Чем поминать?

Поминовение усопших спустя 5 лет после смерти

Когда человек умирает и не может помолиться за себя перед Господом, это должны делать за него родные и близкие. Память о покойных, молитва за их души — единственная возможная помощь дорогим людям, ушедшим от нас в мир иной. По сути, все существующие традиции не имеют для покойного никакого значения, но его душа крайне нуждается в постоянной молитве о ней.

Как проводить поминки на 5 лет?

На поминки 5 лет после смерти за покойного молятся любящие и помнящие его люди, веря, что день смерти человека — это день его нового рождения в вечной жизни рядом с Господом. Бессмертная душа его обрела новый дом, где нет места мирским печалям и горестям.

Поминки 5 лет справляют, как правило, в узком семейном кругу, среди родных людей, по настоящему близких и сохранивших память за уже немалый период времени.

Поминальное застолье хоть и не является обязательным и по православным канонам большого значения не несет, но играет важное значение для собравшихся на помин. Это повод вспомнить дорогого человека среди таких же неравнодушных, вместе помолиться о его душе.

Что приготовить на поминки 5 лет?

Строгих предписаний со стороны церкви нет. Старайтесь выбирать простые скромные блюда и учитывайте постные дни. Ограничьте алкоголь, чтобы поминки не превратились в попойку. Помните, поминки 5 лет со дня смерти — это возможность помянуть дорогого человека, а не дружеские посиделки. Ведь молитва об усопшем дома, на кладбище и в храме — святой долг православного человека.

Как правильно поминать усопшего на 5 лет?

Посетите церковь, помолитесь о душе покойного, подайте записку с именем, закажите панихиду. Наведите порядок на могиле, украсьте ее цветами, прочтите молитву.

Поминки 5 лет, как и все поминовения в годовщины смерти, это, в первую очередь, молитва об упокоении, просьба к Господу о милости и Царствии Небесном для души. Суть поминального стола — милостыня для нуждающихся, для светлой памяти покойного.

Заранее обдумайте организацию поминального стола, если собирается лишь небольшой круг близких, можно собраться дома. Но, если вы не готовы браться за приготовление обеда или предвидите большое количество гостей, можете доверить это событие в руки профессионалов и заказать поминальный обед в специальном кафе или ресторане.

Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.

Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.

Умершего христианина вспоминают молитвой, обедом и милостыней

Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Ещё статьи о поминовении умерших:

  • 9 дней после смерти — как поминать усопшего
  • 40 дней после смерти — как поминать усопшего
  • Дмитриевская родительская суббота

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

В годовщину смерти необходимо посетить храма и заказать панихиду по умершему

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

Православные обряды по усопшим:

  • Как провести погребение
  • Обряд отпевания усопших
  • Панихида по усопшим в церкви

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Как правильно организовать годовщину смерти

Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?

Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.

Молитвенное поминовение усопших — это обязанность тех, кто их помнит

После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:

  • предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
  • входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
  • традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
  • суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.

Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.

Поминальная трапеза

После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.

На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.

Поминальная трапеза является продолжением обряда Панихиды

Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.

Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.

Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.

Частые вопросы о годовщине смерти

Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.

  • Когда организовывать поминки?

В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.

  • Как одеваться на поминки?

Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.

Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.

  • Что принести в храм на панихидный столик?

Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.

Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику

Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.

  • Что готовить или заказывать на поминальный обед?

Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.

Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.

Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.

  • Кого звать на годовщину смерти?

Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.

На годовщину смерти следует сходить на кладбище и помолиться об упокоении

Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.

  • Что делать, если с поминок остается еда?

Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.

  • Что делать с суеверными родственниками?

В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.

Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.

Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.

Читать поминальную молитву можно дома и на кладбище

  • Если годовщина припала на пост

Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.

Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.

Как правильно поминать и что говорить на годовщину со дня смерти

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем… преломлять для них хлеб (Иер. 16: 7). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Слава, и ныне:»

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся…»

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш…», «Достойно есть…»

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20)

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 22).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

9 основных правил проведения поминок по усопшему

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме? Кто придумывает эти правила?
Мы предлагаем тебе ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии. Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.
ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ
• На похоронах нельзя есть вилками.
• Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.
• Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.
• На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.
• Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.
• Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.
• Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.
• Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.
• Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.
• Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.
Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.
КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД
• В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.
• Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.
• Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека – помолись, не можешь помолиться – скажи о нём хорошо, не можешь сказать – подумай о нём хорошо».
• В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».
Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».
• На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.
• Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.
• Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.
• Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.
• Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.
Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?
Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:
«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держимих”.
Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно. B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.
Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших. Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

Поминовение усопших

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • Зачем поминать усопших? Александр Ткаченко
  • Молись за умерших протоиерей Д.Г. Булгаковский
  • 100 вопросов о поминовении усопших
  • Как молиться о человеке в первые дни после смерти
  • Поминовение усопших в пасхальные дни
  • Псалтирь по усопшим
  • Молитва за умерших. Православие и протестантизм свящ. Вячеслав Рубский
  • О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви свт. Афанасий (Сахаров)
  • Со святыми упокой Сборник
  • Молитвослов. Смерть и поминовение усопших
  • Заупокойное богослужение

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук.20:38). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор.13:8).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

***

См. ПОГРЕБЕНИЕ, ОТПЕВАНИЕ, ПОМИНКИ