Боги медицины

Боги-целители Древней Греции

Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.

Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла из-за неспособности интерпретировать и, по сути, противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям — Гераклу Алексикакосу (защищающий от зла), Аминосу, Херосу-иатросу (герой-целитель) и прорицателю Амфиараю, почитавшемуся в Оропосе или Рамнусе.

Тем не менее культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на магическое выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.Около 475 г. до н.э. поэт Пиндар в «3-й Пифийской оде», основываясь на ранней сохранившейся фрагментарно поэме «Каталог женщин», приписываемой Гесиоду, выразил похвалу Асклепию — полубогу-целителю, сыну бога Аполлона и смертной нимфы Корониды. Асклепия окончательно обожествили в Эпидавре в V в. до н.э.

Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно предсталяли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.

Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.

Посох Асклепия на флаге Всемирной организации здравоохранения

Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.

Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру, такие как Американское Фармацевтическое Общество, Канадское Фармацевтическое Общество, Фармацевтическое общество Австралии, Conseil de l’Ordre des Pharmaciens in France.

Символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши со склонившейся над ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.

Изображение чаши и двух змей на жетоне «XII Международный съезд врачей».

Позже в числе детей стали изображать Телесфора (приносящий пользу), который покровительствовал выздоравливающим. Женой Асклепия была Эпиона (облегчающая боль). Её имя имело корень «эпиос» (смягчать, успокаивать), совпадающий с частью имени Асклепий, однако истоки и значение имени бога остаются неясными. Семейства врачей в Древней Греции вели свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

«Асклепий с детьми». Мраморный вотивный рельеф. 375 — 350 гг. до н.э. Афины, Национальный археологический музей.

Несмотря на то, что самые ранние и знаменитые асклепионы находились в Трикке в Фессалии, наиболее значимое святилище бога-целителя основано в Эпидавре на Пелопоннесе, у подножия горы Кинортион, на равнине, изобилующей источниками.

Эпидавр

Культ Асклепия, возникший в VI в. до н.э., вобрал в себя ранее существовавший культ Аполлона Малеата — местного бога, обладавшего целительными силами. С конца V века до н.э. культ начал распространяться из Эпидавра по всему эллинскому миру: появилось более 200 асклепионов, например, в Коринфе, Афинах, на острове Кос в Пергаме, в Лебене на Крите, в греческих колониях Киренаики и Южной Италии, а в 291 году до н.э. культ Асклепия принесли в Рим, чтобы справиться с эпидемией чумы.

Руины асклепиона на Косе, основанного во второй половине IV века до н.э.

Использованы материалы из статьи Доктора Йоргоса Тассуласа, хранителя коллекции Музея кикладского искусства, Афины.

Любопытно, почему так сложилось, что в большинстве фэнтези-миров (особенно если речь идет о игровых мирах фэнтези) целительство — почти всегда прерогатива жреческого класса? Даже если согласится, что целительные силы приходят от богов (а от кого тогда приходят силы к магам? от демонов?) — почему любой священник, какому бы богу он ни служил, непременно умеет исцелять? Ведь боги-то разные бывают.

Ладно, может быть, я несколько утрирую. Исключения, конечно, бывают. Да и к тому же, порой, даже бог, не имеющий прямого отношения к сфере медицины, может быть отчасти целителем. В общем, темой сегодняшнего дня объявляются боги медицины, здоровья и исцеления.

Гигиея

Art by Gustav Klimt

Одной из известнейших богинь-целительниц, атрибуты которой — чаша и змея — сделались современным символом медицины вообще, была, конечно же, греческая Гигиея.

Гигиея была одной из пяти дочерей бога врачевания Асклепия. Ее главной сферой деятельности была чистота как залог здоровья (отсюда и современный термин «гигиена»). Сестрами Гигиеи были Панацея (или Панакея) — богиня универсального средства от всех болезней, Иасо — богиня восстановления после болезни, Акесо — богиня лечения и Аглая — богиня красоты, пышности и великолепия.

Art by Peter Paul Rubens

В Афинах имя Гигиеи было одним из титулов покровительницы города, богини мудрости Афины. Как индивидуальное божество же Гигиею стали почитать достаточно поздно, после разрушительной афинской чумы 430-го года до нашей эры.

