Что такое русский мир?

«Русский мир» — что вкладывается в это понятие?

Как говорили в древности, «сколько людей, столько и мнений». Поэтому необходимо проанализировать и понять основу каждого общепринятого мнения, всё ли в нём соответствует истинному пониманию сути того, что вкладывается в конкретное понятие или термин. Начнём с самых распространённых трактовок и посмотрим, что скрыто в их сути.



В настоящее время популярна расширенная трактовка «русского мира» как глобального цивилизационного феномена охватывающего 300 миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье.

Отражает ли данная расширенная трактовка полный смысл понятия «русский мир»? По моему нет.

Во первых. Придание, якобы разумности и научности, этому нагромождению из слов иностранных языков, еще не означает правильность передачи сути понятия и его смысл. Что именно означает «глобальный цивилизационный феномен» при переводе, этой смеси латыни и греческого, на родной русский язык? Всего лишь — всеобщее городское явление. Но разве «русский мир» охватывает только жителей городов? Разве жители сел, деревень, хуторов и поселков России не являются частью «русского мира»? По моему именно последние как раз и несут в себе большую суть «русского мира» в отличии от большинства жителей городов.

Во вторых. Наличие людей говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, еще не делает их неотъемлемой частью «русского мира». Например. Разве якуты, зулусы или китайцы говорящие по-русски и интересующиеся русской культурой являются частью «русского мира»? Отнюдь. Способность говорить на каком-либо другом языке и интерес к культуре другого народа еще не делает частью другого мира. Поэтому, как бы прекрасно якуты, зулусы или китайцы не говорили по-русски, и как бы глубоко они не интересовались русской культурой, они навсегда останутся частью своих миров, якуты будут частью «якутского мира», зулусы частью «зулусского мира», а китайцы — «китайского мира».

Как мы видим из вышесказанного, популярная расширенная трактовка «русского мира», так и не раскрывает сути того, что сокрыто в понятии «русский мир». Рассмотрим другую трактовку…

Согласно Н. А. Шалимовой, русский драматург Александр Николаевич Островский трактовал «русский мир» как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев».

Эта трактовка уже немного ближе к сути понятия «русского мира», но она описывает только лишь небольшую часть понятия, а не всё понятие целиком. Проведём небольшой разбор того определения, что дал А.Н. Островский.

То, что «русский мир» — «человеческое сообщество», это можно даже и не обсуждать, а вот остальные определения вызывают некоторые сомнения… Возьмём для примера определение — «сообщество православных христиан». Какой смысл вложен в это определение и как можно соединять совершенно различные понятия, такие как «православие» и «христианство»? Для того, чтобы понять, что они различны, достаточно ознакомиться с вводной (преамбулой) к федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» за номером 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года, в котором сказано следующее: «…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…» Как видно из данной вводной к закону, «православие» и «христианство» это совершенно разные понятия.

Для начала разберем, что сокрыто за термином «христианство». Изначально данное религиозное учение появилось в Иудее, оно базировалось на основах, истории, традициях и культуре еврейского народа, а также на учениях и пророчествах существовавших в иудаизме, поэтому христианство до сих пор считается одной из авраамических религий. В последствии данное религиозное учение распространилось по всей Римской империи впитывая в себя местные ритуалы и обряды. Распространение данного религиозного учения среди жителей Египта и адаптирование под себя местных ритуалов и обрядов привело в последствии к созданию Коптской и Арианской церквей. Распространение этого религиозного учения среди европейских жителей Римской империи и адаптирование под себя местных религиозных ритуалов и обрядов привело к созданию на территории Италии и в европейских западных ее провинциях — Римско-Католической церкви, а те же самые действия среди греческого населения в восточных провинциях привели к созданию Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви.

Сначала, несмотря на появившееся множество различных религиозных ритуалов и обрядов в богослужениях на юге, востоке и западе, христианство считалось единой религией и единой церковью, ибо самые главные христианские обряды были едиными. И только лишь распад Римской империи привёл к тому, что разделилось и само христианство на несколько сестер-церквей. В южных провинциях бывшей Римской империи набирали силу Коптская и Арианская христианские церкви, в западных провинциях преобладала Римско-Католическая церковь, а на востоке бывшей Римской империи, ставшей самостоятельной Ромейской (Византийской) империей, сохраняя изначальное (ортодоксальное) христианское учение упрочила свои позиции Ромейская Греко-Кафолическая (ортодоксальная) церковь. Через некоторое время все эти церкви стали частью государственных систем, а ветви христианского учения государственными религиями, т.е. помимо религиозного учения, они впитали в себя государственно-правовую и народно-бытовую составляющие.

Спустя несколько веков, уже устоявшаяся ромейская (греческая) версия христианского учения, стала распространяться по Русским и Славянским землям. Историки именуют эти события, как Крещение Восточной Европы и Киевской Руси. Её отличие от первоначального христианского учения было в том, что ромейская (греческая) версия религии больше не впитывала в себя религиозные ритуалы и обряды местных верований и культов, как это было в раннюю эпоху христианства, а просто заменяла одни понятия другими. В новые земли проповедники христианства несли так называемое греческое право, которое они трактовали как незыблемый закон данный свыше сыном Божьим Иисусом Христом, его апостолами и отцами церкви. Все местные старые верования и Родовые культы в Древних Богов, в местах и землях, куда приходили проповедники Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви, объявлялись язычеством, т.е. чужеродным иноверием, и подлежали искоренению и уничтожению…

Теперь рассмотрим другой термин — «православие». В настоящее время «православие», даже в научных кругах, пытаются трактовать, как синоним греческого слова «ортодоксия». Это несмотря на то, что у термина «ортодоксия» есть свой, точный аналог перевода, который звучит как «правоверие». Почему же это происходит? Ведь термин — «православие» имеет свой очень древний глубокий смысл, охватывающий значения от «право славить», т.е. почитания Славянского Права, в котором прописаны все уклады повседневной жизни, до значения «Правь славить», т.е. когда славится Правь — Мир Древних Богов, которых почитали славянские Рода, племена и народы, а это уже относится к духовной сфере жизни, в которой существуют свои собственные обряды, ритуалы и традиции. Поэтому данные определения и формы бытия называют просто Старой Верой, т.е. Вероисповеданием, которое существовало до Крещения Руси

После этого небольшого экскурса в прошлое, вернёмся к определению и трактовке понятия «русского мира», что дал Александр Николаевич Островский — «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»…

В его трактовке «русского мира» сокрыты две совершенно независимые по своей сути формы: одна форма гласит про «человеческое сообщество православных» живущих в соответствии со Славянским Правом, которые сохраняют всё многообразие своей Старой веры, её обрядность, Родовые уклады и славянские обычаи, и вторая форма указывает на «человеческое сообщество христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев».

