Антоний великий

В чем помогает святой Антоний Великий

Об этом древнехристианском святом отце написано немало текстов, но особое место занимает сочинение Афанасия Великого «Житие Антония Великого». Это произведение считается одним из лучших благодаря поучительным описаниям аскетической жизни святого подвижника.

Преподобный Антоний стал основателем христианского отшельнического монашества. Это когда несколько отшельников под руководством аввы (одного наставника) живут в пещерах (скитах) или хижинах отдельно друг от друга и постоянно предаются молитве, посту и трудам. Несколько скитов под управлением аввы назывались лаврой, отсюда происходит и название, сохранившиеся до сих пор: Киево-Печерская, Свято-Троицкая Сергиева лавра и т. д.

Прежде чем разобраться, в чем помогает святой Антоний Великий, окунемся в историю его жизни, так как именно там мы найдем все ответы на интересующие вопросы.

Житие

Преподобный Антоний родился в Египте, в селении Кома, что рядом с Гелиополем, в 251 году. Семья его — из знатного рода, родители были христианами, поэтому он воспитывался по Христовым заповедям. Все его детство прошло в родительском доме. Ближе к отрочеству его хотели отдать учиться грамоте, но юный отрок отказался покидать отчий дом. Да и со сверстниками он практически не общался.

Антоний рос послушным сыном и любил ходить в храм Божий с отцом и матерью. Все, что там читалось и проповедовалось, он внимательно слушал. Несмотря на то что его семья была богатой, мальчик был скромным и не требовал изысканных нарядов, яств и других излишеств, все было умеренно, в педагогических целях.

Судьба

Когда родители Святого Антония Великого умерли, он остался за старшего и сам стал заботиться о большом хозяйстве и о младшей сестре. К тому времени ему было около двадцати лет. Спустя некоторое время с ним произошел случай, который и определил всю его дальнейшую судьбу.

Однажды, как обычно он это делал, Антоний собрался идти в храм. По дороге он всегда размышлял. Ему на ум приходили апостолы и верующие люди, которые, продавая свое имущество и оставляя все мирское, полагали перед учениками Господа все свои средства и шли за Ним.

Божье провидение

Переступив порог храма, богатый юноша услышал обращенные к нему слова из Евангелия (Мф., 19:21). У него сразу создалось такое впечатление, как будто с ним говорил сам Спаситель.

Это был отрывок из Евангелия, где Иисус Христос разговаривает с юношей, который исполнял заветы Христа, но все-таки хотел узнать, чего еще ему недостает в духовной жизни. Иисус ответил, что если он хочет быть совершенным, пусть продаст все свое имущество, полученные деньги раздаст бедным и тогда будет иметь все блага на небесах, а потом пусть приходит и идет за Ним. Услышав эти слова, юноша опечалился и пошел прочь, потому что у него было большое имение, и продавать его он не собирался.

В этом евангельском отрывке Господь говорит об одном из важнейших обетов монахов — нестяжании. Эти слова Антоний воспринял близко к сердцу. Как будто это говорилось для него лично. В житии святого Антония Великого написано, что он сразу продал имение и десятки гектаров плодородной земли. Одну часть вырученных средств он раздал местным людям, чтобы они не беспокоили его, а другую часть — нищим. Третью часть получила сестра, которая была отдана на попечение проживавших в обители добродетельных дев. Сам Антоний предался уединенной молитве недалеко от отчего дома.

Монашество

Начав свой отшельнический путь, Антоний стал понимать, что ему не хватает духовного наставника, поэтому он иногда покидал свое уединенное место и отправлялся на поиски мудрых людей, чтобы от них получить мудрое наставление. Но потом он опять возвращался на прежнее место. Так шаг за шагом свой подвижнический путь он обогащал светом божественного служения и молитвы.

Будущий святой не забывал и про физический труд, так как старался заработать себе на пропитание, а остатки пожитков жертвовал обездоленным людям.

Трудности

Все жители окрестностей видели добрые дела Антония и очень уважительно к нему относились. Но это его интересовало меньше всего, так как он постоянно предавался более трудному подвигу — молитвенному бдению, которое мог проводить целыми ночами. Питался он один раз в день — после захода солнца. Пища у него была самая простая — хлеб с солью и простая вода.

Спал святой отшельник в основном на голой земле, а одеялом ему служила рогожка. Потом он решил усугубить свой подвижнический подвиг и удалился к гробницам. В одной из них он заточил себя и завалил вход большим валуном, заранее договорившись со своим знакомым, что тот будет приносить ему хлеб.

В гробнице святой испытал немало искушений, но все это он достойно выдерживал и только укреплялся духом. Около пятнадцати лет святой Антоний провел в своем добровольном заточении. Затем в 285 году он удалился на восток от реки Нил и нашел там гору, чтобы уединиться для молитвы. Там он провел еще двадцать лет.

Новое место для отшельничества

Он вскоре нашел место, где люди давно не жили, но оно было заполнено всяческими земными гадами. Однако как только преподобный заселился в него, они куда-то исчезли, как будто их изгнала какая-то мощная сила. Антоний, подготовив себе полугодовой запас хлеба (воду он добывал у себя в жилище), укрылся внутри. Хлеб ему приносили два раза в год.