Как нетрудно догадаться, Гигиея не лечила, а предотвращала болезни посредством соблюдения гигиены. На фресках и статуях ее обычно изображали в виде молодой женщины, кормившей змею из чаши. Богиню часто сопровождал ее брат, бог выздоровления Телесфор.

Сирона

Art by Saurivaa

Сирона — галльская, а также, впоследствии, кельто-римская богиня целебных вод.

Культ Сироны был распространен в большей части Центральной Европы, от Бретани и Аквитании до Италии и Венгрии. Храмы богини создавались исключительно в римском стиле, с колоннами и термальным источником либо колодцем в центре.

Сирону, также именуемую Дироной (и то, и другое обозначает «звездная») часто отождествляли с римской богиней Дианой, покровительствовавшей охоте и дикой природе. В паре с Сироной часто упоминается также галльский бог Солнца и водолечения Граннус, соответственно отождествлявшийся с братом Дианы богом света Аполлоном.

Art by Grace D. Palmer

Символы Сироны — змея и яйцо. Чаще всего ее изображали со змеей, обвившейся вокруг запястья богини и миской яиц. Иногда атрибутами ее могли также служить цветы, плоды и колосья, из чего можно предположить, что Сирона была и божеством плодородия. Змея у кельтов также ассоциировалась с водой, плодородием и целительством: ползая под землей, она перемещается из мира живых в мир мертвых и обратно, а сбрасывая кожу — перерождается. Ну и наконец яйцо как сакральный символ новой жизни и возрождения присутствует не только практически во всех древних культурах, но и в современном христианстве.

Диан Кехт

Еще один кельтский, на этот раз — ирландский бог-врачеватель, Диан Кехт, знаменитый целитель из Племени богини Дану. Сын бога плодородия Дагды, прадед бога искусств и ремесел Луга.

Более всего Диан Кехт прославился тем, что создал первый действующий протез — серебряную руку для короля богов Нуады. А еще тем, что убил собственного сына, который превзошел его в искусстве врачевания. Дело было так: Нуада потерял руку в битве с фирболгами, и, по законам Племени, лишенный руки король не мог продолжать править. Тогда Диан Кехт, воспользовавшись помощью бога-кузнеца Кредне, сделал для него новую руку из серебра, которая работала как настоящая. Однако Племя все равно не согласилось принять короля-калеку и Нуаде пришлось отречься от престола.

Art by Giacinto Gaudenzi

Шло время, боги Племени Дану гнули спину на нового, недоброго короля Бреса и с грустью вспоминали времена Нуады. И вот юный сын Диан Кехта, Миах, отыскал похороненную руку старого короля, соединил плоть с плотью и заставил работать так, как будто она никогда и не была отсечена. На радостях, боги восстановили Нуаду в правах короля и все, казалось бы, были счастливы. Все, кроме сверженного Бреса и оскорбленного Диан Кехта. Из зависти к искусству сына, бог-врачеватель схватил клинок и рассек Миаху череп.

На могиле Миаха, горько оплаканного своей сестрой Аирмед, выросло 365 целебных трав. Аирмед разложила их по порядку на своем плаще, в соответствии с их свойствами, но Диан Кехт вновь пришел в ярость и перемешал все травы так, чтобы больше никто не мог узнать какие болезни они лечат.

Дханвантари

Art by Felipe Pérez

Индуистским богом врачевания и альтернативной аюрведической медицины был Дханвантари. Конечно, как водится в индуизме, Дханвантари — не просто так по себе бог, а одна из аватар, то есть земных воплощений самого верховного божества — Господа Вишну. Считается, что, кроме Дханвантари, Вишну — хранитель добра и вселенского равновесия — воплощался также в Кришне, Раме, и, ни много ни мало, Будде.

Дханвантари вышел из легендарного Молочного Океана с сосудом божественного напитка бессмертия — амриты — в руках. Сосуд похитили у бога извечные противники небесных богов дэвов — асуры. Чтобы вернуть амриту, Вишну-Дханвантари пришлось воплотиться в прекрасной соблазнительнице и чародейке Мохини.

