Блажен муж

Псалтирь (Псалом 1): 3

Псалтирь
Псалом 1: Блажен муж…
Существует история про молодого инока, который пришел к опытному монаху, духовному авторитету, с желанием получить назидательное поучение. Несколько дней и ночей проведя у кельи отшельника, молодой монах, наконец, попал к нему.
«Отче, – взмолился молодой монах, – дай мне поучение»!
Отшельник, погруженный в молитву, не сразу отреагировал, но потом пробормотал первую фразу первого псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе…».
Молодой инок медленно проговорил: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе…», затем поклонился в ноги отшельнику и удалился в свою пустыню.
Спустя полвека встретились тот самый отшельник, уже в глубокой старости, и бывший молодой послушник, тоже уже преклонных лет монах. Старец, прошедший путями духовного подвига, навыкший в молитве и аскетических упражнениях, спросил, почему, лишь раз пришедши к нему, монах более не вернулся за духовными советами…
Старец, по великому смирению, которого он достиг, думал, что дело в нем… что он не оказал должного внимания молодому иноку, не научил… Монах, ветхий днями, повергся перед старцем с возгласом: «Что вы, отче святый, просто вашего первого поучения оказалось для меня достаточно. Я всю жизнь, все эти годы пытался исполнить слова премудрого Давида и не знаю, получилось ли у меня».
Всю свою жизнь монах пытался претворить в жизнь первые слова первого псалма Давидова, в переводе на русский язык гласящего: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…»
Сегодня мы с вами и поговорим о первом псалме Давидовом.

