Аргентинская епархия

Православие в Аргентине

Аргентина Местоположение: юг Южной Америки, граничит на западе с Чили, на севере – с Боливией и Парагваем, на востоке – с Бразилией и Уругваем.

Площадь: 2 766 890 км2.
Численность населения: 39 921 833 человека (по состоянию на июль 2006 г.).
Официальный язык: испанский.

Краткая история страны. В начале XVI в. на территории современной Аргентины высадились испанцы, которые назвали ее Ла-Плата (исп. la Plata – серебро, то же значение имеет лат. argentum), поскольку они считали, что здесь богатые запасы серебра. Большинство индейцев были порабощены, непокоренные племена оттеснены в южные холодные районы. В 1776 г. было образовано отдельное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, включившее также территории образовавшихся позднее Боливии, Парагвая и Уругвая.

В 1806–1807 гг. Великобритания безуспешно предпринимала военные нападения с целью захвата Ла-Платы и превращения ее в свою колонию. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе началось антииспанское освободительное восстание, названное Майской революцией. В стране было создано временное правительство, а 9 июля 1816 г. провозглашена независимость Объединенных провинций Ла-Платы, преобразованных в 1826 г. в Федеративную Республику Аргентину.

В ХХ в. в обеих мировых войнах Аргентина соблюдала нейтралитет (за исключением марта-мая 1945 г., когда она объявила войну Германии и Японии).

В начале 1982 г. между Аргентиной и Великобританией произошла Фолклендская война из-за спорных островов, которые оба государства считали своими. В этом коротком конфликте Аргентина потерпела поражение. До настоящего времени страна пребывает в экономическом кризисе, усиленном дефолтом 2002 г.

Аргентина – самая «белая» страна на южноамериканского континента, 97% ее жителей составляют потомки европейских эмигрантов, прежде всего – испанцев, итальянцев, немцев и др. Лишь около 3% остается на долю коренного населения – индейцев.

Религия: католики – 92% (номинально; практикующих менее 20%); протестанты – 2%; иудеи – 2%, монофизиты – 1%, другие – 3%.

Православие. Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество.

1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе.

Протопресвитер Константин Изразцов В 1891 г. настоятелем храма в Буэнос-Айресе был назначен священник Константин Изразцов (1865–1953). Среди первых дел он озаботился возведением полноценного здания храма, а также открытием церковно-приходской школы. Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма в Аргентине из своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока.

При церкви действовала школа, где дети обучались закону Божьему и молитвам, причем, каждый на своем языке: греки – на греческом, сирийцы – на арабском, славяне – на славянском.

В начале ХХ ве. русская эмиграция в эту страну существенно возросла, и отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.

В то же время росла и община арабоязычных православных. В 1914 г. они открыли православную церковь в г. Сант-Яго дель Эстеро, куда по благословению Антиохийского патриарха Григория IV (1906–1928) прибыл священник Авраам Иса. В 1917 г. арабами был построен отдельный храм и при нем открыта школа. Прибывший в 1914 г. в Аргентину священник Симон Хури служил на новообразованном приходе в г. Тукумане. В мае 1918 г. был основан православный приход в г. Кордобе. Первый антиохийский храм в Буэнос-Айресе открылся в 1923 г.

К 1905 г. и греческая община стала настолько значительной, что Константинопольский патриарх прислал для нее священника, образовался домовый приход, а в 1928 греки построили в Буэнос-Айресе собор Успения Богородицы.

Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айресе Тогда же, в 1920-е гг., после гражданской войны из России в Аргентину хлынул поток белых эмигрантов. В 1926 г. Троицкий приход Буэнос-Айреса перешел в юрисдикцию РПЦЗ, а те русские, которые были с этим не согласны, стали посещать храмы Константинопольского и Антиохийского патриархатов.

Между первой и второй мировыми войнами строилось много новых русских храмов, на приходах создавались школы, библиотеки, издательства, дома для престарелых. Подобные труды в то же время предпринимали и арабоязычные православные, а кроме того они занялись и переводами. Так в 1934 г. архимандрит Мигель Халуф, благочинный южноамериканских приходов Антиохийского патриархата, издал книгу «Духовное утешение», где православные молитвы и последование литургии были переведены на испанский язык, поскольку большинство детей первых переселенцев уже не понимали арабского.

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата.

В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке.

После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан.

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей.

