Боязнь церквей

Страх является естественной чертой каждого человека. Кто-то боится насекомых, а кто-то сделать первый шаг на пути к успеху. Но, несомненно, каждый человек должен уметь преодолевать свои страхи,чтобы потом не жалеть о том, что чего-то не добился, упустил возможности.

Когда человек бездействует, избегает пугающих ситуаций, страх становится не только сильней, но может порождать новые.

Все причины появления страха, зарождаются в самом человеке с того момента, когда ребенок активно начинает осваивать окружающий мир. практически все наши страхи формулируются в раннем возрасте.

Дети еще не имеют опыта, а потому подвержены различным необоснованным страхам, которые оставляют свой отпечаток на всю жизнь.

Бороться с этими причинами страха ему придется самостоятельно. Никто не сможет помочь побороть это чувство, если человек на это сам не решиться. Многие просто не признают свой страх, так как нелепые страхи вызывают насмешку окружающих.

Страх — это не плохо, это естественная функция самосохранения человека. В неблагоприятных условиях для человека страх просто необходим, чтобы выжить.

Но всего ли мы должны бояться? От каких страхов мы должны избавляться, чтобы сделать свою жизнь еще лучше?

Взгляните на свои страхи. Выглядят ли они абсурдом для вашего окружения? Уверен, большинство друзей не боятся ваших страхов.

Психология чувства страха

Весь страх идет от внутреннего «Я», которое чутко реагирует на мнение окружающих. Например, посмотрим, что порождает чувство страха быть отвергнутым. Если это чувство зародилось в детстве, то в дальнейшем оно будет проявляться. Дети довольно жестоки, несмотря на свою ангельскую внешность.

Результат — побоялись познакомиться с привлекательным человеком, решили, что начальник не станет подписывать ваше заявление, держите свое мнение всегда при себе просто потому, что никто не станет вас слушать.

Человек довольно быстро формирует поверхностное мнение, принимая его за основу. Причем не важно какое мнение. Просто факт. Я так сделал, получилось все плохо. Получив отказ один раз, возникают сомнения. Достаточно второй неудачи и возникает страх быть отвергнутым. Очередная ошибка жизни.

Это только один пример из множества вещей, чего боится человек.

Вот самые распространенные страхи людей:

  • дентофобия – боязнь зубного врача;
  • кинофобия – боязнь собак (хотя, со стаей псов надо быть очень осторожным);
  • аэрофобия – боязнь полетов;
  • астрапофобия – боязнь грома и молний;
  • никтофобия – боязнь темноты;
  • акрофобия – боязнь высоты;
  • социофобия – боязнь толпы или группы людей;
  • агорафобия – боязнь открытых пространств, когда отсутствует возможность укрыться от других;
  • арахнофобия – боязнь пауков;
  • офидиофобия – боязнь змей.

Все эти фобии довольно распространены. Некоторые не могут найти в себе смелость выйти и выступить перед группой людей, просто парализует от страха перед пауками и насекомыми, в темноте постоянно появляются воображаемые монстры (после просмотра фильмов ужасов обязательно). Хотя, в темной комнате больше всего опасны реальные маленькие грабли.

Лекарство от страха

Почему вы боитесь? Что конкретно является причиной страха? Чего вы не знаете о своем страхе?

Сначала стоит проанализировать, почему появился страх. Для этого стоит объективно посмотреть на проблемную ситуацию. Порой объект страха совершенно безобиден. Посмотрев на свои страхи со стороны, убрав при этом все стереотипы, понимаешь незначительность своего страха.

Попробуйте примириться с ними. Просто признать их присутствие и набраться мужественности действовать, при этом, не обращая на него никакого внимания. Это может показаться странным, но на самом деле, не признавая свой страх, он от этого становится сильнее. Поэтому признайтесь самому себе, что вы боитесь, но и постарайтесь отвлечься от него. Возможность полностью избавиться от страха, появляется при его полном игнорировании.

Стоит знать, что любые положительные эмоции уже убивают страх. Это и есть тот момент, когда человек «смеется ему в лицо». Страх отступает и кажется просто смешным. Есть момент из Гарри Поттера, где учитель на уроке предлагает Рону побороть свой страх перед пауками таким способом. Прием действенный и без магии.

Важно решиться сделать поступок. И как только человек сделает первый шаг, страх начинает отступать. Решившись, человек уже не думает, как избавиться от него. Его мысли связаны с тем, как продолжать действовать в верном направлении.

Попробуйте дотронуться до страха в реальности или во сне. Нужно научиться осознанному сну и попытаться взаимодействовать с ним.

Нет желания учиться этому навыку, найдите человека, который поможет побороть чувство страха. Кто это будет (близкий друг или психолог) решать вам.

Навязчивый страх церкви, причины и методы лечения

Слава Профина 25.07.2018 нет комментариев 1

Практически каждый человек замечал, что некоторые вещи, места, состояния или животные вызывают неприятные эмоции, иногда даже настолько, что абсолютное спокойствие мгновенно сменяется настоящей паникой. В психологии это называется фобиями, и возникают они по разным причинам. Одна из них — экклезиофобия (Ecclesiophobia), означает навязчивый страх церквей, и несмотря на кажущийся абсурд, знакома многим людям.

