Богородица касперовская

Икона Богородицы Касперовская

Кондак 1

Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианского Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Икос 1

Ангелов превысшая явилася еси, Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святыя исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающии. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессе и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:

Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся.

Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.

Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет.

Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.

Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаше благословения.

Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 2

Видя Тя, Заступницу усердную рода христианского на иконе Твоей Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:

Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижимая.

Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.

Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение.

Радуйся, светильниче превысший на свещнице поставленный.

Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая.

Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 3

Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пениих духовных Господу взываху: Аллилуйя.

Икос 3

Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня Велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаше просимая, с верою поя Богородице:

Радуйся, премилосердная наша Утешительница.

Радуйся, вернейшее наше спасение.

Радуйся, семейств христианских в благочестии сохранение.

Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.

Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.

Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 4

Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше скрыти чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черномория стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:

Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая.

Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.

Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение.

Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.

Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая.

Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 5

Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория, вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Ея и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:

Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение.

Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.

Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления.

Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.

Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей.

Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 6

Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертым над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святыя иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречиста, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:

Радуйся, радости Радости наша, печали наша в радость претворяющая.

Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.

Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая.

Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.

Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая.

Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 7

Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая: Аллилуйя.

Икос 7

Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественныя чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху: Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающе:

Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная.

Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.

Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая.

Радуйся, Болящих и страждущих Ты первая Целительнице.

Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются.

Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 8

Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих: Аллилуйя.

Икос 8

Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничтоженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам – послушание, обидимым — терпение, скорбящим — благодушие, и вси чтущии Тя, пред образом молящиися, приемлют исцеления воспевая Ти:

Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая.

Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.

Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая.

Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.

Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая.

Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 9

Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу: Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и радости воспевающи Ти:

Радуйся, Хранительнице Ты наша и Утверждение.

Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.

Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище.

Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.

Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава.

Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 10

Спасти хотяше нас грешных, благоволила еси Богородице, явити икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающии к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»: Аллилуйя

Икос 10

Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти:

Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными.

Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.

Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются.

Радуйся, яко Твоею помощью вся наша страсти и недуги истребляются.

Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши.

Радуйся, яко и во всяких обстояниих на стезю спасения Ты направляющая.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение наше недостойное со умилением Тебе приносящее приими. Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем, поющия Богу: Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую. Образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианского. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющих Богородице:

Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих.

Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.

Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны.

Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.

Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою.

Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 12

Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоя совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Мира. Буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и Ходательницей к Сыну Твоему и Богу нашему Тебе непрестанными гласы поющими:

Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая.

Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.

Радуйся, Ты явлением иконы святыя Твоея вся верныя люди просвещающая.

Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.

Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая.

Радуйся, яко и во всякой нужде нашей, ты полезная и благая всем помогающая.

Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 13

О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)

Молитва ко Пресвятой Богородице

О Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас, Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Среди многих образов Богородицы Касперовская икона Божией Матери занимает особое место и глубоко почитается верующими, ведь она помогала не только отдельным людям, но и целым городам.

Описание Касперовской иконы Божией Матери

Икона небольшого размера, в отличие от других она писана не на доске, а на холсте, наклеенном на доску. По типу иконографии она относится к иконам Умиления, где Матерь Божия обнимает обеими руками своего Младенца, а Он с умилением прижимается к ее щеке, обхватив своими ручками и глядя с недетской серьезностью.

Но на лице Богоматери нет улыбки – Она знает, что ее Дитя обречено на смертные муки, и в Ее глазах читается обреченность, но вместе с тем и смирение перед Божьей волей. В правой руке Младенца Иисуса свернутый свиток, который символизирует предназначение Иисуса, которое пока неведомо людям.

По легенде, эту икону в конце 16 века привез на Русь один серб родом из Трансильвании (область на территории современной Румынии), которая в то время находилась под турецким владычеством. Этот серб осел в Херсонской губернии, и икона в череде многих поколений передавалась от отца к сыну. В конце концов она перешла в собственность помещицы Касперовой, владевшей имением Касперовка (Ольвиопольский уезд), по имени которой и получила свое название. К этому времени икона настолько обветшала и потемнела, что различить на ней что-либо было почти невозможно, однако помещица поместила ее в свой домашний иконостас и молилась образу Богоматери.

В 1840 году на Улианию Касперову обрушилось множество невзгод, и она стала молиться еще более истово, иногда проводя коленопреклоненной перед иконой всю ночь. Однажды, вставая с колен лишь на рассвете, она была потрясена: лики, изображенные на ветхой иконе, очистились и просветлели. Известие об этом чудесном восстановлении иконы Божьей милостью широко распространилось по округе, вызвав настоящее паломничество, особенно когда стало известно о реальных чудесных исцелениях.

