Алексий пензенский

Один из посёлков Пензенской области неожиданно стал центром паломничества. Люди едут туда, чтобы приобщиться к так называемой «истинной православной церкви». Однако в Патриархии бьют тревогу: к РПЦ они никакого отношения не имеют!

О том, что это больше похоже на секту, говорят и многие местные жители — слишком хорошо они помнят громкую историю с их земляками, которые несколько месяцев укрывались в пещере в ожидании конца света.

Репортаж Георгия Олисашвили.

Церковный раскол в поселке под названием Победа случился на улице Светлая. Кресты и купола видны прямо из огорода, но такому соседству Вера Мигина не рада. Люди в монашеском облачении уже несколько раз настоятельно советовали ей продать свой участок.

«Они» называют себя Михайловской обителью «истинной православной церкви», но православная церковь признавать их отказывается. Ведь у епархии в поселке есть свой храм.

За высоким забором — Михайловская обитель, а всего в нескольких метрах от нее — храм Успения Пресвятой Богородицы. И там же могила старца Алексия, которой ходят поклоняться оттуда сюда. Так что, где какая церковь так сразу и не поймешь.

В Пензенской епархии старца Алексия знают как Михаила Шумилина. Инвалид-колясочник, который мог молиться сутками напролет. Но несколько десятков жителей Победы провозгласили его сначала батюшкой Алексием, а после смерти и вовсе объявили святым.

Иеромонах Тихон, священник Воскресенского молительного дома: «Непонятно, как Мишенька, который всю жизнь ездил на коляске, становится священником, потом вдруг становится игуменом, а потом схиигуменом. Потому что сан игумена дается Патриархом Московским и всея Руси».

В епархии не исключают, что тяжелобольным человеком манипулировали. Реальный руководитель Михайловской обители — некто Рафаил — публичности избегает. Откуда он приехал в поселок Победа и чем занимался раньше — доподлинно неизвестно.

Сама обитель охраняется послушниками, как режимный объект. С массивными воротами и наблюдательными вышками. Священников из Пензы сюда не пускают, с журналистами не общаются. После долгих переговоров съемочной группе Первого канала все-таки удалось попасть внутрь.

Женщина, назвавшая себя «матушкой Верой», показывает нам гостиницу, церковь и молитвенный дом. У дома настоятеля — две иномарки. Фотографию старца Алексия здесь считают «чудотворной иконой, на которой проявляются святые образы».

Ежегодно выходят и книги о старце Алексии, написанные послушниками обители в псевдоправославной традиции. Причем каждая якобы рекомендована к прочтению Русской Православной Церковью.

Иеромонах Тихон, священник Воскресенского молительного дома: «На самой первой странице мы видим благословение Владыки Филарета, которого на самом деле не было. Это, конечно, обман».

Два года назад примерно таких же взглядов придерживались пензенские сектанты, ожидавшие в пещере конца света. Их лидера, Петра Кузнецова, потом признали психически больным. В случае с Михайловской обителью, считают в Пензенской епархии, дело не в болезни, а в коммерческой выгоде.

Игумен Серафим Домнин, секретарь Пензенского епархиального управления: «Пензенская епархия может заверить, что эти постройки не зарегистрированы как православные храмы. Однозначно можно сказать, что за этим стоят люди нечистые».

Деятельность Михайловской обители сейчас изучают и в Пензе, и в Москве. А в поселке Победа, за высоким забором ждут Судного дня. И готовятся к встрече большой группы паломников уже в эти выходные.

Святые обители всегда возводятся в тех местах, которые имеют глубокую историю и особенно важны для людей. Так и Свято-Варсонофиевский женский монастырь, несмотря на молодой возраст (ему всего около 20 лет), имеет долгую историю, корнями уходящую в 18 век.

Сегодня обитель возвышается высоко на холме возле поселка Покровские Селищи, который располагается в Мордовии. Монастырь был основан в 1996 году, место это считается святым из-за многочисленных легенд и святых предзнаменований. Посетить монастырь стоит каждому православному, чтобы окунуться в святость и тишину здешних мест.