Лист славянской Псалтири 1831 года.
Эту книгу мне подарила старушка в первые дни моего воцерковления, в Перми, году в 89-м. Сказала: «Это книга моей прабабки. Некому передать из родственников — все безбожники. Возьмите эту книгу, и несите огонь веры дальше». По этой книге я учился читать по-церковнославянски, а заодно всегда помнил завет этой, уже давно почившей, бабушки.
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
По словам Сергея Аверинцева: «Этот псалом – не совсем молитва; т.е. не один из тех громогласных, страдальчески-просительных или благодарственно-ликующих воплей к Богу, из каковых состоит большая часть псалтири. Его назначение другое. Он предпослан всем последующим псалмам, как произносимой молитве предпосылается размышление в тишине».
Здесь уместно вспомнить предания о великих древних и христианских, и еще ранее еврейских учителях молитвы, которые не дерзали приступить к молитве, не приготовив себя к ней долгим внимательным молчанием.
Собственно, главная тема псалмов Давидовых – это жизнь человека перед Лицом Божиим. Радость и отчаяние, удача и огорчение, счастье и трагедия – сюда вошли все темы, волнующие человека.
Почти все обращения и молитвы, слова любви к Богу или возгласы отчаяния, уныния – написаны от лица одного человека. Авторы псалмов могут меняться, но здесь важно другое – этот обращающийся в псалме к Богу человек вмещает в себя всех нас, он говорит от лица всех нас.
И вот первый псалом, как замечают исследователи, необычен тем, что здесь нет беседы. Здесь есть констатация факта: человек описывает свое блаженство, проистекающее от послушания Богу. Это блаженство, коренящееся в радостном и охотном, великодушно-добровольном соединении воли человеческой с законом и наставлением Бога, «осуществляется в непрерывном возрастании, подобном возрастанию насыщенного влагой, зеленеющего дерева, и увенчивающегося живым общением с Богом. Именно потому в первом псалме нет внешних примет диалога между Богом и человеком, что он (этот псалом) как раз в этот диалог и вводит» (С. Аверинцев).
Итак, первая фраза первого псалма ставит нас перед констатацией факта: Блажен тот, кто: не ходит на совет нечестивых;
не стоит на пути грешных и
не сидит в собрании развратителей.
Перед нами три отрицания: не ходит – не стоит – не сидит.
Глагол, переведенный у нас как ходить, имеет в Библии исключительно широкое значение. Он означает вообще всякое действие совершения пути: человек идет, зверь бежит, змея ползет, вода течет, корабль плывет и т.д. Более того, это слово подразумевает активную психологическую установку человека: например, делать какой-то выбор, шаг, принимать решение.
В словах: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых заключена мысль о человеке, который совершенно четко решил не идти к злым, к нечестивым и развращенным. То же можно сказать о следующих фразах. В словах кто не стоит на пути грешных, мы должны видеть не просто факт физического стояния, вместе с грешниками, но факт внутреннего выбора: человек не хочет иметь ничего общего с грешниками. Здесь слово стоять правильнее понять как оставаться, оставаться с грешниками. Наконец, слово садиться, в контексте кто не сидит в собрании развратителей, или, по–славянски, и на седалище губителей не седе, означает не просто садиться, присаживаться, но оставаться, селиться, становиться оседлым.
Итак, в этой первой фразе священных слов Давида перед нами три слова: ходить – стоять – сидеть. «Первый глагол дает образ движения, устремления, но в то же время нестабильности, а потому неокончательности. Второй глагол – переход к стабильности. Третий глагол добавляет к стабильности – успокоение» (С. Аверинцев). «Не просто же Давид, – восклицает св. Феодорит Киррский, – упомянул сперва о пути, потом о стоянии и, наконец, о седении, а напротив того, в точности зная, что помысл, будет ли он худой или добрый, сперва приходит в движение, а потом устанавливается, и после сего принимает некое непоколебимое постоянство».
А теперь давайте посмотрим, что означают слова, переведенные у нас как: «совет нечестивых», «путь грешных» и «собрание развратителей».
Выражение совет нечестивых, по самым современным исследованиям, указывает на людей, враждебных Богу и Его замыслам. «Нечестивые» можно перевести и понять как «богохульники, безбожники».
Общение с этими людьми – первая ступень зла. Это еще не окончательное окостенение в грехе, но это уже очень и очень скользкий путь. Сколько вокруг нас этих богохульников, которые с радостью пересказывают сплетни в адрес Церкви, радуются вызывающим богохульным выходкам… Похоже, начало первого псалма – именно о нашем времени.
За первым движением идти вслед за грешниками человек чаще всего входит в грех и остается в нем. Но и тут еще не все потеряно. «Очевидно, пока человек стоит, – как пишет С. Аверинцев, – хотя бы там, где стоять не должно, в его осанке сохраняется хотя бы толика трудного напряжения. В оборотах, связанных с метафорой «стояния» – «на том стою», «такова моя позиция» и проч., – может присутствовать гордыня, закоренелость, даже остервенелость, но еще не слышится нотки цинизма. Воля направлена ложно, однако она пока еще остается волей. История предлагает нам в изобилии примеры подобного состояния – героические террористы, готовые на самопожертвование убийцы, смертельно серьезные безбожники. Но долго так не простоишь…
