Алексий первый патриарх московский и всея Руси

АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ)

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I

Алексий I (Симанский) (1877 — 1970), патриарх Московский и всея Руси

В миру Сергей Владимирович Симанский, родился 27 октября 1877 года в Москве, в доме на Мясницкой улице, в св. крещении он получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. По своему происхождению принадлежал к древнему дворянскому роду Симанских. Родовое имение на берегу реки Великой, в городе Остров. В своем имении Симанские построили церковь Спаса Нерукотворного Образа. В семье строго придерживались православных традиций, отец строго следил за исполнением домашнего молитвенного правила, посещением праздничных богослужений в храме.

Бабушка с материнской стороны, игумения Леонида, духовная дочь Оптинского старца Амвросия, настоятельствовала в Московском Новодевичьем монастыре. Брат деда, Павел Владимирович, некогда блестящий морской офицер, принял на склоне лет священный сан и служил в родовом псковском имении Симанских. В 1896 году о. Павел и Владимир Андреевич, отец Святейшего, решили в своем имении учредить женский монастырь. Для чего пожертвовали часть земли, храм Спаса Нерукотворного Образа, постройки, а также капитал в несколько десятков тысяч рублей. Освящение обители, которое возглавил епископ Псковский Антонин (Державин), состоялось 17 августа 1897 года. В торжестве участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский, многочисленное псковское духовенство, а также будущий патриарх Алексий I.

В 1888 году поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Московский Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского Университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитцском полку. 1 октября 1899 (осень 1900?) поступил в Московскую духовную академию, где епископом Арсением (Стадницким), 9 февраля 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона.

В 1903 году рукоположен во иеромонаха.

В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен инспектором Псковской духовной семинарии.

С 16 сентября 1906 года назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Через 5 лет, в день прощания с ректором, 17 октября 1911 года, инспектор Тульской семинарии Петр Иванович Павлушков в своей речи сказал:

«Труд Ваш на новом месте Вашего служения для Вас должен быть легким. Да и не нов для Вас этот труд. 5 лет несли Вы его среди нас, для здешнего Тульского края, в условиях по началу не совсем обычных, изобиловавших неожиданностями, подчас и немалыми трудностями. В управление Тульской семинарией Вы вступили в ту пору, когда Духовная наша школа повсюду начинала только оправляться от пронесшейся над ней бури, многое в ней возмутившей. Потревожившей, сдвинувшей с места. Школу приходилось в те дни собирать почти сызнова. И для этого нужен был труд решительного и вместе осторожного, уверенного в себе, но и готового верить другим, твердо, но и мирно настроенного руководителя. Таким и был здесь Ваш труд за все эти годы. Не заносчивым, властным и жестоким распорядителем вошли Вы в обширную и сложную область врученного Вам педагогического дела. С полным и открытым доверием отнеслись вы тогда к новым Вашим сотрудникам, с истинным доброжелательством к новым Вашим питомцам. С первых дней совместной с Вами службы все мы почувствовали себя вполне свободными членами нашей служилой семьи, каждый из нас мог вносить в общее дело свою долю разумения и строительства. Так понемногу накапливалась соединенными силами внутренняя жизнь растревоженной школы, и при счастливо объединявшейся Вами и потому дружной работе здесь не могло быть места грубым промахам, непоправимым ошибкам. Ваше простое, сердечное, чуждое и тени суровости обращение с учащейся у нас молодежью уже нашло себе оценку и отклик…»

22 декабря 1911 года назначен ректором Новгородской духовной семинарии и настоятелем Антониева монастыря в Новгороде.

Алексий (Симанский), еп. Тихвинский. 1913 г. (ЦАК МДА)

28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого), епископа Никона (Рождественского), епископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова), епископа Кирилловского Иоанникия (Дьячкова) и епископа Гдовского Вениамина (Казанского).

С 1921 года — епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии с пребыванием в Александро-Невской Лавре.

В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией.

С июля 1927 года — постоянный член Временного Патриаршего Священного Синода.

18 мая 1932 года возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре.

С 11 августа 1933 года — митрополит Новгородский.

С 5 октября 1933 — митрополит Ленинградский.

В 1938 году награжден правом ношения двух панагий.

4 июля 1943 года награжден предношением креста за богослужением.

С 1943 года — митрополит Ленинградский и Новгородский.

С сентября 1943 года — постоянный член Св. Синода.

Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде.