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь основали на территории прихода села Покровские Селищи в 1743 году по указу императрицы Елизаветы. Изначально там построили два храма — Покровский и Никольский. С тех пор местное население укреплялось в православной вере и росло количественно, так что скоро приход был разделен на два новых.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Мордовии

В 1903 местные крестьяне участвовали в охране царского поезда до Сарова в канун канонизации святого Серафима. С началом революции верующие смогли отстоять свои церкви, но в 1934 здания были отняты для большевицких задач. Церковь в Новых Выселках была разрушена до фундамента.

Прочие здания были ограблены и стояли пустые, позже их использовали под склады. Несмотря на то, что историки в 1975 году признали здания историческими памятниками, Покровская церковь была полностью уничтожена.

Восстановление прихода началось в 1991 году, а после возникновения Саранской епархии началась реставрация и восстановления зданий. Повторное освящение Никольского храма произошло в 1992 году, когда он был переименован в честь святого Варсонофия. В 1996 году по указу Патриарха Руси местная община стала официально именоваться монастырем.

С тех пор было построено несколько новых келейных корпусов и гостиница для паломников, восстановлен основной храм и организованы несколько домовых. В настоящее время на территории постоянно проживают 45-60 насельниц.

Архитектурный ансамбль

Строения на территории монастыря отличаются по стилю, некоторые отделаны в традиционных минималистических русских линиях, другие — поражают яркими цветами и узорами. Всего в приходе 8 храмов, самый главный — это Собор Воскресения Христова, был построен в 2002 году и получил прозвище «Белоснежная жемчужина».

Собор Воскресения Христова Варсонофиевского монастыря

Спроектировал собор архитектор Курбатов, который решил воздвигнуть большой 10-главый храм с колокольней. Заложили собор в 2002 году, а окончательно он был освящен и введен в эксплуатацию в 2004 году. Высота его колокольни достигает 39 метров, а общий вес 8 колоколов — 200 пудов. В длину собор всего 35 метров, а в ширину — 20 м, его общая площадь около 680 кв. м, а по своей форме собор напоминает крест.

Варсонофиевская церковь, которая была построена самой первой в приходе в 1756 году и называлась ранее Никольской, за все время существования почти полностью разрушилась. Но после ухода советской власти монахини начали ее восстановление.

Интересно! После долгой реставрации храм вновь освятили в 1992 году (тогда же она стала Варсонофиевской) и сразу же начали проводить богослужения в ней. Она построена по типу базилики и имеет всего один купол.

Домовая церковь, которая была построена в 2010 году и освящена в честь целителя Пантелеимона. Она расположена в том же здании, где разместили и богадельню, только на его первом этаже.

Домовый храм, который был освящен в 2000 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы располагается в келейном корпусе, на нижних этажах. А в мансарде расположили храм Святителя Николая, который освятили в 1999 году. Здание с этими храмами было перестроено из сельской школы, оно претерпело многочисленные изменения и была восстановлена почти из руин.

На территории святого источника возвели церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» вместо старой деревянной часовни. Церковь, в здании которой также располагается закрытая часовня, была освящена в 2012 году епископом Климентом.

Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила — одна из самых молодых на подворье,её построили в 2005 году и освятили в 2012 г. Она имеет также, как и Варсонофиевский храм всего один купол, но строительство его и отделка все еще продолжаются.

Церковь Михаила Архангела в Варсонофиевском монастыре

К приходу также относят деревянная церковь в честь священномученика Владимира в деревне Новые Выселки (1,5 км от монастырского подворья) и старый деревянный храм Рождества Христового в Покассах — он является архитектурным памятником XIX столетия.

Деятельность прихода

Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.

Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.

Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.

Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.

Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий

Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:

  • выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
  • разведением скота (производство молочных продуктов);
  • содержанием птичника (куры, утки, индюки);
  • пчеловодством;
  • травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
  • рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).

На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2016 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.

Святыни и престольные праздники

В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.

Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря

Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:

  • святого Иоанна Богослова (21 мая);
  • святого Иоанна Крестителя (6 октября);
  • иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
  • святителя Николая (19 декабря);
  • Покров Богородицы (14 октября);
  • влмчн. Пантелеимона (9 августа);
  • Архангела Михаила (21 ноября);
  • иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).

