Что такое ропот в православии?

Ропот

Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?

Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откровения человеческие о «великих подвигах». Мы знаем мир с другой стороны, как знают его работники, например, морга, или врачи, или милиционеры, или прокуроры, те, кто больше всех развращается, потому что постоянно сталкивается с изнанкой мира. По улице ходят красивые люди, но поговори с ними… «Заговори, чтобы я тебя увидел», – пишет Платон. Раскрывается рот, пошел поток сознания… – и ты думаешь: кто это? Сытый, молодой, красивый, хорошо одетый человек с высшим образованием. Какой демон в нем? Даже не демон, а пучок демонов. И одним из демонов в этом пучке является демон ропота. Люди ропщут, недовольны постоянно, бурчат, ворчат, мучаются… Казалось бы, отчего? И сегодня я хотел бы поговорить о том, как исцелиться от этого недовольства жизнью.

У писателя Аркадия Аверченко есть несколько небольших новелл, довольно остроумных, о революции, свершившейся в России. В одной из них он описывает некоего дядьку, сапожника, мало зарабатывающего, по его словам, и вечно недовольного. Он сделал свою работу, на вырученные деньги купил себе чуть-чуть икорки, чуть-чуть севрюжки, хлебчика свеженького, чуть того, чуть сего, шкалик водочки… Пьет, икоркой закусывает и на жизнь жалуется. Говорит: «Скорей бы поменялась эта власть». И вот власть поменялась, и теперь он получает за ту же работу зарплату, на которую покупает себе черствого хлебца, без севрюжки и икорки и вообще без всего, да косуху самогона. И горько пьет и не знает, чего еще желать. Потому что то, что было, оказывается, было прекрасно, было чудесно. И что было жаловаться болванам?! – спрашивает Аверченко «за кадром» у этого человека.

А что ты жаловался? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! Которая бекает, которую доить можно…» – «И куда мне эту козу притаранить?» – «Да прямо к себе в хату и притарань. Потом посмотришь, что будет». «Страдалец» купил козу, живет. Всё, как было, так и осталось: мама старая, дети, дышать нечем, жить негде, да еще коза бекает, доиться хочет. Опять «страдалец» идет к раввину: «Я с ума сойду от такой жизни! Повешусь!.. Что делать?» – «Продай козу». Продал и прибегает снова к раввину: «Какая же красота! Как без козы хорошо!»

Купи козу, ропотник. Тебе плохо живется? Заболеть хочешь? Если у тебя рак найдут, лучше будет? Или если ты ногу сломаешь, или машину разобьешь, или от тебя уйдет любимый человек? Или если тебя зальют соседи? Проблем хочешь? Кто хочет проблем, ропщи на здоровье. Тебе Бог даст проблем, и ты будешь счастлив: «Боже, как хорошо было раньше. А вчера было так прекрасно!» «Счастье было так возможно…»

Нам роптать нельзя: мы живем в уникально сытом, здоровом, комфортном мире

Друзья мои, роптать нельзя. Мы живем в уникально сытом мире. В мире уникально красиво одетом. Мы живем в здоровом, комфортном мире, в котором уважаются права личности. Нас никто не будет за шиворот тащить на рабские работы принудительно. Нас никто не будет заставлять делать то, что мы не хотим. С нами будут цацкаться, и любой полицейский, который в хорошие добрые времена огрел бы тебя дубиной по голове, скажет: «Уважаемый гражданин, предъявите, пожалуйста, документы. Будьте любезны, пойдите сюда». А иначе с нами говорить не будут – боятся. Все боятся, что придется отвечать. Так что же вы ропщете, чего хотите?!

Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Включите-ка фантазию. Вот вас поселили на острове в Карибском море, дали вам яхту, домик месяца на три бесплатно и пить-есть, что хочешь. Вы там будете счастливы? Только два дня. А дальше? А дальше – песок колючий, солнце жаркое, ананас невкусный, в катере мотор заглох… Опять начнется. Всё будет плохо опять. Плохому человеку всё плохо. Хорошему человеку всё хорошо.

Я слушаю исповеди, разговоры, нытье слушаю всякое с утра до вечера. Как любой священник, я устал от нытья. Почему не благодарите Бога? Почему вы приходите в Церковь даже, в этот святой дом Божий, Врата Небесные, Лестницу Иакова, жаловаться и скулить? Почему у подножия Лестницы Иакова продолжаете: «Дай мне это!.. Дай мне то!..» Почему не благодарите? Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Это благо-дарность. Нужно учить людей на исповедях и на проповедях: «Перестаньте просить! Благодарите, хвалите Бога». Вы только подумайте, как мы живем?!

Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть?

Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье – в день 1 доллар. У 30–40 из 100 – 5–7–8–10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… – они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались».

Паисий Святогорец рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины – арабы, не христиане, они мусульмане. Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль – и никакой у них радости».

Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе. «Почему это они, а не я?! Почему их по телевизору показывают, а не меня? Почему у него это есть, а у меня этого нет?» – в таких паскудных мыслях живет падший человек. И если эти мысли не поменять, счастья никогда вам не видать. Вы будете всю жизнь жить, как ноющее чмо, и умрете несчастными. И рая вам не видать, потому что в раю все благодарные. Людям руки резали, а они благодарили Бога; им глаза выкалывали – они благодарили Бога. Людей опускали в огонь или кипящую смолу – они говорили: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В раю все благодарны. В раю нет ни одного нытика. Если бы была экскурсия в рай, мы бы ходили по раю и удивлялись: «А где здесь ноющие, плачущие, страдающие?» Ослик Иа в рай войти не может. В раю Винни-Пухи. Винни-Пуху всё хорошо. Он всегда поет: «В голове моей опилки, тра-та-та». Ему всё весело. А вот ослик Иа вечно сомневается: «Так ли это?» – «Как твои дела, ослик?» – «Плохо. А чего ждать от тех, которые мешают мне жить?» Всё плохо у ослика Иа. Ослик в раю не будет, а Винни-Пух – будет. Это оптимист, который знает, что у него в голове опилки, – он самокритичен: «Я глупый, у меня плохое чистописание…», – но он веселый.

Христианин должен быть сильным, веселым человеком с самокритичной оценкой. А не дохлым, нудным, сдувшимся шариком. «Откуда взялась эта тряпочка? Что это было за “бум”, и откуда взялась эта тряпочка?» Это человек, который ни на что не годен.

Человек, по апостолу Павлу, должен быть готов на всякое доброе дело, на всякое благое дело. А ты дохлый, а ты скулишь, а ты ноешь, тебе жизнь не всласть. Тебе пища не вкусна, тебе солнце не в радость, ты ни от чего не веселишься. Да ты Демон! Помните, как про Демона говорит Пушкин? «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел». Ты ни на чем взгляд не остановишь с благословением. У тебя нет такой секунды, когда бы ты сказал: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!» Нет такого у тебя! Тебе всё нудно, плохо. «Им хорошо – а мне плохо… Им еще лучше, мне всё плохо». Друзья мои, и это господствующее настроение людей. Причем молодых, здоровых людей. А на старух поглядите, на стариков: сколько огня в их глазах, хотя они уже еле ходят! У них вся жизнь за спиной, только Страшный суд впереди, Царство Небесное – и у них еще интерес к жизни есть, они борются за жизнь. Встают с трудом с постели, ухаживают сами за собой. Молодые, ленивые – разваливаются, сидят по полдня и дурака валяют, ищут приключений и удовольствий. Конечно, будет уныние и хандра; конечно, жизнь будет не в радость человеку. Конечно, будешь роптать.

Наш народ, переживший лагеря и войны, никогда не унывал

Друзья мои, роптать нельзя никогда! Наш народ, переживший лагеря, войны, коллективизацию, вынужденную эмиграцию, никогда не унывал. В лагерях были веселые люди, сохранявшие присутствие духа. На войне всегда в любом подразделении, в любой роте и любом батальоне есть Теркин. На привале гармошку развернет и спляшет, частушку споет и поднимет всем настроение. И обязательно должен быть такой человек. В эмиграцию люди уехали, и вот представьте себе: дворян, генералов, епископов, ученых пинком под зад выгнали вон из России – выгнали с насиженных мест, из дворянских усадеб, из своих собственных домов и квартир в центре Москвы, Петербурга и других городов, выгнали с кафедр, на которых они преподавали, лишили их имени, чести, славы, денег, семьи, здоровья… – и что, они повесились все, что ли, за рубежом? Ничего подобного. Храмы построили, журналы стали издавать, открыли учебные заведения, кадетские корпуса, семинарии, русские культурные центры, родили детей, воспитали несколько поколений людей, говорящих по-русски, крещенных в Православной Церкви. А нам бы сегодня пинка под зад и вон отсюда – и что бы мы делали? Мы бы повесились, пошли бы по кабакам запивать свое горе, а потом бы пошли вздергиваться на крепком гвозде у себя в отдельном номере. Так нельзя!

Мы – русские люди, нам нельзя хандрить. Мы сытые люди, нам нельзя печалиться. Мы верующие люди, нам нельзя унывать. Мы должны помогать друг другу, мы не должны жаловаться. Плакать должны в одиночку, втихаря. Потом лицо умыть и выйти к людям со светлым лицом. Как пишет Юрий Самарин об Алексее Хомякове: он похоронил любимую жену – горячо любимую, единственную женщину, которую он любил, – и детей – одного за другим, но оставался всегда бодр и удивительно оптимистичен. Юрий Самарин вспоминал, как однажды ночевал у Хомякова дома и слышал рыдания из дальней комнаты. На цыпочках пошел посмотреть: Хомяков всю ночь молился на коленях со слезами, рыдал перед Богом о себе, о сердце своем, о жене, о детях… Утром вышел к завтраку как ни в чем не бывало, умытый, свежий, с расправленными плечами, искрометный, веселый, умный, никому не поверяющий своих бед…

