Благословение ферма

Эту статью ни в коей мере нельзя считать завершенным всесторонним исследованием о роли труда с точки зрения христианского богословия. Скорее, это впечатление, вынесенное из размышлений о роли труда в различных христианских конфессиях. И надо сказать, что в этой области много недосказанного, много вопросов, на которые надо искать ответы вместе.

I. Труд сейчас

Ныне у нас в России по части отношения к труду происходит катастрофа. Труд потерял свою престижность и стал исключительно средством получения зарплаты. А если есть хоть какая-то возможность получать деньги и не работать, то все такие уловки беззастенчиво применяются. Надо бить в набат: русские перестают работать, теряют навыки труда – за них работают приезжие. Многие молодые люди и не желают работать (однако хотят жить припеваючи). По отношению к труду наблюдается разительная разница между нашим поколением и поколением наших отцов и дедов.

Но без упорного труда нация гибнет, ее обходят, а затем уничтожают другие нации – таков жестокий закон геополитики, царящий в этом падшем мире. Как возродить пафос труда? Какими средствами внушить человеку, что добросовестный труд, по крайней мере, не дает человеку опуститься до обезьяны? Это можно сделать только апеллируя к христианству и христианскому учению о труде.

II. Православная традиция

Прежде всего, заметим, что тема труда занимает достаточно скромное место в творениях святых отцов. Если проблемы богатства и бедности в их работах обсуждаются достаточно активно, то труд ­ ­– тема редкая. А если труд и обсуждается, то скорее в качестве монашеского аскетического упражнения – плетение корзин, работа в монастырском огороде и пр. Труд рассматривается как метод укрощения плоти, как способ достижения смирения, как средство борьбы с разными одолевающими монаха страстями, но не как производственная категория. Златоуст замечает: «Что узда для коня, то работа для нашей природы» /III:187-188/. «Тот, кто занят работой, — говорит Иоанн Злато­уст, — не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни». Кассиан Римлялин: «Не достаточно одного телесного поста к стяжанию совершенной чистоты целомудрия; его превосходить должны покаянное сокрушение духа и неотступная молитва против этого нечистейшего духа; потом непрестанное поучение в Писаниях в соединении с умным деланием, также труд телесный и рукоделие» .

К такому пониманию труда у святых отцов присовокупляется еще одна тема – труд как наказание за грехопадение. Не раз повторяется: «в поте лица будешь есть хлеб твой» (Быт.3,19). Теперь все будет доставаться человеку тяжким трудом. И поэтому труд постоянно рассматривается как тяжесть, как работа (от слова «рабство», ибо труд закабаляет). Собственно поэтому он и служит в качестве аскетического упражнения. Но правда указывается, что труд – не только наказание, но и «внушение и вразумление и врачевство против ран, происшедших от греха» /III:188/. Вот еще любопытное высказывание Златоуста: «Трудом Писание обыкновенно называет грех» /XII:1048/: «Под языком его труд и болезнь» (Пс.9,28). Он противопоставляет трудам мирским благодатный труд достижения добродетелей.

Встречаются и высказывания, что оказывать милосердие к ближнему можно и помогая ему своим трудом. А вот что касается работе ради Бога, то такая работа совершается не обычным трудом, а молитвенным. Именно о таком труде говорит преподобный Варсонофий Великий в своем известном высказывании: «Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что» .

Но есть в православии и другая тенденция (хорошо, кстати, описанная в работе Н.Н Фиолетова «Очерки христианской апологетики» ). Предназначенная более для мирян, она не только рассматривает труд как положительную категорию, но определенно трактует его как добродетель.

Так, Максим Исповедник указывает на то, что человек в первоначальном состоянии был призван совершить многие подвиги во вселенной, и в конце концов достичь окончательного обожения. И причем, из текста можно заключить, что все это должно достигаться в том числе и трудом. И более того, Максим Исповедник специально указывает, что Господь и в Эдеме не оставил человека праздным, а дал ему в заботу возделывание сада. Но труд этот совершенно иной – творческий.

Златоуст отмечает моральный аспект труда: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье» /III:187/. Святитель Василий Великий говорит, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». Однако такого рода высказывания довольно редки, даже у Златоуста или Василия Великого. И кроме того, у этих святых отцов прямых высказываний том, что добросовестный бескорыстный труд спасителен, мы не находим.