В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Чудеса

Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.

Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.

Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.

Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.

Как добраться до обители?

Женская обитель располагается в деревне Покровские Селищи, Зубово-Полянского района в Мордовии. Добраться туда проще всего на машине или поезде. Для путешествия на автомобиле достаточно ввести координаты в навигатор — N54°0’12.72″ E43°0’9.79.

А на поезде надо доехать до станции Зубова Поляна (поезда следуют из Москвы, Самары, Тольятти, Саранска и Рязани), а там сделать пересадку на автобус, следующий до станции Спасск. Пригородные автобусы также ходят до остановки Новые Выселки (направление в сторону деревни Пичланда). С остановки можно добраться до подворья пешком (около 2 км).

Монастырь принимает одиноких паломников, а также группы, которые с удобством могут разместиться в гостинице при обители. Там же можно покушать и заказать экскурсию. Для согласований поездки лучше всего заранее позвонить в монастырь по номеру 8(987) 683-03-94. Другие контакты можно найти на сайте обители.

Варсонофиевский женский монастырь в селе Покровские Селищи

leonid_journali

Однажды батюшку Алексия спросили про смешанные браки, и он ответил: «Под одной крышей нельзя жить православной и иноверцу. Рано или поздно они разойдутся или один из них умрет».
+++
Как-то к старцу Алексию подошла директор магазина и пожаловалась, что ее сестра вышла замуж за мусульманина. Батюшка ей ответил: «Если муж не примет православие и та будет продолжать с ним жить, то ей ни в коем случае нельзя причащаться».
+++
«Мой сын Михаил женился на татарке. Я переживала за него, что у него жена неправославная и молилась за них обоих, но батюшке об этом не говорила. Но старцу это было открыто, и он сказал: «Ты за него молись, а за нее не молись». Когда Михаил сам приехал к батюшке, то старец ему мягко сказал: «Если твоя жена не желает принимать православную веру, то тебе не надо бы с ней жить». А Михаил уже долго с ней прожил и сильно привязался. Кроме того у Михаила долгое время не было своего жилья и он попросил батюшку помолиться. Батюшка ответил: «Будет у тебя своя квартира. А татарку свою оставляй». Так все и получилось. Сейчас у него есть своя квартира и со своей татаркой он расстался».(инокиня Палладия)
+++
Как-то у батюшки спросили:
— Можно ли кумовьям жениться?
— Ни в коем случае. Если только поженятся, то ложе под ними всегда будет, как огонь. Представляете себе, как огонь.
+++
Однажды к старцу приехал священник с двумя сыновьями. Старец провидел, что у них в квартире живет собачка, и сказал ему, чтобы собаку больше не держал в жилище. И нужно освятить жилище после нее. Он несколько раз повторил, что собак держать в жилище нельзя, а только около дома.
+++
Однажды батюшка остановился у кого-то в гостях. Он увидел, что на столе у них лежит ножик, и сказал: «Если бы вы знали, что означает нож. Смотрите, чтобы он никогда больше не лежал на столе. Всегда убирайте его в шкаф».
+++
Однажды старец сказал: «Ни в коем случае не носите галстук. И ни в коем случае не хороните в галстуке. Галстук ему там, как петля на шее. Очень грешно и носить галстук, и хоронить в нем».
+++
Как-то зашел разговор в присутствии батюшки о больных зубах, надо ли их лечить и пломбировать. Батюшка сказал: «Обязательно зубы лечить надо, а то просфора в зубах застревает, а это грех».
+++
Рассказывала матушка Ольга. У них был такой случай. Весной два мальчика играли на улице. В это время подъехала легковая машина, из нее вышли мужчина и женщина. Они схватили одного мальчика, а другому пригрозили: «Если кому расскажешь, то и тебя заберем». Розыски мальчика оказались без пользы. Родители приехали к старцу Алексию. Он выслушал мать и говорит: «Скоро ты все про сына узнаешь». Через некоторое время мы с прихожанами поехали в Дивеево и там повстречали старца Серафима из Житомира. Все подходили к нему и спрашивали свои нужды. Подошла и мать пропавшего мальчика. Все рассказала, а он ей ответил: «Когда ты пустила сына гулять на улицу, ты его не перекрестила, и крестика на нем не было. Поминай за упокой, его украли «на органы»».