Если с первой формой определения термина «русского мира» всё просто и понятно, ибо это неотъемлемая часть жизни, то вторая форма определения термина «русского мира» требует дополнительного рассмотрения…

Как уже было сказано ранее, «христианство» как религия зародилось в Иудее, оно впитало в себя основы, историю, традицию, верования и культуру еврейского народа, в последствии, восточное «христианство» впитало в себя греческие обряды и традиции, а также Греческое право, т.е. законы Ромейской (Византийской) империи и «наставления святых отцов» Ромейской Греко-Кафолической (ортодоксальной) церкви. Нет никакой нужды разбирать внутреннюю структуру данной христианской церкви и данной религии. Это их внутреннее дело. Каждый человек волен верить во что хочет и исповедовать ту религию, которую он выбирает. Вопрос в другом… Каким образом древняя история, старые традиции, религия еврейского народа с наложением на неё обрядов и законов греческого (ромейского) народа, вдруг стали частью «русского мира»? Только из-за того, что когда-то в прошлом произошло массовое крещение людей в Киеве или из-за того, что правители Киева стали использовать Греческое право (законы) вместо Славянского Права?

Далее, Александр Николаевич Островский говорит о «христианах, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев». Но разве это так на самом деле? В 17-ом веке, Греко-Кафолическая (ортодоксальная) церковь в России раскололась на две части. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Одной из причин раскола была попытка Никона подменить изначальные понятия в восточной христианской церкви. При переписи богослужебных книг фраза «правоверная вера христианская» заменялась на «православная вера христианская», а вот этого и не хотели признавать ни протопоп Аввакум Петров, ни его последователи. Таким образом, после раскола, в России стали параллельно существовать две ветви христианской церкви: государственная (ортодоксальная или никонианская) и независимая раскольничья (после указа от 17 апреля 1905 года имп. Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», она стала называться «старообрядческая») церкви. У каждой из этих христианских церквей на территории России существуют свои собственные обряды и обычаи, так что говорить о каком-либо «единстве веры, обрядности и обычаев» нельзя.

Вот поэтому и было сказано выше, что лишь небольшую часть понятия «русского мира», в трактовке Александра Николаевича Островского можно принять, а не всё понятие целиком.

Так что же изначально сокрыто в понятии «русский мир» и что нам нужно воспринимать как неотъемлемую часть этого понятия? Если мы обратимся к более старым определениям то, в первую очередь всплывают такие понятия как: «русский дух», «русская душа», «русское воспитание», «русское образование», «русская вера» и «русское наследие». Всё это связано с многовековыми и много тысячелетними устоями, обычаями, древними знаниями, а также с повседневным образом жизни русских людей. Это заложено в русских людях изначально, и даже не столько на генетическом уровне, сколько на глубинно-духовном, связанном с Родовой памятью.

Из всего вышеперечисленного следует, что «русский мир» — это человеческое сообщество объединённое едиными древнейшими духовными и душевными составляющими, которые взаимосвязаны с много тысячелетними устоями, обычаями и древними знаниями, а также с образом жизни православных людей, которые сохраняют древние наследия и древние знания своих Родов. Это описание «русского мира» извечно, оно не привязано к какой-либо форме власти в стране, системе её управления или существующего государственного строя. «Русский мир» — это в первую очередь внутренний духовный мир людей, который невозможно измерить современными мерами и понятиями.

При этом хочется также отметить тот факт, что все привнесённые от других народов, за последние одиннадцать веков, религиозные культы, верования и религии, хоть и стали вероисповеданием для некоторой части русских людей, но это всё же лишь их личный выбор, ставший частью их личного мировоззрения и мировосприятия. Считать, что чей-то личный выбор какого-либо вероисповедания, может хоть как-то повлиять на общее изменение душевной или духовной составляющей «русского мира» несостоятельно. Как говорили древние мудрецы: «Каждый человек верит своим Богам, но окружающий мир от этого не меняется, от веры человека изменяется только его внутренний мир».

Поддержка государственными структурами страны и ее законами каких-либо религий (церквей) или вероисповеданий, также не делает их частью «русского мира». Такая поддержка просто даёт возможность государственным структурам и чиновникам от власти контролировать людей с различными вероисповеданиями, влиять на граждан государства через представителей (священнослужителей) узаконенных в государстве конфессий. Это делается во всех странах, так называемого цивилизованного мира. Делается несмотря на постоянные громогласные заявления политиков и государственные законы, в которых говорится о том, что все конфессии (церкви) отделены от государства и, что чиновники от государственного аппарата не вмешивается во внутренние дела каких-либо конфессий (церквей).

Возникает резонный вопрос, какая же форма власти и управления в стране может сохранить самобытный «русский мир»?

Рассмотрим для начала несколько, известных до сих пор, форм правления и систем власти: монархия, империя, государство, демократия, республика и держава. На первый взгляд, некоторые вышеприведённые формы и системы означают одно и тоже, но это не правильный взгляд. Все вышеприведённые формы и системы различны, поэтому рассмотрим каждый вариант.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху. Данная форма правления характеризуется тем, что верховная власть и функции главы страны передаются по принципу наследования, от родственника к родственнику.

Импе́рия (от лат. imperium — власть) — могущественная военная система, объединяющая разные народы и территории в единую страну. Данная наднациональная идеократическая система сходна по форме управления с монархией, вот только во главе её стоит император, человек который не имеет прав престолонаследия, как в случае с монархией. Показательным примером может служить Франция. Сначала формой правления была монархия, верховная власть во Франции была у короля и она передавалась по наследству от отца к сыну. В начале 19-го века Франция стала империей. Возглавил Французскую империю Наполеон Бонапарт, ставший её императором. Он стал императором Франции, а не монархом, так как не имел кровного родства с французскими королевскими родами и не имеел законных прав на французский престол.