Плачьте перед Богом! Плачьте перед Богом, а не подружка перед подружкой на перекуре. Плачьте перед Богом – перед людьми не плачьте. Перед людьми умойте лицо и будьте твердыми, веселыми и сильными. Нельзя хандрить! У нас всё есть. У нас есть больше, чем мы заслуживаем. У нас есть больше, чем мы того достойны. Благодарите Бога, ничего у Него не просите. Слава Тебе, Господи, я живу. Слава Тебе, Господи, у меня есть друзья. Слава Тебе, Господи, я – на своих ногах при ясной памяти. Слава Тебе, Господи, у меня есть работа, какие-никакие деньги есть, я сам себе хлеб покупаю, не протягиваю руку. Слава Тебе, Господи, я крещенный. Слава Тебе, Господи, я много знаю и умею читать, я могу постичь любую науку. Слава Тебе, Господи, у меня еще вся жизнь впереди. Слава Тебе, Господи, я в рай войду, когда умру, потому что Ты за меня умер, – я верую в это, я в раю хочу жить. Вечно жить. Что хандрить?! Эй, вы, люди, возьмитесь за ум, перестаньте унывать, тосковать, печалиться! Пусть печалятся, тоскуют и унывают безбожники. Пусть они разгоняют свою тоску сатанинскими удовольствиями. Пусть «ширяются», «двигаются» и нюхают, потому что у них больше радости нет. Мы с вами имеем миллион причин для того, чтобы улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Недовольство, сетование, ропот. Грехи и пороки

