Алапаевск монастырь

Алапаевский монастырь Новомучеников и Исповедников Российских


Все, что мы увидели в Нижней Синячихе, я тут показала.
Осталось только показать место, находящееся совсем рядом, в которое мы заехали на обратном пути.
Место совсем не простое и даже трагическое.
Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорского Дома: Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Феодор Ремез.

Мы приехали в монастырь промерзшие в том самом автобусе:

И тут нам повезло. Одна из наших спутниц была родом из этих мест, благодаря ей нас пригласили в трапезную, где отогрели и накормили.
Вон как у меня с мороза фотоаппарат запотел:

Постный обед оказался очень вкусным.
Борщ, пироги с рыбой,капустой и картошкой. Плов без мяса, салат. Все это благодаря празднику, случившемуся в этот день.

Монастырь живет совсем без электричества.
Но, это совершенно незаметно с виду.
Тут все очень аккуратно убрано. Строится новый храм:

Над вратами нарядная колоколенка:


Возле действующего Храма есть и такая:
А это часовня во имя Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы:
На святом месте в 1991 году был установлен Поклонный крест:
А это — та самая шахта:
Далее трагический рассказ Павла Распопова, взятый отсюда:

Копирую с сохранением орфографии:
«Здесь ночью 18 июля 1918 года произошли события, щемящие сердце своей трагичностью…
В разгар братоубийственной гражданской войны, летом 1918 года, когда белые наступали на Урал, большевики решили уничтожить всю царскую семью Романовых и их окружение. В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в центре Екатеринбурга была жестоко расстреляна царская семья со слугами. Не пощадили даже детей.
А уже следующей ночью беспощадные большевики принялись за князей и княгинь царской крови, содержавшихся под арестом в здании Напольной школы в Алапаевске.

Обстоятельства преступления — поистине детективные! В третьем часу ночи у Напольной школы раздались выстрелы и взрывы гранат. Была объявлена тревога. Большевики заявили, что князья были похищены белыми. Двое красногвардейцев в результате налета якобы было ранено, а один из нападавших убит.

На следующий день по Алапаевску были развешены листовки, а в газетах появились сообщения о похищении высокопоставленных особ.

Но, как оказалось, это была лишь искусная инсценировка, которая по замыслу большевиков должна была запутать приближающихся к Алапаевску белогвардейцев.

Еще до этого разыгранного спектакля, как только Алапаевск погрузился в сон, арестантов разбудили. Под предлогом перевода из Алапаевска на Верхне-Синячихинский завод им связали руки, завязали глаза и вывели из здания.

Узников посадили на повозки и повезли к северу от Алапаевска. Несмотря на ночное время, нашлись очевидцы, видевшие процессию. Их поразила то, какая среди ехавших царила тишина. Никто не проронил ни звука. Наверняка князья догадывались для какой цели их везут, но вряд ли могли подумать, что бывшего царя и его семьи уже нет на земле.

Лошадей остановили в темном лесу около заброшенной шахты. Арестантов подвели к зияющему в земле отверстию. Их было восемь человек:

— великая княгиня Елизавета Федоровна Романова;
— великий князь Сергей Михайлович;
— его секретарь Федор Ремез;
— князья Владимир Палей;
— Иоанн Константинович;
— Константин Константинович;
— Игорь Константинович;
— сестра Варвара (Яковлева) — келейница Елизаветы Федоровны.

Несчастных сбросили в шахту живыми, а затем забросали гранатами… Как оказалось, погибли не все.
Несколько дней проходившие мимо местные жители слышали доносившиеся из ямы молитвы. И никто даже не пытался помочь!
Шахту, в которой погибли последние из Романовых (те, кто успел сбежать за границу — не в счет), алапаевцы называли Межной. Она входила в состав железного рудника Нижняя Селимская и находилась примерно в сотне метрах от перекрестка дорог, идущих от Алапаевска к Нижней и Верхней Синячихе. Шахта разрабатывалась в начале XX века, а в 1904 году ее уже выработали и забросили.

К моменту совершения преступления шахта была частично заполнена водой. Данные о глубине шахты сильно разнятся — в разных источниках от 20 до 70 метров.

