Алексей вронский иконописец

«Безмолвная проповедь» новой русской иконы

В Вологодском кремле развернута выставка современного храмового искусства «Безмолвная проповедь». Экспозиция знакомит с историей становления Иконописной школы при Московской духовной академии, с творческими работами выпускников и преподавателей школы.

Господь Вседержитель. Мозаика

Общий вид иконостаса в храме св. вмч. Екатерины в Риме

Фрагмент росписи и мраморной резьбы. Храм св. вмч. Екатерины в Риме

В маленькой Вологде впервые в России одновременно представлены работы художников-иконописцев четырех мастерских, образованных выпускниками и преподавателями Иконописной школы при Московской духовной академии: самой Иконописной школы при МДА; Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева, возглавляемого А.Н. Солдатовым; творческой мастерской Анатолия Алешина; группы мастеров «Скиния» под руководством Валерия Федорова. Кроме того, представлены иконы вологодских святых – древних и недавно прославленных, выполненные в мастерской при Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, где также трудятся выпускники Иконописной школы.

Когда лучшая живопись, прекрасная музыка, добрая литература, хорошее кино становятся редкостью, когда для того, чтобы найти эту жемчужину, приходится действительно разгребать кучи грязи, вылившейся на нашу культуру и искусство и обесценившей сами эти понятия, то, увидев настоящее искусство, сердце несказанно радуется. Радуется и оттого, что убеждаешься в его воле к жизни, в стремлении и желании представляющих его людей не дать ему умереть.

Подлинное искусство не может не говорить о Боге. Если оно знакомит человека с красотой созданного Богом мира, то, следовательно, приглашает и лучше узнать его Создателя. При этом оно предлагает потрудиться над собой для того, чтобы это было на самом деле узнаванием Бога, а не поверхностным знакомством. Не «что-то там есть, может быть», а «Господи, а я Тебя знаю. И хочу узнавать всегда». И искусство Церкви становится в этом случае просто необходимым, помогающим человеку трудиться: размышлять, задавать новые вопросы, радоваться. Ведь радоваться тоже надо уметь, это тоже труд.

– Не надо бояться творчества в Церкви, – считает Л.А. Армеева, кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии. – Казалось бы, парадокс: церковное творчество должно быть каноничным, то есть существовать в «рамках» канонов. Но само слово «рамки» здесь не очень правильное: канон – это не прокрустово ложе предписаний, указаний и запретов, а – направление. Может ли человек быть свободным, следуя к Богу? – Разумеется. Ведь Бог и создал нас свободными. Вот для того, чтобы дать почувствовать эту свободу, в которой люди идут ко Христу, сохраняя все свои добрые особенности, собственную уникальность и неповторимость, мы и устроили эту выставку – «Безмолвная проповедь». Много слов тут не нужно – нужно смотреть. И желательно видеть, – говорит Людмила Алексеевна.

Преподаватель Иконописной школы, советник Святейшего Патриарха по вопросам архитектуры зарубежных храмов А.Н. Солдатов, представляя работы своих учеников, сказал:

– Сейчас Россия выполняет миссию христианского просвещения, возвращая Христа народам Запада. Кстати сказать, огромное количество людей на Западе стремятся к христианству. Это видно по тому восторженному вниманию, с которым относятся к построению и украшению православных церквей в Западной Европе.

Брак в Кане Галилейской

Роспись храма в Иордании

Святая великомученица Екатерина

Христос и самарянка

Вологодские святые. Часовня прп. Филиппа Ирапского

Духовный вакуум, по словам Александра Николаевича, образовавшийся там, будет заполнен – и хорошо, если в место чистое и выметенное войдет Бог, а не известные персонажи, которых не восемь, а легион. То, что западные народы нуждаются, по словам многих людей, в новом христианском просвещении, очевидно. Русская Церковь стремится им в этом помочь. И здесь, считает Солдатов, «появляется прекрасная возможность для художественной симфонии: совмещения русских и византийских традиций иконописи и храмового зодчества с христианскими корнями самих западных народов». Красноречивым подтверждением этому может служить представленный на выставке проект православного храма в Рейкьявике.

По мнению советника Святейшего Патриарха, в России должен начаться процесс «поляризации» иконописных школ. То есть так же, как и в древние времена, должны появиться несколько школ русской иконописи – со своими традициями, манерой письма. Этот процесс стимулируется как восстановлением и развитием церковного искусства в последние несколько десятилетий, так и всё большим вниманием к нему в обществе, что позволяет надеяться на увеличение числа новых учеников – последователей той или иной иконописной школы.

