Атеизм

Деизм и атеизм как осн. направления ф-ии Просвещения

⇐ Предыдущая1234

18 в. осн. особенность культ разума, т.е. чел должен опираться на разум и здравый смысл.

2 направления: Деизм, Атеизм.

Деизм- сторонники не соглашались с отождествлением бога и природы, но и не отвергали существование бога. Согласно деизму бог есть, он создал мир, но он не вмешивается в законы природы и в судьбы людей.

Представители:

Вольтер пытался обосновать идею равенства всех перед законом. По его мнению закон превыше всего, ему должны подчиниться все от крестьян до монарха. Выступав против деления общества на сословия и против сословных привилегий. В обществе должны быть бедные и богатые, так было и будет.

Руссо, рассуждает о неравенстве в обществе. 3 ступени неравенства:

4. Естественная (связана с физ. различиями)

5. Имущественная (богатый, бедный)

6. Политическая( деление общ-ва на властвующих и подвластных)

С возникновением г-ва возникает имущественное и политическое неравенства. Высшей ступенью неравенства явл. диспотия, т.е. неограниченная власть одного чел- современное ему г-во.

Атеизм- отвергали идею существования бога, объясняли происхождение мира с материальной и естественно-научной позиций.

Представители:

Дедро идея того, что окр. мир не творение бога, а результат длительных и постепенный изменений. Признавал материю единственной субстанцией. Схожие взгляды имели Гельвецкий и Гольбах. Осн. идеи:

1. Борьба с религиозными предрассудками.

2. Признание метерии субстанцией.

3. Идея соц. справедливости.

Беркле субъективный идеализм (первично сознание конкретного чел). Осн. идеи:

1. Понятие материи ложно

2. Единой материи нет

3. Единственная реальность- это сознание чел.

Ф-ия Канта.

1.Докритическая фил-ия Канта

В течении этого периода интерес Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Он уделил большое внимание проблеме развития. Выводы Канта:

1. Солнечная система возникла из большого облака разряженных в космосе частиц материи.

2. Природа имеет свою историю во времени(начало и конец).


3. Природа находиться в постоянном изменении и развитии.

4. Движение и покой относительны.

5. Все живое на земле- это результат эволюции.

2.Агностецизм Канта

Рассм. вопросы деятельности разума, познания, логики, этики. 3 произведения: критика практического разума, критика чистого разума, критика способности суждения.

В книге критика чистого разума Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. идею не возможности познания окр. мира. Выдвигает гипотезу согласно кот причиной трудностей при познании явл. чел, а точнее его разум. Познавательные способности чел. разума ограничены, т.е. разум не может вместить всего. 4 антиномии(противоречия):

1. Ограниченность пространства. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве или мир имеет начало во времени и безграничен в пространстве.

2. Простое и сложное. Существуют только простые элементы и то что состоит из них или в мире нет ничего простого.

3. Случайность и причинность. Существ. не только причинность, но и случайности или случайностей не существ., а всё причинно обусловлено и предопределено.

4. Есть ли Бог. Есть или нет.

Классифицирует знание и выделяет 3 его разновидности:

1. Априорное знании, доопотное т.е. то кот. существ. в разуме изначально.

2. Апостериорное знание, то кот. чел получает в результате опыта.

3. “Вещь в себе”. Это внутренняя сущность вещи, кот. не когда не будет познана разумом.


3.Этика Канта

Работа “критика практического разума”

Гл. вопросы: Какой должна быть мораль? Что есть моральное поведение?

Формирует моральный закон, кот. имеет высший характер. По его мнению поведение чел независимо от внеш. Условий и подчиняется только моральному закону. В наст. Время его закон понимают так:

1.Человек должен действовать так, чтобы его поступки могли быть образцом для всех.

2.Чел должен относиться к другому, только как к цели, а не как к средству.

Ф-ия Гегеля.

Закон Арестотеля о том, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно верны по отношению к одному и тому же предмету, Пр: потолок белый, черный)

Гегель пересматривает этот заеон считает, что доля истины мб в каждом противоречащем суждении. Пр: Господин Х хороший и плохой. Новая логика разработанная Гегелем- получила название деалектической.

По Гегелю абсолютная идея это:

1.Ед. существующая подлинная реальность.

2.Первопричина всего окр. мира, его предметов, явлений.

3.Мироврой дух обладающий самосознанием и способностью творить.

По Гегелю чел игрет особую роль. Он носитель абсолютной идеи.

Атеист – это человек, который отрицает существование любых богов. В более расширенном смысле атеист отрицает существование любых нематериальных существ, души и т.д. С точки зрения атеиста природный мир полностью самодостаточен, а все религии имеют исключительно человеческое происхождение. Единой философии, идеологии, поведенческих шаблонов у атеистов не существует.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 369

Атеизм: понятие и суть

В общем понимании атеизм — неверие в Бога. Но если рассматривать это понятие в более широком смысле, в него входит отрицание любой религии и сверхъестественных явлений.

