Четверг 12

Да любите друг друга

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13:4–8). Тема сегодняшней беседы: высшая христианская добродетель – любовь.

Религия любви к врагам

– С любовью приступим. Господь сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35).

У основателя общежительных монастырей Пахомия Великого родители были язычниками. Юношу взяли в армию, где он терпел обычные лишения: было холодно, голодно. И вот к ним в палатку как-то пришли люди, которые принесли теплую одежду, одеяла, ласково с ними поговорили, дали поесть. И он был потрясен, потому что испытал такую любовь, которую не чувствовал к своей родной матери. Он подошел к офицеру и спросил: «Кто это такие?» – «Да это христиане, они всех так любят». И у молодого Пахомия защемило сердце, он ночь не спал, а наутро ему объявили, что война закончилась и все свободны. Но он уже не мог идти домой, у него сердце было ранено. Он нашел священника, тот дал ему возможность прочитать Евангелие, и после этого Пахомий принял Крещение. Он очень много подвизался в разных подвигах, в отшельничестве, жил в дупле и пришел к неожиданному выводу, что самый лучший, быстрый и надежный способ приблизиться к Богу – это жить в общении. Сама община может быть несовершенной, но в ней находится множество людей, которые тебя поправляют, и ты видишь свои недостатки как в зеркале.

Афонский старец Порфирий Кавсокаливит

Пахомий написал первый устав общежительного монастыря. В его обители любой человек довольно быстро, уже через несколько месяцев, все земное отвергал и жил святой жизнью. Как вы думаете, сколько было монахов у Пахомия? Тысяча. Потом он создал второй монастырь, тоже на тысячу человек. Затем третий, четвертый, всего девять мужских и два женских. Любовь была способом существования в этих монастырях. И только по одной причине Пахомий выгонял иноков из обители – правда, после предупреждения. Из-за непослушания. А как вы думаете, почему?

– У старца Фаддея Витовницкого есть высказывание, что непослушание – это принцип сатаны. Непослушание – это своего рода царство внутри царства, это сатанизм.

– Монахи должны стать земными ангелами, а небесные Ангелы – слушаются Бога…

– Совершенно верно. Монахи дают три обета – целомудрия, нестяжания, послушания. Но основным из них является послушание. Потому что если нарушил целомудрие – можно покаяться и исправиться. Страсть может пройти. Обет нестяжания – ну, «душила жаба», к чему-то был человек привязан, но и это тоже потихонечку проходит. А вот если он непослушный, то вообще ни на какое дело не годится. Его даже плотничать нельзя обучить. Как его научишь, если он говорит: «А я по-своему буду строгать, «против шерсти». Что ты мне здесь рассказываешь?» Если человек не хочет слушать учителя, который знает, как делать, то, конечно, он не может быть его учеником.

Естественная потребность

– Поднимите руки, кто из вас когда-нибудь в жизни любил? А вас кто-нибудь любил? А как вы определите, что такое любовь?

– Жертва собой ради любимого человека.

– Один знакомый бизнесмен, весьма богатый, сказал жене: «Я тебя люблю». – «А как ты это понял?» – спрашивает она. – «Мне на тебя денег не жалко», – отвечает.

– Сильный критерий. Другой бы еще смету расходов составил.

– Современные девушки считают, что могут любить, как Джульетта, но она же была верующая, а они нет.

– Что из этого следует?

– Значит, не могут.

– А, кстати, любовь Джульетты – это хорошо или плохо?

– Она Ромео больше, чем Бога, любила. Нарушила волю отца.

– У Джульетты какая любовь-то была? Разве по Богу? Хотя они молились, восклицали, призывали Бога, все это больше похоже на страсть.

Как мы еще можем определить, что такое любовь: денег не жалко, хочется чем-то пожертвовать, можно простить, да? Если есть выбор, кому благо – мне или ему, а вместе мы не умещаемся в лодке, то пусть будет ему. С радостью, да?
Вообще, любовь духовная возможна только по благодати, когда Господь дает благодать.

Спас Икона Андрея Рублева

…Мы уже говорили, в основе любой добродетели лежит естественная потребность. Каждый хочет любить и быть любимым. Кстати, это может быть основой любой беседы с детьми, подростками, молодежью. Старец Паисий так и рассказывает, что он легко договаривался с панками, с «оторванными» молодыми людьми. Он их спрашивал: а ты хочешь быть любимым?

Иоанн Златоуст говорит: «Любовь есть основание всякой добродетели». И высшая добродетель. «Любовь есть Бог, а кто хочет определить словом, что есть Бог? Тот слепотствуя умом, покушается измерить песок в бездне морской», – пишет Иоанн Лествичник. Действительно, дать определение любви очень сложно. Как же определить, что такое Бог? Есть апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие; через отрицания или аналогии с чем-то мы можем с вами приблизиться к тому, что такое любовь. Сегодня мы с вами этим и займемся.

Первое: любовь к Богу проявляется в исполнении заповедей.

«…кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

А вот что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом; свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому. Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтоб такою совершенною любовью мы любили Его».
Совершенная любовь – это Бог Троица.

Лекарство от инфаркта

Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1–3).

У апостола Павла дается очень красивое, поэтичное определение, которое я студентам рекомендую выучить на всю жизнь, запомнить. Когда им становится грустно, они это вспоминают, у них как бы Евангелие в груди, в сердце: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:4–13).

Апостол Павел

«Любовь не раздражается». Сегодня я был у кардиолога на обследовании. И он мне сообщил интересную вещь: сердце, по его словам, болит оттого, что человек живет не мирно. Оттого, что он гневлив. Оттого, что от множества страстей он то и дело попадает в стрессовую ситуацию. У этого профессора – аппаратура мощнейшая. «Я, – говорит, – могу свидетельствовать: хорошее сердце по всем медицинским показателям у человека, который живет мирно, тихо». Который «не раздражается, не завидует, не ищет своего».

– Плакат надо повесить в клинике: «Любовь – лучшее средство от инфаркта».

– Да-да. Они там, конечно, проповедуют ходьбу дозированную, физические упражнения, но меня поразило, что, действительно, профессор из своего личного опыта пришел к тому, что существует прямая связь между миром в нашем сердце и его здоровьем. Как только из сердца уходит мир, мы становимся кандидатами к тому, чтобы у нас развилась сердечная болезнь.