Иногда к нему приходили люди, чтобы поговорить с ним, но он никого не допускал к своей ограде. Но если понимал, что это воля Божья, то беседовал с этим человеком через небольшое окошко своей, так сказать, затворнической кельи.

Козни врагов

Посетители иногда слышали из его комнаты странные звуки, похожие на вопли, рык, стоны и стенания, кто-то навязчиво просил преподобного покинуть это место. Людям стало интересно, что же там происходит. Подобравшись ближе к окошку, они увидели вопиющих демонов. От страха люди стали кричать и звать Антония. Тот, подойдя к двери с внутренней стороны, сразу порекомендовал им как можно скорее покинуть это место и, положившись на волю Господа, ничего не бояться.

Святой преподобный Антоний Великий в этой келье провел двадцать лет жизни. Постепенно народ опять протоптал к нему дорогу, ведь некоторые из них хотели подражать ему.

Однажды люди, сильно желавшие увидеть святого отшельника, решили выбить у него двери. Святой сразу вышел к ним. По молитвам святого Антония Великого тогда многие из присутствующих исцелились от своих недугов, а из некоторых были изгнаны бесы.

Максимиан

Святой Антоний Великий умел говорить вдохновенные речи и тем самым утешал страждущих, примирял враждующих, а кое-кто из них вставал на иноческий путь. Рядом с кельей отшельника со временем стали селиться другие монахи. И слушая волю Божью, он стал их духовным наставником. Монастыри на то время устраивались по подобию таких скитов.

Но в 308 году император Максимиан устроил жестокие гонения христиан, кровь которых потекла реками. Святых мучеников отправляли на суд в Александрию, за ними пошел и Антоний, чтобы участвовать в споре с арианами. Он хотел умереть за Христа, однако не хотел специально провоцировать правителей на казнь. И это было вопреки промыслу Божьему.

В этот период он помогал, чем мог, мужественным исповедникам, заточенным в темницах. Но главное — он поддерживал их духовно, призывал к стойкости веры.

Отместка

Такое поведение Антония и окружавших его иноков очень не понравилось судье, и тогда тот повелел, чтобы они покинули город. Некоторые из его подопечных решили удалиться, но Антоний на другой день, выстирав свои одежды, во всем чистом вновь предстал перед игемоном, демонстративно бросая мучителям вызов. За это скорая смерть грозила ему, но это не было угодно Богу.

Когда мученически скончался епископ Петр Александрийский, святой Антоний уехал из этого злосчастного города обратно к себе в монастырь, чтобы опять уединиться в молитве.

Новый приют отшельника

Молитва святого Антония Великого была настолько сильна и боговдохновенна, что люди, чувствуя ее, не оставляли монаха в покое и толпами приходили к нему. И опять он утешал их, давал наставления и исцелял. От этого людей к нему стало приходить все больше и больше. Не желая, чтобы о нем высоко думали, он решил отправиться в Верхнюю Фиваиду, где его не знали. Но в ожидании корабля, сидя на берегу, он услышал слова Господа, чтобы он шел во внутреннюю пустыню. Святой не знал дороги туда, но Господь сказал ему, чтобы он пристал к сарацинам. Проведя в пути три дня, Антоний увидел гору, которую окружала равнина с несколькими пальмами, и протекавший у ее подножья прохладный источник. Он сразу понял, что именно про это место говорил ему Господь.

В скале он нашел небольшую пещеру и предался богомыслию. Эта гора впоследствии стала называться Антониевой. Сарацины, иногда наведывавшиеся в эту местность, приносили ему хлеб. Для того чтобы не обременять их, он нашел участок земли и засеял его пшеницей. Однако народ опять нашел его, и тогда он понял, что от людей невозможно укрыться, и начал выращивать овощи, чтобы подкреплять силы своих подопечных.

Борьба с дикими зверями

В огород к святому Антонию Великому сразу стали приходить незваные гости — дикие звери. Однажды, поймав одного из них, он милосердно попросил его, чтобы он рассказал всем остальным собратьям, чтоб они в это место не наведывались и не наносили вреда грядкам. Так и случилось — больше здесь дикие звери не появлялись.

Время шло, и Антоний состарился. Из-за слабости здоровья монахи выпросили у него дозволения приносить ему овощи, маслины и елей. А он отдавал им взамен собственноручно плетенные корзины (так он хотел как бы отплатить им за их заботу).

Новые испытания и чудеса

Однажды благочестивая братия попросила Антония навестить их монастырь, и он согласился. По пути у них закончилась вода, и стали они умирать от жажды, но по чудодейственной молитве преподобного из земли вдруг пробился источник чистой воды.

Еще некоторое время пробыв с иноками, святой праведник вернулся к себе на внутреннюю гору, чтобы опять в полном смирении и безмолвии совершать свои молитвы.