Причины боязни святынь и храмов

Человек, страдающий экклезиофобией, не может заставить себя подойти даже близко к церкви, не говоря о том, чтобы войти внутрь и провести там какое-то время. При одном виде храмов или святынь может возникать панический, неконтролируемый страх, который проходит так же быстро, как и возникает, по мере удаления человека от неприятного для него места.

Одна из основных причин, из-за которой возникает необъяснимый страх церкви, — подсознательные переживания, перенесенные во взрослую жизнь еще из раннего детства. Родители часто предупреждают малышей, что нужно вести себя послушно и хорошо, иначе их накажет Боженька. Не осознавая до конца, кого или чего именно нужно бояться, маленькие дети начинают испытывать чувство тревоги перед неизвестными для них силами. Впоследствии все вещи, изделия, запахи и даже звуки, которые связаны с церковью, ассоциируются с чем-то опасным и страшным.

Еще одна весомая причина — боязнь непосредственно самой религии. Если человек невольно стал свидетелем или участником другого вероисповедания, которое ненадежно, сомнительно или даже опасно, у него может в подсознании отложиться чувство страха перед всеми аналогичными кощунственными местами. Сразу ощущается дискомфорт, внутренний страх, желание поскорее покинуть неприятное место.

Некоторым людям не понять переживания других, и потому они не могут почувствовать то, что чувствует человек, страдающий экклезиофобией. Психологи выделяют и ряд других факторов, из-за которых многие отказываются посещать церковь. К ним относятся:

  1. Скопление большого количества икон и святых образов (создаётся впечатление, что на человека пристально и пронзительно смотрят из каждого уголка сотни глаз).
  2. Специфический запах в помещении церкви (его сложно описать, но он абсолютно неповторим и ассоциируется с ладаном, восковыми свечами и другими церковными атрибутами).
  3. Присутствие священнослужителей (психологи утверждают, что эти люди у большинства ассоциируются с похоронами и смертью).
  4. Звуки колокола (не все могут отличить торжественный звон от трагического).

На самом деле, только отказ от познания духовной сферы жизни приводит к такому негативному восприятию церкви и всего, что связано со святыми храмами и даже часовнями. Прежде чем бороться с возникающим страхом перед церковью, необходимо выяснить, что же послужило причиной боязни.

Лечение и борьбы с экклезиофобией

Ошибочным является мнение, что церквей боятся только не православные и не считающие себя религиозными люди. Даже те, кто регулярно причащается, посещает службы или просто приходит на исповедь к батюшке, могут страдать экклезиофобией. Правда, среди таких людей подавляющее большинство старается бороться со своими страхами, разговаривая о них со священнослужителями и читая молитвы. Кроме обычных задушевных разговоров, существуют и специальные методы лечения, воздействующие на психику человека.

Экклезиофобия относится к психическим расстройствам, имеет несколько степеней тяжести от незначительного страха до навязчивых панических атак. В таких случаях сложно обойтись без специалиста, способного справиться с состоянием пациента. Чтобы подобные страхи не ограничивали человека в жизни и не мешали ему чувствовать себя полноценным членом общества, используются несколько методов лечения:

  1. Терапия посредством гипноза (введение пациента в транс и внушение ему на подсознательном уровне, что он не боится церквей и не испытывает неприязни к церковным атрибутам).
  2. Медикаментозное лечение (прием психотропных препаратов, антидепрессантов, других средств).
  3. Употребление препаратов непродолжительного действия (бензодиазепины), использующихся однократно перед редкими походами в церковь, например, перед венчанием, на крестины и т. д.
  4. Медитация.

Если человек испытывает незначительный страх перед посещением службы в церкви или просто колеблется в раздумиях, прежде чем зайти в храм и поставить свечку, ему достаточно проконсультироваться у хорошего психотерапевта. Лечение в большинстве случаев проходит в форме легкой непринужденной беседы, в ходе которой специалист пытается выяснить первоначальную причину возникшей фобии и объяснить ее бессмысленность, беспочвенность.

Современные техники и приемы

По мере того как развивается психология как наука, появляются и новые, более современные и эффективные методы психокоррекции. Специалисты могут изучить постороннего человека, попавшего на прием впервые, настолько хорошо, что смогут помочь ему избавиться от фобий наиболее комфортным для него способом, незаметно и безболезненно. Наиболее популярные методики на сегодняшний день:

  1. Самоирония, юмористическое отношение к проблеме: этот подход базируется на принципе «что смешно, опасным быть не может». У пациента последовательно на нескольких занятиях вырабатывается способность видеть позитив вместо черного «пятна» страха.
  2. Расслабление — техника, помогающая клиенту максимально снять напряжение, которое он ощущает в мышцах и во всем теле, как только видит церковь или связанные с ней предметы.
  3. Моделирование ситуаций — приемы психотерапии, направленные на развитие навыков поведения в присутствии объектов, вызывающих панику (часто практикуются на детях и подростках).
  4. Виртуальная реальность — воспроизведение фобических сцен в игровой форме, в результате чего пациент максимально приближается к реальным условиям, но при этом воспринимает ситуацию без паники, так как осознает ее виртуальность и в любой момент может прекратить неприятный для него эпизод.