Прошло более двух месяцев, когда в 28 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белогвардейцы. Сразу же было начато расследование судьбы великих князей. И лишь 19 октября следователи нашли их тела в шахте Межной. Четыря дня ушло на то, чтобы поднять со дна шахты всех убитых.
Следствие установило, что большинство людей погибло от полученных ран практически сразу после падения в шахту. Но некоторые выжили и погибли лишь спустя продолжительное время, после долгих мучений от голода и травм.

Оказалось, что великая княгиня Елизавета Федоровна и князь Иоанн упали на выступ в 15 метрах от поверхности. Это на некоторое время спасло им жизнь. Елизавета Федоровна прожила дольше всех и погибла от голода. Она была глубоко верующим человеком, и именно ее молитвы несколько дней слышали проходившие рядом крестьяне. Она перевязала раны князю Иоанну, пыталась ему помочь. Князь Палей также погиб не сразу, поскольку его тело было найдено в сидячем положении.

У князя Сергея Михайловича было пулевое ранение в затылок. Он оказал сопротивление и его застрелили перед тем, как сбросить в шахту.

В материалах дела следователи обратили внимание на то, что пальцы правых рук Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и князя Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения. Они молились до последнего.

На груди великой княгини Елизаветы Федоровны был образ Иисуса с драгоценными камнями. Каким-то чудом падкие на драгоценности большевики его не нашли и не отобрали перед казнью.

Люди, принимавшие участие в подъеме жертв со дна шахты, были поражены, обнаружив тело великой княгини Елизаветы Федоровны нетленным (при том, что с момента казни прошло 3 месяца!). А на ее лице по утверждению свидетелей была улыбка. Тело князя Иоанна Константиновича также подверглось тлению лишь частично — в районе груди. Все остальные погибшие сильно подверглись разложению.
31 октября в Кладбищенской церкви Алапаевска над невинно убитыми людьми провели службу. А 1 ноября гробы с телами усопших после многотысячного крестного хода поместили в склеп за Алапаевским Свято-Троицким собором.

Летом 1919 года Красная армия пошла в наступление на Урал. Белые начали отступать. Было решено спасти тела погибших Романовых с их приближенными от осквернения и уничтожения большевиками. 14 июля 1919 года гробы с телами отправили на поезде в Читу. По воспоминаниям сопровождавшего их игумена Серафима, из-за жары тела разлагались, из щелей гробов сочилась дурно пахнувшая житкость, которую постоянно вытирали. А жидкость из гроба Елизаветы Федоровны якобы напротив благоухала.

Останки погибших привезли в Читу, а позже переправили в Харбин. В Харбине гробы вскрыли и осмотрели. Все тела разложились, лишь тело Елизаветы Федоровны, как утверждают свидетели, так и оставалось нетленным…

Тела князей так и остались в Китае (точное местонахождение их погребения в настоящий момент неизвестно), а тела Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, куда прибыли 28 января 1921 года.

Но вернемся к шахте Межной. После падения кровавого коммунистического режима сюда потянулись люди. В 1991 году около обвалившейся шахты был установлен Поклонный крест. На следующий, 1992 год, была построена Елизаветинская часовня. Тогда же РПЦ канонизировала Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. Остальных погибших в этой шахте Русская православная церковь (в отличие от РПЦ зарубежом) отчего-то сочла недостойными канонизации…

В 1995 году на этом месте было начато строительство мужского монастыря во имя Новомученников Российских. В настоящее время строительство продолжается. Строятся все новые корпуса монастыря.

8 июня 2009 года, спустя чуть ли не век после трагических событий, Генеральная прокуратура РФ наконец-то реабилитировала погибших Романовых и их приближенных.

Монастырь на этом месте, конечно, намного скромнее того, что на Ганиной Яме. Да и обилием паломников он похвастаться не может (за исключением годовщин трагического события). В прессе статьи об алапаевских событиях также встречаются несравненно реже, чем о трагедии в Ипатьевском доме.
Самое интересное месте на территории современного монастыря — поросшая травкой яма на месте той самой шахты. Стоя около нее сейчас трудно даже вообразить какие страшные события здесь происходили почти век назад. Яма ограждена небольшим резным заборчиком, рядом стоит поклонный крест.»

