Чудеса афона

Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе. Часть 1

Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» – абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. Автор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.

(FLV файл. Продолжительность 0 мин. Размер 35.2 Mb)

Поговорим сегодня об Афоне – об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное – было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, – «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.

На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, – это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.

Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни в коем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский – Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона – что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.

Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем – «Святой таинственный Афон» – я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон – это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.

Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо – куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам – я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.

Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца – что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.

Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу – седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери – и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, – совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает – причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.

Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.

Продолжение

Ежедневное чудо Святого Афона

Афонский монах отец Иаков, главный певчий соборного храма, приехал в Ригу, чтобы спеть в Домском соборе вместе с хором Московского патриархата, и привёз нам благословение афонских старцев. «Субботе» посчастливилось побеседовать с ним.

Монах Иаков — главный протопсалт Карейского соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой горы Афон. Он родился в городе Салоники. С детства изучал византийскую музыку и имеет степень и диплом в этой области. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин». В 1993 году поступил в монастырь Каракал на Святой горе Афон. Он обучал византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор. С 1996 года монах Иаков живёт в столице Святой горы — Карее, в восстанавливаемой им келье. Сегодня он служит протопсалтом (главным певчим) соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Словами не описать

На улочках Старой Риги его можно было заметить очень издалека: высокий стройный грек в чёрной монашеской рясе, карие глаза смотрят серьёзно и внимательно. А когда начинает говорить — хочется молча слушать, даже не понимая по-гречески. Голос у отца Иакова удивительный.

В Латвии афонский монах Иаков не первый раз. В январе вместе с камерным хором Московского патриархата он исполнял рождественские песнопения. И вот сейчас, как и тогда, в Домском соборе прозвучала музыка, которую легко охарактеризовать одним словом — божественная. Во всех смыслах.

Мы попросили разрешения его сфотографировать. Он согласился и терпеливо ждал, пока фотограф устанавливал свет и аппаратуру. Но удивительное дело — десятки кадров оказались засвеченными будто изнутри. И только два снимка наконец получились. Один из них вы видите. Наверное, главное в нём — глаза. И тот внутренний свет, который ни с каким освещением не сравнится. Потому что он из души.

Перед тем как задавать вопросы, я вспомнила давнюю поездку в Грецию: тогда мы с друзьями проплыли на кораблике вокруг Святой горы Афон, вдоль величественных монастырей, крыши и купола которых тонули в зелени. Как жаль, думали мы, что нельзя увидеть это вблизи: с древних времён женщин на Афон не пускают. А на кораблике в это время звучали записи песнопений афонского монашеского хора.

А потом ночью в маленьком греческом городке я сидела на балконе гостиницы, смотрела на море и думала, что Святая гора круглые сутки не спит — днём и ночью люди, ушедшие туда от мира, молятся за весь мир. И за каждого из нас. Многие монахи, рассказали нам, живут в аскезе и вообще спят по два-три часа, не больше… В это время кто-то опять включил записи афонских песнопений. До сих пор помню — ощущения были потрясающие.

Простите за длинное вступление, просто хотелось передать настроение, с которым мы начали разговор с отцом Иаковом. Вместе с ним к рижанам прибыла музыка Афона.

Особый образ жизни

— Отец Иаков, вы сказали, что приехали петь с благословением афонских старцев…

— Всегда, когда кто-то из монахов куда-то уезжает, он согласовывает свои действия и с монастырём, к которому духовно принадлежит, и со своим духовником, чтобы совершить это путешествие.

— Как часто вы покидаете монастырь?

— Не особенно часто. Последние разы были связаны с концертами в Риге, Москве и Петербурге.

— Как давно вы живёте на Афоне?

— 20 лет. Меня часто спрашивают, как я туда попал. Это не так просто объяснить в двух словах, потому что и сам человек с трудом понимает такие серьёзные вещи. Естественно, помогает Господь, но и воля человеческая содействует.

— Действительно ли на горе Афон есть монахи, которые пришли туда в возрасте 12 лет?

— Это раньше, 40-50 лет назад, такое часто было. Сейчас этим монахам по 60-70 лет… Последние 30 лет такого не происходит. И запрещается, и нет такой традиции. По закону человеку, который уходит в монастырь, должно быть 18 лет. Обычно приходят люди в возрасте 20-30 лет. Раньше, после Второй мировой войны, экономические условия были трудные, и родственники привозили маленьких детей на Афон, чтобы выжить. А потом им там нравилось, и они оставались на Афоне навсегда.

— А что надо для того, чтобы остаться?

— Естественно, есть испытательный срок в один-два года. И дальше игумен и духовники монастыря судят, может ли он остаться и продолжить духовный подвиг в этот промежуток времени, может ли он жить этим образом жизни…

Сокровища Афона

— Музыкальной традиции Афона более тысячи лет. Она связана с византийскими традициями…

— Византийская музыка — это что-то особенное. И Афон — особое место для византийской музыкальной традиции. Византийский певческий стиль взращивается непрестанно в течение тысячи лет. Что касается меня — это благословение для меня, что в течение всего времени на Святом Афоне я был сопричастен этой традиции. И сейчас я пою в главном храме столицы Афона — Протате. И таким образом продолжаю эту музыкальную традицию и вношу в неё свой вклад.

