Что бы я ни делал?

1. Дуршлаг. Слышится то ли «дуршлаг», то ли «друшлаг», поэтому довольно многие делают ошибку. Проверить, как правильно, очень легко: достаточно вспомнить, что это немецкое слово, образованное от предлога durch, что значит «через, насквозь», и schlagen — «пробивать».

2. Скрупулезно. Это слово действительно многим хочется написать или произнести иначе — «скурпулезно». Образовано оно от латинского scrupus — острый камень. А scrupulosus соответственно значит «каменистый, острый». Первый слог — скруп — похож на звук, как будто кто-то продирается через что-то. Так и можно запомнить написание этого слова — вспомните о человеке, который продирается через все мелочи, через все камешки.

3. Конфорка. Этой всем знакомой кухонной детали достается больше всего. «Яндекс» показывает 2 млн случаев неверного написания этого слова — «комфорка», вероятно, от слова «комфорт». Что самое интересное, оно действительно вначале так и писалось. Слово было заимствовано в XVIII веке из голландского языка. Там komfor означало жаровню. Но потом написание изменилось.

4. Гастарбайтер. Можно встретить два ошибочных варианта написания этого слова: «гастрабайтер» и «гастробайтер». Никакого отношения к гастриту или к гастрономии это существительное не имеет. Оно образовано от сложного немецкого слова Gastarbeiter, что значит «гость-работник». Слово было заимствовано в 90-е годы. И вначале появилось в словарях с немецким вариантом ударения — «гастАрбайтер». Но потом тенденция к ритмическому равновесию сместила ударение на третий слог.

5. Винегрет. Тут постоянно путаются две гласные — «и» и «е». В каком порядке они должны идти? Чтобы не путаться, запомните французское слово vinaigre — «уксус», и все станет на свои места.

6. Прецедент. В этом слове часто пишут и произносят лишнюю букву — «н» перед «д». Получается «прецендент», что неправильно. Вероятно, так пишут по аналогии со словом «претендент», но на самом деле ничего общего у них нет. Запомните французское слово pr? c?dent, что значит «предшествующий». То есть если меры беспрецедентны, это значит, что до них подобных мер не было.

7. Дерматин. В это существительное тоже то и дело влезает лишняя «н» — «дермаНтин». Первоисточник слова — греческое derma — выделанная кожа, шкура, пленка.

8. Почерк. Тут часто бывает проблема с лишней буквой «д». Но следует запомнить, что «почерк» — не от глагола «подчеркивать», он от глагола «почеркать», то есть написать.

9. Наперсник. Это книжное, поэтическое существительное используется редко, но если и используется, то зачастую ошибочно. После «с» некоторые ставят «т», указывая таким образом на том, что существительное образовано от слова «перст». То есть наперсТник — тот, кто наставляет и направляет. К перстам это слово не имеет никакого отношения. Здесь в основе лежит другая часть тела — перси, то есть грудь. Наперсник — тот, кому доверяют сокровенные тайны, доверенное лицо, то есть тот, у кого можно поплакать на груди.

10. Преемник. Его постоянно обзывают приёмником. Такое слово тоже есть, но это прибор, а не последователь. Преемник — это тот, кто ПЕРЕнимает, поэтому и приставка «пре-«.

Так что будьте особенно осторожны, когда пишете о преемниках!

Христос найдет тебя — что бы ты ни делал

Архимандрит Андрей (Конанос)

Христос непременно найдет тебя, что бы ты ни делал. Не веришь в Христа? Даже если так, но при этом твои намерения – благие, попроси Его прийти к тебе. И Он придет. Попроси Его об этом. Скажи: «Господи, я слышал, что Ты есть. Слышал, но почувствовать Тебя я не могу, я не верю в Тебя. Но хочу, чтобы Ты пришел ко мне. Я не могу, а Ты можешь, Ты должен! Разве я могу познать Тебя? Разве мой ограниченный ум может постичь безграничного Бога? Разве может моя душа почувствовать Христа, Который выше всех наших мыслей и поступков?»

Первый шаг навстречу изначально сделал Бог. Он первым полюбил нас. Но для того, чтобы и сейчас сделать этот шаг, Ему нужно найти место в нашей душе.

