Совет Всея Земли был легитимным органом власти. А Минин и Пожарский стали моральным авторитетом для войск и мирного населения.

— А кем были Минин и Пожарский?

— Известно, что Кузьма Минин ведал хозяйственной частью нижегородского и ярославского ополчений. Он был представителем нижегородского посада (торгового сословия), одним из старост, который осенью 1611 года силой собрал средства для создания народного ополчения. Видимо, благодаря деятельности Минина ополчение хорошо финансировалось. Дмитрий Пожарский был из захудалого рода князей, потомков Ярослава Всеволодовича, Стародубских-Ряполовских. Он не относился к высокой знати, скорее, был представителем средней категории служилого люда. В 1610 году князь, рискуя жизнью, сумел противостоять попытке тушинцев (сторонников Лжедмитрия II) захватить Зарайский кремль, а весной 1611 года принимал участие в боях с польско-литовскими войсками в Москве.

— Ополчение было разношёрстным по составу: в нём были представители разных национальностей и конфессий. Можете рассказать об этом подробнее?

— Это было действительно так. В Московском великом княжестве, позднее — царстве, жили представители различных конфессий. На службе у московских великих князей с XV века состояли татары. В течение XVI века численность групп татар (казанских, астраханских, отчасти ногайских, иногда крымских, позднее — сибирских) на службе у московских государей постоянно возрастала. Примерно с середины XVI века начался крайне медленный процесс слияния татарских элит с другими подвластными московскому царю элитами, их переход в православие, однако число татар-мусульман на государевой службе было чрезвычайно большим. Соответственно, и в годы Смуты татары-мусульмане встречались во всех противоборствующих лагерях, в том числе и в ополчениях. Были в ополчении и немцы, преимущественно протестанты. Но в то же время и в составе изгнанного из Кремля польско-литовского гарнизона находились представители всех христианских конфессий, а возможно, и мусульмане.

— Каковы главные последствия Смуты для государства, на ваш взгляд?

— С моей точки зрения, было два самых тяжёлых последствия Смуты. Прежде всего, это отказ государства от диалога с обществом, от обратной связи. То есть государство перестало считаться с мнением людей. Всё жёстче становился государственный контроль над отдельными частями страны, местными обществами. Разрушались механизмы влияния местных властей на принимаемые исключительно в Москве политические решения. Также среди последствий я бы назвал отказ от механизмов диалога элит с монархом. Величайшим достижением политики в годы Смуты следует считать практику договоров с монархами, возникавшую путем широкого диалога с элитами. Что касается территориальных последствий, то они не были самым тяжёлым ударом для российского государства.

— А сколько времени ушло у страны на восстановление после Смуты?

— Если речь идёт о территориальных последствиях, то по Ништадтскому миру 1721 года Российская империя вернула себе Карелию и Ингерманландию. В 1654 году в результате Государева похода был завоёван Смоленск. С точки зрения возвращения к идеям народного представительства, то есть установления обратной связи государства с обществом, это произошло в середине XVIII века, а то и ближе к эпохе либеральных реформ второй половины XIX века.

Эдуард Эпштейн