Государство — изначально, особая система жизнеуправления страной, где вся деятельность подчинена общепринятому всенародному праву. Во главе страны стоял государь, который избирался всеми сословиями страны, следил за соблюдением общепринятого всенародного права, разбирал возникающие споры между людьми, а в военное время занимался вопросами обороны страны. В наше время, государство это политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения. Это система устанавливающая и регламентирующая социальные нормы и правила жизни в стране путем принятия соответствующих законов.

Демократия (от греческого demos — богатый народ, рабовладельцы и kratos — власть) — дословно власть богатого народа, власть рабовладельцев. Данный тип общественной власти появился городах-полисах в Древней Греции. Эта система правления обеспечивает реализацию интересов и воли богатых людей, их контроль над народными массами, которых именовали «охлосом», т.е. тружениками и рабами. Поэтому, Джордж Бернард Шоу говорил: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных». В наше время, демократия, как форма правления немного изменилась, но суть её осталась прежней. Демократия обеспечивает реализацию интересов и воли богатых людей, а их контроль над народными массами производится посредством установленных ими определённых правил и законов.

Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественный, всенародный), форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо создаются представительными учреждениями (парламентами), либо назначаются уже стоящими у власти лицами. Данная система правления имеет двойственную структуру, внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура находится у всех на виду и действует открыто, а внутренняя структура, старается себя внешне ни как не обозначать, она действует совершенно по другим правилам. Небольшой пример. Система управления власти в республике основана на следующем, избирается путём голосования на избирательных пунктах руководитель (страны, области, края, губернии, города, села) и законодательная власть (дума, совет, парламент), это видимая, внешняя структура власти, в неё входит небольшое количество людей. А вот основное, наибольшее количество людей находящихся у власти, как раз и находится во внутренней структуре, которую никто и никогда не избирает. Поясню, люди на выборах избирают руководителя (президента, губернатора, мэра), это у всех на виду и никто не оспаривает этот факт. А вот кто выбирает людей, которые составляет властную администрацию (президента, губернатора, мэра)? Ведь это очень большое количество народу, от нескольких сот до несколько тысяч человек, наделённых самыми разными властными функциями, и при этом, этих людей никто и никогда не избирал и не передавал им властных полномочий. Такая же картина наблюдается и с законодательной системой республики.

Держава — независимая, могучая страна, которая существует самостоятельно, на основе своих внутренних установлений и правил, которые неразрывно взаимосвязаны с устоями родов, с общей культурой и традицией, а также с единым мировосприятием. Держава, благодаря своей системе взаимоотношений между людьми, может совершено автономно существовать не соприкасаясь с остальным миром, или благодаря своему внутреннему мощному потенциалу, может оказывать влияние на систему международных и международно-правовых отношений. Вся система благосостояния в державе построена на древнем принципе: «будет достаток в каждом роду, значит будет достаток в народе, ежели будет достаток в народе, значит будет достаток в державе, а если будет достаток в державе, то никакая сила или вражеская рать не сможет ее одолеть». Держава, в отличии от других форм и систем государственного управления, никогда не ведёт захватнических войн, только оборонительные. Все территориальные расширения державы происходят только лишь за счёт добровольных при соединений земель.

Из всех вышеперечисленных систем государственного управления, только в Державе возможно сохранить самобытный «русский мир».
ИСТОЧНИК — http://russkievesti.ru/novosti/obshhestvo/russkij-mir.html

Данная статья публиковалась в газете «Власть, общество, народ!» за номером 42-43 стр. 11-12. — смотрите абзац 3.6 — http://www.sovet-naroda.ru/images/gazeta/VON26.pdf#page=11&zoom=auto,-14,665

Концепция Русского мира

Русский мир (Русский мiр) — концепция объединения всех людей, ощущающих сопричастность к русской культуре и России. . Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а не на её этнический состав, а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди». Более широкая трактовка «Русского мира» такова: «Русский мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе». По мнению Шалимовой Н. А., русский драматург Островский А. Н. трактует понятие русский мир как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев».

Известны следующие примеры подобных объединений: Британское содружество наций, содружества франкоязычных и португалоязычных стран, ибероамериканский мир.

История

«„Концепция Русского мира“ впервые получила свое применение на Руси в годы т. н. собирательства Руси, когда первые Даниловичи стали централизовываться вокруг Московских земель. Эта политика привела к тому, что уже к XVI веку именно здесь и проходили основные идейные споры и богословские дискуссии. Концепция „Москва — Третий Рим“ (вышедшая из монастырской ограды), обращенная к Великому князю Московскому, является хрестоматийным примером, который необходимо учитывать нашим сегодняшним церковным и общественно-политическим деятелям.»

Особое внимание к этой концепции возникло в начале ХХI века, в связи с начавшимся периодом «собирательства» в среде множества людей, распылённых по постсоветским странам, возникшим в результате распада СССР, а также вынужденным эмигрировать из этих стран в 90-е г.г. ХХ века. В это время концепции Русского мира была высказана патриархом Московским и всея Руси Патриархом Кириллом. Считается также, что одним из множества авторов идеи русского мира является П. Г. Щедровицкий, который определил время возникновение понятия следующим периодом: 1993—1997 годы.

Основа концепции

Считается, что русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, возведённом на трёх следующих столпах:

  1. Православие.
  2. Русская культура и русский язык.
  3. «Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие».

В более широком смысле можно сказать, что Русский мир опирается на людей сходной культуры и близкого менталитета, независимо от их генетических, религиозных и других различий.

Общий менталитет и «историческая память»

«Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве слогана неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года. Автором данного лозунга считают преподобного Лаврентия Черниговского.

К русскому миру, помимо России, Украины и Беларусии, причисляют также Молдову. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишинёвско-Молдавской митрополии отметил следующее:

Нас иногда спрашивают: «А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы — мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ.

Тем не менее, для такой духовной общности выделяется совершенно чёткий физический центр: «Современная Россия становится центром огромной цивилизационной общности — русского мира, выходящего далеко за пределы одной страны».

1 сентября 2010 года на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх Кирилл указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан:

Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси.

Деятельность по укреплению русского мира

Деятельность по сохранению и развитию русского мира — это прежде всего деятельность по распространению и утверждению русского языка. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, ведётся работа по линии Русской православной церкви.