+++
Как кто открывает псалтырь, так на 200 метров все нечистые духи вокруг разбегаются.
+++
Старец не благословлял замужним женщинам кушать ягоды до праздника апостолов Петра и Павла, то есть до окончания Петрова поста. Особенно тем, кто делал аборты, или у кого были некрещеные умершие дети. Этими ягодками Господь младенцев питает, если мать их сама не ест. Если у женщины нет убиенных или умерших младенцев, то она по благословению духовного отца может есть ягоды до праздника.
+++
Однажды зашел разговор о том, как дети должны исполнить последний долг перед родителями. Спросили об этом батюшку, и он сказал следующее: «У кого умерли родители, то дети должны их все три ночи караулить. Ведь когда мама вас родила, сколько она ночей над вами не спала. Неужели вы не сможете эти три ночи не поспать, родителям долг отдать? Если кто так исполнит, то Матерь Божия вручает такой необыкновенный красивый цветок голубого цвета. Это только тем бывает, кто почтит родителей».
+++
Одна паломница читала вслух в обители псалтирь и после каждого псалма произносила: «Господи, прости меня, окаянную». Это услышала Валентина и рассказала, как она с такими же словами подошла под благословение к батюшке: «Батюшка, простите меня, окаянную». А он ей ответил: «Никогда больше не вспоминай и не говори это слово. А если будешь так еще говорить и повторять, то и останешься такой окаянной».
+++
Старец не раз говорил, что первые плоды, которые вырастают, к примеру, огурцы, помидоры и прочее, нужно подать в монастырь или в церковь. И людям хорошо подавать.
+++
«Мой брат устраивал свадьбу Великим постом, и я как сестра должна была присутствовать. Батюшка меня не благословил ехать и велел отговорить брата, чтобы не делал свадьбу в пост, мол, иначе будет сильно болеть. Как я ни старалась брата убедить, он не послушался. А сейчас уже много лет болеет, хотя ведь еще молодой.
Однажды приезжаю к батюшке, вся такая нарядная. Прическу сделала, брови накрасила, сережки в уши вдела. Подхожу под благословение. А батюшка как давай меня за волосы трепать и приговаривать: «Ах ты, какая красавица модная приехала». Мне показалось, что все мои кудри батюшка выдрал. Я стала оправдываться: «Батюшка, работаю продавцом, все время с народом. Начальник станет ругаться, если буду ходить без прически и не накрашенная».
Он говорит: «Православной женщине надо ходить, как положено, и не нарушать образ Божий. Нужно Бога бояться, а не людям угождать. И тогда будешь хорошая». Батюшка назначил мне епитимию — 50 земных поклонов на 50 дней. С того времени я уже больше не красилась и прически не делала».(Ольга из Петушков)
+++
«Я выполняла какую-то работу у старца в летнее время. Была одета в полудлинную юбку и кофту. На ногах одни носочки, так как было очень жарко. Батюшка сидел в колясочке и наблюдал. Потом он сделал мне замечание, что надо ходить в чулочках. Я оправдываюсь: «Жарко». Он ответил: «В аду будет жарче». Батюшка всегда нас старался вразумить, что женщинам не положено ходить с открытыми ногами, оголенными руками и непокрытой головой».(инокиня Василисса)
+++
«Приехала к батюшке женщина. Когда она раньше приезжала, у нее были длинные волосы, а тут она их укоротила. Старец ее спрашивает:
— Ты зачем подстригла свои волосы?
— Мне стыдно ходить с длинными волосами. На работе смеются.
— Ну что же, раз тебе стыдно ходить с длинными волосами, я тебя постригу.
Батюшка велел принести ножницы. И своими ручками начал ее постригать. Но ему было очень трудно, и он позвал меня: «Дьякон, стриги ее налысо». У меня слезы текли, так было ее жалко. Но я понимал, что старец это делает для ее же пользы. Я остриг ее налысо. Потом батюшка ей сказал: «Теперь тебе не стыдно будет ходить. Будешь ходить в платочке. А волосы эти сбереги. И при кончине попроси своих близких, чтобы их положили в гроб».(иеродиакон Селафиил)