НЕДОВОЛЬСТВО ЖИЗНЬЮ, СЕТОВАНИЕ, РОПОТ. ГРЕХИ И ПОРОКИ — БОЛЕЗНИ ДУШИ.
Среди путанных путей земных событий крайне редко можно встретить тех, кто был бы всецело доволен своей жизнью. Синдром хронического недовольства буквально поработил большинство живущих.
Сетование и ропот, недовольство – родственники осуждения и, они переходят один в другого незаметно, так, что сложно сказать где проявляется какой грех. Сетование – подобно постоянному плачу человека о том, что все у него в жизни не так. Этот грех буквально посыпает жизнь сетующего серым пеплом. «Чем полно сердце – о том говорят уста». Когда сердце человека полно недовольства, неблагодарности, то он повсюду будет сеять сетование. Подобно осуждению, сейчас этим грехом пестрит повально все – «все плохо, все не так, некстати, не вовремя, не в том количестве».
Недовольство – это неудовлетворенность, раздражение по поводу чего-то. Почему же мы недовольны своей жизнью, почему у нас нет удовлетворения от нее? Если посмотреть более глубоко, то недовольство далеко не всегда связано с внешними событиями, для многих – это состояние души, где большая часть происходящего воспринимается со знаком «минус». И день не удался, и дом не такой, и муж-жена не такие, дети – непослушные и неблагодарные, начальство – наглое, подчиненные – тупые и ленивые, окружающие – черствые и безучастные, страна – ужасная и правительство такое же. В завершение всего напрашивается закономерное продолжение – таков и Бог, Который все это создал… И человек таким образом приходит к тому, чтобы стать Божьим противником.
Ропот – это уже более яростный протест, возмущение против существующего положения дел. Этим грехом люди болели с древних времен, за совершение его терпели серьезные наказания, ибо он доходил до Небес.
По сути, все эти грехи направлены против Бога, потому что это именно Он должен, по мнению сетующих и ропщущих привести в порядок их жизнь. Недовольство, ропот, возмущение кажутся внешне вполне безобидными, но, тем не менее, при своем развитии могут привести, к хуле на Святого Духа! Эти грехи развиваются при нехватке в душе благодарности, смирения, любви.
Проявление болезни недовольства хорошо видно на Библейской истории исхода Израиля из Египта, где именно этот грех привел ко многим страшным событиям, что чуть не уничтожили рождающийся народ, что должен был стать Божьим уделом. Людям с Божьей помощью удалось вырваться из рабства, уйти от руки Фараона, выстоять против морской стихии, пройдя сквозь бушующие воды, преодолеть голод и жажду, и большинство погибло не от этих факторов – но погибло от недовольства и ропота!
«И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (Исх.16:2-3).
И, несмотря на все чудеса, которые являл им Господь, несмотря на постоянную Его помощь, ропот людей не умолкал. Также ропща, отвергли они и Обетованную Землю, ради которой еще праотец Авраам покинул свое жилище и пустился в далекий путь, полный испытаний. Не так ли происходит и у нас, когда мы в своем недовольстве отвергаем и Божью помощь и дарованное нам спасение? Не желая, чтобы вирус ропота и недовольства вошел в Божью Землю, Бог отправляет Израиль на 40 лет в пустыню, пока не вымрут те, кто был от этого неизлечим:
«…Доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, поселить вас» (Чис.14:27-30).
Понимая насколько опасен этот грех, конечно, хочется понять причину такого его роста и распространения.
Как и остальные греховные порождения, недовольство возникло из-за потери истинной опоры в человеке и создании иллюзорной – т.е. в самом себе, в своем эго. На первое место люди поставили комфорт своего нижнего «я», своей плоти, удовлетворение своих желаний, и развившихся из них страстей. В результате, человек устремился к внешнему миру, ища в нем то, что, уйдя от Бога, он потерял. Ожидая от мира, от людей то, чего они не могут дать, люди всегда находятся в состоянии энергетической, эмоциональной, физической, ментальной и проч. недостаче. Другими словами, они ощущают, что им все время или не так уж и хорошо или, вообще, плохо! Вместо устремления всеми силами к Богу, люди, в основной массе, продолжают жить в направлении к миру, и потому чувство внутренней незаполненности выражается в многочисленных претензиях, в недовольстве и ропоте. Людям кажется, что мир обязан дать то, что им не достает, обязан обеспечить им нужный комфорт. Человек начинает сравнивать себя с другими, находя много того, чего не хватает ему – и возникают грехи зависти, ревности, обиды. Желание любой ценой получить то, что хочется, порождают гнев и возмущение. Невозможность обрести желаемое вызывает уныние и отчаяние. А начало всему этому – гордыня!
Где-то в своем представлении-ожидании мы создали иллюзию того, что нам положено все самое лучшее, положено купаться в благодати, независимо от того как мы поступаем. Гордыне кажется, что мир обязан жить согласно ее интересам – помогать, поддерживать, любить. И недовольство здесь – законное проявление, в рамках мира гордыни. Конечно, как можно быть довольным, если материальных средств не хватает на все нужды и желания, если комфорт постоянно нарушается людьми и внешними событиями, если усилия и действия не оцениваются в нужной мере, если все не так как хотелось.
Недовольство возникает и из-за некой планки, которую мы сами себе поставили. Эта планка описывает что и как должно быть в нашей жизни – в чем заключается счастье, каковы должны быть окружающие люди, какими должны быть мы сами. И когда, что закономерно, все происходит не совсем так или вообще не так – мы начинаем страдать. Часто нормы счастливой жизни берутся из информационного поля людей, из прочитанных книг и журналов. Например, многие книги и фильмы о любви описывают красивые отношения, где все заканчивается хеппи эндом. И если один возлюбленный оказался негодяем, то обязательно появляется герой, который содержит в себе все самые прекрасные качества. Он становится заслуженным утешением за все предыдущие беды и страдания. Он все понимает с полуслова, сильный, мужественный и красивый. И в сознании девушек запечатляется непременное ожидание того, что именно так и только так все и должно быть. Что счастливая жизнь – это обязательно благополучное замужество, хорошие дети, дом – полная чаша. И когда человек сталкивается с реальной жизнью – он воспринимает отсутствие необходимых стандартов счастья, как глубокое неудовлетворение и полное отсутствие счастья и радости. То, что в жизни у каждого хватает всего, чтобы быть счастливым – это уже никого не волнует.