Без любви

– Есть такие, уже ставшие известными, изречения:

• Справедливость без любви делает человека жестоким.
• Правда без любви делает человека критиканом.
• Воспитание без любви делает человека двуликим.
• Ум без любви делает человека хитрым.
• Приветливость без любви делает человека лицемерным.
• Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
• Власть без любви делает человека насильником.
• Честь без любви делает человека высокомерным.
• Богатство без любви делает человека жадным.
• Вера без любви делает человека фанатиком.
• Обязанность без любви делает человека раздражительным.
• Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.

Любовь к созданиям Божиим

– Батюшка, а почему воспитание без любви делает человека двуликим?

– Очень просто. Вот ребеночек поступает в воскресную школу, ему там что-то говорят, воспитывают, а после этого он приходит в светское учебное заведение и там его учат совсем по-другому. Без любви. Если нет любви в семье, это вообще корень всех проблем. Ребенок живет и воспитывается в определенной среде, надо ли удивляться, если он «вдруг» становится преступником или совершает безнравственные поступки.

Среди детей воскресной школы он был нормальным ребенком, а вышел оттуда – и попал в другую среду, которой не смог противостоять. Если бы у него был стержень любви, то устоял бы против греховных желаний. А без любви он здесь такой, а там иной. И дома перед бабушкой он представляется одним, перед мамой – другим, а перед папой – третьим. У одного выпросит новую игрушку, у другого добьется разрешения посидеть лишний час за компьютером. Он сталкивает их между собой, зная слабости каждого. Воспитанный с детства в лукавстве, он точно так же станет приспосабливаться к начальникам на работе, делать карьеру или просто праздно существовать. Это калека, духовный инвалид на всю жизнь. А почему? Потому что у него не было воспитания с любовью.

… Давайте продолжим список того, что получается без любви.

– Строгость без любви делает человека жестоким.

– Любовь без любви делает человека развратным.

– Честность без любви делает человека упрямым.

– Совершенно верно: сама добродетель без любви превращается в грех. Воздержанный человек без любви может возгордиться, а может и умереть от недоедания. Он постится и ходит злой. Святые отцы говорят: лучше съесть верблюда, чем человека. Почему так? Потому что человек своей злостью фактически поедает этих людей.

– Молитва без любви делает человека фарисеем.

– Совершенно верно. Можно лоб расшибить, говорят: подвижник, по тысяче Иисусовых молитв читает. Но Богу это может быть не угодно. Святые отцы говорят: не от количества прочитанного зависит молитва. Где сердечко при этом? Оно с любовью это делает?

Целомудрие без любви делает человека…

– Тоже фарисеем.

– Есть люди, которым Господь дал целомудрие с детства. Смотришь на некоторых целомудренных девиц, думаешь: слава Богу. А копнешь, и становится понятно, что это целомудрие само по себе не спасительно. Человек находится в гордыне, на всех смотрит сверху вниз: «да кто вы такие, вы вообще все развратники, а я человек целомудренный, чистый». Нестяжание без любви делает человека…

– Расточительным.

– Кротость без любви делает человека…

– Трусливым. Или безбожным, малодушным.

– Радость без любви делает человека…

– Смешливым, беспечным.

– Беспечным, да. Он может стремиться к тому, чтобы только ухватить радость, он все время ищет новых впечатлений, наслаждений. У него вся жизнь только в том и состоит, чтобы достигнуть радости. А она пустая, после этой радости плакать хочется. И радость эта на три секунды.

Мужество без любви делает человека…

– Безрассудным.

– Безрассудным, может быть, да. Фанатичным.

Смирение без любви делает человека…

– А разве возможно смирение без любви?

– Смирение, пожалуй, это разновидность любви. Наверное, смирение без любви – это ложное смирение. Напоказ. Человек прикидывается таким смиренным, смиренным, а потом вдруг – раз, как выдаст…

Игумен Киприан (Ященко)

Педагогика сердца

– В чем любовь проявляется? «Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице». Так описывает аскетические опыты святитель Игнатий (Брянчанинов). Во время молитвы страх Божий модифицируется в любовь. Греховный помысел отлепляется. Человека так влечет, что он бегом бежит в храм.

Добродетель любви ведет к зрению в ближних образа Божия. Мы любим других людей, не потому что они наши родственники (хотя – все родственники, через Адама и Еву). А за то, что в каждом человеке существует образ Божий. А во всяком ли человеке есть добродетели – подобие Божие? Ну, какие-то есть, да?

Любить в человеке то, что от Бога, – вот на чем основана духовная любовь. Мы не просто придумываем, что он наша кровиночка. Сегодня близкий, а завтра – далекий. Это быстро проходит. Мы видим в нем, прежде всего, божественное.
Идеал – ко всем равная любовь. А можно ли всех равно любить?

– Посредством благодати. Потому что иначе тяжело очень.

– Равно любить, но по-разному. Действительно, ведь Христос тоже любил равно, но по-разному. Он же нам дал такой пример любви. «Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела, несказанное наслаждение тела радостью духовной, упоение духовное», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Это в чем проявляется любовь. И далее: «Расслабление телесных членов при духовном утешении. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума». По свидетельству святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам синтезировал опыт множества святых отцов, в любви умолкают телесные чувства. Даже расслабляются все телесные члены.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Как у нас человек сейчас расслабляется? Выпить, закусить, в баню сходить, физиологическим способом уйти от стресса, от противоречий, которые множатся в этом мире. А по любви это возможно совсем по-иному. Это относится и к телу, и к душе, и к духу. Смотрите, какое красивое выражение: разрешение от немоты сердечного языка. А что это за язык такой?

– Общение с Богом.

– Когда от сердца к сердцу говорят. Одно дело мы передаем информацию – из одной головы в другую или общаемся душевно, передаем чувства. А есть общение от сердца к сердцу, когда действительно затрагивается наш духовный пласт. Вообще, сердце-то у нас молчит, оказывается. И действительно, немота сердца только при любви и разрешается. Мир Христов наступает в человеке, он успокаивается, сердечко перестает болеть и колоть. Все наши земные заботы поглощаются разумом Христовым.

Жить святой жизнью

– У нас недавно было соборование, и на него приходил один профессор. Четыре года назад у него обнаружили рак, быстротекущую саркому. Человек он богатый, метался-метался, но никто ему здесь ничем помочь не смог, все отказались его лечить. И вот он в Швейцарии нашел одного профессора, который взялся его оперировать, но предупредил: никакой гарантии. «У вас быстротекущая болезнь, – говорит, – неделю я вам даю на то, чтобы завершить все свои дела здесь, на земле, попрощаться».

