Архиерейская литургия

Обязанности, соблюдаемые иереем при служении с архиереем литургии

ПРОСКОМИДИЯ

Священники, назначенные к служению с архиереем литургии, должны прибыть в церковь заблаговременно, осмотреть, все ли приготовлено каждому из них для облачения. Чередной (младший) священник заблаговременно до благовеста, прочитав входные молитвы, облачается и совершает проскомидию с тем, чтобы успеть совершить ее до прибытия архиерея.

На проскомидии из заздравной просфоры на верхней ее половине вынимаются только две большие частицы (за патриарха, архиерея и за весь священнический чин), а из заупокойной — одну частицу, прочие же частицы (мелкие) из обеих просфор должно вынимать из нижних половинок, оставляя верхние части просфор архиерею для изъятия из них частиц на великом входе.

ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ И ОБЛАЧЕНИЕ

При приближении архиерея к храму производится трезвон. В это время все священники, готовящиеся служить с преосвященным, приложившись к престолу, выходят (в рясах и камилавках) из алтаря северными и южными дверями к западным дверям храма, а священник, совершавший проскомидию, выходит в облачении с напрестольным крестом, положенным на блюдо, покрытое воздухом. Все становятся по чину (старшие ближе к западным дверям), а священник с крестом справа впереди всех.

Когда архиерей войдет в храм и станет на орлеце, то он и одновременно с ним встречающее его духовенство исполняют молитвенное поклонение, после чего все кланяются архиерею на его святительское благословение. Иподиаконы облачают его в мантию, и архиерей произносит: «Премудрость». Старший диакон читает: «Достойно есть…». В это время хор поет: «От восток солнца до запад…», и затем медленно: «Достойно есть».

Архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», старший диакон: «Честнейшую Херувим». Архиерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…». Старший диакон: «Слава и ныне. Господи помилуй (трижды). Преосвященнейший владыко, благослови».

Архиерей, творя малый отпуст, принимает от младшего священника крест (священник, поцеловав при этом его руку, становится справа первым). Когда архиерей сам приложится ко кресту, а после него приложатся (сняв камилавки) все священники, начиная со старшего, все опять становятся на свои места, а младший священник принимает крест на блюдо. Затем все одновременно с архиереем молятся и, поклонившись ему на его святительское благословение, входят в храм в таком порядке: за диаконами идет священник, несущий крест (который проходит через амвон и северной дверью в алтарь для положения креста на престоле), за священником, несущим крест, следует архиерей, а за ним попарно встречавшие его священники. (Обычно младший священник, приняв от архиерея крест и вместе со всеми поклонившись ему, сразу же впереди всех уходит с крестом в алтарь.)

Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону).

Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне — южной дверью, а стоявшие на левой стороне — северной дверью).

ЧАСЫ И ЛИТУРГИЯ

После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью — чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем — священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови». После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею.

При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство…») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение.

После возгласа: «Молитвами святых отец наших…», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство…». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

Возглас после великой ектении «Яко подобает Тебе…» делает первый сослужащий, стоя на своем месте у престола, а после возгласа кланяется архиерею чрез открытые царские врата.

Одновременно с ним кланяется архиерею и второй сослужащий священник (стоящий на середине храма) и затем, северной дверью войдя в алтарь, подходит к передней стороне престола, целует его, кланяется чрез открытые царские врата архиерею и становится на свое место с левой стороны престола. Второй священник произносит возглас после малой ектении («Яко Твоя держава…»), после которого также кланяется архиерею чрез царские врата.

Вместе с поклонением второго сослужащего кланяются и все остальные священники, находящиеся посреди храма, и входят в алтарь (стоявшие на правой стороне входят южной дверью, а стоявшие на левой — северной дверью). Приложившись к престолу и поклонившись чрез царские врата архиерею, все становятся у престола на свои места. Возглас после второй малой ектении «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…» произносит третий сослужащий, обычно кланяясь архиерею.