Иногда человек и сам не может понять чем он собственно недоволен. Бывает это следствие причин, находящихся глубоко в душе. Так проявляет себя часто гордыня – когда внутренние запросы человека не подтверждаются внешними событиями, он не чувствует признания, которого он, как считает, заслуживает. Или человеку не хватает воли, навыков, уверенности, чтобы реализовать свои таланты, и он закрывается в обиде на мир. И это состояние проецируется на все происходящие с ним события, вызывая недовольство по поводу всего. Иногда такое состояние – результат энергетической нагрузки, где человеку приходиться пережигать слишком много негативной энергетики. В этом случае также надо разобраться с причинами этого. Скорей всего, он сам берет на себя больше, чем нужно. Это происходит через чрезмерное беспокойство за близких, страстное желание их спасти, оправдание их грехов и т.д. Постоянная утечка энергии происходит через любые греховные проявления. И, чувствуя себя истощенными, в нехватке энергетического наполнения, многие выражают это в мир постоянным недовольством и брюзжанием.
Конечно, что-то в жизни нам может нравится, что-то – нет, что-то дает комфорт, что-то – наоборот. И нас эти факторы должны подвигать к действиям, где мы что-то меняем во внешнем мире или меняем свое отношение к этому, что-то переосознаем, пытаясь найти нужный нам путь. Но недовольство – это протест против существующей реальности, это состояние, закрывающее от нас Солнце, оно лишает мира в душе и лишает общения с Богом. Недовольство не дает видеть хорошее, оно лишает радости – человек всегда ощущает себя обделенным жизнью. Недовольство въедается в поведение человека, будто дым, становится привычным способом реагирования. Конечно, наша душа помнит мир гармонии, мир Света, в котором всё находится на своих местах, идет своим чередом, это мир, в котором душа живет в единстве с Богом. В нем полнота и изобилие. Но в мире земном действует вирус греха, он будто червь и тля подтачивает всё в нем пребывающее. Потому и сказал Христос, чтобы мы не собирали здесь никакого богатства, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше, но чтоб собирали его в мире души, где моль и тля не разрушат его. И это еще одна причина появления недовольства – мы ищем счастье и всевозможные блага в этом мире суеты, где все зыбко и преходяще, вместо того, чтобы искать главный смысл и собирать свои богатства в мире души и духа. Кроме того, мы в этот мир пришли не требовать гармонию, а воссоздавать ее, восстанавливать то, что было разрушено.
Одна из основных причин недовольства – это неспособность видеть хорошее и доброе в своей жизни, что проявляется в неблагодарности. Если человек фиксируется на негативе, пропуская мимо то хорошее, что с ним произошло, то в конце дня у него остается самое негативное представление о прожитом дне. Дни же постепенно цепочкой складываются в жизнь. Так и происходит, что человек не понимает, за что ему надо благодарить, если у него в жизни все только плохо и все не так. Результат хронического недовольства переходит в уныние и депрессию, лишая сил жить и преодолевать препятствия.
Недовольство – это бессмысленная реакция на несоответствие ожидаемого происходящему. Бессмысленная – потому что и душу разрушает и ситуацию усугубляет. Даже если и взять случаи, когда действительно ситуация идет с сильным искажением Закона – нам вместо того, чтобы выражать в пространство свое недовольство и возмущение, лучше б собрать силы своей души в обращении к Богу с просьбой о помощи. И приложить все возможные усилия, чтобы изменить происходящее в лучшую сторону. Недовольство же предполагает, что кто-то, но не мы должны немедленно все исправлять. Исправить нам мужа, детей, начальника, дом и продукты. А также поменять людей, чтобы вели себя нормально по отношению к нам. Ну и следом – все остальное! Т.е., в принципе, любое недовольство в глобальном плане обращено к Богу – «Почему Ты, Господи не устроил все нормально и я вынужден все это терпеть!».
Позиция недовольства, как мы видим, говорит о таком отношении к происходящему, где человек выступает в роли заказчика, которому не в должном виде исполнили заказ. Гневно помахивая в пространство путевкой на отдых, где «все включено», люди забывают о том, что никто им ничего не должен. И что Христос, искупив нас от всех должников, освободил нас от рабства, но не говорил, что это значит, что мы можем отдыхать как на курорте. Наше правильное отношение должно выражаться в служении Богу и в благодарности Ему.
Сам Христос говорил, что Он «…не пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Он говорил: «…Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:25-27).
Т.е. наша задача в этом мире – быть не пользователями, а делателями. Когда же мы ко всему в своей жизни относимся с требованием предоставить лучшее, то это говорит о том, что мы так сильно соединились с миром, что плохо слышим голос своего духа.
Состояние недовольства сужает наше восприятие, ибо оно говорит о неблагодарности, о том, что мы не видим ценности того, что нам дается. Это подобно тому, что если б стол был полон еды, а человек, откусив понемногу от каждого блюда, поплевался и отказался что-либо съесть, так и оставшись голодным. Нам в жизни дано абсолютно все, чтобы мы смогли выполнить свою задачу, но часто мы и близко не используем данных нам возможностей, потому что они кажутся нам не такими, как нам хотелось.
Проявление недовольства – это и нежелание прилагать усилия к изменению своей жизни. Если, например, что-то не нравится в отношениях – надо разобраться в причинах и попробовать изменить их в лучшую сторону. Здесь – и любовь и терпение, и компромисс, и проявление твердой воли. Это изменение самого себя, изменение своего отношения к происходящему. Но легче ничего не менять, а просто возмущаться и изливать недовольство. Конечно, если считать, что в качестве мужа нам положен принц на белом коне, то будет сложно принять реального человека со своими несовершенствами и грехами. Проявление же недовольства говорит и о том, что мы уверены, что сами все делаем хорошо и правильно, в отличие от других. Подобно капризной принцессе, мы отталкиваем и проходим мимо многих обстоятельств своей жизни, которые могли бы помочь нам стать сильнее и крепче, обрести необходимый нам опыт души, но, скривив губы, мы упрямо говорим: «Ни-че-го я не хо-чу…»
«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим.6:6).
Отчего еще возникает недовольство? Оттого, что у нас не хватает душевных сил правильно среагировать на происходящее. Где-то страх, где-то недоработки, неуверенность в себе, сложность сделать правильный выбор и т.д. Например, на работе происходит конфликт, где по поводу нашей работы кто-то, имеющий должностные полномочия, высказывается негативно, обвиняя нас в некомпетентности, в каком-то нарушении. Мы же уверены, что все сделали правильно, но не знаем как это доказать. Нам бы проявить волю, уверенность и спокойно разобраться во всем и доказать свою правоту. А может, и пересмотреть свою работу, найдя в ней изъяны и все исправив. Но этих качеств нам и не хватает, да ситуация и дана для того, чтобы развить нам их в себе, преодолев блоки, что мешают. Не совершая нужных действий и усилий, мы, в результате, громко возмущаемся, чаще – не в глаза начальству, а кому-то со стороны, ходим недовольные и обиженные, сетуя на то, что жизнь так несправедлива. Следующую подобную ситуацию мы уже будем встречать с заранее сформировавшимся убеждением, что сколько ни старайся, а никто этого не оценит и все будет как всегда плохо. Так формируется разрушительная программа в подсознании, которая исказит многие ситуации, что будут происходит с нами дальше.