На фоне ярко выраженных симптомов экклезиофобии психокоррекция может проводиться комбинированием нескольких способов терапии, например, гипноз вместе с курсом медикаментов.

Если фобию оставлять без лечения и не пытаться от нее избавиться, она может стать разрушающим фактором в повседневной жизни. Впоследствии безрезультатные попытки самостоятельно преодолеть собственные страхи могут привести к развитию невроза, а с ним бороться уже гораздо сложнее.

Специалисты рекомендуют не зацикливаться на собственных переживаниях и не превращать любой возникший страх в фобию. Новомодным словом совсем недавно пополнились словари большинства развитых стран. Боязнь зайти в церковь по той или иной причине проходит по мере того, как человек удаляется от неприятного ему объекта или долго не посещает храмы. Фобия же является состоянием постоянным, она охватывает все сферы деятельности человека, всю его повседневную жизнь и даже влияет на принятие любых решений.

Страх хуже того, чего мы боимся

Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то – одиночества и оставленности людьми, кто-то – в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

На самом деле через это и совершается становление человека – через то, что ему приходится испытать в своей жизни немало всего трудного и, в контексте нашего разговора, «страшного». И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое – с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Святоотеческий принцип

Для того чтобы страх победить, нужно на него идти

Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Что это значит? Для иллюстрации можно привести в пример совет, который давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – преподобный Иоанн Лествичник: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не рекомендую кому-то поступать подобным образом сегодня, поскольку этот вид подвига предлагался пустынникам, условия жизни которых значительно отличались от наших. Но общий принцип именно таков. Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх.

К. Лебедев. Хождение Иисуса Христа по водам

Что нужно, чтобы этот принцип в своей жизни реализовать? Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Простой пример: ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется. В каждой ситуации нужно смотреть, как мы можем на свой страх пойти. Вот, допустим, еще один распространенный пример: человек боится обратиться к другому человеку, что-то попросить. Такая чрезмерная застенчивость обычно основывается на самолюбии и гордости: человек боится уронить себя в чьих-то глазах, показаться смешным, беспомощным. Это преодолевается достаточно просто: я просто решаюсь и делаю то, чего я боюсь. Нужно постоянно навыкать в этом, начиная с самых элементарных вещей, и тогда мы сможем совладать с собой в моментах уже более серьезных.

Единственное, в чем страх может быть во благо, если говорить о страхе человеческом: он определенным образом человека отрезвляет. Даже в сугубо внешних житейских ситуациях бывает порой, что человек пьян, но возникает экстремальная ситуация, угроза – и он вдруг трезвеет совершенно. То же самое и в отношении нашей внутренней жизни: внезапная, пронзительная мысль о смерти, ощущение угрозы жизни может внутренне отрезвить человека, побудить его прийти в себя и пересмотреть свою жизнь. Но даже верующего человека такие обстоятельства, к сожалению, чаще не отрезвляют, возвращая рассудок, а ввергают в панику, которая, наоборот, рассудка лишает.

Перестать бояться, чтобы выжить

Порою люди говорят: «Ну а как не бояться реальной опасности? Допустим, происходит какое-то стихийное бедствие…» В том случае, когда опасность реальна, бояться для человека естественно: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать? Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.

Как этого не допустить? Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит. А иначе в сложных ситуациях просто не выкарабкаться.

Не только слабость, но и грех

В основе страха всегда кроется недоверие Богу

Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу, но чаще всего, когда нас охватывает какой-то страх, мы совершенно не соотносим его с тем оскорблением, которое мы причиняем Божественной Любви, впуская этот страх в свое сердце. А нужно соотносить. И нужно обязательно себе напоминать слова Евангелия о том, что и малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного и что все волосы на нашей голове сочтены (см.: Мф. 10: 29–30). А после этого полезно сказать такие слова: «Господи, вот как Ты хочешь, что Тебе угодно, чтобы было со мной, то пусть и будет».

Человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться позже, чаще всего не успевает принести покаяние – он умирает скоропостижно

Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это боязнь умереть внезапно, не успеть подготовиться к вечности. Но, по словам святых отцов, в частности преподобного аввы Дорофея, Бог никогда не забирает человека, который стремится подготовиться к вечной жизни, прежде, нежели поможет ему это сделать настолько, насколько это для данного человека в принципе возможно. Другое дело, если человек живет бездумно, живет рассеянно – тогда смерть его действительно может быть и неожиданной, и бедственной. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться впоследствии, чаще всего не успевает принести покаяние, потому что умирает скоропостижно. Но если мы боремся со своими грехами и страстями и искренне каемся в случае преткновения, нас не должна как-то особенно смущать мысль о внезапной кончине. Каждый человек умирает тогда, когда его призывает Господь, – своей ли естественной смертью или в результате экстремальных ситуаций. И в этой мысли наше сердце должно учиться находить для себя отраду и успокоение. Потому что всё, что делает с нами Господь, делает Он по Своей милости и любви.