Архангельский Александр Николаевич

Александр Архангельский

Биография

Александр Архангельский — писатель и литературный критик, представитель российской интеллигенции, телеведущий и аналитик, которого часто привлекают к участию в телепередачах в качестве гостя и эксперта. Он выпускал на телевидении документальные фильмы и участвовал в создании различных программ. На счету автора также литературные произведения: повести, стихи, научные исследования.

Детство и юность

Александр Архангельский родился в Москве 27 апреля 1962 года. По национальности он русский, но среди предков писателя были греки. Маленький Саша рос без отца. Воспитанием мальчика занималась мама, работавшая машинисткой на радио.

Опубликовано Александром Архангельским Суббота, 11 марта 2017 г. Журналист Александр Архангельский

Склонность к интеллектуальной деятельности Архангельский продемонстрировал уже в школе, когда по гуманитарным предметам получал отличные оценки. Математика не вызывала у него интереса, поэтому уравнения и теоремы быстро оказались заброшены.

Однажды, придя записываться в творческую секцию Дворца пионеров, Саша узнал о существовании литературного кружка и стал его завсегдатаем. Отчасти юношеское увлечение повлияло на выбор, который Архангельский сделал, поступая в институт. Он стал студентом факультета русского языка и литературы педагогического вуза. Но быть преподавателем Александр не хотел.

Журналистика

Уже на 1-м курсе он начал подрабатывать в литературном кружке Дома пионеров и последующие 4 года руководил секцией. Затем пробовал силы в детской редакции «Пионерской Зорьки», выпускаемой Гостелерадио СССР. Среди коллег пенсионного возраста молодому человеку было дискомфортно. Увольняясь спустя 9 месяцев, публицист уже знал, к чему лежит душа.

Опубликовано Александром Архангельским Суббота, 10 августа 2019 г. Мариэтта Чудакова и Александр Архангельский в 1992 году

Он получил должность старшего редактора в журнале «Дружба народов», что на тот момент казалось автору большой удачей и карьерной вершиной. Отправляясь в командировки в страны СНГ, Александр впервые увидел, как живет молодежь в других краях. Чувствуя накаленную политическую обстановку и смелые лозунги, он ощущал, что принадлежит эпохе перемен.

Следующей должностью в его биографии оказалась позиция научного консультанта в журнале «Вопросы философии». Работая публицистом, Архангельский продолжал обучение и прошел стажировку сначала в Бременском университете, а затем в Свободном университете в Берлине.

7 неизвестных фактов о Василии Шукшине

После этого он получил приглашение выступить с лекциями в Женевском университете. В России его ждали в качестве преподавателя истории культуры в столичной консерватории им. П. И. Чайковского.

Архангельский быстро зарекомендовал себя как эксперта и получил приглашение на пост обозревателя и замредактора в «Известия». Параллельно он выступал колумнистом издания «Профиль». Автор также издавал статьи в «Независимой газете» и «Литературной газете», писал материалы в «Новый мир» и «Знамя». В этот момент стартовала и телевизионная карьера писателя.

Книги

В 1991 году Александр Архангельский стал членом Союза писателей. В числе книг, принадлежащих его авторству: «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии», «У парадного подъезда», «Александр I» и другие. Некоторые издания переведены на иностранные языки и популярны за границей. Статьи, написанные публицистом для СМИ, вошли в сборники «Политкоррекция» и «Гуманитарная политика».

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Dec 10, 2018 at 7:44am PST

Писатель Александр Архангельский

Материалы, которые автор создавал для колонки сайта «РИА-Новости», послужили основой книги «Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды», вышедшей в 2008-м. Темы, о которых писатель дискутировал в телестудиях, нашли отклик в книге «Тем временем», опубликованной в 2009-м.

Архангельский выступает и в образе лирика. Его авторству принадлежат стихи, а также повесть «1962. Послание к Тимофею». Произведение, изданное в 2007-м, было посвящено сыну писателя и получило премию в области литературы как лучшее произведение года, написанное журналистом. Роман «Музей революции» стал лауреатом премии «Книга года» в 2013 году.

7 фактов о Пушкине, которых вы точно не знали

Александр Архангельский любит классическую литературу, и в числе писателей, вдохновлявших его, был Борис Пастернак. Знакомство с Дмитрием Журавлевым также повлияло на публициста: ему были презентованы авторские рукописи. Особое место в жизни Архангельского занимало творчество Пушкина.

Писатель уверен, что литература является связующим звеном между познанием, практикой и эмоциональной сферой. Считая этот предмет особенно важным для изучения, автор разработал учебник для 10-го класса.