И он на неделю приехал в Москву. Мы начали с ним беседовать и выяснили, что, оказывается, он некрещеный. Ну, мы поговорили, он почитал Евангелие. Пришел на следующий день, мы его крестили, а заодно и его жену.

И вот он подготовил исповедь за всю свою жизнь. Эта была редкая исповедь, он исповедовался более двух часов с великими слезами, с великим откровением, со множеством подробностей. Он действительно описывал, в чем его вина, подробно рассказывал, не просто – грешен, любви не имею, а он действительно показывал – где он этой любви не проявил. Он серьезно отнесся к исповеди, перед лицом смертельной угрозы решил чистосердечно покаяться. На следующий день причастился и улетел в Швейцарию. Через два дня – звонок, говорит: «Батюшка, меня перед операцией положили на обследование и никакой опухоли не обнаружили».

Собрали консилиум врачей, думали, аппарат сломался. Такого быть не может, он же из России привез кипу рентгеновских снимков, а за неделю такие болезни не проходят. Они его на другом аппарате обследовали – от опухоли и следа не осталось. Начали его расспрашивать: «Рассказывайте, как вы лечились? Чистосердечно». Когда он им рассказал, что покаялся, крестился, причастился, врачи говорят: «Видимо, Сам Бог принял участие в вашей жизни, у вас не было шансов на выздоровление». И он еще больше напугался от этого. Приехал на соборование в Москву, говорит мне: «Батюшка, если я не должен был жить, а Бог мне дал жизнь, это ведь не случайно. Значит, Он мне для чего-то ее дал? Поставьте мне духовную задачу, что я должен сделать в оставшееся время».

Я был очень рад этому, люди редко обращаются с такой просьбой. Я тоже помолился и поставил ему духовную задачу: «Бог благословил тебя жить святой жизнью. Когда достигнешь святости, тогда мы этот случай и опишем. Сейчас его описывать бессмысленно, потому что это только половина – Бог дал, а как ты распорядишься этим временем – опять же в твоих руках». Он спрашивает: «Может, планку пониже? А есть прецеденты?» – «Сколько угодно. Князь Владимир был предан чувственным удовольствиям: любил воевать, любил и гулять, тешиться, есть и пить. А потом задумался и принял Крещение. И после этого стал другим человеком».

Душевный духовного не разумеет

– «Любовь – это познание существ бестелесных», – пишут святые отцы. Что это значит? Общение с ангельским миром, с Ангелом Хранителем. Это возможно прежде всего по любви. Я вспоминаю одну девочку, которую встретил на квартире святого праведного Иоанна Кронштадтского. Она ее постоянно посещала и молилась батюшке Иоанну. Так искренне, по-простому, по-детски, что Иоанн Кронштадтский начал ей являться. Причем по несколько раз в день и в присутствии мамы. Возникла такая любовь между Иоанном Кронштадтским и девочкой.

«Немощь греховных помыслов». Это как? То есть помысел возникает, но уже ничего с нами сделать не может. Никакой силы в нем нет, он вял, он не обладает такой энергетикой, чтобы привести нас к греху.

«Сладость и обильное утешение при скорбях». Кто-то нас обидел или мы заболели и при этом испытываем сладость. Почему?

– Приходит понимание, что душа очищается, появляется надежда на Бога.

– Слава Богу, что заболел, да? Утешение, что пострадал за свои грехи в этой скорби.

«Зрение устроений человеческих». То есть видишь человека и понимаешь, как он устроен. Этот – телесный человек, с ним по-телесному только и можно общаться, как бы к его немощи снисходить. А этот – душевный, с ним бы хорошо по-душевному говорить, а духовного он не разумеет. А этот – духовный, с ним о духовном и говорить. Духовные проблемы обсуждать, духовно с ним побыть вместе, это важно.

Я знаю одного епископа, у него удивительное свойство строить добрые, хорошие отношения со всеми людьми, даже с малоконтактными. Он может, допустим, разговаривать полчаса о погоде, способен говорить об изменениях климата, о технике, машинах, о деталях каких-то, об урожае, нитратах. Почему он это делает? Я присмотрелся, а люди, с которыми он разговаривает, не могут вместить большего. И его миссионерство заключается не в проповеди Христа, а в том, что он с ними по-доброму общается, на их языке, говорит о том, что им интересно, приятно. А когда у них возникают доброжелательные отношения, эти люди уже задают духовные вопросы, и тогда идут духовные ответы.

Еще один очень важный секрет духовной жизни: ничего не задерживать на себе. Господь дал благодать, а ты ее верни.

Господь дал любовь, и ты ее отдай. Тебе от людей пришла какая-то страсть, неприятность, гнев, а ты отдай это Богу.

Бог же не раздражается. Ты осуждаешь, отдай это Богу, Он не осуждает. Ты чревоугодничаешь, отдай Ему, Бог не чревоугодничает. Ты в нетерпении, а Бог терпелив, он все терпит, отдай это – в молитве, в собеседовании, в простом обращении к Богу. Благодать дана нам для того, чтобы мы воплотили ее в молитву, и через эту молитву отдали бы ее Богу. А через эту молитву Господь опять нам пошлет благодать. И так будет круговорот благодати между Богом и нами.

Живое воплощение любви

– Архимандрит Кирилл (Павлов) – живое воплощение любви. Только побыв с ним, возле него, даже не задав ни одного вопроса, и даже, бывает, не услышав от него ни одного слова, ты приходишь в мирное состояние. Многие не могут понять, почему так все его любят. А он просто своей жизнью исполняет Евангелие, у него ум плавает в Евангелии, сердце его – в Евангелии. Евангельская любовь, которая из него истекает, убедительней множества всяких слов, умных, красивых примеров.

Я помню, как-то после праздничной службы, трапезы, мы шли в келью с архимандритом Кириллом, а один из братьев поднимался по лестнице, и старец к нему обратился: «Симоне, любишь ли меня?» – «Конечно, отец Кирилл». Он ему опять: «Симоне, любишь ли меня?» – «Ну отец Кирилл, знаете, как я люблю вас». Батюшка опять: «Симоне, любишь ли меня?» Тот даже спустился, обнялся, расцеловал батюшку. Видимо, как я себе представлял, у него была какая-то обида, какое-то неудовольствие. И батюшка таким образом, любовью эту обиду снял.

Это, кстати, очень хороший способ. Человек на тебя обижается, а ты его спрашиваешь: «Ты на меня не обижаешься?» Что он тебе скажет, что обижается? Скажет: «Да ладно…» Уже легче. «Ну, ты прости меня».