«В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, священноисповедника Сергия (Сребрянского), преподобного Севастьяна Карагандинского»:
Вот такое место….

В Екатеринбургской духовной семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии».

Речь на очередной встрече, которую традиционно организовали Екатеринбургская духовная семинария и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, шла об основных методах датировок археологических и палеонтологических находок. С докладом выступил игумен Моисей (Пилатс) — наменик Алапаевского мужского монастыря во имя ноомучеников исоведнков Цекви Русской, кандидат богословия, заведующий Библейско-богословской кафедрой ЕПДС, неоднократный участник церковно-археологических экспедиций.

Как отметили организаторы семинара, многие методы датировок археологических и палеонтологических находок развивались и оттачивались в течение десятилетий и даже столетий. Вопрос датировок для богословия весьма значимый, поскольку длительности событий, указанные в Священном Писании и Священном Предании в неких единицах («день», «век», «век веков») расходятся с научными данными нередко в миллионы раз при условии, что эти единицы не меняли своей длительности от Сотворения мира.

Отец Моисей, как истинный ученый, прежде всего обозначил и расклассифицировал те методы датировок, которых он собирался коснуться. Он выделил две группы датировок: абсолютное датирование, устанавливающее дату начала события в череде палеонтологической летописи, и относительное датирование, позволяющее установить длительность события без привязки к конкретной дате.

Как рассказал докладчик, самым современным методом абсолютного датирования является радиоуглеродный анализ (автор — Уиллард Либби, 1908-1960). Не вдаваясь в тонкости этого метода, отметим, что он основан на данных о скорости разложения радиоактивного углерода 14C, период полураспада которого, составляет 5730 ± 40 лет. Лаборатории, занимающиеся радиоуглеродным анализом, — это современные наукоемкие организации. Метод радиоуглеродного датирования позволил английскому археологу Джону Гарстангу (1876-1956) уточнить датировку падения Иерихона, когда иудеи, возглавляемые Иисусом Навиным, окружили город. По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I). Как отметили организаторы, отец Моисей рассказал еще много удивительного о разрушении Иерихона, но это уже не касалось радиоуглеродного анализа.

Далее отец Моисей рассказал, что ближе всего к современности история Туринской плащаницы. Согласно радиоуглеродному анализу трех образцов ткани боковой полосы возраст плащаницы 1260-1390 ± 40 лет г. н. э. Исследование проведены солидными лабораториями Оксфордского Университета штата Аризона и Швейцарского института Технологии. Сразу же апологеты радиоуглеродного метода стали утверждать, что Туринская плащаница — подделка средневековых алхимиков, но отнюдь не ткань, в которую было завернуто тело Господа нашего Христа Иисуса после снятия его с Креста. Правда, было не вполне понятно, почему эти «зловредные» алхимики решили обмануть людей именно нашего времени, ведь радиоуглеродный анализ, фотография высокой степени разрешимости стали применяться лишь с прошлого века, отметил отец Моисей. И вот здесь-то, кроме радиоуглеродного анализа, пришлось использовать другие методы абсолютного датирования.

Очень помог споро-пыльцевой анализ: пыльца растений с плащаницы принадлежит солелюбивым растениям, которые встречаются только в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос. Почему же ошибся радиоуглеродный метод? Плащаница имеет долгую и трудную истории. В частности, она перенесла пожар. А это вполне может внести коррективы в радиоуглеродные датировки.

Кроме упомянутых выше методов, отец Моисей рассказал о ряде других методов датировок.

Например, термолюминисцентный метод, позволяющий датировать керамические образцы; дендрохронологический метод, связывающий длительность периода с годовыми кольцами деревьев; керамические часы, основанные на анализе керамики; эпиграфика, берущая за основу содержание и формы надписей на камне, керамике, металле и пр.; нумизматика. Каждый из этих методов дал неоспоримое доказательство историчности тех или иных Библейских событий.

Так, дендрологический метод позволил подтвердить историю Иосифа, проданного в египетское рабство: согласно Библии, Иосиф смог предсказать фараону урожайные и неурожайные годы. Дендрологический анализ артефакта (деревянного ящичка) доказал существование семи очень широких годовых кругов (7 сытых лет), которые сменялись семью очень узкими кольцами (7 голодных лет).