Если посмотреть на вопрос исторически, то можно заметить, что первая тенденция (монашеско-аскетическая) победила, и неудивительно ­– монашество в православии всегда считалось эталоном христианской жизни. Аскетическая направленность имеет несомненную положительную сторону, отвращая паству от стяжательства (даже трудового). Однако представляется, что вследствие недооценки второй тенденции в православном понимании труда получился определенный перекос – труд по преимуществу рассматривается как тяжелое, но необходимое послушание за первородный грех. Но где же иные понятия о труде: труд как средство спасения? труд по любви к ближнему? труд как радость? труд как творчество? труд как приближение к Богу? труд как высокая добродетель? Все это, безусловно, есть в православии, но присутствует скорее как отдельные богословские мнения святых отцов, но не как основной лейтмотив православного богословия. Кроме того, обе тенденции трактуют труд в сугубо личном плане с ориентацией на индивидуальное спасение и избегают рассмотрения труда как общественного явления.

III. Католическая и протестантская традиции

Т. Коваль, исследователь проблем труда и собственности в христианстве, делает такое заключение: «В целом можно сказать, что православие призывает “молиться и трудиться”, в то время как формула католицизма – “трудиться и молиться”, а протестантизм убежден в том, что труд и есть молитва» . Надо сказать, оценка остроумная, но далекая от точности.

Дело в том, что католическая традиция (до недавнего времени) действительно больше ценила обычный, повседневный труд и считала, что честное и добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей спасительно. Однако все равно более высокое место в способах спасения занимают такие традиционные средства как молитва, храмовое благочестие, таинства, благотворительность. В соответствии с этим католики выстраивают свою ценностную иерархию профессий, где высшую строчку все равно занимают монахи.

Вот в протестантизме ситуация кардинально меняется. Отрицая монашество, протестантизм вместе с этим стал умалять и связанные с этим добродетели. Больше монахи не являются образцом для христиан, и взоры протестантских богословов обращаются к мирянам, занятым повседневным трудом. В результате труд и профессиональная деятельность в протестантизме приобретают высокий сотериологический статус. По М. Веберу, профессиональная удача является признаком спасения (у кальвинистов). Но и лютеране тоже рассматривают профессиональное призвание («Beruf») как идущее от Бога. Иначе говоря, Бог ставит каждого человека в профессиональном плане на свое место (это и есть beruf), и если человек достойно на этом месте трудится, то оно оказывается для него спасительным. Интересно, что «Основы социальной концепции РПЦ» эту идею отчасти адаптируют, совмещая ее с традиционно православным взглядом: «С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке» ОСК

Однако у протестантов эта совершенно правильная идея неузнаваемо искажается одним обстоятельством. Реформация была инициирована развитием капитализма, которому необходимо было разорвать религиозные путы. Поэтому добросовестное исполнение своих обязанностей в любой профессии было подменено ее коммерческой привлекательностью – сколько прибыли она приносит. Собственно, прибыльность и выстраивает в протестантизме иерархию профессий. И это существенно меняет дело – место Христа занимает его антипод – мамона, который и начинает править бал. И заметим, что сейчас католики в имущественных вопросах фактически перешли на протестантские позиции, признав нынешние рыночные отношения в основном отвечающими христианским ценностям.

IV. Труд по Булгакову и Федорову

О. Сергий Булгаков – выдающийся православный мыслитель. Он впервые в православной традиции осмыслил хозяйство как некий космической богочеловеческий процесс, в котором происходит воспроизведение и совершенствование жизни человека и мира. Соответственно, труд в этом процессе рассматривается как служение Творцу в Его громадной задаче преображения мира. Он писал:

«Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы. Эпоха хозяйства есть столь же характерная и определенная эпоха в истории земли, а через нее в истории космоса, что можно с этой точки зрения всю космогонию поделить на два периода: инстинктивный, до-сознательный или до-хозяйственный, — до появления человека, и сознательный, хозяйственный, — после его появления. Разумеется, мы говорим это не в смысле современного эволюционизма, но подразумеваем выявление живых сил, изначально вложенных в мироздание творцом» .