Телевидение

Параллельно с литературной деятельностью Архангельский реализовался и в области телевидения. Его первый авторский проект носил название «Против течения» и выходил на канале РТР.

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Nov 29, 2018 at 2:42am PST

Борис Гребенщиков и Александр Архангельский

Затем он выступал в роли ведущего передачи «Хронограф», а в 2002-м получил приглашение к созданию программы «Тем временем» на канале «Культура». Последняя носит характер информационно-аналитического обзора и охватывает сферы культуры, политики и экономики.

«Тем временем» принесла Архангельскому награду 4-го Всероссийского конкурса работников СМИ. Он также неоднократно удостаивался статуэтки ТЭФИ. В 2007-м ведущего приняли в члены Академии российского телевидения. Заслуги в этой области были поощрены орденом Дружбы, который публицисту в 2013 году вручил президент РФ.

5 самых страшных пожаров в истории современной России

В карьере Александра Архангельского было несколько уникальных документальных лент, в числе которых: «Фабрика памяти: Крупнейшие библиотеки мира», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и другие.

Особого внимания заслуживает лента «Жара», освещающая события 1970–1980-х годов. Картина описывает исторические события, восприятие церкви народом, отношение христиан, ученых и представителей интеллигенции к религии.

Личная жизнь

Александр Архангельский оказался успешен в карьере, творчестве и личной жизни. Он дважды был женат. С первой супругой Юлией они сошлись на почве общих интересов. Работа девушки была связана с церковью. Жена подарила писателю двух детей: сына Тимофея и дочь Елизавету. Первенец Архангельского сейчас преподает в высшей школе экономики, а дочка работает в новостном агентстве.

Во второй брак Александр вступил с журналисткой Марией Божович. В их союзе появились на свет дочь Софья и сын Тихон. Архангельский поддерживает теплые отношения со всеми детьми, предоставляя им свободу выбора профессии, вероисповедания и интересов.

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Dec 1, 2018 at 3:06am PST

Стоит отметить особое отношение писателя к религии. Он рос в семье атеистов, поэтому самостоятельно сформировал взгляды по этому вопросу в сознательном возрасте. Публицист принял крещение в 1981 году. Тема церкви периодически фигурирует в различных проектах автора.

У писателя есть профиль в сети «Фейсбук», где можно ознакомиться с его авторской точкой зрения на актуальные события современности, увидеть личные фото и обменяться комментариями.

Александр Архангельский сейчас

Александр Архангельский завоевал авторитет в широких кругах литературных деятелей и творческой интеллигенции. В 2019 году он выступил сопредседателем оргкомитета премии «Просветитель». Публицист и литературный критик участвовал в отборе произведений, заявленных для участия в конкурсе.

Профессия писатель: призвание или способ заработать

Всем привет! На связи Елена Никитина, и сегодня речь пойдет о наболевшем: стоит ли в наш век хранить верность призванию. А именно: существует ли профессия писатель, как стать писателем и можно ли на таланте заработать. Наш разговор не случаен, ведь, по сути, труженик пера – это первый в мире фрилансер.

Кто такой писатель

Согласно толковым словарям, это тот, кто пишет литературные произведения. Таковыми называются общественно значимые труды. Но критерии значимости могут быть различными. Время решает, кому стать классиком.

Попасть в классики дано не всем, да и стремится туда не каждый. Сегодня немало популярных персон, создающих коммерческие, не имеющие художественной ценности произведения. Их тоже называют писателями.

В этой статье мы будем понимать “писательство” в широком смысле. Писатель – это человек, который зарабатывает литературным трудом.

Какими качествами должен обладать писатель

Не важно, собираетесь вы творить только для души или нацелены на заработок. Для работы нужны следующие качества:

  • Развитая речь. Написанное скудным языком читать никто не будет.
  • Наблюдательность. Видеть невидимое, замечать незамеченное, находить оригинальное в обыденном – без этого не обойтись.
  • Развитое воображение. Даже если вы списываете персонажа с лучшего друга, для реализации замысла ему порой нужно придать новые черты и поместить в небывалые обстоятельства. Творцам фэнтези и вовсе без фантазии не прожить.
  • Богатый внутренний мир. Часто связан с двумя первыми пунктами. Помогает представлять переживания и чувства героев.
  • Настойчивость. Магомет должен не просто идти к горе, а искать все способы подняться на вершину.
  • Перфекционизм. Только непрерывное стремление к совершенству поможет стать им. Хотя бы в глазах других.
  • Трудолюбие. Без правок создать шедевр почти невозможно.