Но люди все равно не оставляли его в покое, и так волна слухов о чудотворце докатилась и до самого царя Константина Великого и его сыновей, которые написали ему письмо. Благочестивый старец не стал принимать его, объяснив посланникам, что ему удивляться вниманию царя не стоит, а лучше — Богу, открывшемуся через Своего Сына Единородного.

Но тут вмешались другие иноки и рассказали, как эти цари помогают и защищают христианство, и если их послания проигнорировать, они могут соблазниться.

Отход в мир иной

День своей смерти святой Антоний Великий знал заранее. Перед этим он посетил монахов на внешней горе и предупредил, что скоро покинет этот мир. Расстроенные таким известием иноки стали слезно просить, чтобы он принял смерть у них в монастыре. Но он отказался, дав им напутствие.

Прошло несколько месяцев, и Антоний заболел. Перед днем своей кончины он позвал двух иноков, живших с ним и помогавшим ему по причине его старости, простился с ними и завещал похоронить свое тело в земле.

В житии святого Антония Великого написано, что прожил он почти 106 лет, и в 356 году преподобный преставился перед Господом.

Преследования дьявола

В его жизни действительно случались удивительные вещи. С ним в борьбу вступил сам дьявол, который начал чинить ему всякие козни, выгоняя его из этих мест и расставляя свои мерзкие сети.

Сначала он искушал монаха воспоминаниями о беспечном прошлом, о богатстве, об оставленной сестре, изысках в еде и удобствах, нагонял страх немощи тела и трудностей на пути иноческой жизни.

Но святой отшельник знал, как бороться с такими искушениями. Оружием в делах его была вера, сильный дух, сердечная молитва, любовь и надежда на Господа.

Испытание страстями

Именно в этих отрывках из его жизни можно понять, в чем помогает святой Антоний Великий. Тогда лукавый решил действовать другим образом. Он принял женское обличье и в ночи пришел к Антонию. Но блудная страсть не угасила ревностной веры святого монаха в Господа, который привел на ум мысли об огне в аду. И тогда погас жар сатанинского обольщения.

Видя, что этот монах ревностный подвижник, сатана призвал своих смердных и злых духов. Ночью они пришли и исколотили монаха до полусмерти. По свидетельству преподобного Антония, боль, которую он испытывал, была невозможной, ее даже нельзя было сравнить с болью, причиняемой людьми. Но милостивый Бог не оставил без утешения и помощи Антония, которого Он исцелил и поставил на ноги.

Незваные посетители

И опять сатана льстивый разозлился, никак не оставлял в покое бедного монаха и вновь подверг его страшному испытанию. Лукавый хотел сломить волю святого и страстно желал довести его до полного отчаяния. Ночью ударил такой гром, от которого стены затворнической кельи преподобного дрожали и чуть не распались. А потом со всех сторон к нему ринулись слуги сатаны в виде диких зверей. Они рычали, выли и шипели, и все хотели наброситься на Антония, чтобы растерзать. Лев готов был в любую минуту броситься и застыл в прыжке, волк оскалился, змей извивался, а вол бодался.

Уязвленный нападками незваных посетителей, Антоний корчился от мучительной боли, ведь она была невыносимой, но страха он не испытывал. Он начал обличать злых духов и сказал им, что если бы они действительно были сильными и обладали могуществом, то даже один смог бы справиться с ним, но их много, а значит, Господь отобрал все у них. Потом под щитом божественной веры он добавил, чтобы они не пугали его, а быстрее напали, но если у них такой власти нет, то не стоит и стараться. И отшельник предался молитве.

Очередное спасение

После этих смелых слов кровля его кельи как будто разверзлась, и световой луч проник через освобожденное пространство. Демоны сразу исчезли, боль прекратилась, а жилище стало прежним. Антоний продолжал молиться, ободренный Господом, а вся эта нечисть рассеялась, как черный дым.

Но опять дьявол никак не успокаивался, и на этот раз он решил испытать монаха на сребролюбие, подав ему серебряное блюдо. Но когда монах понял, для чего все это делается, подумал, что блюдо само будет в погибель дьяволу. И оно действительно сразу куда-то исчезло.

Благодатная вера

В следующий раз сатана назвался Богом и промыслом Божьим (так хитро он хотел сломить дух преподобного). Но этого сделать ему никак не удавалось. Потом он наслал на святого гиен свирепых. Но и тогда святой отшельник не дрогнул, а Господь уберег и отправил зло туда, откуда оно пришло.

Много, очень много коварных испытаний устраивал ему враг, но благодаря своей непоколебимой вере святой никогда не опускал руки, так как надежным оружием его была молитва Спасителю, который всегда оберегал своего праведного слугу.

Теперь 30 января церковь чтит день памяти Антония Великого. Антоний Великий оставил много своих поучений для христиан, но составляли их разные добролюбцы, так как сам он не был церковным писателем. В наставлениях святого Антония Великого есть целый устав отшельнической жизни и ее внешние порядки.

Икона Антония Великого (фото)

Интересен тот факт, что святой до глубокой старости выглядел довольно моложаво, хоть на иконах и изображают его старцем. На иконе Антония Великого можно увидеть, что у него густая окладистая борода и пронизывающий взгляд. На иконах он может изображаться по пояс или в полный рост.

