Бесы в человеке

Как узнать, одержим ли ты бесом? Каковы симптомы, признаки беса в человеке?

С точки зрения медицины поведение человека, которое могут считать «одержимостью» называется истерическим припадком.

Вот его признаки и симптомы (www.medrf.ru):

Может объясняться нарушениями функций головного мозга (например, когда электрический сигнал не может нормально проходить между клетками, что вызывает нарушения в поведении). Это заболевание нередко бывает вызвано подавлением сильных переживаний.

Нарушения в голосе и физическом состоянии — результат действия гормонов, выработку которых также регулирует мозг, и нарушения в его работе приводят к резким гормональным сбоям и, как результат — изменениям состояния человека.

В большинстве случаев этим расстройством страдают женщины, что подтверждает версию о психоэмоциональной природе заболевания, так как женщины тяжелее справляются с эмоциональным напряжением.

Истерия — это часто результат длительной непрекращающейся эмоциональной перегрузки. В условиях обычной стрессовой ситуации организм через некоторое время приходит в норму, так как имеет возможность восстановиться. Но психическое напряжение, когда организм долго не имеет возможности своевременного восстановления может приводить к самым разным нарушениям здоровья, таким как депрессии, фобии, навязчивые состояния, истерии.

В этом случае необходимо правильно подобранное лечение, а также желательна помощь хорошего психолога. Но самое главное, чтобы человек сам разобрался, смог понять, что привело к такому состоянию — только так он сможет поправиться. Не стоит надеяться на чудо — что все проблемы решат медикаменты — они призваны восстановить нормальный гормональный фон, то есть следствие, но если человек не найдет и не устранит саму причину проблемы, то это все равно, что лечить рак одними обезболивающими. Хотя и это тоже нужно.

Но даже если человек предпринял все меры для выздоровления, период восстановления может занять очень длительное время, в зависимости от тяжести состояния и того, насколько долго это продолжалось — важно не ждать чудес, что уже «завтра» все встанет на свои места, так как это может приводить к отчаянию и сильно мешать выздоровлению. Это все равно, что ждать, что после перелома человек завтра сможет прыгать. Если это длилось годами, то и восстановление при очень хорошем раскладе может занять столько же времени, ведь организм привыкает к определенному состоянию и через некоторое время начинает считать его нормой, и переучивать свое тело заново — это непростой и длительный процесс. Слишком кардинальные изменения могут стать даже дополнительным стрессом.

Часто причинами, приводящим к истерии, становится то, что человек долгое время не может с чем-то смириться, забыть какую-то травмирующую ситуацию, может изводить себя постоянно тягостными мыслями, чувством вины, отчаянья. И справиться с этим — самая непростая задача. Это очень и очень непросто. И здесь самое главное — помнить, что наш организм и даже психика удивительным образом способны к самовосстановлению, если мы сможем создать для этого необходимые условия, запасемся огромным терпением, не будем отчаиваться и опускать руки. Избегать новых травмирующих ситуаций — это может казаться невозможным, но это необходимое условие. Организм должен вспомнить, что значит спокойное нормальное и здоровое состояние — только так может начаться прогресс.

Если вовремя начать лечение и предпринять все необходимые меры, то начавшиеся истерические приступы могут быстро прекратиться, не переходя в острую фазу. Часто этому мешает затягивание в вопросах лечения в связи с неправильным пониманием причин заболевания и как следствие обращения к нетрадиционным целителям в надежде на помощь.

Что касается медицинского лечения, то сразу же правильно определить тяжесть состояния и подобрать идеальное лечение — не всегда просто (ведь каждая ситуация — индивидуальна). Поэтому если лечение каким-то препаратом не подходит (препарат может оказаться слишком сильным или наоборот не иметь необходимого действия), то не стоит сразу отказываться от медикаментов — возможно, понадобится некоторое время для того, чтобы подобрать максимально подходящее лечение.