К данной природой личным качествам необходимо добавить профессиональные:

  • Грамотность. Не поспоришь.
  • Умение добывать информацию. Порой писатель, как и журналист, общается с десятками людей или исследует не один письменный источник, чтобы сотворить свое произведение. Именно так работал А. С. Пушкин над “Капитанской дочкой”. Сегодня таким образом пишут не только исторические романы, но и многочисленные воспоминания, биографии, различного рода советы (из серии “Как похудеть” или “Как заработать”).
  • Организованность. Свое рабочее время планировали Пушкин, Толстой и другие профессиональные писатели. У них не было телевизора и соцсетей, но существовали служебные и семейные обязанности.
  • Способность налаживать деловые контакты. Мало быть гением – надо еще и доказать это миру. Рекламировать себя издательствам и читателям, чтобы иметь коммерческий успех (кого коробят эти слова, читайте – “доход”). Не хотите “прогибаться под изменчивый мир” – публикуйтесь на Прозе.ру, в собственном блоге или на сайте. Но в таком случае писательство будет уже не профессией, а хобби.

Кстати, из числа авторов на порталах Проза.ру и Стихи.ру отбираются претенденты на различные литературные премии. Их перечень смотрите на обоих сайтах в правом нижнем углу.

Отдельные премии учреждаются для авторов, печатающихся в журналах.

Обнаружили у себя нужные задатки? Поговорим, что с ними делать дальше.

Нужно ли писателю специальное образование

Ответ на вопрос не будет однозначным. С одной стороны, профессиональное образование в этом деле не помешает. Мест, где учиться, достаточно. Самый “официальный” вуз – это, конечно, московский Литературный институт им. А. М. Горького.

Филфаки педагогических и гуманитарных университетов рады растолковать своим студентам премудрости словесного творчества. И замечательно, если властителями дум станут люди, разбирающиеся в законах жанра. Но вот совсем не обязательно выпускники вышеназванных вузов ими станут.

С другой стороны, в большой литературе велик процент “самоучек”. У А. П. Чехова было медицинское образование, Г. Г. Маркес по настоянию родителей учился на юриста, И. А. Гончаров окончил коммерческое училище. И ничто не помешало подлинным талантам пробиться в большую литературу.

Поэтому молодой человек, ступающий на литературную стезю, должен четко осознавать, что здесь, как нигде, получение специальности не гарантирует ни практического ее применения, ни творческого успеха. И на случай “утраченных иллюзий” не помешает запасная профессия.

Трудности профессии

Как начинающий, так и состоявшийся писатель в своей работе сталкивается с различными тяготами:

  • Отсутствие четкого замысла. Люди, чья жизнь была насыщена яркими событиями, лелеют мечту “в конце жизни” засесть за роман. Немалый их процент предпринимает попытку, но несформированность идеи, системы персонажей и структуры произведения заставляют со временем забросить начатое.
  • Непостоянство вдохновения. Увы, Муза не приходит по расписанию. Порой она бродит на стороне годами и ее слуга начинает испытывать подлинный творческий кризис. Единственное, что тут можно сделать, – поменять местами хозяйку и раба. Вызывать, понукать, насиловать ее и себя. Мучить дедлайнами и премировать приятными мелочами. Метод кнута и пряника хорош и для самовоспитания.
  • Трудность словесного выражения образа. Бывает у всех, но решается упорным трудом.
  • Нехватка времени. Если художественное творчество не приносит достаточного дохода (как в большинстве случаев), суета материального мира оставляет все меньше возможностей им заниматься. Но настоящий писатель – тот, кто работает вопреки всему.
  • Невостребованность. Молодой талант пробивается далеко не сразу, снискавший первый успех рискует не повторить его, а признанный гений может попасть под какие-либо санкции (например, в СССР долго не печатали набоковскую “Лолиту”).

Если вы пока не востребованы в литературе, разберемся, как еще можно заработать на творчестве.

Как заработать на литературном таланте

Далеко не все писатели имеют дело с художественной прозой. Сегодня на книжном рынке можно встретить и публицистические очерки, и культурологические, этнографические и исторические исследования, и различные модные ноу-хау (“Как построить купольный дом” или “Лучшие стрижки для вашего пуделя”).

И даже этим не исчерпывается сфера применения литературных способностей.

Давайте рассмотрим подробнее все варианты:

  1. Создание литературных произведений – классическое предназначение писателя.
  2. Написание пьес для театра, сценариев фильмов, игр, квестов. Последнее можно встретить на биржах фриланса. Чаще всего это будет временный проект.
  3. Журналистика. Это удел не каждого будущего писателя, но можно использовать дар для заработка и накопления желаемого опыта.
  4. Копирайтинг. Создание статей – отличная тренировка способностей. Ограничения в символах оттачивают фразы, дедлайны формируют усидчивость, а “вынужденное” проникновение в тематику в дальнейшем может сподвигнуть копирайтера на написание книг.
  5. Сочинение стихов на заказ. Популярно в качестве поздравлений на семейные праздники. Заказы можно встретить на YouDo, а предложение об услугах разместить на Кворке.