Атеизм – позиция, которая определяет весь стиль жизни и мышления человека

Современные исследователи называют атеизм — особым мировоззрение, имеющим под собой основания в области науки, морали и социальной жизни общества. К ним относятся следующие утверждения:

  1. Окружающий человека природный мир, организован по рациональным законам, которые человек может изучить в ходе экспериментальной научной деятельности. В философии это утверждение называется натурализмом.
  2. Антропоцентризм — это утверждение, что человек, являясь часть природного мира, благодаря наличию разума и сформированных личностных качеств занимает в нём особое положение. Оно позволяет людям чувствовать себя важнее любых социальных и религиозных институтов.
  3. Атеисты утверждают, что научное познание, заключающееся в изучении явлений и предметов окружающего мира с помощью математических и экспериментальных методов, позволяет раскрыть естественно-природную сущность таинственных и чудесных явлений. По мнению приверженцев атеистического мировоззрения, рационализм может объяснить любое сверхъестественное явление с объективной, логической точки зрения.
  4. К социальным основам атеистической мысли относится мнение о прогрессивном развитии человеческой цивилизации, которая в процессе существования накапливается знания, технический потенциал и степень личной свободы человека.

Интересно: современное понимание термина атеизм, дословно переводимого с греческого языка как безбожие, сложилось в начале текущей эры на основе библейского учения.

Кто такой атеист?

Изначально термин «атеист» применялся по отношению к любому человеку, находящемуся в конфронтации с официальной религией, независимо от его взглядов на сверхъестественное. Со временем данный термин стал означать конкретную философскую позицию человека. Сегодня это слово используется, в том числе и как самоопределение.

На сегодняшний день однозначного значения слова «атеист» не существует. В первую очередь потому что не существует четкого определения понятий «божество», «сверхъестественное». Атеистом может быть как человек, не принимающий идею бога как самостоятельной и активно действующей личности, творца, так и человек, отрицающий возможность существования нематериальных сфер, вплоть до буддистских концепций.

Ученые выделяют несколько способов классификации различных течений атеизма. Атеисты могут быть «сильными» и «слабыми». «Сильный» атеист отстаивает утверждение о несуществовании богов. Слабый атеист может допускать возможность существования бога, но отрицает существование нематериального.

Также существует разделение на стихийных и научных атеистов. Научный атеизм основывается на естественных науках, и отрицает существование сверхъестественного при помощи научного метода и работает с вполне конкретными данными. Стихийные атеисты научными разработками и методами не руководствуются, они зачастую являются скептиками или просто не интересуются нематериальным миром и религией.

В отдельную группу выделяются практические атеисты. Они ничего не отрицают и не утверждают, но могут признавать существование нематериального мира бессмысленным и необязательным.

Есть несколько предпосылок к появлению практического атеизма:

  • Отсутствие интереса или незнакомство с религиозными вопросами, течениями, учениями о сверхъестественном и нематериальном.
  • Игнорирование вопросов религиозного характера как в теории, так и на практике.
  • Отсутствие серьезной мотивации. Наличие или отсутствие веры в бога или нечто нематериальное практически не влияет на человеческую жизнь. Что значит, атеист в этом практически ничем не отличается от религиозного человека.

Видео о мировоззрении атеистов

Это интересно: Что такое крыжма для крещения?

Виды атеизма

Исследователи выделяют различные виды атеизма на основе социологического и деятельностного критерия.

С социологической точки зрения атеизм делится на 2 вида:

  • индивидуально-личностный;
  • коллективный.

Деятельностный критерий подразумевает более сложную классификацию атеистических взглядов:

  • теоретический атеизм заключается в разработке философской идей, лежащих в основе этого мировоззрения;
  • практический атеизм выражается в деятельности, осуществляемой отдельным человеком или группой людей.

В своих убеждениях атеисты опираются прежде всего на науку

В свою очередь атеистическое мировоззрение практического типа делится на основе внешней активности носителя на два вида:

  • пассивное отрицание существования Господа;
  • активная деятельность, направленная на борьбу с религией и Церковью.

Верующие люди отмечают, что теоретический атеизм ищет ответ на вопрос о существовании Бога при помощи религиозной философии, основанной на том, что атеисты отрицают: вере в Бога и опыте религиозного познания.

Сколько атеистов в мире?

Невозможно точно подсчитать, сколько атеистов в мире. Возьмем для примера Россию. Согласно статистическим выкладкам от 2012 года, церковь постоянно посещают около 10 процентов населения. Примерно столько же людей позиционируют себя в качестве атеистов. Во что верят остальные, и верят ли – сказать трудно.

Можно сказать, что больше всего атеистов в странах Запада, где достаточно развита экономика. В беднейших странах атеистов очень мало, иногда их количество не превышает 1-2 процента.

В некоторых мусульманских странах, где уголовное и иное право базируется на религиозных основах (шариат) открытый атеизм расценивается, как отказ от исламской веры и карается смертной казнью. При этом одной из самых религиозных стран являются США, где количество верующих достигает 90 процентов.

Атеисты не имеют единой идеологии и философии, но нередко встречаются попытки их объединить. Так, периодически появляются различные атеистические символы, знаки и т.д. Самый известный символ атеистов – это стилизованное изображение атома. Другой знак атеистов – атеистическая красно-черная лента солидарности.

Мой путь в «атеизм»

До 22-х лет я считал себя атеистом.
«Крестятся, в церковь ходят – фу, бред» – думал я, глядя на «верующих».

Мой атеизм отрицал религию (христианство). Я отвергал пустую набожность, которую видел. Покорность, поцелуи креста, икон и даже рук священника. Рабское положение, но не перед Великим и ещё не понятным, а перед «все так должны делать».

Я не знал лучшего способа выразить своё отношение, чем отрицание, к поведению «так принято». Меня раздражала всеобщая бездумность.

Особо сильно, меня доставало, когда заставляли съесть кусочек хлеба, который символизирует «Плоть и Кровь Христову». — Символический каннибализм! А не очищение.