Среди организаций, содействующих укреплению русского мира, особого внимания заслуживает деятельность фонда «Русский мир». Фонд создан летом 2007 года с целью популяризации русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом. Финансируется в том числе из средств российского государственного бюджета. Работа фонда по реализации в 2007—2010 годах целевых программ «Кабинеты русского мира», «Профессор русского мира» и «Стажировки русского мира» наилучшим образом демонстрирует значение русского языка в рамках концепции русского мира.

Критика концепции и центры противостояния популяризации идеи «Русского мира».

Критика со стороны русских националистов

  • Русский мир – манифест филетизма? (ответ на правую критику)

Критика со стороны украинских националистов

  • Статья в Украинской правде
  • Украинская правда, 27 июля 2010
  • Отношение УНА-УНСО: Факты и фотографии

См. также

  • Русская цивилизация

Литература

Внешние ссылки

Сайт «Русский мир»

  • Кислов В.В. Русский Мир как элемент мирового цивилизационного разнообразия
  • Русский Мир: мегалингвистическая стратегия ноосферного развития человечества
  • Русский Мир: Археология русско-украинского братства
  • Русский Мир: Археология национального имени
  • Гореликов Л.А. Русский Мир: собственное имя русского этноса как коренной смысл его исторической жизни
  • Гореликов Л.А. Русский Мир: время духовного обновления
  • Гореликов Л.А. Русский Мир: пути духовного исцеления

Другие ресурсы

  • Статьи о Русском мире на сайте «Русский архипелаг»
  • Литературная премия «Молодой русский мир» // Новая литературная карта России, 16.10.2007
  • РУССКИЙ МИР Центр дистанционного обучения

Примечания

  1. В. А. Тишков Русский мир: смысл и стратегии, 2007
  2. Заместитель председателя ОВЦС: «Русский мир — это цивилизационная общность, образованная общими ценностями и общим опытом общественного строительства» / Новости / Патриархия.ru
  3. а б Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и российская ситуация. М.: Научный эксперимент, 2007.—124 с.
  4. Батанова О. Н. Русский мир как реальность и глобальный проект // Право и политика. 2008. № 12.
  5. а б в Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира
  6. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=38911 (Историк В. Ю. Венедиктов о концепции Русского мира)
  7. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник Русский мир: мифы и реалии // Московский Фонд «Россияне».—М.: 2003
  8. а б Геннадий Друзенко Геополитика от Патриарха: Царство Небесное vs «Русский мир» // Зеркало недели, № 44(772), 14—20.11.2009
  9. «Митрополит Кирилл на концерте в Киеве призвал к духовному единству». РИА Новости. 27 июля 2008. Retrieved 2010-09-04. Check date values in: |date= (help)
  10. Партия регионов. Официальный информационный сервер
  11. Святейший Патриарх Кирилл: Молдова — неотъемлемая часть Святой Руси / Новости / Патриархия.ru
  12. Наталия Нарочницкая: «Русский мир шире границ самой России» // Русская линия, 08.10.2007
  13. Коммюнике круглого стола «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Латинской Америке» (22-23 августа 2010 года, Буэнос-Айрес, Аргентина) / Офици …
  14. Предстоятель Русской Церкви призвал укреплять казачью солидарность на всем пространстве Святой Руси / Новости / Патриархия.ru
  15. Указ Президента Российской Федерации О создании фонда «Русский мир» — Российская Газета
  16. Программы Фонда

Поделись ссылкой с друзьями

«Русский мир»

5 мая 2012 года в МОУ «Русская Гимназия» состоялось учредительное собрание Межрегионального общественного движения «Русский мир». Основными целями создания МОД «Русский мир» являются:

— содействие объединению и координации деятельности общественных объединений и граждан во имя развития и сохранения этнической идентичности, национальной самобытности, духовного и культурного развития русского народа;
— содействие укреплению позитивного общественного мнения о русском народе, как государствообразующем и объединяющем другие народы России и о русском языке, как языке межнационального общения.

Учредителями Межрегионального общественного движения «Русский мир» выступили:
— Межрегиональное общественное движение «Русь Печорская»;
— Коми региональное отделение «Всемирный русский собор»;
— МОУ «Русская гимназия» (г.Сыктывкар);
— Сыктывкарская и Воркутинская епархия.

Среди участников учредительного собрания МОД «Русский мир» присутствовали:
— Лазицкий Андрей Анатольевич, заместитель министра национальной политики Республики Коми;
— Козлов Валерий Владимирович, первый заместитель главы администрации города Сыктывкара;
— Сизых Галина Александровна, директор ГБУ «Финно-угорский культурный центр Республики Коми»;
— Забровская Белла Леонидовна, председатель сыктывкарского отделения МОД «Русь Печорская»;
— Крупенько Аркадий Степенович, заместитель председателя Консультативного совета по делам национально-культурных объединений при министерстве национальной политики Республики Коми;
-Сидорова Людмила Леонидовна, директор МОУ «Русская гимназия»;
— Козлова Елена Васильевна, председатель Союза писателей Республики Коми;
— иеромонах Амвросий (Стрекачев), представитель Сыктывкарской и Воркутинской епархии;
а также писатели, общественные деятели Республики Коми и просто неравнодушные люди.

Самое активное участие в проведении учредительного собрания приняла известный поэт Мирошниченко Надежда Александровна.

Перед началом учредительного собрания было зачитано приветственное слово Преосвященнейшего Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского к участникам Учредительного собрания по созданию Межрегионального общественного движения «Русский мир»:

Возлюбленные о Господе соотечественники, дорогие братия и сестры!

Христос Воскресе!

Сердечно рад приветствовать всех Вас, кто не остается равнодушен к судьбе России – нашего земного Отечества, к судьбе великого русского народа и других народов, населяющих нашу многонациональную землю.

Действительно, сегодняшнее собрание является уникальным событием в жизни всего общества, и несомненно окажет положительное воздействие на души и сердца всех патриотов России, людей искренне любящих свою земную Отчизну.