Онтологически- космическое значение труда еще более подчеркнуто в учении Н.Ф. Федорова о преобразовании природы человеческой деятельностью, причем вплоть до воскрешения умерших поколений. Это великое «общее дело» должно сплотить народ, сделав из него одну семью. Федоров смело утверждал:

«Неудачи многочисленных попыток восстановить вечери любви по подобию первой тайной вечери (которая также не была единодушна) достаточно оправдывают и католиков и православных, ибо к объединению в трапезе нужно присоединить и единство в общем труде, к храмовой литургии нужно присоединить внехрамовую» /4-1:171/

«Объединение всех в труде познания слепой внешней силы и уничтожит то зло вне нас, которое препятствует водворению Царства Божия внутри нас» /4-2:363/.

«Новый Завет призывает всех жаждущих деятельности. Нет выше чувства участия во всеобщем труде. Нет блаженнее падших во всеобщем труде, ибо они воскреснут и, воскреснув со всеми, увидят завершение своего дела» /4-3:401/.

Таким образом, вселенское значение человеческого труда было выявлено только в начале XX в. русскими религиозными философами. Этот новый аспект богословия труда имел важное значение, поскольку он позволял осмысливать труд не только в личном, но и в общественном плане.

Отметим, что этому пониманию ближе, как это ни парадоксально, не православная аскетическая традиция и не западная, а традиция социалистическая. Она возникла в рамках коммунистической псевдорелигии, которая, в свою очередь, выросла на христианской основе. Суть социалистического отношения к труду таково. Созидание всего в этом мире – и материального и духовного – осуществляется трудом. Поэтому труд на благо народа, Родины является высокой добродетелью. Он поощряется и награждается. Хотя не исключается момент обеспечения собственных нужд – тут действует принцип справедливости: больше потрудился – больше заработал. Главное отличие социалистической этики, например, от протестантской в том, то в протестантизме труд является средством личного спасения. В социалистической этике труд направлен на развитие и совершенствование всего общества, на пользу всем. Хотя таких фантастических задач, как воскрешение мертвых, не ставилось, но пафос труда, направленного на общее дело построения коммунизма сыграл немаловажную роль в становлении советского общества.

V. Набросок христианского учения о труде

Представляется, что все рассмотренные теории (в том числе и православная традиция) неполны и не дают возможности верно расставить приоритеты в этом непростом вопросе. Как дополнить традицию? Вполне взвешенное, окончательное христианское учение о труде пока не сформулировано. Но все же имеет смысл дать хотя бы его предварительный тезисный набросок.

За основу возьмем три основные мотивации труда:

труд ради поддержания жизни;

труд по любви к людям;

труд ради Бога.

Трудиться ради поддержания жизни – очевидная мотивация, которую принимают все конфессии. Правда, многие христиане (в том числе и православные) искренно считают, что эта мотивация – единственная, что этой чисто земной, материальной ролью и ограничивается назначение труда – мол, религиозного значения труд не имеет. А потому трудом можно пренебрегать, если есть другие источники пропитания. Но это неверно, ибо есть другие, высшие по сравнению с этой мотивации.

Более высокий стимул – труд по любви к ближнему. Впрочем, тут нужно небольшое разъяснение: если под ближними понимать свою семью, то обычно ближайшая семья понимается как расширение своего я, и потому это не любовь к ближнему, а поддержание жизни своего расширенного я. Любовь к ближнему – это другое. Это помощь тому, кому по очевидным нравственным меркам ты и не обязан помогать – дальние родственники, знакомые. А помощь – либо непосредственно трудом, либо трудовыми деньгами. По Сергею Булгакову «труд имеет незаменимое значение для человека, как средство воспитание воли, борьбы с другими наклонностями, наконец, как возможность служения ближним» .

Однако ясно, что такая любовь к ближнему, как и любая милостыня, погоды не сделает. Все останется как раньше: бедные – бедными, богатые – богатыми, и мамона будет господствовать над людьми. Необходимо изменение (преображение) социального строя. А это может быть сделано не только через личное совершенствование и не только через любовь к ближнему, но и через «любовь к дальнему», т.е. через принятые общественной нравственностью или даже прописанные в законе меры по осуществлению справедливого распределения. Любовь к дальнему – это прежде всего справедливая оплата по труду, а также систематическая помощь нетрудоспособным. Это то, что называется социальной справедливостью.