8 сентября 1943 года он был участником Собора Русской Православной Церкви.

15 мая 1944 года после кончины Патриарха Сергия, в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской Церкви и согласно завещательному распоряжению почившего стал местоблюстителем Московского патриаршего престола. 21-23 ноября того года председательствовал на Архиерейском Соборе, подготовившем Поместный Собор Русской Православной Церкви.

2 февраля 1945 года Поместный Собор в Москве единоногласно избрал митрополита Алексия патриархом Московским и всея Руси. 4 февраля того же года состоялась его интронизация в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе.

Алексий (Симанский), митр. Ленинградский. Кон. 30-х гг. ХХ в.

В период своего патриаршего служения совершил ряд знаменательных поездок, в которых проявилась его забота о Русской Церкви, направленная с одной стороны, к тесному взаимообщению с автокефальными Церквами, а с другой стороны, к ее внутреннему процветанию.

В июне 1945 года Первосвятитель совершил поездку на Восток: он побывал в Иерусалиме, Александрии, Каире, Бейруте, Дамаске и Лидде.

С 1 по 14 октября 1945 года находился в поездке по Грузии.

В 1946 году с 20 мая по 3 июня совершил поездку в Болгарию.

В 1947 году с 1 по 15 июня пребывал в Румынии.

В мае 1948 года совершил поездку по Украине: посетил Харьков, Полтаву, Киев и Чернигов.

24 февраля 1949 года присуждено звание доктора богословия.

В сентябре 1956 года посетил Кишинев.

В 1957 году в начале сентября побывал в Болгарии, а в октябре с 11 по 31 — в Югославии.

В ноябре и декабре 1960 года совершил паломничество в страны Ближнего и Среднего Востока: посетил Александрию, Каир, Дамаск, Ливан и Иерусалим.

28 апреля (ст./ст.) 1963 года Русская Церковь отметила славный юбилей патриарха Алексия — 50-летие его служения в епископском сане.

В сентябре 1964 года патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон.

Скончался 17 апреля 1970 года. Погребен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Награды

  • орден св. ап. Марка и высшие ордена Ливанской и Сирийской республик
  • медаль «За оборону Ленинграда»
  • Румынский орден (1947)
  • Советские ордена «Трудового Красного Знамени» (1946, 8 ноября 1952, 8 ноября 1962, 1967 )
  • почётный член Ленинградской духовной академии (19 июня 1952)

Патриарх Алексий I (Симанский)

Труды

Литература

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

А.Л. Казем-Бек. Жизнеописание Святейшего Патриарха Алексия 1. Богословские труды № 34.Издание Московской Патриархии, 1998 г. Цит. по.: Жизнеописание сщмч. Петра Павлушкова, страница сайта Тульской епархии —

«Патриарх провел много реформ для ограничения деятельности Церкви» —

Патриарх-антисоветчик Алексий II (Ридигер)