В истории государства Российского были различные периоды. Многочисленные тяготы, войны, смутные времена пришлось пережить нашей Родине и ее народу. Но во все времена русский народ являлся государствообразующим, вокруг которого сплачивались другие народы, и совместными усилиями всегда удавалось побеждать и преодолевать все трудности. Невозможно переоценить подвиг русского народа и силу его духа. В эти весенние дни приближается празднование 67-ой годовщины Великой Победы над фашистскими захватчиками. Миллионы русских людей пожертвовали своими жизнями, но остановили фашистское нашествие. В неимоверно трудных условиях они победили, и спасли весь мир от коричневой чумы, исполнив тем самым заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна, глава 15 стих 13). Вечная память всем жизни свои на поле брани за Отечество наше положившим!

Но и в более дальние от нас времена несть числа примерам крепости русского духа, его богоизбранности. Недаром существует такое выражение – «Русь Святая». Великий сонм угодников Божиих – святых благоверных князей и княгинь, преподобных отцов в земле Российской просиявших, святых страстотерпцев и мучеников, предстоит ныне Престолу Божиему, и молится за всех нас, за любимую Русь. Как сказано в замечательных стихах иеромонаха Романа: «Россия, ты уже спаслась, имея столько праведных у Бога!»

Тем более нам, потомкам этих героических русских людей, которые просияли своими духовными и военными подвигами, необходимо соответствовать великому званию русского человека. Ибо проблем и трудностей хватает и в наши современные времена. Мы все хорошо знаем эти проблемы. Русскому народу сейчас необходимо объединяться, начать чувствовать локоть своего товарища, руку друга. Надеюсь, что сегодняшнее учредительное собрание тоже послужит великому делу объединения русского народа.

История – это наука, благодаря которой, можно хорошо видеть, что Православие, словно цемент, всегда скрепляло Российскую государственность, помогало русскому народу в годину самых смутных времен. Именно тысячелетняя Православная вера является той основой духовного возрождения, основой национальной идеи, в которой нуждается русский народ. «С нами Бог!» — торжественно провозглашает Русская Православная Церковь во время праздничных богослужений, и я надеюсь, что именно с Божией помощью, мы сможем преодолеть все трудности на пути возрождения духовного единства, на пути укрепления могущества богоспасаемой державы Российской!

По всем вопросам повестки дня участники учредительного собрания голосовали единогласно, проявив истинное единодушие.

Председателей Межрегионального общественного движения «Русский мир» едингласно был выбран известный писатель, журналист и общественный деятель Григорий Спичак.

По окончании официальной части учредительного собрания состоялся концерт творческих коллективов Республики Коми. Среди них: фольклорно-этнографический ансамбль «Русь Печорская», ансамбль «Балалайка», колектив школы бальных танцев «Секрет молодости», ансамбль народной песни «Северная околица», народный хор «Вольница».

«Русский мир» — как национальная идея

Почему я вновь о национальной идее? Да потому что стыдно, господа: скоро тридцать лет, как страна наша развивается неизвестно куда и строит непонятно что. Национальная идея – это ведь не «Пушкин-берёзки-балалайка», а вполне конкретная ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ, без которой все усилия страны подобны белке, бегающей в колесе, а все разговоры о развитии – пустой трёп. Если же спросить о национальной идее России власть имущих, то скорее всего, в ответ услышишь невнятное блеяние не то о «патриотизме», не то о «росте благосостояния граждан».

Начну со второго. При утрате «высших» идеологических ориентиров их, как правило, стремятся заменить неким понятным всем «шкурным интересом», наиболее известной формой чего является лозунг «неуклонное улучшение благополучия граждан». Проистекает он не только от презрения властей к собственному народу, воспринимаемому как жадный и порочный плебс, мечтающий исключительно о «хлебе и зрелищах», но и от идеологического убожества самих находящихся у власти лидеров, неспособных воспринимать в качестве даже собственной цели что-то, что невозможно так или иначе «употребить». Таким образом, провозглашение «увеличения благополучия» целью развития общества в 100% случаев означает полную идеологическую несостоятельность Власти и её принципиальную неспособность по этой причине задать Обществу какие-либо горизонты и стремления, кроме «жрать завтра больше, чем сегодня».

Именно это сделал Хрущёв в конце 50-х, заразив тем самым смертельным вирусом «коммунистический проект» в СССР. Та же цель осталась неизменной не только у Брежнева и всех последующих советских вождей, но и при Горбачёве, при Ельцине и, к сожалению, при президенте Путине. Который, изначально принимая её, как вполне отвечающую либеральным стандартам, даже по мере своей продолжающейся и поныне идеологической трансформации в сторону патриотизма, всё никак не решится выйти за рамки этой гнусной парадигмы, уже погубившей поздний СССР, разорившей вдрызг «ельцинскую» Россию и служащей едва ли не главным препятствием для рывка России сегодня.

Ибо для «рывка в будущее» нужна идеологическая мотивация, способная мобилизовать людей, объяснив им, ради чего придётся напрягаться и терпеть. В то время, как «улучшение благосостояния» в качестве официальной цели всегда и везде приводит к лишь тому, что находящаяся у власти «элита» (будь то номенклатура КПСС, ельцинские приватизационные олигархи или нынешняя «партия власти») улучшение это всегда начинает с себя, любимых. А достигнув, напрочь забывает о всём прочем народе, сосредоточив усилия на том, чтобы держать «плебеев» в узде, пресекая любые их попытки на что-либо в этой стране претендовать. Недаром (ох, недаром!) предупреждал св.Серафим Саровский, что «Все беды России происходят от партии бытоулучшателей»!

***

Судя по всему, президент Путин что-то такое подозревает, и действительно хотел бы заменить «улучшение благополучия» на нечто, более соответствующее нашей национальной ментальности. Например, в 2016 году он заявил, что «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Что было тут же подхвачено всем хором разнообразных «лоялистов», единогласно объявивших себя «патриотами», а патриотизм – «национальной идеей».

Нет, патриотизм – штука и правда полезная, а для достижения суверенитета и вовсе необходимая. Но назовите мне хоть одну страну, где бы патриотизм отвергался! Нет такой. Ибо любить Родину – совершенно естественное чувство для ЛЮБОГО гражданина ЛЮБОЙ страны – это как любить свою мать или своих детей. И именно поэтому выдвигать подобное «как у всех» на роль НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ конкретно России не подходит категорически. Это всё равно как сказать – «национальная идея России – это Закон всемирного тяготения!» Кто против данного закона? Все – за! Ну и славненько…

Я уж не говорю о том, что сплошь и рядом «патриотизм – как национальная идея» понимается и официально транслируется как безусловная лояльность любым действиям нынешней Власти, включая самые преступные и идиотские. Не принимаешь, к примеру, пенсионную реформу или рост цен на бензин? Значит – не патриот!