Какие чудеса сотворила Касперовская икона Божией Матери

Вот только несколько фактор зафиксированных реальных исцелений:

  • Дворянке Бурлеевой, жившей по соседству, явившаяся во сне Богоматерь повелела отправить в дом Касперовой и там помолиться перед иконой. Женщина так и сделала, после чего у нее прошел паралич руки.
  • Парализованную неходячую мещанку из Очакова привезли в Касперовку, и после молитвы она самостоятельно встала и пошла.
  • 13-летний крестьянский мальчик, страдавший от эпилепсии, выздоровел после молитвы перед иконой.
  • Местная крестьянка, сошедшая с ума, исцелилась после молитвы и того, как ее помазали маслом из лампадки, стоявшей перед иконой.

Известие о чудотворной иконе распространилось настолько широко, что дошло до Святейшего Синода, который, выяснив все обстоятельства, признал икону чудотворной.

Паломники шли сплошным потоком, и Касперовы, понимая, что чудотворная икона – это всеобщее достояние, в 1844 году передали ее в местный храм, где продолжались чудесные исцеления. В 1852 году верующие города Херсона добились того, чтобы на празднование Вознесения Господня икону крестным ходом доставляли в их город. Эта традиция соблюдается и по сей день.

Спасение Одессы

Во время Крымской войны (1853-1855) Касперовскую икону Божией Матери торжественно перевезли в Одессу, осажденную англо-французской эскадрой в составе 96 линейных кораблей. Почти 2 года (август 1854 – май 1856) в городском кафедральном соборе, куда ее поместили, перед ней служили молебны, а сестры милосердия давали обет.

Касперовской иконой Божией Матери архиепископ благословлял солдат, отправлявшихся в Севастополь, служили молебны, и солдаты на медные деньги покупали свечки. По распоряжению архиепископа их стали хранить отдельно, а впоследствии отлили из них медный крест и установили его в кафедральном соборе.

В 1854 году жители Одессы, неся впереди Касперовскую икону Божией Матери, обошли крестным ходом свой город, и вражеская эскадра отступила. Никаких других причин для этого не было, поэтому слава чудесного избавления Одессы еще больше упрочила славу иконы, а в Одессе этот день стал почитаться как день спасения города и великое православное торжество.

В 1936 году Касперовская икона Божией Матери была перенесена в Успенский собор в Одессе, который позже стал кафедральным, и с тех находится там.

КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9).

Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы)
Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы)

В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения — «Касперовская».

С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку.

В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября — праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. (Яций. 2003. С. 18).

Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. № 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне (Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа.

Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы
Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы

С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии (Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась (Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города.

С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины.

В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни — в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг — в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл.

Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; . Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

А. А. Климкова

Икона Божией Матери Касперовская. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться.

В городе Одесса в Успенском соборе находится один из наиболее почитаемых образов «Касперовская икона Божией Матери». Имеет несколько дней празднования. 29 июня (12 июля), 1 октября (14 октября), а также в начале Петровского поста.

История происхождения

Согласно преданию икона была привезена в XVI веке сербом из Трансильвании. Теперь это один из территориальных регионов Румынии. Тогда эта местность находилась под турецким игом, и православные верующие преследовались мусульманами.

По приглашению российского правительства владелец иконы был приглашен в Ольвипольский уезд Херсонской губернии.

Долгие годы в этой семье икона передавалась из поколения в поколение. Последней ее владелицей стала помещица Касперова. В ее недвижимую собственность входило имение Касперовка Ольвиопольского уезда.

К тому времени, когда помещица получила в наследство икону, образ заметно обветшал, краски потускнели, лик невозможно было различить. Тем не менее, помещица определила икону в иконостас и неистово молилась образу Богоматери.

  1. Икона Божией Матери Касперовская.

В 1840 году, когда на нее обрушилось множество бед, Касперова еще больше стала молиться. Однажды утром, когда она встала с колен, проведши в молитве очередную ночь, она заметила, что ветхий образ Божией Матери просветлел, обновился сам по себе и засиял новыми красками. Новость о нерукотворном возрождении иконы, быстро разнеслась по округе. Вскоре люди толпами хлынули на паломничество к ней.