Перед малым входом первый сослужащий, вместе с протодиаконом помолившись спереди престола и поклонившись архиерею, вручает протодиакону Евангелие. После этого к первому сослужащему подходит второй, а прочие священники со своих мест, целуют престол и кланяются архиерею. Все выходят из алтаря северной дверью (священники в порядке старшинства — впереди за протодиаконом с Евангелием первый сослужащий и т. д.) и идут один за одним, обходя облачальное место, кроме священников, стоящих на левой стороне. И занимают на середине храма свои обычные места, на которых стояли при начале литургии.

По возгласе протодиакона «Премудрость, прости» все поют «Приидите, поклонимся…» и кланяются на осенение архиерея трикирием и дикирием. После осенения всего предстоящего народа, первые двое сослужащих приближаются к преосвященному для поддержания его, когда он будет сходить с кафедры и всходить на ступени амвона. Остальные священники попарно следуют за архиереем до солеи (старшие впереди).

После осенения архиереем с амвона предстоящего народа, сослужащие священники, поцеловав царские врата, каждый только на своей стороне, входят за архиереем в алтарь и занимают свои места, немного поодаль от престола, чтобы архиерей мог пройти при каждении престола. После выхода архиерея из алтаря (для каждения иконостаса) сослужащие приближаются к престолу и целуют его.

В конце пения служащими в алтаре в первый раз «Святый Боже» второй служащий, взяв с престола крест, подает его архиерею, держа верх левой рукой, а низ правой; затем, при возвращении преосвященного в алтарь, принимает крест, целуя руку архиерея, и полагает его на прежнее место.

Когда архиерей отходит от престола на горнее место, все сослужащие, приложившись к кресту, отходят также за архиереем и становятся по чину, по сторонам у горнего места, старшие ближе к преосвященному; на время чтения Апостола садятся каждый на своей стороне и встают только при каждении архиерею и им.

После прочтения Апостола, первый сослужащий, поклонившись архиерею, отходит к престолу и, взяв с него Евангелие, вручает его протодиакону и возвращается опять к горнему месту, где, поклонившись архиерею, занимает свое место.

После прочтения Евангелия и после молитвенного поклонения архиерея иконе на горнем месте, первые два сослужащих поддерживают преосвященного при схождении его с горнего места и кланяются ему вместе со всеми сослужащими на его благословение.

На сугубой ектении, когда диакон произносит «О великом господине и отце нашем…» и поминает служащего архиерея, в алтаре все служащие поют: «Господи, помилуй» (трижды) и при этом кланяются благословляющему их архиерею; после чего первые двое сослужащих помогают архиерею раскрыть антиминс, оставляя неоткрытою верхнюю часть его и, исполнив это, помолясь Богу, кланяются архиерею.

На ектении об оглашенных при произнесении прошения: «Открыет им Евангелие правды», третий и четвертый сослужащие открывают верхнюю часть антиминса, после чего, исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяются архиерею. Обычно эти же сослужащие произносят возгласы на ектениях об оглашенных и о верных: третий — «Да и тии с нами славят», а четвертый — «Яко подобает Тебе» (но иногда эти возгласы произносят первый и второй сослужащие). Возглас: «Яко да под державою Твоею» — произносит сам архиерей.

После троекратного прочтения архиереем Херувимской песни, младший из сослужащих отходит к жертвеннику и, став с левой стороны его, ожидает прихода сюда архиерея, приготовляя на двух тарелочках заздравную и заупокойную просфоры для подачи преосвященному. Когда архиерей приблизится к жертвеннику и, покадив Святые Дары, снимет с них воздух и с дискоса покров и звездицу, младший священник подает ему прежде заздравную просфору, положив на одной с просфорой тарелочке и копие, обращенное острым концом на левую сторону; после заздравной — подает заупокойную просфору. (После этого возвращается к престолу и совершает там поклонение, как его делали другие священники.)

Примечание.

По другой практике, младший священник отходит к жертвеннику во время произношения последней ектении пред Херувимской; здесь он снимает воздух, покровцы и звездицу и приготовляет просфоры. После этого он возвращается к престолу и вместе со всеми молится при чтении архиереем Херувимской песни, а затем после ухода архиерея к жертвеннику поклоняется и целует антиминс в числе других священников.