На иконе святого Антония Великого также можно увидеть, что в руках он держит посох в виде креста и Святое Писание. Иногда рядом могут изображаться колокольчики для отпугивания бесов и свинья.

Кстати, старейший монастырь и храм преподобного Антония Великого до сих пор сохранился в Египте. Находится он в северной Аравийской пустыне и относится к Коптской православной церкви.

Перед иконой святого Антония Великого молятся о душевном и физическом здоровье своих близких. Интересным фактом является то, что и сам святой обладал удивительным здоровьем, несмотря на свою тяжелую аскетическую жизнь.

Многих интересуют вопросы по поводу того, в чем помогает святой Антоний Великий и как ему молиться. Преподобному старцу молятся для того, чтобы он укрепил в вере, научил смирению, избавил от бесовских нападений, спас от разного рода искушений: зависимости от пьянства и курения. Говорят, он помогает легче переносить возрастные болезни и люди, молящиеся ему, дольше живут.

Молитва Антонию Великому начинается со слов «О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние!»

Панькова Оксана Владимировна

Если вы отправите СМС на номер 4343 (оплата согласно вашему текущему тарифу) то получите доступ к полной версии текста:

Блять, да мне похуй на тебя, блять, слушай, какая у тебя там тачка, блять, квартиры, срачки там блять, яхты, всё, мне похуй, хоть там «Бэнтли», хоть блять нахуй «Майбах», хоть «Роллс-Ройс», хоть «Бугатти» блять, хоть стометровая яхта, мне на это насрать, понимаешь? Сколько ты там, кого ебешь, каких баб, каких значит вот этих самок шикарных или атласных, блять в космос ты летишь, мне на это насрать, понимаешь? Я, блять, в своем познании настолько преисполнился, что я как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет, блять, проживаю на триллионах и триллионах таких же планет, как эта Земля, мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного, блять, — покоя, умиротворения и вот этой гармонии, от слияния с бесконечно вечным, от созерцания великого фрактального подобия и от вот этого замечательного всеединства существа, бесконечно вечного, куда ни посмотри, хоть вглубь — бесконечно малое, хоть ввысь — бесконечное большое, понимаешь? А ты мне опять со своим вот этим блять, иди суетись дальше, это твоё распределение, это твой путь и твой горизонт познания и ощущения твоей природы, он несоизмеримо мелок по сравнению с моим, понимаешь? Я как будто бы уже давно глубокий старец, бессмертный, ну или там уже почти бессмертный, который на этой планете от её самого зарождения, ещё когда только Солнце только-только сформировалось как звезда, и вот это газопылевое облако, вот, после взрыва, Солнца, когда оно вспыхнуло, как звезда, начало формировать вот эти коацерваты, планеты, понимаешь, я на этой Земле уже как будто почти пять миллиардов лет блять живу и знаю её вдоль и поперёк этот весь мир, а ты мне какие-то… мне похуй на твои тачки, на твои блять нахуй яхты, на твои квартиры, там, на твоё благо. Я был на этой планете бесконечным множеством, и круче Цезаря, и круче Гитлера, и круче всех великих, понимаешь, был, а где-то был конченым говном, ещё хуже, чем здесь. Я множество этих состояний чувствую. Где-то я был больше подобен растению, где-то я больше был подобен птице, там, червю, где-то был просто сгусток камня, это всё есть душа, понимаешь? Она имеет грани подобия совершенно многообразные, бесконечное множество. Но тебе этого не понять, поэтому ты езжай себе блять, мы в этом мире как бы живем разными ощущениями и разными стремлениями, соответственно, разное наше и место, разное и наше распределение. Тебе я желаю все самые крутые тачки чтоб были у тебя, и все самые лучше самки чтобы раздвигали ноги перед тобой, чтобы раздвигали перед тобой щели, на шиворот-навыворот, блять, перед тобой, как ковёр, это самое, раскрывали, растлевали, растлали, и ты их чтобы ебал до посинения, докрасна, вон, как Солнце закатное, и чтоб на лучших яхтах, и на самолётах летал, и кончал прямо с иллюминатора, и делал всё, что только в голову могло прийти и не прийти, если мало идей, обращайся ко мне, я тебе на каждую твою идею предложу сотню триллионов, как всё делать. Ну а я всё, я иду как глубокий старец, узревший вечное, прикоснувшийся к Божественному, сам стал богоподобен и устремлен в это бесконечное, и который в умиротворении, покое, гармонии, благодати, в этом сокровенном блаженстве пребывает, вовлеченный во всё и во вся, понимаешь, вот и всё, в этом наша разница. Так что я иду любоваться мирозданием, а ты идёшь преисполняться в ГРАНЯХ каких-то, вот и вся разница, понимаешь, ты не зришь это вечное бесконечное, оно тебе не нужно. Ну зато ты, так сказать, более активен, как вот этот дятел долбящий, или муравей, который очень активен в своей стезе, поэтому давай, наши пути здесь, конечно, имеют грани подобия, потому что всё едино, но я-то тебя прекрасно понимаю, а вот ты меня — вряд ли, потому что я как бы тебя в себе содержу, всю твою природу, она составляет одну маленькую там песчиночку, от того что есть во мне, вот и всё, поэтому давай, ступай, езжай, а я пошел наслаждаться нахуй блять прекрасным осенним закатом на берегу теплой южной реки. Всё, пиздуй-бороздуй, и я попиздил, нахуй.