По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

В Аргентине находилась самая многочисленная на южноамериканском континенте русская колония, и нельзя сказать, что церковная жизнь ее была безупречной. Помимо разделения на две юрисдикции, существовали русские приходы, не подчинявшиеся никакой юрисдикции, а также, пользуясь нехваткой священников (на некоторых приходах по многу лет не совершалось богослужение), католики-униаты устроили свою прозелитическую миссию среди русских (впрочем, нельзя сказать, чтобы они в этом очень преуспели).

На протяжении полувека Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата неуклонно росла как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1972 г. для окормления умножающихся общин был рукоположен первый аргентинец – диакон Георгий Санчес. В 1988 г., в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса была переименована в честь равноапостольного князя Владимира, и на ней был установлен бронзовый памятник святому.

***

К настоящему времени в Аргентине действует несколько православных епархий и юрисдикций.

Буэнос-Айресская и Южноамериканская митрополия Константинопольского патриархата (http://www.i-tur.com.ar/; e-mail: buenosaires@ortodoxia.org), возглавляемая митрополитом Тарасием. На территории Аргентины в нее входит 9 приходов.

Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата (e-mail: aplaton@movi.com.ar), возглавляемая митрополитом Платоном (Удовенко). Она насчитывает 9 приходов.

Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви за границей. После кончины правящего архиерея епископа Александра (Милеанта; † 2004) кафедра вдовствует. Она включает 12 приходов. Их окормляют 5 священников, которым приходится часто разъезжать по стране.

Кроме того, в стране действует 4 прихода Сербской Православной Церкви, 1 приход Румынской Православной Церкви, было также 2 храма Православной Церкви в Америке, но их вынуждены были закрыть из-за недостатка священников.

Положение Православия в Аргентине сейчас не самое простое. Общая проблема для многих юрисдикций – острая нехватка духовенства. Примерно в трети греческих храмов и более чем в половине храмов РПЦЗ нет возможности совершать регулярные богослужения. Из-за общей нищеты, которая еще более усугубилась после дефолта 2002 г., мало какие приходы могут позволить себе содержать священника. Поэтому немногим служащим отцам приходится постоянно разъезжать на дальние расстояния по приходам, а кроме того, работать на какой-либо светской работе для обеспечения своих семей. Из-за недостатка преподавателей греческая митрополия до сих пор не может открыть в стране семинарию, хотя средства для нее уже собраны. В воскресных школах не хватает учителей. Многие православные лишь раз в год получают возможность исповедоваться и причаститься.

Но при этом есть и положительные моменты. Так, в 1990-х годах благоустроилась жизнь сербской общины, у них был построен и освящен храм, открыты новые приходы. Также и в Южноамериканской епархии Московского патриархата в настоящее время строится два новых храма – церковь в честь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата и церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского, в г. Обере.

***

В заключение укажем адреса некоторых аргентинских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке

г. Буэнос-Айрес (Buenos Aires)

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ)
Адрес: Bulnes 1745, Buenos Aires, Argentina.
Настоятель: митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон.
Телефон: 48-23-6534.

Храм Всех святых в земле Российской просиявших (РПЦ)
Адрес: Estados Unidos 3686, 1824 Lanus Oeste, Buenos Aires, Argentina.
Телефон: 4262-9960.

Свято-Троицкий собор (не является РПЦЗ, священство пребывает в расколе под началом митрополита Агафангела, не принявшего акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ.)
Адрес: Calle Brasil 315, Buenos Aires 1154, Argentina.
Настоятель: священник Валентин Ивашевич.
Телефон: (5411) 43-61-4274.

г. Обера (Obera)

Храм Святой Троицы (РПЦ)
Адрес: Taruma 43, Obera, prov. Misiones, Argentina.

777hawk

Митрополи́т Игна́тий (в миру — Сергей Геннадьевич Пологрудов; 25 марта 1956, Иркутск) — архиерей Русской Православной Церкви; митрополит Аргентинский и Южноамериканский, экзарх Центральной Америки.

Биография

Родился в Иркутске. В 1978 году окончил физический факультет Иркутского государственного университета. В 1978—1980 годах служил в звании лейтенанта в Вооружённых силах в Прибалтийском военном округе. В 1980—1983 годах работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического института (Иркутск), с 1983 по 1990 год — заведовал лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии.