По отшествии архиерея к жертвеннику прочие сослужащие священники с непокрытыми главами подходят по двое к передней стороне престола и, став рядом, совершают молитвенное поклонение и целуют антиминс, поклонившись друг другу, отходят к жертвеннику — на правую его сторону. При этом второй сослужащий берет с престола крест (если сослужит четыре священника, если же сослужит шесть священников, то крест берет и третий сослужащий).

Когда архиерей, вынимая частицы из заздравной просфоры, помянет Святейшего Патриарха и Синод, сослужащие подходят к архиерею по старшинству и, целуя омофор на плече, произносят: «Помяни мя, преосвященный владыко, протоиерея или иерея (имя)». По другой практике имена подходящих священнослужителей называет протодиакон.

Когда преосвященный, по совершении им проскомидии, поставит на главу протодиакона дискос, первый из сослужащих приступает для принятия от архиерея потира, говорит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда…»; принимая потир, целует его верх и руку архиерея. За первым сослужащим подходит к преосвященному, то же говоря, второй сослужащий с взятым им крестом, держа его верх правой рукой, а низ левой, подает его для целования архиерею, а принимая от архиерея крест, — целует его руку. Затем, говоря: «Архиерейство твое», подходят и остальные все сослужащие священники по чину для принятия от архиерея лжицы, копия и других священных принадлежностей жертвенника (при этом целуют подающую руку архиерея).

На великий вход священники выходят из алтаря северной дверью в том же порядке, как при малом входе. На солее протодиакон, став пред царскими вратами лицом к архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков», а все сослужащие священники поворачиваются к архиерею, устанавливаясь на амвоне по обе стороны в два ряда: первый и третий на правой стороне, а второй и четвертый на левой.

После того как архиерей помянет над дискосом патриарха и все епископство православное, поставит дискос на престол и снова станет в царских вратах, первый из сослужащих, приближаясь и кланяясь архиерею, произносит: «Архиерейство твое да помянет Господь во Царствии Своем, всегда, ныне и присно…», подает преосвященному потир (поцеловав архиерейскую руку) и становится на свое место. То же произносят вполголоса и все сослужащие, когда архиерей над потиром помянет: «Вас и всех православных христиан…».

По входе архиерея с потиром в алтарь, сослужащие идут за ним по два в алтарь и, положив несомую ими святыню где следует, становятся на свои места. (Обычно копие, лжицу и другие священные принадлежности жертвенника принимает младший сослужащий и полагает их на свое место.)

После возглашения диаконом: «Возлюбим друг друга…», архиерей и все сослужащие, поклоняясь трижды престолу, произносят трижды: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя». После этого все сослужащие подходят с левой стороны престола и каждый целует дискос, потир и престол, произнося: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», после этого целуют правое и левое плечи архиерея, а также руку, отвечая при этом на слова архиерея: «Христос посреде нас» — «И есть, и будет». При этом первый сослужащий, а за ним все остальные священники становятся на правой стороне престола и взаимно друг у друга целуют правую руку, причем старший говорит: «Христос посреде нас», а подходящий: «И есть, и будет».

Когда все сослужащие окончат целование и займут свои места, архиерей поднимает воздух, сослужащие веют им над Святыми Дарами и над преклоненной главой архиерея. По поднятии им главы первые два сослужащие приближают воздух к архиерею для целования его; затем воздух передается младшему сослужащему священнику, который складывает его и полагает на левой стороне престола.

Во время возгласа: «Приимите, ядите…», «Пийте от нея…» и молитвы «И сотвори убо…» все сослужащие предстоят, преклонив свои главы и одновременно с архиереем тайно произнося те же слова (см. архиерейский Чиновник).

После возгласа архиерея: «В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего…», первый сослужащий произносит: «Помяни, Господи, господина нашего преосвященнейшаго (имя) епископа (такой-то епархии), егоже даруй святым Твоим церквам в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины». И произнеся это, подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку и, кланяясь, становится на свое место.

ПРИОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН

Когда архиерей приобщится Тела и Крови Христовой, и после этого протодиакон скажет: «Протоиереи, иереи, иеромонахи и диаконы приступите», все сослужащие по старшинству подходят к архиерею для принятия от него Тела Христова с левой стороны престола со словами: «Се прихожду к Безсмертному Царю…», и делают каждый поклон; затем, приложившись к престолу с передней его стороны, каждый произносит: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (или диакону) (имя) Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и приемлет на крестообразно сложенные свои руки Тело Господне, целуя при этом правую руку архиерея и омофор на его левом плече и говоря (на слова архиерея «Христос посреде нас»): «И есть и будет». Все, принявшие Тело Господне, отходят на свое место к престолу прежним путем (чрез горнее место) и становятся кругом престола, начиная с его правой стороны, в порядке старшинства. Молитву «Верую, Господи, и исповедую…» все произносят одновременно с архиереем, когда он ее читает пред приобщением.

После приобщения Тела Христова архиерей приобщает всех священников (а по другой практике и диаконов) Крови Христовой. К чаше священники приступают один за другим с правой стороны престола в том порядке, в каком подходили все для получения Тела Господня. Каждый, подходя к чаше и говоря: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему», делает поясной поклон. После этого, обращаясь к архиерею со словами: «Преподаждь мне, преосвященнейший владыко, иерею (имя) Честную и Животворящую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», и взяв илитон в руки (держа один конец его левой рукой около уст), приобщается из чаши из архиерейских рук, сам придерживая (правой рукой) только нижнюю часть чаши. По причащении каждый священник отирает уста и края потира илитоном и целует край потира, кланяется архиерею и отходит для чтения благодарственной молитвы.

По прочтении благодарственной молитвы: «Благодарим Тя, Владыко…», все отходят к жертвеннику и умывальнице (для принятия теплоты и антидора), кроме первого сослужащего. Первый сослужащий, после своего приобщения, обойдя престол, становится с левой его стороны, ожидая, пока окончит архиерей приобщение священников и поставит чашу на престоле. По приобщении священников, когда архиерей осенит архиерейским благословением первого сослужащего, он приступает к приобщению диаконов Крови Христовой (если их не причастил архиерей) и, исполнив приобщение диаконов, раздробляет Святой Агнец для приобщения верующих, после чего, сделав поклон преосвященному, отходит к жертвеннику.

Пред открытием царских врат все сослужащие священники занимают около престола свои места, а после последнего каждения преосвященным на Святые Дары и по поставлении им дискоса на главу протодиакона, первый сослужащий принимает от архиерея чашу, отходит с нею по обычаю к царским вратам для возглашения: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», а затем идет к жертвеннику, чтобы поставить на нем святую чашу.

При возглашении архиереем: «С миром изыдем», младший из сослужащих, поклонившись к престолу и затем архиерею, выходит для прочтения заамвонной молитвы, по исполнении которой входит в алтарь и, на своем месте также исполнив молитвенное поклонение престолу, кланяется архиерею.

После отпуста литургии все прикладываются к престолу и отходят для разоблачения.

Купить эту книгу можно
в розничном
магазине
«Сретение»
в оптовом
интернет
магазине

В Синодальный период предписывалось священнику произносить еще и измененный возглас: «Молитвами святаго владыки нашего…» (вместо: «Молитвами святых отец наших»). Но такое изменение не имеет под собою уставно-литургического основания.

Архиерейская служба

Скачать эту статью

Новообращенные, да и некоторые верующие, удивляются, когда служба в храме удлиняется, а хор поёт громче, чем обычно. При этом данному событию даются самые разные объяснения, иногда весьма далёкие от православия.

Следующий же человек не увидит в такой службе ничего необычного, ведь это архиерейское богослужение. Оно исполнено особого смысла и отличается красотой, ведь архиерей во время неё символизирует Иисуса Христа, находящегося среди Своих учеников.

Епископ — глава церковной области и первый священник в ней

Архиерейское богослужение в византийском обряде — это богослужение, которое совершает архиерей, то есть лицо в епископском сане. Согласно апостольскому устройству Христианской Церкви епископ признаётся главой своей церковной области.

Свои полномочия епископы получили от апостолов, которые избрали их для служения в определённом городе или провинции. О епископском служении говорил апостол Павел (Деяния 20:28).