Спасителен ли труд ради ближнего (и ради дальнего)? Безусловно. Поскольку он является воплощением любви к человеку, причем любви деятельной. И тем самым является выполнением второй заповеди христианства. Добросовестный, честный и бескорыстный труд должен быть реабилитирован нашими богословами в сотериологическом плане.

Но есть еще более высокая мотивация – это труд ради Бога. Такой труд – сотворчество, соучастие в деле Творца по преображению этого мира. Поэтому это труд творческий, радостный, возвышающий человека, соединяющий его с Богом. Заметим, что в православной традиции таким «трудом» считалась лишь молитва. Впрочем, можно предположить, что, например, строительство храма тоже рассматривалось как труд ради Бога. Конечно, на самом деле сфера труда ради Бога гораздо шире. Это – любая бескорыстная работа по исправлению уродств этого мира (которая, кончено же, согласована с волей Божией). Об этом не раз говорит ап. Павел:

«И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3:17) или «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:23-24).

Надо сказать, что все три описанных мотива обычно присутствуют одновременно. Но пропорция между мотивами может быть различной. И чем более высокой оказывается в целом мотивация, тем труд становится более действенным средством спасения.

Литература

1. Коваль Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. № 6. С. 59.

2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 412 с.

4. Н.Ф. Федоров. Собрание сочинений в четырех томах. Тома 1-3,. Издательская группа «Прогресс», Москва, 1995г.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. – 88 с.

6. Н.Н.Фиолетов. Очерки христианской апологетики, –М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992, – 103 с.

7. Булгаков С.Н. Православие. Киев, 1991. С.212.

8. Кассиан Римлянин. Обозрение духовной брани. «Добротолюбие», т. 2. –М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.

Наступило короткое, но такое долгожданные лето. И, конечно, хочется проводить как можно больше времени на природе. Как совместить семейный отдых с интересным и полезным для детей времяпрепровождением?

Ответ прост: отправляемся с экскурсией на экоферму в Орловском полесье!

Здесь мы увидим, как живут куры, гуси, козы, страусы и многие другие обитатели хозяйства. На ферме расскажут об их привычках и особенностях. Погладим и покормим приглянувшихся питомцев. Увидим, как играют страусы, полюбуемся на величественных павлинов и других животных. Вперед!

Экотуризм в Орле

Экоферма «Благословение» расположена на территории национального парка «Орловское полесье». Для навигатора задаем адрес места назначения: Орловская область, Хотынецкий район, д. Жудре. Выбираем маршрут по Наугорскому шоссе, вроде бы там асфальт получше. Примерно 77 км в пути, за 1 час 15 минут.

Схема проезда на экоферму в Орловском полесье:

Выезжаем из Орла около 8:00. Завтракаем в беседке на территории Орловского полесья, недалеко от зоовольерного комплекса. Время прибытия около 9:30. Воздух здесь настоящий лесной, дышится замечательно, настроение отличное!

Зоопарк в Орловском полесье

По пути заезжаем узнать цены на посещение и режим работы зоовольерного комплекса Орловского полесья в 2016 году. Для справки:

БУОО «Хотынецкий природный парк» (зоовольерный комплекс, зоопарк в Орловском полесье, как угодно) работает с 9:00 до 18:00 без перерыва и выходных дней. Суббота, воскресенье (нерабочие, праздничные дни) – с 8:00 до 20:00.

Входная плата в зоовольерный комплекс. Взрослый билет 200 рублей. Детский билет (с 3 до 15 лет) 100 рублей. Право фотосъемки и видеосъемки на территории зоопарка – 50 рублей.

На парковке у входа в зоопарк обнаруживаем вот такой информационный щит:

Экоферма «Благословение» в Орловском полесье

Выезжаем с парковки зоовольерного комплекса, поворот направо, автодорога «Хотынец – поселок Жудерский», ехать примерно 2 км. Впереди появится указатель: «Мясо, яйца, молоко, овощи, экскурсии, сувениры». Мы на месте. Добро пожаловать на ферму!

Ферма «Благословение» существует с 2011 года и уже второй год подряд развивает услуги экологического туризма в Орловской области, приглашая гостей на экскурсии по ферме. С чего начнем экскурсию?

Пожалуй, с павлинов.

Потом пойдем в гости к индийским бегункам. Утки есть такие, со смешной походкой.

Можно потрогать и погладить кроликов. Дети на седьмом небе, родители стараются избегать ответов на вопросы: «А почему бы нам дома не завести таких симпатяг?».

Переходим к гусям, мулардам, уткам, индейкам, индоуткам.

На заметку, из буклета фермерского хозяйства:

Утка благоварская – это птица на основе Пекинский мясной породы.

Мулард – межвидовой гибрид, результат скрещивания мускусных селезней с домашними утками пекинской породы. Мясо мулардов содержит 24-26% жира и признано диетическим.

В мясе цесарки намного меньше жира, чем в курице, из-за этого мясо имеет синеватый оттенок.

Можно посмотреть и покормить козочек:

А потом покормить страусов под руководством знающего экскурсовода Андрея, врача-ветеринара фермы:

Зайдем в гости к маленьким гусятам. Запах настоящий, натуральный, фермерский 🙂 Дети под впечатлением, родители просятся на открытый воздух.

Есть и детский уголок (кстати, на заднем плане – теплицы, где выращивают свои овощи):

Каждого, кто посетит ферму, приятно удивит кафе на территории.

Вся продукция выращена своими силами без гормонов, антибиотиков и прочей дряни.

Все можно попробовать на месте или купить домой. Наши друзья решили купить страусиные яйца по 1500 рублей за штуку индюшиные яйца (150 рублей за один десяток).

Цены на продукцию (июнь 2016 года):

Цесарка – 650 рублей за 1 кг
Индейка, утка мулард, утка мускусная – 450 рублей за 1 кг
Гусь – 400 рублей за 1 кг
Курица домашняя, утка – 330 рублей за 1 кг
Перепелки – 135 рублей за штуку

Подведение итогов

Экотуризм в Орле? Нет, не слышали? Ферма «Благословение» уже второй год развивает услуги экотуризма и агротуризма на Орловщине!

Длительность экскурсии по ферме – 40 минут. Отличный вариант поездки – дополнить посещение зоопарка в Орловском полесье визитом на экоферму. Дети будут в восторге!

Стоимость посещения. 150 рублей – взрослый билет, 100 рублей – детский билет.

Расстояние от Орла: около 80 км, время в пути 1 час 20 минут.

Если дождь за окном, сапоги иметь обязательно! И вообще, желательно иметь удобную форму одежды и соответствующую обувь.

Контакты

Адрес экофермы «Благословение» в Орловском полесье: Орловская область, Хотынецкий район, д. Жудре, д. 72. Еще раз посмотрите на схему в начале нашего рассказа!

Официальный сайт: blagosloven.su

Телефоны для заказа: +7 (499) 110-34-75

С 2011 года в на территории «Орловского полесья» находится натуральное фермерское хозяйство «Благословение», где разводят уток, гусей, страусов, кур, перепелов, цесарок, индюшек, коз, кроликов, фазанов, павлинов и других домашних животных. Здесь же выращивают огурцы, помидоры, картофель и другие сельскохозяйственные культуры.

Как вы можете догадаться по названию, ферма «Благословение» работает по благословению Русской Православной церкви, а сотрудники хозяйства стремятся следовать основным христианским законам: честно и добросовестно работать на земле во благо людей и России.

На экоферме не используются гормоны роста, антибиотики, ГМО, химические добавки и даже комбикорма. Основная часть рациона животных состоит из местных многолетних культурных трав, корне- и клубнеплодов и овощей, а также молодняка елей, сосен, различных кустарников и мелких деревьев. В зимний период хвоя и ветки являются отличным витаминным премиксом для животных.

Чтобы обходится без антибактериальных препаратов, все питомцы содержатся в просторных чистых помещениях, много гуляют и находятся под постоянным надзором ветеринарного врача и зоотехника.

Редакция STUDIO57 не смогла оставить это уникальное место без внимания и отправилась с Репкой на экскурсию, благо ворота экофермы открыты для детей и взрослых ежедневно с 9:00 до 16:00.

Добро пожаловать в чистейший оазис натурального животноводства.

Экоферма «Благословение» в «Орловском полесье»

На входе в экоферму нас встретили павлины. Здесь их содержат для демонстрации гостям. В качестве сувенира домой можно приобрести перо.

Впервые вижу белого павлина.

Рядом с павлинами обитают забавные утки породы индийский бегун. Считаются, что они обладают самым высоким показателем яйценоскости. По своему строению такие утки больше похожи на пингвинов. Индийские бегуны очень смешно бегают, за что завоевали особую любовь у детей.

Одними из самых многочисленных обитателей фермы являются гуси.

Птицы свободно разгуливают по ферме.

Для них на ферме создали отдельный пруд.

А вот и утки.

Гусята на прогулке после дождя. На обед сегодня свежая травка.

Перемещаемся к живности покрупнее.

На ферме активно разводят коз. Можно приобрести козий творог или молоко.

Отец козьего семейства, главный оплодотворитель, задира, здоровенный козел Борис. Нас заранее предупредили, что с этим товарищем шутки плохи. Даже с отпиленными рогами он может навалять по полной программе.

Страусы — местная достопримечательность. Детям разрешают их кормить травкой.

Крольчат можно подержать в руках.

Помимо животных, на ферме выращивают различные сельскохозяйственные культуры. В наш приезд, например, во всю росли огурцы, помидоры и картофель. Овощи используют для кормления животных, продажи и консервации.

После экскурсии, на которой дети узнали много нового о животных, можно поиграть на детской площадке.

Репка как обычно полезла в самую гущу.

К вашим услугам на территории фермы кафе, где можно приобрети местные продукты и перекусить.

Яйцо страуса, например, обойдется в 1700 рублей.

Десяток яиц цесарки, утиных или индюшачьих будет стоить 150 рублей.

Весь ассортимент с ценами можно посмотреть на сайте фермы blagosloven.su. Цены в два-три раза дороже, чем на аналогичную продукцию в сетевых магазинах. Но важно понимать, что и качество продуктов на порядок выше. Мы не устояли и приобрели себе десяток огромных индюшачьих яиц.

А уже дома сделали яичницу. Невероятно вкусно.

Еще один великолепный день в копилку Репке! Спасибо сотрудникам фермы за познавательную экскурсию. Рекомендую.

Экскурсии по ферме проводятся ежедневно с 9:00 до 16:00.
Продолжительность экскурсии 40 минут.
Стоимость экскурсии для взрослых — 150 рублей, для детей (от трех до 15 лет) — 100 рублей, дети до трех лет — бесплатно.

Как добраться:

Проезжаете Зоовольерный комплекс «Орловского Полесья». Через 2 километра увидите слева указатель. Вам сюда.

До встречи за страусиным омлетом.

Об отдыхе в зоопарке «Орловского полесья» читайте .

Вифания Инкин

И жизнь, и школа, и любовь

03 Май 2019, 20:36 Количество просмотров — 753

Звонкий заливистый школьный звонок зовет на урок свободненских мальчишек и девчонок, а для Фидалии Динаровны Бурмистровой, педагога с более чем сорокалетним стажем работы, ветерана труда, он служит сигналом к началу рабочего дня.

На протяжении десятков лет она спешит к своим ученикам, чтобы передать им свои знания по истории, расширить их кругозор, учит ребят ориентироваться в прошлом своей и других стран, умению его осмыслять. Увлеченная своим предметом, она и детям передает свою любовь к истории.

Профессию педагога Фидалия Динаровна выбрала не случайно, она — представительница династии учителей. Общий педагогический стаж ее семьи составляет более трехсот лет. И хотя каждый человек волен в выборе профессии, в ее случае огромную роль сыграл пример близких людей. Она не могла не проникнуться интересом к этой профессии, требующей огромного терпения, любви к детям и самоотдачи, учителем захотела стать еще в детстве, когда сама была ученицей.

При встрече прошу рассказать хозяйку дома немного об учительской династии.

— Сама я родом из Курганской области. В нашей семье, в основном, все учителя и инженеры, — рассказывает Фидалия Динаровна. – Я же пошла по стопам своего дедушки – Нури Барыевича Барыева, который был первым директором Юлдусской средней школы, мало того, он свою деятельность начинал со строительства этого учебного заведения. Сколько себя помню, всегда слышала разговоры дедушки, а позже моей мамы, которая тоже учительница, о работе, о событиях школьной жизни, и когда пришло время выбирать свою дальнейшую судьбу, я уже точно знала — буду педагогом. А как иначе? Дедушка, мама, ее сестры целиком посвятили себя этой профессии, все силы и знания отдавали родной школе, своим ученикам, и я с детских лет окунулась в атмосферу яркой и бурлящей интересными событиями школьной жизни. Тетради, расписание, учебники – меня весь этот школьный антураж привлекал с детства. А пришло время — окончила педагогический институт, получила диплом учителя истории. И с тех пор ни разу не пожалела о выбранном пути.