Штрихи к портрету антисоветского патриарха.
Дворянские корни и эмигрантские связи
Российский дворянский род фон Ридигеров имел курляндское происхождение, а предки по материнской линии были из древней шляхты Царства Польского.
Родился Алексей Ридигер в Таллинне(Эстония) в 1929 году, куда после Октябрьской революции 1917 года эмигрировала семья Александра Александровича Ридигера(родного деда Алексея). Его родители Ридигер Михаил Александрович и Елена Иосифовна Писарева, активно участвовали в церковной и общественно-религиозной жизни Таллинна, и были членами Русского студенческого христианского движения(РСХД). В 1940 году Михаил Ридигер принял сан диакона и служил в храме святителя Hиколая, настоятелем которого был Александр Киселёв(член РСХД, принимал участие в организации РОА и КОНР), а Алексей служил там алтарником. В 1942 Михаил был рукоположён во пресвитера в Казанском храме Таллина митрополитом Александром (Паулусом), первоиерархом ЭАПЦ(Эстонская апостольская православная церковь).
Период ВОВ и Псковская миссия
В официальной биографии патриарха говорится, что его первые сознательные шаги совершались в храме, когда он шестилетним мальчиком выполнял свое первое послушание — разливал крещенскую воду. Но нет никаких сведений о том, чем занимался Алексей и его отец в период Великой Отечественной войны.
А в интервью 2002 года Алексей Ридигер говорит, что помогал отцу окормлять страждущих в фашистских лагерях:
— Однако Вы, Ваше Святейшество, насколько нам известно, знакомы с колючей проволокой лагерей воочию.
— Верно. В 1943 году в Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря.
Епископ Нарвский Павел добился согласия немцев на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой.
Мой отец горячо поддержал Владыку и едва ли не ежедневно стал бывать в лагерях. Псаломщиком отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником — меня.
Особенно жалко было детей — перепуганных, голодных. С одним из них, Василием Ермаковым, я познакомился ближе. Мальчик попал в лагерь вместе с младшей сестренкой Варварой. Они были детьми священника Василия Веревкина, также оказавшегося в плену. Правда, детьми духовными. Но для администрации лагеря отец Василий эту деталь не уточнял, что в конечном итоге и спасло ребят. Родом все они были из Орловской области. В разгар битвы на Курской дуге попали в гитлеровскую облаву и оказались в концлагере. Мой отец и другие таллинские священники, узнав о трагической судьбе собрата, начали хлопотать об освобождении его семьи, приписав к ней на свой страх и риск брата и сестру Ермаковых. Их освободили в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Для контраста, нужно привести фрагмент из книги архиепископа Иоанна(Шаховского) «Установление единства»:
«Всего один раз, но мне удалось — это было в 1942 году — посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь, расположенный около Бад-Киссингена(Германия – прим.). В этой поездке меня сопровождал отец Александр Киселев, позднее настоятель Святого Серафимовского храма в Нью-Йорке.
По возвращении в Берлин я был немедленно вызван на допрос в гестапо, которое оказалось взволновано самим фактом нашего посещения этого лагеря по приглашению комендатуры.
Возможностей проникнуть в какой-либо лагерь более мне уже не представилось, и в гражданские лагеря «остовцев» тоже вход мне был закрыт».
Какое-то странное получается «окормление страждущих». Одиозный фашистский прихвостень архиепископ Шаховский всего один раз посетил лагерь и получил проблемы от гестапо. Некоторые церковники находятся в заключении, а какой-то пресвитер Михаил Ридигер имеет возможность «едва ли не ежедневно бывать в лагерях». Что за неожиданная блажь со стороны фашистов?
Конечно, формально Алексея Ридигера сложно обвинить в сотрудничестве с фашистами, ведь он тогда был несовершеннолетний. Но вот что по поводу епископа Нарвского Павла и Сергия (Воскресенского) сказал митрополит Сергий(Страгородский) 22 сентября 1942 года:
“А вот в Риге в начале августа объявились православные наши архиереи (викарные Иаков архиепископ Елганский, Павел епископ Нарвский и Даниил Ковенский) во главе с присланным из Москвы митрополитом Литовским Сергием Воскресенским, которые «не пожелали страдать с народом Божиим», а предпочли «имети временную греха сладость» (Евр. 11,25), пожить благополучно, питаясь от крупиц с фашистского стола (да и долго ли еще фашисты будут засиживать нашу землю?), пусть другие жертвуют собой за отечество”.
“А митрополит Сергий Воскресенский со своими «сподвижниками» — архиереями телеграфируют Гитлеру, что они «восхищаются ведущейся (Гитлером) героической борьбой» (с беззащитными?!) и «молят Всевышнего, да благословит Он (фашистское) оружие скорой и полной победой…» Столь неожиданный поворот православных архиереев к фашизму, несомненно, вызывает недоумение”.
«Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного».
Итак, не Берия и Сталин, а советский митрополит и будущий патриарх Сергий(Страгородский) поставил в один ряд руководителя Псковской миссии Сергия(Воскресенского) и епископа Нарвского Павла, и дал оценку их действиям: «питались от крупиц с фашистского стола!» А поскольку Михаил Ридигер «горячо поддержал» епископа Павла, и Алексей Ридигер помогал своему отцу, то слова советского митрополита можно отнести и на их счет. Да и по сути, они все были «сподвижниками», просто одни осуществляли свою деятельность на оккупированной территории СССР, а другие в оккупированной Прибалтике. А что касается возраста Алексея, то в 1943 году ему было столько же лет, сколько было Марату Казею, когда он героически погиб, подорвав гранатой себя вместе с фашистами.