Как издать книгу

Есть два пути к вожделенной книге:

  1. Рассылка рукописей (точнее, теперь уже текстовых документов) по издательствам в надежде на признание и публикацию. Главное – убедить редакцию, что книга принесет издательству прибыль, иначе незачем ее выпускать. Если произведение редактора воодушевило, с автором заключают договор и выплачивают гонорар. Размер его напрямую зависит от степени популярности писателя, поэтому начинающим ничего сверхъестественного ждать не приходится.
  2. Самостоятельная печать и реализация книги. Желаемый переплет, для многих отождествляемый с профессиональной значимостью, получится быстрее, однако для официального признания и окупаемости еще придется потрудиться, распространяя книги на различного рода тематических собраниях и через интернет.

Второй путь часто выбирают люди, для которых литературное творчество – не основное занятие, например путешественник Вадим Назаренко.

Он выпустил несколько книг о своем опыте автостопа и теперь распространяет их на встречах путешественников, в интернете, пересылает по почте.

Нет средств на самостоятельную печать? Хотите попытать счастья в издательстве? Читайте следующий пункт.

Где принимают рукописи

Как же все-таки “устроиться писателем”, чтобы работать за гонорар?

Вот небольшой перечень издательств, которые приглашают молодых авторов к сотрудничеству:

  • “Айрис-пресс” (учебная и развивающая литература для детей, книги для родителей и психологов).
  • “АСТ” (история, искусство и культура, научно-популярная литература, путешествия, публицистика).
  • “Вече” (история, прикладная тематика).
  • “Захаров” (биографии, мемуары, детективы).
  • “Лабиринт-пресс” (детская литература).
  • “Махаон” (детская литература).
  • “Питер” (экономическая, техническая, учебная, развивающая, гуманитарная, эзотерическая и другая литература).
  • “Росмэн” (детская литература).
  • “Центрполиграф” (остросюжетные, сентиментальные, научно-популярные книги).
  • “Эксмо” (все, кроме стихов, сказок и детской развивающей литературы).

Список не исчерпывающий. Удачи вам в дальнейших поисках!

Писать для души или ради прибыли

В заголовке статьи я затронула вопрос, мучающий многих начинающих авторов: что важнее – призвание или доход? Если творить только по вдохновению, можно никогда не стать известным и умереть в нищете? Плодить коммерчески успешные книги — значит наступить на горло собственному призванию?

На самом деле, вопрос стоит немного не так.

Во-первых, с какой бы целью вы ни писали, нужно работать качественно. Опус, сверстанный за ночь на коленке, пусть на самую беспроигрышную тему, в топ-10 не попадет.

Во-вторых, произведение, написанное “для себя”, может понравиться многим читателям и принести автору прибыль. Так произошло с книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) “Несвятые святые” и другие рассказы”. Воспоминания о близких автору людях были изданы в 2011 году, а в 2017 – общий тираж книги составил 2 500 000 экземпляров.

Профессия писателя непредсказуема.

Плюсы и минусы профессии

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны писательского ремесла.

Плюсы:

  1. Возможность следовать призванию повышает самооценку.
  2. Саморазвитие и творческая реализация важны для гармоничного восприятия себя как личности.
  3. Работа писателем на дому дает все преимущества удаленной работы.

Минусы:

  1. Начинающему автору нелегко добиться признания, что может отразиться на самооценке.
  2. Нестабильность гонораров (или дохода от самостоятельной реализации книг) заставляет задуматься о дополнительном (или основном) заработке.

У кого есть дополнения, не стесняйтесь, комментируйте!

Прощаюсь и желаю творческих успехов. А ниже рассказ о прелестях и тяготах творческого пути от нижегородского писателя Андрея Кузечкина.

Елена: Как давно Вы начали писать?

Андрей: Всю жизнь пишу. Моей первой публикацией была статья о школьной жизни в газете «Борская правда» (я тогда учился в 5-м классе). Потом стал писать юмористические и фантастические рассказы, публиковаться с ними в местечковых газетах. В 17 лет попытался написать роман.

Е.: Сколько книг Вы издали? Когда вышла первая книга? Часто ли Вы публикуетесь?