Лучший подарок на именины

– Любящий человек охотно сносит неприятности и бесчестие за любимого. Мы как-то были в Иерусалиме с митрополитом Воронежским Сергием – на Преподобного Сергия, его именины. И когда митрополит выходил из Старого города, маленький мальчик, видимо, подстрекаемый иудеями, забежал перед ним и плюнул ему в лицо. А он шел в митрополичьем облачении, панагии. Как вы думаете, что сделал митрополит? Он утерся и сказал: «Это лучший подарок на мои именины. В Христа плевали вот на этом месте. И в меня, – говорит, – плюнули тоже». Это никакая не игра, он настолько был спокоен, даже не размышлял.

«Истинная любовь охотно терпит лишения, беспокойства и труды, сносит обиды, унижения, недостатки, погрешности и неисправности, если нет от них вреда другим; терпеливо и с кротостью переносит низости и злобу других, предоставляя суд всевидящему Богу, праведному Судии, и молясь о том, чтобы Бог вразумил омраченных неразумными страстями», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

А вот как старец Порфирий Кавсокаливит говорит о постигших нас неприятностях: «Виновником я вижу тебя самого, даже если ты скажешь мне, что виновен тот или та. В конечном итоге и сам ты в чем-нибудь виновен, и обнаружишь это, когда я скажу тебе. Такое рассуждение приобретайте в своей жизни. Это откроет вам невидимую дверь. Тайна в том, чтобы научиться не видеть зла».

Бог вас благословит – завтра духовное упражнение выполните: за весь день ни разу не увидеть зла. С утра до вечера – смотреть и не видеть. А видеть – не прилепляться. А прилепляясь, не раздражаться. А раздражаясь, сразу же каяться. А покаявшись, приходить в мир. И не видеть зла опять.

Молитва об умножении любви

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ:

«Те родители, у которых трудные и невоспитанные дети, пусть сердятся не на них, но на того, кто стоит за спиной их детей, на диавола. А диавола мы можем одолеть только тогда, когда сами начнем становиться святыми».

«…Прежде всего ребенку нужен человек молитвы. Горячей, сильной молитвы. Молитва творит чудеса. Мать любит гладить и ласкать своего ребенка. Но она должна упражняться и в «духовной ласке» молитвы».

«…Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия».

«Диавол взнуздал твою дочь и делает с ней все, что хочет. Начните вместе с женой молиться за свою дочь. Молитесь все время. Но ничего не говорите девушке. Не упрекайте ее за ее поведение. Когда она, как обычно, поздно вечером будет возвращаться домой, вы говорите ей: «Дочка, твой ужин в холодильнике, достань и поешь».

«Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга!»
«…Когда родители не ладят между собой, у них вырастают трудные дети».

«Когда вы хотите что-либо сказать своим детям, скажите это Пресвятой Богородице, и она Сама все управит».

Вангелия сериал все серии подряд смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

Вангелия Гуштерова (или как ее еще называют Ванга) является одной из самых известных провидиц во всем мире. Кто-то считает ее лгуньей и шарлатанкой, другие, наоборот, возводят эту женщину в ранг святых. Про столь неоднозначного человека и повествует одноименный сериал от режиссера Сергея Борчукова. Телевизионный проект в подробностях покажет все жизненные этапы знаменитой ясновидящей. Зрителю предоставляется возможность увидеть тяжелую и полную трудностей жизнь популярной провидицы, начиная от ее рождения и заканчивая глубокой старостью.

В свои девятнадцать юная Ванга обретет дар, который принесет ей мировую славу и народную любовь. До сих пор лучшие умы планеты ломают голову над одним вопросом: как Вангелия получила свои удивительные способности? Этот дар был дан ей небесными силами или же она просто всех обманывала, чудесным образом предугадывая различные события? Как бы там ни было, ее сверхъестественные силы помогли многим несчастным людям, за что те до сих пор ей очень благодарны. Создатели сериала покажут зрителю все самые скрытые тайны из биографии этой женщины, а также позволят окунуться в атмосферу того нелегкого периода, в котором жила Ванга.

Глава X

Ин.10:1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;…

Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник;…

Под дверью в переносном смысле мы разумеем здесь закон, или вообще Священное Писание, потому что оно приводило людей к Богопознанию, отнимало у еретиков и язычников возможность ходить по пути благочестия и охраняло народ от наветов диавола, – под двором разумеем заботу и попечение об овцах, а под овцами – израильтян, народ Божий: «мы, – говорит Давид, – людие пажити Его и овцы руки Его» (Пс.94:7). Значит, кто принимает на себя попечение о народе Божием не по Писанию, т.е. кто не пользуется им, управляет не согласно с ним, но приходит иначе, как бы перескакивает через эту дверь, или проламывает себе другой вход, тот не пастырь, а вор и разбойник: вор – потому, что хочет присвоить себе то, что не принадлежит ему, а разбойник – потому, что хочет погубить. Такого рода ворами и разбойниками были до пришествия Иисуса Христа – Иуда и Февда, а после – лжемессии, антихрист и все другие обольстители. Относится эта речь также к книжникам и фарисеям, которые, «учаще учением, заповедем человеческим» (Мф.15:9), нарушали закон. Видишь, как Иисус Христос изобразил вора, разбойника и обольстителя? Обрати же внимание и на признаки Пастыря.

Ин.10:2. …а входящий дверью есть пастырь овцам.

…а входяй дверьми пастырь есть овцам.

Таков и Сам Иисус Христос, потому что Он пользовался Писаниями и действовал согласно с ними. Если же Он и совершал дела в субботу, то это были дела Божии, а закон запрещал только дела человеческие, или житейские.

Ин.10:3. Ему придверник отворяет,…

Сему дверник отверзает,…

Привратником, в переносном смысле, был Моисей, которому Бог вверил закон. Моисей открывает дверь Иисусу Христу, как истинному Пастырю, и допускает Его к заботе об овцах, потому что знает Его. Он написал: «Того послушайте» (Втор.18:15).

Ин.10:3. …и овцы слушаются голоса его,…

…и овцы глас его слышат,…

Слушают, повинуются и следуют, потому что знают этот голос. Здесь под овцами разумеются только истинные овцы, достойные того, чтобы их пасти. Подобно тому как тот, кто входит через дверь, есть пастырь, так и те, которые слушаются голоса этого пастыря, суть овцы; все же другие этим самым отделились от стада овец.

