Афон 302

О нас

Афонская гора является святыней православной веры уже 2 000 лет. Сама Пресвятая Богородица избрала её себе в удел. Лазарь, друг Божий, бывший тогда епископом на Кипре, послал корабль за Пречистой Владычицей. Судно с Девой Марией носило волнами и бурей, и вдруг пристало оно напротив узкого гористого полуострова. Корабль нельзя было сдвинуть с места ни стараниями гребцов, ни при помощи паруса.

Тогда жители этой земли услышали голос идолов, во множестве наполнявших полуостров: «Люди Афона! Идите скорее на Климентову пристань, там вас ждёт великая Матерь Бога Иисуса», — сказав это, идолы рассыпались в прах.

В проповеди для жителей Богородица произнесла пророческие слова: «Благодать моя и сына моего на сём месте вовеки да пребудет. На этом месте будут обители иноческие, и если они сохранят заповеди мои и сына моего, то до скончания века пребудет эта гора прибежищем иноков».

Пророчество Богородицы сохраняется до сего дня. На святой Афонской горе располагается 20 обителей общежительных, несколько скитов, множество келий, и везде живут монахи, иноки и прославляют имя Божие и имя Пресвятой Владычицы Богородицы.

Келья святого Модеста

Келья святого мученика и патриарха Иерусалимского Модеста находится на территории монастыря Симонопетра. Об этой келье было известно уже в XVII в., но в новейшие времена она пребывала в запустении. В 1991 г. постройку полностью разрушил страшный пожар, в котором чуть не сгорел сам монастырь Симонопетра. От кельи осталась только часть фундамента престола храма, а ещё одичавшие маслины и виноград — отцы возделывали сады.

Святой Модест — покровитель животных. В прежние времена на Афоне пользовались вьючным транспортом, поэтому возле каждого монастыря был храм святого Модеста. Наша келья находится в местности Каравасарос (греч., «стоянка караванов»), на пути от Дафни в Симонопётр, по которому в старину возили грузы на мулах. Заботясь о трудолюбивых животных, здесь поставили храм и келью в честь святого Модеста.

Новая жизнь кельи

Устав горы Афон не разрешает постройку новых монастырей и скитов, зато можно восстанавливать старые, сгоревшие или разрушенные обители. Иеромонаху Авраамию (Орлову) по его просьбе игумен монастыря Елисей дал благословение на возрождение кельи священномученика Модеста. 23 июля 1999 г. о. Авраамий, о. Нил и двое мирских помощников прибыли к развалинам обители, поселились в палатках и начали восстанавливать келью.

Так выглядели развалины кельи святого Модеста в 1999 г.

Новый храм закончили 27 августа 2000 г. От старой церкви остался закладной камень, который вставили в стену новой. На нём дата — 21 февраля 1886 г. Полное освящение храма провёл архиерей Феогност 26 июня 2007 г.


Храм, построенный в 2000 г.

Закладной камень 1886 г

В конце 2015 г. рядом построили придел в честь Всех Русских Святых, на Афоне просиявших, а осенью 2016 г. его освятили архиерейским чином.



Придел в честь Всех Русских Святых, на Афоне просиявших

По милости Божией и благодаря российским благотворителям келья приобрела свой нынешний вид. Каждый камень — это вклад русских братьев и сестёр.


Келья святого Модеста с высоты птичьего полёта

Для паломников

Часть нашего служения — приём паломников из разных уголков мира. Для вас есть кельи с необходимыми удобствами. При необходимости выделяем автомобиль для осмотра святынь Афона.

Ксенофонт

Путеводитель по монастырю

Главный вход в обитель был изначально включён в архитектурный план монастыря. Он представляет собой монументальное сооружение с фреской святого Георгия и проходом, ведущим в старый двор. В центре двора находится источник, украшенный колокольней. За источником расположился колодец. Напротив – юго-восточное крыло, 3 этажное здание, так называемая Хорда Отцов. Недавно отреставрированное здание было построено в XI веке. В северной его части находится старый главный храм обители.

Крытый проход ведёт мимо старого главного храма в новый двор монастыря. Фрески прохода, на стороне севернее от старого двора, изображают житие святого Герасима и его ручного льва. Корень Иессеев изображается в глубине справа. На стенах, противоположных входу, изображаются сцены Апокалипсиса.