Иногда бывает человеку кажется, что он приложил все усилия, а ситуация не меняется. И тогда он выказывает недовольство, считая, что имеет на это полное право. Но никто нам не говорил, как именно должна меняться какая-то ситуация. Есть события, которые неизменно сопровождают нас по жизни, потому что через них формируются какие-то качества нашей души, идут какие-то развязки. И чтобы не возникало недовольства – нам не следует так отталкиваться от внешних событий. События могут быть разными, но главное в нашей жизни не они, а то, что происходит в нашей душе – наше отношение к происходящему, качества, с помощью которых мы справляемся с ситуацией, опыт нашей души, крепость и сила, которые формируются в нас.
Грех недовольства, как уже было сказано, часто не зависит от качества происходящих с человеком событий. Один может радоваться и черствому сухарю, потому что живет впроголодь, а другой недоволен тем, что второй день ему подают такой же тортик. Один живет на небольшую зарплату, распределяя на главные нужды средства и ощущает себя счастливым. Другому не хватает денег и при зарплате во много раз большей, и он из-за этого крайне недоволен жизнью. Одна сокрушается тому, что ее муж подарил на праздник не те цветы, которые ей хотелось, и она из-за этого готова с ним развестись, другая спокойно ладит с мужем, который ведет себя намного хуже, но она старается направить его в доброе русло.
Недовольство очень часто привязывает человека к прошлому. Не принимая какого-то события, протестуя против него, хоть оно уже и произошло, человек какой-то своей частью отказывается идти дальше по жизни и остается в прошлом. Например, человеку должны были выделить лучшую квартиру, но ее отдали кому-то другому. Ему же досталась похуже. И много лет, живя в этой квартире, он не может успокоиться, возмущаясь на то, как это несправедливо. Конечно, ему в этой квартире будет неуютно от им же самим наложенных программ, но этот дискомфорт еще больше усиливает его недовольство. Но реально, если б ему досталась та лучшая квартира, то многие события повернулись бы совсем не так, как это нужно было для совершенствования его души.
Мудр тот, кто во всем происходящем умеет находить лучшее, который из того, что даровано ему Богом приобретет большую прибыль. Глуп тот, кто и имея, теряет, оттого, что не ценит. Благодарность – это качество, противоположное недовольству. Человек имеет только то, что ценит, за что благодарен Богу. Все остальное – уходит мимо, будто сквозь пальцы.
Потому и сказано: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» (Пс.36:16).
Благодарность – это не слова и не эмоциональный порыв. Она – способность человека в полноте принять реальность, в полноте принять то, что дано ему Богом и взрастить из того, что ему дано богатый урожай.
Часто недовольство, например, бывает направлено на самого себя – человеку не нравится собственная внешность, или не нравится то, чем он наделен – и голос плохой, и руки не оттуда и т.д. Такое восприятие себя, конечно, блокирует проявление Божьей Воли в человеке, потому что дух недовольства выхолащивает все доброе, подвергая его порче. Вообще, проявляя недовольство, мы буквально ставим информацию порчи на то, чем недовольны. Ведь уверенно, эмоционально утверждаем: «Это все плохо, плохо, плохо». Есть такой анекдот на эту тему, когда мужчина едет в троллейбусе и вовсю возмущается: «Жена – стерва, дети – балбесы, начальник – баран, жизнь – бессмысленна!..» Рядом стоит ангел и записывает все его слова, потом, вздохнув, произносит: «Ну что ж, будем исполнять, желание клиента – закон!» Так мы сами себе программируем жизнь и перекрываем пути для проявления Божьей помощи в нашей жизни.
Иногда недовольство видно открыто и выражается в постоянном возмущении по всякому поводу. Но бывает, человек затаивает свое недовольство глубоко внутри, внешне стараясь изображать довольство. Так люди могут выполнять работу, которая им не нравится, так могут жить супруги. Хоть вслух ничего не говорится, но вокруг человека в его недовольстве формируется негативный шлейф, который проникает во все его действия. Иногда так происходит, когда люди узнают Божью Волю по поводу чего-то, которая им не нравится. Боясь высказать вслух свое несогласие, они делают вид, что рады и благодарны, и, скрепя сердце, делают то, чего желает Господь, душой же этому всеми силами сопротивляясь. И при этом не понимают, что если мы что-то делаем в таком внутреннем недовольстве – мы это, по сути, отвергаем. Отвергаем то, что дает нам Господь.
Недовольство, как и осуждение, сближает людей в греховных намерениях. Люди с радостью находят общий язык, возмущаясь против чего-то или кого-то. Этот эффект в полной мере используют средства массовой информации, натравляя массы людей на в нужном направлении. Возникает волна резонанса, имеющая большую разрушительную силу. И пока люди устремлены в одном порыве возмущения к чему-то там вдали, у них под носом спокойно совершаются преступные действия, и кто-то проводит в жизнь свои корыстные планы. Так начинаются бунты, перевороты и революции, вспыхивают войны, происходят убийства. Соединиться в грехе легко – поддаваясь массовому чувству, люди с легкостью организуются для разрушения. А вот чтоб соединиться для созидания необходимо приложить большое усилие, ибо это возможно только через единение в Боге.
Недовольство, с которым человек совершает какие-то действия, переходит на результаты его труда, оно передается и окружающим людям – будто все вокруг посыпается серой тяжелой пылью. И те люди, у которых нет сильного духовного стержня тоже заболевают этим вирусом. Помните сказку о Снежной королеве? Осколок зеркала, которое смастерил нечистый дух, где все хорошее уменьшалось, а плохое выступало ярче – попал мальчику Каю в сердце и он стал видеть во всем лишь плохое. И только самоотверженная, жертвенная любовь Герды помогла ему освободиться от этого осколка. И когда его сердце заплакало – осколок вышел вместе со слезами. От духа недовольства возможно освободиться только через духовное сердце, через любовь, через покаяние. Чтобы осколок злого зеркала, осколок греха, порожденного духом тьмы, вышел полностью из нашей души. Чтобы перестать видеть все в искаженном, дурном свете. И мы б увидели настоящий Божий мир, в котором есть достаточно пространства для нашей реализации, в котором все ситуации возможно обратить на добро, на пользу своей душе.
«Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни…» (Фил. 2:14-16).