В чем помогает икона

С тех пор начались чудотворные исцеления:

  • В соседнем селе жила Вера Бурлеева – мелкопоместная дворянка. Она страдала параличом левой руки. Во сне ей привиделась Богоматерь. Она отправляла ее на молитву в Касперовку к чудодейственной иконе. Женщина тотчас исполнила повеление. Ее доставили в дом Касперовых. После горячей и искренней молитвы у образа Божией Матери паралич отступил.

Следующие чудесные исцеления произошли летом 1843 года.

  • Тринадцатилетний мальчик Шумяков Иван избавился от падучей болезни, после моления подле иконы.
  • Мещанка из Очакова – Смешная Мария была разбита параличом. Она не чувствовала и не владела половиной своего тела. Без посторонней помощи она не могла двигаться. В дом Касперовой ее принесли на носилках. После молитвы она выздоровела и домой вернулась самостоятельно, на своих ногах.
  • Местная крестьянка – Пераска Семипудова, утратившая рассудок, привели к чудодейственной иконе. После молитвы родных и помазания лампадным маслом, одержимость отступила, и разум к ней вернулся.

Дальнейшая судьба иконы

Помещица Касперова поняла, что чудотворная икона не может принадлежать только ей. Тем более, что весть об исцеляющем образе достигла Святешего Синода. Понимая, что икона это всеобщее достояние, семья решила передать образ в местный Никольский храм. Произошло это в 1844 году. Теперь паломники стали направляться сюда. В церкви чудодейственные исцеления продолжались.

В 1846 году правление Херсонского духовенства поручает благочинному собрать все факты, свершившиеся, благодаря от молитвам пред иконой. Для этого создали специальную комиссию, которая после изучения представленных материалов, приняла решение признать икону чудотворной.

Весть об этом событии разнеслась по все Южной Украине. Паломники стали приходить из Херсона, Николаева, Очакова, Одессы.

В 1853 году по просьбе православных верующих Херсона, икона стала доставляться в город на празднование Вознесения Господня – 8 Мая. Образ прибывал в сопровождении крестного хода.

В нем участвовали все представители власти, учебные заведения и местный гарнизон. Шествие проходило по «высочайше согласованному церемониалу». Военные орудия, рассредоточенные на оборонительных валах, производили непрерывный салют.

После торжественного прибытия икона оставалась в городе до 29 июня.

Эта традиция продолжается поныне.

  1. Крестный ход в Херсоне с иконой Божией Матери Касперовской.

Затем, 1 июля чудодейственный образ переносили в г. Николаев. Крестный ход в честь Касперовской иконы и ее нахождение в городе считались самым большим праздником. И образ Богоматери почитался, как заступничество и покровительство местных жителей.

В Николаев икона прибывала по морю на Спасскую пристань. Там ее встречал крестный ход и сопровождал в главный храм города – Адмиралтейский собор, где она находилась 2 дня, а затем ее переносили в каждую церковь Николаева и оставляли хотя бы на один-два дня. Таким образом, икона прибывала в городе месяц, а 1 августа крестный ход провожал ее до пристани, в обратный путь в с. Касперовку.

Когда происходила Крымская война 1853-1855 гг., Одесса была осаждена вражеской эскадрой, состоящей из 96 кораблей. Православные одесситы обратились к архиепископу Иннокентию (Борисову) с просьбой перенести икону Божией Матери Касперской в одесский Спассо-Преображенский собор. Заручившись высочайшим соизволением, прошение верующих было удовлетворено. 6 августа 1854 г. икона была доставлена в Одессу крестным ходом. Шествие обошло весь город, и в скором времени вражеская блокада была снята. Каких-либо других причин для этого события не было. Это произошло благодаря чудесному избавлению. Город стал свободным и невредимым. После этого почитание иконы возросло еще больше. День, когда закончилась осада – 1 октября 1854 года стал датой празднования православных верующих освобождения Одессы.

С тех пор в этот день ежегодно икона стала прибывать в Одессу в Спасо-Преображенский собор, и оставалась там до Светлой седмицы.

Образ пребывал в храме два года, до 20 мая 1856 г. Архиепископ Иннокентий составил акафист Покрову Пресвятой Богородицы, и сам читал его перед образом Божией Матери Касперской.

Отправляясь на помощь раненым бойцам, сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, приносили обет перед образом Богородицы.

Когда солдаты и матросы следовали на войну, архиепископ благословлял их этой иконой. Воины забирали с собой свечи, купленные ими на медные гроши. Иннокентий распорядился хранить монеты отдельно. Спустя некоторое время их переплавили на крест, который был установлен на куполе кафедрального собора, в память о защитниках Отечества.