Новый двор, также как и старый, располагается на нескольких уровнях, и выложен камнем. Форма двора напоминает разносторонний многоугольник. В центре довольно просторной своеобразной площади возвышается новый главный храм монастыря. Рядом с ним располагается купель, ее монументальное украшение было сооружено в 1908 году и является одним из новейших на всей Святой Горе. Особый интерес представляет украшенный изображениями купол.

Сторожевые башни монастыря, к сожалению, не сохранились до наших дней. Сохранилась лишь четырехугольная 5 этажная башня колокольни, напротив нового главного храма, на северо-западе, на верхнем этаже которой расположилась колокольня, постройка 1864 года. Остальные башни были разрушены ещё до 1744 года, и их утрата не была связана с расширением территории монастыря.

Оба главных храма монастыря посвящены святому Георгию. Старый главный храм является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. Экзонартекс пристроен к восточной стороне трапезной. Великолепные фрески 1637 года были созданы при финансовой поддержке воеводы Угровлахии Иоанна Матфея и его жены Елены, которые изображаются рядом с входом. На вратах входа изображается также святой Георгий, а на противоположной стене — сцены из Апокалипсиса. Интересно, что многие характеризуют эти сцены, как пророческие, узнавая в этих изображениях современные события, как, например, следы ядерного взрыва в виде гриба.

Фрески нартекса, созданные в 1564 году, являются работой иконописца Феофана, тезки иконописца монастыря Ставроникита. Справа от нартекса находится встроенная часовня Святого Лазаря. Купол нартекса украшен изображением Христа Вседержителя, обращенного, что является уникальным случаем, на северо-запад, а не на восток.

На вратах западной стены существует памятная надпись, информирующая, что храм был расписан на средства правителя Константина Ворника и его брата Радула. Фрески 1544 года относятся к Критской школе и являются работой руки художника Антония, который создал также икону Богородицы с надписью: «Деисус раба твоего Антония».

Резной деревянный иконостас — это великолепный пример искусства XVII века, богато украшенный растительным узором. В южный неф встроена часовня Святого Дмитрия — это самая старая постройка в монастыре, относящаяся к XIII веку. Здесь сохранились фрагменты фресок, датируемые также XIII-XIV веками. Иконостас XI столетия сохранил части изначального византийского иконостаса.

Новый главный храм был заложен при Филофее, в 1817 году, строительство было окончено 20 лет спустя при игумене Никифоре. Это самый большой главный храм греческого монастыря на Святой Горе Афон, вмещающий до 2000 человек. В экзонартексе привычные фрески заменило стекло. Основной храм и нартекс были расписаны относительно недавно отцом Лукой и другими братьями монастыря. Здесь изображаются основатели Алексей и Никифор, митрополит Филофей и игумен Паисий.

Врата храма являются настоящим произведением искусства, украшенным перламутром; также стоит обратить внимание на скульптурное мраморное украшение входа.

Иконостас 1840 года был сооружён из серого мрамора. На восточных колоннах находится икона святого Георгия — справа и Богородицы Одигитрии. Икона святого Георгия — это та самая чудотворная икона, которая чудесным образом прибыла к берегу монастыря по морю. Обратная сторона образа, по-видимому, пострадала в огне, от рук иконоборцев. По преданию, именно тогда верный христианин спас икону тем, что бросил ее в море. На лице святого, под подбородком, существует рана, нанесенная ножом иконоборца, согласно преданию, из этой раны струилась кровь.

Икона Богородицы Одигитрии находилась в монастыре Ватопед и чудесным образом перенеслась в монастырь Ксенофонт, несмотря на то, что монахи попытались вернуть икону в ее монастырь, она снова вернулась в Ксенофонт (1730).

Своей особой гармонией архитектурных пропорций впечатляет конха двухэтажный часовни, где располагается храм Введения во храм Богородицы, на втором этаже, а также храм Святого Иоанна Богослова на первом этаже. Оба храма расписаны фресками. На территории монастыря существуют и другие часовни, среди которых: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы, Святого Стефана, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы.

Кладбищенский храм Святой Троицы, построенный в 1817 году, находится в юго-западной стороне монастыря. По своему архитектурному типу храм относится к крестово-купольным храмам. Внутреннее убранство храма довольно скромное, лишь с несколькими деталями украшения в стиле барокко. Храм был расписан относительно недавно.

Трапезная монастыря расположилась на втором этаже юго-западного крыла. По своей форме трапезная напоминает почти идеальный прямоугольник. В западной стороне, со стороны моря, существует конха, украшенная фресками 1475 года, представляющими собой наиболее ранние фрески трапезной на Святой Горе Афон.