Признаки одержимости — отличия бесноватых

Рубрика: Основы веры

Одержимость бесами

Многие современные люди, в том числе православные, считают, что одержимости, беснования не существует. А странное, порой наводящее ужас, состояние одержимых людей оправдывают психическими расстройствами сознания. Существует ли беснование на самом деле и каковы признаки одержимости? Или это устаревшее название психических заболеваний?

Одержимость – это подчиненное состояние человека, которым управляют бесы. Бесноватый чаще всего не может подойти ко Причастию, слышать Евангелие, называть имена Бога, целовать святыни (иконы, мощи, крест). В остальное время одержимый бесами человек может ничем не отличаться от других людей. Такое внешнее спокойствие и обычное поведение бесноватых не является обязательным признаком беснования. Такие люди могут вести себя агрессивно постоянно.

Христос изгоняет бесов из бесноватого (христианская фреска)

В Евангелие упоминается об исцелении бесноватых. Одни были весьма свирепы и обладали небывалой физической силой. Одержимые нечистым духом могли разорвать цепи, которыми их сковывали (Мф.8:28). В другом случае Иисус Христос исцелил бесноватого отрока-лунатика, который только во времена новолуния бесновался, бросался в огонь и воду. Некоторые бесноватые вовсе не проявляют агрессии. В Евангелие от Луки в 13-й главе описан случай исцеления скорченной женщины, имевшей дух немощи. Одержимость в ней проявлялась только в виде телесной немощи.

Архиепископ Иннокентий (Борисов) допускает, что бесы могут овладеть телом человека и нервной системой. Но на душу воздействовать они все же не могут. Падшие силы как бы вклиниваются между телом и душой. Они управляют телом и нервной системой человека, “оболочкой души”.

Признаки одержимости

Внешние проявления одержимости могут значительно различаться. Это может быть буйное поведение. Человек кричит, бросается на стены, пол, бьется в припадках, богохульствует, матерится, издает ужасающие звуки нечеловеческим голосом. Или, напротив, малоприметные и к тому же искусно скрываемые.

Святитель Феофан Вышенский о бесах говорил: “не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра:так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего”.

Но тем не менее существуют признаки, по которым можно судить об одержимости (епископ Александр (Милеант) “У порога геенны огненной”):

– отвращение от святыни. Это главный признак беснования.Человек не может войти в храм, поцеловать икону. Или при виде священника или святой воды начинает кричать, издавать звуки животных: крякать, кукарекать, биться в конвульсиях. Бесноватый не выносит богослужения, молитв, меняется в лице при произнесении рядом с ним имени Божьего.

Паисий Святогорец описывал бесноватых: “Люди, страдающие от беса, приближаясь к святыне, возбуждаются, их начинает трясти. Отсюда совершенно ясно видно, что в них бес. Если предлагаешь таким людям выпить немного святой воды или хочешь перекрестить их святыми мощами, то они противятся, потому что Благодать Божия стесняет бесов, находящихся у них внутри. А если люди страдают какой-то душевной болезнью, они совсем не противятся святыне. Бесноватые беспокоятся, их начинает трясти, даже если ты просто приближаешься к ним, имея на себе крест”;

– изменение голоса. При психических расстройствах практически никогда не меняется голос. В случае с одержимостью слова звучат пугающе и неестественно;

– ясновидение. Этот признак имеет место только тогда, когда бесы могут предугадывать, что случится в будущем. К большинству обманщиков и шарлатанам этот признак не относится;

– внезапное излечение. Врачам для излечения больного требуется какой-то промежуток времени. Признаки одержимости могут исчезнуть внезапно.

Разница между беснованием и психическими заболеваниями

Грань между одержимостью и психическими заболеваниями очень тонкая и отличить одно от другого бывает сложно. Эпилептиков в библейские времена считали бесноватыми и только с развитием медицины от этого утверждения отошли.

Врач-психиатр Дмитрий Авдеев выделяет три причины возникновения психических заболеваний:

“Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство…

Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение. Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы. Но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю об этом его родственникам. На отчитку вести его не надо”.

Но точно выделить признаки одержимости и отличить бесноватого от психически больного человека сложно. Иногда эти болезни сочетаются, то есть человек и одержим и болен психически. Видеть суть болезни могли святые, а также духовно опытные священники. Нам же, простым мирянам, “клеймить” людей, ставя им диагнозы, не следует.