Нумизматика еще раз подтвердила реальность Понтийского Пилата: были найдены монеты с его изображением и абсолютно недвусмысленными надписями.

Отец Моисей принес несколько экспонатов своей керамической коллекции. Это очень волнующе, подержать в руке кусочек керамики, которому более 2000 лет! – отметили участники семинара.

По словам организаторов семинара, докладчику, как всегда, было задано множество вопросов. Частично ответы на них можно услышать на радио «Воскресение» в программе Анны Буданцевой «Гость студии» (выйдет в эфир в конце марта).

Отец Моисей согласился прийти на следующее заседание, которое состоится во второй половине апреля и будет посвящено вопросом устройства мира. Предполагаются два докладчика: профессор Виталий Леонидович Гапонцев, доктор физико-математических наук и иерей Константин Корепанов, преподаватель Миссионерского института.

Источни: Екатеринбургская епархия

Игумен Серафим. Духовный подвиг

«Такие люди являются исторической вехой для мира», – эти слова, сказанные в свое время одним из иерархов Иерусалимской Православной Церкви о русском игумене Серафиме (Кузнецове), стали лейтмотивом конференции, посвященной 60-летию со дня кончины подвижника. Форум прошел в Историко-культурном центре «Соборная палата» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собрав участников из разных уголков земли от Урала до далекого американского города Сан-Франциско.

Доклады и выступления монашествующих, священников, ученых, тематическая выставка и документальный фильм помогли увидеть разные грани яркой личности человека, которому Господь судил в трагическом XX веке совершить духовный подвиг во имя веры.

Простой пермский монах…

Благословение на монашество Георгий Кузнецов, уроженец города Чердынь Пермского края, получил у отца Иоанна Кронштадтского. Став послушником в Белогорском Свято-Николаевском православно-миссионерском монастыре, Георгий не сразу принял окончательное решение уйти из мира. Как он писал: «Моя мысль колебалась относительно поступления в монашество из-за малодушной слабости. Вынесу ли я этот самоотверженный подвиг и есть ли на сие воля Божия?» Он поехал в Кронштадт. Прозорливый старец, Всероссийский пастырь благословил его иконой трех Вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Это – одно из судьбоносных событий в жизни будущего хранителя мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны, о котором поведал в своем докладе «Уральский Афон – духовная Родина игумена Серафима (Кузнецова)» исполняющий обязанности Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Гильмияров). Отец Дорофей рассказал и о других значимых событиях, произошедших в жизни отца Серафима в дореволюционный период. Купеческий сын становится строгим монахом, аскетом и, стремясь к сугубым подвигам, обустраивает в глухом лесу монастырский скит, где летом 1904 года по благословению священноначалия закладывается первый после прославления батюшки Серафима храм в честь преподобного Серафима Саровского. Зимой 1910 года скитоначальник, имеющий дар духоносного слова и патриотический настрой, удостаивается вместе с настоятелем Белогорского обители архимандритом Варлаамом (Коноплевым) Высочайшей аудиенции в Царскосельском Александровском дворце. Император Николай II в присутствии цесаревича Алексея расспрашивает гостей о монастыре, иеромонах Серафим отвечает на все его вопросы и преподносит в дар сочинения – три тома «Монашеских уставов», семь выпусков сборника «Слова, беседы и речи», «Историю Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита», иллюстрированную фотографиями.

А за полтора года до этого – тоже событие огромной важности! – отец Серафим участвует в работе Первого Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой лавре с правом совещательного голоса и ведет подробный дневник дебатов. Спустя некоторое время, его заметки в газете «Русская земля» и в журнале «Монастырь» составят основу подготовленной им книги об историческом съезде, являя на сегодняшний день единственное сохранившиеся целостное повествование о работе форума. Это издание – «Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда)» – можно было увидеть на тематической выставке в Историко-культурном центре «Соборная палата» ПСТГУ, подготовленной Т.А. Романовой вместе с послушницей Ксенией Хайнбюхер. На 24 баннерах были представлены разные этапы жизненного пути старца-молитвенника. И за стеклом в двух витринах находились бесценные исторические книги, часть которых – из личного архива послушницы Ксении.