А.: На данный момент – три книги: «Менделеев-рок» (2007, переведена на английский в 2011), «Не стану взрослой» (2012), «Свинг странного человека» (2017). Есть публикации в сборниках и классических литературных журналах – «Октябрь», «Урал», «Дружба народов».

Как можно заметить, промежутки времени между книгами получались довольно большими, но только потому, что каждая новая книга выходила по счастливому стечению обстоятельств и каждый раз приходилось ждать несколько лет.

Эта печальная тенденция нарушилась, когда в 2015 году я стал клиентом литературного агентства ФТМ, благодаря чему начал издаваться в крупнейшем российском издательстве «ЭКСМО». Следующая книга должна выйти в конце января 2018-го, а там потихоньку издадут и остальные мои десять повестей и романов.

Е.: Как Вы издаете свои книги? У Вас договор с издательством, или Вы печатаетесь самостоятельно, а потом сами продаете книги? В последнем случае удается ли их окупить и в какой срок?

А.: Никогда в жизни не платил за то, чтобы меня издали, и никому не советую. Мой путь в большую литературу начался с того, что в 2004 году я попал с повестью «Менделеев-рок» в Лонг-лист всероссийской литературной премии «Дебют». Первого места не занял, но организаторы меня заметили и пообещали издать. Пришлось ждать три года, пока они найдут спонсора, в итоге книга вышла в московском издательстве АСТ и продавалась по всей стране, я даже получил мизерный гонорар. На этом всё застопорилось. Издавать меня на регулярной основе никто не собирался.

Я было приуныл, но в 2011 году те же организаторы премии «Дебют» переиздали мою книгу на английском языке и оплатили мне поездку в Лондон и Нью-Йорк на книжные ярмарки: по 10 дней на город. Только ради этого вообще стоило заняться литературой!

В Лондоне познакомился с человеком, который издал мне вторую книгу в небольшом издательстве, но и это принесло мне одно лишь моральное удовлетворение и чуть-чуть денег. Профессиональным писателем я вновь не стал.

Затем я попал в агентство ФТМ – меня пригласили туда люди, опять-таки знавшие меня по премии «Дебют» (всего я попадал в Лонг-лист этой премии 6 раз, с разными произведениями). Сейчас я один из авторов «ЭКСМО», за каждую книгу мне платят аванс и проценты с продаж.

Е.: Написание книг – Ваш основной источник дохода?

А.: Увы, нет. Когда издадут всё, что я написал, – десять романов и повестей, плюс сейчас я пишу ещё – возможно, что-то изменится. Но по своему опыту общения с писателями знаю, что одной лишь литературой жить, конечно, можно, но жизнь получится скромная.

Современный писатель – этакий многостаночник: он пишет не только книги, но и киносценарии, ведёт колонку в журнале, либо у него есть авторская программа на телевидении, либо – музыкальный проект. У меня, кстати, тоже есть музыкальный проект, idi.band, где я играю на губной гармошке, но больших денег мне это пока не приносит.

Всю жизнь мечтал получать деньги за то, что сижу дома и пишу. Мне это удалось, но основной доход мне приносит литературная подёнщина. Я пишу рецензии на книги для трёх источников, плюс редактирую чужие книги. Просто для примера: буквально сегодня я завершил редактуру книги об особенностях рекламного бизнеса в России, написанной владельцем известного рекламного агентства. 10 тысяч рублей за четыре дня работы – на данном этапе меня это устраивает. Но я мечтаю о том дне, когда смогу зарабатывать исключительно творчеством.

Е.: Что самое сложное и самое приятное в профессии писателя?

А.: Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход. Кстати, нет ничего зазорного в желании зарабатывать на творчестве. Но вообще, не советую пишущим людям называть себя писателями. Например, я официально являюсь сотрудником библиотеки – так и представляюсь. А писателем меня называют другие люди.

А самое приятное – это сам процесс создания книги. У меня это происходит так: я сажусь, пишу две страницы – а потом мне кто-то словно диктует на ухо, что будет дальше. Пишу ещё две страницы – опять кто-то диктует. И мне безумно интересно узнать, что там будет дальше!

Е.: Ваши пожелания новичкам?

А.: Во-первых, чтобы быть хорошим писателем – надо сперва стать хорошим читателем. Читайте больше, не забывайте о классике, но знайте и современную литературу. Не надо думать, что в XIX веке писали лучше, чем в XXI – самое интересное всегда происходит здесь и сейчас.

Во-вторых, пишите как можно больше. Ни один современный издатель не станет с вами работать, если вы написали всего один роман, даже очень хороший.