Art by Felipe Pérez

Как и сам Вишну, Дханвантари наделен двумя парами рук и необычной голубой кожей. В одной руке он держит заветную амриту, в другой — пиявку вместо жезла. В третьей и четвертой руках у бога могут быть привычные раковина — священный символ плодородия и первичного звука Ом, и лотос или другое символическое изображение чакры.

Дханвантари считается прародителем аюрведы, однако другие ведические тексты настаивают, что науку эту ему поведал бог творения Брахма. Медицину Дханвантари можно назвать наукой поддержания жизненного баланса и пребывания в гармонии со Вселенной, однако, на самом деле, она также включает в себя и хирургию, и лечение травами, и многое другое.

Нинтинугга

Art by Yigit Koroglu

Нинтинугга — вавилонская богиня врачевания, супруга бога войны и плодородия Нинурты. Считается тождественной аккадской богине, известной как Бау или Баба. Ее называли «великой целительницей земли», «той, что взращивает травы», «госпожой, которая собирает воедино то, что разбилось» и «создает жизнь на земле». После Великого Потопа именно она вновь вдохнула жизнь в род людской.

И хотя основной сферой деятельности Нинтинугги-Бау было целительство, она также славилась тем, что могла наложить проклятье на того, кто попирал законные права правителей или же грешил использованием отравленных снадобий. Таким образом, одно из ее имен — Гула — использовалось не только в целительных ритуалах, но и в формулах проклятий.

Иш Чель

Art by Hoàng Lập (Solan)

Иш Чель считается древней майянской богиней медицины, деторождения и акушерства. Ее связывают также с божеством ацтеков Тоси — матерью богов и «сердцем Земли». Чаще всего Иш Чель изображают в виде женщины-ягуара или пожилой женщины-повитухи с переплетенными змеями в головном уборе и перевернутым кувшином в руках. Кувшин и вытекающая из него жидкость могут указывать на природу божества дождя либо символизировать роды. Ноги и руки богини-ягуара часто заканчиваются звериными когтями.

Судя по всему, исходных мифов, повествующих о Иш Чель, почти не сохранилось. Предполагают, что, как и ацтекская богиня Тоси, она могла обитать или даже быть «заключена» в помещении парилки, куда беременные женщины племени Майя любили ходить перед родами.

Art by Hoàng Lập (Solan)

Согласно свидетельствам испанских конкистадоров, Иш Чель была особо почитаема женщинами, которые искали удачного замужества. Чтобы добиться покровительства богини, они совершали паломничества к ее святилищу на острове Косумель. А знаменитый Эрнан Кортес утверждает, что в другом месте, на западе полуострова Юкотан, молодых незамужних девушек приносили в жертву богине.

Асклепий

Art by Taisiya Yuyu

Ну и, конечно, говоря о богах медицины, нельзя все же обойти стороной отца богини Гигиеи, знаменитого Асклепия. Прославился же он прежде всего тем, что поднял искусство исцеления до такого невероятного, и, как оказалось, недозволительного уровня, что стал воскрешать мертвых.

Асклепий родился при весьма трагических обстоятельствах: его смертная мать, нимфа Коронида, пала жертвой ревнивого бога Аполлона, своего любовника и отца Асклепия. Узнав об измене Корониды, сребролукий бог, не задумываясь, умертвил беременную женщину, ребенка же вырезал из ее чрева и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону.

Art by Arcos Art

Надо сказать, сам Аполлон, в некоторой мере, также покровительствовал целительству. Выражалось это, прежде всего, в том, что он мог насылать либо напротив предотвращать эпидемии. Получив наследственный дар от отца, юный Асклепий быстро превзошел в искусстве врачевания и его самого, и своего учителя Хирона. Рассказывают, что змея — древняя носительница мудрости и священный символ исцеления и возрождения — в награду за доброту Асклепия к ней, лизнула ему ухо и нашептала все свои секреты.

Великое искусство не довело Асклепия до добра. Боги не любят, когда смертные нарушают заведенный порядок. Мертвые стали покидать подземное царство Аида и возвращаться на Землю. Подземный царь потребовал от верховного бога Зевса положить конец этим бесчинствам и громовержец поразил целителя своей молнией.