Что касается «Монашеских уставов», над ними игумен Серафим продолжит серьезную работу на Святой Земле, куда он привезет останки двух убиенных в Алапаевске мучениц – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Тема доклада другого насельника Белогорского монастыря – иеромонаха Серафима (Трегубова) – обозначена так: «Монашеские уставы» игумена Серафима (Кузнецова) и их значение для монашеского права». Сообщив, что эти труды прошли духовную цензуру Святейшего Синода и впоследствии с ними были ознакомлены Предстоятели трех Поместных Церквей (Вселенский Патриарх Иоаким III, Иерусалимский Патриарх Дамиан, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I), докладчик добавит очень важную вещь. «Монашеские уставы» 1910 года игумена Серафима тесно связаны с «Положением о монастырях и монашествующих» 2017 года. Их объединяют три основные момента, которые рассматривались во время монашеской реформы XX века: распространение старчества; принятие всеми монастырями «Общежительного устава»; назначение настоятелями лиц, которые имеют опыт подлинной монашеской жизни…

Стремительно, одно за другим, следуют значимые события в жизни Белогорского скитоначальника. Воодушевляющим, принесшим великую радость монахам и простому люду явилась паломническая поездка Великой княгини Елисаветы к святыням Пермской и Екатеринбургской епархии, посещение ею Белогорской обители и Серафимо-Алексеевского скита. Трагическим, скорбным стало участие игумена Серафима в поисках останков Алапаевских мучеников, живыми сброшенных на дно шахты. А затем был жертвенный подвиг длиною в жизнь, осмыслить который и увидеть его величие нам только предстоит: спасение святых останков от поругания и выполнение просьбы Великой княгини, настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия, высказанной ею лично при их встрече в октябре 1917 года в Москве.

Подробно об Августейшем паломничестве в 1914 году отец Серафим расскажет в издаваемом им религиозно-патриотическом журнале «Голос Долга». (О самом журнале, его четко продуманной структуре, глубоком содержании статей и живом слоге, доступном для понимания, мы узнаем из доклада «»Голос Долга» игумена Серафима (Кузнецова)», подготовленного кандидатом химических наук, краеведом, специалистом по церковной истории Пермского края Т.Л. Морозовой). Тему «Свидетель и участник: Алапаевск, октябрь 1918 – июль 1919» раскроет игумен Моисей (Пилатс), наместник Алапаевского мужского монастыря во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

«…Похороните меня по-христиански»

Доклад отца Моисея сопровождался видеопрезентацией, и при взгляде на архивные снимки, при знакомстве с уникальными историческими кадрами кинохроники душу пронзало чувство: какую немыслимую цену в миллионы человеческих жизней заплатила Россия в XX веке, чтобы мы в конце того страшного столетия и в начале нынешнего смогли бы открыто, не боясь арестов и ссылок, расстрелов или голодной смерти от истощения в лагерях, славить Бога! И насколько мобилизующими, думалось при этом, должны быть такие вот встречи, конференции, призванные направить наши усилия на то, чтобы избавить от забвения имена подвижников веры и благочестия!

«Так просиял светлый луч в Пермской земле перед грядущим испытанием», – написал в хронике отец Серафим после посещения Великой княгиней Серафимо-Алексеевского скита. И когда испытание наступило, над Царской семьей нависла смертельная опасность, Белогорский скитоначальник отправился в Москву с предложением Елисавете Феодоровне уехать на Урал, в Алапаевск, где, по его утверждению, можно было найти убежище в старообрядческих скитах. Великая матушка, как называли настоятельницу Марфо-Мариинской обители в Москве, отказалась. Только обратилась к нему, духовно близкому ей человеку, со словами: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». Сегодня широко известны факты, связанные с именами адмирала Колчака, чья армия ненадолго установила власть на Урале во время гражданской войны, и генерал-лейтенанта Дитерихса, благодаря решимости которых было проведено расследование убийства Августейшей семьи и членов Дома Романовых, найдены тела узников. Не остались они навечно в безымянной могиле! Над убиенными совершались панихиды в кладбищенской церкви, читалась Неусыпаемая псалтирь, 13 протоиереев и священников отслужили заупокойную всенощную, а на следующий день многолюдный крестный ход проводил страстотерпцев в Свято-Троицкий собор, где после заупокойной Литургии было совершено отпевание.