Нужно, чтобы душа искала, преследовала Его, даже сомневалась. Только так можно обрести Бога.

Преследуйте Его. Он нарочно отдаляется от нас, чтобы мы еще сильнее стремились к Нему, еще больше хотели отыскать Его. А Он отдаляется — потому что стремление к Нему должно быть не статичным, а динамичным. Бог — Личность. И Он нарочно избегает легкого пути – потому что мы привыкли, что нам всё легко дается, привыкли к удобствам, привыкли обращаться к Нему, пребывая во грехе. И Бог отдаляется в таких случаях.

Достаточно одного злого помысла, как учит св. Силуан, чтобы прогнать от себя Христа; одной дурной мысли, одного чувства – ревности, или ненависти, или неприязни, презрения, косого взгляда. Одного из этого «списка» достаточно, чтобы оттолкнуть от себя Христа. Но если ты по-настоящему, искренне желаешь обрести Его, Он найдет тебя. Даже если при этом сомневаешься, ошибаешься, колеблешься, даже если иногда утрачиваешь веру – наступит момент, когда Он придет к тебе.

И когда ты увидишь Христа, когда у тебя появится свой личный опыт, когда почувствуешь прикосновение Бога так, как если бы к тебе прикоснулся другой человек, — тогда поймешь, что это не обман. Ты сам в этом убедишься, твоя душа убедится, убедится окончательно. И у тебя появится то, что называют благопроизволением, когда человек всем сердцем начинает искать Христа и действительно начинает Его видеть – по-настоящему, так, как Он Сам хочет приблизиться к тебе.

Я не знаю, какой путь Господь выбирает в каждом частном случае, но безусловно, впечатление будет настолько сильным, что после этого ничто уже не сможет поколебать твою веру, что бы кто тебе ни говорил. Ты не будешь слушать никаких доводов, мнений. Это как у влюбленных супругов: если кто-то посторонний начнет одному из них наговаривать на другого, его даже не станут слушать: влюбленные живут в другой реальности, живут друг другом, и их любовь и счастье так велики, что нет никакого дела до чужого мнения. Так и ты скажешь в ответ на всякие «разумные» доводы: «Я не понимаю вас, не понимаю ваших доводов. И спорить с вами не буду. Если вас не убеждает моя радость, мое счастливое лицо, то я, в свою очередь, даже не буду пытаться. Сами поймете, когда захотите».

Но, конечно, увидеть Христа, познать, ощутить Его можно только через отношение к другим людям. Невозможно обойти своего ближнего на пути к Богу. Очень важно, как мы относимся к другим. То есть если у тебя с людьми хорошие отношения, тебя любят, с тобой общаются, ты ко всем относишься со смирением и снисхождением, без гнева, резкости и раздражения, то в таком случае и правда открываешь Христу дорогу в твою жизнь. Потому апостол Иоанн Богослов и говорит в своем соборном послании, что невозможно любить Бога и при этом ненавидеть брата своего, который рядом, который – твой ближний. Ведь Бог дальше, чем ближние. Бога мы даже не видим. Как же можно говорить, что обладаешь живой верой и любишь Бога, Которого не видишь, огорчая при этом своего брата, которого видишь?

Господь говорит, что не желает даже нашей молитвы, если между собой у нас нет мира. «Сначала иди и примирись с братом своим». Ты не можешь приносить дары в церковь, не можешь приносить Богу свечи, пять хлебов и елей в надежде на встречу с Ним, если с ближним нет мира. Ты ничего не почувствуешь. Ничего.

Бога нельзя купить. И опыт общения с Ним нельзя купить. Господу хочется, чтобы в первую очередь мы любили друг друга. И только в таком случае Он принимает наше служение и готов прийти к нам.

Вот почему Господь так часто открывается нам через обычных людей. То есть бывает так, что человек через своего ближнего чувствует Христа и получает от Него ответ, где Он.

Помните, может быть, рассказ-притчу о женщине, которая искала Христа. «Господи, — молилась она однажды, — приди ко мне!» И вот к ней постучались трое странников, а она их не пустила. Когда же наступил вечер, женщина сказала: «Вот, Господь обещал прийти, но так и не пришел». – «Это был Я, — ответил ей Господь. — Я был тем бедняком. А ты не впустила Меня».