И потому последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы, характеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны – адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Недаром здесь употреблен тот же самый глагол, который в зачине знаменитого псалма 90/91 передает безопасность и защищенность «под кровом Всевышнего». Как говорят наши современники, «расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, – это циничные «насмешники», «кощунннки», lecim. Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие – разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным»… стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление».
Итак, три ступени зла. Три уровня падения. 1) Человек делает в сторону зла первые шаги; 2) человек встает рядом с грехом, и, наконец, 3) человек садится туда, где грех, то есть, успокаивается во грехе.
Эта фраза – пролог ко всей Псалтири, потому что она показывает динамику приближения человека ко греху, показывает, что, если человек идет на грех, входит в него и затем успокаивается во грехе, он не услышит псалмов, не услышит боговдохновенной Псалтири. И Псалтирь Давидова будет для такого человека в лучшем случае лишь памятником культуры Древнего Востока, но никак не словом Божиим.
Святитель Василий Великий заметил: «Что значит основание в доме, подводная часть в корабле и сердце в теле животного, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов».
Бесконечно прав святитель Василий. Прав в том, что, прочитав эти первые слова первого псалма, ты понимаешь, что это рубеж, граница. Это призыв опомниться. Ведь дальше на протяжении 150 псалмов будет говориться о том, как жить человеку перед Лицом Божиим, как строить свою духовную жизнь, как плакать о грехах, как молиться об укреплении, как радоваться вместе с Богом. И доступно это будет лишь тому, кто поймет, что нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе.
Блажен, кто мудрости высокой
Послушен сердцем и умом,
Кто при лампаде одинокой
И при сиянии дневном
Читает книгу ту святую,
Где явен Божеский закон:
Он не пойдет в беседу злую,
На путь греха не ступит он.
Ему не нужен пир разврата;
Он лишний гость на том пиру,
Где брат обманывает брата,
Сестра клевещет на сестру;
Ему не нужен праздник шумный,
Куда не входят стыд и честь,
Где суесловят вольнодумно
Хула, злоречие и лесть…
(Н. Языков. Подражание псалму. 1844 г.)
…Мы с вами говорили, что первый стих первого псалма Псалтири Давидовой: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, – святые отцы называют поистине основной формулой духовной жизни.
Как мы говорили, в этой фразе указывается на три степени, три стадии развития греха: это соизволение на грех, стояние в грехе и коснение во грехе. Указываются здесь и те, кто уловляет человека в свои сети: эти люди называются в псалме (в русском переводе) нечестивыми, грешными и даже развратителями. Но все это – одна и та же категория людей: это враги Богу и Его замыслам. Это кощунники, безбожники, вернее, не просто неверующие, а богоборцы – те, кто враждует против добродетельной и чистой жизни. Это циничные насмешники над верой и благочестием.
Последнее слово в ряду беззаконников звучит как развратители, в славянском тексте – губители, по-еврейски – лецим, то есть, насмешники, в греческом же – лимóн (от лимос – язва, зараза) – заразные, или, вернее, заражающие.
Соответственно, блажен тот, кто удаляется от этих злых людей, кто не хочет заразиться грехом.
Премудрый Давид не просто советует нам избегать развращающих нас сообществ, чтобы не попасть в сеть греха, он дает совет и о том, как упражняться в доброделании. Об этом как раз и говорится дальше в первом псалме:
Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».
Мало просто не соизволять на грех, надо активно упражняться в доброделании. И, прежде всего, – изучать, что есть Воля Божия, причем размышлять об этом следует постоянно – и день, и ночь.
Здесь важно обратить внимание на слова о том, что именно воля человека учится законам Божиим, а не разум. Что это значит?.. Воля – это деятельная сила души. Именно воля позволяет нам выбирать между добром и злом. Если сказано, что именно воля в законе Господа, этим самым сказано, что следует не отвлеченно-интеллектуально познавать Правду Божию, Божий замысел о мире, но быть Божиим делателем в мире.
И такой человек будет подобен плодородному дереву, произрастающему у потоков вод. Деревья по берегам рек, озер (а уж кто, как не Давид, житель засушливого и жаркого Ближнего Востока, это знал) – самые пышные. Их корни питаются живительной влагой. То же можно сказать и о человеке, удаляющемся от греха и упражняющемся в добродетели. Благодатью Божией такой человек укрепляется и поддерживается, в нем раскрываются все таланты, все способности и силы, данные ему от Бога.
В чинопоследовании Крещения, в тайной молитве, читаемой священником обычно про себя, а не вслух, священник испрашивает у Бога помощи в том, чтобы крещаемый был непоколебимо утвержден на основании Апостолов и пророков. Далее священник говорит: «и насади его насаждение истины, во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви, и да не восторгнеши…» По-русски это можно перевести как «и соделай крещаемого растением истины, в саду Твоей Соборной и Апостольской Церкви, да никогда не вырывай его» (имеется в виду, что сухие, не приносящие плода деревья садовником вырываются и бросаются в огонь).
