Через боль и страдания

Развитие возможно только через боль и страдание или есть другой путь?

Татьяна Алсиера: Однажды, несколько лет назад, на Новый год от одного из поставщика услуг для нашей компании, я получила необычное пожелание: «Пусть у Вас будет 3 и более решения на каждую задачу, так как 1 — это отсутствие выбора, а 2 — это дилемма».

От многих людей, которые приходят ко мне по рабочим вопросам или с которыми я общаюсь, дружу, я слышу что-то вроде того:

  • «Развитие идёт тогда, когда все плохо, в зоне риска»;
  • «Да, мне плохо с этим человеком, он делает мне больно, но я рядом с этим человеком, потому что он меня таким образом развивает»;
  • «Когда все хорошо, развитие невозможно, ничего не хочется делать»;
  • «Этот человек меня отзеркаливает, указывает мне на мои недостатки».

Наталья Рачковская: Заметьте, указывает именно на недостатки, хотя почему бы не отзеркаливать достоинства…

Т.А.: Тренинг прошёл хорошо, раз после него мне так плохо и т.д.

Хочу поделиться одной историей. Как-то я была на одном из австрийских горнолыжных курортов, где на гейзере построен релаксационный центр. Там есть бассейн, бани, различные виды полезных напитков, массажные комнаты и много чего ещё. Рекомендуемая температура в сауне — «русской бани» — 65 градусов. Но можно сделать и больше. Мы, как нормальные русские люди, конечно, сделали больше. Немцам, австрийцам это было не особо в радость, но они не стали возражать, просто пораньше выходили. Единственный способ охладиться — душ. И вот я выхожу из горячей сауны и встаю под ледяной душ (открываю воду в самом холодном режиме) и чувствую на себе чей-то взгляд. Поворачиваюсь, вижу немца-австрийца изумлённого до крайности. На него летят брызги ледяной воды, он в шоке: «Как можно находиться в такой горячей сауне, а потом сразу вставать под такой ледяной душ? Как?» И я понимаю… У них действительно релакс, бережный, мягкий, осторожный, заботливый… А у нас… а у нас очень часто вместо процесса оздоровления доказательство — «мы — крутые». Нужны нам крайности, чтоб почувствовать драйв, адреналин, жизнь. Нам нужны спец. эффекты и побольше, и пожестче.

Т.А.: И как мы формулируем запрос, так и получаем.

Если мы считаем что, развитие возможно только тогда, когда нам плохо, больно — так и будет. Наше подсознание — самый исполнительный слуга на свете. Но кто сказал, что в зоне комфорта оно невозможно? Кто сказал, что только занимаясь психологическим мазохизмом, мы можем развиваться? Где вы видели просветлённого мазохиста или садиста? В зоне комфорта есть все необходимые ресурсы для развития. Так что же нам мешает развиваться? Мы… Мы сами, наши убеждения и по большому счету наша лень, наш страх перемен, неизвестности. Мы можем, опираясь на наши имеющиеся ресурсы двигаться вперёд. И поверьте, это движение, будет гораздо более быстрым и самое главное — радостным.

Если мы считаем, что развитие возможно только рядом с тем, кто делает больно, такого партнёра и получим. Но если мы будем считать по — другому, развитие возможно и тогда когда партнёр — наша мечта, замечательный, так и будет.

Если мы считаем, что развитие возможно тогда, когда нам указывают на наши недостатки — так и будет. Но где же брать ресурс для следующего шага? Из боли? Напряжения? Отчаяния? Ужаса? Там, где говорят о наших достоинствах. Поэтому и тот, кто выберет партнёра, восхищающегося Вашими достоинствами, тоже будет развиваться.

Если мы считаем, что хорош тот тренинг, после которого мы размазаны по стенке, нам больно, страшно и мы в раздрае — так и будет. Но как только мы начнём думать по-другому, тренинг станет удивительной сказкой, в которой не надо напрягаться, по которой можно просто и радостно путешествовать, не напрягаясь и получать удовольствие от осознаний, открытий.

