Амфилохий почаевский икона

Икона святых преподобных Амфилохия и Иова Почаевских

Икона написана в 2011 году для обители монахами Киево-Печерского монастыря.

Cвятой преподобный Амфилохий Почаевский

В двадцатом веке в Почаевской лавре воссиял новый светильник веры и благочестия – преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894 -1971). Юношей был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году избирает тернистый путь спасения в монашестве и поступает в Почаевскую лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания и удостаивается монашеского пострига с именем Иосиф и священнического сана. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно становится известным как костоправ.

Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма. За всеми верующими , монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы… Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, готовые если нужно, отдать жизнь за веру. В храмах круглосуточно теплились лампады и возносились молитв.

Отец Иосиф часто ночи проводил в храме, где до утра служил акафисты. В одно время своим мужеством и смелостью он отстоял Троицкий собор. Вскоре за это отца Иосифа арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Все, кто знал старца, не переставали хлопотать об его освобождении, чего и добились, но в Лавру власти запретили ему возвращаться. Отец Иосиф поселился у родных. После того как однажды по наущению властей он был избит до полусмерти опасаясь за жизнь старца, его постригли в схиму с именем Амфилохий. По милости Божией он еще многие годы служил людям, получив от Господа дары прозорливости и исцелений, которые всячески скрывал, избегая суетной человеческой славы. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил преподобный. Вся жизнь святого была служением Богу и ближнему.

После его преставления 1 января 1971 года, на месте погребения старца стали происходить чудеса и исцеления, которые не прекращаются и по сей день. Перед праздником Пасхи 2002 года были обретены его нетленные мощи. 12 мая 2002 года схиигумен Амфилохий причислен к лику Святых. Мощи преподобного открыты для поклонения в Пещерном храме Почаевской Лавры.

Тропарь, глас 4

Земли Волынския прславна подвижника/ и обители Почаевския достойно насельника/ людей православных изрядно целителя/ яви тя Церкви Своей Христос Бог наш,/ преподобне отче Амфилохие,/ Ему же усердно молися/ от навет вражиих свободитеся/ и спастися душам нашим.

Кондак, глас 3

Яко веры Православныя ревнитель и блгочестнаго жития учитель,/ в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель,/ пред Господом предстоиши преподобне Амфилохие,/ сего ради вопием ти:/ сохрани обитель в ней же подвизался еси, / и спасай нас молитвами твоими, // отче блаженнее.

Величание

Ублажаем тя,/ преподобне отче наш Амфилохие,/ и чти святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.

Преподобный Иов Почаевский

Преподобный Иов родился в 1550 году в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении возраста возведен в священнический сан, а 30-ти лет удостоен великой схимы, при чем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.

По просьбе князя Острожского преп. Иов был переведен в находившейся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости. Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой, доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же , увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным ведением».

Какой силы достиг святой старец над грешной душой, человеческой показывает следующий случай, однажды, прейдя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на Страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого грешник упал ему в ноги с мольбой о прощение. В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевского, властною его рукой написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская пчела». Типография, возобнавленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им перевезена после русской революции заграницу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но святая икона была возвращена монастырю, после того, как жену Ферлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад. В1620 г. он принимал участие в киевском Соборе, осудившим унию и поставившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть надпись: «Иоанн Железо, игумен Пачаевский».

Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а после церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп.Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной получив это плат, помазался им и получил исцеление.

В 1675 году татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали. В 1721 года Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1834 году униаты были воссоедины с православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Тропарь, глас 4

Многострадального праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся, / тех имена достойно пряти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,// и вся люди в православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,// моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Явился еси истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,// Многострадальному подобный.

Величание

Ублажаем тя,/преподобне отче Иове,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.