Стали широко известны и другие факты: в результате наступления Красной армии на Алапаевск было принято решение увезти тела в Забайкалье, в Читу и оттуда через границу в Пекин, где состоялось тайное захоронение шестерых убиенных в новом склепе на кладбище Русской Духовной Миссии. В ряде публикаций можно прочитать, что Белогорский игумен чудом сумел их вывезти из страны, охваченной гражданской войной. Но прежде, чем рассказать, как Господь помогал подвижнику, хочу обратить внимание на такой момент: если с живой Елисаветой Феодоровной он виделся нечасто, то с убиенной не расставался ни на один день. Зная о ее желании быть погребенной в крипте русской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме, построенной в память Императрицы Марии Александровны, матери ее мужа Сергея Александровича, отец Серафим повез два гроба через Шанхай и Порт-Саид в Иерусалим.

На конференции прозвучала почти детективная история, которую некоторые ее участники знали давно, а некоторые услышали впервые. Наверное, это еще одна из драгоценных крупиц, представляющих историческую ценность и помогающих сквозь пелену времени разглядеть людей – порою далеких от идеала, но в какой-то момент своей жизни проявивших самоотверженность во имя высоких целей. Прилетевший из-за океана протоиерей Петр Перекрестов, ключарь кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, секретарь Западно-Американской епархии, зачитал любопытное письменное свидетельство, хранящееся в архиве РПЦЗ. Написано оно архимандритом Спиридоном (Ефимовым), бывшим одно время келейником у митрополита Антония (Храповицкого). В 1951 году архиепископ Иоанн (Максимович), которого сегодня весь мир знает, как святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, посвятил Никодима Ефимова в иподиаконы и вскоре тот принял монашество. Так вот в Сан-Франциско архимандрит Спиридон бывал в доме адмирала Беллинсгаузена, исповедовал болящего и причащал. Батюшка морально и духовно поддержал супругу адмирала после кончины мужа, и она поведала утешителю много чего интересного. В частности, рассказала про омский период их жизни в 1919 году. Ее муж в то время служил в штабе адмирала Колчака, и когда под сильнейшим натиском красных Сибирская армия начала отходить, эта женщина озаботилась тем, чтобы останки Алапаевских страстотерпцев не подверглись поруганию. Колчак дал разрешение эвакуировать их по железной дороге за казенный счет. Она с отцом Серафимом (во многих источниках указываются и два послушника) довезла гробы до Читы. Там встретилось большое препятствие: дальше нужно было везти их уже по иностранной железной дороге, то есть за деньги. Причем немалые. Но денег не было. Стали они с игуменом Серафимом «плакаться по Чите». Читинцы сочувствовали, вот только помочь не могли. Кто-то посоветовал обратиться к «Машке-Шарабан», «Машке-цыганке», бывшей супруге атамана Семенова. К ней и отправились привезшие святыни. «Машка-Шарабан» подвела их к шкафу, открыла его, а там – золотые кирпичи! Полученные, по ее словам, от атамана в виде отступных после их развода. Затем владелица этого богатства заявила, что посредством золотых слитков берется финансировать перевоз святых останков по иностранной железной дороге. «За все ею совершенное вознаграждена она Предивным Господом!» – написал приснопамятный архимандрит Спиридон (Ефимов).

Святая Земля, радости и печали отца Серафима

Три других выступления помогли более полно и ясно представить себе непростую религиозную ситуацию на Святой Земле в те годы, когда игумен Серафим творил там духовный подвиг. «Характеристика и особенности духовной жизни Миссии в Русской Палестине XX века» – тема доклада игумена Феофана (Лукьянова), который с 1999 г. по 2005 г. был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с 2013 г. по 2015 г. – временно исполняющим обязанности начальника РДМ. «Игумен Серафим (Кузнецов) на Святой Земле. «Опальный страж » (1920 г.)» – с таким докладом выступила С.Н. Баконина, кандидат исторических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ. И доклад «Малая Галилея – скит молитвы и терпения (по материалам переписки насельников)» подготовила монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненской женской обители в Иерусалиме.