Н.Р.: Ещё одна огромная сила для развития — это наша благодарность. Ведь мы притягиваем в свою жизнь то, чему уделяем больше всего внимания. И вот руководствуясь этой идеей, многие начали говорить: «Мол, надо быть благодарными, благодарите побольше, почаще и будет вам счастье. Но за что нам так часто приписывают быть благодарными? Что нам говорят о благодарности? Нахамили в магазине — поблагодари, что не побили. Потерял кошелёк с зарплатой — поблагодари, что потеря деньгами, а не чем-то более ценным. Предал близкий человек — поблагодари, он даёт тебе возможность развития. Кажется мне, что-то не в порядке у нас с логикой и причинно-следственными связями, если мы всерьёз видим возможность развития только через благодарность за страдания. Оптимизм — это конечно отличная черта, но это оптимизм в смеси с кретинизмом. Сломал ногу — повезло, что не голову. Попал в ДТП — повезло, что не под Камаз. Разводишься с мужем — повезло, что он вообще был. Не кажется ли Вам, что это несколько странное «везение»? Что Вы получаете в итоге такой благодарности? Во-первых, вы притягиваете в свою жизнь все эти «везения» в ещё большем объёме. Вам ведь это нравится, Вам «везёт»! Во-вторых (и это самое страшное) Вы разучаетесь благодарить по-настоящему, за то, за что стоило бы благодарить жизнь и людей.

Например, если у Вас возникла в жизни какая-то неприятность, есть два варианта:

  1. Поблагодарить человека, который организовал Вам эту неприятность за то, что помогает Вам развиваться, поблагодарить жизнь, что не так уж много гадости — бывает и больше;
  2. Поблагодарить себя, что справился с этой ситуацией — не сдался, не сломался, поблагодарить тех, кто помог Вам в решении этой ситуации.

Как Вы думаете, как стоит поступить? Кто здесь больше заслуживает благодарности — тот, кто создаёт Вам трудности или тот, кто помогает их решать?

Т.А.: К сожалению, очень часто я слышу благодарность в адрес первых, но не слышу благодарности в адрес вторых — их действия как само собой разумеющиеся, порой даже не замечаются.

Н.Р.: А как часто приходится слышать, когда кто-то поступил не очень хорошо, что стоит вспомнить, что этот человек ведь делал и что-то хорошее. Господа и дамы, мы ведь с Вами не на страшном суде, где на весах оценивается соотношение наших добрых и не добрых дел. Давайте будем реагировать адекватно ситуации. Если сейчас кто-то сделал Вам добро — поблагодарите. Если завтра этот же человек совершает нехороший поступок — реагируйте адекватно.

Кто-то любит сравнивать других с собой. Ну и что, что кто-то сделал мне гадость, я и сам не ангел. Так и что с того? Давайте разделять свои поступки и поступки других людей. Или Вы считаете, что заслужили к себе не самого лучшего отношения? Искупаете свои грехи терпением? Может лучше искупать их добрыми делами?

Т.А.: Есть ещё один важный нюанс — как часто мы замечаем какие-то нехорошие действия в наш адрес — ярость, злость, раздражение, ненависть, агрессию и т.д. И как мало от того же самого человека замечаем нечто хорошее — спокойствие, радость, помощь, заботу, терпение, сдержанность (когда он не выплёскивает на нас свои негативные эмоции) и т.д. Что ценно для нас? То или другое?

Н.Р.: Да, как часто мы хотим, чтобы наши близкие люди изменились и даже готовы помочь им в этом. Но при этом ждём мгновенного результата, очень негативно реагируем на откаты и не замечаем прогресс.

