Ангел кошка

…У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала – «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии, или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: Какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий срок, и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?

Об этом сегодня и поговорим. Но сначала мы должны усвоить одну важную вещь: Церковь никогда не пряталась от таких вопросов. Их ставили богословы и святые отцы всех времен. Другое дело, что наверняка решить эти вопросы мы не можем. Нам не открыто это! Лишь иногда Священное Писание и Предание деликатно касаются этой темы.

Итак, судьба животных, или более широко – вечная судьба природы… Какова она?

Напомню, что согласно православному богословию, наш нынешний мир находится в состоянии поврежденности, отпадения от Бога. Виной всему – Грехопадение прародителей. Если мы вспомним библейский рассказ об Адаме и Еве мы увидим, что в Эдеме, прекрасном райском саду, они жили в любви со всем живым творением. Так и было задумано Господом, чтобы и человек и все творение жили в любви и единстве друг с другом и с Ним, Творцом и любящим Отцом всяческих.

Грехопадение явилось катастрофой космического масштаба, и оно имеет последствия не только для человека, но и для всего мироздания. Повредился человек, повредился весь мир… «Падение человека было в то же время и падением природы, проклятие человека, стало проклятием природы. И с тех пор человек и природа, как два неразделимых близнеца, ослепленные одним и тем же мраком, омертвленные одной и той же смертью, нагруженные одним и тем же проклятием, рука об руку идут через историю по бесконечным беспутьям греха и зла; вместе спотыкаются, вместе падают, вместе и поднимаются, непрестанно стремясь к далекому концу своей печальной истории» (преп. Иустин Сербский).

В мир вошли смерть, злоба, взаимное уничтожение. Духовной задачей человека стало вернуть утерянный Рай! Возможно ли это? В большей или меньшей степени многие ветхозаветные герои духа (да и язычники, вспомним хотя бы праведного язычника Иова) старались жить по-Божьи. Пророки укрепляли людей, говорили, что в рамках этого мира подлинное богообщение и не достижимо. Оно возможно лишь тогда, когда на землю придет посланник Божий, Его Сын.

И вот тогда наступит время примирения всего творения с Богом. Правда, произойдет это за горизонтом здешнего бытия, после преображения мира. Тогда наступит Царство Небесное, в которое войдут не только люди, но и животные. И в этой вечности, как некогда, при начале бытия, в Раю, человек и животные будут жить в мире и дружественном общении. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому». И далее: «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей…» (Ис. 11 гл.).

И действительно, новым этапом, или вернее эрой в судьбе человека и мира стало пришествие в наш мир Сына Божия – Иисуса Христа. Христос примиряет мироздание и человека с Богом. И вносит в начертанную ветхозаветными пророками картину некоторые коррективы. Да, преображение мира нами еще только ожидается, оно в будущем, но уже сегодня всякий желающий может задышать его воздухом, ощутить его аромат…

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Знакомство с жизнью святых людей показывает нам, что ветхозаветные пророчества о дружбе животных и людей уже как бы осуществляются. Всем известны рассказы о дружбе преп. Сергия Радонежского, преп. Серафима Саровского с дикими зверями – медведями. О преп. Германе Аляскинском читаем у его биографа и очевидца его духовных подвигов: «Около его келий жили горностаи. Эти зверьки отличаются своей пугливостью. Но они прибегали к преподобному Герману и ели из его рук. Видели, как преподобный Герман кормил медведя». Тоже известно и о древних отцах пустынниках, к которым приходили за помощью и которых охраняли дикие звери.

Почему это происходит? Можно предположить, что благодать Божия, действующая через подвижника, ощущается зверями. И нам, людям, хорошо быть рядом со святым, и животные чувствуют, что этот человек принадлежит тому миру (Царству Небесному), в котором нет вражды и взаимоуничтожения. В известной дореволюционной книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» описывается случай с намоленными четками старца. Отмахнувшись этими четками от разъяренного волка, странник спасся от растерзания хищным диким зверем. Чудесному происшествию книга дает такое объяснение: «Когда первосозданный человек Адам был в невинном святом состоянии, тогда все животные и звери были ему в покорении, они со страхом подходили к нему, и он нарицал им имена. Старец, чьи сии четки, был свят: а что значит святость? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке. Когда освящается душа, освящается и тело. Четки всегда бывали в руках освященного; следственно, чрез прикосновение к ним рук и испарений его, привита к ним святая сила, — сила невинного состояния первого человека».

Замечательный современный русский мыслитель Татьяна Горичева, автор книги «Святые животные» пишет: «Животные не только “стенают и мучатся” вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления… они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в Церковь, дерзнем сказать — обожиться. В житии св. Великомученика и целителя Пантелеймона рассказывается, что дикие звери не хотели нападать на юношу. Тогда были убиты и они. Их трупы были брошены на съедение птицам. Но птицы до них не дотронулись. Трупы животных долгое время лежали на солнце и оставались нетленными. Итак, мы имеем дело с мощами животных».