Андрей Рублёв. Святой Апостол Павел, икона около 1410 года

Святой говорил в своих речах о епископском служении и о том, что епископы — это блюстители и пастыри Церкви.

Слово «епископ», в переводе с греческого, означает «надзирающий». В определённой церковной области он глава христианской общины и символизирует Христа — Главу всей Церкви. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении:

«Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога».

(Деян. 20:28)

Другие же чины иерархии — дьяконы, священники — поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении. Свои полномочия епископы получили от святых апостолов.

Именно поэтому в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии. Викарные епископы и священники совершают службы только по дозволению епархиального архиерея.

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – главный Архиерей в Русской Православной Церкви. Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за любым богослужением в своей епархии.

Древний чин православного богослужения говорит о том, что епископ возглавляет собрание священнослужителей при совершении таинств Евхаристии и Священства, Крещения, Миропомазания, Покаяния. При этом по современным понятиям архиерейская служба может проводиться по любым другим поводам.

Только епископ обладает полнотой апостольского дара

Каждому священнику вверено совершения Таинства Евхаристии и других служб в своём приходе, при этом полнотой апостольского дара он не обладает. Этот дар в полноте своей почивает на епископе, именно поэтому некоторые священнодействия совершаются только епископом.

Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круг сильно меняется во время даже простого присутствия архиерея в храме.

Епископ Уваровский Игнатий. Только Епископ обладает всей полнотой апостольского дара

В Православной Церкви принят византийский обряд. Согласно ему только епископ может совершить следующие священнодействия:

  • рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии нескольких епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца;
  • хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.);
  • награждения клириков за Божественной литургией церковными наградами;
  • чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение) и антиминса;
  • чин освящения мира (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению);
  • чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом государстве);
  • большинство литургических действ (чины шествия на осляти, пещного действа и др.)

Епископ Тарасий совершает богослужения в престольный праздник Прокопиевского кафедрального собора Великого Устюга. Во время архиерейского богослужения в нём участвует весь клир того храма, куда прибыл архиерей

Все они проводятся с обязательным участием архиерея. Особенности архиерейского служения литургии требует участия в нём почти всего клира того храма, в котором проводится богослужение: протодиакона, пресвитеров и диаконов, иподиаконов.

Они исполняют во время литургии различные обязанности, указанные в Большом Требнике. Необходимо помнить, что архиерей не может совершать таинство венчания в том случае, если он монах.

Облачения архиерея указывают на всю полноту почивающей на нём благодати Божией

Для того чтобы указать на то полноту почивающей на нём благодати, архиерей облачается особенным образом. В православии главный знак отличия епископа от пресвитеров — омофор.

До XI — XII века это единственный знак отличия архиереев. Надевался он поверх полного священнического облачения. Начиная с XVIII века архирейское облачение в православной традиции насчитывает 11 предметов.

Схема: архиерейское облачение. В настоящее время полное облачение архиерей насчитывает 11 предметов

Начиная с XVIII века, полный комплект архиерейских облачений в православной традиции стал следующий:

  • архиерейский камисий (так называемый подсаккосник);
  • епитрахиль;
  • пояс;
  • палица;
  • саккос (может заменяться фелонью);
  • два омофора — большой и малый (первый одевается в время процессий, второй же на тайнодействие);
  • панагия (если архиерей награждён панагией, то во время богослужения он носит крест и вторую панагию);
  • митра;
  • архипастырский жезл;
  • архиерейская мантия;
  • клобук или куколь, у Патриарха — второй параман.

Архиерейский амвон в русском православном храме. С него производится архиерейское богослужение

Архиерейское богослужение в православии проводится с архиерейского амвона, то есть возвышение в центре храма. На нём архиерей стоит тогда, когда находится во время чтения Евангелия находиться в храме, а не в алтаре.

Для Византии возведение амвонов — это традиция. С них читали Священное Писание, произносили екетинии, пели важнейшие песнопения. Во время богослужения архиерей сидит на кресле. Оно устанавливается в горнем месте. Горнее место находится у восточной стены алтаря.