Бог является нам через тех, кто рядом. Не можешь полюбить ближнего, а при этом хочешь ощутить присутствие Христа? Вряд ли получится. Поэтому св. Силуан, замечательный и любимый многими святой, учит: самый надежный способ привлечь Христа – полюбить врагов. Полюбил врага – всё. Значит, скоро встретишься со Христом. Лучше всего, конечно, вообще не иметь врагов. По сути, настоящих врагов мы и не знаем, ведь единственный наш главный враг – это диавол, да еще эгоизм. А среди людей у нас нет врагов. Бог просто попускает входить им в нашу жизнь, чтобы помочь нам возрасти духовно – через обиды и огорчения. И в том, что происходит, нет их вины. Виноваты мы сами – в том, что злимся и начинаем жить с этой злобой, ненавистью, местью и завистью. А людей плохих – нет.

Итак, когда мы научимся любить ближнего, то будет гораздо проще приблизить к себе Христа. И это удается очень многим, но в первую очередь – тем, кто страдает. Страдание при этом может иметь абсолютно разную природу. У кого-то болит зуб, у кого-то – голова, кто-то страдает от бессонницы, а кто-то тяжело болеет — лежит в больнице, терпит уколы, химиотерапию, облучение; или у женщины трудная беременность, она вынуждена несколько месяцев не вставать с постели.

Боль сковывает движения. Она парализует, угнетает, беспокоит нас – особенно если не принимать ее со смирением. Страдают абсолютно все, нет человека, который не страдал бы в этой жизни. Однако далеко не все видят при этом Христа. Страдание не принесет плода, если не принимать его со смирением, как дар Божий. Если тебе больно, но при этом ты ропщешь, жалуешься, негодуешь («За что мне это?») и тревожишься, то Христа тебе не увидеть. И не сказано, что все, кто страдает, — спасутся. Спасутся те, кто терпит боль со смирением, по примеру Бога.

Если воспринимать страдание как ответ Богу – то Бог откроется через это страдание.

Боль дарит знание, Божественное просветление, Божественный опыт. Сколько раз Сам Господь, Пресвятая Богородица, святые или Ангелы являлись тем, кто сидел в тюрьме или находился в реанимации! Этим людям в их страдании явился Сам Господь, потому что увидел, как они беспомощны и безутешны. И Он приходил утешить их, ведь Бог – это Утешитель. Да-да, Утешителем является не только Святой Дух. Утешитель – и Бог Отец, и Бог Сын, вся Святая Троица. Бог – Утешитель, и Он утешает.

Св. Силуан рассказывает о двух случаях, когда монахи на Афоне, болея и страдая физически, видели на Литургии вместо священников, вместо своих духовников – Христа. Думаю, эти два примера как раз более или менее естественны, ведь Литургия сама по себе — чудо, а увидеть чудо в чуде вполне реально. Но вот просто увидеть Бога в своем страдании – это невероятное чудо, непостижимый парадокс. Когда видишь Христа во время Литургии, это можно понять. А вот когда видишь Его, находясь в реанимации, где, казалось бы, все тебя покинули и никого рядом нет – это удивительное чудо и великое утешение.

Любятинка — Конфета — Текст песни

Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут не*уй Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут не*уй Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом Ты на меня подпишешься, я подпишусь под чеком Раньше не видала денег, я оттуда, где их нету Это все ради семьи, знаешь, это мое кредо Я прошла огонь и воду, я была там, где ты не был Я о том, что мы знаем себе цену Сюда выходим, чтобы взорвать эту сцену Не стой из себя самца, не пробивай Вацап Я девочка солдат и мы бьемся до конца Кто я и чего я стою, это мне покажет жизнь Я стою за своих сук, будто это феминизм Надеваю камни на все пальцы Каждая — моя систа Очень долго поднималась, больше не упаду вниз Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут нет Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут нех*й Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом Люди много говорят, но я их не слышу Только хард ворк, это — все, что мной движет Работа каждый день, пока хейтеры неровно дышат Я же селфмейд, все выше Кручусь целые сутки, не нахожу себе места Браслеты на запястьях, называй это арестом Но помню все, что было, когда не была известной Они в меня не верили, кричали, что я бездарь Кто я и чего я стою, это мне покажет жизнь Я стою за своих сук, будто это феминизм Надеваю камни на все пальцы Каждая — моя систа Очень долго поднималась, больше не упаду вниз Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут не*уй Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом Что бы ты ни говорил, я буду сверху И базарить тут не*уй Горькая внутри, снаружи — конфета Ты же знаешь об этом