Мой муж – один из самых терпеливых людей. Сколько я его знаю, он никогда не позволяет жаловаться ни себе, ни нам, которые рядом с ним шагают по пути, полному всяких неурядиц и неудобств. Он – пастор, и Евангелие для него – огромное сокровище, которое влияет на все в его жизни, включая его настроение в самый пасмурный день, в самых трудных перипетиях служения. Как жену, жизнь рядом с таким человеком научила меня любить Бога и доверять ему. О ропоте и довольном сердце он говорит часто в нашей семье, и об этом он недавно проповедовал в нашей церкви. Сидя на первой скамейке и слушая его, я благодарила Бога за такой пример: все, чему учил он, я вижу в его жизни.

В последние пару лет мы в церкви проходим через 1 Послание Коринфянам, в котором Павел раскрывает многое из греха верующих, живших в Коринфе. Это послание – как инструктаж о том, что такое человеческое «я», что с ним делать и почему. У коринфян была массовая проблема – их «я» было настолько большим, что затемнило собой все для них – Иисуса, который объединял их; других людей вокруг них с их слабостями; Святой Дух, который жил в них и делал из них храм для Бога, а не прелюбодеяний.

Мы качаем головами: мол, какие же вы слепые, коринфяне. Ну как так можно забыть все и удариться в пересуды, раздоры, прелюбодеяния? Но Павел не останавливается на этом и упоминает грех, который по большому счету считается приемлемым среди нас и который нам легко оправдать.

Это грех хоть и считается у нас приемлемым, не менее противен Богу, чем прелюбодеяние.

Ворчание. Ропот. Жалобы.

Так в чем же этот грех, и зачем нам надо задуматься о нем? Древнегреческое слово, переведенное как «ропот, роптать» просто означает роптать, ворчать, жаловаться, выражать недовольство.

Ропот – естественная и греховная реакция на все вокруг нас, с чем мы не соглашаемся, или что нам не нравится.

Ропот может быть произнесен вслух, или быть просто расположением сердца. Ропот может быть обращен против человека, как например, супруга, или против группы людей, как например, церковь. Ропот часто произносится против обстоятельств или какой-то ситуации. Мы даже ропщем против Бога (хотя, откровенно говоря, я думаю, что все ворчание на самом деле обращено против Бога, но это – тема для отдельного поста). Ропот – естественная и греховная реакция на почти все вокруг нас, с чем мы не соглашаемся, или что нам не нравится.

Это слово встречается в Новом Завете 11 раз, и каждый раз в отрицательном свете. Вот примеры:
«Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14).
«Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10:10).
«Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).
«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Петра 4:9).

Почему Библия так настаивает на том, чтобы мы не роптали? Почему нам нельзя иногда пожаловаться хоть немного? Мы думаем, что просто-напросто высказываем правду-матку о нашей реальности, но Бог нам говорит о том, что наше сердце твердеет в этом ропоте (Евр. 3:8), и этот ропот слышится Им, Творцом и Искупителем, как оскорбление и вызов Ему (Пс. 78:17-19). Почему мы видим в Его слове такой повсеместный и часто повторяющийся запрет на ропот?

Изложу вкратце три причины, по которым нам надо признавать в ропоте и ворчании серьезный грех и активно бороться с ним.

Во-первых, ропот представляет собой реальную угрозу единству в церкви. По крайней мере 4 из 11 мест в Новом Завете, в которых встречается слово «ропот», имеют отношение к единству церкви (см. процитированные выше отрывки). Конечно, поддерживать единство в церкви никогда не было легко, и самым верным способом разрушить это единство – просто начать ропот против других людей в церкви или против лидеров.

Во-вторых, ропот не дает нам светить «среди строптивого и развращенного рода». Именно это является главной мыслью в Флп. 2:12-14. Когда мы делаем все без ропота и сомнений, мы светим как светила в этом мире; из этого следует, что ропот затемняет этот свет. Другими словами, ворчание и ропот тушат свет Евангелия. Ропот имеет серьезные последствия.

В-третьих, ропот и ворчание показывают неверие в Бога. Контекст отрывка 1 Кор. 10:10 говорит о том, что Израиль в пустыне искушал Христа, жалуясь на Моисея и на Бога из-за их ситуации, и из-за того, как Бог их вел по пустыне. Вместо того, чтобы доверять Богу в своих испытаниях, они жаловались и недовольно ворчали.