Церковное служение

В 1988 году принял крещение в озере Байкал; пришёл к православной вере под влиянием архиепископа Хризостома, тогдашнего иркутского правящего архиерея.

В 1990 году, после перевода владыки Хризостома на Виленскую кафедру, переехал в Литву и поступил в братию Свято-Духова монастыря города Вильнюса. Выполнял послушания библиотекаря, попечителя и духовника школы-интерната в Вильнюсе. 27 сентября 1990 года рукоположён в сан диакона. В 1991—1993 годах учился в Московской духовной семинарии по сектору заочного обучения.

13 апреля 1992 года был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь своего любимого святого, святителя Игнатия (Брянчанинова). 10 мая 1992 года рукоположён во иеромонаха. С октября 1992 года — благочинный Свято-Духова монастыря. 2 ноября 1997 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведён в сан игумена.

26 февраля 1998 года на заседании Священного Синода по рекомендации владыки Хризостома определён на Петропавловскую кафедру. 1 марта 1998 года в Успенском соборе Московского кремля возведён в сан архимандрита.

На Петропавловской кафедре

29 марта 1998 года в Богоявленском кафедральном соборе рукоположён во епископа Петропавловского и Камчатского.

В том же году в составе экипажа атомного подводного крейсера «Томск» совершил переход подо льдами Северного Ледовитого океана, являясь духовником и корабельным священником (это уникальный случай в истории современного российского флота).
(…)
В сентябре 2003 года участвовал в подводном переходе из Приморья на Камчатку в составе экипажа атомного подводного крейсера стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец». Перед походом Владыка прошел всю необходимую подготовку и был включен в экипаж специальным приказом Главкома ВМФ России. Во время перехода 11 моряков подводников приняли православное крещение.

В феврале 2004 года вместе с другими дальневосточными архиереями подписал обращение к президенту России В. В. Путину, где был выражен протест против возможной передачи Японии островов Малой Курильской гряды.

Экспертный совет Русского биографического института присудил владыке Игнатию премию «Человек года — 2005» в номинации «Религия».

25 февраля 2007 года возведён в сан архиепископа. В том же году окончил факультет теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

8 февраля 2008 года первым из действующих архиереев Русской Православной Церкви создал персональный блог.

(…)
5 апреля 2008 года архиепископ Игнатий совершил Божественную литургию на Северном полюсе; он входил в состав полярной экспедиции, маршрут которой проходил из Мурманска через полярную станцию «Барнео». Во время литургии был рукоположён во иерея диакон Роман Никитин, на месте служения литургии установлен Поклонный крест.
(…)
На Хабаровской кафедре

22 марта 2011 года назначен архиепископом Хабаровским и Приамурским. В интервью архиепископ отметил, что перевод в Хабаровск стал для него неожиданностью: «Конечно, жаль покидать Камчатку. Но Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу виднее, где я больше смогу сделать на благо православия».

С 6 октября 2011 года — глава новообразованной Приамурской митрополии, в связи с чем 8 октября в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры возведён в сан митрополита.

27 ноября 2014 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий защитил диссертацию на соискание ученой степени «кандидат психологических наук». Название темы диссертации, представленной к защите: «Модель акмеологического развития пастыря».
(…)
На Аргентинской кафедре

3 июня 2016 года назначен митрополитом Аргентинским и Южноамериканским. 18 июня прибыл в Буэнос-Айрес.

О нем обязательно скажут то, что говорили и писали про Наталью Поклонскую. А может и того круче. Почему? Да все дело в том,что именно в бытность митрополита Игнатия епископом Петропавловским и Камчатским в 2006 году в его молельной комнате мироточило бронзовое изваяние (бюст) Иисуса Христа.

МОНИТОРИНГ СМИ: Священный Синод принял решение, выгодное Фанару и Риму? «Правые» круги патриархии ищут скрытый смысл увольнения митрополита Южноамериканского Игнатия (Пологрудова)

Как сообщалось, 11 марта в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил первое в 2020 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Синод принял несколько важных решений, в том числе, как признал сам Патриарх Кирилл, «непростых кадровых».

В частности, был почислен на покой митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий (Пологрудов). На освободившуюся кафедру был назначен епископ Алапаевский и Ирбитский Леонид (Солдатов).

Это кадровое решение оказалось для православной общественности неожиданным и необъяснимым.

