Биография мусоргского

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

Единственный прижизненный портрет Мусоргского кисти Репина потряс современников. Больной, неряшливый, одинокий человек в больничном халате поверх расшитой рубахи, вглядывается куда-то мимо зрителя. Модесту Петровичу всего 42 года. Репин торопился запечатлеть любимого друга: пусть и жестокая, но – правда.

Как раньше художник ценил общение с этим удивительно тонким, очаровательным, эрудированным собеседником! Сколько было дивных разговоров о судьбах русского искусства, хохота, шуток… Позже доходили слухи, что Мусорянин (так прозвали его друзья) то ли болен нервной болезнью, то ли впал в депрессию, а может, его затянула привычка, которую по традиции у нас именуют пагубной.

Вот и сейчас, после ужасного приступа, друг угасал в военном госпитале. Илья Ефимович работал в больничной палате почти на коленке, без мольберта, и у него было всего четыре сеанса. На пятый художника уже не пустили: Мусорянин умер. Однако в прощальном взгляде композитора на портрете нет отчаяния. Напротив, он полон надежды: все, что успел написать, – талантливо, пусть это и отказывались признавать современники.

Душка-офицер, свежеиспеченный корнет привилегированного лейб-гвардии Преображенского полка, как будто только что «вылупившийся из яйца» – таким впервые увидел 17-летнего Модиньку Мусоргского молодой военный медик, будущий прославленный химик и композитор Александр Бородин. В мундирчике с иголочки, изящный Мусоргский производил впечатление утонченного светского фата. Он и слова выговаривал немного сквозь зубы, как это было принято у гвардейцев. Модничал, как мы сказали бы сейчас.

В своем офицерском кругу Модест уже был знаменитостью: душа компании, он блестяще импровизировал на фортепиано, уморительно разыгрывал сценки из популярных водевилей, изображая своим бархатистым баритоном сразу всех персонажей. «Дамы ухаживали за ним», – замечает Бородин.

М.П. Мусоргский. Преображенский полк. Фото: www.globallookpress.com

Виртуозными импровизациями Мусоргский прославился еще в «Школе гвардейских подпрапорщиков» – престижном учебном заведении Санкт-Петербурга, где дети аристократов получали военное образование. Это была воля родителей, родовитых, но небогатых псковских дворян, пожелавших сыновьям армейскую карьеру в столице империи. Однако папенька и маменька поощряли и занятия музыкой, нанимая Модесту лучших педагогов по фортепиано. Всё-таки, блистая артистическими талантами, провинциальному молодому человеку было легче продвинуться в высокомерных гостиных Санкт-Петербурга. Директор школы заметил даровитого юношу и частенько приглашал к себе в дом помузицировать с генеральской дочкой в четыре руки.

Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не «космополит» и все больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.

В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.

Балакиревский кружок — «Могучая кучка». Репродукция с картины А. В. Михайлова. Фото: www.globallookpress.com

Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была творческая мастерская, где на правах наставника 20-летний Балакирев заставлял подмастерьев писать новаторскую музыку в национальном стиле, нещадно редактируя их опусы.

Музыкального образования, кроме домашнего, не было ни у кого. Да они и отвергали академизм, как нечто западное. Первая консерватория в Петербурге будет создана пианистом Антоном Рубинштейном только в 1862 году. Впрочем, члены «Могучей кучки», поначалу со всем юношеским максимализмом, противопоставляли себя этому учебному заведению, организованному на западный манер.

Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест уволился с военной службы навсегда, чтобы целиком посвятить себя музыке. А вместе с гвардейской карьерой уйдёт и житейское благополучие: после отмены крепостного права зарабатывать дворянам было нечем. Позднее, отдав свою часть наследства женившемуся брату, Модест всё же вынужден вернуться на государственную службу чиновником. Эта работа будет сильно изматывать его и мешать творческим поискам. К тому же наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая жизнь русскую, разумеется.

…Язвительные критики будут на все лады ругать эти попытки Мусоргского, мол, композитор дошёл до того, что сочиняет «шипение самовара» и «поиск извозчиком кнута в тёмной комнате».

М.П. Мусоргский. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, и собратья-композиторы вели себя по отношению к Мусорянину несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить. Энергичный наставник Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги». Даже Владимир Стасов поначалу полагал, что Модесту следует писать что-нибудь сатирическое, например, водевиль «Бобыль». Будет придираться к каждому такту новаторских опер соратник-кучкист Цезарь Кюи. Все они, конечно, любили своего друга, но не сдерживали раздражения.

Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовётся о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь». Это случится позже, когда Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.

Вспомним и Петра Ильича Чайковского, который в письмах своему брату называл творчество Модеста Петровича «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту». Возможно, коллег задевало то, что «звезда светских гостиных», экс-военный и «недоучка» замахнулся на святое – оперу!

По совету друга-пушкиниста, для первой своей серьёзной оперы Мусоргский выбрал трагедию «Борис Годунов». Ещё никто из «кучкистов» не брался за музыкальное полотно, изображающее не сказочных фольклорных русских, а реалистичных и суровых граждан, которые в скором времени ещё покажут себя во всей «красе». Чего только стоит сцена «Под Кромами», где толпа мужиков терзает ненавистного государева чиновника. Какое тут «бельканто».

В то время Мусоргскому 30 лет, он снимает квартиру на пару с таким же холостяком Римским-Корсаковым. Один пишет своего «Бориса», другой – оперу «Псковитянка». И коренной псковитянин Мусоргский помогает другу советами.

Как вспоминал позже Николай Андреевич, это было невиданное в истории совместное жительство двух композиторов. До обеда роялем пользовался Мусоргский, затем уходил на службу в департамент. После обеда – сочинительствовал Римский-Корсаков.

Опера «Борис Годунов». Большой театр. Фото: www.globallookpress.com

Стасов в своих воспоминаниях о Мусоргском любопытно описал это время: с раннего утра критик приходил будить спящих творцов опер, подавал им халаты, панталоны, умываться. Затем все вместе они пили чай с любимым швейцарским сыром. И начинался праздник творчества: композиторы проигрывали Стасову в лицах сочинённое накануне.

Либретто и клавир «Бориса Годунова» Мусоргский отнёс в оперный комитет Дирекции императорских театров. Несколько месяцев мучительно ждал ответа. И вот – отказ. Официальной причиной было объявлено, что в произведении нет ни одной полноценной женской партии, как нет и привычной зрителю любовной линии.

Театральной музыкой в то время заправляли, в основном, иностранцы: постановщики водевилей, оперетт, балетов. Они категорически не приняли произведение, в котором необычным было всё.

Вспомним одну из самых гениальных сцен: Борис Годунов в Кремле венчается на царство. И всё это звучит так, будто под ним земля ходит ходуном. Величественные и страшные крестообразные удары симфонических колоколов перемежаются настоящими звонами. Кажется, что эта тяжелая мистическая поступь тысячелетней русской истории вот-вот призовёт к ответу. В стремлении услышать живую историческую жизнь своего народа Мусоргский заглянул в бездну будущего. Шостакович, Прокофьев, Стравинский будут считать Мусоргского своим учителем, как и великие французские импрессионисты – Равель и Дебюсси.

В 1872 году появилась вторая редакция оперы «Борис Годунов»: в ней уже был целый польский акт, расчётливая соблазнительница Марина Мнишек, разбитная хозяйка корчмы. Наконец, после давления сторонников композитора и даже ультиматума со стороны примы Мариинки, певицы Юлии Платоновой, столичное оперное начальство сдалось. «Бориса Годунова» поставили на сцене Мариинского театра.

Успех был ошеломляющим, на премьере присутствовал даже брат императора. Продвинутая молодёжная галёрка вызывала автора на бис раз 20. Однако академическая «тусовка» вылила свою желчь на страницы газетной критики. Оперу назвали «какофонией в пяти актах», «настоящей мерзостью», «музыкой бедлама».

Как всё это выносил душевно хрупкий, не от мира сего, Мусоргский – несложно представить. Вдобавок ко всему один за другим начали отпадать друзья: скоропостижно скончался чуткий и преданный товарищ, архитектор Виктор Гартман, которому посвящены «Картинки с выставки». Это он всегда называл Модеста «Божественный Мусорянин». Уехал за границу Стасов. Обзавёлся семьей ближайший товарищ, граф Голенищев-Кутузов, женился и Римский-Корсаков. Мусоргский же тщательно скрывал от всех свою сокровенную личную жизнь, мотался по съёмным квартирам или годами жил у родственников и знакомых. Частенько бедствовал и, по-видимому, заливал горе. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Их заканчивали уже коллеги.

Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере «Хованщина». Фото: www.globallookpress.com

Все архивы после смерти Мусоргского попали к Римскому-Корсакову. Николай Андреевич досочинил «Хованщину» и основательно отредактировал «Бориса Годунова», фактически переписав на свой вкус многие сцены. Дошло до того, что долгие годы вплоть до нашего времени публика знала «Бориса Годунова» только в редакции Римского-Корсакова.

К счастью, сегодня подлинный Мусоргский возвращается, хотя услышать его в репертуаре русских оперных театров всё ещё непросто.

Биография Мусоргского

Моде́ст Петро́вич Му́соргский – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевавший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры.

Ранние годы

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя).

Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сороченской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя). Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Последние годы жизни

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.

Хронологическая таблица

Если вам нужна биография Мусоргского по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Мусоргского.

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Единственный прижизненный портрет композитора кисти Ильи Репина был написан за несколько дней до смерти композитора.
  • Мусоргский был невероятно образованным человеком: свободно говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом, был отличным инженером.

Оценка по биографии

Мусоргский

Биография

Автор — Е. Н. Абызова

  • К читателю
  • Детство. Семья. Родные места
  • 1 | 2

  • Юность. Петербург. Школа гвардейских подпрапорщиков
  • 1 | 2

  • Новые знакомства. Серьезное увлечение музыкой
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

  • Шестидесятые годы. Коммуна
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

  • Творчество. «Могучая кучка»
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

  • «Борис Годунов»
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

  • «Картинки с выставки». Вокальные циклы
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9

  • «Хованщина»
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

  • Концертное турне. Последние годы
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5

  • Заключение
  • 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

  • Фрид Э. Очерк жизни и творчества Мусоргского →
  • Хубов Г. «Мусоргский» →
  • Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие — Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», — так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».

    Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

    Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием — психологией, философией, литературой, — пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861—1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо» около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

    В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат» на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна» на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист», также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь — родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

    В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение — «Иванова ночь на Лысой горе». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба» на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это — только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

    60-е годы — время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк» — уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности… Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

    1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым», и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

    В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

    Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

    Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению — бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

    В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений — арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

    В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

    Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

    Л. Михеева

    Основные даты жизни и творчества:

    1839. — 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских — помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

    1846. — Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

    1848. — Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

    1849. — VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. — Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

    1851. — Исполнение Мусоргским «Рондо» А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

    1852. — VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. — Издание фортепианнной пьесы — польки «Подпрапорщик» («Porte-enseigne Polka»).

    1856. — 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. — 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. — X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. — Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

    1858. — 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

    1859. — 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере «Сын мандарина» Кюи в доме автора. — VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

    1860. — 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

    1861. — I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). — 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии «Царь Эдип» Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

    1863. — VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. — XII. Замысел оперы «Саламбо» по роману Г. Флобера. — 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

    1863-65. — Жизнь в «коммуне» с группой молодых друзей (под влиянием романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского).

    1864. — 22 V. Создание песни «Калистрат» на слова Н. А. Некрасова — первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

    1866. — Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

    1867. — 6 III. Исполнение хора «Поражение Сеннахериба» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. — 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. — 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

    1868. — Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. — 23 IX. Показ «Женитьбы» в доме Кюи. — Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над «Борисом Годуновым» по его совету. — 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

    1870. — 7 V. Показ «Бориса Годунова» в доме художника К. Е. Маковского. — Запрещение цензурой песни «Семинарист».

    1871. — 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу «Борис Годунов».

    1871-72. — Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией «Бориса Годунова».

    1872. — 8 II. Показ оперы «Борис Годунов» в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. — 5 II. Исполнение финала 1-го д. «Бориса Годунова» в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. — II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом «Млада» по заказу дирекции императорских театров. — 3 IV. Исполнение полонеза из «Бориса Годунова» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. — VI. Начало работы над «Хованщиной».

    1873. — 5 II. Исполнение трёх картин из «Бориса Годунова» в Мариинском театре. — V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла «Детская» М.

    1875. — 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. — 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

    1876. — 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

    1877. — 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. — Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

    1878. — 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. — 10 XII. Возобновление «Бориса Годунова» (с большими купюрами) в Мариинском театре.

    1879. — 16 I. Исполнение сцены в келье из «Бориса Годунова» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). — 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. — VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). — 27 XI. Исполнение отрывков из «Хованщины» в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

    1880. — I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. — 8 IV. Исполнение отрывков из «Хованщины» и «Песни о блохе» в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. — 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. — 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании «Хованщины» (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

    1881. — II. Резкое ухудшение здоровья. — 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского — 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. — 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.