Противоположностью вере является ропот: он обнажает глубокое, на уровне сердца, убеждение в том, что Бог делает что-то не так в моей жизни, Он совершает какую-то ошибку.

Итак, братья и сестры, давайте решим не роптать и не жаловаться. Ради единства в церкви, ради нашего свидетельства, и чтобы показать нашу веру в благость Бога – давайте все делать без ропота и разногласий.

Ропот — как ропот влияет на душу и почему считается грехом

Ропот – это вид хулы на Бога, неблагодарность Ему за все Его великие благодеяния. Это слепота духовная и душевная, отвращение от Промысла Божия, схождение с божественного пути, дорога в преисподнюю. Это горе, которое помрачает душу; это непроходимый мрак, который делает путь человека смертоносным и для жизни временной, и для жизни будущей.

Ропот есть проявление гордости человеческой, гордого противления создания своему Творцу. Во все дни своей жизни нам следует помнить, что как бы мы ни хотели иного, как бы ни лезли из кожи вон, но всегда останемся созданиями Божиими. Священное Писание говорит: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело : «у него нет рук?»» (Ис. 45:9). Не сам себя слепил горшок, но вылеплен мастером. И не горшок, а горшечник определяет, какому сосуду великое, какому малое, а какому и ничтожное употребление. Сам и разбивает свое создание, и восстанавливает вновь. Что мы можем противопоставить нашему Творцу? Ничего. Каждому Он определил свой жизненный путь и свой жизненный крест. Каждому дал особое благословение, которое мы должны пронести через всю жизнь, и, может быть, спастись, а может быть, погибнуть.

Из Священного Писания мы видим, к каким страшным последствиям всегда приводил ропот. Устами пророков и праведников – ветхозаветными и нашего времени – Господь обличает нашу неправоту и нашу неблагодарность Ему. Зачем? Затем, чтобы мы не гневили Его, чтобы обратились к Нему и стали воистину святым Израилем, святым народом Божиим. Но этого часто не случается. Потому что нам всего мало; или все, что посылается, воспринимаем как зло; или хотим другого, мыслим по-своему, забывая, что над нами существует Создатель.

Следует помнить, дорогие мои, что за каждое ропотное слово, за каждое неблагодарение Господу, за каждую хулу на Него вы дадите ответ. И с вами будет так, как было с народом израильским. Сегодня Господь благословляет вас и предает в ваши руки возможность жить по-другому и унаследовать жизнь,— но завтра за ваш ропот отберет ее. И тогда во все дни жизни вы не найдете ни покоя, ни радости, вас будут преследовать лишь скорби и болезни. Сегодня вы были близки к тому, чтобы обрести душевный покой, мир в семье и с окружающими, а завтра за ропот Господь ожесточит ваше окружение, и вы начнете испытывать страшные бедствия. И быть может, как это было с народом израильским, только дети, видя ваш скорбный пример, поймут, как должно бояться ропота на своего Создателя.

Ропот отодвигает от нас Царствие Божие, воздвигает на нас гнев Божий и Его прещение. Вглядимся в страницы Священного Писания, в страницы истории, в сегодняшний день. Что происходит с теми, кто идет против Бога, не принимает того, что Он посылает? Где они? Их нет, и прах их развеял ветер, и самый род их искоренился.

Вспомним страдания народа израильского. Господь послал множество казней, прежде чем народ израильский смог выйти из Египта. Во время первого шествия по пустыне народу было крайне тяжело, и люди роптали, вспоминая старое время, когда у них было вдоволь мяса, и они жили спокойно, хотя и были рабами. И когда Господь уже привел их к земле обетованной, когда она была видна – рукой подать, – очередной ропот заградил милосердие Божие, и народ был вынужден еще сорок лет скитаться по пустыне.

Господь, разгневавшись, не допустил вступить в землю обетованную практически никого. Вымерло все поколение тех, кто проявлял ропот. Они были погребены в пустыне. Лишь их дети унаследовали возможность вступить туда, в ту землю, где, как говорил Господь, текут молоко и мед. Только дети, которые выросли в покорности и верности своему Создателю и Творцу, унаследовали обетованное Господом.

Человеческая жизнь есть шествие по пустыне. Скиния, которую несли с собой израильтяне, есть прообраз алтаря Господня; служители, которые несут эту скинию, есть священники; а вы, – естественно, Израиль, который должен пройти трудный путь испытаний.

Господь не пожалел народа Своего избранного и за ропот его еще на сорок лет отправил скитаться по пустыне. Так и каждому из вас Господь может отсрочить увидеть Царствие Небесное, обрести душевный покой, мир в душе, Царствие Божие внутри себя – отсрочить на тридцать лет, на сорок, на семьдесят – кому на сколько. Помните, что каждое ропотливое слово, каждое хуление дня нашей жизни, того, что с нами происходит, – гневит Творца и приводит к тому, что Он изменяет линию нашей жизни. Он делает ее такой, чтобы мы опомнились, вразумились и пришли к правильным выводам

прот. Сергий Филимонов