Этот, такой понятный и привычный, символ человека как растения обладает большой глубиной смысла. Как растение нуждается в воде, так человек нуждается в Боге. Бог насыщает душу человека, как влага насыщает дерево. Если дерево засыхает, оно умирает. Человек без Бога тоже умирает.
Далее Псалмопевец говорит нам, что такой человек во всем, что он ни делает, успеет. Понятно, конечно же, что слово успеет происходит от слова успех. Успеет значит обретет успех. Попутно возникает вопрос: о каком успехе говорит Псалмопевец – материальном, социальном, политическом? Конечно, нет (хотя, если человек ищет главного, Господь даст и все остальное). Согласно мысли Псалмопевца, доброделание и стремление жить по-Божьему рождает в душе неизъяснимое блаженство. Вот подлинный успех христианской жизни. Парадокс ситуации в том, что этот успех христианства, торжество и блаженство христианства не колеблются внешними неудачами и скорбями. Христиан гноили в тюрьмах, распинали на крестах, сжигали, закапывали живьем – а они радовались… Это потому, что, как позже скажет Ап. Павел: «любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим 8, 28). Может быть, кажется порой, что успех-то одерживают гонители и хулители… Да, в рамках нашего мира, в рамках мелкой человеческой истории так бывает часто. Но в рамках целой жизни, я уже не говорю о Вечной Жизни… успех будет на стороне верных Богу.
И вот далее Псалмопевец, сказав, сколь блаженна жизнь и труды праведника, человека, любящего Бога и желающего жить по-Божьему, объясняет, какова же будет судьба грешников и нечестивцев. Она логична и понятна… Эти люди, как сухие растения, будут ввержены в огонь.
Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли.
Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.
Слово прах можно перевести как пыль, солома. Не имея корня, как имеет его дерево, нечестивцы и богохульники будут сметены в день Суда с земли огненной бурей.
Под этим ветром, пишет свт. Афанасий Великий, «разумей грозное Божие вещание: “идите от Меня, проклятые, в огонь вечный” (Мф. 25, 41). Услышавшие глас сей не устоят, но падут, потому что не утверждены во Христе, Который есть опора и основание верующих».
Здесь боговдохновенный автор использует образы, известные и близкие его современникам. Объясню: крестьянин собирал колосья, затем из них вымолачивали зерно. Для этого обычно делали на земле площадку диаметром около 10 метров – гумно. На площадку слоем около 30 сантиметров насыпали колосья. Начиналась молотьба. По уложенным колосьям гоняли волов; иногда к ним припрягали сзади деревянную площадку, на которую для тяжести становился человек. Задача была проста: извлечь из колосьев все зерно. Иногда же для этой цели применяли палки или специальные цепы, но это было гораздо труднее и дольше. Затем зерно вместе с соломой ссыпали на гумно. Здесь эту смесь сгребали широкой лопатой или частыми деревянными вилами и подбрасывали. Подбрасывали сотни раз. Ветер уносил мякину и более легкие зерновые отходы, а зерно падало на землю, в кучу. Помните, Иоанн Креститель, выходя на Иордан, предупреждает, что приближается Мессия: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3, 16-17). Здесь как раз указание на то, что солома-мякина предназначена к сожжению. О том же читаем и в нашем псалме: нечестивые… как прах, возметаемый ветром.
Чтобы увеличить эту «плоскость» приложения идей псалма к нашей жизни,давайте вспомним, что чуть выше говорилось о праведнике. Праведник успешен, он приносит свой плод, он цветет, он радует людей. Мякина же только раздражает…
Вот так же, по мысли Псалмопевца, и богопротивящийся человек.
Библеисты отмечают, что праведник в тексте описывается двенадцатью словами, нечестивец – четырьмя. Двенадцать – это много, это число полноты, четыре – мало. Жизнь нечестивца непохожа на жизнь праведника. Она несовершенна, неполна, вот почему автор псалма не хочет тратить на нее слова.
По мысли автора псалма, такая негодность для земной жизни ведет к негодности и для Вечной Жизни. Древний ветхозаветный образ Суда Божьего как пламени, испытующего качественность, прочность человека и его дел, поможет нам понять мысль Священного автора. Грешники просто сгорят, как горит солома, как горит мусор. Вот что мы читаем: …не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Славянский же текст, основываясь на греческом, дает еще больший эсхатологический акцент: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
То есть, грешники не просто потерпят поражение на Великом Божьем Суде, а вообще не воскреснут на Суд…
Без паники! Мы разберем еще 50-й и 90-й псалмы — самые любимые наши псалмы, и я пока эту тему оставлю. Мы не будем разбирать все 150 псалмов…
Впрочем, заметим, что последняя трактовка принадлежит раннему этапу развития библейского учения о воскресении из мертвых. Я сказал, что такое прочтение нам дает греческий текст. Это именно текст Септуагинты (перевод Семидесяти толковников), осуществленный в 3-м веке до Рождества Христова. Тогда и вплоть до самого Рождества Христова сохранялось учение о том, что не все воскреснут на Суд. Но у христиан учение меняется. В словах Иисуса мы читаем, что воскреснут все. Одни — для славы, другие — на осуждение.
Церковнославянский текст делался с греческого. Отсюда такая, в общем-то, еретическая, в соответствии с сегодняшним учением, и мысль.
Отметьте, о чем мы говорим в последнее время: и тут без трезвого библейского исследования никуда. Потому что, если мы примем, не рассуждая, текст нашей славянской Псалтири, мы впадем в ересь…