Например, мы просим кого-нибудь быть более сдержанным и если вдруг этот человек не сдержится, мы тут же обижаемся — ведь мы же просили, неужели так трудно выполнить простую просьбу. Но дело в том, что мы не заметили, что возможно пять раз до этого человек сдержался, выполнил нашу просьбу. Ведь все эти процессы происходят у него внутри и нам не видны. Поэтому в следующий раз, прежде чем на кого-то обидится, вспомните об этом.

Но если мы бесконечно терпим — это другая крайность. Развитие через терпение? И что же мы развиваем таким образом — свою способность выносить боль и страдания? Задумайтесь, что таким образом Вы готовите себя к ещё большей боли и страданиям. Вы ждёте этого, Вы притягиваете это в свою жизнь. Хотите, сказать, что не так? Так зачем же тогда тренироваться?

Т.Р.: Что это означает? Что мы сами выбираем страдать или радоваться жизни, развиваться легко и в удовольствие или через боль и страдание. Мы сами выбираем садомазохизм или гармонию. И это всего лишь 2 путь, а ведь ещё 3-й, 4-й, 5-й и т.д.

Тема: Вера Лебедева «Врач без Бога — наполовину врач»

Несмотря на проблемы нашего здравоохранения, многие согласятся, что врач — одна из самых благородных профессий. Сегодня у нас в гостях человек, посвятивший медицине почти всею свою жизнь. О таких говорят «врач от Бога». Николай Григорьевич Яковенко — врач анестезиолог-реаниматолог, специалист высшей категории. После долгих поисков он пришел к вере во Христа. Эта вера изменила не только его жизнь, но и отношение к любимой работе. У него появилась возможность врачевать не только тела, но и души своих пациентов.
Что вы можете рассказать о самом себе, Николай Григорьевич? Кто вы и откуда?
Кто я? Я найден Богом!
Родился я в Керчи. 15 сентября 1941 года первая бомба, упавшая на город, попала в наш дом. Мама, собираясь в бомбоубежище, взяла приготовленный на 3 дня паек, а я замешкался, и она вернулась за мной… Над городом уже летели бомбардировщики и падали бомбы — и мама в этот момент вспомнила 90-й Псалом: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится»… Мы спрятались под кроватью, дом наш разнесло, он превратился в пыль, а стена от дома упала так, что мы с мамой и с сестрой оказались как бы в шатре. Если бы мы в этот момент бежали в бомбоубежище, погибли бы, но мы остались в доме по милости Божьей. 22 сентября, через 7 дней, нас откопали. Паек, приготовленный на 3 дня, мама растянула на 7, к тому же младшая сестренка Людочка питалась грудью. Когда нас откопали, мы были не в лучшем виде, но живые…
Потом мы перебрались в Центральную Украину, на Полтавщину, и там я видел достойный пример моих бабушки и дедушки, их повседневную жизнь, молитвы, отношения друг ко другу, пример мира от Христа… Дедушка молился о победе, об Украине, о детях, о соседях, в свои 80 лет помогал женщинам, чьи мужья были на фронте.
В 7 лет я отошел от Бога. Мама учила — не обманывай, и на столе всегда лежало Четвероевангелие, и там было о том же. Но как же не обманывать, если мне надо обмануть! Мне это не подходит, подумал я, и отодвинул Четвероевангелие. Шли годы, молиться я не переставал, но Евангелие не читал, потому что оно обличало меня. Получается, я верил Богу, но не верил Иисусу Христу. Он был для меня просто как святой, а то, что Он — Бог, Сущий прежде всех веков, я не понимал. Но в трудные минуты я всегда обращался к Богу. Однажды, помню, я шел оврагом, потому что по дороге шли большие ребята — поспешил, поскользнулся и упал в ледяную воду. Эти ребята стали смеяться надо мной. И тогда я запел «Отче наш». Я верю, что именно тогда Бог меня и увидел… Конечно, у меня, как у всех, был Комсомол, но в партию я не вступил, потому что очень хотел быть врачом, а не начальником — а меня бы назначили, будь я коммунистом. Интересно, что перед поступлением в институт я молился и просил Бога, чтобы Он мне помог поступить, и потом облегчать муки и страдания людей по Его благословению. Как врач я вначале трудился в черепно-лицевой хирургии, а когда переехал в Херсон, мне предложили стать анестезиологом-реаниматором.