В сентябре 1854 года, когда российские войска вынуждены были отступить и открыть вражеским союзникам дорогу на Севастополь и Симферополь, началось массовое отступление. Архиепископ Иннокентий прибыл в Симферополь, чтобы отслужить молебен в поддержку и заботе о воинах. Он обратился к главнокомандующему войсками светлейшему князю Александру Меньшикову с предложением передать в Севастополь список с иконы Божией Матери Касперовской. В ответ пришел отказ.

16 сентября в Симферополе архиепископ произнес проповедь. Касперовской иконой Божией Матери он благословил Крым.

  1. Икона Божией Матери Касперовская.

В дальнейшем с 1918 года прославленный образ был перевезен в Одессу окончательно и находился в Спасо-Преображенском соборе.

Когда, в 1836 году храм был разрушен большевиками, икону сохранил Успенский собор (ныне кафедральный). Куда она была перенесена. С тех пор и до наших дней образ чудотворный образ прибывает там.

Иконография и значение

Многие древние иконы были написаны на досках. Образ Божией Матери Касперской составляет исключение. Он выполнен на холсте, который укреплен на деревянной основе.

Изображенный лик Богоматери отличает нежная грусть, в глазах. Она прижимает к себе Младенца Иисуса, придерживая его за голову. Отсутствие улыбки на лице Божией Матери свидетельствует о ее знании печальной участи Сына Божьего.

Младенец крепко прижимается к Ней, держась за одежды правой рукой. В левой, – он удерживает свиток с Божиими обетованиями.

Этот образ относят к Умилению и Смирению. Икона показывает неразрывную связь между Сыном Божьим и его земной Матерью. Их соприкосновение символизирует единство Сына Бога и Иисуса Христа, как человека.

В чем помогает

Помимо свидетельств чудодейственного исцеления от болезней 18-го века и защиты Одессы в русско-турецкую войну, заслуживает особого внимания события, которые произошли в 1922 году в Одесской области селе Гниляково (теперь с. Дачное).

В то время селение накрыла страшная эпидемия холеры. В один день от болезни могло погибнуть до 30 человек. Здешний священник проводил отпевания с утра до ночи. Затем, он собрал добровольцев из местных жителей и отправил их в Одессу к правящему архиерею с прошением передать в село Касперовский образ Божией Матери.

  1. Список с иконы Божией Матери Касперовской.

Откликнувшись на просьбу паломников, архиерей снарядил городское духовенство, для сопровождения иконы Божией Матери Касперская прибыла в. 13 июля на праздник собора

Св. Архангела Гавриила процессия последовала в с. Гниляково.

Сразу по прибытии на центральную площадь, при большом скоплении верующих, был совершен большой молебен. После чего образ занесли в Свято-Покровский храм.

С этого момента в селе от болезни больше никто не помер.

В благодарность о чудодейственном избавлении местные жители с благословения духовенства постановили день Св. Архангела Михаила считать особым праздником милости Божией.

В наши дни чудодейственный образ помогает тем, кто приносит свои мольбы искренне и с чистыми помыслами. К иконе обращаются, прося

  • Выздоровления от различных болезней,
  • Избавления от нечистой силы, одержимости, слабоумия, эпилепсии,
  • Защиты от злых помыслов и деяний,
  • Заступничество от врагов и лихих людей,
  • Наставления на путь истинный.

К Светлому лику Пресвятой Богориды приходят со всеми тревогами и тайнами с искренней молитвой и раскаянием.

Куда вешать

Икону Божией Матери Касперовскую можно поместить в основном иконостасе. Его принято располагать на восточной стене, так как молящийся должен стоять лицом на восток. В православных храмах так размещается алтарь. Бывает, что в доме (квартире) на этой стороне света нет подходящей стены для икон. Тогда их устанавливают в другом месте. Это может быть гостиная, спальня, кухня. Обычно иконы располагают в правом углу от двери. Если по какой-либо причине это невозможно, образа помещают в любое доступное место, где молящийся может уединиться и сосредоточится.

  1. Один из списков Иконы Божией Матери Касперской.

Во время молитвы ничего не должно отвлекать и мешать. Не стоит поблизости держать вещи, которые не имеют отношения к молению.

Как молиться

Пред иконою Божией Матери Касперской произносят:

  • Молитву Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская».
  • Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»
  • Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

  • Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.