— В афонских монастырях хранятся настоящие сокровища: реликвии, древние рукописи, книги… Вы имеете возможность их читать?

— Кроме духовной Святая гора несёт и культурную миссию. Афон хранит огромное количество рукописей, также есть записи, которые появились в последние годы. А когда мы говорим о сокровищах, которым свыше 800 лет, это, конечно, множество древних икон, реликвий, и монахи в их хранении превосходят хранителей музеев.

Как-то я пошёл в византийский музей в Салониках, недавно открытый. И там почувствовал большую гордость за Святую гору, потому что то, что я видел в Салониках, нельзя сравнить с тем, что я видел на Афоне, — Афон превосходит, конечно, любой музей. И это мы говорим о Салониках — византийском городе.

Паломники Святой горы

— Как складывается ваш день на Афоне?

— 20 лет я живу на Афоне. 16 лет жил в одном из 20 монастырей — это монастырь Каракалы — и создал там хор, с которым мы выступали на различных празднованиях. Конечно, помогали мне и другие афонские отцы. Последние четыре года я живу в келье — это как скит, и я там сейчас один. Выполняю послушание — пою в храме Протата, где находится совет Святой горы.

У монаха очень много разных дел. Главное значение имеют духовные вещи. Ежедневные службы длятся намного дольше, чем в миру. Есть занятия ручным трудом. Каждый занимается тем, что ему установлено. В монастыре это обычно послушание, а в скиту — различные работы по дому. Также я занимаюсь музыкой, по нескольку часов каждый день.

— Очень много паломников приходят на Афон. Как там их встречают?

— Есть такое послушание монашеское — принимать паломников, а есть гостиничное. Есть специальный монах, который встречает паломников, угощает их, даёт им комнату, если они хотят остаться. Паломники могут ходить везде, заходить в любой монастырь.

Прекрасно на Афоне именно это, и это отличает его от других мест: когда ты приходишь в храм, там не как в музее, где ты видишь мёртвое пространство, — на Афоне, в монастырях, каждый, кто заходит, видит как бы живой музей с огромным числом бесценных экспонатов, но при этом везде жизнь. Паломники видят всё — службы, послушания монахов: как они молятся, гуляют, общаются. Это производит впечатление на людей.

— Они не мешают монахам?

— Всё-таки не так всё неуправляемо, у монахов есть места, где они могут уединиться, есть часы, когда они свободны. Это считается благим делом, любовью к ближнему со стороны монахов — помочь паломнику. Гостеприимство — это добродетель, и на Афоне оно имеет особую ценность.

— Были случаи, когда паломники оставались?

— Конечно, были люди, которые приезжали паломничать и потом становились монахами. Но сразу приехать и остаться — это редко. Сейчас всё строже. Игумену и духовнику нужно быть более внимательными, и самому человеку нужно очень серьёзно подумать, прежде чем причислиться к братии, монастырю, скиту.

— Есть общие праздники, когда все 20 монастырей объединяются?

— Каждый монастырь имеет свой престольный праздник. Есть традиция, чтобы монахи со всех монастырей собирались вместе и молились на этих престольных праздниках. Кроме монастырей есть также скиты и кельи, и там тоже такая традиция. Самые большие престольные праздники проходят в Великой лавре, в Иверском и Ватопедском монастырях. Это самые большие монастыри, и в них собирается очень много народа.

Пасха на Афоне

— Ваше рижское выступление перед Страстной неделей и накануне Великой Пасхи — это специально по времени задумано, такое подкрепление духовное?

— Этот концерт духовной музыки мы проводим вместе с Анатолием Гринденко и московским хором, которым он руководит. Мы выбрали темой страсти Господни. И это совпало с подготовкой к Пасхе, которую мы будем скоро праздновать. Поэтому песнопения связаны с событиями Страстной седмицы. Мы хотели помочь тем, кто желает подготовиться к этим дням.

— Как проходит Пасха на Афоне?

— Отпраздновать на Афоне Пасху, эти святые дни, — совершенно уникальный опыт. Пережить это могут только мужчины, так как женщинам не разрешено приезжать на Афон. Паломники уезжают домой очарованными и восхищёнными, и это остаётся с ними на всю жизнь. Во время Пасхи службы длятся очень долго, но люди, которые приходят (хотя в миру, возможно, и не ходят на службы), у нас присутствуют до последней минуты и совершенно не утомляются. Особенно те, которым удаётся остаться на сам пасхальный день. Это что-то особое, это не описать словами, а надо пережить.

Это было, есть и будет

— В храме, где вы поёте, хранится чудотворная икона Богоматери «Достойно есть»… Пресвятая Богородица считается покровительницей Афона…

— Афон считается земным уделом Богородицы. Когда святой Пётр Афонский впервые попал сюда, по преданию, Богородица сопроводила его и обещала, что того, кто приедет жить в это место, она обеспечит всем необходимым в этой и будущей жизни, если он посвятит себя духовному спасению. Все мы, святогорцы, живём там, поэтому у нас особые любовь и благоговение перед Пресвятой Девой. Множество чудотворных икон находится на Афоне, практически во всех монастырях. Это наша покровительница, предстательница.