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

20.03.2017 20709 просмотров Юрий Беспечанский
Знаменитый первый псалом, открывающий книгу молитвенных песен израильского царя, пророка и поэта – Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Хотите быть блаженным, счастливым? Многие ищут путей счастья, людей, которые сделали бы их счастливыми. Кто-то гонится за самим переживанием или состоянием «блаженства»: как в созидательном, так и в разрушительном смысле.
Евреи, к которым принадлежал царь Давид, – народ практичный. И еврейское слово со смыслом блаженства или счастья восходит к глаголу «быть прямым» или «идти прямо». Счастлив, по-еврейски, тот человек, который идет прямым путем, не отклоняясь от него ни направо, ни налево. Счастлив тот человек, который искренен и прям: у которого мысли, слова и поступки едины.
Чего же не стоит делать человеку, желающему счастья? Не стоит ходить на «совет нечестивых». Нечестивые, по смыслу еврейского слова, это – люди беспокойные, расстроенные и взбудораженные. Их расстройство вызывает у них стремление судить, осуждать кого-то, попирать, нарушать чужие границы и правила, в том числе и с использованием насилия. Это могут быть злодеи и преступники, могут быть революционеры, могут быть соседки, которые судачат на лавочке и кого-то вечно ругают, вечно недовольны.
Избегай сообщества расстроенных, недовольных, депрессивных или агрессивных, мечущихся, спорящих, ссорящихся людей! Кто-то скажет: а если вокруг все такие? Тогда, вероятнее, избегать любых сообществ, если других нет. Лучше максимально уйти во внутреннюю «пустыню».
Что такое «путь грешных»? Многие, на интуитивном уровне, понимают, что грешники – это испорченные, дурные люди, синоним «нечестивых». Но главный смысл этого еврейского слова показывает, с чего начинается «грешность». Это – люди скучающие, пропускающие и не замечающие чего-то важного, не достигающие цели, не слышащие, зевающие, упускающие что-то важное и избегающие всерьез размышлять. Грех и грешность начинается с внутренней пустоты, бессмыслицы, нелепого и пустого времяпрепровождения. Это – путь человека, который внутренне в мыслях шатается, как пьяный. Потому не мудрено, что и в реальности схватится за стакан: мысли материализуются; что внутри, то и снаружи.