Ин.10:3. …и он зовет своих овец по имени…

…и своя овцы глашает по имени,…

Это также черта пастыря, указывающая на усердную заботу его о каждой овце. Он не называл бы овец по имени, если бы, вследствие усердной заботы о них, не знал каждой отдельно.

Ин.10:3. …и выводит их.

…и изгонит их

– на пастбище; а пастбище для разумных овец есть изучение Слова Божия, питающее их душу.

Ин.10:4. И когда выведет своих овец, идет перед ними;…

И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит,

ведя их по прямому пути и охраняя их. Правда, пастухи делают наоборот: они идут позади овец своих; но этот Пастырь употребляет необыкновенный способ, потому что и овцы у Него разумные. Равным образом, когда этот Пастырь посылал учеников Своих, то говорил им: «се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков» (Мф.10:16), между тем как пастухи гонят овец туда, где нет волков. Ходит же Он впереди овец Своих, как потому, что первый проложил путь жизни, так и потому, что исполнил то, чему учил других.

Ин.10:4. …а овцы за ним идут,…

…и овцы по нем идут,

следуя по стопам Пастыря, идя по тому же самому пути и повинуясь Его законам.

Ин.10:4. …потому что знают голос его.

…яко ведят глас его,

к которому они привыкли, слыша его в словах знакомого им Священного Писания.

Ин.10:5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа.

Чужие – это те, которые входят не через дверь; и овцы не слушают голоса их, потому, что он отличен от того, который они обыкновенно слышат в Священном Писании, потому что голос этот исходит из собственного чрева их.

Ин.10:6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им.

Говорил Иисус Христос неясно, желая возбудить внимание в слушателях. Затем и в другом отношении Он называет Себя дверью и пастырем.

Ин.10:7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Рече же паки им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам,

дверь, через которую овцы входят в горние обители. Иначе никто не войдет туда, как только через Иисуса Христа, через веру в Него и через Его учение.

Ин.10:8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники;…

Вси, елико прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы;…

все, сколько их ни приходило от самих себя, не через вышеуказанную дверь, как Иуда, Февда и тому подобные. А пророки приходили не от самих себя, но были посылаемы Богом, и они входили не другим каким-либо местом, а через дверь. Следует иметь в виду, что Священное Писание часто общие понятия употребляет для выражения только частной мысли. Так и слово вси (πάντες) означает здесь не просто всех тех, которые приходили прежде Иисуса Христа. Подобные же изречения есть и у Давида: «вси уклонишася, вкупе неключими Быша» (Пс.13:3), но не таковы были истинные почитатели Божии того времени; у Соломона: «всяческая суета» (Еккл.1:2), но не такова добродетель. Есть и такие изречения, где «всякий» (πᾶς) значит – «никакой» (οὐδεὶς); таково, например, изречение Спасителя: «и аще не Быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть» (Мф.24:22), т.е. никакая плоть; таково изречение Давида: «и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс.118:133), т. е. никакое, и многое другое.

Ин.10:8. …но овцы не послушали их.

…но не послушаша их овцы,

истинные овцы. И отсюда ясно, что Иисус Христос не включал в число вышеупомянутых «всех» также и пророков, потому что их послушали овцы.

Ин.10:9. Я есмь дверь:…

Аз есмь дверь:…

Повторением этого слова Иисус Христос усиливает Свою речь.

Ин.10:9. …кто войдет Мною, тот спасется,…

…мною аще кто внидет, спасется,…

Если кто будет ходить по заповедям Моим – спасется, потому что он войдет в горние обители.

Ин.10:9. …и войдет, и выйдет,…

…и вниидет и изыдет,…

во всякое место вселенной, – что случилось с апостолами.

Ин.10:9. …и пажить найдет.

…и пажить обрящет

не только для души, но и для тела, так как пред апостолами всегда было открыто все, что только имели верующие.

Ин.10:10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.

Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит.

Вор приходит не для блага овец, но разве только для того, чтобы украсть, убить или погубить их. И действительно, те, которые были украдены Февдой и Иудой, были убиты: они тотчас же погибли (дьявол крадет, когда овладевает душой человека настолько, что направляет ее к самому себе и подчиняет ее своей воле, – он убивает, когда отнимает у человека волю и уничтожает добродетельную жизнь, – он губит, когда помрачает в человеке память о Боге, чтобы он уже не мог вспоминать о будущем суде).

Ин.10:10. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

Аз приидох, да живот имут и лишше имут.

Я, говорит Иисус Христос, пришел для того, чтобы овцы имели жизнь, т.е. здесь, на земле, – жизнь по воле Божией, избыток (περισσότερον) которой есть Царствие Небесное, – а там, на небе, – жизнь блаженную, избыток которой будет состоять в том, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9), т. е. в совершенном познании Пресвятой Троицы.

Ин.10:11. Я есмь пастырь добрый:…

Аз есмь пастырь добрый:…,

т. е. истинный. Выше Иисус Христос назвал Себя дверью, по указанной там причине, а здесь Он называет Себя Пастырем, потому что исполняет все то, что свойственно пастырю, а иудейские пастыри за то, что не исполняют этих обязанностей, порицаются пророком Иезекиилем, о чем будет сказано немного после; называет Он Себя Пастырем еще и потому, что Своими пастырскими словами Он собирает овец в горнюю обитель. В других местах Иисус Христос называется Овцою, Агнцем, Жертвою, Первосвященником и многими другими именами, сообразно тому или другому событию в Домостроительстве Божием.

Ин.10:11. …пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.:

…пастырь добрый душу свою полагает за овцы.

Опять Иисус Христос указывает характерные черты пастыря и наемника.

Ин.10:12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их.

А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает; и волк расхитит их, и распудит овцы.

Иисус Христос здесь пояснил, кто такой наемник, – именно тот, кому овцы не свои. Под волком же в переносном смысле нужно разуметь всякого вредного человека, развратителя, а также диавола, который называется еще львом, змеем, драконом, скорпионом, аспидом и василиском и многими другими именами, сообразно с различными злыми ухищрениями его.

Ин.10:13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

А наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах.