Очевидно, – животные чувствуют духовную атмосферу Рая…

Сложнее тема вечной судьбы животных. Бессмертны ли их души (а у животных есть душа, как набор психических свойств)? Может быть, свидетельство ветхозаветных пророков понимать как поэтическую аллегорию?..

Апостол Павел пишет об этом конкретно: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8, 19-23).

Откровение сынов Божиих – это время прославления человека в Царствии Божием. Значит, по мысли ап. Павла, тварь ждет этого времени? И ждет в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы. Частное мнение ап. Павла? Едва ли. То же читаем и у многих святых отцов. Так, толкуя слова ап. Павла – сама тварь освобождена будет…св. Иоанн Златоуст говорит: «Что значит сама? Не ты один , но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств – и то будет с тобою участвовать в благах. Освобождена будет, – говорит апостол, – от рабства тлению, то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твое тело стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».

А вот что об этом говорит св. Симеон Новый Богослов: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог… сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною».

О грядущем преображении твари вдохновенно пишет в своем учебнике «Догматика Православной Церкви» преп. Иустин Сербский: «Богочеловеческая истина о преображении природы непрестанно живет в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки… Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…»

Каким образом это произойдет? А вот это нам не открыто. То, что живое творение каким-то образом войдет в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия – истинная вера Православной Церкви. Как это будет? – мы не знаем.

Некоторые мыслители высказывали на этот счет свое мнение, но будем помнить, что это всего лишь частное богословское мнение, хотя и уважаемого лица.

Некоторые говорили, что войдут в вечность лишь те животные, которые общались с человеком. Через общение с бессмертной человеческой душой и животная душа прикоснулась к вечности, восприняла в себя благодатные силы, которые не дадут ей исчезнуть со смертью тела, а позволят жить в ином мире…

Иначе считал, например, святитель Феофан Затворник. Он писал, что возможно, Бог сотворил некую «мировую душу». В эту-то душу и вливаются после смерти души всех живых существ, кроме человека. «Есть градация душ: «некая химическая душа», и выше — растительная, затем — животная. Все эти души, низшие духа, в свой черед «погружаются в душу мира», растворяются в своем первичном субстрате. «А душа человека не может туда погрузиться, но духом увлекается горé, — это по смерти»» Духовные чада известного подвижника, исповедника и прозорливого старца архимандрита Бориса (Холчева) рассказывали, что он придерживался такого же мнения: «Не раз задавался вопрос о душе собак, что будет с ними после их смерти. Отец Борис говорил, что их души сольются с душой «мировой собаки»».

Есть и иные, менее известные теории, но все это лишь теории. Как и что будет на самом деле – знает лишь Бог. А мы и вся природа, предадимся Ему, – Отцу и Спасителю, с любовью и доверием.

Сегодня, дружок, я расскажу тебе сказку… Усаживайся поудобнее и слушай…
Все мы любим котиков. Они бывают самыми разными — пушистыми и не очень, белыми и чёрными. Котик может быть даже лысым. Иногда встречается и такая диковинка, как трёхцветные коты. Именно коты, а не кошечки.
А знаешь ли ты, что коты могут быть ангелами?
Ещё в 18-ом веке был обнаружен первый кот с крыльями. Вот такой примерно:

По свидетельству Генри Дэвида Торо, такое существо жило на ферме, имело крылья, которые сбрасывало по весне.
Не всегда этим котикам везло. Их убивали, принимая за нечистую силу. В 1897 году в Великобритании застрелена черепаховая крылатая кошка, которая использовала крылья для ускорения во время бега.

Котят, родившихся с крыльями, топили. В лучшем случае животные попадали в зоопарк на потеху публике. В 1933-1934 годах хозяйка черно-белого «ангела» выставила питомца в Оксфордском зоопарке. Крылья были длинной по 15 см и использовались животным для прыжков на большие расстояния.
Тем не менее, сейчас известно 138 сообщений о подобных животных, из них 30 документальных. Есть и материальное воплощение – чучело 19-го века. Но этот образец слишком плохо сохранился, что бы с уверенностью говорить о его оригинальности.
Объяснений такому явлению 3.
Первое: крылья — это сбившаяся в колтуны шерсть. Но были известны и короткошерстные коты-ангелы. Кроме того, крылья могут шевелиться, что предполагает наличие в них нервов и мышечной ткани.
Второе: это проявление заболевания — кожной астении. Кожа провисает, становится дряблой, образует складки. При дуновении ветра эти складки двигаются и создают ощущение шевеления крыльев. Складки эти могут отпадать без кровотечений, этим и объясняется потеря крыльев.
И третья, наиболее правдоподобная: крылья — это недоразвитые лишние конечности.