Горько было слышать, что верному своему долгу и идеалам игумену Серафиму пришлось пережить скорбные минуты и дни, когда один из архиереев РПЦЗ – епископ Аполлинарий, возглавивший Русскую Духовную Миссию, запретил его в служении. К счастью, Иерусалимский Патриарх Дамиан был категорически с этим не согласен и после запрещения отца Серафима в священнослужении Первоиерарх прочитал над ним молитву, разрешив ему служить в греческих храмах. Он принял русского игумена «под свое покровительство», а принцессе Виктории, маркизе Милфорд-Хэвен, поручившей Белогорскому скитоначальнику перевезти останки ее родной сестры Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Иерусалим, написал: «…нам достоверно известно, что отец Серафим – один из лучших церковнослужителей, благочестивый, добродетельный и образованный, который своими молитвами, исповедованием и добрым примером оказал помощь многим людям и завоевал любовь и уважение всех тех, кто его знает. Поскольку мы тоже испытываем к нему глубокое уважение за эти его качества, будем рады, если и Ваше Высочество не станет обращать внимание на обвинения, выдвинутые в его адрес людьми, которые завидуют и ненавидят его, а будете, как и прежде, доверять ему». (О подробностях конфликта, нанесшего вред обеим сторонам, можно будет узнать из доклада С.Н Бакониной, который мы позже разместим на портале «Монастырский вестник»).

Один из аспектов фундаментального доклада монахини Мариам (Юрчук) – судьба духовных дочерей отца Серафима двух русских монахинь-сестер, Сергии и Анастасии (Трофимовых), которые не оставляли своего авву до последнего его вздоха. Мать Сергия, известная своим талантом расписывать камушки для паломников, к середине 50-х годов прошлого века стала одним из лучших иконописцев Святой Земли. Ее сестра замечательно играла на скрипке, регентовала в хоре Вознесенского монастыря на Елеоне. Но каково было потрясение многих участников конференции, когда они услышали (уже во время просмотра документального фильма «ИГУМЕН СЕРАФИМ. ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ»), что в юности Сергия пила, не слушала родную мать, вела себя неподобающе! И только встреча с их соотечественником-игуменом, его стойкость в вере и жесткие методы воспитания спасли ее от духовной, а, может, и от физической гибели. Сегодня во многих храмах этого святого заповедного уголка мира можно увидеть иконы ее письма. В некоторых храмах монахиня Сергия расписывала своды церквей. Также написанные ею святые образы были переданы в Россию во время визита Святейшего Патриарха Алексия I на Святую Землю в 1945 году. Величайшую радость испытал тогда Белогорский скитоначальник, все годы жизни в Иерусалиме сохранявший верность Матери-Церкви! Во время приезда Патриарха Алексия I он вернулся в юрисдикцию Московской Патриархии, с которой поддерживал непрестанную связь. Однако в Советскую Россию возвратиться старец не смог и, отойдя ко Господу на 84-м году жизни, был похоронен в Малой Галилее (резиденция Патриарха Иерусалимского на горе Елеон).

Пожалуй, не счесть, сколько раз бывала послушница Ксения Хайнбюхер на могиле русского старца в Малой Галилее! Молилась в тиши, приводила могилку в порядок, обновляя выцветшую надпись: «Русский Священноигумен Серафим. Начальник Свято-Серафимовского скита Пермской епархии. Он привез гроб с телом мученицы Великой кн. Елисаветы Феодоровны в Иерусалим в 1920 г. (1875–1959 гг. 22 фев.)». А на создание документального фильма о незаслуженно забытом ревностном воине Христовом у нее ушло более 20 лет… Судя по фильму, это было глубокое погружение в историю, бережный отбор уникальных кадров кинохроники и неустанный поиск современников батюшки, способных сказать всему миру сокровенные слова о нем. Звучат слова признания в его адрес и из уст нынешних представителей Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а дикторский текст читает митрополит Рязанский и Михайловский Марк, уроженец Пермского края, подвизавшийся в Миссии в 90-е годы прошлого века. Вот какие переплетения судеб! Что касается фильма, то его уже видели в Иерусалиме, Екатеринбурге, Перми, Алапаевске. Теперь состоялся премьерный показ в Москве.