Что такое «собрание развратителей»? Под развратом в нашей культуре обычно подразумевается сексуальная развращенность. Но оригинальное еврейское слово указывает на корень разврата: насмехаться, глумиться, издеваться – над чем угодно. Это могут быть мальчишки, издевающиеся над девчонками. Это могут быть люди «демократических» убеждений, для которых поносить действующие власти – это удовольствие, приносящее ощущение свободы и независимости. Это могут быть весьма и весьма религиозные люди, поносящие иное мнение, иного религиозного человека: таких религиозных «развратников», уверенных, что воюют «за истину», можно встретить тонны на просторах интернета. Они могут принадлежать к разным христианским конфессиям и деноминациям!
Так что, друзья, нечестивых, грешных и развратителей необязательно искать в барах и ресторанах, на гей-парадах или в ночных клубах. Возможно, они сидят рядом с вами на работе, ходят с вами в одну церковь, состоят с вами в одной политической партии или тусовке, являются членами вашей семьи…или, возможно, иногда или очень часто это вы сами?
Итак, мы поняли, чего нам делать НЕ НАДО для блаженства; а что же делать НАДО? Давид дает лишь одну рекомендацию (Пс. 1:2)
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
Слово «воля» здесь, возможно, не совсем точное. Когда говорят «он усилием воли сделал это», мне сразу представляется штангист, поднимающий штангу сначала на грудь, а потом толкающий ее вверх. Ему тяжело. Он весь пыхтит от натуги. Но, ему кровь из носа как нужна золотая медаль. И вот: он ее заработал, запрыгал от счастья и пошел отдыхать и веселиться в ресторан с девочками! Теперь, от усилия воли можно и отдохнуть. Для многих христиан «закон Господа», Библия, церковь, молитва, общение с Богом подобно поднятию штанги: тяжело, но очень надо!
Еврейское слово «хейфец», стоящее здесь, означает скорее «желание» или «большое удовольствие». Согласитесь, то, что доставляет вам удовольствие, вы можете делать день и ночь? Для вас – это не мучительный труд, а радостное время! Кто-то сказал: чем похож гений на сумасшедшего? Гений часами напролет и с радостью делает то, что «нормальному» человеку кажется сумасшествием! А изучение Библии, размышление о Боге многим кажется религиозным фанатизмом и безумием! Что это дает для жизни? Кому это надо? О пользе – в следующих стихах, а пока обратим внимание еще на одну деталь.
Слово «размышляет», на иврите «хагаh», переводится на английский как что-то среднее между «to murmur» и «to ponder». Задумываться и размышлять, но при этом, что-то постоянно «бормотать», о чем-то «шептать» или «шелестеть». Ей богу, натуральный образ безумца, который «заговаривается». Видели людей, говорящих сами с собой? Либо – это ненормальные шизоиды; либо очень увлеченные чем-то люди. Либо гении, либо сумасшедшие. Тем не менее, именно о ТАКОЙ степени увлечения законом Господа здесь говорит слово Давида!
Как же такое «безумие» может быть полезно в практической жизни? Вот что пророчески обещает Бог через Давида (Пс. 1:3):

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Как мы, даже христиане, часто понимаем «успех»? Быстрее, скорее, время коротко: и жить торопимся, и чувствовать спешим. Надо это, надо то, куча мелочей: так и вся жизнь прошла, и куда ушла? Здесь же – образ дерева, которое стоит на месте и НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ! Как же оно может «успеть» во всех своих делах? А тут не сказано – когда успеть… Сказано: «приносит плод свой во время свое». Во-первых, у каждого человека СВОЙ ПЛОД. Поэтому сравнивать с другими свой успех бесполезно. Во-вторых, у каждого человека СВОЕ ВРЕМЯ СОЗРЕВАНИЯ. В-третьих, самое сложное для восприятия: ЧЕЛОВЕК НЕ САМ РЕШАЕТ, КОГДА ПРОИЗВЕСТИ ПЛОД! Бог, автор дерева, чьими водами дерево питается, знает времена и сроки.
Потому, друзья, никогда не судите праведника «по плодам» прежде времени – и себя тоже, коли вы праведники! Ваши яблоки в летний зной могут быть весьма невкусными и кислыми! Ничего страшного…Продолжайте стоять у вод, питаться Словом Бога, и к осени вашей жизни плоды созреют! Когда надо, всё успеете…но не тратьте время на пустоту и суету, чтобы потом не пришлось жалеть о бесцельно прожитых годах.
«Нечестивые» же будут бегать, бегать и бегать по жизни «как прах, возметаемый ветром»! Бегать за успехом, за уважением, за деньгами, за женщинами, за мужчинами, за квартирой в ипотеку, за новой машиной, за оплачиваемой работой…много еще за чем…Возможно, вы узнали себя в этом образе? Тогда имеет смысл подумать: а может, лучше стать «божьим безумцем», чем «трезвым реалистом»? Может, лучше постепенно идти по своему вечному пути, чем в ужасе ждать, когда твой путь погибнет, как пыль и прах?