В-третьих, участвуйте во всех литературных конкурсах, благо найти их легко – в интернете есть специальные сайты. При этом не пишите ничего нарочно – рассылайте уже готовые произведения на подходящие конкурсы.

И помните: нет ничего невозможного! Банально – но факт.

Архангельский, Александр Николаевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Архангельский. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Архангельский, Александр. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем, отчеством и фамилией: Архангельский, Александр Николаевич (значения).

Александр Архангельский
Имя при рождении Александр Николаевич Архангельский
Псевдонимы Архип Ангелевич, Ангелина Архипова
Дата рождения 27 апреля 1962 (56 лет)
Место рождения Москва, СССР
Гражданство Россия Россия
Род деятельности публицист, писатель, литературовед, журналист
Годы творчества с 1986
Язык произведений русский
Награды

ТЭФИ

Файлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Арха́нгельский (27 апреля 1962, Москва) — российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель.

Биография

Александр рос без отца. Его мать, Людмила Тихоновна Архангельская, работала машинисткой на радио.

Окончил факультет русского языка и литературы МГПИ (1984). Кандидат филологических наук (1988, диссертация «Лирические жанры в поэзии А. С. Пушкина 1830-х гг.»).

Работал в Московском Дворце пионеров (1980—1984), детской редакции Гостелерадио СССР (1985), журналах: «Дружба народов» (1986—1988, 1989—1992), «Вопросы философии» (1988—1989); стажировался в Бременском университете (1991), в Свободном университете Берлина.

С 1992 по 1993 год — автор и ведущий программы «Против течения» на телеканале «РТР».

С 1993 по 1994 год — автор программы «Писатели у микрофона» на радио «Свобода».

В 1992—1998 годы читал курсы лекций в Женевском университете. В 1998—2001 году читал лекции в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1999 году Александр Николаевич принимал участие в «круглом столе» журнала «Дружба Народов», № 11 за 1999 г.: «О прозе реальной и виртуальной». Подготовка к публикации Н. Игруновой. В мероприятии участвовали: Николай Александров, Александр Архангельский, Владимир Березин, Михаил Бутов, Александр Гаврилов, Анастасия Гостева, Андрей Дмитриев, Андрей Немзер, Алексей Слаповский.

Заместитель главного редактора газеты «Известия» Александр Архангельский (крайний слева) на встрече редакции с президентом РФ Владимиром Путиным (в центре). 13 марта 2002

Обозреватель (с 1998), заместитель главного редактора (2001—2004), колумнист (с 2004) газеты «Известия». С 2004 году — колумнист журнала «Профиль».

Печатал газетные статьи под псевдонимами Архип Ангелевич, Ангелина Архипова. Статьи Архангельского переведены на английский, немецкий, французский, финский языки. Книга об Александре I выходила во французском (Fayard, 2000) и китайском («Восток», 2012) переводах.

С 2002 года — автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем» (телеканал «Культура»).

В 2002 году — ведущий программы «Хронограф» (телеканал «Россия»).

В разное время печатался как критик и публицист в газетах: «Время МН», «Известия», «Литературной газете», «Независимой газете», «Сегодня»; журналах: «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Знамя», «Искусство кино», «Литературное обозрение», «Новое время», «Новый мир», «Профиль», «Страна и мир» (Мюнхен), L’Oell (Париж).

До мая 2007 года — постоянный гость еженедельной программы «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы».

Автор и ведущий цикла документальных фильмов «Фабрики памяти: Библиотеки мира» на телеканале «Культура».

Александр Архангельский в октябре 2017 года

Член Союза российских писателей (сентябрь 1991). Член жюри Русского Букера за 1995. Академик-учредитель (1997) и президент (1997—1999) Академии русской современной словесности (АРСС). Член Административного совета Букеровской премии (1999—2002). Член жюри премии имени Аполлона Григорьева (2005), литературной премии «Большая книга» и «Русской премии» (2006). Член Академии Российского телевидения с 2007 года.

Финалист конкурсов «ТЭФИ—2005» и «ТЭФИ—2006» в номинации «Ведущий информационно-аналитической программы». Выдвигался на соискание премии «ТЭФИ—2007» в этой же номинации, но в число финалистов не вошёл. Победитель конкурса «ТЭФИ—2011» в номинации «Ведущий информационно-аналитической программы» категории «Лица».

30 мая 2018 года Александр Архангельский вошёл в число восьми финалистов тринадцатого сезона национальной литературной премии «Большая книга»..

Профессор факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики.

Личная жизнь

Книги

На встрече с читателями, 2008

Книги «Политкоррекция» и «Гуманитарная политика» представляют собой сборники избранных статей Архангельского, которые в разное время были опубликованы им в газете «Известия». «Политкоррекция» — это статьи, напечатанные с 1998 по 2001 год, а «Гуманитарная политика» — с 2001 по 2005 год.