Как человек становится одержимым

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф.12:43-45).

Бесноватые люди становятся таковыми по причине нарушения заповедей, данных Богом. Когда человек не желает жить с Господом, то своими грехами или неверием в Бога дает власть над собой сатане. Такие люди не участвуют в богослужениях, не причащаются, не молятся, не постятся. То есть они “освобождают место” в своей душе для демонических сил.

Паисий Святогорец рассказывал случай, в результате чего люди становятся бесноватыми:

“Как-то мне в каливу привезли одного бесноватого парня, который постоянно твердил Иисусову молитву. Отец несчастного был монахом, однако сбросил рясу, вернулся в мир и женился. И вот его несчастный ребенок родился бесноватым. Бог попустил это, чтобы этот ребенок получил от Него мзду для того, чтобы спасся его отец, а также для того, чтобы мы — иноки — имели перед глазами пример монахов, вернувшихся в мир и сейчас мучающихся. Во время нашей беседы бес стал мучать одержимого, и он очень громко закудахтал как курица. «Что с тобой?» — спросил я его. В это время я говорил следующее: «Во имя Иисуса Христа изыди нечистый душе из создания Божиего». — «Да я и сам хочу уйти, — закричал бес, — потому что этот человек очень мучает меня! Ведь он без остановки талдычит молитвы! Ах, как же я хочу уехать в Пакистан и хоть немножко передохнуть!”.

Как помочь бесноватому

В Евангелии Спаситель исцелил бесноватого отрока, который бросался в огонь и в воду. И Он дал ответ, как избавиться от беснования: “сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф.17:21).

Праведный Иоанн Кронштадтский приводил такое толкование слов Иисуса Христа: “Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою”.

Некоторое время назад среди православных христиан особой популярностью стали пользоваться “отчитки”. Отчитка – это особый вид молитв, совершаемых над одержимыми бесами людьми для изгнания нечистых сил. В требнике этот молитвенный чин называется “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Такие молитвы действительно помогают избавиться от нечистых духов.

Особенности отчитки

На “отчитки” зачастую приходят люди и приводят своих близких, которые не являются бесноватыми. Например, “муж пьет”, “сын стал агрессивным”, “кто его знает, может на мне порча”, “дочь сглазили” – такие рассуждения не повод для особых заклинательных молитв. И это не признаки одержимости. Люди воспринимают “отчитку” как магический ритуал, а не молитвенное обращение к Богу в случаях одержимости. При этом забывают Евангельские слова Христа, что только молитвой и постом можно победить бесов.

“Всякая греховная страсть по сути есть подчинение лукавым духам. Неконтролируемые вспышки гнева, самомнение с презрением к ближним, сквернословие, доходящее до внутренней потребности в матерных словах, пристрастие к соблазнительным изображениям – это и многое другое есть подчинение души темным силам.

Собственно, душа каждого человека есть вместилище, которое не терпит пустоты. Если ты не созидаешь в себе храм Божий, то станешь обиталищем темных сил. У нас нет иного выбора – либо устроять в своем сердце алтарь Богу, либо оно превратится в мерзость запустения. И потому от духовной активности человека напрямую зависит как устойчивость его души в мире земном, так и благополучие его в мире вечном” (иерей Валерий Духанин).

Борьба с бесами — опасное дело

Существуют опасности, связанные с отчиткой. В соответствии с 26 правилом Поместного Лаодикийского собора, ни один священник не может совершать это молитвенное правило без благословения архиерея. К сожалению, некоторые священнослужители и “старцы” считают, что они имеют право без благословения отчитывать бесноватых. К таким служителям Церкви и попадают люди с психическими заболеваниями. Реальные признаки одержимости у них отсутствую, им нужна не отчитка, а помощь врачей.