А что послужило толчком для обращения к Богу — недовольство собой, моральный климат общества или какие-то потрясения?
О, это такой сложный путь! Атеизм я не принимал со школы, но, как говорится, был близко к Богу, но не с Ним. И в институте, когда нужно было сдавать экзамены по атеизму, я боялся — не дай Бог, будет конкретный вопрос о Боге, и что я буду делать? Я, конечно, скажу, что Бог есть. «Чего ты так трясешься, — спрашивает меня преподаватель, — на кафедре атеизма двоек не ставят!» Мне повезло, попалась история религии, и я получил свою «пятерку».
И потом мне все время не давали покоя многие вопросы. Например, прооперировали больного, сделали резекцию желудка. Я говорю хирургу: «Вы вмешались в творчество, и теперь вы должны считать больного как бы своим ребенком. Ведь у него раньше все было устроено иначе». Может, со стороны мои вопросы были странными, но Господь побуждал меня искать, и я шел через пласты гуманистической философии, читал Жан-Жака Руссо, Бернардера де Сен-Пьера, Бальтасара Грасиана, Мишеля де Монтеня и многих других. И меня спрашивали — зачем это тебе?
Действительно, что вы искали и что нашли, и ради кого?
В принципе, ради детей. Ради них я и копался в этих пластах философии, потому что хотел преподнести им что-то вечное, доброе, праведное.
И как-то случайно у моего коллеги Валентина Яковлевича Величко на полке увидел старый потрепанный Новый Завет. Я говорю: «Дай мне его!» И забрал на два года. Поднимался в 3 часа ночи, чтоб никто не видел, что я этим занимаюсь — и переписывал, конспектировал. Но все равно я тогда читал его как чтиво. Ведь я считал себя идеалом. И когда ко мне подошел пожилой человек и стал свидетельствовать об Иисусе Христе, я сказал: «Старик, а ты попробуй трое суток отсидеть возле больного, полюбить его и смотреть как за самим собой, и тогда я поверю, что ты веруешь в Бога». Он благословил меня и пошел…
Но глубоко в душе я знал, что у меня много привязанностей, привычек и т.д., несвойственных идеальному человеку, и мне становилось уже стыдно. То, чего я боялся в 7 лет, опять пришло. Я понял, что живу не той жизнью — все эти компании, сватовство, торжество, кумовство…
И как же вы вышли из этого внутреннего кризиса?
У меня есть близкий друг — врач. Он христианин, католик. Он постоянно напоминал мне о Боге, и однажды прислал 13 главу 1-го Послания к Коринфянам и пригвоздил меня к Иисусу Христу. Я начал метаться и Господь открыл мне глаза — я по-другому увидел своих детей, некоторые проблемы, которые как-то надо корригировать. И я понял, что то, что я знал — это недостаточно, потому что оно не было принято сердцем! У меня был такой голод духовный, что, даже когда я читал «Плаху», «Мастера и Маргариту», даже в нехристианской, атеистической литературе, когда я встречал имя Иисуса Христа, я уже любил эту литературу. Это имя меня постоянно звало к себе — сам Иисус Христос меня звал. И тут жена приносит Евангелие от Иоанна со свидетельствами многих ученых — Энштейна, Паскаля, Луи Пастера и других, которые верили в Бога. Я глянул и сказал: «Кто я такой, что я так далеко от Бога, когда такие люди, даже лауреаты Нобелевской премии — они с Богом!» Как только человек выдающихся качеств, так обязательно этот человек — духовный.
А среди врачей много верующих людей?