Псалом 1 «Блажен муж»

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Перевод

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет

Псалом 1 — текст на русском, толкование, для чего читают

Каждому верующему приходилось молиться. Кто-то делает это часто, кто-то — только по необходимости. Но далеко не каждый может молиться самостоятельно. Для этого чаще всего используются готовые тексты, написанные духовными людьми. Например, широко известен 1 псалом — его текст и толкование хотя бы однажды слышали большинство православных христиан.


О чем же повествуется в этом священном тексте? Кстати, он довольно короткий — всего лишь 6 строк. Уже в первом предложении автор делает противопоставление. Он указывает на разницу между христианином и остальными людьми, которые придерживаются греха. Они называются «собранием развратных» — здесь имеется в виду не плотской грех, а любое отступление от заповедей Божиих.

В целом автором рассматривается участь тех, кто любит Бога и грешников, которые не желают придерживаться заповедей. Тем, кто слушает Господа обещается «блаженство» — в толковании указывается на то, что имеется в виду не только внешнее земное благополучие. Главным для христиан является загробная участь, которая будет радостной, счастливой для тех, кто придерживался Закона Божия.

Текст Первого Псалома на русском

Псалом Давиду, не надписан у еврей Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,
2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. 2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.
3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. 3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.
4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. 4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. 5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,
6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. 6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Богословская трактовка

В очень емкой форме автору удалось показать все качества, которыми должен обладать истинно верующий человек. Это не приверженец религиозных обрядов, а тот, кто днем и ночью думает лишь о том, как угодить Господу. Слово Божие для него является корнем, который поддерживает и питает, словно сильное дерево.

Такому верному последователю пророк обещает успех в каждом начинании, ведь его покровителем становится могучий Господь. Разве есть дело, которое Владыке небес не по силам?

Совершенно другую метафору подбирает автор для неразумных детей Божиих — они больше напоминают легкую невесомую пыль. Даже простой ветерок способен унести их прочь, что говорить о праведном суде Божием.

  • Псалом 37 — текст на русском;
  • Псалом 40 — толкование;
  • Текст Псалома 33 — https://bogolub.info/psalom-33/.

Для чего читают

Произносить во время молитвы псалом возможно не только в церковно-славянском переводе, но и на русском языке. Сейчас в интернете можно свободно отыскать как современные, так и более старые переводы различных святых отцов. В каких случаях это делается?

  • Когда необходимо укрепить веру, которая пошатнулась.
  • Перед тем, как высаживаются виноград или плодовые деревья.
  • В период различных искушений.

Необязательно при этом проводить какие-то ритуалы. Важно сосредоточить все свое внимание на молитве. Псалом довольно короткий, так что даже духовно неопытным людям это по силам. При помощи чтения псалмов возрастет вера, душа вернется в состояние покоя.

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе» (Пс. 1:1).

Блажен. Как не вспомнить евангельские заповеди блаженства? Мы часто слышим их за Божественной литургией, но редко переносим их в свою повседневную жизнь. Часто эти заповеди кажутся нам недостижимыми, а значит и трудиться ради приобретения этих добродетелей не стоит. А может быть мы просто не знаем с чего начать?

Обратимся к книге Псалмов. С первых же строк нам даются подробные указания от чего нужно отстраниться прежде всего, чтобы положить доброе начало своему духовному возрастанию: от влияния нечестивых, грешных и губителей. Но что это значит? Разберем каждый из этих типов подробнее и, если будем с собой честны, узнаем каждого в себе самих.

Нечестивые. Это люди, которые не воздают честь Богу. Они устанавливают свои законы и стараются вовлечь в царство собственного своевластия как можно больше других людей. Но как? Раздавая лукавые советы, показывая «обходные пути» и лазейки в законах и устоях общества, продавая «волшебные таблетки», проповедуя различные «супер эффективные методики» и т. д. Эти люди всегда «себе на уме», поэтому как бы хороши ни были их бесценные рекомендации на первый взгляд, конечная цель — увлечь людей в сферу своего влияния.

Корень всего этого — неприятие воли Божией, нежелание смириться перед Богом и исполнять Его заповеди. Плоды — от личного стремления найти оправдание для «небольших послаблений» до тоталитарных сект и различных бунтов против «режима», «отсталых общественных норм» и всего, что лично нам не нравится или некомфортно исполнять.