Но почему-то, Алексей решил, что «продавшиеся» фашистам церковники тоже были героями. И в 2008 году, уже будучи патриархом, благословил создание фильма «Поп», посвященного Псковской миссии.
Патриарх Алексий II : “С благодарностью в сердце мы вспоминаем самоотверженное служение тружеников Миссии, к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные труды во славу Божию завершились трагическими репрессиями, обрушившимися на них…”
События 1991 года: Инаугурация Ельцина и ГКЧП
Инаугурация Ельцина
10 июля 1991 года на торжественном заседании Съезда народных депутатов РСФСР, состоялась инаугурация президента РСФСР Бориса Ельцина. После того, как Ельцин зачитал текст присяги, выступил патриарх Алексий II.
В своей речи патриарх Алексий II назвал «больными» советскую страну и общество, а также попросил переименовать города Загорск и Ленинград. После чего, «осенил Ельцина крестным знамением»! Фактически, патриарх Алексий II официально благословил курс на десоветизацию страны.
ГКЧП
23 августа 1991 патриарх Алексий II в Послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви писал:
«В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г. Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России… Россия начинает труд и подвиг исцеления!»
Павел Флоренский рассказал о «чуде», случившемся в критический для судьбы страны день — 19 августа 1991 года:
— Алексий II, совсем недавно избранный на пост Патриарха Московского и всея Руси, молился в Успенском Соборе в Кремле, — свидетельствует профессор Павел Флоренский. — Я был в тот день на этой службе. Традиционная литургия была по Божьему промыслу изменена Алексием II. — В те дни, когда руководство страны раскололось, приведя по сути к безвластию, вместо молитвы «О богохранимой стране, властях, воинстве и народе ея..» протодьякон по благословению Патриарха произнес «О богохранимой стране и народе ея…», не упомянув власти и воинство. Он отказал мятежникам в молитве! ГКЧП рухнуло, причем почти бескровно.
Из обращения патриарха 21 Августа 1991 года:
«Да избавит нас Господь от страшного греха братоубийства! Потому и предупреждаю я всех соотечественников; Церковь не благословляет, не может благословить беззаконные, насильственные, неправомерные действия.
Я прошу всех вас, дорогие, сделать все, чтобы не вспыхнул пламень междоусобной войны. Остановитесь!
Я прошу солдат и их командиров вспомнить, что цену за человеческую жизнь не может назначить и уплатить никто».
События 1993 года. Расстрел Дома Советов

Из официальной биографии патриарха: «Продолжая традицию христианского миротворческого служения, в период общественно-политического кризиса в России осенью 1993 года, чреватого угрозой гражданской войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял на себя миссию умирения политических страстей, пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны и посредничая на этих переговорах».
Но переговоры ни к чему не привели и кровь пролилась. И кровь эта на руках Бориса Ельцина. Три месяца патриарх молчал, и в Рождественском послании 1994 года назвал виновными в этом преступлении неких «людей». 25 февраля 1994 патриарх Алексий II принял орден Дружбы народов, а в стране начался шабаш и вакханалия.
Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви 1994 года:
«Однако, не прислушавшись к призыву Церкви, люди подняли руку на ближних своих, и в начале октября пролилась невинная кровь множества людей.»
Москва, резиденция Патриарха. 25 февраля 1994 г. Президент РФ Борис Ельцин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ридигер Фёдор Васильевич (Фридрих Александр)