Церковный бизнес, расцветший сегодня буйным цветом и, несмотря ни на какие тяготы жизни большинства людей (а во многом и благодаря им) набирающий обороты – удручающее явление. “Торговля” именем Бога не имеет ничего общего с истинной духовностью и Верой. У каждого, безусловно, свой способ веры и “взаимоотношения” с Богом и церковью, но это не тема сегодняшнего фоторассказа. Я, как и многие другие, верю в силу места, в его неслучайность (богоизбранность), если речь идет о старинных, намоленных церквях и храмах. Поэтому такие места, как Киевская Лавра, о которой я писала накануне Рождества, и Почаевская Лавра для меня значат очень много. И еще больше стали значить после того, как… Но обо всем по порядку.

Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 километров от города Тернополя и за 24 километра от города Кременец, о котором я рассказывала вчера.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После разгрома Киева и уничтожения его святынь некоторые православные иноки из святых киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Не зная о самом главном празднике Лавры – Чудотворной Почаевской Иконы Божией Матери, который отмечается ежегодно пятого августа, мы приехали именно накануне праздника. Со всех уголков Украины, а также из России, других соседних государств съезжались верующие. Прибывали автобусы с иконами на ветровом стекле. Ждали приезда Блаженнейшего митрополита Киевский и всея Украины Владимир и Божественной Литургии по случаю праздника. Иконе свыше 400 лет, ее почитают как одну из самых больших святынь Русской Церкви.

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и оставил ей за гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.
От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте:

Поэтому подготовка к празднованию шла полным ходом.

Гостевые комнаты лаврской гостиницы были переполнены, запахи готовящейся еды для мирян доносились из гостиного дома. Но несмотря на многолюдье, мы оказывались у святынь в такие минуты, когда по странному стечению обстоятельств толпы верующих куда-то исчезали. Как так получалось, мне до сих пор непонятно. Как будто кто за руку и на праздник привел, и по Лавре вел. Удалось приложиться к Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, которую опускают с ее высокого места буквально на несколько часов по праздникам…

Здесь же, на территории Лавры, по преданиям хранится отпечаток Целительной стопы Пресвятой Богородицы.

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.
Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, причинял обители много бед, желая закрыть монастырь и забрать имения себе. В 1623 году он направил в монастырь своих слуг, которые ограбили обитель и украли Чудотворную Икону. Один раз, позвав гостей, он одел свою жену в священницкие ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмехательства. Но тотчас на жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.
В 1674 году один почаевский монах находился в турецкой неволе. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

В 1675 году огромное войско турецкого султана Магомета IV под руководством визиря Кара-Мустафы вошло на русские земли, уничтожая все на своем пути. Пятидесятитысячная конница турок и татар подступила к стенам незащищенного православного Почаевского монастыря. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря отец Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Богородицы. В это время над Свято-Троицким храмом явилась сама Богородица с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки, и начали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрельцов. Ужас и паника охватили захватчиков, и они кинулись бежать.

Вот такие вот истории о чудесах дошли до наших дней.

Так выглядит ранним утром Свято-Успенский собор Почаевской Лавры:


Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев:

Наше внимание привлекли мозаики Собора Святой Троицы. Поинтересовались. Оказывается, Собор Святой Троицы был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Удивительные мозаики, вернее — эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа. Вот эти мозаики:

Но несмотря на художественность и духовность созданных образов, “в последнее время церковь очень враждебно настроена против всего, что связано с именем Рерихов. В церковных кругах сложилось нетерпимое и даже агрессивное отношение к их культурному наследию. Церковь сознательно нагнетает напряжённость между отечественным православием и рериховским движением, происходят постоянные нападки на философские труды семьи Рерихов, особенно на Учение Живой Этики, главная цель которого — это совершенствование человека на пути духовной эволюции”. Источник