Это было подростковое и поверхностное убеждение. Вывод сделал, и даже Библию не читал. В моём случае, атеизм был этапом включения «мозга», ещё пустоватого, но уже замечающего глупости.

Во что верят атеисты?

Атеисты отрицают существование нематериального мира. Они не верят в потусторонние силы, в богов, во что-то, что человек не сможет объяснить и подвести подходящее обоснование.

Однозначной идеологии атеизма не существует. Однако из факта отрицания существования бога некоторые атеисты делают ряд выводов:

  • Каждый человек сам отвечает за себя, свои поступки, слова, мысли. С точки зрения атеиста, религиозное искупление или спасение – иллюзия.
  • Не существует ада и рая. Следовательно, нет смысла бояться или заискивать.
  • Не существует всемогущего существа, внимающего молитвам. Если человек хочет, чтобы что-то получилось, он должен сделать это самостоятельно, не надеясь на помощь свыше.
  • Есть природа, не имеющая добрых или злых намерений относительно человека. Есть нынешняя жизнь, которую нужно прожить.

Ученые-атеисты пропагандируют самоценность человека как такового, без вмешательства внешних сил. И считают человеческую жизнь саму по себе ценной, а не подготовкой к последующему бессмертию.

Каждый атеист имеет свои взгляды и убеждения. Их объединяет только вера в отсутствие высших и потусторонних сил, активно вмешивающихся в дела человечества, и сознание полной ответственности человечества за свои поступки.

Причины обращения к атеизму

Люди становятся атеистами по множеству причин. Самыми распространёнными являются следующие факты:

  • недовольство поведением служителей церкви (благословение оружия, одобрение вооружённых конфликтов, участие в политической жизни, стяжательство);
  • неудачные попытки найти утешение в религии в тяжёлом жизненном испытании (безвременная кончина близких людей, смерть ребёнка, тяжёлая болезнь);
  • наличие традиций, требующих больших физических и эмоциональных затрат;
  • наличие в обществе социальной несправедливости, преступности;
  • наличие эпизодов навязывания религиозного мировоззрения;
  • кровавые конфликты и агрессивные действия, совершаемые во имя религии;
  • религиозный фанатизм, приводящий к ситуациям опасным для жизни верующего человека и его семьи.

Каждый человек приходит к атеистическому мировоззрению своим путём.

Интересно: большинство исследований выявляет, что доля убежденных атеистов в классическом понимании этого термина в современном мире достаточно незначительна. Большинство людей с атеистическим мировоззрением говорят не об отрицании Бога, а об отрицании современного института Церкви.

Как хоронят атеистов?

Похороны атеистов проходят в соответствии со стандартами и обычаями страны проживания. Для примера – достаточно посетить ближайшее кладбище и попытаться определить, кто в какой могиле лежит, где верующий, где атеист.

Есть и некоторые отличия в самом ритуале. Похороны атеистов проходят без присутствия священника, без отпевания. На их могилу не устанавливается крест, как и в дальнейшем на памятник. Отсутствуют и другие атрибуты, свойственные, например, православию: лента на лбу, иконка в руках.

В том, как хоронят атеистов, нет никаких тайн. Некоторые предпочитают не традиционные похороны на кладбище, а кремацию с последующим развеиванием праха в памятных местах.

Видео о том, во что верят атеисты

История атеизма

Термин атеизм получил своё современное определение в работах французских философов XVI в. Но его истоки уходят во времена Античности.

Развитие в Европе

Современный атеизм берёт своё начало в древнегреческой философии. Диагор, Критий и Ксенофан говорили об искусственном происхождении религии, созданной для ограничения свободы людей моральными рамками. Ксенофан, основываясь на антропоморфизме греческого пантеона утверждал, что богов создали люди, наделяя их человеческими чертами.

По мнению атеистов, все мировые религии были придуманы людьми

Эпикурейцы не отрицали существование богов, но полагали, что она безразличны к людским заботам. Учение Эпикура обосновал и развил римский философ Тит Лукреций Кар, утверждающий, что боги не влияют на судьбы людей и окружающий мир. Он отрицал существование загробного мира и бессмертие души.

В Римской империи атеистами называли первых христиан, так как они не почитали римский божественный пантеон и отрицали культ императора. В эпоху Средневековья развитию атеистического мировоззрения препятствовало функционирование инквизиции. При этом ряд средневековых философов утверждали, что человеческий разум не может постичь сущность Бога.

На этой мысли основываются работы всемирно известных религиозных философов Яна Гуса и Мартина Лютера. В XVI в. в европейских странах распространяется философия деизма, признающего существование Господа и его роль в создании мироздания, при этом ограничивающая его роль в жизни людей и отрицающая возможность чудесных и мистических событий.

В трудах французских философов второй половины XVIII в. деизм преобразовался в атеистическое учение, которое после Великой французской революции легло в основу религиозной политики якобинского правительства. Её последствиями стали массовые казни верующего населения и изгнание из страны служителей церкви.

Несмотря на свержение якобинцев, следы антирелигиозной политики просматриваются и в современном французском государстве. Во второй половине XIX в. атеистические идеи получили развитие в немецкой философской школе. Наиболее радикальные атеистические идеи прослеживается в произведениях Фридриха Ницше, который полностью отвергал существование Бога, резко критиковал Церковь и религию.

Этот взгляд на религию разделял основоположник марксистского учения Карл Маркс. В его работах появляются попытки дать атеизму научное обоснование. Большое влияние на распространение атеистических идей оказал труд Чарльза Дарвина, который выдвинул идею естественной эволюции видов. Эта теория является для атеистов одним из главных доказательств небытия Господа.