Art by Victoria Ruavell

После смерти Зевс поместил Асклепия на небо в виде созвездия Змееносца — змея, обвивающая жезл, так и осталась символом Асклепия, равно как и символом медицины.

Ну а римское имя Асклепия, со временем, сделалось немного ироничным и иногда даже презрительным наименованием для врачей в целом — «эскулапы».

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО всегда было в почете. Врачи и аптекари, фармацевты и акушерки, травники и целители, медсестры и стоматологи — медицинским работникам всем хочется вспомнить своих небесных покровителей. В разных религиях всегда были божества, лечившие людей и причастные к сохранению здоровью. Кто же они — Небесные заступники и покровители целителей? Наши небесные целители, славянские врачеватели и христианские лекари.

БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ НА РУСИ:

ДАЖДЬБОГ (Дажьбог) — один из самых древнейших богов славянских, он бог Всего Мира, он — солнечный бог, он еще и носитель света солнечного.

Даждьбог — Покровитель свадеб. Именно он, по преданиям, встречает жениха на рассвете в день это свадьбы, и наделяет здоровьем и мудростью, мастерством и силой.

За это удивительное качество — наделять здоровьем — он и отнесем к небесным покровителям целителей и лекарей.

ЯРИЛО – юный славянский бог яркой, неистовой страсти, яростной, неудержимой силы, молодой бог весны, возрождения и расцвета для всех сил жизненных.

Оберег Ярило — мягкая восьмилучевая звезда помогает сохранить здоровье, восстанавливает силы, возвращает бодрость.

За эти качества — восстановление сил и сохранения здоровья Ярило и отнесен к небесным заступникам медиков.

ХОРС — (Корша) древнерусское божество солнечного диска.

Хорс — добрый и ласковый, счастлив он согреть каждого, со всеми готов поделиться частицей своего тепла. Помогает он в трудностях, поддерживает в бедах и всегда готов протянуть руку помощи нуждающемуся. Теплом своим помогает выхаживать больных и раненых, и причислен за это к Богам-Целителям.

За доброту к больным и умение выхаживать их отнесен к Покровителям Целителей.

СВЕТОВИД — (СВЯТОВИД, СВЕТОВИТ) – четырёхликий Бог прошлого, настоящего и будущего, бог воинского духа.

Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня.

Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, и за знания эти считался Покровителям Целителей.

ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЫ ДЕТОРОЖДЕНИЯ.

РОЖАНИЦЫ — матери-лосихи — в славянской вере это древние божества плодородия и жизни, а также они — богини судьбы; Все мы — потомки Рода, и Рожаницы в том числе.

Считалось, что Рожаницы предопределяют судьбу человека. Род, если хотел бы, то повелевал бы миром, но он просто»растворился» в нем. И функция Рожаниц — доводить до простых смертных то, что им завещано Родом. Старшими Рожаницами принято было считать Ладу и Лелю. Пуще всего помогают Рожаницы беременным женщинам.

ЖИВА — (Дева Джива, Дива, Сива) — животворящая Богиня Жизни и ласковой весны, рождения и здоровья, жита-зерна и плодородия, Богиня чистых Душ Человеческих, ручьев и рек весенних да бурлящих, Богиня первых робких зеленых побегов.

Богиня Жива наделяет нежностью, заботой, добротой сердечной и внимательностью всех беременных женщин и матерей кормящих.

Божиня Жива – одна из покровительниц женщин в мире славян.

ТРИГЛАВА — богиня земли, именно ее и Дидилию просят о милости в разрешении.

ДИДИЛИЯ — богиня материнства.

РОДОСЛОВНАЯ: Младшенькая дочь Лады,

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Дидилию навещали в основном женщины, ибо была она богиней материнства. Ждущие ребенка просили ее о благополучном разрешении. Бездетные молили даровать младенца. Многодетные матери хотели, чтобы Дидилия вразумила, как хорошо воспитать детей, уберечь их от болезней.

ГЕРА — в Греции она почиталась как верховная богиня, Жена Зевса, ей поклонялись как помощнице беременных и рожениц. Покровительствовала родам.

АРТЕМИДА — греческая богиня охоты, исцеляла раны и помогала при родах

ИЛИФИЯ — греческая богиня деторождения, которой молились все беременные.