+++
«Когда мы привезли в Псков первую книгу о батюшке, то все заинтересовались и стали сразу ее читать. Дошла очередь до болящей Тамары. Но она не смогла и строчки прочитать. Она начала бесноваться. Стала кричать, размахивать руками, пока у нее из рук не взяли книгу. И это происходило каждый раз, когда ей давали в руки книгу. И еше она сказала, что видит старца Алексия и что он находится рядом. Тамара этим недугом болеет с детства, и когда у нее спросили, за что ей такая болезнь, то из нее голос сказал, что она была зачата в среду».(Валентина из Петербурга)
+++
«Со старцем схиигуменом Алексием я познакомился четыре года назад. В то время я занимался бизнесом. Кроме того, имел несколько саун. Когда я батюшке рассказал, какая у меня работа, то он мне коротко ответил: «Поганая твоя работа. Бросай, а то пропадешь. Других работ много». После этого батюшка благословил мне купить автомашину марки «Газель» и работать при храме святой мученицы Татьяны в Нижнем Новгороде».(Игорь из Нижнего Новгорода)
+++
«Я занималась торговлей и вначале была вынуждена торговать табачными изделиями как наиболее выгодными. Но батюшка меня несколько раз предупреждал, чтобы я меняла профиль. Что, мол, сигаретами торговать — большой грех. Он не один раз при встрече меня спрашивал: «Ты работу не поменяла?» Я решила ее поменять, но боялась, что при переходе на другой ассортимент у меня не хватит денег. Я попросила у батюшки благословение взять кредит в банке. Батюшка благословил и даже указал, какую конкретно сумму взять. Но мы как-то обошлись своими деньгами, и я кредит не стала брать. Но проходит несколько месяцев, и у нашей иномарки вышел из строя двигатель. Для покупки нового пришлось взять кредит в банке и как раз на такую сумму, которую назвал батюшка. После этого случая я поняла, что если берешь у старца благословение на что-то, то его нужно обязательно выполнять».(Галина из Нижнего Новгорода)
+++
«У моего мужа был брат Василий. Он всю жизнь курил. Старец Алексий как-то мне сказал: «Постарайся убедить Василия, чтобы он бросил курить, ибо курильщики Царство Небесное не наследуют».(Нина из Ногинска)
+++
«Однажды батюшка был у нас на праздник Благовещения… В какой-то момент матушка Зиновия вышла из комнаты, дверь оставалось открытой, а мне надо было что-то спросить. Я заглянула в комнату и замерла… Батюшка лежал на койке весь сияющий, в блистающих белых одеждах. От него струились белые лучи неземного света. Он выглядел, как ангел. Я стояла и не чувствовала себя. После этого долго не могла прийти в себя от увиденного. Когда мы стали подходить к старцу под благословение, он меня спросил: «Ты видела?» «Видела», — отвечаю. Позже мне стало понятно: батюшка мне, грешной, показал, в какой славе он будет пребывать у Бога и находится уже сейчас».(Ольга из Петушков)
+++
«Однажды один предприниматель из Москвы спросил нашего батюшку, на что ему сделать упор в своей благотворительной деятельности. А старец ему ответил: «Бедным хорошо помогать, церкви помогать еще лучше. Но выше всего перед Богом тебе зачтется, если будешь помогать нашему святому месту». Батюшка от себя никогда не говорил, а как ему Господь открывал».(иеромонах Гавриил)
Дивны дела твои, Господи!
Старец благословил через своих духовных чад передать следующие его слова: «Все, кто будет ежедневно читать мне акафист, за того и я буду молиться. Во время чтения акафиста за этого человека идет молитва перед Престолом Божиим. Пусть никто не сомневается в этих словах». Эти слова старца Алексия были засвидетельствованы многими его духовными чадами.
Отче Алексие, моли Бога о нас!
Из книги «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…». Автор-составитель иеромонах Гавриил. 2005г.

Tags: наставления, старец Алексий Пензенский