В XX в. атеизм оказывал влияние на многие философские учения, например:

  • объективизм;
  • нигилизм;
  • логический позитивизм;
  • светский гуманизм;
  • феминизм.

Количество атеистов в мире

Большинство современных атеистических учений говорит об отсутствии необходимости для человека в Боге и религии. Их идеологии утверждают, что вера не имеет логического смысла, так как не может быть обоснована научными методами.

Становление в России

Атеистические идеи появились в середине XVIII столетия. Этому способствовало распространение среди российской аристократии произведений Вольтера. Под их влиянием оказалась императрица Екатерина Великая, планировавшая провести ряд религиозных преобразований, которые должны были ослабить влияние православной церкви на народ.

Однако события французской революции кардинально поменяли взгляды правительницы, заставив её обратиться к православию, как к инструменту поддержки русской монархии. Этой же линии придерживались все цари династии Романовых, поэтому до начала XX в. атеизм не получал развития в русском обществе.

Необходимо отметить, что многие представители, входящие в высшую российскую аристократию, разделяли идеи деизма. Они рассматривали церковь как инструмент воздействия на народные массы. Ведущая роль православия в Российской империи закреплял рад законов, запрещающий переход в другую религию и неимение вероисповедания.

Ситуация кардинально поменялась после большевистской революции. Атеизм стал частью коммунистической советской идеологии, которая, обещая свободу вероисповедания, разрешала свободную антирелигиозную пропаганду. Атеистическая пропаганда велась параллельно с развитием и популяризацией научных знаний.

Газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе

С начала 90-х гг. православие вновь становится основной идеологией в российском обществе. Этот процесс активно поддерживается государством. К началу XXI в. активная позиция церкви в политической и социальной жизни государства приводит к увеличению числа атеистически настроенного населения.

Следует отметить, что большинство россиян, называющих себя атеистами, являются агностиками. Они допускают существование Господа, но категорически не согласны с деятельностью Русской Православной Церкви.

Атеисты среди знаменитостей

На сегодняшний день признанные атеисты среди знаменитостей встречаются достаточно редко. Модой является принадлежность к какой-либо конфессии, секте, вплоть до неоязыческих. Интерес к таким сектам подстегивается и обществом, для которого это альтернатива традиционным религиям.

Первым человеком, который с полным обоснованием называл себя атеистом, был французский барон и философ Гольбах. С его точки зрения Вселенная функционирует на вполне материалистических основах. Несколько его сочинений были осуждены и прилюдно сожжены на площади. Однако начало было положено, и с течением времени количество атеистов в мире лишь увеличивалось.

Среди известных философов, которые были агностиками либо атеистами, можно назвать Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше, Маркса. В 20 веке марксистский атеизм был одним из наиболее распространенных атеистических течений в мире. Согласно этому учению, религия происходит от невозможности объяснить и бороться с силами природы. Меньшинство начинает использовать такие страхи в своих интересах, в результате чего появляется жреческий класс. Таково было мировоззрение атеистов марксистского толка, к которому относились В. И. Ленин и многие советские философы и ученые.

Известные атеисты либо агностики встречаются во всех сферах человеческой жизни. Это ученые, политики и общественные деятели, философы, писатели, деятели культуры. Среди них такие известные люди, как основатель биогеохимии В. И. Вернадский, философ и математик Бертран Рассел, в разное время называвший себя агностиком и атеистом, физик и популяризатор ряда научных дисциплин Стивен Хокинг. Среди ныне живущих атеистов, которые активно пропагандируют свои взгляды, можно выделить биолога Ричарда Докинза, согласно которому бог – не более чем иллюзия, и всех агностиков можно причислить к разряду атеистов, и известного дизайнера Артемия Лебедева.

Это интересно: Кто такой иеромонах в православии? (видео)

Философы атеисты

Леонардо да Винчи

Философия атеизма возникла ещё в древности. Первым зафиксированным свидетельством можно считать древнеегипетскую «Песнь Арфиста», в которой ставится под сомнение жизнь после смерти.

В духе безбожия размышляли древнегреческие мыслители Диагор, Демокрит и Эпикур. Римский философ Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» поставил на место религии научное знание. Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и Франсуа Рабле выступали с критикой католицизма в эпоху Возрождения.

В Новое время Томас Гоббс и Дэвид Юм разрабатывали аргументацию против теологии. Великая Французская революция ознаменовалась волной антиклерикализма. Затем, уже в XIX веке, критиковали религиозное сознание Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Ницше.

Как стать атеистом?

Перед тем как стать атеистом, нужно определиться, действительно ли вы этого хотите, и почему. Стоит познакомиться с основными религиозными течениями, их плюсами и минусами. Если человек становится не спонтанным, стихийным, а научным атеистом, нужно изучить соответственные естественнонаучные дисциплины. В любом случае, это должен быть полностью сознательный выбор. Многие остаются агностиками, не будучи абсолютно уверены в существовании или несуществовании высших сил.

Сегодня многие считают, что дети рождаются атеистами. До 19 века такой теории не существовало, она появилась с развитием вольнодумства. То, что происходит в сознательном возрасте – это результат воспитания, внешней среды и собственных мыслей.

А Вы относите себя к атеистам? Почему Ваш выбор стал таким? Расскажите об этом в комментариях.

Известные атеисты

Бернард Шоу

В недавнем прошлом нашей Родины было много атеистов.

Среди них и известные личности: государственные деятели – Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Никита Хрущёв и вся верхушка партии; советские писатели – Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов и другие.