Везде он ищет собственной безопасности и пренебрегает другими, а истинный пастырь поступает наоборот: он пренебрегает собственной безопасностью и заботится об овцах. Таким образом Иисус Христос указал на два опасных человека: на одного, который приходит с той целью, чтобы украсть, убить и погубить, и на другого, который, видя идущего волка, оставляет овец и бежит. Первым Он указал на Февду и Иуду, а вторым – на иудейских учителей, которые пренебрегают вверенными их попечению и выдают свое стадо, за что порицает их и пророк Иезекииль, говоря: «Оле, пастырие Израилевы! еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие» (Иез.34:3)? Далее у пророка перечисляются те обязанности пастыря, которых не исполняли пастыри израилевы, именно: они потерянной овцы не искали, угнанной не возвращали, пораненной не перевязывали, больной не врачевали, потому что они пасли себя самих, а не стадо. От вышеупомянутых опасных людей Иисус Христос отличил Себя Самого: от первых – тем, что Он пришел «да живот имут и лишше имут», а от вторых – тем, что Он «душу Свою полагает за овцы». Последним обстоятельством, именно тем, что Он «душу Свою полагает за овцы», Иисус Христос подтвердил и то, что Он пришел, «да живот имут, и лишше имут». И апостол Павел говорит: «аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся» (Рим.5:10); и еще: «иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его; како убо не и с Ним вся нам дарствует» (Рим.8:32)?

Ин.10:14. Я есмь пастырь добрый;…

Аз есмь пастырь добрый;…

Но почему же иудеи не сказали Иисусу Христу, как прежде: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши» (Ин.8:13)? Потому что тогда они услышали ответ, заставивший их молчать и на будущее время.

Ин.10:14. …и знаю Моих,…

…и знаю Моя,…

Ин.10:14. …и Мои знают Меня.

…и знают Мя Моя

по соображениям своего разума. А узнали Иисуса Христа люди из свидетельства Иоанна Крестителя, из собственных Его дел и из свидетельства Бога Отца, о чем выше уже не раз говорилось. Затем, чтобы показать, что знание Его весьма отлично от знания людей, Иисус Христос сравнил Свое знание со знанием Отца, говоря:

Ин.10:15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца;…

Якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца;…

Знание разумеет здесь Он по природе, о котором и в одиннадцатой главе Евангелия от Матфея сказано: «никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф.11:27).

Ин.10:15. …и жизнь Мою полагаю за овец.:

…и душу Мою полагаю за овцы,

т. е. оставляю ее, умираю за овец, потому что они – Мои; а обольститель никогда не пожелал бы умереть за тех, которых он обольстил.

Ин.10:16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,…

И ины овцы имам, яже не суть от двора сего,…

т. е. закона Моисеева. Иисус Христос говорит здесь о язычниках.

Ин.10:16. …и тех надлежит Мне привести:…

…и тыя Ми подобает привести,…

собрать под свое пастырство.

Ин.10:16. …и они услышат голос Мой,…

…и глас Мой услышат,…

послушают, будут повиноваться.

Ин.10:16. …и будет одно стадо…

…и будет едино стадо…,

составленное из иудеев и язычников.

Ин.10:16. …и один Пастырь.

…и един Пастырь

тех и других, Иисус Христос.

Ин.10:17. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою,…

Сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю,…

Любит за то, что Я умираю за овец Своих, а значит – и Его, – за то, что также человеколюбив, как и Он. Речь идет о Домостроительстве Божием, но указывает вместе с тем и на равенство Иисуса Христа с Богом Отцом. Но неужели прежде Отец не любил Его? Конечно, любил как Сына, как возлюбленного, как исполняющего волю Его. Сам же Отец сказал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф.3:17). Но об этой любви, как всем известной, Иисус Христос учил прежде как в других местах, так и в тех, где Он говорил: «Отец бо любит Сына» (Ин.5:20); а теперь Он говорит о любви к Нему Бога Отца за то, что Он умирает за людей.

Ин.10:17. …чтобы опять принять ее.

…да паки прииму ю.

И здесь греческий оборот с «да» (ἵνα) означает не цель, а только имеющее произойти следствие. Не для того только Иисус Христос полагает душу Свою, чтобы опять принять ее; но Он полагает ее за мир, а принимает ее для того, чтобы показать, что Он – Бог.

Ин.10:18. Никто не отнимает ее у Меня,…

Никтоже возмет ю от Мене,…

против Моей воли, т. е. никто не предал бы Меня смерти, если бы Я не пожелал.

Ин.10:18. …но Я Сам отдаю ее.

…но Аз полагаю ю о Себе

добровольно, как Человеколюбец. Словами этими Иисус Христос указывает на Свою крестную смерть и Воскресение из мертвых.

Ин.10:18. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Область имам положити ю, и область имам паки прияти ю.

Имею власть, как всемогущий и всесильный Бог. Значит, напрасно трудились бы злоумышленники, если бы Иисус Христос не пожелал умереть; хотя впоследствии некоторые безумцы и говорили Ему с упреком: «иныя спасе, Себе ли не может спасти» (Мф.27:42)?

Ин.10:18. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Сию заповедь приях от Отца Моего,

чтобы положить душу Свою за овец, чтобы умереть за мир. Умертвили же Иисуса Христа иудеи за то, что Он учил народ, что привел его от мрака к свету, от греха к добродетели, от смерти к жизни. Сказав выше: «сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю» (Ин.10:17), Иисус Христос указал этим на Свою добровольную смерть, а этими словами: «сию заповедь приях от Отца Моего», Он показал, что умирает по воле Отца. Если же Иисусу Христу нужна была заповедь, то каким образом Он говорил: «Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю» (Ин.10:18)? и прежде: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин.10:11)? Такому ведь не нужна заповедь? Но заповедь Отца здесь указывает ни на что другое, как только на полное согласие Иисуса Христа с Богом Отцом. Приведенные изречения объясняют только планы Божественного Домостроительства и употреблены ради немощи слушателей, как часто мы уже об этом говорили.

Ин.10:19–20. От этих слов опять произошла между Иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?:

Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия. глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть; что Его послушаете?

По мнению иудеев, Иисус Христос одержим был бесом и безумствовал потому только, что Он говорил о том, что выше человека; между тем как отсюда они должны были бы узнать, что Он Бог.

Ин.10:21. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?:

Инии глаголаху: сии глаголи не суть беснующагося; еда может бес слепым очи отверсти?