– Самый лучший комплимент иконописцу, на мой взгляд, я услышал однажды: «Новое, а смотрится, как старое!» Отличия, конечно, всегда будут, и это хорошо, но главное дело иконописцев – не «заявлять о своей неповторимой индивидуальности», а говорить о Боге, жизни святых, о чем говорили сотни поколений до него, – сказал преподаватель Иконописной школы А.В. Алешин.

Анатолия Валерьевича попросили ответить на вопрос: как опытный искусствовед, иконописец может отличить древнюю икону от новой, и в чем эти различия? Различия, по словам Алешина, обусловлены не только (а в случае с иконой – и не столько) манерой письма – огромное значение имеет и личность, и духовный облик самого иконописца, что неизбежно сказывается и всеми, наверное, читается на иконе.

– Краски могут быть одинаковыми, манера письма, технологии – похожими на древние, но дух будет другой. И это всегда чувствуется, – уверен Анатолий Валерьевич.

Может быть, поэтому, сказал он, многими искусствоведами отмечается некая робость современной иконы: прежний человек был более решителен, смел, что ли, – в хорошем смысле, конечно.

– Иконописец – не художник с кисточкой в руках. Прежде всего, это – воин. С чем он воюет? – поставил вопрос Д.Г. Мироненко, кандидат искусствоведения, руководитель иконописно-реставрационной мастерской при Александро-Невской лавре. И сам на него ответил: – Оставим личные грехи самого иконописца, с которыми он в любом случае должен бороться, духовную подготовку перед и во время написания иконы – это всё вещи само собой разумеющиеся (хорошо, если всем). Речь идет о борьбе против того, что пытается себя навязать в качестве искусства, являясь по сути разрушительным для эстетического и этического чувства, да и для разума вообще: против китча и прочей «чернухи». Современная икона, на мой взгляд, – это мирный, безоружный ответ агрессивному, чрезвычайно настойчивому и наглому псевдоискусству, которое стремится заполнить умы и души людей. Настоящая иконопись призывает человека к миру – с самим собой и с Богом. Видя «Безмолвную проповедь», я с радостью убеждаюсь: русское искусство не умерло, русская икона живет и, дай Бог, будет жить дальше.

По словам Дмитрия Геннадьевича, печальные для современного искусства явления не миновали и само церковное искусство. Да, увы: бывает и китч, бывают и прочие неприятные вещи:

– Когда я вижу, извините, «иконы» «с листиками и лепесточками от покровцов–от земельки–с гробика–от мощей» и т. п., я понимаю: вот эти «листики» и прочее – самое лучшее в этой «иконе»! Так что и в Церкви тоже идет борьба настоящего искусства с подделками под него.

То, что «Безмолвная проповедь» звучит (а она звучит) не в храме, а в здании музея, может показаться странным, непривычным. Но, во-первых, проповедовать можно и нужно не только в церкви. Во-вторых, по признанию организаторов выставки, собрать все работы, представленные здесь, можно было только в музее. В-третьих, как сказал игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря, проповедь обращена и к тем людям, которые не так часто приходят в храм: серьезный, хоть и безмолвный, разговор, раскрывающий символику и смысл иконы, может быть, поможет им преодолеть ту преграду, которая всё еще мешает им почувствовать себя в Церкви своими. В-четвертых, наконец, это говорит и о значении музея: если привычным для него делом было сохранять прошлое для будущего, то сегодня музей занимается как раз сохранением будущего, показывая людям, внимающим «Безмолвной проповеди», что искусство Русской Церкви возрождается и развивается трудом молодых иконописцев, которые сохраняют верность старым традициям и церковным канонам.

Рождество Христово. 2007 г.

Благовещение. 2007 г.

Кисти и краски. Фрагмент экспозиции

Богоматерь Умиление. Гамбург

Господь Иисус Христос


Иконостас Троицкого храма в Троицком-ГоленищевеС 1998 по 2005 гг. в главном храме постепенно установлен пятиярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Проект иконостаса создан нашим прихожанином иконописцем Алексеем Вронским. Все иконы написаны им самим с помощниками и выполнены в одном иконописном стиле Московской школы XVI в. Благодаря этому новый иконостас конца XX — начала XXI вв. гармонирует с архитектурным пространством XVII в. и участвует в богослужении.

Иконостас являет собой образ мироздания. В нем запечатлены события от сотворения мира до Будущего века. И что слово повествования, по выражению свт. Василия Великого, предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения.