Конечно! Войно-Ясенецкий, Флоренский, Филатов, Пирогов и многие другие верили в Бога. Как считает главный физиолог Карелии А.П.Зильберг, сегодняшняя технологизация лечебно-диагностических процессов сокращает время общения врача с больным. Я сам убедился — если перед операцией беседуешь с больным, говоришь, что будешь за него молиться, и просить благословения у Бога, то многие, даже такие, которые никогда не знали Бога, соглашаются и присоединяются к молитве. Тогда люди обретают покой. Поэтому многие наши коллеги, особенно зарубежные, считают, что врач без Бога — наполовину врач. Он лечит только тело, почти не прикасаясь к душе. А, например, главный психотерапевт Национального Онкоцентра Германии профессор Манфред Вайзе специально выбирал время, чтобы придти, побеседовать с больным и рассказать, что главный Целитель — Бог.
А что лично у вас произошло, когда вы полностью доверились Богу? Какие перемены вы ощутили?
Перемены? Если студентом на экзамене по атеизму я боялся сказать, что Бог есть, то когда в августе 1991 года был путч, я подошел к пастору и сказал: «Ну, что, пастор, готовься, я с тобой!» Ведь с путчистами было ясно: верующих они не потерпят. Я хотел принять крещение 19 января 1991 г., но перед этим был мороз ниже 13 градусов. К тому же пастор был болен, и мы решили отложить. И вдруг 19 января температура поднялась выше 10 градусов тепла — и тогда я понял, что все в руках Божьих. Но крещение я принял 19 мая, а вот тогда был страшный холод и пронизывающий ветер, но отступать было некуда. Я в своей семье стремился стать первым, пусть маленьким, но патриархом Божьей семьи.
А какие изменения произошли в вашей семье?
После меня стали христианками обе мои дочери, жена. И два моих зятя — тоже с Богом.
И как протекала ваша жизнь со Христом? Были у вас потрясения?
Были, конечно! Как-то читаю я 15 главу Евангелия Марка и с первого стиха, когда вошел Иисус Христос измученный, истерзанный, оплеванный… Я работал на третьей смене, иногда были такие трудные смены, и в медицинском смысле критические состояния у больных… И я представил — вот я, никто надо мной не издевался, я не изможденный, и только — ночь! А Царь Царей, который по мановению руки мог избавиться от этих мук и страданий, ради меня пошел на такие издевательства. Я зарыдал и не смог дальше читать. Помолившись с зятем, я немного успокоился и поехал поздравлять тех, кто принимал в тот день крещение. Купил цветы и еду в троллейбусе, а одна из пассажирок спрашивает: «А что это вы так много гвоздик набрали?» А я ей отвечаю: «Я еду поздравить реанимируемых. Я могу за 54 часа реанимировать одного больного, а есть Реаниматор, который в одно мгновение может реанимировать 10, 20 и более человек. Я еду поздравить этих реанимируемых, которые были в терминальном состоянии, в агонии, потому что все, кто не знает Иисуса Христа, находятся в агонии и практически умирают». И когда я пришел на берег реки и вручал эти гвоздики, я сказал: «Запомните этот день навсегда, запомните, какой ценой вы искуплены. Не предавайте это оживление, это спасение».
С чем, как врач вы сталкиваетесь, с какими проблемами? И какая болевая точка в вашей медицинской практике вас особо тревожит?
Проблема абортов! И это действительно — боль. И если мы не воспринимаем эту боль, мы должны спросить себя — кто мы такие? Это страшное пролитие невинной крови, вмешательство в план созидания жизни нашим Творцом — это глобальная катастрофа. Многие себя тешат, что, мол, человек — это когда он уже родился. Но современные методы исследования показали, что это уже настоящий ребенок, и что у него работает мозг, он имеет свои чувства… Когда соединился сперматозоид с яйцеклеткой, возникает жизнь, которая еще внутри матери, но это уже новая жизнь. Мы же видим, как растет ребенок, и у него появляются какие-то интересные качества. А в этом маленьком существе, в этом человеческом зачатке уже все это есть!