Впрочем, не меньше безбожников было в странах Запада: это писатели Бернард Шоу и Жан Поль Сартр, психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм, кинорежиссёры Стэнли Кубрик и Джеймс Кэмерон и прочие знаменитости.

Как хоронят атеистов

Атеисты не признают загробную жизнь, поэтому они противники церковных обрядов.

Их хоронят светским обычаем, без богослужений. В ходе гражданской панихиды все желающие могут проститься с покойным.

Нередко атеисты соглашаются на кремацию, некоторые из них завещают свои органы для пересадки. На могилах воинов-атеистов в советский период устанавливали пятиконечные звёзды вместо крестов. Сейчас эту роль играют различные памятники. Таким образом, по захоронению человека можно определить, верил ли он при жизни в Бога.

В наши дни каждый свободен выбирать, отдать ли предпочтение какой-либо религии или все их игнорировать. Главное, чтобы это было не ширмой, попыткой уйти от важных жизненных вопросов, а собственной выстраданной позицией.

АТЕИЗМ

Слово атеизм происходит от греческого Teos – «Бог» с отрицательной частицей -а. Как некое единое учение атеизм не существует. Скорее, это понятие используется для обозначения множества весьма разнообразных и, нередко, противоречащих друг другу взглядов, общим элементом которых является отрицание бытия Бога и враждебность по отношению к религии как таковой.

Атеизм разделяется на теоретический и практический, а также на радикальный, агностический, постулативный, философский, вульгарный, естественно-научный, догматический т. д.

Понятие «атеизм» возникло в Древней Греции, где оно обозначало не столько неверие в сверхъестественные силы вообще, сколько непочтение к местным богам и традициям, нарушение этических устоев общества. В то же время, сомнения в существовании богов существовали уже у некоторых греческих мыслителей, например, у Демокрита (род. ок. 460 г. до н. э.). Афинскому тирану Критию (ок. 460 – 403 до н. э.) приписывается мысль о том, что религия была искусственно изобретена древними законодателями, чтобы никто тайно не совершал несправедливости из страха перед наказанием свыше. Эвгемер (конец IV – начало III вв. до н. э.) утверждал, что греческие боги – не что иное как знаменитые деятели далекого прошлого, которые после смерти были обожествлены согражданами.

В Древнем Риме появился атеизм в значении, близком к современному. Его сторонниками были, в частности, многие эпикурейцы, начиная с самого Эпикура. Одним из первых атеистических сочинений стала поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Гай Петроний (? – 66 н. э.) выдвинул идею о том, что «первым богов на земле создал страх» («Primus in orbe deos fecit timor»). Секст Эмпирик (конец II в.) считал, что религия возникла в результате договора законодателей и жрецов с их народами. Кризис древнеримской религии привел к значительному распространению атеистических взглядов.

Христианство практически полностью вытеснило атеизм. Интерес к нему стал вновь возрастать уже в эпоху Возрождения. В этот период атеизм в собственном смысле слова (как полное отрицание Бога и сверхъестественных явлений в принципе) встречается крайне редко. Доминирует отрицание личностного Бога в христианском понимании, что было связано с распространением пантеистических идей.

Значительное распространение в Европе атеизм получил в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, когда критика религии стала базовым элементом многих философских учений. Возникла своеобразная мода на атеизм как наиболее смелое, даже вызывающее учение, противостоящее невежественному «суеверию» большинства. Проводниками атеизма в Европе стали Мишель Монтень (1533 – 1592), Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751), Дени Дидро (1713 – 1784), Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771), Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) и др. Многие деятели «Просвещения», считали атеизм некой «привилегией» образованных представителей высшего дворянства. Гольбах, в частности, писал: «атеизм, подобно философии и всем серьезным абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей». Советские атеисты попытались впоследствии на практике опровергнуть этот тезис.

Дальнейшее развитие европейский атеизм получил в работах Людвига Фейербаха (1804 – 1872), считавшего, что «Бог – интуитивная персонификация лучших качеств, которые вырабатывались человечеством» («Сущность христианства», 1841). Его последователями в этом вопросе стали Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В то же время, их взгляды на религию и атеизм вполне самостоятельны. Согласно Энгельсу, «всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Маркс добавляет, что религия «будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм» (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45, с. 414). Атеизм Маркса и Энгельса оказал огромное влияние на отношение к религии русских революционеров, в частности, В. И. Ленина и его идейных последователей.

В европейской философии Новейшего времени атеистические воззрения развивались в рамках позитивизма и атеистического экзистенциализма, однако в отличие от марксизма, атеизм в них носит более «мягкий», неагрессивный характер. Наиболее влиятельными философами-атеистами ХХ века были Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Бертран Рассел (1872 – 1970).

С конца XIX века начали формироваться международные организации, занимающиеся пропагандой атеизма. Так, в 1880 г. в Брюсселе был основан «Всемирный союз свободомыслящих». В настоящее время крупнейшей из таких организаций является «Международный гуманистический и этический союз» (МГЭС), основанный в Амстердаме в 1952 г.

Со второй половины XIX века атеизм стал распространяться и в России, где его сторонниками стали представители либеральной интеллигенции и т. н. «революционные демократы», в частности, В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812 – 1870), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) и др. Значительную роль в распространении атеистических идей в России сыграли анархисты и марксисты, однозначно отрицательно относившиеся к религии.