Поэтому, дружок, если в святочные вечера ты встретишь кота с крыльями, не пугайся и не обижай его. Это не дьявольское отродье, это кот-ангел! 🙂

И стихотворение про ангела, не про кота, а просто про ангела. Но и про кота тоже.
Письма от ангела
Марина Комаркевич

Господи, здравствуй. Пишет Твой ангел Фима.
То есть, Ефимий, но речь сейчас не об этом.
Мне бы пару советов необходимо –
Как обратить человека в адепта света.
Господи, я тут искренне озабочен,
Сам не пойму, как все это восприемлю –
Ей уже двадцать лет, и она не хочет
Ни в монастырь, ни в скит, ни в святую землю.
Кошку чумную добыла где-то на даче,
Кошка была на сносях и совсем плохая,
Роды прошли неудачно – сидит и плачет,
А вокруг меня котята порхают.
Кошка поправилась, кстати, и плачет тоже.
Словом – печаль, и духовность не прирастает.
Мне потерпеть? А это точно поможет?
Я запишу. Спасибо, перьев хватает!

Господи, здравствуй, Ты снова мне очень нужен.
Я среди плевелов не наблюдаю злака.
Чуть отвернулся, она поссорилась с мужем,
А потом притащила домой собаку.
Я ведь ее в скуфейке так ясно вижу,
Даже на ссору с мужем махнул рукою,
Думал – от мужа подальше, к скиту поближе,
А она с собакой. Ну что ж такое!
Лечит собаку и плачет, и снова лечит,
Или изводит с собакой вдвоем печенье.
Я ведь не ангел, взирать на такое вечность!
То есть… конечно, ангел… прошу прощенья…
Может, сначала собаку, а после ссора…
Недоглядел, опять хожу виноватый.
В рай относил котят, думал – буду скоро.
Задержался. Искал им кошачью мяту.
Кошка состарилась вдруг, оказалось больно –
Видеть, как тварь перед смертью терзает страхом…
Я потерплю, я все-таки добровольно,
Все-таки, ангел, пускай не догнал с размахом…

Господи, здравствуй, точнее, хорошей ночи.
Тут у нас мирно, ни знамений нет, ни знаков.
Кошка со мной, но летать упорно не хочет.
Муж вернулся и ходит гулять с собакой.
Наши пути, мне сдается ныне – тернисты,
Так что креплюсь, берегу душевные фибры.
Господи, может ей все же надо в буддисты?
Там у монахов живут премилые тигры.
Ну, разумеется, в доме коты, и много.
Про монастырь я уже и мечтать забросил.
Муж возвратился вовремя, слава Богу,
То есть, Тебе, что кошачьих три, а не восемь.
Горе-адептка моя то уснет, то плачет,
То огурец из рассола макнет в сгущенку.
Мужу приснился – пускай огурцы не прячет,
Ей-то виднее, что нужно сейчас ребенку.
Дел оказалось внезапно всяких и много,
Так что прости, побегу подправлять эфиры,
Надо к утру отвести от нее изжогу,
И уберечь от хвостатых запас кефира…

Боже! У нас несчастье! Такое горе!
Вроде нелепо, но сам не могу не плакать.
Недоглядел! И устроил слезное море…
Сбило машиной бедную нашу собаку.
Господи, я виноват в безделье и лени!
Господи, гнев ниспошли мне Твой в изобилье!
Вот он, бедняга, сидит у меня на коленях,
Воет и откусить пытается крылья.
Хочет обратно. Быть может, можно обратно?
Может, как с Лазарем? Мы отчаянно просим…
С Лазарем необходимость? Что же, понятно…
Значит не нужно? Прости, мой маленький песик.
Бедный мой песик, мой старый песик печальный –
Мы – не фигуры в делах спасения мира,
Значит не промысел, Боже, значит – случайность,
Значит, я плохо вчера настроил эфиры.
Дети рыдают, мне слышно даже отсюда,
Как там она, бедолага, страшно представить…
Господи, я уж отправлюсь – с ними побуду,
Пса-то, наверно, на кошку можно оставить?

Господи, извини, тороплюсь немножко!
Все напишу попозже, в деталях, с гаком!
Мы сейчас в подвал за приблудной кошкой,
А потом в приют за новой собакой!

Господи, здравствуй! Давно не писал, заботы.
Выдалась пара минут, строчу на коленке.
Осень, что ныне спустилась в наши широты,
Чудно щедра изобилием рыжих оттенков.
Рыжей рябины за окнами шум нескончаем,
Рыжее солнце рассыпало блики повсюду,
Рыжий жених изнывает на кухне над чаем,
Рыжие дети родились у нашей приблуды.
Я над корзинкой сижу, воздыхая и млея,
Рыжие дети толкутся под пузом у мамы,
Господи, слушай, вот как Ты такое умеешь,
Чтобы забавно и нежно, и золото прямо?
Плачет опять. Это, кажется, неодолимо.
Свадьба – хорошее дело, чего разрыдалась?
Боже, она назвала светло-рыжую Фимой…
Ей подсказали, а, может сама догадалась?

Господи, здравствуй. Как здешние дни быстротечны
В этом Творенье, подверженном тлену, и все же,
Все же прекрасном, иначе откуда о вечном
Людям известно порой больше ангелов, Боже.
Дни протекают над нами и полнятся светом,
Свет протекает сквозь все наши лета и зимы…
Муж заходил за собакой в прошедшее лето,
Так что со мною теперь только рыжая Фима.
В заводях неба, где замки из облачной пены,
Наши прогулки до райских ворот и обратно,
Фима решила дождаться ее непременно.
Это понятно. О, Господи, как же понятно…
Как же порою мне хочется, чтобы разлуки
Не было, даже на время. Но хватит, не буду.
Завтра, похоже, приедут из города внуки.
Может, мы с Фимой осилим несложное чудо.
Будет и вечер, и чай на веранде, и ветер,
Плещущий в ивах на склоне почти у обрыва,
Рыжую Фиму она краем глаза заметит,
Света коснется, и утром проснется счастливой.
8
Господи, здравствуй. Ну, как она? Привыкает?
Встретила пса и мужа и снова плачет?
Господи, у нее привычка такая.
Знаешь, конечно. И скоро будет иначе.
Просто оставила столько своих хороших,
Здесь, где страхи, и голод, и, может, муки…
Ты ей скажи, всех наших собак и кошек,
Я проследил – чтоб в самые лучшие руки.
Я еще тоже пока не привык, скучаю…
Мне без нее не то, чтобы одиноко,
Но оказалось… одна лишь нежность венчает
Каждую веху прожитого нами срока…
Господи, можно, я сразу, без проволочек –
Мне бы в шестую квартиру необходимо,
Там у них скоро ребенок родится – дочка,
И котенок – праправнучка рыжей Фимы…

Кошка божья тварь или она от дьявола?

Как это ни странно, но собаки, в большинстве религий считаются животными — «нечистыми», в то время как у кошки имеется статус, чуть ли не «святой»… И получается, что кошка — «божья тварь»? И даже в исламском мире, например, она — единственное животное, которому дозволено входить в мечеть. Но, кошка — это и то, единственное животное, которому разрешено входить — и в православный храм! И самым распространенным мнением было, что собака — это «нечистое» животное, а кошка — «чистое». Хм… Неубедительно как-то. Но, «собака — друг человека, а кошка, лишь гуляет сама по себе» — и эта прописная истина давно знакома всем нам. Хотя, логичнее было бы считать наиболее близким другом человека — существо, охраняющее его от темных сил, защиту от которых, может дать только… кошка (являясь «проводниками» космической энергии), она даже может привносить домой энергии, способствующие Вашему благосостоянию и процветанию! И что такое — «чистое» животное, и что — «грязное»? Вообще, если мне память не изменяет, это тема из Ветхого завета, который, вроде бы как, в православии не особенно принимается во внимание. Существует притча, будто бы, во времена плавания Ноева-ковчега, голодные мыши стали прогрызать дно корабля, чуть было не погубив всю… спасательную экспедицию. Тогда пришла на помощь — судовая кошка! И с тех пор человечество в долгу у этих пушистых животных! А во французской легенде даже утверждается, что лишь только кошка — сможет привести человека в Эдемский сад, поскольку она запомнила дорогу обратно (во время изгнания из Рая Адама и Евы).

Тогда — почему? И, если тема касается православной церкви, то самым правильным будет — обратиться к ее представителям, которые смогут нам ответить. И вот, как на наш вопрос ответил преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ, иерей Александр Прокопчук:

И это «понятие чистых и нечистых животных» перешло и в наши дни, хотя, и совсем не в библейском смысле. Сейчас тоже встречаются мнения, что кошка — животное «чистое» (и ей можно находиться в храме), но, возможно, это всё-таки, связано с практической стороной дела: кошка ловит мышей, (а они — частые гости в храме), а собаки — животные шумные, (поэтому, и в храме им делать нечего!)

Но, почему так получилось, что кошка, которая была почитаема большинством религий мира, и считалась, практически «святой», неожиданно была записана в… приспешники дьявола? А всему виной мрачное средневековье с его католицизмом, и могущественной христианской сектой — катаров. И в целом ряде книг, (изданных в те времена), кошки не только обвинялись во всех смертных грехах, но и были обвинены, в том они, вообще… служат дьяволу. (Нет тут никаких… таинств и магии!)