ГУАНЬИНЬ — японская богиня милосердия.

Зачастую на картинах Гуаньинь изображают с большим количеством и глаз и рук. Говорят, что такой вид олицетворяет ее желание приносить помощь другим людям. Сострадательная и милосердная, Гуаньинь помогает беременным женщинам и тем, кто желает забеременеть. Рисунок богини Гуаньинь взят на сайте womanadvice.ru

ПЕРВЫЕ ВРАЧИ

Около 3000 до н.э. жил египетский лекарь СЕКХЕТЬЕНАНАХ. Он первый медик, чье имя документализировано. Он занесен в историю, как «исцеливший ноздри царя», и по этому случаю ему был поставлен памятник.

МЕРИТ ПТАХ — женщина — врач Древнего Египта, жившая там примерно в то же время, что и великий Имхотеп.

ГИППОКРАТ — отец медицины, основатель рационального подхода к терапии. Вышел из школы на острове Кос.

ПОКРОВИТЕЛИ МЕДИЦИНЫ В ХРИСТИАНСТВЕ: считалось, что святой Себастьян и святой Рох могли предохранить от чумы, от проказы обращались к святому Иову, а от отравлений — к Антонию Фивскому.

Святой ПАНТЕЛЕЙМОН — великомученник и целитель.

Жил в Никодимии, во времена императора Максимилиана. Всю свою земную жизнь он посвятил больным и убогим. Был лучшим учеником врача Ефросина.

Бесплатно лечил всех, кто сам обращался к нему и ходил по тюрьмам, чтобы помочь облегчить страдания узникам. На иконах обычно изображен с ларцем и ложечкой — знал он, сколько кому какого лекарства дать. Покровитель медиков и фармацевтов.

Преподобный ПАВЕЛ (был врачом в городе Коринфа)

Еще в юности он ушел в монастырь, много работал в физическом и духовном плане, Павел Коринфский считался настоящим подвижником. Нельзя сказать, что он был врачом по профессии. Умение исцелять болезни он получил от своего Бога в дар, так как смиренно выносил клевету и обвинения. Лечил возложением рук.

Небесный покровитель медиков (особенно терапевтов и мануальщиков).

ЕВФИМИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ — целитель.

Его подвижническая, богоугодная жизнь была награждена Великим Даром целительства и прозорливости. Евфимий не только лечил больных, он еще и изгонял бесов.

Дни памяти — 1 апреля и 4 июля (день рождения и день обретения мощей).

Небесный покровитель медиков. Чаще ему молятся неврапатологи и психиатры.

Преподобный ИПАТИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, ИПАТИЙ — Целебник.

Всю жизнь больным служил и за самоотверженность свою дар исцеления получил. Возлагал свои руки на болящих и те получали исцеление.

Говорят, что ему молятся, когда не хватает грудного молока.

День памяти — 28 августа, как почившему в Дальних пещерах Киево-Печерских.

Новомученица ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (княгиня) — в Россию приехала в возрасте 20 лет.

Шла к Богу через служение людям. Решилась создать в Москве обитель милосердия, детский приют а также дома призрения для инвалидов, сирот и тяжело больных людей. В Марфа-Мариинской обители были обустроены больница и аптека. Патронировала больницу для туберкулезниц. Небесная покровительница медсестер.

Евангелист ЛУКА (Апостол ЛУКА) — Один из основоположников Христианства, автор Евангелия, Лука был не простым рыбаком. Он еще был и судовым врачом. У него было хорошее образование. Всю жизнь он обогащал свой ум знаниями. И лечебное искусство он постиг, и живописцем хорошим был.

Это великое умение — оказать помощь больному вдали от дома. Небесный заступник всех медиков, особенно тех, кто вынужден быть в разъездах.

Святитель ЛУКА. В миру он был известен как хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Его отец был провизором и имел аптеку в Керчи. Лауреат Сталинской премии 1946 года стал доктором богословия в 1959. Известнейший российский, а потом и советский хирург, автор трудов по анестезиологии, учёный, доктор медицинских наук. Провел в ссылке около 11 лет. Канонизирован РПЦ в 2000 году.

Считается покровителем медиков.

АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ — врач-бессеребрянник («безмездный лечец»)

На иконах обычно изображен на фоне садов или лекарственных растений.

Жил в Киеве 11 веке, был учеником Антония Печерского. Очень хорошо диагностировал болезни и работал над практикой исцеления. Исцелил будущего великого князя Киевского Владимира Маномаха. Считается покровителем врачей.

КОСЬМА и ДЕМИАН — святые родные братия, целители. С этими святыми не все ясно. Ибо существует аж ТРИ!!! пары Кузьмы да Демьяны — Ассийский, Аравийские и Римские. Все эти три пары жили примерно в одно и то же время — в 3-4 веке, имели дар исцеления и лечили людей. Причем лечили не в одном городе, а ходили по городам и весям. Так что же мешает нам применить скальпель Оккама и понять, что это — ОДНА пара? РПЦ. Она считает, что раз есть различные варианты смерти, то и пары — разные. Хотя, можно предположить, что братья имели учеников, которые тоже предпочитали путешествовать парой и лечить людей под этими же именами. До сих пор их вспоминают неразлучно, даже фамилия такая есть — Космодемьянские.

Священномученник АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ

При жизни это был ученик апостола Иоанна Богослова. Служил епископов в Пергамской церкви во времена царствования императора Нерона (примерно 54-68 г.).

Не нашел общего языка с отцами города и был казнен. Гробница его стала источником исцеления для многих страждущих. Говорят, что лучше всего помогает Антипа при острой зубной боли.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ — покровительствует водителям «Скорой помощи» и рентгенологам.

БОГИ-ВРАЧЕВАТЕЛИ В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ

БОГ ТОТ — древнеегипетский бог знания и мудрости.

Где-то 7000 лет тому назад В Древнем Египте начали возникать зачатки медицины. А медицина — это наука, и кому, как не повелителю знаний, ей покровительствовать?

Великого Тота изображали с головой ибиса — священной птицы египтян.

Лечил Тот, используя как рациональные, так и мистические знания.

ИСИДА (ИЗИДА) — египетская богиня цветущего здоровья. Богиня плодородия, покровительница всех детей и их матерей. Олицетворение материнства.

Провела потрясающую операцию — извлекла из груди Бога Солнца — Бога Ра его истинное имя и пересадила себе. А еще она смогла собрать и воскресить Осириса. Часто изображалась со своим сыном Гором (известным нам по «глазам Гора»). Гор звестен за 4000 до нашей эры

Умела спасать людей от укусов ядовитых змей и скорпионов.

АНУБИС (сын Осириса) являлся проводником в царство мертвых, но, как хранитель разных ядов и лекарств, является условным покровителем фармацевтов.

ИМХОТЕП — перед тем, как стать причисленным к Богам, был врачом и (по совместительству) строителем пирамиды Джосера. Бес сомнения, был великим ученым и выдающимся человеком.

Богом медицины был провозглашен после смерти. Впоследствии был назван Эскулапом Египта. Изображался с листом папируса в руке, как человек, пишущий «Поучения».

Основной храм Имхотепа был в Мемфисе, и там же — известная медицинская школа.

ХУАН ТО — китайский медик эпохи Троецарствия (190-265 гг).

Был выдающимся человеком и потрясающим врачом, очень хорошо знал физиологию. Им был разработан комплекс оздоровительной гимнастики, известный и до наших дней. Комплекс называется «Игры пяти зверей» и включает копирование определённых движений тигра, медведя, обезьяны, оленя и журавля.

После смерти был обожествлен и считается одним из покровителей медиков..

АПОЛЛОН (ФЭБ) — бог света и солнца, бог искусства.

По греческой мифологии именно он первым открыл секреты врачевания. Аполлон мог очищать людей от скверны и от пролитой крови. А еще он повелевал болезнями — мог их наслать, мог их излечить. Во время Пелопонесской войны именно он прекратил чуму.

Тайной врачевания владел и ЗЕВС.

ХИРОН (кентавр) — греческий врачеватель. Практиковал траволечение. Говорят, что он открыл лечебные свойства очень многих растений, и древние ботаники стали добавлять его имя к названиям этих трав. Считался основателем лечебного искусства. Именно он считается учителем Асклепия в в медицинских вопросах. Позже он обучал и детей Асклепия: и Махаона и Подалирия умению врачевать.