Антония Старшая

У этого термина существуют и другие значения, см. Антония.

Антония Старшая

ANTONIA MAIOR

Дата рождения

39 до н. э.

Место рождения

Афины

Дата смерти

Не позже 25 года

Страна

  • Древний Рим

Род деятельности

Римская матрона

Отец

Марк Антоний

Мать

Октавия Младшая

Супруг

Луций Домиций Агенобарб

Дети

1. Домиция Лепида Старшая
2. Гней Домиций Агенобарб
3. Домиция Лепида Младшая

Медиафайлы на Викискладе

Антония Старшая (лат. Antonia Maior; 39 до н. э., Афины — 32) — дочь Марка Антония и Октавии Младшей, племянница Октавиана Августа, бабка императора Нерона.

Происхождение

Антония была третьим ребёнком в семье Марка Антония, первой девочкой и первым его ребёнком от Октавии Младшей, сестры Октавиана. Род Антониев относился к плебейскому сословию.

Родилась Антония в 39 году до н. э. в Афинах, где Марк Антоний и Октавия проживали в то время.

Жизнеописание

В 36 году до н. э., после рождения Антонии Младшей, Октавия с детьми по требованию Октавиана переехала в Рим. Девочки воспитывались матерью. Большое участие в их судьбе принял также Октавиан и его жена Ливия.

После смерти Марка Антония в 30 году до н. э. Октавиан отдал сёстрам, в обход остальных наследников, земли их отца.

Около 25 года до н. э. Антонию выдал замуж за Луция Домиция Агенобарба (будущего консула 16 года до н. э.).

Предполагают, что от этого брака у пары было трое детей:

  • Домиция Лепида Старшая, была замужем за Децимом Гатерием Агриппой, консулом 22 года, и Гаем Саллюстием Пассиеном Криспом, консулом-суффектом 27 года, проконсулом Азии, консулом 44 года.
  • Гней Домиций Агенобарб, отец императора Нерона.
  • Домиция Лепида Младшая, была замужем трижды, в том числе за Марком Валерием Мессалой Барбатом, от которого родила Мессалину.

Барельеф с южной части «Алтаря Мира»

Портрет Антонии можно увидеть на «Алтаре Мира» (лат. Ara Pacis), воздвигнутом в Риме 30 января 9 года до н. э. Четвёртая фигура справа, стоящая за двумя детскими фигурами — это Антония Старшая и её дети — Домиция Старшая и Гней Домиций. Справа от неё её муж, Луций Домиций.

Существует также теория, основанная на записях Светония, что у пары было не трое, а пятеро детей. Первой была старшая дочь Домиция, родившаяся около 23 до н. э. и в десятилетнем возрасте изображённая на «Алтаре Мира». Она скончалась ещё ребёнком.

Также предполагают, что существовал старший брат, Луций Домиций, родившийся около 20 до н. э. О нём Светоний пишет, что он сопровождал Гая Цезаря в его походе в 1 года до н. э., но был с позором изгнан из свиты за убийство.

По поводу даты смерти Антонии также нет однозначного ответа. Согласно Тациту, к моменту смерти мужа в 25 году, её уже не было в живых. Однако Сенека упоминает, что Антония умерла в 32 году.

Примечания

преподобный Антоний Великий

День памяти: 17(30) января

Детство и отрочество преподобного Антония

Преподобный Антоний Великий по происхождению был египтянином. Родился он в 251 году, в благородной, богатой семье, в селении Кома (близ Гелиополя).

Родители Антония были христианами, и он рос и воспитывался на Заветах Христа. Раннее детство Антония прошло в родительском доме. Когда же он достиг отрочества, и его полагали отдать для обучения грамоте, он предпочел оставаться ближе к родителям, не желая ни покидать отчий дом, ни общаться со сверстниками.

В общем он был послушным ребёнком, охотно посещал Божий храм вместе с матерью и отцом, внимательно слушая, что там читалось. Несмотря на завидный семейный бюджет, Антоний не был избалованным дитятей, не требовал изысканных яств и прочих излишеств, довольствовался тем, что давали, а давали, в педагогических целях, умеренно.

Призвание Божие

По смерти родителей Антоний остался за старшего. На его плечи легла забота о хозяйстве и малой сестре. К тому времени он был достаточно взрослым человеком (по свидетельству древних источников ему было от 18 до 20 лет).