Для совершения этого чуда нужна была сверхъестественная сила, поэтому они и заключали, что этого чуда не мог совершить одержимый бесом. Иисус Христос теперь не изобличает Своих хулителей; достаточно Он ответил им прежде, когда они сказали: «не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси Ты и беса имаши» (Ин.8:48)? Притом же иудеи не говорили прямо пред Ним эти оскорбительные слова, а пустословили так между собою. Поэтому, молчанием Своим Иисус Христос научил нас не отвечать на те оскорбления, которые не высказываются прямо против нас. И Он не только не обратил внимания на эти слова иудеев, но был совершенно непамятозлобен то отношению к ним, как это будет ясно из последующего. Можно и другим способом истолковать это: Иисус Христос замолчал, потому что видел, что защищают Его те, которые были не согласны с поносившими Его, и потому что не достойны были даже слова Его те, которые дерзнули так поносить Его после столь великого чуда.

Ин.10:22. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления,…

Быша же обновления во Иерусалимех,…

т.е. праздник обновления храма. Иудеи каждый год торжественно праздновали тот день, в который окончена была Зоровавелем постройка второго храма, после возвращения иудеев из плена вавилонского.

Ин.10:22. …была зима.

…и зима бе.

Такая же зима была и во внутреннем состоянии иудеев, вследствие неверия их. Указано на время праздника, потому что праздновалось окончание постройки и первого храма; но этот праздник совершался поздней осенью.

Ин.10:23. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони.

Значит и Он присутствовал на празднике.

Ин.10:24. Тут Иудеи обступили Его…

Обыдоша же Его Иудее,…

надеясь в словах Иисуса Христа найти какой-нибудь предлог для того, чтобы схватить Его. Так как иудеи не могли обвинить Иисуса Христа за Его дела, то они стараются найти повод к этому в Его словах. Они не оставили своей злобы против Спасителя, но Он всегда был и есть незлобив.

Ин.10:24. …и говорили Ему:…

…и глаголаху Ему:…

притворно, коварно.

Ин.10:24. …долго ли Тебе держать нас в недоумении?…

…доколе душы нашя вземлеши…

колеблешь, держишь в недоумении между верою и неверием?

Ин.10:24. …если Ты Христос, скажи нам прямо.

…аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся.

прямо, пред всеми. Хотя иудеи хорошо знали, что Иисус Христос уже говорил об этом, – почему еще раньше они и сделали такого рода постановление: «аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (Ин.9:22), – однако теперь они опять с притворным благорасположением спрашивают, как бы желая слышать, почему это Иисус Христос так говорил о Себе. Когда начнется речь по этому поводу, думали иудеи, Иисус Христос опять скажет о Себе что-либо великое, и для них представится повод схватить Его, как выше было сказано. Но Спаситель, хотя знал такой их умысел, однако и теперь не обличил этих искусителей, научая нас не во всем изобличать тех, которые злоумышляют против нас, но многое великодушно терпеть. Не сказал также Иисус Христос иудеям: каким образом вы спрашиваете Меня, как будто достоверного свидетеля, когда свидетельство Мое вы отвергли, говоря: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши, свидетелство Твое несть истинно» (Ин.8:13), – Меня, которого вы называли нарушителем закона, противником Божиим, обольстителем, грешником, самарянином, одержимым бесом, безумствующим и многими другими именами, – Меня, на которого бросаете камни, которого преследуете и желаете убить? Ничего такого не сказал им Иисус Христос и показал Себя непамятозлобным, научая этим прощать нанесенные прежде обиды, – но весьма кротко отвечает Он на предложенный вопрос. Обрати внимание на то, как изворотливы и спорливы были иудеи. Когда Иисус Христос обращается к народу и учит словом, они говорят: «кое знамение являеши нам» (Ин.2:18)? А когда Он совершает чудеса и доказывает Свои слова делами, то говорят: «аще Ты еси Христос, рцы нам не обинуяся». Когда слова учат, они требуют дел, а когда вопиют дела, требуют учения, по злонамеренности своей всегда перескакивая к чему-либо противоположному. Но так как совершенно неразумно – требовать свидетельства на словах в то время, когда так красноречиво говорили о Нем дела, то смотри, как отвечает Иисус Христос: с одной стороны, Он показывает, что иудеи спрашивают Его не для того, чтобы научиться, так как они не веруют, – а с другой, указывает на то, что дела Его говорят о Нем еще больше, чем слова.

Ин.10:25. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите;…

Отвеща им Иисус: Рех вам, и не веруете;…

Относительно того, о чем вы Меня спрашиваете, Я уже говорил вам, и не только словом, но и делами, но вы не верите. Напрасно, поэтому, вы так заботливо спрашиваете Меня.

Ин.10:25–26. …дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите,…

…дела, яже Аз творю о имени Отца Моего, та свиделствуют о Мне. Но вы не веруете,…

Свидетельствуют о том, что Я Христос. Опять прибавляет Иисус Христос слова: о имени Отца Моего, чтобы не показалось, что Он противится Богу. Слово «имя» (ὀνόμα) некоторые понимали здесь в смысле Божества, другие – в смысле силы, третьи – в смысле всемогущества, так как Отец называется Богом, а также всесильным, всемогущим и другими именами. А что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну. Так как иудеи притворялись в том, что они поверят одним только словам Иисуса Христа, то Он спокойно показывает им, что они поступают с хитростью и как бы так говорит: если вы не верите делам, то каким образом поверите словам?

Ин.10:26. …ибо вы не из овец Моих,…

…несте бо от овец Моих,…

Я, как истинный пастырь, исполнил со Своей стороны все, что свойственно истинному пастырю, а вы сами отторглись от родства с овцами Моими.

Ин.10:26–27. …как Я сказал вам. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

…якоже Рех вам. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

Об этом сказано выше.

Ин.10:28. И Я даю им жизнь вечную,…

И Аз живот вечный дам им,…

И об этой жизни часто уже говорилось и приводилось толкование.

Ин.10:28. …и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

…и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Моея,

никто из тех, которые могут нападать на овец. Словами: «от руки Моея», Иисус Христос указывал на Свою силу и могущество, а вообще сказал это потому, что иудеи сговорились: «да, аще кто Его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет» (Ин.9:22). Он утверждает, что напрасно они трудятся. Похитить из всесильной десницы того, кто сам не желает этого, никакой враг не может; но он может обольстить того, кто сам сбился с прямого пути и сам отдался ему; и это зависит не от мощной десницы, а от небрежности самовольно отлучившегося.

Ин.10:29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех;…

Отец Мой, иже даде Мне, болий всех есть;…

больше всех тех, которые могут злоумышлять против овец. Слова: «даде Мне» опять-таки употреблены только для объяснения планов Домостроительства.

Ин.10:29. …и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

…и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего.

