Антихрист как выглядит

Самые загадочные пророчества Библии: Печать антихриста и число зверя

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть <…> И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. <…> И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18

Как это понимать?

Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.

А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.

Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.

Антихрист и его последователи
Германия, 1367

Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.

Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.

Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.

Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».

В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви (Священный Синод – орган управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими соборами, представляет собой собрание девяти архиереев, заседающих постоянно, и еще пяти, участвующих на временной основе. Председатель Священного Синода – Патриарх Московский и всея Руси. — Прим. ред.) принял специальное заявление по поводу штрих-кодов, которые государство как раз в то время стало активно внедрять в торговле, статистике, учете движения товаров и т. д. В этом заявлении сквозит серьезная тревога: ведь каждый штрих-код, изображающий числа в виде линий разной толщины, «заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры «6»».»Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».

Битва с дьяволом
Франция, средневековая гравюра

Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».

Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.

Чем важно это пророчество?

Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).

Где еще звучит это пророчество?

Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.

Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. <…> Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Антихрист

Слово антихрист имеет двоякое значение: общее и частное. В общем смысле антихристом называется всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, кто отвергает Отца и Сына. Так говорит об антихристе ев. Иоанн Богослов в своем первом послании, прибавляя, что антихристов появилось много (2, 18, 22; 4, 3). Таких антихристов было много прежде, есть они и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле слова, о котором Иоанн же Богослов и в том же послании говорит: «вы слышали, что прийдет антихрист» (2,18). Этот антихрист один, он еще не пришел, но некогда явится, и в отличие от своих предшественников, или антихристов ненастоящих, называется великим или последним антихристом. Его то обыкновенно и разумеют, когда говорят об антихристе.

Слово антихрист греческое (ό ἀντίχριςτος). Оно означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом; предлог ἀντὶ в сложении с другим словом значит обыкновенно против, но значит также вместо. Что антихрист действительно будет и врагом или противником Христа и лже-Христом, об этом свидетельствует Священное Писание. Апостол Павел описывает человека греха, т. е. антихриста, так: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фесс. 2, 4). Он будет противится Богу и Христу и выдавать себя за Бога. Иисус Христос сказал иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Иоан. 5,43). Иной – антихрист; иудеи примут его за ожидаемого ими Мессию или Христа. Указание на антихриста, как лжехриста, есть и в речи Иисуса Христа о кончине мира (Матф. 24, 24).

В Писании антихристу даны и многие другие названия. Он – «нечестивый» (Иса. 11,4), «опустошитель» (Дан. 9, 27), «человек греха» или «человек беззакония», «сын погибели», «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3.8), «малый рог», выросший среди десяти рогов четвертого, ужасного и весьма сильного, зверя (Дан. 7 гл.), зверь, выходящий из моря с семью головами и десятью рогами, похожий на барса, медведя и льва (Апок. 13, 1 – 2), «зверь багряный», выходящий из бездны, восьмой из числа семи (Апок. 17 гл.). Все эти названия нарицательные, или описательные, как нарицательное же имя есть и антихрист. Собственное имя антихриста в Писании не открыто и не известно, «потому что оно не достойно быть воззвещенным от Духа Святого» (Ириней Лионский). В Апокалипсисе (13, 18) указано только число имени зверя, т. е., антихриста, которое поэтому и называется числом звериным. Это число 666. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Богословы поэтому полагают, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили не мало таких имен. Напр., св. Ириней в сочинении: «Против ересей» (Кн. У, гл. 30), указывал следующие имена Εὐανθας, λατερῖνος, τειταν, и из них наиболее подходящим к антихристу признавал последнее из этих имен, но не утверждал этого решительно. Позднейшие богословы нашли еще не мало имен, числовая сумма букв которых равна 666.

Антихрист будет одно определенное лице, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который прийдет во имя свое (Иоан. 5, 43). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов (1, 2, 18). Апостол Павел описывает его как одно определенное лице, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся (2 Фесс. 2 гл.). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лице (Апок. 13 и 17 гл.; Дан. 7 и 11 гл.). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы правосл. вост. церкви и все богословы римско-лат. церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом. Учение протестантов и русских раскольников беспоповцев, будто антихрист есть лице коллективное и означает множество лиц – антихристов, или же означает дух зла, проявляющийся в этих лицах и вообще в людях, противоречит Св. Писанию и Преданию Церкви вселенской и проистекло преимущественно из неприязни протестантов к папам и латинской церкви и беспоповцев к православной русской церкви, есть учение ложное, еретическое. В новейшее время даже и из протестантских ученых многие уже не держатся этого учения, не смотря на то, что оно провозглашено было Лютером и даже внесено в Шмалкальденские члены, одну из символических книг протестантского исповедания. Ложно также учение протестантского рационалиста Бретшнейдера, будто антихрист есть олицетворение зла.

Антихрист по природе своей будет такой же человек, как и все люди, и родится так же, как рождаются все люди. Мнения некоторых, будто антихристом будет диавол воплотившийся, или будто он произойдет от смешения злого духа с женщиною, не имеют основания ни в Св. Писании, ни в Церковном Предании и ложны. «Кто-же он будет?» спрашивает Иоанн Златоуст об антихристе. «Ужели сатана? Нет, но человек некий, который восприимет всю его силу» (Беседа 3-я на 2-е Послание к Фессалоникийцам). «Не сам диавол сделается человеком, говорит Иоанн Дамаскин, – подобно тому, как вочеловечился Господь, – да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» (Точное изложение православные веры. Кн. 4, гл. 26).

Частые вопросы о том, где родится и от кого произойдет антихрист, решаются различно. Распространено мнение, что аитихрист произойдет от иудеев, и именно – из колена Данова, так как Иаков в пророчестве о Дане назвал его «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49, 17, 18). Конь – быстробегущий век жизни мира. Мнение это, высказанное св. Ипполитом римским (Сказание о Христе и антихристе. Гл. 14 и 15), подтверждают тем, что из каждого колена сынов Израилевых было избрано по двенадцати тысяч рабов Бога, началах которых была положена печать, а из колена Данова запечатленных не было, и оно даже не упомянуто (Апок. 7 гл.). Другие полагают, что антихрист произойдет из язычества; а иные думают, что он произойдет из христианства, конечно, извращенного. С древности было распространено мнение, что он произойдет от незаконной связи. Местом рождения одни признают Вавилон, другие Рим. В древнехристианские времена образовалась легенда о Нероне, как антихристе, имевшая два вида. По одной легенде Нерон не был убит, а ушел к Парфянам, скрытно живет там и некогда явится в виде антихриста, причем жестоко накажет Рим и римлян. По другому сказанию Нерон был действительно убит, но воскреснет, и воскресший Нерон будет антихрист.

Антихрист явится непосредственно пред вторым пришествием Христовым, пред кончиною мира, как это видно из книги Даниила (7, 11 и 12 главы), из Апокалипсиса (12, 13, 17, 20 главы), из Евангелий (Мо. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.) и из Второго Послания к Фессалоникийцам (2 гл). Но так как никто не знает, когда придет Иисус Христос и наступит кончина мира, то неизвестно также и время пришествия антихриста.