В Почаевской Лавре покоятся нетленные мощи преподобного Иова (1551-1651). Еще в раннем возрасте он был благочестивым отроком, и в 12 лет принял монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет его посвятили в священники, а вскоре после этого он принял великую схиму с именем Иоанн. Более 20 лет он пробыл игуменом в Дубенском монастыре на Волыни. За благочестивую жизнь Господь прославил его чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, которое наступило 28 октября 1651 года, множество людей видели необыкновенное сияние над его могилой, обращались за помощью к Преподобному, получали ее, а также исцелялись от болезней. В 1659 году 28 августа, в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества людей, были подняты с земли нетленные мощи Препрдобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия покоятся здесь же. В двадцатом веке в Почаевской Лавре пролил новый свет веры и благочестия преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году выбирает тернистый путь спасения и поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении виполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно стает известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа было арестовано и отправлено в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный. Вся жизнь святого было служение Господу и ближнему. После его смерти 1 января 1971 года на могиле старца стали случаться чудеса и исцеления, которые не заканчиваются и поныне.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения
Панихиды по усопшим совершаются после ранней и поздней литургии. Вычитки над душевнобольными совершаются ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней). Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 в Похвальной церкви (кроме праздничных дней).

Застали мы и Крестный ход:

Территория Лавры видоизменяется и дальше, идут строительные работы, как нам объяснили, по сооружению гостевых помещений:

Три истории помощи преподобного Амфилохия Почаевского

12 мая – день прославления во святых преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца и нашего современника. Тысячи паломников каждый год собираются к этому празднику в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Как, впрочем, и 1 января, в день преставления подвижника, и на Успение Божией Матери – престольный праздник обители.

Много народной любви, надежды и веры в почитании преподобного старца, схиигумена Амфилохия, всего лишь 14 лет назад прославленного в лике святых. Удивительно, как за такой недолгий срок бунтующий, юродивый и гонимый отец Иосиф (так звали преподобного до принятия великой схимы) стал любимым святым на Украине и за ее пределами.

Еще при жизни старцу Амфилохию была дана особая благодать прозорливости, дара молитвенного исцеления и освобождения одержимых. Чудеса по молитвам святого продолжаются и по сей день, рассказы о них приобретают всё большую известность. И идут к преподобному Амфилохию и немощные, и страждущие, и несчастные – идут за помощью и поддержкой, за укреплением в вере и силах нести свой крест. Счастливые тоже идут к преподобному старцу – с благодарностью и радостью, и чтобы выразить свою любовь к этому святому подвижнику.

Амфилохий Почаевский

Преподобный Амфилохий Почаевский (в миру Яков Варнавович Головатюк; 27.11. 1894 – 01.01. 1971). В 1932 году послушник Почаевской лавры Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1933 году рукоположен во иеродиакона, в 1936-м – во иеромонаха; в 1953-м – возведен в сан игумена. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре.

Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где прожил около двадцати лет. Отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ, врачеватель телесных и душевных недугов. По многочисленным свидетельствам, имел особый дар – изгонять бесов. К нему везли одержимых со всего Советского Союза.

Во время гонений на Церковь в 60-е годы проявил мужество, стойкость в вере и смелость. Был помещен властями в психиатрическую больницу, подвергался всевозможным преследованиям. После того как отец Иосиф чудом избежал гибели, он в Почаевской Лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий – в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день.

Старцу, не имеющему прописки в Почаевской лавре, пришлось жить в миру, терпя унижения от неверующих и давление КГБ. Всё это время отец Амфилохий продолжал оказывать молитвенную помощь страждущим, принимая в день до 500 человек. Схиигумен Амфилохий преставился ко Господу 1 января 1971 года.

Решением Священного Синода УПЦ 12 мая 2002 года (в Неделю Фомину) схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобного Амфилохия.

Наталья Емец

«Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно»

Наталья Емец, иконописец, регент

Я была в Почаеве три раза, причем первый раз, лет десять назад, специально ехала к Амфилохию Почаевскому. Потому что мне сказали: «Вот у тебя проблемы со спиной, тебе надо обязательно поехать к батюшке Амфилохию – попросить, помолиться». И я целенаправленно ехала за исцелением. И, конечно же, исполнила всё, что там полагалось – везде простояла, побывала, приложилась, и молилась и просила. А спина как болела раньше, так и продолжала болеть.