Искусственное прерывание беременности — это вроде бы так благозвучно! Применено искусство! Но это искусство, направленное на убийство. Когда мы смотрим фильм, где снят процесс абортирования, мы видим, как ребенок ножками отталкивается от этой кюретки… У тех, кто занимается проблемой этих детей — эмблемы на лацканах пиджаков: детские стопочки, повернутые подошвой. Именно этими подошвами они убегают, когда их абортируют… А потом мы видим только кровавый след по всей полости матки, дети как бы совершают безмолвный крик — и уходят из жизни. Конец XX и начало XXI века показывает такой пример каннибализма, какого не было в истории человечества: все эти эмбрионы подаются в салатах для того, чтобы 60-летние становились 30-летними. Экстракты из эмбрионов входят в состав многих пищевых добавок.
Это что, официальные данные!?
Это данные миссии «Жизнь», опубликованные в Днепропетровском региональном православном журнале «SOS».
Аборты — это как вершина айсберга. За всем этим стоит человеческий грех. Вы как врач, ставите диагноз болезни на основании каких-то симптомов. Какова, на ваш взгляд, симптоматика греха?
Если по Писанию, все мы родились во грехе. И только через Иисуса Христа, Который столько пострадал за нас, умер и воскрес, Бог совершил откровение о вечной жизни. Поэтому страшный грех, что мы пренебрегаем этой жертвой, этим искуплением… Потому что тогда — все можно. Без Христа нет того зерцала, мерила совести, кормчего, который определяет — это нельзя, это безнравственно, грешно.
Господь побудил меня и я понял, что участвую в грехе, когда обезболиваю искусственное прерывание беременности. Это было 5 лет назад. Я понимал это уже давно, но все находились какие-то гуманные оправдания, что человек страдает… И уже совершая этот грех, он еще и спит… Когда я осознал это — я пришел, встал на колени, засвидетельствовал всем, что я участвую в пролитии невинной крови, и покаялся. После этого жил, честно говоря, в постоянном страхе, что от меня принципиально потребуют это делать, и мне что-то нужно будет предпринимать. Что? Конечно, уходить с работы. А в прошлом году так и произошло. Хотя был еще такой соблазн — у нас повысилась зарплата, первый месяц получили ее… Но какая польза приобресть полмира, а продать свою душу? И, вы знаете, Господь Сам все решил. Дети не нуждаются в моей помощи, а пенсии, которую я получаю, и еще небольшие приработки — этого, слава Богу, достаточно, и даже делиться с другими еще есть возможность.
Вы можете сопоставить ваши ценности, приоритеты сейчас, с Богом, и раньше?
Какие ж раньше ценности (глубокий тяжелый вздох). Одни разочарования. Все эти компании, выпивки. И поднимаешься утром… Ну ты же врач! Ты должен прийти с трезвой головой и чистым сознанием. А ты какой-то прикуренный, припудренный весь. Я больным откровенно говорю: «Счастливы те, у кого трезвые врачи». Ну как я могу сравнить ту жизнь и эту? Как можно сравнить бездну со светом?
Вы сейчас преподаете в медучилище. И на фоне того, что вы знаете о людях, их проблемах, чтобы вы хотели пожелать молодежи?
Чуть раньше, чем я, найти Иисуса Христа, потому что все-таки с ним так прекрасно! Как сказал Господь — вкусите, как Я благ. Как я не буду описывать вкус какого-то фрукта, вы не сможете его себе представить, пока не попробуете. Я не могу передать, как это великолепно, как это чудесно. «Не видел того глаз, не слышало того ухо, что приготовил Бог любящим Его». Приготовил именно здесь и именно сейчас. Почему? Потому что мы, верующие люди, далеки от тех страстей, переживаний — а что будет завтра? Потому что мы знаем, что завтрашний день не в нашей власти, а во власти Бога. И главное — нужно научиться Ему доверять. Я пожелал бы всем, чтобы этим путем веры, через узкие врата войти в то царство доверия, в эти взаимоотношения с Богом — и это будет уже здесь, на Земле, Царство небесное. Благослови вас всех Бог!