Сначала своё недоумение этим решением выразил известный публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ Кирилл Фролов, имеющий репутацию человека, вхожего в патриархийные кабинеты. Он прямо заявил, что устранение митрополита Игнатия с кафедры — дело рук Ватикана и Фанара. Якобы на митрополита Игнатия кто-то собирал компромат, и его представили Синоду, как плохого менеджера. И вот некие могущественные силы (?) оказали колоссальное воздействие на Святейшего Патриарха Кирилла, вынудили его удалить успешного миссионера из Аргентины. Фролов, правда, считает, что так Патриарх обманул Ватикан и Фанар, создав «видимость отступления», а на самом деле миссионерское наступление в Южной Америке теперь ещё и усилится. Правда, как это произойдёт, не поясняет.

Похожую версию озвучил и Аналитический центр святителя Василия Великого. На странице Центра в Фейсбуке появился комментарий, в котором сказано, что за неделю до отставки митрополита Игнатия эксперты Центра с тревогой предупреждали об активизации деятельности Фанара в Южной Америке.

«Недавно мы писали о том, — напоминают авторы комментария, — что Константинопольский патриархат назначил новым митрополитом Буэнос-Айресским Иосифа (Боша), аргентинца по происхождению (о чём говорит в своём комментарии и Фролов. — Ред.). Такое кадровое решение свидетельствует о намерениях Фанара активизировать свою деятельность в Южной Америке, стратегически важном регионе с точки зрения церковной миссии. Логично было бы ожидать от Московского Патриархата ответных действий, направленных на усиление нашего церковного присутствия на этом континенте». Однако вместо этого произошла замена митрополита Игнатия на епископа Леонида.

Авторы комментария напоминают: «Владыка Игнатий занял аргентинскую кафедру в 2016 г. За это время он успел освоить испанский язык, наладить конструктивный диалог с местными властями, запустить уникальные миссионерские проекты, развить работу с молодежью, за что менее года назад получил одобрение от Патриарха Кирилла. Кроме этого, он доводил до духовенства других юрисдикций позицию РПЦ по украинскому вопросу. Как видно из интервью митрополита Игнатия нашему Центру, среди священников Константинопольского патриархата в Южной Америке немало тех, кто не поддерживал действия патриарха Варфоломея. (В данном контексте вспоминается группа священников Александрийского патриархата, которые не поддержали решение патриарха Феодора о признании ПЦУ)».

Авторы Центра ставят в связи с этим вопрос: «С какой целью понадобилось снимать архиерея, который начал довольно успешно выстраивать пастырскую и миссионерскую работу в Аргентине и всей Южной Америке, а вместо него назначить недавно поставленного епископа, без знания языка и связей? Причём в регион, где Константинопольский патриархат произвёл кадровое усиление».

И дальше вопрос ставится ещё более остро: «Кому на руку такая кадровая перестановка?». Сами авторы комментария, впрочем, на него и отвечают в том же смысле, что и К.Фролов: «Прежде всего, Фанару и Риму, не заинтересованным в присутствии харизматичного, миссионерски ориентированного русского архиерея».

Действительно, удаление митрополита Игнатия с Аргентинской кафедры выглядит совершенно непонятным. Причём, митрополит Игнатий не просто удалён с кафедры, но он не получил никакого нового назначения, т.е. почислен на покой. А ему ещё далеко до архиерейской пенсии в его неполные 64 года.

В комментарии Аналитического центра им. Василия Великого высказывается предположение, что митрополита Игнатия могли почислить на покой по состоянию здоровья. Однако это предположение ничем не подкреплено, по крайней мере, Священный Синод не дал никаких разъяснений по поводу почисления на покой двух относительно молодых митрополитов (кроме митрополита Игнатия на покой был почислен и митрополит Иоанн (Рощин), в недавнем прошлом глава Европейского экзархата РПЦ, которому и вовсе 45 лет).

Версия же, которую высказывают наши коллеги, что на Святейшего Патриарха было оказано столь мощное давление со стороны Ватикана и Фанара, что он вынужден был сдаться и согласиться на увольнение митрополита Игнатия, представляется нам прямо-таки фантастической.

Видимо, у увольнения митрополита Игнатия есть какая-то иная подоплёка, которую по каким-то причинам Священноначалие не озвучивает. Так что слова Святейшего Патриарха накануне заседания Синода, что «предстоят непростые кадровые решения», так и остаются загадкой.