Впрочем, в Священном Писании все-таки указаны предвестники и признаки, имеющие предварить пришествие антихриста. Пришествие антихриста будет подготовлено в течение очень долгого времени. Отдаленное подготовление и предвестие пришествия антихриста апостолы видели уже в свое время. Апостол Павел назвал это подготовление тайною беззакония уже действующею (2 Фесс. 2, 7), разумея под этим, быть может, действование сатаны, который пока сеет зло тайно, а при антихристе и в антихристе выступит на открытую и ожесточенную борьбу против Христа и царства. Божия на земле (Апок. 12 гл.). Иисус Христос притчею о пшенице и плевелах (Матф. 13, 24 – 30) учит нас, что на земле совместно растут и развиваются добро и зло и будут расти до кончины мира. Исторический опыт подтверждает это о прошлых временах. Рост плевел или зла в человеческом роде и подготовит пришествие антихриста. В частности подготовителями пришествия антихриста являются предшественники или предтечи его; это люди особенно нечестивые и боговраждебные, или антихристы в широком смысле слова. О таких антихристах Иоанн Богослов говорит: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время» (1Иоан. 2, 18). Далее он говорит, что «дух антихриста… и теперь есть уже в мире» (4, 3). Это дух противления Богу и воплотившемуся Сыну Божию, Христу. Иные из таких антихристов признаются прообразами антихриста. Таков был в ветхом завете Антиох Епифан или Антиох ИУ, царь сирийский, жестоко гнавший иудеев и веру их и домогавшийся даже совсем искоренить их, как об этом пророчески предсказано в книге Даниила, а исторически повествуется в книгах Маккавейских. Прообразами антихриста иные считают также Валаама и Голиафа, как противников Моисея и Давида, которые были прообразами Христа. Полагают также, что антихрист предъизображен в царе тирском у пророка Иезекииля (28 гл.), а, может быть также, и в царе вавилонском у пророка Исаии (14 гл.). Это отдаленные подготовители пришествия антихриста. Более явное и сильное подготовление пришествия антихриста будет в последние времена, когда приблизится время его явления и когда рост зла особенно усилится. Иисус Христос в речи о разрушении Иерусалима и кончине мира, апостол Павел в посланиях к Тимофею и Иоанн Богослов в Апокалипсисе предсказали, что в последние времена умножатся и распространятся пороки, нечестие и неверие, а вера оскудеет и любовь охладеет. Во втором послании к Фессалоникийцам этот чрезвычайный упадок веры и добродетели и необычайная сила боговраждебности, нечестия и развращения названы одним выразительным словом: отступление или апостасия. Иные полагали, что апостол назвал отступлением антихриста, но на самом деле он отличает отступление от антихриста, хотя и поставляет их вместе, потому что отступление подготовит пришествие антихриста, а антихрист, пришедши, еще более усилит отступление. Было высказано много и других мнений об отступлении. Под отступлением разумели то отложение народов от римской империи, причем предполагалось, что римская империя будет существовать до пришествия антихриста, пред пришествием антихриста склонится к падению, а антихристом будет окончательно разрушена, – то отпадение иудеев, но мнению одних от своей веры, по мнению других от власти римлян, то отпадение всех вообще народов от подчинения правительствам, законам, установленному порядку. Хотя последнее из этих мнений правдоподобнее прочих и имеет некоторое значение, но более оснований под отступлением разуметь преимущественно отступление от веры в Бога, упадок религии и нравственности и распространение и умножение среди людей пороков, нечестия и безбожия. Конечно, религиозно-нравственный упадок неизбежно вызовет упадок установившегося строя семьи, общества и государства. Кроме того, в связи с упадком религии и нравственности и с расстройством общественных отношений умножатся бедствия людей, которые будут частию естественным следствием усилившейся порочности людей, частию наказанием Божиим за нее. Из этой-то бездны зла и бедственного состояния людей и возникнет антихрист. Вот почему Иоанн Богослов видел его выходящим, под видом зверя, то из моря, то из бездны (Апок. 13 и 17 гл.). «В грядущем звере, говорит св. Ириней, будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную… В нем возглавляется все шести – тысячелетнее богоотступничество (Ириней, как и некоторые другие, держался ошибочного мнения, что в настоящем своем состоянии мир будет существовать 6000 лет, а затем начнется тысячелетнее царство Христово на земле), неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный… Он возглавит в себе все диавольское заблуждение, все диавольское богоотступничество» (Против ересей. Кн. У, гл. 25 и 29). Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет взятие от среды удерживающего (τὸ κατέχον) и держащего (ὁ κατέχων). Солунян, взволнованных слухами о наступлении дня Христова, апостол Павел успокоил, сказавши, что день Христов не наступит, пока не придет отступление и не явится человек греха, т. е. антихрист, а явиться человеку греха препятствует удерживающее; но как только держащий будет (взят) от среды, так явится беззаконник. Солуняне знали, что разумел апостол под удерживающим и держащим, из устной его беседы с ними (2Фес. 2, 5). Но в Послании значение этих таинственных слов не объяснено, и многовековые усилия богословской науки уяснить, отгадать и определить смысл их не увенчались успехом. Высказано много различных мнений о смысле этих слов, но и доселе никто не знает, какое из них есть истинное мнение. Можно сказать, что одни мнения более, а другие менее правдоподобны: но даже и наилучшие из них имеют значение не больше, как предположений и догадок. Одни богословы отличают удерживающее от держащего, другие отождествляют их. Одни богословы под удерживающим разумеют римскую империю, а под держащим – римских императоров; другие обобщают это мнение, разумея под этими словами государственную власть и государственный законный порядок и представителей их – государей; иные разумеют под ними нравственный строй общества; еще иные – высших ангелов, как хранителей царств и народов; еще иные – Иисуса Христа. Смысл слов столь темен и уяснить его столь трудно, что блаженный Августин прямо сказал, что он не знает, что они значат (О граде Божием. Кн. 20, гл. 19). Общий характер признаков и предвестников пришествия антихриста – продолжительность их обнаружения, а потому и неопределенность; а относительно одного из признаков – взятия от среды удерживающего и держащего – нельзя даже с уверенностию сказать, что означает самый признак. Вот одна из причин, почему люди много раз ошибочно принимали за антихриста разных лиц. Но когда антихрист действительно придет, то при помощи указанных в Писании признаков многие истинно-верующие узнают его, как это высказал Ефрем Сирин. Во времена антихриста, кроме Писания, люди будут предуведомлены о пришествии его еще от двух свидетелей, которые, будучи посланы Богом, будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, и но окончании свидетельства будут побеждены и убиты антихристом (Апок. 11 гл.). Один из свидетелей ясно указан в Писании; это – пророк Илия (Малах. 4, 5. 6; ср. Мф. 17, 10. 11; Мар. 9, 11. 12; Лук. 1, 17). По преданию, основанному на словах Послания Иуды (14 и 15 ст.), а также на том, что Енох, как и Илия, живой взят на небо, другим свидетелем признают именно Еноха. Но неизвестно, за сколько времени до пришествия антихриста явятся они. По учению св. Ипполита римского они возьмут половину последней седьмины мира (Сказание о Христе и антихристе, гл. 43); по-видимому, первую половину седьмины. Если это так, то они явятся за три с половиною года до пришествия антихриста, и антихрист убьет их тотчас по пришествии своем. Но возможно, что они явятся только немного ранее антихриста, а потому время их проповедывания отчасти совпадет с временем царствования антихриста.

Многим не легко будет узнать антихриста потому, что, как думали Кирилл иерусалимский (15-е Огласительное Слово) и Ефрем Сирин (Слово на пришествие Господне…), в начале он хитро покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, и только после того, как он привлечет к себе многих и усилится, он обнаружит свою злобу во всей силе.

Характер антихриста и его царствования живо и подробно описан в книге Даниила, во Втором Послании к Фессалоникийцам и в Апокалинсисе. Антихрист будет обладать большими дарованиями, но способности свои он употребить только на совершение зла. «Его пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фесс. 2, 9). Напр., он будет как бы смертельно ранен, но исцелеет, так что удивится вся земля (Апок. 13, 3). Чудеса его названы ложными или потому, что цель их – обман и обольщение людей, или потому, что они будут чудеса только кажущиеся, похожие на фокусы. Тем не менее совершение их едва ли будет возможно без знания тайн природы, превосходящего знание других людей. Впрочем, поразительные чудеса свои он будет совершать силою диавола. Да и вообще природные его способности будут чрезвычайно усилены действованием в нем и чрез него сатаны, который вселится в него, совершенно овладеет им и сделает его своим орудием. Как пришествие антихриста, так и вся его жизнь будет по действию сатаны. Сатана даст ему «силу свою, и престол свой, и великую власть» (Апок. 13. 2). Поэтому сила и власть антихриста будут, с одной стороны, чрезвычайно велики, а с другой, в высшей степени злотворны. Дано ему будет «вести войну со святыми и победить их»; дана будет ему «власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца». Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним»? (Апок. 13:3–4). Как в Апокалипсисе, так и в книге Даниила он изображается могущественным, страшным и всеистребляющим завоевателем (Дан. 7, 9, 11 и 12 гл.). Это всемирный губительный завоеватель, властелин и тиран. Но власть свою над народами он приобретет не чрез одни только победоносные и разрушительные завоевания: сила его еще будет заключаться в обольщении людей лестию, коварством и чудесами. Ясные свидетельства об этом есть в книге Давиила (8, 23. 25; 11, 32), в Апокалипсисе (13, 3. 4), во Втором Послании к Фессалоникиицам (2, 9 – 12) и в Евангелиях (Мф. 24:24; Марк. 13:22). В совершении чудес, в обольщении людей, а также и в наследственном подчинении их антихристу, ему будет помогать зверь из земли или лжепророк, который даже и огонь будет низводить с неба пред людьми и вложит «дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Апок. 13:15). Впрочем, антихрист обольстит только нечестивых (Дан. 11:32), не записанных в книге жизи у Агнца (Апок. 13:8; Дан. 12:1), «погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фесс. 2:10), т. е. таких, которые были бы нечестивы и погибли бы и без антихриста, а избранных он будет усиливаться обольстить, по не успеет (Мф. 24:24; Марк. 13:22). Ему дано будет только в войне победить святых (Апок. 13:7; 7, 21, 25; 11, 33) и убивать их (Апок. 13:15; 20, 4). Но и их губить и истреблять до конца не дано будет ему (Дан. 7:26). Дны великой скорби, какой не было от начала мира до ныне, и не будет, сократятся ради избранных, а иначе не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24, 21. 22: Мар. 13, 20). Как обольщением, так и насилием антихрист будет губить людей. Поэтому он назван «сыном погибели», ибо и других погубит и сам погибнет (2 Фесс. 2:3. 8 – 12; Апок. 13и 20 гл.; Дан. 11:45). Он «человек греха» и «беззаконник» (2 Фесс. 2, 3, 8); потому что, воспринявши от своих предков природу, проникнутую в высшей степени злом, а от диавола еще всю злобу его, он и сам будет проникнут злом и других будет вести к злу. Все желания его сердца, все силы, способности, мысли и действия его, проникнутого злом существа, направлены к тому, чтобы искоренять добро и сеять зло. С сатанинскою гордостию он будет превозноситься выше Бога, богов и святыни (2 Фесс. 2:4); не уважит никакого божества и возмечтает отменить служение истинному Богу, ибо возвеличит себя выше всех (Дан. 7:25; 11, 36. 37); будет богохульствовать (Дан. 7, 25; 11, 36; Апок. 13, 1. 6). Отвергая и осмеивая истинного Бога и богов, отвергая и истребляя всякую религию, и в особенности христианство, попирая и уничтожая всякую святыню, он только себя одного объявит богом и Христом, сядет в храме, как Бог, и только себе одному потребует божеского поклонения и служения (Дан. 11:36–38; Мф. 24:23–24; 2 Фесс. 2:4; Апок. 13 гл.). Покланяться себе, как Богу, он расположит людей лестию, обманом и чудесами. На кого не подействуют эти средства, тех он будет заставлять покланяться себе всевозможными лишениями и гонениями: нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать тем, кто не поклонится зверю и не допустит положить «начертание, или имя зверя, или число имени его на правую руку, или на чело» (Апок. 13, 16, 17). А упорствующие будут убиваемы (Апок. 13, 15). Попирая и уничтожая все божественное и святое, антихрист будет уничтожить и все человеческое. Он желания жен не уважит (Дан. 11:17), т. е. будучи жесток и действуя по своему произволу, он будет нарушать и уничтожать установленный Богом строй человеческого общежития, будет попирать брак и основанные на браке семью и общество. Он будет издеваться над законами Божескими и человеческими.

Безбожное и губительное царствование антихриста продолжится три с половиною года. В книге Даниила предсказано, что святые будут преданы в руку малого рога «до времени и времен и полувремени» (7, 25; 12, 7; ср. Апок. 12, 14). По объяснению блаженного Августина «время» означает год, «времена» – два года (число двойственное), «полувремя» – полугодие (О граде Божием кн. 20, гл. 23). Правильность этого объяснения подтверждается параллельными местами из книги Даниила и Апокалипсиса, где тот же период времени обозначается яснее. В книге Даниила сказано: «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней» (12, 11), т. е„ со времени воцарения антихриста до конца его. В пророчестве о седьминах прекращение жертвы и приношения, стояние мерзости запустения на святом месте и погибель опустошителя приурочены к половине седьмины, т. е., к трем годам с половиною. А в Апокалипсисе прямо сказано, что зверю из моря «дана власть действовать сорок два месяца»(13, 5; Ср. 11, 2).

После сорока двухмесячного губительного царствования антихрист погибнет. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем» (Апок. 13, 10). Зверь из бездны пойдет в погибель (Анок. 17, 11). Антихрист «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан. 11, 45). У него будет отнята «власть губить и истреблять до конца» (Дан. 7, 26). «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лук. 18, 7, 8). «Господь Иисус убьет антихриста духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2:8). Иоанн Богослов видел, что «схвачен был зверь и с ним лжепророк…; оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою…, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 19, 20; 20, 10).

Литература. Первоисточники – Священное Писание, в частности – Книга Даниила, Апокалипсис, речь Господа о последних временах мира в трех первых Евангелиях, вторая глава Второго Послания к Фессалоникийцам, 1 – 12 стихи, Первое и Второе Послания Иоанна Богослова и отдельные места в некоторых других книгах Библии. Святоотеческая литература: Иринея лионского против ересей, Кн. У, гл. 25 – 30; пер. Преображенского; Ипполита римского: Сказание о Хри- сте и антихристе; перевод К. Невоструева; толкование на Даниила. Кирилла иерусалимского 15-е огласительное слово. Творения Кирилла переведены при Моск. Дух. Академии. Ефрема Сирина: Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово (в русск. перев. слово 39-е, в 3-й ч. творений Ефрема, издав. Моск. Дух. Акад.); Слово на пришествие Господне, (в русск. переводе 94-е в 4-й части творений Ефрема). И. Златоуста: Беседы на Второе Послание к Фессалоникийцам, Бес. 3 и 4; его же изъяснение многих других мест Писания, содержащих учение об антихристе. Творения Златоуста переведены Петерб. Дух. Академией. Блаж. Августина: О граде Божием, кн. XX, многие главы, – творений Августина ч. 6, изд. при Киев. Дух. Академии. Блаж. Феодорита: Сокращенное изложение божественных догматов, гл. 23, в русск. переводе творений ч. 6-я; его же толкования на Даниила, на 2-е послание к Фессалоникийцам и на другие книги Писания, где есть учение об антихристе. Творения Феодорита переведены при Моск. Д. Академии; И. Дамаскина: Точное изложение православные веры. Кн. IV, гл. 26. Переводы Московской Д. Академии, Бронзова и другие. Андрея кесарийского: Толкование на Апокалипсис. Старинный перевод на славяно-русский язык Лаврентия Зизания. Новые переводы: П. М. Б. два издания в 1882 и 1884 г.; братством Петра митрополита Моск, издан старинный славянский и новый русский перевод в 1889 г. Толкование на Апокалипсис Арефы, подражавшего Андрею, и толкование на Апокалипсис Примазия, адруметского епископа, менее авторитетны. Последующая богословская литература. В православной церкви: Стефана Яворского: Знамения пришествия антихристова и кончины века, от писаний божественных явленна, апостольскому же вопросу: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века, согласующая. Об антихристе (курсовое сочинение Сабурова). Прибавления к Твор. Св. Отцов ч. 17-я. Богословского, Человек беззакония, в «Православном Собеседнике» 1885 г. т. 2-й (это буквальный перевод статьи Деллингера). Н. Виноградова, Антихристианство и антихрист по учению Христа и апостолов. 1883 г.; О конечных Библиотека «Руниверс» судьбах мира и человека. 1887 и 1889 г. Орлова, Критический разбор главнейших мнений об антихристе, «Правоснавное Обозрение» 1889 г. А. Беляева, О безбожии и антихристе. Т. 1-й, подготовление, признаки и время пришествия антихриста. Сергиев Посад. 1898 г. Сочинения римско-латинских богословов: Веllarmimï Disputationes de controversiis christiane fidei; controversia 3-я, lib. 3. Lessius: De аntichristo et ejus praecursoribus. 1611 г. Маliendä De antichristo. 1647. Röhm.: Protestantishe Lehre vom Antichrist 1891 г. Рационалистическое сочинение Ренана: L’AntichristІ. Сочинения протестантские: Аuberlen: Der Рrophet Danиel und die Offenbarung Iohannis. 1854. В русском переводе протоиерея Романова: Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. 1882. F. Рhilippï Due biblishe und kirchliche Lehre von Antichrist. 1877. Многие другие сочинения, которые только частью касаются антихриста, указаны в нашей книге О безбожии и антихристе.

А. Беляев.

Антихрист, или «вместо-Христос»

Как выглядит Антихрист?

Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид. Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы. И там он внешне очень похож на … самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.

Лука Синьорелли (1445-1523). Проповедь и дела Антихриста.

Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀντίχριστος (antichristos), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀντί (anti) имеет два значения. Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист – это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя – за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви. Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…“мир и безопасность”, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3).

Финал истории человечества

Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света. Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения… Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен. Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.

В. Соловьев говорит, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы. Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля». Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности?

Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно – на земное, и человечество по сути дела – откажется от Бога.

Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо – делаем его приход невозможным.

Юрий Пущаев

Экс-духовник Поклонской предсказал появление антихриста — двойника Путина с силиконовым лицом

Схиигумен Сергий Романов известен как бывший духовник депутата Госдумы Натальи Поклонской. Он окормляет знаменитостей, среди которых — хоккеист Павел Дацюк. По информации 66.RU, клирик Среднеуральского монастыря построил сеть тайных скитов в Свердловской области.

Накануне Сергий Романов выступил с проповедью. Он официально обратился к «армии, флоту, органам ФСБ, прокуратуры, милиции, Следственному комитету и всему русскому народу». Если верить Романову, наступают последние времена, даже президенту нельзя верить. Спастись можно, отказавшись от интернета, банковских карт и биометрии. Схиигумен призвал бороться с «жидомасонским игом». Вот несколько тезисов:

  1. Кто такой Антихрист? «Это будет двойник Владимира Владимировича Путина. Он выйдет на всемирную проповедь в 30 лет с силиконовым лицом, маской Путина. вместо подписи Путина его двойники ставят факсимиле. Где этот человек с маской Путина получил образование? В спецшколах, где изучают Каббалу, Тору и дают сатанинские знания. Сейчас очевидцы на встрече с двойниками Путина встречают создание — с Владимиром Владимировичем такого не было».
  2. Православные мужчины должны выйти на войну. «Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней. Жидомасонская чума поработила Русь на 100 с лишним лет. Неужели Россия оскудела патриотами, верными сынами, готовыми положить душу за други своя?! Нет, они среди нас, и время их наступило. Мы благословляем их на ратный подвиг ради спасения России. Пора прорвать жидомасонскую блокаду, убрать эту мерзость с ее красными дьяволятами и демократами из России».
  3. Россию спасет царь и религиозные силовики. «У нас есть здоровые силы в армии, ФСБ, прокуратуре, милиции, которые стали понимать, что происходит в мире. Пора обратиться в храмы с молитвой. Тогда Господь Бог даст нам православного царя. Он уже среди нас».
  4. Кто руководил нападением на ФСБ? «Искусственный интеллект создан по внушению дьявола, чтобы повредить избранных. Сатана через своих адептов управляет интернет-сетями. Он приносит другим смерть и страдание, а камикадзе обрекает на смерть. Кто руководил Евгением Манюровым? Это внушение дьявола. У Манюрова был интернет. Задумайтесь: человек идет на главное здание ФСБ, зная, что будет убит. Это сатанинское, интернетное воздействие Задание дал дьявольский искусственный интеллект!».
  5. Где Владимир Путин? «Чьи интересы он (Путин, — прим.) защищает? Красной сволочи — то есть дьявола с красными дьяволятами и жидокоммунистами? Где последовательность в словах и действиях? Кто говорит с народом? Вещает за Владимира Путина его двойник — будущий лжемиссия, он же Машиах, всемирный царь, зверь из бездны. Имя ему — Антихрист».

Выступление Сергия Романова опубликовало движение «Царский крест». Выступление посмотрели полторы тысячи раз. Большинство зрителей поддерживают позицию игумена.

Один из комментаторов призвал соборно читать следующую молитву: «Разруши, Господи, всю компьютерную, биометрическую и банковскую системы. Очисти нашу Православную церковь. Не дай, Боже, состояться войне и голоду. Просвети умы и открой сознание людей на то, что делается сейчас темными силами, масонами…»

Вероятно, Владимир Путин разозлил Сергия Романова ответом на вопрос на пресс-конференции. Тогда президента спросили, стоит ли убирать тело Владимира Ленина из Мавзолея на Красной площади. По мнению главы государства, останки вождя не следует «трогать».

Официально Русская православная церковь не рекомендует священникам вмешиваться в политику. В сентябре клириков, которые поддержали фигурантов «московского дела», заставили писать объяснительные. Схиигумена Сергия, который периодически критикует принимаемые в государстве законы, это не останавливает.

Главная новость по теме

Схиигумен Сергий Романов — в миру Николай Васильевич Романов, 1955 года рождения. Когда Романову было 30, Пушкинский городской суд в Московской области признал его виновным по части 2 статьи 211 УК РСФСР «Нарушение правил безопасности движения, повлекшее вред здоровью, либо смерть» и части 3 статьи 89 УК РСФСР «Кража государственного или общественного имущества». Через год, в 1986-м, Романова судили за убийство, кражу и грабеж, писал Znak.com.

После освобождения Николай Романов приехал в Екатеринбургскую епархию, познакомился с тогдашним архиепископом Викентием (Морарем) и начал карьеру в церкви.

Антихрист — Antichrist

Для использования в других целях, см антихрист (значения) . Смотрите также: Список людей утверждал, что Иисус Синьорелл «S 1501 изображения антихриста, от собора Орвието Антихрист (фигура слева, с атрибутами царя) от Геррада Ландсбергского (около 1180), Hortus Deliciarum — 12 — го века Антихрист — деталь из фреска в Осогово монастыре в Республике Северной Македонии . Надпись гласит : «Все короли и народы склоняются перед Антихристом.»

В христианской эсхатологии , в антихриста , или антихриста , кто — то признается в качестве исполнения библейских пророчеств о том , кто будет выступать против Христа и подставлять себя на место Христа до Второго Пришествия . Срок ( в том числе один формы множественного числа) встречаются пять раз в Новом Завете , только в первом и Втором послании Иоанна . Антихрист будет объявлен как один «отвергающий Отца и Сына.»

Сходные термины pseudokhristos или «лжехристос» встречаются в Евангелиях. В Евангелии от Матфея ( глава 24 ) и Марка ( глава 13 ), Иисус предупреждает своих учеников , не обманывайтесь лжепророков , которые утверждают себя как Христос , выполняя «великие знамения и чудеса «. Два других изображения часто связанные с антихристом , являются «небольшой рог» в окончательном видении Даниила и » человек греха » в апостола Павла «s Второе послание к Фессалоникийцам .

В исламской эсхатологии , Аль-даджаль (المسيح الدجال) является анти-мессии фигуры ( по аналогии с христианской концепцией антихриста) , который будет ввести в заблуждение человечества до второго пришествия Иисуса . Понятие антихриста отсутствует в традиционном иудаизме , хотя в некоторых средневековых текстах знаковой фигуры Армилус появляется.