«Что бы ты ни сделал, не надо падать духом!»

19 июля исполняется 6 лет со дня кончины старца Арсения (Папачока; 1914–2011). Он был великим духовником, одним из последних великих румынских старцев, представителем золотой плеяды румынского старчества ХХ века. Всю свою долгую и красивую жизнь он принес в жертву Христу, за Которого уже начиная с молодых лет терпел гонения и лишения, сидел в тюрьмах. Красоте душевной и любви ко Христу, стойкости в вере, мужеству и верности старец Арсений учит и новые поколения православных верующих.

Ничего не потеряно, пока вера еще держится на ногах, душа не отрекается и голова в силах подняться!

Архимандрит Арсений (Папачок) – Что делать, когда охватывает отчаяние оттого, что чувствуешь себя грязным из-за сделанных грехов?

– Духовный человек никогда не может сказать о себе, что он безгрешен. Он видит себя грешнее других, однако совершает дела покаяния, ездит по монастырям и пр. И это презрение к себе в действительности может быть истинным смирением. Но только не надо убиваться до такой степени, чтобы не оставалось надежды на спасение. Если ты презираешь себя, то это уже большая победа. Но только презирать себя надо, не сравнивая с другими. Вот это уже нехорошо! Это может оказаться скрытой гордыней: «Я не на уровне такого-то!» А какое мне дело до него? Я отвечаю за себя на том уровне, на каком сейчас нахожусь.

Я говорил вам, что бывают чаши большие и чаши маленькие. Но каждая чаша, если она полная, – совершенна. По той мере, в какой ты находишься, с тебя и взыщется. По дарам, которые тебе Бог дал: то есть одному Он дал один талант, другому три, а третьему – десять. И попросил их, чтобы они приумножали их в соответствии с тем, кто сколько получил. И самым виноватым из всех оказывается нерадивый, который даже с места не двигается. Который стоит и ждет, когда произойдет неизвестно что.

– Есть христиане, которым не нужна суетная слава. Но, тем не менее, когда случается искушение тщеславием, видят себя побежденными этой страстью. Если смерть застанет их в подобном состоянии, могут ли они иметь надежду на спасение?

– Надежду на спасение нужно иметь в любом случае! Вопрос о том, чтобы они ее не имели, даже не ставится. Нет такого греха, который не мог бы быть прощен. Однако существует одна огромная опасность – признать себя побежденным еще прежде смерти. Ведь что ты тогда можешь сделать? А надежду на спасение надо иметь в любом случае! Даже если ты умертвил тысячу человек, даже если ты был чудовищным негодяем и вершил одно только зло, прощение есть! Спаситель и Иуду простил бы, если бы тот попросил прощения!

– Как понимать слово Спасителя: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26: 24)?

– Но коль скоро он уже родился, то теперь приходится мучиться. Святой апостол Петр совершил очень большие грехи, отрекся от Христа, но покаялся. Покаялся и был прощен. Прощения грехов не может не быть. Поэтому и вы должны быть полны надежды. Что бы ты ни сделал, падать духом не надо. Ты только борись, прежде чем впасть в грех! Потому что тяжелее вставать, когда знаешь, что ты пал по собственной воле.

Мы отвечаем за те добрые дела, которые могли бы сделать, но не сделали

Прежде всего надо знать, что мы отвечаем за те добрые дела, которые могли бы сделать, но не сделали. В духовничестве они называются «грехами неимения». То есть ты не исполнил того, что мог бы исполнить. Ведь кто может сделать добро и не делает, тот совершает грех! Как говорит и святой апостол Иаков: вера без дел мертва (Иак. 2: 20). И этот грех встречается очень часто. Доброе дело – вот что от нас требуется. Ты предал всего себя целиком? Любил людей так сильно, чтобы мог сказать, что ты сделал всё?