С установлением советской власти «воинствующий атеизм» стал частью государственной идеологии. В 1925 г. при поддержке государства был основан «Союз воинствующих безбожников», проводивший целенаправленную компанию, по «преодолению» религии (Он был распущен в 1941 г.). В том же году был создан «Интернационал пролетарских свободомыслящих». В Советском Союзе пропаганда атеизма активно осуществлялась и через систему народного образования. На протяжении советского периода были изданы тысячи книг по «научному атеизму», выходили специальные атеистические журналы («Наука и религия», «Атеистические чтения» и др.), проводилось огромное количество мероприятий, призванных насаждать атеистическое мировоззрение и искоренять «религиозные предрассудки».

Насаждение атеизма осуществлялось не только с помощью пропаганды, но и через прямое физическое уничтожение служителей Церкви и верующих, начавшееся еще в годы гражданской войны в рамках «красного террора». С конца 1920-х годов репрессии по отношению к верующим приобрели систематический характер и были несколько ослаблены только во время Великой Отечественной войны. С Новой силой антирелигиозные кампании стали проводится в начале 1960-х гг. В 1980-х государственная пропаганда атеизма утратила былой напор и стала носить преимущественно формальный характер.

С конца 1980-х гг. наметился курс на отказ от пропаганды атеизма как единственно правильного мировоззрения и с падением социалистической системы в 1991 г. государственная поддержка атеизма прекратилась.

В настоящее время пропагандой атеизма занимается ряд малочисленных общественных организаций, таких как «Русское гуманистическое общество» (РГО), образованное в 1996 г. и ряд других. При этом атеистическое мировоззрение остается весьма распространенным, особенно среди представителей старшего поколения.

Атеизм сыграл определяющую роль в формировании постсоветского мировоззрения. Прежде всего, крушение государственного атеизма вызвало огромный интерес к религии и мистике, с другой стороны, многие современные оккультные учения, связанные с «биоэнергетикой» и «экстрасенсорикой», уверяют, что они основаны исключительно на научном, сугубо материалистическом мировоззрении и используют это утверждение для привлечения людей, скептически относящихся к религии.

Intro to Deism in Russian

Ярослав Левченко

Деизм: что это такое?

Деизм – это способ познания Бога и построения с Ним отношений на основе того, что Он Сам создал и дал нам в свое распоряжение. Это, прежде всего наш разум, вся наша жизнь, а также окружающая нас действительность – природа. Сотворенное Богом является самым надежным свидетельством о Его существовании, Его свойствах и Его отношении к нам и ко всему миру. Ведь что является наилучшим свидетельством о таланте художника: его произведение или отзывы вторых лиц, которые являются зачастую противоречивыми или даже взаимоисключающими? Что нам лучше передаст величие египетских пирамид или Великой китайской стены: многотомные описания, фотографии или даже видеосъемки сделанные другими людьми или же наш собственный взгляд на эти искусстные сооружения?

Деистические взгляды и мировоззрение существовали с самого зарождения человечества. Представление о Высшей силе, Первопричине, Боге было и остается сейчас у всех народов. Истории и этнологии неизвестны атеистические, т.е. отрицающие Бога, народы. Деистические взгляды просматриваются у греческих и римских философов, а также у мыслителей остальных народов – индусов, китайцев, персов и других, – чьи произведения дошли до наших дней. Сократ, беседы которого дошли до нас через Ксенофонта и Платона, учит своих собеседников думать самостоятельно и своими собственными силами постигать житейские истины. Сенека делится своим опытом упорядоченной жизни в гармонии с природой и самим собой. Стихотворения Омара Хайяма воспевают жизненные радости, данные нам Богом и природой, а также умение жить своим умом.

Сам термин “деизм” появился в Эпоху Возрождения, когда многие ученые и мыслители пришли к выводу, что единственный надежный источник знаний о Боге – это природа, которую мы познаем посредством данного нам Богом разума. Такой подход они и назвали “деизмом”, от латинского “Deus” , т.е. Бог. Их взгляды разбросаны по многим произведениям, перечисление которых заняло бы много места. Одним из самых значительных произведений, посвященных деизму, является “Век разума” Томаса Пейна и “Принципы природы” Элигу Палмера. Великий украинский философ Григорий Сковорода может быть также назван деистом в полном смысле этого слова. В произведениях Тараса Шевченко, Ивана Франко, Александра Пушкина и других видных поэтов и писателей также содержится много идей деизма.

Итак, какова же главная разница между деизмом и традиционными религиями, которые, по словам их основателей и приверженцев, даны через откровение?

Во-первых, для деистов единственной “книгой” о Боге является Его Творение, которую мы “читаем” с помощью нашего разума, также созданного Богом. Других источников для нас не существует. Что же с религиями “откровения”? Одно перечисление их источников – книг, преданий, житий святых, решений соборов и т.д. – займет не одну сотню страниц. Возьмем православие: сколько писаний святых отцов, сколько решений соборов, которые отменяют то, что раньше запрещалось, и запрещают то, что раньше разрешалось! Будет ли предвечный Бог издавать временные законы? В католицизме, протестантизме, а также иудаизме и мусульманстве положение сходное. Или заглянем в Библию: наряду с заповедью любить ближнего нам заповедано убить нашего брата, сына, дочь, жену или друга, которые тайно уговаривают нас “служить богам иным” (Второзаконие 13, 6 – 10). В одной и той же книге великий принцип любви и повеление убить близкого человека, который агитирует нас в другую религию. Только наш разум подскажет, что ОТ Бога, а что НЕТ.