Едем обратно, и тут в автобусе включают фильм, где кто-то из героев вспоминает слова отца Амфилохия, который говорил: «Ко мне многие приезжают за исцелением, но исцеление их тела будет во вред их душе». И эти слова были ко мне.

Я сказала: «Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно». А мануальный терапевт мне объявил, что нужно или всю жизнь на массажах, или работать физически на земле, либо физкультуру специальную делать – в общем, собой надо заниматься.

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо.

В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Денис Стародубец

«На кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве»

Денис Стародубец, учитель музыки, впервые побывал в Почаевской лавре на Светлой седмице

Почаевская лавра – благодатное место, без сомнения. Чувствуется особый дух, и не такой, к примеру, как в Оптиной пустыни или Киево-Печерской лавре. Это дух Почаева. Но суета всё равно навязывает свои правила – и это естественно, нормально. Потому что это – святое место, большой госпиталь. Люди приезжают из разных мест и хотят причаститься этой святой благодати. Освятиться этим всем.

И я, конечно, ожидал встречи со святыми почаевскими, и что эта встреча будет благодатной – как минимум. А со святым Амфилохием Почаевским я встретился, как ни странно, не возле его мощей, которые в храме, а на кладбище. Там мне понравилось даже больше, чем в самой центральной Почаевской лавре – нет суеты, чувствуется другая атмосфера, где только ты и святой.

Кладбище Свято-Успенской Почаевской лавры

На этом кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве. Когда прикоснулся к портрету преподобного, помазался от его могилки, мы как поздоровались с ним. Я не был с ним знаком, но видел на портретах и иконах его добрые глаза, улыбку – он был очень добрым человеком, с душой ребенка. Это был большой, мудрый, мудрейший человек с чистой душой. Как Господь говорил: «Будьте как дети». И мне кажется, что преподобный Амфилохий Почаевский был именно такой.

Видел и его друзей на кладбище, которые похоронены рядом с его могилой – таких же замечательных, святых людей. Они – как безмолвная стража, как молчаливая служба. Говорят, возле этих схимников до сих пор кричат бесноватые.

Валентина Колесник

«Это любовь – ее же не объяснишь»

Валентина Колесник, мастер педикюра, поехавшая на празднование Дня памяти преподобного Амфилохия Почаевского

Сколько просила Господа именно в этот день побывать в Почаевской лавре. На преподобного Иова два раза была, а на святого Амфилохия всё как-то не получалось. Сегодня целый день боюсь даже об этом думать – чтобы не спугнуть.

Чудесный батюшка – смотришь на его икону, и душа наполняется радостью. И когда приезжаешь в Почаев и подходишь к раке – это чувствуешь нутром, где-то там в глубине. У меня к нему любовь и привязанность. Еду в Почаев в пятый раз и всегда – к батюшке Амфилохию. Мне даже иногда бывает стыдно перед самой собой: всё-таки преподобный Иов – первый настоятель Лавры, и к нему едешь. Но батюшка Амфилохий почему-то теплее как-то.

Рака с мощами преподобного Амфилохия Почаевского

Даже когда ездила в Одессу и прикладывалась к мощам преподобного Кукши Одесского, то всё равно во мне это было через батюшку Амфилохия – они же дружили. Он всегда со мной просто. И я это даже сама себе объяснить не могу. Конечно, такая любовь во мне не просто с бухты-барахты – я читала жития многих святых, но почему-то преподобный Амфилохий Почаевский мне самый близкий. Не могу это объяснить – это где-то внутри. Это как любовь – ее же не объяснишь: или она есть, или ее нет. Любишь и всё.

И мне бы очень хотелось, чтобы в каждом храме была икона преподобного Амфилохия Почаевского. Потому что мне кажется, что храмам без этой иконы современного нашего святого просто чего-то не хватает. Я на праздник Амфилохия Почаевского всегда беру выходной и иду в храм. В прошлом году в нашем кафедральном соборе очень удивилась, почему нет иконы святого. Спросила у свечницы, и они потом, к концу службы, принесли икону из лавки, наверное – потому что даже в пыли она была немножко. И много людей прикладывалось.