После смерти был взят на небо и сияет там созвездием Стрельца.

АСКЛЕПИЙ (ЭСКУЛАП) — греческий (римский) Бог-врачеватель. Сын Аполлона. Его дети: дочери Панацея, Иасо и Гигея, и сыновья — Телесфор, Подалирий и Махаон — тоже были врачевателями.

Говорят, что Асклепий был настолько искусстен в своем деле, что он не только излечивал болящих, но мог и мертвого оживить. Однако и Зерс (глава богов) и Аид (повелитель мертвых) посчитали это нарушением установленных правил. И Зевс поразил Асклепия своей стрелой-молнией.

На фотографии — памятник Асклепию в Есентуках.

ГИГИЕЯ — дочь Асклепия, богиня здоровья.

От ее имени произошло слово «гигиена».

Ее девиз: «Болезнь легче предупредить, чем исцелить».

На греческих изображениях Гигиея почти всегда кормит змею из чаши. (не зря эти атрибуты навсегда остались символом медицины.

ПАНАЦЕЯ — дочь Асклепия, богиня исцеления, сестра милосердия, выхаживала больных и раненых.

Ее имя переводится как «все излечивающая». Впоследствии ПАНАЦЕЕЙ стали называть мистическое универсальное средство, способное помочь от всех болезней.

Средневековые алхимики искали панацею наряду с философским камнем.

ИАСО — то же дочь Асклепия, богиня лечения.

МАХАОН и ПОДАЛИРИЙ — сыновья Асклепия.

Говорят, что они оба были целителями. Болезни тела были в ведении Махаона, болезни духа исцелял Подалирий. Махаон принимал участие в Троянской войне, и многие обязаны жизнью его непревзойденному искусству лечить. В настоящее время их именами названы бабочки из семейства Парусники.

ТЕЛЕСФОР — еще один сын Асклетия, бог выздоровления, в переводе — «приносящий пользу».

ЭШМУНА — бог здоровья в Карфагене. Владел тайнами врачевания.

СИМВОЛЫ МЕДИЦИНЫ

Змея, обвивающая чашу — символ Медицины. Змеи с чашами на гербах Борисовского СП Тверской области, города Ессентуки Ставропольского края и города Горячий Ключ Краснодарского края.

А есть еще такой интересный символ, как Древо Жизни Гиппократа.

Вот такое древо и растет на гербе Западного Дегунина города Москвы.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Кто является Богом-покровителем всех врачей? Принято считать, что это — грек Асклепий (он же римский Эскулап).
  • Кто является святым покровителем хирургов? Святитель Лука. В миру он и сам был хирургом.
  • Кто является Богом-покровителем офтальмологов? Глазные болезни были известны давно. Древние Египтяне изображали Бога Гора в виде глаза.
  • Кто является Богом-покровителем медсестер? Скорей всего, славянская Жива и греческая Панацея.
  • Был ли врачом евангелист Лука? Да, один из евангелистов — Лука — был врачом.
  • Кто покровитель стоматологов (зубных врачей и протезистов)? Священномученик Антипа Пергамский
  • Кто считается покровителем терапевтов? Святой Пантелеймон.
  • Кого должны почитать аптеками и фармацевты? В первую очередь, греческую Панацею — богиню исцеления. Ну и, конечно, святого Пантелеймона — не зря же он на иконах с ларцом и ложечкой изображался. Знал святой, сколько кому какого-лекарства дать — истинный фармацевт был.
  • Небесный покровитель мануальщиков? Специалисты мануальной терапии должны приносить молитвы святому Павлу Коринфскому, ведь именно он лечил наложением рук.
  • Кто покровитель у врачей-неврапатологов? Греческий Подалирий, сын Асклепия, был известен тем, что лечил болезни духа. Он и является небесным покровителем невропатологов и психиатров.
  • Кто покровительствует пластической хирургии? Афродита — богиня любви и красоты — символ пластической хирургии.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

из сборника Боги-покровители по профессиям и увлечениям

Статья по теме ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

Информацию для статьи подбирала Натта.