Через несколько месяцев после того, как он осиротел, с ним произошёл случай, круто повлиявший на его дальнейшую жизнь. В один из дней Антоний, по обычаю и влечению сердца, направился в храм. По пути предался раздумьям: вспоминались апостолы, оставившие всё и последовавшие за Христом, вспоминались те верующие, которые, продавая имущество, приносили врученные средства и смиренно полагали перед Господними учениками.

Едва он вступил за порог Божьего храма, как услышал слова, прозвучавшие словно из уст Самого Искупителя. Это были слова из Евангелия, обращённые к богатому юноше, которые произнёс Иисус Христос (Мф.19:21) и которые легли в основу одного из важнейших монашеских обетов — нестяжания. Смысл этих возвышенных слов — кто хочет быть совершенным, должен продать, что имеет и последовать за Спасителем — Антоний воспринял так близко, как будто они были адресованы лично ему.

Выйдя из храма, он незамедлительно продал всё, что унаследовал от почивших родителей (а это был немало: одной только плодородной земли — десятки гектаров), часть средств раздал местным жителям, чтобы не беспокоили ни сестру, ни его самого, часть оставил сестре, а часть раздал нищим.

В очередной раз войдя в храм Господень (вскоре после случившегося), Антоний услышал другие слова из Евангелия, располагавшие опираться на Промысл (Мф.6:34) и вновь отнёс их к себе. Он тут же вернулся, раздал беднякам остатки имущества, вверил сестру попечению добродетельных дев, проживавших в обители, и, расположившись вблизи родного дома, предался уединению и молитвенным подвигам.

Отшельничество

Едва встав на путь строгой подвижнической жизни, преподобный Антоний не имел надлежащего духовного опыта и нуждался в советах мудрых людей. Ради этих советов время от времени он покидал место уединения и отправлялся на поиски тех, о ком слышал как о рачителях правды и добродетели. Получив от того или иного праведника мудрое наставление, он возвращался и продолжал упражняться в подвижничестве.

Шаг за шагом обогащая свой опыт крупицами преподанной мудрости и внимательными наблюдениями за образом жизни Божьих угодников, он пополнял его и за счёт наблюдения за собой: внимал собственным помыслам, мыслям, желаниям.

Вместе с тем преподобный Антоний занимался физическим трудом. Так он зарабатывал на пропитание, а от излишков жертвовал нуждавшимся.

Жители окрестностей, видя добродетельность Антония, относились к нему с уважением и любовью.

Постепенно Антоний приучил себя к более трудным подвигам. Нередко он проводил целые ночи в молитвенном бдении. Питался единожды в день после заката солнца, но бывало, что и один раз в два дня, и даже один раз в четверо суток. Пищей ему служил только хлеб с солью, а пил он лишь воду. Спал, как правило, прямо на голой земле, а укрывался рогожей.

Решив усугубить подвиг уединения, святой Антоний удалился к гробницам. Затем, выбрав из нескольких одну, заточил себя в ней, завалив вход большим камнем. Предварительно он условился со знакомым, что тот будет приносить ему хлеб. Пребывая в гробнице святой испытал множество искушений, но при содействии свыше сумел преодолеть их и не только устоял на спасительном пути, а и окреп духом, возрос возрастом духовным.

По некоторым подсчётам, преподобный Антоний подвизался в гробницах около 15 лет, затем, в 285 году, удалился на гору, располагавшуюся на востоке от Нила. Там он жил и трудился, прославляя Бога, на протяжении 20 лет.

Когда он ещё только искал, где устроить жилище, обнаружил ограждённое, совершенно запущенное место. Люди давно там не жили; место было заполнено пресмыкающимися. Но как только это пустынное место сделалось местом жительства и подвигов преподобного, пресмыкающиеся удалились, словно их изгнала оттуда какая-то могучая сила.

Антоний, заранее позаботившись о питании и имея с собой полугодовой запас хлеба (питался он до крайности скудно), укрылся внутри (воду для питья он добывал прямо там). В дальнейшем хлеб ему приносили два раза в год.

Время от времени к нему приходили люди, искавшие встречи, но внутрь ограды не допускались. Иногда они проводили снаружи по нескольку дней. Если была на то воля Божья, Антоний беседовал с приходящими через небольшое оконце.

Как-то раз очередные посетители, сами того не ожидая, услышали, что из-за ограды доносится странный шум, как если бы на внутренней территории находилась большая толпа: стуки, вопли, стенания. Среди этого странного гама улавливались и вполне отчетливые слова: кто-то настоятельно требовал от святого убраться прочь из пустыни и поскорей. Всмотревшись в стенное отверстие и не обнаружив за оградой никого постороннего, слышавшие уразумели, что стучащие и вопящие — демоны. Устрашившись, люди, естественно, стали кричать, звать святого Антония, а тот, подойдя к двери с внутренней стороны, посоветовал им положиться на Бога, не впадать в страх, и удалиться.

Со временем к Антонию стало тянуться всё больше и больше людей. Многие стремились подражать его жизни, хотели поселиться подле него. Однажды, желая встретиться со святым богомольцем, люди взяли и выломали запертые двери. И тогда Антоний вышел к собравшимся. К тому времени он провёл в добровольном заточении (в крепости) около 20 лет.