«На совет» в данном случае можно рассматривать не только как непосредственное участие в нечестивых собраниях, но и внутреннее согласие с «решениями» этого совета, их воплощение в своей жизни. Скорость передачи информации в современном мире делает физическое присутствие на «совете нечестивых» совершенно необязательным. Ведь главное не провести собрание, а склонить сердце человека к нечестию.

Грешные. Каждый из нас имеет личный самый любимый грех. Если бы мы не любили этот грех, то быстро бы от него избавились. Поэтому и речь идет о глубокой эмоциональной привязанности к тому или иному образу действия, устроения мыслей и чувств. Перефразируя классика, можно сказать: «меня грехом пленять не надо — я сам грехом пленен быть рад». Склонность сердца (на языке святых отцов «страсть»), являющаяся корнем греха, убаюкивает постепенно: сначала одно маленькое послабление, потом другое — и человек останавливается, теряет энергию устремления, перестает двигаться по пути духовного совершенствования и встает на путь греха.

У нас нет другого выбора: если мы не идем узким и тернистым путем, ведущим ко спасению, обнаруживаем себя на широкой дороге духовного падения. И хотя «уклон» нам кажется незначительным, эта дорога ведет вниз. Приведем современную аналогию: человеку, спускающемуся в метро на эскалаторе, совсем не обязательно идти — можно просто стоять. Так и человек, «ставший на путь грешных» будет неизбежно скатываться вниз, утешая себя мыслью, что он же ничего не делает, движение идет без его участия. Вопрос только один: «а зачем ты туда встал?»

Губители. Воображение рисует нам убийц и разбойников. Но давайте вспомним слова Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Так в чем же заключается это духовное губительство? Снова обратимся к словам Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31-32).

Но что такое хула на Духа Святого? Если нечестивый и грешный прекрасно понимают, что идут против закона Божия или, по крайней мере, голос их совести еще не окончательно заглушен, губители стараются окончательно истребить из своей жизни любые напоминания о долге перед Творцом. Это крайняя форма бунта против Бога.

Каким же образом можно бороться против абсолютной истины? Через насмешничество и сарказм. Приводить логичные, выверенные аргументы бессмысленно — закон Творца лишен недостатков земного законодательства. Остается только одно: без всяких доказательств и аргументов объявить все глупостью и высмеять. «Да это все уже себя изжило», «да это давно уже устарело», «в наше прогрессивное время, когда…», «разумный современный человек разве может верить тому, что…», «да это только для шибко праведных, а мы то что…», «да это мракобесы какие-то понапридумывали, а нам что — мучиться?» и т. п. — этим «современным» аргументам против благочестия уже тысячи лет.

В наших мыслях и чувствах тоже все начинается с малого: сначала мы рассуждаем, к примеру, о личных достоинствах духовника и задаемся вопросом «а кто он, собственно, такой, чтобы мне указывать?», затем нам не дает покоя вопрос «с какой это стати Церковь за меня решает что и когда мне нужно делать?», а заканчивается все высмеиванием любого человека, свидетельствующего о существовании Бога и нашем истинном призвании в этом мире.

Обратим внимание еще на один момент: нечестие, грех и губительство — это разные этапы уклонения от воли Божией. Человека, идущего, движущегося, стремящегося ко спасению стараются отвлечь различными ложными целями — «советами», чтобы он изменил направление своего движения. Затем увязание в грехе замедляет и останавливает движение. А если идти никуда не нужно — то можно усесться комфортом в удобном кресле в компании с прочими, «понявшими жизнь», и, быть может, окончательно лишить себя надежды на спасение.

Трудно бороться с грехом. «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». И нет у нас никаких шансов выиграть самим в этой борьбе. Нет у нас возможности своими силами освободиться от страстей и греха. Только благодать Божия, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, может вырвать нас из гибельного плена.

Грех многолик и разнообразен, но он лишь тусклая пародия на то завещанное нам от Бога состояние, которое Священное Писание называет «блаженством». И дай нам Бог — и мужам и женам — прийти в меру того блаженного мужа, которого благодать Божия хранит от всякого зла. Аминь.