Архиерейское богослужение в РПЦ регламентируется Чиновником архиерейского священнослужения

Последование архиерейского богослужения в РПЦ установлено Чиновником архиерейского священослужения. В нём указанно, что при богослужении, совершаемым епископом, употребляются особые предметы — особые подсвечники дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох). Насчитывают 10 этапов архиерейского богослужения.

Богослужение во главе с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном в Храме святого страстотерпца царя Николая II в городе Никольское 22 сентября 2013 года. Автор последовательно показывает все этапы архиерейского богослужения, начиная с первой секунды.

Архиерейская литургия состоит из следующих этапов:

  • проскомидия;
  • встреча архиерея;
  • облачение архиерея;
  • часы;
  • малый Вход;
  • чтение Апостола и Евангелия;
  • совершение Ектении;
  • великий Вход;
  • освящение Даров;
  • причащение;
  • окончание Литургии.

Богослужебные просфоры. Для архиерейского богослужения просфоры приготовляются размерами больше

Последование архиерейской литургии может иметь свои особенности в зависимости от того, какое именно священнодействие совершается. Проскомидия при этом совершается до того, как прибудет архиерей в храм.

При этом просфоры для неё находимо приготовлять больших размеров, при этом во время вырезания Агнца иерей принимает во внимание количество священнослужителей, участвующих в причастии.

При встрече архиерея священнослужители выстраиваются у входных дверей.

Последовательность встречи архиерея зависит о того, в какое время он прибыл в храм. Например, если это случилось во время богослужения, то оно не прекращается, а архиерей входит в алтарь через южные врата.

Обычно же о его приезде знают заранее и священнослужители в облачении встречают его, становясь в два ряда и распределившись по старшинству у входных дверей.

Литургия Архиерейского чина. Встреча Архиерея. Облачение. На 50 секунде показан вход архиерея в храм.

Архиерей совершает вхождение в храм, становится на орлец, отдаёт жезлоносцу посох. Все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Во время пения певчих «достойно…», протодиакон возглашает «и читает:

«Достойно есть яко воистину…».

Одновременно иподиаконы надевают мантию на архиерея, он же, в свою очередь, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

После одного поклонения и крестоцелования, иереи по старшинству, а после них священник храма, совершают проскомидию. После крестоцелования архиереем совершается благословение священства.

Далее все шествуют своим порядком к царским вратам, где архиерей через северную дверь проходит в алтарь и полагает здесь Святой Крест на престол. Иподиакон со вторым диаконом уходит в алтарь, остальные стоят по своим местам, но в него не заходят.

Архиерейское богослужение. Во время архиерейского богослужения епископ благословляет как клир, так и народ

Протодиаконом читаются входные молитвы, а архиерей, отдав посох жезлоносцу, восходит на амвон. Прочтя молитвы, надев клобук и посох, он благословляет предстоящих на три стороны.

Далее он идёт на кафедру или облачальное место, которое расположено в центре храма. Перейдя сюда попарно и приняв благословение от епископа, иереи уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться. На этом встреча архиерея завершается.

Смотрите также статью Митрофорный протоиерей

Иподиконы облачают архиерея во время богослужения.

Облачают архиерея во время богослужения иподиаконы. Это его помощники. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит это в алтарь. Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает:

«Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило».

По благословении первый диакон говорит:

«Господу помолимся».

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир надевает саккос. Иподиаконы помогают архиерею облачатся

Диакон подаёт соответствующий возглас, а протодиакон — соответствующий стих. Певчие поют молитвы на облачение архиерея.

Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.

Владыка надевает митру. Подают ему во время службы иподиаконы

Хор поет:

«Тон дэспотин…»

Архиерей благословляет народ, осеняет его на четыре стороны (на восток, запад, юг и север). После благословления народа дикирием и трикирием, он отдаёт их иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза:

«Ис полла…»

Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем — архиерею.

Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы во время архиерейского богослужения читаются в обычном порядке.

Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью — священник, совершавший проскомидию, северной — чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону — священник, по левую — чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею.

По окончании пения на клиросе «Ис полла…» священник возглашает:

«Благословен Бог наш…»

чтец:

«Аминь».

Затем начинается обычное чтение часов.