Ридигер (Редигер 1-й; v. Rudiger) Федор Васильевич (Фридрих Александр) (дек. 1783, Митава — 11.6.1856, Карлсбад), граф (с 1847), генерал от кавалерии (1831), генерал-адъютант (1831). Из курляндских дворян; сын прокурора Я. В. Ридигера.
В службу вступил 1.4.1799 подпрапорщиком в л.-гв. Семёновский полк. 27.10.1800 произведён в прапорщики. 2.4.1802 переведён поручиком в Сумский гусарский полк. 15.10.1802 назначен адъютантом к ген. П. П. Палену. 27.2.1805 произведён в штабс-ротмистры. Участник Рус.-австр.-франц. войны 1805.
Переведён 17.8.1806 в Гродненский гусарский полк, в кампанию 1806-07 отличился при Гутштадте, Анкендорфе, Гейльсберге и Фридланде. 25.1.1807 произведён в ротмистры, 23 окт. того же года — в майоры. В ходе Рус.-швед. войны 1808-09 отличился при Гамле-Карлебю. 19.12.1808 произведён в подполковники. В 1810 командовал войсками береговой стражи на участке от Ревеля до Пернова, с 25.12.1811 ком. Гродненского гусарского полка. В 1811-12 находился в С.-Петербурге «для познания порядка службы».
В кампанию 1812 состоял с полком в 1-м отд. пех. корпусе ген. П. X. Витгенштейна. В деле при Друе, командуя авангардом, разбил кав. бригаду противника и взял в плен франц. ген. Ж. М. Сен-Женьеса; за этот бой 14.8.1812 произведён в полковники. Участвовал в боях и сражениях при Волынцах, под Клястицами (награждён орд. Св. Владимира 3-й ст.), на р. Свольня, под Полоцком (орд. Св. Георгия 3-го кл.) и при с. Белое. После гибели ген. Я. П. Кульнева назначен 31.10.1812 шефом Гродненского гусарского полка. В окт. 1812 Р. с отрядом одним из первых ворвался в Полоцк. За сражение под Чашниками и Смолянами награждён 27.5.1813 чином ген.-майора (со старшинством от 19.10.1812). С 11.5.1813 по 28.9.1813 ком. 1-й бригады 1-й гусарской дивизии, командовал этой дивизией. В кампаниях 1813-14 участвовал в сражениях при Лютцене, Баутцене, Дрездене, Лейпциге, Арси-сюр-Об, Фер-Шампенуазе, при взятии Парижа.
С 29.8.1814 командовал 2-й бригадой 1-й гусарской дивизии. С 27.11.1816 нач. 1-й гусарской дивизии, с 22.4.1819 ком. 2-й драгунской дивизии, с 26.9.1823 ком. 3-й гусарской дивизии. 6.1.1826 получил чин ген.-лейтенант. Во время Рус.-тур. войны 1828-29 отличился при взятии Адрианополя. С 1828 командовал 7-м пех. корпусом, с 22.9.1829 — 4-м резервным кав. корпусом. 27.4.1831 пожалован званием ген.-адъютанта. За участие в подавлении Польского восстания 1830-31 произведён 6.10.1831 в ген. от кавалерии и назначен ком. 3-го пех. корпуса. С 14.5.1845 шеф Клястицкого гусарского полка. 3.10.1847 возведён в графское Рос. империи достоинство. Участвовал в Венгерском походе 1849. Уволен 25.8.1850 по прошению от командования и определён членом Гос. совета. С 5.3.1854 исполнял должность наместника и главнокоманд. войсками в Царстве Польском, с 19.2.1855 главнокоманд. Гв. и Гренадерским корпусами.
Награждён также рос. орденами Св. Андрея Первозванного с алмазами, Св. Владимира 1-й ст., Св. Александра Невского с алмазами, Белого Орла, Св. Анны 1-й ст. с алмазами, знаком отличия «За воен. достоинство» 1-й ст.; прус. орд. Красного Орла 1-й ст. с алмазами; австр. орденами Св. Стефана и Леопольда 1-й ст.; нидерландским Воен. орд. Вильгельма 2-й ст.; тремя зол. саблями «За храбрость» (в т. ч. двумя с алмазами); знаком отличия «За L лет беспорочной службы».

Ререн Иван Богданович (Иоганн Фридрих) Ридигер Фёдор Васильевич (Фридрих Александр) Ридингер Александр Карлович

Перейти к списку генералов на букву «Р», либо портретам на эту же букву.

АДРИАН

(2.10.1637, или 1627, или 1639-16.10.1700), Патриарх Московский и всея Руси. Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова мон-ря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор. А. ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота мон-ря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы. Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. А. насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. А. ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев мон-рь к царевне Софье Алексеевне.

Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ)
Адриан, Патриарх Московский и всея Руси. Копия с портрета XVII в. (ГИМ)

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом А. был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия — «О древнем предании святых апостол и святых отец… како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати». Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) А. находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви. При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 авг. был избран и 24 авг. 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси. В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол А. обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в к-рых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в т. ч. брадобритие, европ. одежду и курение табака (Есипов. С. 59-84). Др. окружное послание А. также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако А. не распространил это повеление в отношении Петра I. Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и А. благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка А. с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иером. Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и др. (беловые автографы Кариона Истомина — РГБ. Тихонр. № 634. Л. 185-212об.).