– Как бороться с помыслами сребролюбия? Подаешь кому-нибудь милостыню, а в голове мысли о том, что теряешь деньги.

– Ты получишь и воздаяние за то, что подал милостыню, и наказание за то, что был сребролюбив! Потому что ты практически помог протянувшему перед тобой руку, а когда он сказал: «Господи, прости его!» – то вот тебе уже и свидетельство. А потом ты сам же отнимаешь у себя награду, потому что оказался сребролюбивым.

– Когда у тебя есть только деньги на хлеб, а кто-нибудь просит, не будет ли безрассудством подать ему, а самому остаться без хлеба?

– Одного отца спросили: «Если у тебя кто-нибудь попросит отдать ему одежду, что ты сделаешь?» – «Отдам!» – «А если попросит и рубашку?» – «Разорву ее пополам и половину отдам ему!» – «А что ты потом будешь делать?» – «Потом сам пойду просить, чтобы Бог подал мне милостыню, чтобы кто-нибудь сжалился надо мной и одел!» И при этом он ничуть бы не отступил, а отдал бы всё и исполнил слово Христа в Евангелии.

Монастырь святой Марии, Румыния, Текиргьол. В нем провел свои последние года отец Арсений

– Батюшка, а как понять слово Святого Евангелия: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (ср.: Мф. 5: 29)?

– Ну, этого ты не интерпретируй в буквальном смысле! Не обязательно вырывать себе глаз, чтобы больше не было поводов к осуждению. Спаситель говорит образно. Однако если ты сделаешь это, то не будет никакой ошибки. Но только кто сегодня вырвет себе глаз?

В «Житиях святых» есть одна святая редкостной красоты и силы духа, в которую влюбился какой-то правитель. И вот он пошел и попросил настоятельницу отдать ее ему. А она взяла, вырвала себе глаза и послала ему их на блюде! «Вот тебе, пожалуйста, мои глаза! Это они на тебя смотрели! А не моя душа, не мое сердце!» Правитель, увидев такое, пал на лице свое и раскаялся. А святая помолилась Матери Божией и исцелилась.

Ты видел, что можно даже вырвать себе глаза? Но в целом интерпретация такова, что надо их закрывать. Не судить, больше не смотреть. Больше не смотри на его скверное дело! А если увидишь, посочувствуй ему! Может, поможешь. О, какую важную роль для человека играют глаза!..

Никто не может сказать, как возникают слезы. Они вдруг – раз, и брызжут! Но бывают и слезы невидимые. Не надо плакать только так, чтобы тебя видели люди. Глубинное покаяние – вот что такое невидимые слезы. Ты сильно сожалеешь, и приходят слезы. Потому что плач – это невидимый процесс, и он не поддается объяснению.

Слезы приходят ко всем. Это бывает в состоянии глубокого благоговения, в такой момент: «Каким же я был страшным грешником! И как меня Бог еще терпит?» И плач этот действительно многое смывает. Но, повторю, бывают и невидимые слезы.

– Расскажите нам о молитвенном правиле. Как нам руководить собой, как дисциплинировать себя?

– Да. Это правило должно быть постоянным!

– А когда надо делать уроки, как тут еще и молитвы творить?

– Когда у тебя есть какое-нибудь ремесло – врач ли ты, ученик, студент или профессор, – ты исполняй там свой долг по-христиански, и так исполнишь слово Божие! А когда освободишься, когда тебя ничего не будет занимать, совершишь и свои молитвы.

Читать псалмы – это хорошо, даже если не понимаешь их! Когда-нибудь Бог разъяснит их тебе

– Мы знаем, что читать Псалтирь – очень хорошо, но есть такие псалмы, в которых душа не находит утешения и которых мы не понимаем. Хорошо ли, несмотря на это, читать их и дальше, не понимая?