А чтобы не показалось, что Иисус Христос, как бессильный, требует Себе помощи от Отца, Он присоединил:

Ин.10:30. Я и Отец – одно.

Аз и Отец едино есма.

одно по силе; а если Они одно по силе, то значит и по Божеству, и по существу, и по природе. Словами: «Аз и Отец» – Иисус Христос указал на два Лица, на различие Ипостасей; а словами: «едино есма» – на единство Божества, на тождество существа, природы и могущества.

Ин.10:31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Взяша же камение паки Иудее, да побиют Его

за то, что Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим по природе: такой смысл имели слова Его – «едино есма». Смотри, как уличены были иудеи, приступившие к Иисусу Христу с вопросом не для того, чтобы научиться, а чтобы только найти повод к новому нападению на Него, – как выше было сказано. Но зачем же Иисус Христос подал им повод для этого? Он хотел, чтобы они сами себя изобличили в том, что искушали Его и против Него злоумышляли. Кроме того, не во всем же должно было сообразовываться с таким или другим состоянием иудеев, но нужно было говорить им иногда и чистую истину.

Ин.10:32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего;…

Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца Моего;…

дел, которые показывают Мое равенство с Отцом.

Ин.10:32. за которое из них хотите побить Меня камнями?:

…за кое их дело камение мещете на Мя?

За какое дело, которое не показывает Моего равенства с Отцом? Мои дела ясно говорят пред всеми о Моем равенстве с Отцом, если бы Я Сам даже молчал.

Ин.10:33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Отвещаша Ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твориши Себе Бога.

Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство. Значит, иудеи признавали дела Иисуса Христа добрыми; а если дела Его хороши, то они свидетельствуют о том, что Он не произносит хулы, называя Себя Богом, потому что это дела Бога, а не простого человека.

Ин.10:34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте?

Законом, в этом месте, Иисус Христос назвал книгу Псалмов, так как изречение это находится в Псалтири. Эта книга тоже есть закон, потому что и она заключает в себе Богодухновенные слова, потому что и она руководит и наставляет людей.

Ин.10:35–36. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание, – егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь.

«Разоритися», т. е. потерять свою силу, быть отвергнутым. «Святи», т. е. предопределил, избрал. Иисус Христос как бы так говорит: если Бог назвал богами тех, которые были людьми, то каким образом вы говорите Мне: «хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь», – Мне, Которого Отец предопределил, избрал и послал в мир? Говорит о Себе Иисус Христос с некоторого рода уничижением. Здесь Он, так сказать, понижает Свою речь, чтобы смягчить и успокоить гнев иудеев; а затем переходит опять к более возвышенному.

Ин.10:37–38. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим,…

Аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом веруйте,…

Из равенства и тождества дел Своих с делами Отца, Иисус Христос доказывает равенство и тождество Свое с Отцом.

Ин.10:38. …чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

…да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем,

что во Мне созерцается Отец. Ибо Я – не иное что, а то же, что Отец, только пребывающий Сыном, – и Отец – не иное что, а то же, что Я, только пребывающий Отцом. Поэтому, кто знает Сына, тот знает и Отца, и кто знал Отца, тот узнал и Сына. Или иначе: Сын пребывает в Отце, как красота образа в первообразе, а Отец пребывает в Сыне, как красота первообраза в образе; причем, Сына мы называем образом Отца не простым, обыкновенным, а во всем подобным Ему.

Ин.10:39–40. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Искаху убо паки яти Его; и изыде от рук их, и иде паки на он пол Иордана, на место, идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.

Когда Иисус Христос совершал какое-либо великое чудо, то уходил, избегая похвалы и одобрения народа, а когда говорил о Себе что-либо великое, то уходил, избегая гнева и зависти иудеев, чтобы дать возможность им в Свое отсутствие успокоиться. Теперь же Иисус Христос ушел в то место, где прежде крестил Иоанн, чтобы присутствующие вспомнили знамение, происшедшее во время Его Крещения, и свидетельство о Нем Иоанна Крестителя, – и таким образом уверовали в Него; что действительно и случилось. Смотри:

Ин.10:41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

И мнози приидоша к Нему и глаголаху, яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго, вся же, елика рече Иоанн о Сем, истинна бяху.

Смотри, как сами присутствующие рассуждали между собою. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго», а Иисус Христос сотворил много; значит, Он больше Иоанна. Затем они берут во внимание и другой признак превосходства, именно: все, сказанное Иоанном об Иисусе Христе, было истинно, подтвердилось самыми делами; а Иоанн говорил: «Грядый же по мне креплий мене есть» (Мф.3:11); и «аз видех и свидетелствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.1:34) и многое другое. Объясняют еще слова этого стиха и проще. «Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго», однако все, что он сказал об Иисусе Христе, было истинно; поэтому и свидетельство Иоанна достоверно.

Ин.10:42. И многие там уверовали в Него.

И мнози вероваша в Него ту.

Видишь, какую пользу принесло им самое место и удаление от людей лукавых? Поэтому-то Иисус Христос часто удаляет слушателей от дурного сообщества. Так делал Бог и в Ветхом Завете, исправляя и наставляя евреев в пустыне, вдали от египтян.

Братия алтарники

ПРОКИМНЫ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫЕ

Глас 1-й: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́коже упова́хом на Тя.

Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Аллилуиа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.

Стих: Велича́й спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость Христу́ Своему́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.

Глас 2-й: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, и бысть мне во спасе́ние.

Стих: Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

Аллилуиа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Стих: Го́споди, спаси́ царя́ и услы́ши ны, в о́ньже а́ще день призове́м Тя.

Глас 3-й: По́йте Бо́гу на́шему, по́йте по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.

Стих: Вси язы́цы, восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.

Аллилуиа: На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся во век.

Стих: Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в дом прибе́жища, е́же спасти́ мя.

Глас 4-й: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Стих: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Аллилуиа: Наляцы́ и успева́й и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.

Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Глас 5-й: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.

Стих: Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный.

Аллилуиа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век воспою́, в род и род возвещу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Стих: Зане́ рекл еси́: в век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

Глас 6-й: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́.

Стих: К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́.

Аллилуиа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

Глас 7-й: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.

Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни,

Аллилуиа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Твоему́, Вы́шний.

Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и истину́ Твою́ на вся́ку нощь.

Глас 8-й: Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему.

Стих: Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие И́мя Его́.

Аллилуиа: Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Бо́гу Спаси́телю на́шему.

Стих: Предвари́м лице́ Его́ во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему́.