С 1696 г. А. был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в к-ром, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и А. обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698). Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698-1699 гг. А. выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в к-рой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан, и казни продолжались. Из-за болезни А. часто жил в Перервинском мон-ре свт. Николая под Москвой. В 1698-1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление архидиак. Ионе Григорову, в деятельности к-рого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению совр. исследователя А. П. Богданова, обвинения Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества А. назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования с А. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митр. Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как А. желал видеть на этой кафедре архиеп. Афанасия (Любимова). (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

В Патриаршество А. состоялись 2 Собора (оба в 1698). На Соборе в июле рассматривалось дело диак. Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом в Соловецкий мон-рь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, к-рый, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. Важным памятником деятельности А. по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (кон. 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с др.- назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей. К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В 1700 г. в связи с подготовкой нового гос. уложения по поручению А. были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка А. в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии А. способствовал укреплению авторитета Киевского митр. Варлаама (Ясинского). А. издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в мон-ри. В 1695 г. А. отказал Холмогорскому архиеп. Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий мон-рь, Патриарх сохранил в мон-ре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху. Исследователи отмечают мягкость судебных решений А., его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. А. пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского еп. Игнатия (Шамгина), к-рый был замешан в деле Григория Талицкого, обличавшего политику Петра.

При А. по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II (Нотара) из Москвы в авг. 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии А. ректором Академии стал игум. Палладий (Роговский). В кон. 1698 г. А. написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление — от Р. Х., началом года стали считать не 1 сент., а 1 янв. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».

А. является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения А., но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание». А. оказал поддержку свт. Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.

Непротивление А. антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митр. Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (напр., А. В. Карташёва).

А. был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.

Ист.: // ДРВ2. М., 1788. Ч. 8. С. 329-360; ПСЗ. Т. 3. № 1381; ААЭ. Т. 4. № 266; АИ. СПб., 1842. Т. 5. С. 95-98; Статьи о святительских судах, собранные по повелению Патриарха Адриана // ЧОИДР. 1847. № 4; О святых судах // Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе русского права. М., 1850. Прил. С. 11-80; АЮЗР. К., 1872. Т. 5. Ч. 1. С. 62-71, 238-345; Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.) / Публ. А. И. Мамин. СПб., 1906. С. 78-81, 86-87, 111 и др.; Восстание в Москве 1682 г.: Сб. докум. М., 1976. С. 94-95, 97, 102, 179, 186-187, 192, 194; Восстание московских стрельцов, 1698 г.: (Мат-лы следств. дела) / Публ. А. Н. Казакевич. М., 1980.

Соч.: «О древнем предании святых апостол и святых отец… како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати» // ГИМ. Син. № 986/904. Л. 278об.- 287; // ЧОЛДП. 1889. Кн. 1. С. 457-458; // ГИМ. Син. № 577/422. Л. 1-4; Икона, или Изображение великие соборные Церкве всероссийскаго и всех северных стран Патриарша Престола приключившихся дел в разные времена и лета, писанная при св. Патриархах кир Иоакиме и кир Адриане Московских // РНБ. Погод. № 1115; РГИА. Ф. 834. Оп. 2. № 1734, оба — нач. XVIII в.; Письма Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и Патриарху Адриану. СПб., 1788; «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям» // ДРВ2. М., 1790. Ч. 15. С. 373-405; // Есипов Г. В. Раскольничьи дела XVII в. СПб., 1861. Т. 2. М., 1863. Прил. С. 64-72, 76-96; Извещение Патриарха Адриана о церковно-школьном образовании // Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1858. Т. 3. Прил. 7. 45. С. 356-357; Грамоты Патриарха Адриана и архиепископа Холмогорского Афанасия о Соловецком монастыре. СПб., 1879. С. 5-38. (ПДПИ; Вып. 3).

Лит.: Н. А. А. Патриарх Адриан // ЧОИДР. 1848. № 8; Правдин А. Жизнь и поучения Патриарха Адриана // ДБ. 1872. № 42, 43, 44; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского Патриарха Досифея с русским правительством (1699-1707). М., 1891. С. 90-91. Прил. 10. С. 39-44; Николаевский П. Ф. Архидиакон Московского Патриарха Адриана // ХЧ. 1891. № 5-6; Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. Каз., 1904; Рункевич С. Г. Архиереи петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. Вып. 1; Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII в. Каз., 1913; Белоброва О. А. К истории библиотеки Патриарха Адриана // ТОДРЛ. 1979. Т. 33. С. 406-414; Лука (Пинаев), иерод. Святейший Патриарх Адриан и его первосвятительская деятельность: Канд. дис. Загорск, 1987; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589-1700. М., 1999. Т. 2. С. 315-396.

Е. В. Белякова