Изгонять бесов в Православии имеет право только духовно-опытные священники. Те, которые могут отличить беснование от психического расстройства, имеющие благословение правящего архиерея. В Евангелие от Матфея (17 глава) приводится пример, когда ученики Христа не смогли исцелить бесноватого. Спаситель указывает на развращенность общества: “о, род неверный и развращенный!”. Далеко не каждый человек, священник или монах, может совершать заклинательные молитвы.

Попытки изгнания бесов могут быть опасными для тех, кто в духовном плане не готов к этому.

“Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса” (Деяния святых апостолов, гл. 19, ст. 11-17).

Современным примером “злоупотребления” служит экзорцизм в католичестве. В Католической Церкви изгонять бесов могут духовные лица низшего сана, прошедшие специальное теоретическое обучение. Такая официальная практика у католиков “поставлена на поток”.

Метки: бесноватые люди, бесноватый это, одержимые люди, признаки одержимости

Как узнать одержим ли человек бесом – симптомы одержимости, характерные признаки

По информации, темпераментно подаваемой через тематические сайты, киноиндустрию, соответствующие СМИ, главные симптомы одержимости человека бесом заключены в неестественном голосе, движениях, агрессии. Но это лишь художественный образ, описывающий особые случаи поражения. Реальные же признаки, говорящие об одержимости человека тьмой или бесами, прячутся в невидимых на первый взгляд деталях. Узнав которые можно точно понять, попал ли человек под влияние мрака или просто психически болен.

Зачем бес вселяется в человека

По своему происхождению демоны – бесплотные духи, относительно легко поддающиеся разрушительному действию света, молитв, простых священных обрядов. Также, они не пользуются большой популярностью среди праведных, добропорядочных людей. Идеальным вариантом укрепиться в светлом мире для них является вселение в тела смертных, чтоб под усиленной защитой творить задуманное.

Под маской земного существа демоны обретают расширенные возможности удовлетворять свои миссии:

  1. Косвенным образом совращать невинные души, которые не удалось совратить напрямую.
  2. Получать низменные удовольствия в виде гурманства, секса, теплой, земной жизни через своих носителей.

Однако если раньше одержимые бесами легче бросались в глаза, ибо люди были простые и более невежественные, то сегодня бывает не так просто распознать беснование среди одинаково ожесточившихся, отошедших от духовности людей. Дьявол предпочитает маскироваться, чтобы получить больше плодов, а не быть вычисленным сразу.

Человек, в которого вселился бес, в первую очередь становится нетерпим к философии веры, с повышенным высмеиванием относится к атрибутам религии. Также, он демонстрирует неуемность в плотских удовольствиях, злоупотребляет пищей, сексуальными утехами, властью, роскошью. Кроме того, Православие относит к бесовским чертам алкоголизм, наркоманию. Сегодня под многие эти описания подходит каждый второй. Но не всегда это – одержимость. Хотя список пораженных увеличивается.

Как проявляется одержимость бесом – признаки

Ощущение, что в кого-то вселился демон, возникает не на пустом месте. И первым признаком, обычно, выступают глаза жертвы, в них мелькает что-то холодное, злое, пугающее. Подобный взгляд может быть у кого угодно, соседа, друга, известного человека, …себя. Самое время проверить другие признаки присутствия беса в человеке:

  • раздражение в разговорах о вере в Бога;
  • боязнь церквей, крещения;
  • болезненная к чему-либо зависимость;
  • половая распущенность, нежелание создавать семью, хранить верность;
  • необъяснимые вспышки гнева, агрессия, зависть;
  • нарушение пищевого поведения;
  • депрессия, уход в себя;
  • резко нагрянувшая, долгая или быстрая, прогрессирующая болезнь.

Последние два признака вкупе со всем остальным присущи уже последним стадиям, когда все чаще возникает слово экзорцизм. Охотнее всего демоны маскируются под обычные слабости, но разница есть.

Например, указанные симптомы бесов в человеке должны носить характер неприятных крайностей, чтобы говорить об одержимости. Атеистов в мире немало, но именно одержимый бесом будет не просто отстаивать свою точку зрения, а буквально меняться в лице, становиться язвительным и саркастичным, откровенно богохульником в разговоре о божественном.

Поход в церковь будет для него мукой, одержимые просто туда не ходят под разными нервными предлогами. Дьявол не в состоянии скрыть свою ненависть к Богу, а самое главное – страх быть обнаруженным и изгнанным.

Не является одержимостью здоровая страсть к жене, любимой женщине. Но возведенная в распущенность, половую неразборчивость, похотливость, она становится первым звонком овладения души бесом. То же касается иных удовольствий – выпить изредка с друзьями не восхваляется, но не преступно, сходить один раз в казино – терпимо, разрушающий алкоголизм, игромания – признаки одержимости человека бесами. Вкусно готовить, баловать семью хорошей пищей – не плохо, утопать в чревоугодии либо травить себя отказом от еды – признак работы беса.

Важно различать врожденный характер человека и нагрянувшую одержимость. А также симптомы психических недугов. Если человек не был особо приветливым всю жизнь, не стоит искать в нем признаков одержимости бесами только сейчас. Если же всегда был светел и добр, но стал невыносим, стоит задуматься. При этом сначала лучше исключить физическую болезнь.

Отличие бесноватости от психического заболевания

Такие симптомы одержимости, как появление приступов агрессии, депрессия, изменение голоса, уход в себя, часто могут означать не присутствие бесов, а развитие физического либо душевного заболевания. И хотя в старину многие душевные заболевания признавались проделками лукавого, сегодня для большого количества психических недугов открыта связь с физическими неполадками в теле.

Есть хороший способ, как узнать, одержим ли человек бесом, либо болен психически. Как правило, психически больные люди проявляют довольно безобидные странности и ведут себя несколько непоследовательно. Стоит предложить предполагаемой жертве 2 стакана воды или напитка, в одном из которых будет церковная (освященная) вода. Одержимый выдаст себя осознанным выбором нейтральной воды. Однако не следует исключать элемент случайности, совпадать должны многие признаки.

Также нужно помнить – в стремлении определить одержимость, во что бы то не встало, тоже есть нехороший посыл. Известны случаи, когда в бездумных сеансах экзорцизма жертву физического заболевания доводили до смерти в мучениях, вместо того, чтобы показать врачу. Не это ли уловка дьявола ради его потехи.

Истинная одержимость проявляется больше в непосредственных делах, направленных на разрушение себя или жизни окружающих осознанно. Если бес вошел в тело с разрешения владельца, как бывает с представителями черной магии, ведунами, колдунами, ведьмами или просто не очень порядочными людьми, конфликта нет, поэтому союз проходит без припадков и коллапсов. Человек же, душой которого овладели насильно, борется с паразитом, как может.

Какие болезни могут говорить об одержимости бесами

Одержимость может маскироваться под любым видом болезни. Однако существует несколько особо характерных недугов, которыми бесноватый человек заболевает легче всего:

  • анемия – болезнь слабости крови, с ней – быстрая утомляемость, тревожность, частая беспричинная слабость;
  • поражения кожи – экземы, дерматиты, пятна на лице, фурункулы вместе с другими признаками могут говорить о соседстве в одном теле с бесом;
  • усыхание и недомогание конечностей;
  • чрезмерная потливость;
  • студеная кожа;
  • большая тучность;
  • анорексия;
  • лихорадка;
  • эпилепсия;
  • лунатизм.

Все эти признаки одержимости человека можно воспринимать как истинные только после консультации с врачами. О бесовском происхождении недугов стоит думать лишь при отсутствии нормальной реакции на лечение.

В кого может вселиться бес и как этого избежать

Издревле одержимость демонами считалась очищающим испытанием, о котором Бог всегда осведомлен. Таким образом Всевышний определял, кто крепок в вере, а Сатана вербовал души. Поэтому теоретически подобное способно однажды поразить любого. На практике же существует простой, но в то же время для многих сложный метод защиты – быть праведным и верным доброму отношению к миру.

К слову, экзорцизм отсутствует в Православии, в нем бес изгоняется молитвой, смирением, принятием себя и искуплением грехов. Похожая ситуация в Исламе – здесь считается, что бес не может проникнуть в разум любого молящегося мусульманина, хоть и ходит часто вокруг.

И все же, если бес и его признаки дали о себе знать, значит, мысли где-то пошли неправильно. Это сигнал – нужно очищать душу. Заигрывать же с появившимся «куратором» бесполезно. Его цель – сгубить человеческое творение, и при неразумном отношении скверная смерть неминуема.

Жан Кристоф – человек, одержимый идеей… «Одновременно рушились противоречия, среди которых, не желая в этом сознаться, уже давно бился Кристоф. Ибо, несмотря на то, что он был подлинным художником, он все же часто примешивал к искусству задачи, ему чуждые; он приписывал ему некую социальную миссию. И не замечал, что в нём самом было два человека: художник, который творит, не заботясь ни о каких моральных выводах, и человек действия, рассуждающий и стремящийся сделать свое искусство высокоморальным и общественным. Подчас они ставили друг друга в весьма затруднительное положение. Теперь, когда любая творческая мысль со своим органически присущим ей законом представлялась ему высшей реальностью, он был вырван из рабства практического разума. Разумеется, он, как и прежде, презирал вялую безнравственность своего времени; разумеется, он продолжал думать, что нездоровое, развращённое искусство есть низшая ступень искусства, ибо оно представляет собою болезнь, гриб, растущий на гнилом стволе, но если искусство ради забавы есть проституируемое искусство, то Кристоф всё же не противопоставлял ему пошлого утилитаризма искусства ради морали, этого бескрылого Пегаса, впряжённого в плуг. Высшее искусство, единственно заслуживающее этого имени, стоит над законами и требованиями дня: оно — словно комета, брошенная в беспредельность. Полезна ли эта сила, или кажется нам бесполезной и даже опасной с практической точки зрения, но она — сила, она — пламень, она — молния, брызнувшая с неба; и тем самым она священна, тем самым она благодатна. Блага её случайно могут принести пользу, но истинная ее божественная благодать принадлежит, как и вера, к явлениям сверхъестественным. Она подобна солнцу, от которого произошла. Солнце ни нравственно, ни безнравственно. Оно — начало всего сущего. Оно побеждает тьму вселенной. Таково и искусство. Отдавшись во власть искусства, Кристоф с изумлением заметил, как возникают в нем неведомые силы, о которых он раньше не подозревал: нечто совсем иное, чем его страсти, его печали, сознательная его душа, — новая незнакомая душа, равнодушная ко всему, что он любил и чем болел, ко всей его жизни, душа радостная, взбалмошная, дикая, непостижимая… Она взнуздала его, ударами шпор раздирала ему бока. И в редкие минуты, когда ему удавалось вздохнуть свободно, он спрашивал себя, перечитывая только что написанное: «Как могло это, вот это, возникнуть во мне?» Он был одержим умственной лихорадкой, знакомой каждому гению, чужой волей, не зависимой от его воли, «той неизъяснимой загадкой мира и жизни», которую Гёте называл «чертовщиной», и хотя был всегда вооружен против неё, однако нередко ей подчинялся. И Кристоф всё писал и писал. Целыми днями, неделями. Бывают периоды, когда оплодотворённый дух может питаться исключительно собою и продолжает творить почти беспредельно. Достаточно легкого прикосновения цветочной пыльцы, занесённой ветром, чтобы взошли и расцвели внутренние всходы, мириады всходов. Кристофу не хватало времени думать, не хватало времени жить. На развалинах жизни царила творческая душа».

более месяца назад

Одержимость – это группа психических состояний, которые характеризуются чувством полной и всеобъемлющей подчинённости разума человека неодолимой силе, заставляющей действовать с целью причинения зла себе и окружающим. Другое название состояния – бесноватость.

В медицине одержимость рассматривается, как симптом психозов, вид бреда либо форма патологической психической реакции на определенные факторы окружающей среды. В состоянии одержимости человек теряет чувство собственной тождественности и действует так, будто подчинен чуждой, враждебной индивидуальности.