В новой ризнице обители хранятся: часть честного креста, одеяния вышитые золотом, посуда, икона Преображения Господня XIII века. Стоит обратить внимание на икону Иоанна Предтечи, датируемую семнадцатым столетием, украшенную изображениями сцен Благовещения XVI века, а также на пергамент Славянского Евангелия, подарок воеводы Иоанна Александра 1574 года.

Особая гордость монастыря — это мозаичные иконы святого Дмитрия — справа и святого Георгия. Впечатляют размеры икон (1.20 х 0,55 м.). Изображение датируется X-XI столетием и является работой одного художника. Святые изображаются в полный рост, но не в военном облачении, а в одеяниях придворного военачальника, что является иконографической особенностью эпохи.

Библиотека монастыря считается очень богатой, так как содержит 10.000 печатных книг, 400 рукописных кодексов, среди которых 3 написаны на пергаменте, а также три свитка. Важной реликвией монастыря считается рукописное Евангелие, подаренное императором Алексеем I Комниным в 1083 году игумену Симеону.

Констамонит

Констамонит (Греция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Последний в иерархии монастырей Афона, однако далеко не безынтересный, монастырь Констамонит расположился на северо-западном побережье полуострова, в 2 км от живописной гавани, окруженной круто поднимающимися скалистыми холмами, покрытыми хвойными и лиственными лесами. Констамонит — совсем небольшой и очень уютный монастырь, в котором проживают всего 30 монахов. Его главный храм освящен во имя Стефана Первомученика, в нем хранится чудотворная икона святого, датируемая 8 веком. В числе других реликвий Констамонита две почитаемые чудотворные иконы Божией Матери и фрагмент Животворящего Креста Господня.

Немного истории

Первые века существования обители покрыты завесой тайны. Устная традиция связывает ее возникновение с именем византийского императора Константина Великого, от которого, как считается, монастырь и получил свое название. Однако есть и другая версия, согласно которой обитель была основана монахом-отшельником Кастамонитом, поэтому монастырь иногда называют Кастамонит. Считается, что, в любом случае, это произошло в 11 веке. Полноценные упоминания о Констамоните начинают встречаться в летописях лишь начиная с 14 столетия, в связи с пиратскими набегами. В 15 веке монастырь поддерживали сербские правители, однако этого не хватало, чтобы платить непомерные налоги турецким властям, и к началу 18 века монастырь едва влачил существование. Ситуация выправилась вмешательством французского консула Армана, и в начале 19 века обитель переживает расцвет.

Кафоликон Констамонита освящен в честь Стефана Первомученика, и его главная реликвия — древняя икона этого святого, написанная в 8 веке.

Что посмотреть

Монастырь Констамонит — словно драгоценная жемчужина, скрытая от неосторожного взора в ложбинах между холмами полуострова Афон. Крепостных стен здесь, можно сказать, нет — обычные постройки, которые могли бы быть, например, крестьянским домом. И лишь карминно-красный купол кафоликона напоминает о том, что это место, где неустанно возносятся молитвы Всевышнему. Стены Констамонита невысоки: они достигают, максимум, четырех этажей. Их внутренние помещения отведены под кельи братии, часть из которых вынесена на деревянные балкончики-пристройки, лепящиеся к верхним уровням монастырских стен.

Во внутреннем дворе монастыря помимо кафоликона и хозяйственных построек расположены 5 церквей, каждая из которых посвящена определенному святому. Сам же главный собор Констамонита датируется 1867 г. и был построен на руинах первого кафоликона, сгоревшего при пожаре в 18 веке. Это классическая византийская базилика с единственным куполом над алтарной частью и широким нефом — центральным проходом. Кафоликон освящен в честь Стефана Первомученика, и его главная реликвия — древняя икона этого святого, написанная в 8 веке. Другие почитаемые святыни Констамонита — чудотворные иконы Богоматери Одигитрия (по преданию, она была написана еще при жизни Девы Марии евангелистом Лукой) и Антифонетрия.

По преданию, икона Божией Матери Антифонетрия чудесным образом наполнила монастырскую чашу с ладаном, когда его не хватало для совершения храмовой службы. Это произошло в 1020 г.

Библиотека Констамонита насчитывает 110 манускриптов и порядка 5000 печатных книг.

Прогулка по монастырю Констамонит

Практическая информация

О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице Афон.