Во-вторых, деист никогда не вручит свою жизнь – свою душу и свое тело – в руки “духовного отца”, гуру, провидца, пророка, ребе и т.п. Православие велит нам беспрекословно исполнять волю “духовного отца”, индусы – гуру, иудеи – ребе. Сколько покалеченных жизней и судеб из-за безумной практики всецело вручать себя в руки другому человеку! Или вспомним события начала 90-х, когда секта “Белое братство” призвала своих членов – в подавляющем большинстве своем молодежь – к акту самосожжения. И только вмешательство милиции и прокуратуры предотвратило это чудовищное событие. Деисты же застрахованы от такой опасности, держась убеждения, что каждый человек во всяком месте и во всякое время должен распоряжаться собой САМ.

Чем отличается деизм от атеизма?

Деисты признают, что Бог существует. Наблюдения за небесными телами, за жизнью на земле показывают, что наш микро- и макромир построены на четких законах; сложность и упорядоченность их структуры нельзя объяснить случайностью или результатом хаотичного процесса мирообразования. За всем этим, безусловно, стоит великий художник, Архитектор, Строитель, Создатель, которого мы называем Богом. Каждое новое открытие в области естественных наук открывает новые грани нашей вселенной со своими совершенными и непреложными закономерностями. Деист не может, видя все это сказать, что Бога нет.

В чем различие между деизмом и агностицизмом?

Агностики говорят: доказать или опровергнуть существование Высшей силы невозможно. Если отнести это утверждение к человеку, мы отчасти согласиться можем. Человек действительно может и доказывать и опровергать все что угодно. Но ведь Сам Бог через творение, наш разум и нашу жизнь являет свое существование. И не мы – деисты – доказываем, что Бог есть; а Он Сам показывает людям через природу и ее законы, что Он существует.

Каковы же практические результаты применения принципов деизма в жизни?

Прежде всего – это гармония с природой, с людьми и с самим собой. Деизм не несет меч (как Христос) или джихад (как Мухаммед). Наблюдая за природой, мы приходим к выводу, что гармонию в общество и в душу каждого человека способны принести взаимопомощь, любовь, сострадание и взаимопонимание.

Деизм призывает каждого человека быть самостоятельным и полностью нести ответственность за свою жизнь, за свои поступки, не оправдывая их заповедями, законами, запрещениями. Какая наша заслуга в том, что мы спасли жизнь человеку руководствуясь исключительно заповедью, а не состраданием и следованием велению своей совести. Наша вина не уменьшится, если мы принесем кому-нибудь ущерб, поступая по заповеди: помимо самого результата такого поступка нас обвиняет еще и тот факт, что мы переступили через веление разума, и таким образом вина еще и усугубляется; подобно тому, как преступление, совершенное в нетрезвом состоянии является отягчающим обстоятельством.

Человек, живущий принципами деизма, становится свободным от манипуляций и контроля всевозможных религиозных вождей, от влияния абсурдных идей, появившихся в далеком прошлом. Он не нуждается в подтверждении авторитетом своих жизненных поступков и решений.

Среди деистов не возможна иная форма отношений как на равных. Деисты считают других людей ничем не хуже, но и не лучше себя. Превозноситься, равно, как и унижаться перед другим недостойно свободного и независимого человека.

В одном из произведений Станислава Лема персонаж говорит, что люди часто смешивают совершенное и сложное. Чем сложнее какая-либо вещь или явление, тем совершеннее их считают. Истина же состоит в том, что все наоборот: чем совершеннее, тем проще. Большинство религий признают, что Бог одновременно и самый совершенный и самый простой. Мы же зададим им вопрос, почему их “божественные” религии настолько сложны. И согласившись или не согласившись с их ответом, скажем: “деизм самая простая и таким образом самая совершенная религия, а значит она и ближе всего к Богу”.