Причины возникновения

К причинам возникновения одержимости относят разные виды психических травм и продолжительное психическое напряжение. Иногда установить причину развития этого патологического состояния невозможно.

Симптомы

Основным проявлением одержимости является потеря чувства личностной идентичности и осознания окружающей действительности. Внимание больного и его восприятие внешнего мира могут ограничиваться несколькими аспектами реальности. Поведенческие проявления часто характеризуются ограниченным набором повторяющихся поз, движений и высказываний.

Проявления одержимости:

  • неадекватное, ранее несвойственное человеку поведение;
  • измененное состояние сознания, галлюцинации (в том числе и слуховые «голоса»), бред, расщепление личности;
  • припадки буйства, страха, паники, истерии;
  • изменение интонаций и стилистических особенностей речи, часто тембра голоса;
  • агрессия и/или аутоагрессия;
  • конвульсии, эпилептические припадки, судороги;
  • потеря контроля над телом;
  • агрессивное отношение к религиозным символам;
  • резкие и необъяснимые нарушения физиологических характеристик (температура, вес, сила, давление, потливость, сердечный ритм и т.д.).

Следует заметить, что в состоянии измененного сознания, характерном для одержимости, человек может проявлять себя по-разному. Поведение может зависеть от начальных установок пациента и его культурного фона.

Диагностика

Диагностика одержимости и обнаружение ее отличий от психических заболеваний чрезвычайно сложны. Неосведомленность в этом вопросе может нанести человеку, имеющему душевные проблемы, большой вред, а иногда может стать причиной трагического исхода.

В ходе диагностики исключаются трансы и одержимости, которые развиваются в течение шизофрении, когда состояние одержимости сочетается с прочими симптомами первого ранга, а также эмоционально-волевыми нарушениями. Кроме того, исключаются эпилептические трансы, которые сопровождаются последующей амнезией, трансы, характерные для острых психозов с галлюцинациями и бредом, и расстройства множественной личности. Эту категорию исключают и в тех случаях, когда есть подозрения, что состояние транса связано с каким бы то ни было физическим расстройством (например, черепно-мозговая травма) или интоксикацией психотропными веществами. Следует отметить, что состояния одержимости и транс могут проявляться, как индуктивные состояния у представителей религиозных сект.

Виды заболевания

Приведем некоторые расстройства нервной системы, которые могут быть приняты за одержимость:

Шизофрения: заболевание характеризуется большим разнообразием проявлений, сходных с симптомами одержимости. Галлюцинации, чувство присутствия злой сущности, странные идеи и т.д.

Эпилепсия: заболевание характеризуется судорогами, порой сопровождающимися бессвязным словесным потоком. После приступов у больного может возникать ощущение духовного опыта, воспоминания о видениях, «пророчествах».

Синдром Туретта: одним из симптомов заболевания является неконтролируемая речь, резкие отрывистые движения и жесты. Наиболее известной формой вокальных тиков при синдроме Туретта является копролалия — состояние, при котором больной выкрикивает нецензурную брань.

Биполярное расстройство: заболевание, для которого характерны резкие экстремальные смены настроения, от ощущения любви ко всему сущему до агрессивной мизантропии.

Расстройство множественной личности: заболевание представляет собой внезапное изменение личности человека на другую. Личности могут диаметрально отличаться и не знать о существовании друг друга.

Истерия: форма невроза, для которой характерны функциональные двигательные, аффективные, вегетативные расстройства. В состоянии истерии человек любыми способами привлекает к себе внимание окружающих.

Действия пациента

Поскольку пациент, страдающий одержимостью, находится в состоянии, при котором полностью утрачивает контроль над собой, ответственность за его безопасность полностью возлагается на близких и медицинский персонал.

Лечение

Рациональная психотерапия, гештальт-терапия, транквилизаторы.

Осложнения

В результате одержимости человек способен нанести серьезные травмы и увечья себе и окружающим, в критических случаях действия больного могут привести к гибели.

Профилактика

Профилактики одержимости не существует. Очень важно, чтобы близкие пациента отслеживали ухудшение его состояния и вовремя обращались за медицинской помощью.