Александр Архангельский — автор ряда школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе.

Телевизионные фильмы

  • «Фабрика памяти: библиотеки мира»
  • «Отдел»
  • «Жара»
  • «Интеллигент. Виссарион Белинский»
  • «Изгнанник. Александр Герцен»
  • «Идеалист. Владимир Короленко»

Награды и премии

  • Премия Союза журналистов России «Золотое перо России» за 2010 год (11 февраля 2011 года) — за цикл передач «Тем временем».
  • Орден Дружбы (5 апреля 2013 года) — за большие заслуги в развитии отечественного телерадиовещания, культуры и многолетнюю плодотворную работу.
  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации (17 декабря 2013 года) — за цикл программ «Тем временем».

Примечания

  1. идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 3 4 Архангельский Александр Николаевич. Rusperson. Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>: название «person» определено несколько раз для различного содержимого
  3. 1 2 Александр Архангельский: Интервью
  4. О прозе реальной и виртуальной.
  5. Финалисты конкурса «ТЭФИ—2005» (недоступная ссылка — история). Фонд «Академия Российского телевидения». — Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Проверено 25 января 2014. Архивировано 30 июня 2012 года.
  6. Список финалистов «ТЭФИ—2006» (DOC). Фонд «Академия Российского телевидения». — Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Проверено 25 января 2014. Архивировано 12 декабря 2007 года.
  7. Александр Архангельский станет первым участником проекта «Гость города. Гость губернии». Проект «Ульяновск — Культурная столица» (17 апреля 2013). — Публикации. Проверено 25 января 2014.
  8. Финалисты «ТЭФИ—2007» (DOC). Фонд «Академия Российского телевидения». — Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Проверено 25 января 2014. (недоступная ссылка)
  9. Победители «ТЭФИ—2011» — «Лица» (ZIP) (недоступная ссылка — история). Фонд «Академия Российского телевидения». — Национальный телевизионный конкурс «ТЭФИ». Проверено 25 января 2014. Архивировано 27 января 2013 года.
  10. В Москве объявлены финалисты литературной премии «Большая книга»
  11. Названы «Золотые перья»-2010 (недоступная ссылка — история). Журналист (15 февраля 2011). Проверено 21 ноября 2016. Архивировано 25 сентября 2011 года.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 331 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивировано 30 декабря 2013 года.
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 2376-р (PDF). Официальный сайт Правительства Российской Федерации (18 декабря 2013). — О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации. Проверено 29 декабря 2013.

Ссылки

  • Александр Архангельский в «Журнальном зале»
  • arkhangelsky — Александр Архангельский в «Живом Журнале»
  • Блог Александра Архангельского на сайте Эхо Москвы
  • Александр Архангельский в программе «Живое Слово», 2007 на YouTube
  • Александр Архангельский в «Школе злословия»

Александр Архангельский: «Или оставаться в болоте, или идти вперед. С кочки на кочку»

Еще что важно: в последнее время появилось целое поколение интересных молодых философов, не просто философствующих, а тех, кто упорно работает над поиском смыслов, их артикуляцией. Есть кого звать «на новенького». С начала 2018 года наша программа так и называется — «Тем временем. Смыслы».

— Вам не говорили, что ваша программа насквозь антителевизионная? Не в смысле отсутствия развлекательности. ТВ, особенно в последние годы, далеко ушло от первоначальной просветительской задачи, навязывает аудитории последовательно поверхностное, клиповое мировосприятие, «брендовое» потребление, в том числе — потребление чувств, культурных продуктов, поведенческих установок, а вы всё о вечном. И кто за все это будет платить? Государство? Бизнес?

— Я не думаю, что принципиальное увеличение доли государства в финансировании программ «Культуры» было бы полезно. Грантовое мышление у чиновников отсутствует, торжествует логика соцзаказа: мы вам деньги — вы нам идеологию. Послушайте министра культуры, он откровенно об этом говорит. Бизнес пока тоже не очень горит желанием, он ищет свой интерес. Так что пока существует некое хрупкое равновесие. Важно сохранить то, что есть. Говоря о ТВ, в целом не могу согласиться, что оно в принципе враждебно культуре и не интересуется качественными продуктами. Недавно был показан фильм Лены Якович о Галиче. Другие документальные фильмы. По государственным каналам. Есть фильмы пропагандистские, а есть чисто документальные, талантливые. Поздно вечером по ТВ вообще много интересных программ. К сожалению, поздно вечером не все могут смотреть ТВ. Когда наша программа шла в полночь, мы потеряли ряд зрителей, особенно в регионах.