Чтение часов во время архиерейского богослужения ничем не отличается от обычного богослужения.

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Во время архиерейского богослужения Часы читаются в обычном порядке

При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем — иконостас, праздничную икону.

A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.

При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон совершает кажение правой стороны, второй кадит архиерея справа — левую. Вместе кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. Когда читаются часы, архиерей сидит, восстает же на: «Аллилуия», на: «Трисвятое» и на: «Честнейшую» (Чиновник).

Архиерейское богослужение Недели Торжества Православия в Выборге. Архиерей благословляет народ при помощи особых подсвечников — дикирия и трикирия

По окончания кажения начинается обряд умовения рук. Далее следует молитва перед литургией. Священник и диаконы молятся с архиереем тайно. По окончании часов иподиаконы открывают царские врата.

Первенствующий священник, стоя перед престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяется, принимая его благословение.

При архиерейской службе установлено особое последование для регента хора.

После чтения Апостола и Святого Евангелия происходит чтение сугубой екетинии, выполняется церемония малого входа и великого входа, освящение Даров, причащение. Иногда великий вход не выполняется и тогда освящение Даров и причащение происходит после малого.

По окончанию литургии архиерей благословляет народ общим благословением и входит в помещение алтаря через царские ворота на солею. Выходит же он после окончания богослужения через западные ворота.

Архиерейское богослужение в храме села Михайловское. На первой секунде видно и слышно, что хор меняет громкость пения в зависимости от поведения епископа.

Так как архерейское богослужение сложно, установлено специальное последование архиерейской службы для регента. Оно касается тех особенностей во время пения молитв, которые характерны для него. Во время пения регенту необходимо ориентироваться на действия архиерея.

Так петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы. Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам

Некоторые молитвы поют ахиерей и все его священники. Это тоже необходимо учитывать регенту. Кроме того, если прислужник подает архиерею богослужебные предметы слишком быстро или же медленно, необходимо так подладить пение хора, чтобы не нарушить весь ход архиерейского богослужения.

Великое Освящение храма

ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА БЫВАЕМОГО ОТ АРХИЕРЕЯ

Освящение, или «обновление», храма. Выстроенный храм может быть местом совершения Божественной литургии не иначе, как после его освящения. Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. Наш храм был освящён 28 августа 2015 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Подробнее об этом событии читайте

По правилам Православной Церкви (IV Всел. Соб., 4-е прав.) освящение храма должен совершать архиерей. Если же не сам архиерей освящает, то он посылает освященный им антиминс в новосозданный храм, где после установления и освящения священником престола возлагается на него антиминс. Это освящение храма — архиерейское и иерейское — называется великим.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ЧИНЫ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА:

Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго».

Архиерей освящает только антиминс. «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго».

Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме. Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ НАКАНУНЕ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА.

Накануне дня освящения в новосозданном храме служится малая вечерня и всенощное бдение. Служба совершается обновлению храма (стихиры и канон) из Большого Требника в соединении со службою храма, т. е. того святого, во имя которого построен храм. Как малая вечерня, так и бдение поются пред алтарем при закрытых царских вратах.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ОСВЯЩЕНИЮ ХРАМА.

Накануне дня освящения приносятся в новосозданный храм мощи. Святые мощи поставляют на дискос под звездицею и покровом пред образом Спасителя на аналое, и пред ними возжигается лампада. Пред царскими вратами поставляется стол, на котором полагаются обыкновенно принадлежности престола: Святое Евангелие, честный крест, свящ. сосуды, одежды на престол и на жертвенник, гвозди и проч., а по четырем угла стола поставляются зажженные свечи. В алтаре же, ближе к горнему месту, ставится стол, застланный пеленой, и на нем поставляются святое Миро, вино церковное, розовая вода, стручец для помазания Миром, кропила, камни для прибивания гвоздей.

В самый день освящения храма (до звона) мощи износятся с благоговением в близ находящийся храм и поставляются на престоле. Если же нет вблизи другого храма, то мощи стоят в освящаемом храме на том же месте у местной иконы Спасителя. В самый день освящения храма поется молебен и совершается малое освящение воды, после которого священнослужители, участвующие в освящении храма, облачаются во все священные одежды, а сверху этих одежд, для их охранения, одевают белые защитные запоны (передники) и подпоясывают их. После облачения священнослужители вносят царскими вратами стол с приготовленной утварью и поставляют его на правой стороне в алтаре. Царские врата затворяются, и миряне не могут быть в алтаре, для избежания тесноты.

ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ:

устройство престола (святой трапезы);

омовение и помазание его;

облачение престола и жертвенника;

освящение стен храма;

перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей;

заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих.

Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах при пении (хором) 144-го и 22-го псалмов. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой, подобно Соломону, просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас благодать небесного осенения.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника. Этим заканчивается первая часть чина освящения храма — устройство святой трапезы.

Омовение и помазание престола святым Миром. После утверждения престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином.

Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водою поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною).

При каждом возливании смешения архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

После омовения трапезы архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы: один посередине трапезы, а другие два — по обе стороны ее немного ниже, предозначая те места, где во время литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет 132-й псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

Облачение престола. После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачи€ца» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест.

При опоясывании престола поется 131-й псалом. После облачения престола в нижнюю одежду архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою.

Воздав славу Богу («Благословен Бог наш…»), архиерей повелевает старейшему пресвитеру облечь, с окроплением святой водою, жертвенник в священные одежды, поставить на нем освященные сосуды, покровы и закрыть их пеленою. Жертвенник есть место только приготовления жертвы, а не освящения ее, а потому он и не освящается подобно престолу. При облачении жертвенника в одежды и при поставлении на нем сосудов и покровов ничего не произносится, только бывает кропление святой водою, и затем все на жертвеннике покрывается пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными. При этом обхождении хор поет 25-й псалом («Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих»), в котором царственный пророк изливает радость свою при виде благолепия дома Господня.

После возвращения духовного собора в алтарь произносится краткая ектения, и архиерей, сняв митру, читает пред престолом молитву, в которой просит Господа исполнить новый храм и жертвенник славы, святыни и благолепия, чтобы в нем приносилась бескровная Жертва ко спасению всех людей, «о прощении вольных и невольных грехов, во управление жития, во исправление благаго жительства, во исполнение всякия правды». После этой молитвы архиерей, при главопреклонении предстоящих, читает тайную молитву, в которой благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него от апостолов.

После возгласа архиерей возжигает своими руками первую свечу и поставляет ее на горнем месте возле престола, а до этого времени в алтаре ни одна свеча не зажигалась.

Перенесение и положение под престол святых мощей после освящения храма. Из освящаемого храма бывает торжественный крестный ход в другой храм за мощами, если они были положены в ближайшем храме.

Если же святые мощи находились в освящаемом храме, то архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников: «Иже во всем мире мученик Твоих» и «Яко начатки естества».

При обнесении мощей вокруг освящаемого храма поют тропарь: «Иже на камени веры создавый Церковь Твою, Блаже». При этом шествии один из священников, предходя, кропит святой водою стены храма. Если же местность не позволяет обнести мощи вокруг храма, то обносят их вокруг престола.

По совершении крестного хода, когда придут к западным вратам храма, тогда певцы поют тропари: «Святии мученицы» (дважды) и «Слава Тебе, Христе Боже» (однажды), и идут в храм, западные врата за певцами затворяются, а архиерей со священниками остается снаружи в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, какая читается на литургии при входе с Евангелием.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Хор повторяет эти слова. Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом. После чтения молитвы: «Господи Боже, Иже и сию славу», архиерей с коленопреклонением читает молитву о создателях храма (при коленопреклонении и всего народа). В этих молитвах возносятся прошения о том, чтобы Господь ниспослал на нас благодать Святого Духа, подал всем единомыслие и мир, а создателям храма — оставление прегрешений.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.
После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

В новоосвященном храме литургия должна совершаться семь дней подряд ради даров Святого Духа, отныне всегда пребывающего в храме (Симеон Солунский). Новоосвященные антиминсы также должны в продолжение 7 дней оставаться на престоле в храме.

Фотографии Алексея Лузгана, Екатерины Ульяновой

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

  • Великое освящение храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса)