Благотворительный бал

Раздел временно недоступен. Ведутся технические работы.

Кардовский. Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты — владельцы частных танцевальных классов — невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Менцель Адольф. Бал в Новом дворце в 1829 году. Картина написана в 1854

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного «упрощения», ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и «исторические» балы.
Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

Владимир Первунинский — Светский раут

Дворянские балы

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

М.Зичи Бал в концертнм зале Зимнего в честь шаха Насир-ад-Дина в мае 1873

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

М. Зичи бал в честь Александра II в Гельсингфорсе в здании вокзала

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

James Hayllar 1829-1920

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине И. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой.

Адольф Менцель «Бал с ужином»

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Бал при Александре II.

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Николя Ланкре Танец возле фонтана 1730-35 г.г.

«Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.»

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Вильгельм Гауз. Императорский бал.

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что»большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Катала Льюис Алварез (1836-1901), Dressing For The Ball 1876

Слово бал пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.

Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I.Начало 1830-х

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей — певцов и музыкантов — из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
«…съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче».

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Владимир Первунинский — Бал

Я видел раз ее в веселом вихре бала;
Казалось, мне она понравиться желала;
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота —
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,
Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
Я не был угнетен; когда бы предо мной
Не пролетала тень с насмешкою пустой,
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ледяные!..
(М.Ю.Лермонтов)

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

М. Зичи Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру — тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности — просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых — как правило несколько десятков человек.

Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих». Балами славилась столица – Санкт — Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.

Как организовать корпоративный бал

ноябрь 2019 ================================================================================

Одним из самых сложных с точки зрения организации и самых эффектных по масштабам корпоративных событий является костюмированный бал. На его подготовку и проведение требуются серьезные финансовые, временные и административные ресурсы, так как его организация подразумевает много тонких нюансов, которые необходимо предусмотреть заранее. Вы можете заказать корпоративное мероприятие в нашей компании и быть уверены, что оно будет организовано в точном соответствии вашим пожеланиям и пройдет на самом высоком уровне.

Готовьте бал заранее

При расчете времени на подготовку бала учитывайте следующие нюансы:

  • это танцевальное мероприятие, и помимо подготовки самого корпоратива вам потребуется подготовить участвующих в нем гостей и сотрудников (например, организовать уроки танцев) или дать им время на эту подготовку;
  • независимо от тематики (историческая, карнавальная и т.д.) приглашенным также нужно достаточно времени на подбор и пошив (покупку, аренду) костюма для вечера;
  • чем раньше вы начнете организационные мероприятия, тем вероятнее сможете подобрать подходящую площадку (место проведения), музыкальную программу и др.

Составьте четкий план, определите круг ответственных лиц и конкретные направления приложения ими усилий. Кроме списка задач, нужен и график их выполнения. Наметьте время для регулярных встреч, где каждый сотрудник, принимающий участие в организации бала, сможет отчитываться о проделанной работе, делиться опытом и трудностями, просить помощи и пр.

Тонкие организационные моменты

Помимо традиционных вопросов, которые решаются при организации корпоративов, во время подготовки к балу нужно продумать следующие нюансы:

  • приглашение живых музыкантов;
  • участие танцевальной массовки (профессионалов, которые будут танцевать даже в случае, если приглашенные гости не захотят этого делать);
  • работу профессионального хореографа, который подготовит к балу желающих сотрудников.

Разработка сценария, выбор зала для проведения бала, организация банкета и декорирования арендуемого пространства проводятся перед балом в обычном режиме, по той же схеме, как и перед любой корпоративной вечеринкой.

Бальный этикет

Бал – удивительное слово, в котором спрятаны музыка, танец, яркие огни и предвкушение счастья, юность и мудрость, красота и благородство, целый вихрь романтических образов и желание, хотя бы раз, испытать все прелести бала.

Балы – не сказка. Они существуют во всём своём великолепии в странах Европы. Бальной королевой мира можно считать Австрию, где ежегодно проводится более 300 мероприятий, а январский Венский бал находится в списке культурного наследия ЮНЕСКО. На традиционных балах танцуют в Дрездене, Риме, Венеции, Лондоне. Во всех европейских городах ежегодно проходят Рождественские балы.

Исчезнувшие в начале XX века, в начале века XXI бальные вечера начали возрождаться и в России.

Современные балы

Современный бал – красивая и элегантная альтернатива дискотекам и ночным клубам. Бал – это всегда торжество, всегда праздник. Посвящённый какой-нибудь дате, событию, теме, он готовится не один день. Рассчитывается количество участников, оформляется помещение, разрабатывается танцевальная программа, проводятся специальные занятия по обучению танцам и правилам поведения на балу.

60 тысяч роз используют ежегодно для декорирования Венского бала.Танцоры, открывающие бал, проходят через кастинг. Репетиции с участниками бала под живой оркестр длятся несколько часов.

  • Пушкинские балы в Санкт-Петербурге,
  • Кремлёвский Церемониальный бал в Москве,
  • бал работающей молодёжи в Новосибирске,
  • офицерский Севастопольский бал,
  • балы выпускников по всей стране –

всё свидетельствует о том, что балы становятся востребованными событиями в культурной жизни страны.

Категории балов

Все современные балы можно разделить на три категории:

  1. Исторические балы, цель которых – воссоздание атмосферы конкретной эпохи. Всё подчинено главной цели: убранство зала и прилегающих помещений, бальные платья дам и фраки кавалеров, старинные танцы и манеры.
  2. Ролевые балы, для которых в рамках игрового антуража шьются костюмы, подбирается макияж, аксессуары для сходства с персонажем (ролью) книги, кинофильма, игры.
  3. Общественные балы, которых год от года становится всё больше. Они могут быть:
  • благотворительными;
  • статусными (балы золотых медалистов, студентов, охотников);
  • праздничными (Рождественские, к городскому событию);
  • тематическими (лесной, осенний, латино-американских танцев);
  • семейными (бал Шереметьевых, династии Кузнецовых);
  • детскими.

Балы бывают открытыми и закрытыми. На первый можно купить билет. Закрытый бал предназначен для тех, кто получил специальное приглашение.

Дресс-код – бальные платья

В приглашении или анонсе всегда оговаривается форма одежды – дресс-код. Он устанавливается исходя из категории, к которой относится бал. Для исторических и ролевых балов шьются наряды, соответствующие указанной эпохе или роли.

На общественных балах для мужчин приемлемы и чёрный фрак, и тёмных оттенков смокинг. Непременные атрибуты:

  • белый галстук-бабочка,
  • чёрные туфли,
  • перчатки.

Бальные платья женщин – длиной в пол, из струящейся ткани любого цвета. Но белые оттенки предпочтительней для молодой особы, впервые принимающей участие в торжествах. Современное бальное платье – союз грации, элегантности, моды. Юбка – свободная, не мешающая танцевать, без разрезов. Скромное декольте, оголённые руки. Волосы, убранные в причёску. Обязательные аксессуары и элементы одежды:

  • драгоценные ювелирные украшения,
  • туфли с закрытым носом и на каблучке,
  • длинные, выше локтя, перчатки,
  • чулки,
  • маленькая сумочка.

Общие правила поведения на балу

Сегодняшние правила приличия на российских балах – реконструкция бальных правил девятнадцатого века. Современное отличие первых от вторых заключается лишь в отключении сотового телефона.

Улыбка – визитная карточка каждого гостя. Улыбкой и добрыми словами приветствуются распорядители бала. Мужчина пожимает руку хорошо знакомым людям, кланяется дамам и малознакомым. Его спутница дарит поклон всем. Приветствия совершают, не поворачиваясь спиной к залу.

У входа не задерживаются во избежание ненужного скопления людей, спокойно проходят в зал, осматривая его убранство и негромко разговаривая. Дамы могут занять свободные места на стоящих вдоль стен скамьях, мужчины – собраться небольшими компаниями.

Нельзя ни в начале, ни во время бального вечера:

  • искать опору у стен, колонн, дверей,
  • прятать в карманах руки,
  • громко разговаривать, выяснять отношения, скандалить,
  • принимать пищу и курить там, где танцуют,
  • не танцевать.

Все женщины на балу – это дамы, все мужчины – кавалеры. Кавалер постоянно заботится о даме, помогая ей снять пальто, подавая выбранные ею напитки и закуски, ограждая от толчков во время танца. В даме ценится скромность, умение вести беседу, доброжелательность и душевное равновесие.

Жеманство и кокетство на балу не поощряется. В старину считалось, что таким образом женщины выставляют себя на посмешище, вызывая жалость за убогость своего поведения.

Ведёт программу бала его ведущий или распорядитель, чьи указания не оспариваются и выполняются всеми гостями. Он следит за регламентом бала, объявляет (если есть в программе) о начале концерта, об условиях лотереи, о перерыве на ужин. Распорядитель контролирует танцевальную активность всех гостей, поэтому может попросить кого-нибудь из кавалеров пригласить на танец засидевшуюся даму.

Приглашение на танец (ангажемент)

Танцевать приглашает (ангажирует) только мужчина, поклонившись и задав даме вопрос: «Вы разрешите пригласить вас на танец?». Если дама согласна, она наклоняет головку и говорит слова одобрения («хорошо», «я рада», «с превеликим удовольствием» и т.п.)

Отказать в танце дама может в следующих случаях:

  1. Обещала танец другому.
  2. Кавалер снял перчатки .
  3. Устала, хочет отдохнуть.
  4. Уже танцевала с ним трижды.

По правилам этикета первый танец мужчина танцует с той, с кем пришёл на бал. Далее он имеет право один раз станцевать с любой девушкой, два раза – со знакомой, три – с подругой, большее количество танцев – только с невестой или женой.

По существовавшим ранее правилам, мужчина, пригласивший на танец девицу более трёх раз, обязан был, как благородный человек, на ней жениться.

Если же кавалер танцевал с замужней дамой, четвёртый и последующий танцы портили её репутацию навсегда.

Правила поведения во время танца

Кавалер подаёт даме правую руку, дама вкладывает в неё пальчики левой и пара занимает место среди танцоров.

Танец начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.

Во время танца дама находится по левую руку партнёра.

Пара смотрит друг на друга, а не под ноги.

Кавалер подстраивается под шаги дамы, а не наоборот.

Во время танца партнёры не прижимаются друг к другу, но и не отдаляются слишком сильно.

Серьёзных разговоров не ведут, но шутка или комплимент уместны.

Если пара сбивается с ритма, она смещается к середине, предоставляя вести танец более опытным танцорам.

Между танцующими парами должно быть не менее метра. Если места не хватает, параллельно первой образуется вторая линия танцоров.

Когда танец закончится, кавалер поклоном благодарит даму за танец и провожает туда, куда она попросит. Прежде, чем отойти, обязательно благодарит поклоном ещё раз.

И в старину не хватало кавалеров.

Поэтому в правилах звучали призывы: не задерживать возле себя мужчин, дать возможность для общения с ними и другим дамам.

Что танцуют на современных балах

Танцевальная программа современного бала зависит от его категории и традиций. Исторический бал почти всегда открывается полонезом, в котором принимают участие все гости. Ролевые балы могут начинаться не с танца, а с парада масок. В программу открытия знаменитого Венского бала входят три танца: кадриль, марш и полька.

В танцевальном списке могут быть:

как танцы старой бальной школы, такие как менуэт, мазурка, контрданс, венгерка, краковяк и др;

так и современные бальные танцы от русского лирического до латино-американских.

Король любого бала – вальс.

Если вы новичок

Подготовка к балу начинается за несколько месяцев. Его организаторы проводят предварительное обучение новичков танцевальному этикету и танцам, предусмотренным программой бала. Изучаются манеры, правила поведения, основные танцевальные фигуры и схемы . Искусством исторических и современных бальных танцев можно овладеть на специальных курсах или в бальных студиях и школах. Однако настоящим знатоком бальных движений можно стать только на практике.

Воспитанные гости бала не позволят себе заметить неточности в исполнении танцев или огрехи в поведении дебютантов. Воспитанные новички, начинающие бальную практику, не позволят себе быть помехой гостям бала, наблюдая за ними, перенимая манеры, и танцуя с удовольствием в середине или в последних рядах танцующих.

Бальный этикет 19 века

Доброжелательность, внимательность, галантность, вежливость, учтивость и предупредительность – вот главные составляющие бального этикета девятнадцатого века. К балу готовились серьёзно. Хозяева тратились на оформление зала и угощение для гостей. Гости – на наряды и выезды.

Дресс-код был строгим и должен был соблюдаться неукоснительно. У мужчин – фрачная пара с белыми перчатками. У женщин – модное бальное платье с букетиком цветов, обнажённые плечи, а также длинные, в тон платья, перчатки, веер и бальная книжечка с перечнем танцев, напротив которых заносилась фамилия кавалера, с которым дама согласилась танцевать.