Думается, рассказ о том, как он создавался – это отдельная тема, которую мы надеемся раскрыть в интервью с его автором, послушницей Ксений Хайнбюхер. Приведу лишь одну цитату из рецензии на эту ленту «Художественное многоголосие образов, тонко вписанных в пространство исторической перспективы, абсолютная достоверность общей интонации фильма, в том числе и ее музыкальной составляющей, обнаруживают явления внутреннего порядка и приоткрывают иную, духовную реальность, тем самым создавая объемный образ личности священноигумена». Также хочется процитировать слова декана богословского факультета ПСТГУ протоиерея Павла Хондзинского, который вел конференцию и был модератором круглого стола «Русская Церковь на Святой Земле в 20-х – 60-х годах XX века». «Сегодня собрали нас здесь два человека, – сказал отец Павел. – Игумен Серафим и послушница Ксения Хайнбюхер». Действительно, послушница Ксения, немка по происхождению, принявшая Православие в Москве в 1993 году, взяла на себя огромную часть организационной работы по проведению форума

* * *

Перед конференцией протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, в сослужении духовенства совершил заупокойную литию по игумену Серафиму. В своем приветственном слове к участникам форума пастырь подчеркнул, что здание Московского епархиального дома в Лиховом переулке возводилось митрополитом Киевским Владимиром (Богоявленским), возглавившим, как мы знаем, скорбный список Новомучеников и Исповедников Земли Русской в сане архиерея. И что принимавшая активное участие в московской церковной жизни Великая княгиня Елисавета Феодоровна откликнулась на призыв Владыки помочь в сборе средств. Затем вместе с мужем Великим князем Сергеем Александровичем Романовым она участвовала в торжествах по освящению Князь-Владимирского храма в Епархиальном доме. И спустя 90 лет после освящения здания и вскоре – храма, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил обоих к лику святых Русской Церкви – священномученика Владимира и преподобномученицу Великую княгиню Елизавету. «Не все святые канонизированы, но Господь знает их. У Господа они прославлены», – заключил отец Владимир.

Мы верим, что прославлен у Господа и игумен Серафим (Кузнецов), масштаб личности которого многим из нас только открывается.

  • Неделя о самарянке: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому 17.05.2020 Дорогие братья и сестры! Пятая Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию дивной беседы Господа нашего Иисуса Христа с женщиной-самарянкой, как о том повествует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в 4-ой главе своего Евангелия. Предлагаем вам размышления, вдохновленные … Показать полностью…
  • Святитель Игнатий -учитель покаяния и молитвы 13.05.2020 Дорогие братия и сестры, сегодня в день памяти великого учителя Русской Православной Церкви — святителя Игнатия Брянчанинова, предлагаем вам его краткое житие и несколько афоризмом из неисчерпаемого богатства его творений. Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) … Показать полностью…
  • Неделя о расслабленном: Лучшее лекарство от наших болезней — покаяние 10.05.2020 Дорогие братья и сестры, четвертая Неделя по Пасхе Христовой напоминает нам о чуде исцеления расслабленного, которое сотворил Господь наш Иисус Христос в отрезок времени между иудейской Пасхой и Пятидесятницей, как о том повествует нам святой апостол … Показать полностью…
  • Любовь и верность: Неделя жен-мироносиц 09.05.2020 Дорогие братья и сестры, незаметно подошла третья Неделя по Пасхе Христовой: Неделя Жен-мироносиц. Предлагаем Вашему внимаю проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) о назначении женщины по христианскому учению: Седмица, которую мы сейчас празднуем, дорогие братия и сестры, именуется седмицею святых жен … Показать полностью…
  • Божественная литургия архиерейским чином в день памяти апостола и евангелиста Марка 09.05.2020 8 мая, в день памяти апостола и евангелиста Марка, по благословению временно управляющего Алапаевской епархией митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид совершил Божественную литургию в женском монастыре во имя прмц. Елизаветы … Показать полностью…

Читать все новости