Страдания очищают душу

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Екатерина Домбровская: литературный дневник

Святой Силуан Афонский говорил о том, что «скорби неизбежно сопутствуют любви и возрастают в душе по мере того как растет в душе Христова любовь. Это и понятно: любовь Христова (в душе христианина) объемлет весь мир и горячо и больно переживает скорби всего мира, как их переживал и Христос, когда Он плакал, глядя на Иерусалим, провидя все будущие его бедствия» (Лк. 19:41).

Поэтому, как пишет схиархимандрит Софроний (Сахаров): «Любящий Бога проходит через такие страдания, которых не имеющий глубокой веры в Бога не выдерживает и заболевает душевно». Но «из глубокой веры и любви рождается и великое мужество».
Как пишет прп. Исаак Сириянин: «Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости».

Но Господня забота и помощь человеку в развитии в нем смирения повсюду разлиты в мире. И, как говорит игумен Иоанн:
«Все обстоятельства и факты земной жизни предназначены, чтобы смирять человека, измалывать его, стирать гордыню его чувств и разума, просвещая его сознанием милости Божией или бия его по самодостаточности, самостоятельности, самодовольству.

Здесь все блаженство жизни, все жизненные удачи и здесь (с другой стороны) смысл всех бесчисленных болезней, признаков смерти, нравственных унижений, бедности, зависимости, чувства своего бессилия как в отношении прошедшего, так и будущего и настоящего… Здесь зарождение благодарности Богу и здесь (с другой стороны) — крушение всех тщетных вер, всех суетных надежд и ложных идеалов…

Какой бы ужасающей гордыни исполнился человек, если бы его не смиряло все то, что его теперь смиряет на земле: смерть, болезни, физические страдания, беспомощность (во множестве случаев), слабость, душевные муки и томления, унижения, труд, необходимость претрудного учения во всех областях, невежество, неразумие, безобразное проявление внутренних страстей, суд совести…»

А архиепископ Варлаам (Ряшенцев) дополняет к этому:
«Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание.
Этим очищается душа от духовного растления. Без невинного и глубокого страдания, без креста никто не войдет в рай. Путь Божий есть ежедневный крест».

О том же пишет и о. Александр Ельчанинов:
«Мне часто кажется, что все шипы и тернии нашего жизненного положения точно устроены Богом для уврачевания именно нашей души.
Скорбями потребляются грехи наши: «Нет скорбей — нет и спасения» (слова прп. Серафима). Не только страдания, посылаемые Богом, но всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас: чем больше мы теряем, тем больше приобретаем. Вот почему «трудно богатым войти в Царство Небесное» — потому что в них не совершается этого размена благ земных, временных, тленных на блага небесные, нетленные.
Отсюда горе счастливым, сытым, смеющимся — они оскудеют до полной духовной нищеты.

Мужественные души инстинктом ищут жертвы, страданий и духовно крепнут в испытаниях. Многочисленные подтверждения этого в Евангелии и у апостолов. Особенно много об этом у ап. Павла. Это знают даже внехристианские религии: как истязают себя факиры, йоги, дервиши; у них это точный расчет.

Мы должны просить Бога, чтобы Он дал нам испытания, и почаще печалиться, когда живем благополучно. Дети, выросшие в тепле, неге, и сытости, вырастают духовно пустыми. Наоборот, прошедшие через болезни, нищету вырастают духом, «ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор. 4:17).

Господь бесконечно жалеет нас, но посылает нам страдания: только если нас поражают несчастия и катастрофы, мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь.
Поэтому будь терпелив в своих скорбях: без страдания не живут даже низшие существа, а чем выше человек, тем больше он страдает.

© Copyright: Екатерина Домбровская, 2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.