Поэтому, как гражданин и патриот, хочу помочь своему Президенту с поиском НАСТОЯЩЕЙ национальной идеи. Называется она: «РУССКИЙ МИР».

Да, эти слова сегодня только ленивый не повторяет, хотя о том, что они означают, каждый понимает по-своему. Так что для начала внесём ясность.

По поводу того, что есть «Русский мир», есть два совершенно отличающиеся друг от друга версии.

Первую предложили в 1990-е наши власть имущие либералы, которые не имели иной цели кроме как «вписаться в Запад», сами протырившись в состав «мировой элиты». Посему «Русским миром» они именовали этакий условный «архипелаг»: в центре его – Россия, а вокруг — разбросанные по миру зарубежные русскоговорящие диаспоры, через лоббистские возможности которых предполагалось проникнуть в мировые элиты и получить доступ к зарубежным ресурсам.

Соответственно, «Русский мир» понимали они как коммуникационную среду, позволяющую им общаться с «русскоговорящими» Брайтона, Лондона и Иерусалима. При том, что русские Тамбовщины, Кавказа и Средней Азии интересовали их постольку-поскольку. Кстати, именно эти люди, среди которых известный ельцинский экс-министр нацполитики академик Тишков, сочиняют ныне для России теорию «гражданской нации», единство которой построено на одинаковых паспортах и языке общения. В чём трудно не узнать перенесённый на российскую почву американский «плавильный котёл».

Но было и другое понимание Русского мира – как культурного и духовного поля нашей тысячелетней Русской цивилизации, объединившей вокруг русской системообразующей основы множество иных народов и культур. Это поле не связано с границами, религией или этническим происхождением – «русскость» определяется в нём прежде всего цивилизационной принадлежностью. Именно в таком контексте Русский мир – оптимальная идея для России, позволяющая придать осмысленность её развитию и политике.

***

Попробую обосновать сказанное.

Итак, во-первых – ЦЕННОСТИ. Любая цивилизация строится на основе базового набора ценностей, которые пытается так или иначе реализовать. Русский мир – не исключение. В вышедшей в 2016г книге «Семь слов о Русском мире» Патриарх Кирилл предложил набор из пяти вполне приемлемых базовых ценностей: вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство.

Как мне представляется, понимать их можно примерно так:

Вера – приоритет человеческого духа над материальными ценностями и «шкурными» интересами.

Державность – безусловная преданность своему Отечеству, как «земле своих предков», её народу, её нераздельному на «плохие» и «хорошие» периоды прошлому, безусловный приоритет национальных интересов над частными, групповыми и международными.

Справедливость – основанное на имеющихся в обществе моральных установках распределение жизненных благ и социального статуса в зависимости от вклада человека в общее благо.

Солидарность – основанное на осознании соборного единства и общей исторической судьбы народа братское отношение к ближним, не позволяющее воспринимать их как «ресурс» для собственного благополучия или конкурентов в борьбе за лишний кусок.

Достоинство – осознание ценности свободы, понимаемой не как права без обязанностей, но как право и возможность поступать по совести — в соответствии с духовно-культурными и моральными установками своего народа и своей Русской цивилизации.

Как видим, всё вышеперечисленное вполне укладывается в то, что мы называем «традиционной национальной ментальностью», причём – применительно как к Православию, так и к другим традиционным для России религиям. Стало быть, заложить эти ценности в основу необходимой стране государственной идеологии, сделать соответствие им критерием правильности и неправильности тех или иных действий и строить на их основе всё остальное – выглядит вполне разумным.

Во-вторых. Русский мир, принятый в качестве национальной идеи, задаёт понятную для всех самоидентификацию «свой-чужой»: «свои» для нас – те, кто за Русский мир, а «чужие» — те, кто против. Причём – независимо от их гражданства, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Именно такое разделение мы видим сегодня в воюющем Донбассе, где в окопах по обе стороны – русские, украинцы, чеченцы, православные, мусульмане и т.д. При этом одни воюют за глобальное торжество Запада (считая Украину его частью, с чем Запад, скажем мягко, не вполне согласен), другие – за Русский мир, частью которого считают Украину и украинцев-малороссов.

В-третьих. Данная национальная идея обосновывает геополитическую роль нашей страны в современном мире – как лидера Русского мира и покровителя всех «цивилизационно русских». А с другой – вполне цивилизованно мотивирует усилия России по реинтеграции хотя бы части постсоветского (и более широко – евразийского) пространства без возможности обвинить её в «имперских амбициях». Ведь Германия покровительствует ВСЕМ немцам, а Израиль – ВСЕМ евреям мира, вот и мы станем покровительствовать всем «цивилизационно русским» — сторонникам ценностей и мировоззренческих подходов нашего исторически сложившегося цивилизационного и культурного пространства – Русского мира. А там – посмотрим…

Наконец, в-четвёртых. Русский мир – это решение «нерешаемого» в нынешних условиях вопроса о государствообразующем статусе русского большинства в России. Ибо, коль скоро, «русское ядро» общепризнанно является системообразующей основой всего Русского мира (с чем невозможно спорить), то оно же автоматически является таковым и для России как его «центра».

Допускаю, что найдётся немало охотников покритиковать меня и оспорить данную аргументацию. Но пусть они прежде приведут хоть один вариант национальной идеи, способный вот так же дать приемлемые ответы по вышеприведённым четырём пунктам. Если, конечно, у них получится.

***

И в заключение – о том, что именно Россия, принявшая национальной идеей развитие и распространение на планете Русского мира, может предложить остальному человечеству.

В уже приводимой мною выше книге «Семь слов о Русском мире» Патриарх совершенно логично замечает, что современному миру, построенному на конфликте (конкуренции каждого с каждым, которая, якобы, подталкивает прогресс) Русский мир может противопоставить идею солидарного общества, где сословия, сообщества и отдельные люди являются не конкурентами, а соработниками в общем деле – построении общего будущего. Где, как писал в своё время Иван Ильин, «или у всех сразу будет, или у всех сразу не будет». Но, разумеется, прежде чем предлагать эту модель другим, придётся хотя бы отчасти реализовать её у себя.