В нашем храме представлена традиционная система пятиярусного иконостаса, сложившаяся в XV–XVI вв.

Самый верхний ряд — Праотеческий — представляет Ветхозаветную Церковь — праотцев, отцев веры, от Адама. В Праотеческом ряду нашего иконостаса десять праотцев: Адам, Авель, Сиф, Иаков, Иосиф Прекрасный, Ной, Сим, Иафет, Исаак и Иов Многострадальный. В центре — Господь Иисус Христос Ветхий Денми. Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).

За ним следует ряд Пророческий. В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии (Давид, Соломон, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Гедеон, Исайя, Аввакум, Моисей, Иаков). Они изображены со свитками их пророчеств о главном событии мировой истории — воплощении Сына Божия от Девы. В центре Пророческого чина располагается икона Богоматери «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

Праздничный ряд являет исполнение пророчества — пришествие Христа в мир и дело спасения человечества. В Праздничном ряду нашего иконостаса представлены иконы, изображающие земную жизнь Христа и Богоматери, — расположенные в хронологическом порядке евангельские события от Рождества Пресвятой Богородицы до Успения Божией Матери и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Деисусный чин (от греческого слова «деисис» — «моление») — самый крупный ряд иконостаса. Это главная тема иконостаса, и расположенная в центре икона «Спас в силах» являет нам образ Господа Иисуса Христа во время Его второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира, как Царь Царей и Господь Господствующих. Справа и слева Ему предстоят святые и силы небесные, а также все приходящие на суд. Ближе всех ко Христу — Богоматерь, Она — одесную (то есть по правую руку) от Сына, Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Напротив Нее — Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на землю. Богоматерь — как первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет, символизируемый в образах Крестителя и Богородицы — во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение, равно как и соединение милости (Богородица) и истины (Иоанн Предтеча).

Далее деисусный чин развивается следующим образом: напротив Пресвятой Богородицы — архангел Гавриил (вновь повторяется схема Благовещения, но поскольку она «проходит» через центральный образ Христа, она обретает особую символическую напряженность); напротив Предтечи — архангел Михаил (оба эти образа олицетворяют духовную брань — архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов). Вслед за архангелами изображены апостолы Петр и Павел, Первоверховные апостолы, основоположники Церкви, которая есть Тело Христово. Далее следуют святые — покровители нашего храма и прихода, молящиеся за род людской: мч. Агапий, свт. Киприан, митрополит Московский, свт. Иона, митрополит Московский и свт. Тихон, патриарх Московский и всея России.

И завершает иконостас местный ряд, в центре которого располагаются Царские врата. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье. Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображена благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом в навершии дверей, а также четыре евангелиста, благовествующие миру. Справа от Царских врат главная храмовая икона — Святой Троицы, а слева — икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется…».

Царские врата в нашем храме выполнены по древнему образцу — со столбиками, на которых крепятся створки дверей. На столбцах вертикальными рядами изображены диаконы и святители.

На диаконских дверях изображены: Благоразумный Разбойник — на северной, и праотец Авраам и души праведных на лоне Авраамовом — на южной.

Над местным рядом в нашем иконостасе поставлен ряд небольших икон, пожертвованных в разное время нашими прихожанами. Справа расположены иконы Господа нашего Иисуса Христа и святых мужей, а слева — иконы Пресвятой Богородицы и святых жен. А также отдельные иконы некоторых двунадесятых праздников.

В Тихоновском приделе в 1995–96 гг. был поставлен одноярусный деревянный резной иконостас. Разработка проекта иконостаса, резьба по дереву, написание икон, — весь объем работ был выполнен нашим прихожанином художником Ильей Кручининым. Иконостас сочетает в себе новые иконы, написанные в архаической манере, и иконы XIX в.

В 1999–2000 гг. для Ионинского придела тем же иконописцем был написан двухярусный иконостас в том же иконописном стиле.

О высоком иконостасе и иконе «О Тебе Радуется» (ссылка на материал в рубрике; оттуда ссылка на публикации)

Иконостас Троицкого храма в Троицком-Голенищеве
Царские врата Троицкого храма в Троицком-Голенищеве
Местная храмовая икона Живоначальной Троицы. Иконописец Алексий Вронский
«О Тебе Радуется». Из иконостаса Троицкого храма в Троицком-Голенищеве. Иконописец Алексий Вронский
Благоразумный Разбойник. Диаконская дверь Троицкого храма
Праведники на лоне Авраамовом. Диаконская дверь Троицкого храма в Троицком-Голенищеве