Редакция,
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ ЛИНИЯ», 19 марта 2020 г.

Опубликовано: 20.03.2020 в 13:09

Рубрики: Лента новостей, Мониторинг СМИ

Игнатий (Патриарх Московский)

Игнатий
Ιγνάτιος

Патриарх Московский и всея Российского царства
(де-факто)

24 июня 1605 — 18 мая 1606

Церковь:

Русская православная церковь

Предшественник:

Патриарх Иов

Преемник:

Патриарх Гермоген

был патриархом на контролируемых поляками землях с марта до осени 1611 года, когда законный патриарх, Гермоген, находился в заключении

Митрополит Рязанский и Муромский

1602 — 30 июня 1605

Предшественник:

Варлаам

Преемник:

Феодорит

Рождение:

ок. 1540
Крит

Смерть:

1620 год
Вильно

Автограф:

В Википедии есть статьи о других людях с именем Игнатий.

Игна́тий (ок. 1540, Крит — 1620, Вильно) — церковный деятель греческого происхождения, де-факто Патриарх Московский и всея Российского царства при царе «Лжедмитрии I».

Биография

Выходец с Крита. Сначала был архиепископом на острове Кипр, но был вынужден турками оттуда бежать и поселился на некоторое время в Риме. По свидетельству Арсения Элассонского, изначально он был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон.

Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1603 году стал митрополитом Рязанским и Муромским.

После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской православной церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи вместо сосланного Иова.

30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы.

Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, присоединив ее через миропомазание к православию.

Рассказывают, что Лжедмитрий посылал Игнатия испросить благословения у сверженного патриарха Иова, но Иов отказался благословить его, «ведая в нем римския веры мудрование». В Риме знали расположение Игнатия к унии и возлагали на него большие надежды.

На следующий день после убийства Лжедмитрия — 18 мая 1606 года был лишён сана (не только патриаршего, но и епископского) и заточён в Чудов монастырь как простой монах. Впоследствии в 1620 г. ради усугубления вины Игнатия патриарх Филарет приписал ему то, что он, не крестив по-православному, только миропомазал Марину Мнишек, венчал с Лжедмитрием и допустил её к причащению:

Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша.

— Карташёв А. В. История Русской Церкви, т.2

Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха.

После заточения в 1611 в Чудов монастырь патриарха Гермогена Игнатий был освобожден поляками и восстановлен в патриаршем сане. Совершил для них в день Пасхи (24 марта 1611 года) богослужение в Кремле. Чувствуя своё положение непрочным, чрез несколько месяцев отправился в Речь Посполитую. Близ Смоленска Игнатий был схвачен поляками и представлен королю Сигизмунду III, который предложил ему или возвратиться в Москву, или остаться в польских владениях. Игнатий избрал последнее и пожелал поселиться в Троицком монастыре в Вильно, находившемся тогда во власти униатов. Там же где принял униатство. В 1615 году король Сигизмунд пожаловал на содержание его дворец, принадлежавший витебской архиерейской кафедре.

Русская православная церковь не считает его законным патриархом (хотя он был избран её иерархами с соблюдением всех формальностей), поскольку не считает законным отстранение патриарха Иова. Историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком.

Примечания

  1. 1 2 3 Патриарх Игнатий (1605—1606 гг.) — Учреждение Патриаршества — Патриарший Период (1586—1700) — Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 — Карташев А.В
  2. Хотя Марина Мнишек и Лжедмитрий и не причастились в тот день, им было это предложено. См. Карташёв А. В. История Русской Церкви, т.2
  3. м. Макарий. История церкви. Том 5. Отдел 1. Глава 1
  4. Патриарх Игнатий // Макарий (Булгаков). История Русской Церкви

Литература

Ссылки

  • Снисходительный Игнатий // Богданов А. П. Русские патриархи (1589—1700): В 2 т. Т. 1. — М., ТЕРРА; Республика, 1999.
Предшественник:
Иов
Патриарх Московский
(де-факто)
30 июня 1605— 18 мая 1606
Преемник:
Гермоген

Патриархи Московские и всея Руси

Первый патриарший период (1589 — 1721):

Иов • Игнатий • Гермоген • Филарет • Иоасаф I • Иосиф • Никон • Иоасаф II • Питирим • Иоаким • Адриан

Второй патриарший период (с 1917):

Тихон • Сергий • Алексий I • Пимен • Алексий II • Кирилл