– Да! Нет никакой нужды понимать их тут же. Ты поймешь всё со временем. А читать их – это хорошо, даже если не находишь в них утешения и не понимаешь! Потому что может случиться, что в них говорится о невидимом враге, диаволе, а ты себе это как-то интерпретируешь по-своему. Читай ему и дальше. И наступит день, когда Бог (ты диву дашься – через кого-нибудь или Сам лично) разъяснит тебе, о чем тут речь, ведь в Священном Писании уже не осталось ничего неразъясненного.

– Из притчи о блудном сыне надо сделать такой вывод, что Бог больше любит кающегося, чем служащего Ему постоянно?

– Нет! Брат, который не падал и гордился этим, когда пришел домой и услышал там великую милость своего отца, соблазнился. Ибо говорит: ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими (Лк. 15: 29). Но почему он сказал козленка, почему не сказал барашка? Потому что коза считается чем-то плохим. То есть бесом. «Не дал мне козленка» – то есть не позволил мне предосудительного увеселения. И блудный оказался лучше него. Ведь Бог оставляет весь Свой дом и идет за заблудшей овцой. Он ее любит и ищет. Но только это не означает, что остальные нелюбимы. Просто Он любит этого, потому что этот нуждается в любви.

О святом апостоле Иоанне говорится, что он был апостолом, которого любил Христос (см.: Ин. 13: 23). Но что вы думаете, что остальных апостолов Он не любил? Любил! Так что же происходит? Просто у святого апостола Иоанна была более сильная потребность в любви.

Могила старца Арсения

– Что вы можете сказать нам о покаянии, совершаемом с радостью, и покаянии, совершаемом с некоторой печалью сердца, страхом Божиим и страхом смерти?

– Дорогие мои! Нет никакой причины для печали, когда у нас есть Бог спасающий, Который может простить нам все грехи! Ее не существует! Но если речь идет о раскаянии в том, что «я согрешил и огорчил благость Божию», тогда твое раскаяние угодно. Потому что каждый человек, когда согрешит, кается. И он не кается вот так: «Ха-ха-ха!» – а кается со слезами. А кто дерзнет сказать о себе, что он не согрешил? Кто из вас может бросить камень, говоря, что он не согрешил? Все согрешили! Но, чтобы согрешение было исправлено, оно нуждается в покаянии. Ты каешься и радуешься! Радуешься где-то внутри себя, что Бог послал тебе покаяние в дар.

А знаете что? У нас ведь нет уверенности, что Он его у нас принимает. Мы только надеемся, что Он его примет. Это только католики говорят, что они уверены в своем спасении. А я не уверен в спасении, но я надеюсь.

– Есть такие священники и братия, которые привыкли вычитывать определенное число акафистов или молебнов и чувствуют себя чуть ли не одержимыми бесом, если не вычитали их, неважно как. Как нам быть и как совершать это монастырское правило, чтобы и его исполнять и не было лености с нашей стороны, и в то же время иметь трезвение, не терять трезвомыслия?

– «Я совершил свое правило! А теперь, Господи, подай мне то, что я заслужил!» Нет, дорогие мои! Надо иметь трезвение постоянно! Правило – это обязанность монаха. Но если у него послушание продолжительное и лишает его возможности совершить правило, тогда послушание, отсечение воли выше, чем правило.

Ну вот посмотрите, чтобы вы меня поняли, приведу вам такой пример. Поженились парень с девушкой, Нику и Иоанна. И вот после свадьбы Иоанна отправляется на кухню, а Нику идет на работу. И у молодой еда подгорает. «Ой! Что скажет Нику? – терзается бедняжка. – Он заругает меня, что я сожгла еду!» – переживает совестливая девочка. И вот возвращается Нику. «Нику, дорогой, прости меня, у меня подгорела еда!» – «Да ладно, дорогая, это меня вообще не интересует. А вот почему ты не думала обо мне весь день? Вот это меня интересует!»

И спросит нас Бог: «Я создал вас и наградил столькими дарами, приставил к вам огромную охрану, Ангелов-хранителей. Небеса были в ваших руках. Богами по благодати вы могли быть, так почему же вы не думали обо Мне? Почему были рассеянны? Почему думали о мирских делах, а не обо Мне?»