Да, сегодняшняя Россия весьма и весьма далека от такого общества. Но ведь задача построения его и не стояла в ней на государственном уровне — по крайней мере, в течение последних лет тридцати! А Русский мир, принятый в качестве национальной идеи, декларирует её как государственную задачу, всё препятствующее которой относится к категории антигосударственной деятельности… И пусть коммунисты считают эту модель «новой редакцией социализма», а монархисты – «православной соборностью»: оба будут правы, а значит – смогут на этой общей базе наконец-то договориться, отложив на потом исторические разборки, ибо и те, и другие ощущают себя частью Русского мира.

***

Считаете меня идеалистом? Но как сказал один весьма разумный человек: «Чисто прагматический проект имеет тупиковый характер. История свидетельствует, что самую высокую практическую ценность и надёжность демонстрируют как раз идеальные ценности, и только с опорой на них можно выстроить по-настоящему прагматический проект, рассчитанный на долгую жизнь». (*Андрей Кобяков «Дракон, орёл и медведь», Ж-л «Изборский клуб»№6-7 (42-43), 2016)

Не могу с ним не согласиться. Ибо Русская цивилизация – идеократическая до мозга костей. Никогда и ничего она не могла сделать, руководствуясь не идеями, а чистым практицизмом и рациональностью. И именно поэтому побеждала и достигала всего, чего достигла.

То же самое можно сказать и о нынешней ситуации, из которой чисто прагматического выхода не существует в принципе: существующую систему, созданную в основе своей в 1990-х, в принципе невозможно ни усовершенствовать, ни реформировать, а только заменить. Именно понимание этого толкает сегодня молодёжь в протесты, возглавляемые весьма одиозными лидерами, по сути не предлагающими ничего, кроме как… возвращение в те же 1990-е.

При этом всем нормальным людям давно ясно, что «слегка подлатать и оставить как есть» не получится. А кардинальное изменение системы называется «революцией», и бывает она либо мирной («революция сверху»), либо в варианте гражданской войны («революция снизу»). И та, и другая основывается на некой ИДЕЕ, способной обеспечить ей массовую поддержку. Русский мир оптимально подходит в качестве такой идеи, способной предотвратить гражданскую войну «брат на брата» со всеми её «прелестями» и рисками для страны.

Да, «элиты» наши вряд ли это примут, даже если поймут. Можно допустить, что ввиду отсутствия иных идей, это мог бы воспринять Президент… если бы не известное «короля играет свита». Так что шансы достучаться до «верхов» весьма и весьма невелики.

Поэтому статья эта обращена прежде всего к вам – кому не всё равно, и «так как сейчас» — давно поперёк горла. Предлагаю запустить в общественное пространство для обсуждения новый общественно-политический тренд «РУССКИЙ МИР» — как основу для единения всех согласных с ним общественных сил, способных ради сохранения Родины хотя бы на время отложить идеологические разборки и завязать амбиции добрым морским узлом. Только если этот тренд станет достаточно массовым, появится хоть какой-то шанс «достучаться» до этих ребят, отгородившихся от нас кремлёвской стеной: ибо игнорировать мнение народа «верхи» перестают только тогда, когда это становится невозможным и небезопасным.

Обращаюсь к не разменявшему ещё совесть на лайки и рейтинги интернет-сообществу: в нынешних российских условиях вы – единственные, кто сможет хотя бы запустить в информационное пространство эту тему. В конце концов, если удастся сдвинуть и раскрутить её в «топ» новостей – это будет такой «хайп», какого вы ещё не получали и вряд ли когда-либо получите.

Обращаюсь к десяткам мелких патриотических партиек, уже приговорённых к скорому уничтожению и заведомо неспособных пробиться через жёстко контролируемые выборы на политическое поле, всецело занятое необъятным задом «Единой России». Консолидация и хотя бы тактический союз под брендом «Русский мир» — ваш шанс избежать политического небытия и сделать хотя бы что-то из обещанного при создании своим сторонникам.

Обращаюсь, наконец, к ещё не доеденному окончательно (но в перспективе – тоже приговорённому) русскому бизнесу – найти способ и поддержать.

Возможно, моё обращение останется «гласом вопиющего в пустыне». Но по крайней мере, на том, Высшем суде я смогу ответить, что не промолчал и делал то, что мог.

А что ответите Вы?!

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Существует мнение, что впервые сформулировал определение «Русского мира» президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук граф Уваров.

В середине XIX века писатель Пантелеймон Кулиш писал:

Судя по сходству древних обычаев у Великороссов и Малороссиян, надобно думать, что в глубокую старину вся Русь говорила одним и тем же языком, или очень сходными между собою наречиями… Тем не менее, однакож, язык земли Киевской должен был служить образцом для всего первобытного русского Мира.

— Об отношении Малороссийской словесности к обще-русской // Эпилог к роману «Черная рада»

В наше время концепцию Русского мира развивает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Считается также, что автором идеи русского мира является П. Г. Щедровицкий, который определил время возникновение понятия следующим периодом: 1993—1997 годы.

Считается, что русский мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, возведённом на трёх следующих столпах:

  1. Православие.
  2. Русская культура и русский язык.
  3. «Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие».

Президент Путин в конце 2006 года, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, в преддверии Года русского языка в качестве составляющих Русского мира выделил «русское слово» и «русскую культуру»:

Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир».

Единый мир восточно-христианской православной цивилизации

Иногда русский мир называется ещё «единым миром восточно-христианской православной цивилизации». Например, такое название патриарх Кирилл использовал в поздравлении временно исполняющего обязанности президента Молдовы Михая Гимпу с Днём независимости Молдовы, при этом указав, что к сему миру принадлежат не общества или сообщества православных внутри обществ, не страны, а государства.

Митрополит Кишинёвский и всея Молдавии, предстоятель Православной церкви Молдовы Владимир называет Молдову «нашим государством». Так, в ответ на вопрос: «Молдова хоть и православная страна, но всё-таки многонациональная. Есть и католики, и адвентисты, и другие конфессии. Предположим, в школах вводится преподавание основ православия. И что же ребенок-католик должен будет изучать?» — Владимир сказал: «Во втором пункте законопроекта о преподавании дисциплины „Основы православия“ в доуниверситетском образовании Молдовы есть статья, в которой говорится, что дети имеют возможность изучать альтернативный предмет духовно-нравственного воспитания с первого по четвертый класс и историю религии с пятого по двенадцатый класс. Так что мы не принуждаем их, но они обязаны знать основы нашего государства, нашей церкви, если они уважают нашу страну».

Политические конфликты

Поскольку любая человеческая общность обитает на некоторой территории, русский мир может быть оформлен и географически. А именно: территориями государств Россия, Украина, Беларусь, Молдова и русскоязычных общин за пределами этих четырёх государств, принадлежавших ранее не только Святой Руси, но и Российской империи. По мнению Дмитрия Фурмана, «Это не постсоветское, а постимперское пространство, оно создано Российской империей, и все те элементы сохраняющегося единства, которые есть на этом пространстве, порождены общей историей, порождены принадлежностью всех стран СНГ и стран Балтии к Российской империи и её преемнику — СССР».

Против идей Русского мира выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата. По мнению главы УПЦ КП Филарета, концепция Русского мира, которую подвигает патриарх Кирилл, предусматривает объединение России, Беларуси и Украины в единое духовное пространство: «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины ее государственности и независимости».

Не поддерживает идеи русского мира также Украинская автокефальная православная церковь, считая, что объединение украинских православных церквей не может основываться на концепции русского мира. В то же время глава Украинской грекокатолической церкви считает, что в концепции русского мира имеет место подмена понятий: «когда этот „русский мир“ перестает быть только „российским миром“ и проектируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной неотъемлемой составляющей, возникает очень много вопросов».

Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские националисты традиционно пикетировали административное здание посольства России с требованием не втягивать Украину в проект, называемый «русский мир».

По мнению некоторых украинских аналитиков, продвижение принципов Русского мира будет способствовать дальнейшей дезинтеграции, расколу украинского общества.

  • Русская цивилизация
  • Русскоязычные
  • Англосфера
  • Китайский мир
  • Франкофония
  • Лузофония
  1. Тишков В. А. Русский мир: смысл и стратегии, 2007. стр. 2
  2. Заместитель председателя ОВЦС: «Русский мир — это цивилизационная общность, образованная общими ценностями и общим опытом общественного строительства» / Новости / Патриархия.ru
  3. 1 2 Христианская цивилизация: система основных ценностей. Мировой опыт и российская ситуация. М.: Научный эксперимент, 2007.—124 с.
  4. Батанова О. Н. Русский мир как реальность и глобальный проект // Право и политика. 2008. № 12.
  5. 1 2 3 Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном открытии III Ассамблеи Русского мира
  6. О русской идее, триаде графа Уварова и универсальности христианства // Владимир Можегов apn.ru 2005
  7. «Триада графа Уварова» // Стенограмма открытой лекции Алексея Миллера 2007
  8. Татьяна Полоскова, Виталий Скринник Русский мир: мифы и реалии // Московский Фонд «Россияне».—М.: 2003
  9. 1 2 Геннадий Друзенко Геополитика от Патриарха: Царство Небесное vs «Русский мир» // Зеркало недели, № 44(772), 14—20.11.2009
  10. Лидия Сычёва. Русский язык, русская культура, русский мир // РФ сегодня, № 4, 2007
  11. Митрополит Кирилл на концерте в Киеве призвал к духовному единству. РИА Новости (27 июля 2008). Архивировано из первоисточника 7 мая 2012. Проверено 4 сентября 2010.
  12. Партия регионов. Официальный информационный сервер
  13. Святейший Патриарх Кирилл: Молдова — неотъемлемая часть Святой Руси / Новости / Патриархия.ru
  14. Наталия Нарочницкая: «Русский мир шире границ самой России» // Русская линия, 08.10.2007
  15. Коммюнике круглого стола «Соотечественники и Русская Православная Церковь: опыт соработничества в Латинской Америке» (22-23 августа 2010 года, Буэнос-Айрес, Аргентина) / Офици …
  16. Предстоятель Русской Церкви призвал укреплять казачью солидарность на всем пространстве Святой Руси / Новости / Патриархия.ru
  17. Патриаршее поздравление с Днем независимости Молдовы / Патриарх / Патриархия.ru
  18. Ъ-Власть — «Бог укажет, кто должен стоять у руля»
  19. Указом Президента установлен День русского языка — 6 июня (Кремлин.ру)
  20. Указ Президента Российской Федерации О создании фонда «Русский мир» — Российская Газета
  21. Программы Фонда
  22. ПОЛИТ.РУ \ ПУБЛИЧНЫЕ ЛЕКЦИИ \ От Российской империи до распада СНГ
  23. 1 2 УПЦ КП не советует патриарху продвигать «русский мир» / Релігія в Україні, 1.07.2010
  24. Артем Скоропадский. Патриарха Кирилла плохо встречают / Коммерсантъ Украина, 2.07.2010
  25. УАПЦ попросила вищі установи Вселенської Церкви розробити механізми відновлення євхаристійної єдності з українським православ’ям // Релігійно-інформаційна служба України (укр.)
  26. Глава УГКЦ про «російський світ» і червоний прапор // УНІАН (укр.)
  27. Националисты протестуют в центре Киева против «церковной оккупации» Украины / Интерфакс, 27 июля 2011
  28. КУН и УНА-УНСО протестовали в Киеве против приезда патриарха РПЦ / Подробности, 26 июля 2011
  29. Александр Марченко. Принципы «Русского мира» для Украины: единство или раскол? / Релігія в Україні, 27.05.2011
  30. Визит Кириллла: «Русский мир» или раскол украинского православия? — эксперты / LB.ua, 27.07.2010

Ссылки

  • Г. Миронов «Россия, Белоруссия и Подкарпатская Русь — ЭТО и есть Святая Русь»
  • Статьи о Русском мире на сайте «Русский архипелаг»
  • Литературная премия «Молодой русский мир» // Новая литературная карта России, 16.10.2007
  • РУССКИЙ МИР Центр дистанционного обучения
  • Статьи о Русском мире в Центральной Азии на сайте «Русские в Азии»

Для улучшения этой статьи по социологии желательно?:

  • Добавить иллюстрации.