Судьбу не обманешь

В Октябрьский район Фидалия Динаровна из соседней Курганской области переехала вслед за супругом – Гафуром Сагидулловичем. Что интересно, он тоже воспитывался в семье педагогов. А его бабушка Марьям Валеевна и дедушка Галей Хисматович Шагиахметовы были первыми учителями Аминевской начальной школы в 30-40 годы. Сегодня чета Бурмистровых предполагает, что их дедушки, хоть и проживали в сосоедних областях, но могли знать друг друга, так как приблизительно в одни и теже годы оба учились в троицком педагогическом училище. Оба они воевали.

— Со своим будущим супругом я познакомилась сначала заочно, — вспоминает моя собеседница. – Он служил тогда в армии в Чехословакии, а так как наши родители были знакомы, то его семью я знала хорошо. Вот мы и стали переписываться, пока он нес воинскую службу. С годами о нашей дружеской переписке я уже и не вспоминала. Мы могли бы с ним никогда и не встретиться. Но так случилось, что в скором времени наши пути-дороги пересеклись. Спустя годы Гафур приехал в гости в наше татарское село. Я очень люблю свою малую родину — село расположено в живописном месте, окруженном сосновым лесом. К тому времени я уже работала учительницей начальных классов, занималась общественной работой. Была, как говорится в одном популярном фильме, спортсменкой, комсомолкой.

При встрече молодые люди пообщались, поговорили на житейские темы. Фидалию привлекло в молодом человеке то, что он был полной противоположностью ей. Она по характеру очень активная, за словом в карман не полезет, очень общительная. А Гафур, наоборот, больше слушает, чем говорит. Очень вдумчивый, рассудительный. Наверняка, и его девушка очень заинтересовала, потому что он пригласил ее к себе в гости, в Октябрьский район. Фидалия приглашение приняла. Но, надо же, обстоятельства сложились так, что увидеться им в этот раз не удалось. Но если двоим суждено быть вместе, ничто не в силах их разлучить. Гафур добился того, чтобы Фидалия вышла за него замуж. И в восемьдесят пятом на старый Новый год они поженились.

Счастье — это когда тебя понимают

— После свадьбы жили в Аминево в доме бабушки Гафура, а позже переехали в п. Свободный, где нам от местного совхоза как молодым специалистам выделили дом. Мой супруг к тому времени окончил ЧИМЭСХ, он инженер-механик, в настояще время он работает в Октябрьском ЖКХ, — продолжает свой рассказ хозяйка гостеприимного дома. – Я сначала работала заведующей свободненским детским садом, а позже меня приняли на работу в школу. С тех пор и преподаю историю.

Чем дольше мы общались с Фидалией Динаровной, тем больше я узнавала о ней не только как об учителе, но и как о человеке. Хотя лестные отзывы о ней, как о прекрасном педагоге, я уже слышала от своих знакомых. Отличается Фидалия Динаровна своей отзывчивостью. В их доме принято помогать всем, кто нуждается в помощи. В семье поддерживаются татарские традиции, обычаи. Дом всегда открыт для гостей, а на щедром столе главное место занимают блюда национальной кухни – плов, бешбармак. Родственники всегда могут рассчитывать на них: и в беде, и в радости.

Эта удивительная женщина всю себя посвятила профессии, детям, семье. С супругом они вместе уже тридцать четыре года, вырастили двух прекрасных сыновей. Рустам окончил агроуниверситет, Артур стал инженером-строителем автодорог и аэродромов. Фидалия Динаровна нашла свой путь в жизни, с удовольствием каждый день бежит на любимую работу, а вечером домой, к родной семье, где за вечерним чаепитием можно поделиться с супругом тем, как прошел день. Ведь он, выросший в семье учителей, зная все тонкости этой нелегкой профессии, всегда поймет, всегда поддержит. С пониманием относится к занятости супруги, отсутствию свободного времени, ведь учитель остается учителем 24 часа в сутки.