«Я не знаю, я агностик», или краткий экскурс в терминологию религиозных позиций

Бертран Рассел, приводя аналогию с чайником, говорил, что, хоть он и не может установить, истинно суждение “чайник летает на орбите” или ложно, в его истинность он не верил. Примерно в этом и состоит позиция атеиста–агностика.
Теолог Роберт Флинт году эдак в 1887 в одной из своих лекций сказал:
Если человек не смог найти достаточных оснований, чтобы поверить в бога, совершенно естественно и разумно для него не верить, что бог есть; в таком случае он является атеистом; но если он пойдет дальше, и после исследования природы и предела человеческого знания придет к выводу, что существование бога невозможно доказать, и прекратит верить, потому что не способен знать, истина ли это, он является и агностиком, и атеистом — агностиком–атеистом, и атеистом, потому что он агностик… Ошибочно как отождествлять агностицизм с атеизмом, так и разделять их, словно одно исключает другое.
Дэн Баркер, много лет служивший проповедником, но потом перейдя на сторону противников религии, выразился еще яснее:
Люди постоянно удивляются, когда я говорю, что я и атеист, и агностик, будто это как–то ослабляет мою уверенность. Я обычно в ответ спрашиваю их: “Вы республиканец или американец?” Эти понятия обозначают разные характеристики и не исключают друг друга. Агностицизм касается знания, атеизм — веры. Агностик говорит “я не знаю, существует ли бог”, атеист — “я не верю, что бог существует”. Можно сказать быть и тем, и другим одновременно. Некоторые агностики — атеисты, некоторые — теисты.
Агностик–теист же, тоже признавая, что установить истинность ему не под силу, все же верит в эту самую истинность (почему–то при этом часто позиционируя свою веру как некую ценность).
UPD: Когда речь идет о религии, агностицизм определяют по–разному. Первое определение я привел — просто позиция признания недоказуемости–неопровержимости. То есть, согласно этому определению, верующие–агностики могут верить, но признавать, что ни доказать, ни опровергнуть они существование не могут. И атеисты–агностики, не веря, могут утверждать, что не могут ни доказать, ни опровергнуть. Либо просто считать, что нельзя опровергнуть. Опровергнуть нельзя, –> знать, что бога нет, нельзя, но при этом можно легко не верить. И наоборот.
Другая точка зрения состоит в том, что агностицизм — это средняя позиция, исключающая теизм и атеизм — раз агностик считает, что, чтобы решить, верить или не верить, нужно знать, а знать (доказать или опровергнуть для получения знания), по его мнению, нельзя, то и решить, верить или не верить, он не может. Эта позиция относительно распространена, но по–моему, проблема в том, что, чтобы во что–то не верить, не обязательно знать и уметь опровергать. Ведь есть множество выдуманных сущностей и концепций, которые фальсифицировать нельзя.
И чтобы выбрать веру, не обязательно знать (по определению веры). Достаточно хотеть верить. При этом вполне можно признавать, что вы не можете ни опровергнуть, ни доказать. Поэтому мне первый вариант, который я включил в пост, мне показался адекватнее. И агностицизм, по–моему, просто описывает позицию по другому вопросу.
________________________
Если с атеистами, которые не верят ни в одного из предполагаемых богов, все относительно просто, то классифицировать верующих сложнее. Ведь верующие бывают разные, боги у них разные, и характеристики, им приписываемые, тоже разные.
В первую очередь следует определить понятие “теизм”. Согласно вики и куче других словарей, теизм в широком смысле — просто вера в то, что существует некая сверхъестественная сущность. Как минимум одна. В узком смысле теизм — вера во вездесущего, всемогущего, всеведущего бога–личность, который создал Вселенную, может участвовать в развитии её событий, и которого человек может познать посредством божественных откровений и личного общения. К теизму–в–узком–смысле относятся такие популярные религии, как христианство, ислам, иудаизм, индуизм. Которые делятся на моно — и политеистические (это, думаю, объяснять не стоит).
Теизм в широком смысле является верой в бога (любого) и включает ряд других позиций. В частности:
Деизм — вера в бога–создателя, который в самом начале определил законы природы, и не разговаривает ни с кем лично, но может вмешиваться в ход событий посредством божественного провидения (хотя я не очень понимаю, чем это провидение отличается от чудес, в которые, как утверждают сами деисты, они не верят). Также деисты не верят в истинность религиозных откровений, отвергая догматические религии, основанные на “слове божьем”. По мнению деистов, бога можно познать посредством исследования природы, её сложностей и закономерностей.
Пантеизм — вера в то, что бог и Вселенная — одно и то же. То есть, пантеисты в бога–личность не верят — у них он вездесущ, вечен, но личностью не является и проявляет себя только посредством событий самой природы, с которой возник одновременно.
Пандеизм — вера в то, что этот неличностный бог, прежде чем создать Вселенную и слиться с ней, существовал как сознательная сущность.
Также существует простейшая форма веры — итсизм, вера в “нечто высшее”, при этом не уточняется, каково это “нечто”, является ли оно личностью, что умеет и как себя ведет. Итсист просто верит, что “там что–то есть”.
Что интересно — некоторые верующие, относящие себя к христианам или мусульманам, могут не соглашаться с догматическим описанием бога, таким образом, считая себя христианами или мусульманами (обычно из–за воспитания), но веруя в бога деистов или вовсе итсистов.
Лично я заметил, что таких людей становится со временем все больше — традиционная организованная религия знакомит их с идеей бога, но претензии на знание истины и жесткая догматичность отторгают таких людей от церковной жизни.
Также любопытна позиция “христианского атеизма”. Звучит, как оксюморон, но суть её состоит в следовании учению Христа без веры в его божественное происхождение и в существование христианского бога вообще.
Антитеизм заключается в активном противостоянии теизму. Антитеисты считают, что теистические воззрения неверны и часто пагубны, и утверждают, что богов не существует.
Атеизм обычно подразделяют на “сильный” и “слабый”. Слабый атеизм подразумевает просто отсутствие веры. Сильный же предполагает убежденность в том, что утверждение “хотя бы один бог существует” ложно.
При этом атеизм может быть “выраженным” и “невыраженным” — относящие себя к первым признают, что не верят; “невыраженные” атеисты могут не верить до того, как смогли определиться с позицией либо вообще познакомиться с понятием “бога” (маленькие дети, к примеру). Суть ясно изложена в русскоязычной вики и сопровождается великолепной иллюстрацией с кружочками Эйлера.
В целом это «классы» позиций, сгруппированных по общим признакам; на деле позиции, относящиеся к одной группе, могут отличаться между собой в деталях, или пересекаться в ряде концепций с другими позициями (тот же христианский атеизм).
Еще можно отметить «игностицизм» (или «игтеизм») как отказ от определения позиции до того, как спрашивающий о вере в бога определит понятие «бога». Игтеист считает, что вопрос «есть ли бог» не имеет смысла, если не определено слово «бог». И так как значений у него множество, один человек может быть как теистом, так и атеистом относительно разных «богов».
У перечисленных терминов могут быть и другие определения — я привел лишь те, которые, на мой взгляд, непротиворечиво складываются в общую картину. Если где–то накосячил или чего–то забыл, обязательно пишите, поправлю. Предложениям по шлифовке формулировок открыт.