Многие из присутствовавших получили тогда исцеление, из кого-то были изгнаны бесы. Кроме того вдохновенною речью подвижник утешил страждущих, примирил находящихся в ссоре; кого-то убедил встать на иноческий путь. С этого времени в местных горах стали селиться желавшие встать на монашеский путь, стали появляться обители. Антоний, движимый волей Божьей, принял над ними духовное руководство. Монастыри в основном устраивались по подобию скитов.

Около 308 года, при Максимиане, было развернуто очередное гонение на Церковь: потекла христианская кровь. Когда святых мучеников вели в Александрию, преподобный Антоний последовал за ними. Он готов был умереть за Христа, но не хотел провоцировать власти самостоятельно, вопреки Промыслу. В этот период он мужественно прислуживал исповедникам, содержимым в темницах, на рудниках. Влекомых в судилище он поддерживал словом, призывая к стойкости в вере и ревности.

Судья, видя доблесть святого Антония и бывших с ним иноков, распорядился, чтобы они не появлялись в судилище, да и вовсе покинули город. Многие тогда посчитали за лучшее скрыться. Антоний же выстирал свои одежды и на другой день, словно бросая мучителям вызов, предстал перед игемоном во всём чистом. Но Богу была не угодна его скорая смерть.

После мученической кончины епископа Петра Александрийского преподобный Антоний покинул Александрию и, уединившись, предался подвижничеству в своем монастыре.

Между тем многие искали с ним встречи: кто-то для наставления, кто-то для исцеления, кто-то в силу иных причин. Видя, что люди идут и идут, он, ища покоя и не желая, чтобы о нём думали высоко, решил перебраться в Верхнюю Фиваиду, где его никто не знал и не ждал. Но когда он сидел на берегу в ожидании попутного корабля, Господь обратился к нему и сказал, что если он действительно ищет покоя, пусть идёт во внутреннюю пустыню.

В связи с тем, что Антоний не знал дороги к назначенному месту, Господь повелел ему пристать к сарацинам, что тот и сделал. Через три дня пути Антоний увидел гору, окруженную равниной, на которой росло несколько пальм; под горой находился источник с прохладной и чистой водой. Место ему понравилось; он понял, что это то самое место, на которое указал голос свыше. Здесь Антоний остался, устроил себе келью, предался молитве, богомыслию и труду. Впоследствии эта гора стала известна под названием Внутренней или Антониевой.

Сарацины, проходя по данному маршруту, доставляли Антонию хлеб. Со временем, дабы никого не обременять доставкой еды, Антоний возделал участок земли и посеял пшеницу. Но люди всё равно шли. Тогда он стал выращивать и овощи, чтобы приходящие, после трудного пути, могли подкрепить свои силы.

Когда дикие звери стали докучать преподобному частыми повреждениями огорода, он, милосердно поймав одного, повелел ему именем Господа рассказать остальным, чтобы больше не приближались к посевам и грядкам и не наносили вреда. После этого случая звери, все как один, стали обходить огороды стороной.

Когда Антоний состарился и ослабел плотью, благочестивые братия выпросили у него разрешения приносить ему раз в месяц овощей, елея и маслин. Согласно Житию преподобного, он отдавал приносящим (как бы расплачиваясь) корзины, которые изготавливал собственноручно.

Однажды братия попросили Антония посетить их обитель, и он согласился. По пути у них кончилась вода и они погибали от жажды. И тогда Бог, по молитве святого, сотворил чудо: на том месте, где он молился пробился источник питьевой воды. Пробыв недолгое время среди монаществующих, Антоний вернулся на Внутреннюю гору и продолжил там совершать свои подвиги.

Впрочем, время от времени он оставлял это место по разным обстоятельствам, ради угождения Богу.

Постепенно к Антонию стало обращаться все больше и больше людей. Кого-то он исцелял, кого-то напутствовал.

Со временем молва о великом подвижнике дошла до ушей царя Константина Великого и его сыновей. Те, желая получить от подвижника мудрое наставление, написали ему послания. Антоний же отказывался принимать эти письма, объясняя присутствующим, что следует удивляться не вниманию царя и его сыновей, составивших письма, а Богу, написавшему закон и открывшемуся через Единородного Сына. И только по вмешательству монахов, представивших Антонию, что те цари помогают христианам, но могут соблазниться, если послания будут проигнорированы, Антоний отправил ответ.

О приближении смерти Антоний узнал заблаговременно. Перед своей блаженной кончиной он посетил монахов, живших на «Внешней горе», предупредил их, что скоро оставит сей мир и дал им последнее напутствие. Те стали слёзно упрашивать его остаться и принять смерть в их обители. Но он отказался и вернулся на Внутреннюю гору.

Через несколько месяцев он заболел, а перед самой кончиной призвал двух монахов, живших при нём (по причине глубокой старости) и прислуживавших, по-христиански простился с ними и завещал похоронить его тело в земле. В 355 или 356 году (день памяти: 17 января) преподобный Антоний мирно отошёл ко Господу.

Борьба святого Антония с диавольскими кознями

Ещё в самом начале подвижнической жизни Антония ненавистник добра и завистник, диавол, зная о его успехах на пути в Царство Небесное и не желая с этим мириться, возвёл против него брань, стал создавать всевозможные претыкания, вить путы, раскидывать сети.

Поначалу он силился искушать преподобного, возбуждая воспоминания о богатстве; внушая мысли об оставленной сестре, об удобствах, изысканных яствах, немощи плоти и многотрудности монашеского поприща. Всем этим козням святой противопоставлял сердечную молитву, стойкость духа, искреннюю веру и твёрдую надежду на Бога, непреклонную любовь.

Не довольствуясь поражением, диавол принял женское обличье и явился Антонию ночью, но тот, вместо того, чтобы разжечься блудною страстью, воспламенился ревностью о Господе, привёл на ум мысль об адском огне и угасил жар сатанинского обольщения.

Диавол, видя, что не одолевает, но сам одолевается ревностным подвижником, призвал дружественных ему духов, явился к Антонию ночью и так жестоко избил его, что тот остался лежать на земле без признаков жизни. По свидетельству преподобного, эти побои были настолько болезненными, что не шли в сравнение с болью, причиняемой побоями от людей. Господь не оставил святого без помощи и утешения. Антоний был исцелён и продолжил славить Владыку новыми подвигами.

Раздосадованный сатана, разрываясь от злобы и ненависти, вновь приступил к подвижнику. На этот раз он задумал сломить волю святого, доведя его до состояния отчаянного ужаса. С этой целью среди ночи был произведён сотрясающий гром, от которого стены жилища Антония словно распались. В этот момент с разных сторон на подвижника ринулись демоны в образе диких, свирепых зверей. Всем своим видом звери демонстрировали, что готовы наброситься на Антония: лев сгруппировался для прыжка; волк обнажил оскал; змий извивался, готовясь к атаке; вол напрягся, чтобы бодать.

Уязвляемый незваными визитёрами, Антоний испытывал сильнейшую физическую боль, но без страха в душе. Наконец, он изобличил демонов, сказав им, что если бы они и действительно обладали могуществом, то достаточно было бы прийти одному; но так как их много, значит Бог отобрал у них силу. Потом, оградившись щитом веры, добавил, что если они в состоянии причинить ему то, чем пугают, — пусть нападают; если же у них такой власти нет, нечего и стараться. После этого мужественного заявления кровля как будто разверзлась и сквозь освободившееся пространство проник световой луч. Демоны стали невидимы, боль исчезла, жилище приобрело прежний вид. Антоний предался молитве, Бог ободрил его, а посрамленные духи рассеялись, словно дым.

В следующий раз диавол изощрился представить Антонию серебряное блюдо, имея в виду прельстить его через помысел сребролюбия. Но когда преподобный уразумел в этом мерзкий подвох и произнёс, что блюдо будет диаволу в погибель, — блюдо исчезло.

Однажды демоны посетили Антония в призраке света, стремясь убедить его в том, что они — от Бога. Но Антоний сомкнул свои очи и предался молитве, после чего свет исчез. В другой раз сатана, стремясь сломить дух Антония, назвался Богом и Промыслом Божьим. Однако и эта уловка осталась безрезультатной.

Случилось, что диавол наслал на святого стаю свирепых гиен. Но Антоний не дрогнул, а Господь не попустил Своим тварям наброситься на Антония, и они ушли откуда пришли.

Много и других козней строил ему враг; он же отражал их верой, упованием и молитвой.

«Св. Антоний молился в келье своей и услышал глас, говоривший ему: Антоний, ты еще не пришел в меру такого-то башмачника, в Александрии! Св. Антоний пошел в Александрию, нашел этого башмачника, и убедил его открыть, что есть особенного в его жизни. Он сказал: я не знаю, чтоб когда-нибудь делал какое-либо добро, почему, вставши утром с постели, прежде чем сяду за работу, говорю: все в этом городе от мала до велика войдут в царствие Божие за свои добрые дела, один я за грехи мои осужден буду на вечные муки. Это же самое со всей искренностью сердечной повторяю я и вечером прежде, чем лягу спать. Услышав это, св. Антоний сознал, что точно не дошел еще в такую меру (Patr. lat. t. 73, р. 785).» Добротолюбие

Всегда Христом дышите и веруйте в Него – призывал умирающий Антоний своих учеников.

Духовное наследие

Антоний Великий не был церковным писателем в традиционном понимании этого слова. Несмотря на это до нас дошло множество его поучений, составленных теми или иными добролюбцами. Среди прочих пособий можно выделить: Наставления св. отца нашего Антония Великого о жизни во Христе, Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония, Слово о суете мира и воскресении мертвых, Послания братиям, обитающим повсюду, Устав отшельнической жизни, О доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах, Письма, Изречения св. Антония Великого и сказания о нем.

Тропарь преподобному Антонию Великому, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак преподобному Антонию Великому, глас 2

Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, // отцев начальниче, Антоние.

Какое счастье жить уединенно…

Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.