На балах XIX века запрещалось быть мрачным, выражать неудовольствие, танцевать с одним партнёром или вообще не танцевать. Дамы не должны были выглядеть нескромно и ревновать. Мужчина обязан был быть хорошим танцором и исполнять все желания дамы.

Бал – не просто развлечение. Это прекрасная возможность для интересного отдыха, для знакомства и общения, для наслаждения музыкой и танцами. А бальный этикет поднимает бал на ступень красивых и благородных праздников. Стать участником бала может каждый. Для этого надо только любить танцевать, быть интересным собеседником и уважать людей и созданные ими правила бального этикета.

Сценарий бала в стиле XIX века «Императорский благотворительный бал»

Сценарий бала в стиле XIX века «Императорский благотворительный бал»

Сценарий бала в стиле XIX века

Цель: Создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

Учить творческому восприятию художественной культуры.

Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.

Развивать эстетический вкус.

Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

Воспитать духовную культуру учащихся

Оборудование:

проектор мультимедиа, компьютер,

слайд с бальной сценой.

За кадром звучат стихи в исполнении.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах
Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Вед.1. Герцогиня Ротарь Снежанна Федоровна, с сыновьями и дочерьми!

Вед.2. Герцог Туктаров Данил, с сестрами!

Вед.1. Графиня Осерцова Тамара Анатольевна, с племянниками!

Вед. 2. Баронесса Андреева Татьяна Владимировна, со своим семейством!

Вед. 1. Герцогиня Круткова Светлана Анатольевна, со своим семейством!

Вед.2. Княгиня Вагапова Ольга Геннадьевна, с сыновьями и дочерьми!

Слайд с портретом Петра I.

Вед. 1 Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Вед. 2: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Вед. 1: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.

Вед. 2: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

Вед. 1: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.

Вед. 2: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

Вед. 1: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Вед. 2: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
вед. 1: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

Вед. 2: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

Вед.1: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

Вед. 2: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

Вед. 1: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.

Слайд с изображением бала.

Вместе. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Вед. 2. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.

Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи

От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Е.Н.

Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Е.Н.:

«Божиею милостию Татьяна Борисовна, императрица Всея Ашпанской школы».

С княжной Васильевой Зоей Михайловной

С графиней Довженко Ольгой Алексеевной

(проходят и занимают места ЖЮРИ)

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами — длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».5 минут

Вед. 1: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Вед.2: Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Вед.1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

Вед.2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!

Вед.1. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Литературная дуэль

  1. Задание для начальных классов: командой разукрасить плакат

  2. Литературная дуэль среди учащихся старших классов

Презентация с литературной дуэлью

  1. На пути облако “Запевайка” для начальных классов

Ведущий. Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?…….

А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому без сомнения предлагаем вам исполнить вместе с нами по 1 куплету из таких песен…..

(Исполнение песен под фонограмму)

Пример:

— “Жил, да был черный кот…”

— “Голубой вагон бежит, качается…”

— “Голубая луна…”

— “Где-то на белом свете…”

— “Листья желтые над городом кружатся…”

— “В лесу родилась елочка, зеленая была…”

— “Синий, синий иней…”

— “Синенький скромный платочек…”

— “Рыжий, рыжий кот…”

— “Калина красная…”

— “Очи черные…”

Полька в исполнении класса

Е.Н. выходят желающие 5-10 чел

Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из из­вестных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой — только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумы­вание ответа отводится 1 минута.

Вот примеры вопросов-ответов:

1)

Мечты, мечты.
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)

В пустыне, чахлой и скупой. На почве, зноем раскаленной… (А.С. Пушкин.)

2)

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)

Во глубине сибирских руд… (А.С. Пушкин.)

3)

Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало… (АЛ. Фет.)

4)

Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть… (А Фет.)

5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)

И скучно и грустно,
И некому руку подать… (М.Ю. Лермонтов.)

Вед.1. Дамы и господа, а сейчас игра «Ручеек».

Вед.1: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.

Вед.2. Итак, Вальс дружбы!

Вед.1: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вед.2 В зал вносит поднос с записками. Каждый гость берет записку.

Тексты пожеланий:

«Выбрав дорогу, не сворачивай»

«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»

«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

«Не забывай о себе!»

«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»

«Найди счастье в дне сегодняшнем!»

«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!

«То, что вас ждет, будет прекрасно!»

«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»

«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»

«Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Вед.1: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
вед.2: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Вед. вместе: Господа, бал окончен.