— А молодежь? Ваши студенты смотрят программу?

— Молодежь живет в уже ином информационном пространстве. Хотя современные исследования показали: нашу программу начали смотреть мужчины от сорока лет, это новое.

— То есть, садясь в кресло ведущего, вы представляете себе женщину средних лет, педагога или директора дома культуры? Я знаю довольно много коллег в регионах, кстати, разного возраста и статуса, которые ждут вашу программу, когда бы она ни выходила в эфир. Они не спрашивают, кстати, почему в студии тот или иной персонаж?

— Об этом скорее могут спросить мои пожилые соседи по даче — бывшие кинематографисты, у нас такое «киношное» соседство. А на встречах в регионах обычно спрашивают о содержании разговора. Своего зрителя я чаще все же встречу в обычном супермаркете, чем на светской тусовке. Он подойдет и спросит о передаче.

— Как вы выбираете собеседников? Как рождаются темы программ? Существует ли какой-то заранее согласованный с каналом план?

— С каналом мы, точнее, наш продюсерский центр, заключаем договор каждые полгода. Тему каждой передачи согласовываем — это условие договора. Но навязать тему нам не могут, таких попыток не было.

— Случалась цензура? Что-то «заворачивали»?

— Во всем мире есть корпоративное правило — сначала уйди из корпорации, потом обсуждай публично ее «кухню». Насчет участников — я их нахожу повсюду. Хожу на конференции, обсуждения, прежде всего чтобы послушать, а не выступить, внимательно слежу за дискуссией. Предварительного плана нет, идеи подсказывает само течение дискуссий, их острота. У нас достаточно жесткий формат — четыре человека в студии. Примерно 34 передачи в год. То есть надо найти достаточное количество интересных людей. Таких, которые умеют к тому же интересно рассказывать, обаятельны, коммуникабельны. Кочующие с канала на канал звезды нам не подходят, нам нужно найти таких людей, которые еще не примелькались. Чтобы могли между собой разговаривать, не ставили ультиматума — «с этим рядом сидеть не буду».

— Бывает, не хотят?

— Случается. В последнее время, к счастью, пока очень редко, стали говорить: я с федеральным ТВ не сотрудничаю. На вопрос, а какие претензии к нам или к каналу, отвечают: никаких, но дело принципа. Еще одна черта, свойственная отечественным интеллектуалам, — они могут согласиться, а буквально накануне передачи — или в тот же самый день — вдруг вспомнить, что у них другие дела. А у меня четыре кресла! Тогда приходится напрягать своих знакомых, умолять тех, кто хотя бы что-то может сказать по выбранной теме, прийти на запись. Иначе — отмена съемки.

—Темы и героев выбираете сами или советуетесь со своей командой?

— Сам, конечно, ТВ вообще тоталитарная форма. Газета — демократична. На ТВ так нельзя, я пробовал, ничего не вышло. Ну кому режиссер может доверить воплощение своего замысла спектакля?

— Что из задуманного пока не удалось?

— Я очень хотел сделать передачу о современной философской мысли. Пока это не удалось. Мы пытаемся.

— Не было разговора о том, чтобы расширить круг проблем, географию? Вы приглашаете гостей из других регионов, почему нет Сибири, Дальнего Востока? Других стран?

— Нет практической возможности приглашать издалека. Дорого. Так же как и расширять штат постоянных сотрудников. Хороший телевизионщик «стоит» одинаково что на Первом канале, что на «Культуре». Поэтому мы экономим не на качестве, а на количестве, постоянно работают три человека — редактор, я и монтажер.

— «Тем временем», как бы то ни было, — передача литературоцентричная. Многие программы звучат как логическое развитие и продолжение тех тем, которые вы как литературный критик задали в книге «У парадного подъезда», о литературных баталиях 1990-х. Что можно вообще сказать о значении писательского слова сегодня?

— Та роль писателя, о котором говорил Евгений Евтушенко, — «поэт в России больше чем поэт» — исчезла в 1990-е. Но сегодня она возвращается в том или ином виде. В свое время, в 1990-е, Чхартишвили и Улицкая вдоволь посмеялись над евтушенковской формулой. Но посмотрите, откуда и куда шли протестные шествия последних лет — они шли от Грибоедова к Пушкину. За кем шли? За Улицкой, Чхартишвили и Быковым. Наверное, это не очень хорошо, значит, в обществе недостает свободы, не работают многие институты. Писатели вынуждены снова отвечать сами на все «проклятые вопросы» современности.