— По преданию, сто лет назад на Афоне было явление Богородицы, сохранились воспоминания об этом событии. В наше время бывали явления?

— Конечно, могут быть явления, но откуда нам знать об этом? Если бы я увидел Богородицу, я никому не рассказывал бы. Важно не настолько её явление воочию, важно то, что мы чувствуем там. Мы её чувствуем как путеводительницу в нашей жизни. А явления зрительные — это то, что случается в особых ситуациях с определёнными людьми, когда есть на это причина. Мне не нравится доказывать, что это есть. Я абсолютно убеждён, что явления Пресвятой Богородицы были, что они сейчас происходят и будут происходить в будущем.

Важно, что мы чувствуем в своей душе уверенность, которую Богоматерь даёт, ежедневное удостоверение Её обещаний, и это подтверждается каждый день в нашей жизни. И я думаю, что это непрерывное чудо, ежедневное чудо. Любой монах на Афоне скажет то же самое. Её присутствие явно и точно, несомненно.

Паломники, которые приезжают на Афон, говорят, что когда они спускаются с корабля и ступают на эту землю, то чувствуют что-то особое. Но мы не можем объяснить, что именно. И я им говорю: «Вы чувствуете благодать Богородицы, которая присутствует в этом месте».

— Считается, что гора Афон — одно из немногих мест на Земле, которое как столп света связывает землю с небом…

— Истина состоит в том, что это место 24 часа в сутки наполнено молитвами — молитва там не прекращается.

— Мир жив, пока вы молитесь за нас?

— Мир жив, потому что Бог нас любит и постоянно пытается найти способы, чтобы нас помиловать. И если мы за вас будем молиться, это не значит, что вы обязаны нашим молитвам. Но Господь находит повод в каждом человеке, чтобы помочь ему.

— Отец Иаков, скажите, пожалуйста, несколько пожеланий для наших читателей. Накануне Пасхи это очень важно.

— Наши дни трудные, наше время трудное, во всём мире постоянно происходят кризисы, поэтому люди потеряли ориентиры. Слишком много разной информации идёт с разных сторон. Я желаю вам, чтобы как можно больше людей в мире попробовали православную традицию и стали жить по ней. Жить согласно учению церкви. И я верю, что тогда будет какая-то перемена в жизни, очень значительная. Думаю, это основное в наши дни — найти свой путь.

Я прошу и желаю всем попробовать этот путь. И думаю, что через некоторое время душа сама удостоверит их, что это путь верный…

Чудо на Святой Горе: как Богородица исцелила паломника, который задумал нарушить запрет афонитов

Один из читателей проекта «УНИАН-Религии» и сайта «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» рассказал о случае, который с ним произошел на Святой Горе – о том, как он хотел нарушить запрет афонитов и искупаться в море у берегов Афона, и о том, к чему привела эта затея.

Известно, что купаться возле Святой Горы по уставу, строго запрещено как монахам, так и приезжим паломникам. Однако у любителей поплавать все же возникает искушение нарушить этот запрет.

Паломник, который увлекается плаванием, перед первой поездкой на Афон расспрашивал у друзей и знакомых, можно ли поплавать в Эгейском море и, особенно, у берегов монашеского полуострова. Получив отрицательный ответ, он решил, что, если никто не будет видеть – все же можно нарушить запрет.

Когда мужчина прибыл в Уранополис – поселок, из которого отправляется паром на Святую Гору, он решил поплавать возле одного из отелей. Был октябрь и постояльцы отеля с удивлением рассматривали пловца, так как было уже холодно.

Мужчина заплыл далеко от берега и решил нырнуть, чтобы достать пару морских камешков. Когда он рукой дотронулся дна, почувствовал, будто выстрел пронзил его руку. Боль была настолько сильной, что на какое-то время он не понимал, в какую сторону ему плыть.

Когда он поднялся на поверхность – увидел, что подушечка среднего пальца истекает кровью. Он промыл рану, и увиденное поразило его!

«Заметил аккуратную глубокую дырочку, от удивления даже открыл рот. Такое впечатление, что дыроколом для ремня проделано отверстие. Два сантиметра плоти в диаметре и гораздо больше сантиметров в глубину у меня просто отсутствовали, а в глубине виднелось, что-то черное!», — рассказал паломник.

Мужчина предположил, что «что-то черное» — это иголка морского ежа. В течение пяти минут он безрезультатно пробовал ее выдавить. Рана сильно кровоточила, и он побежал к грекам, которые работали недалеко, в таверне. Греки отправляли пострадавшего от одной лавки к другой, но никто не знал, что это. Они с ужасом смотрели на паломника. Грекам все же удалось остановить кровотечение. Затем рану залили оливковым маслом, так как оно помогает извлечь клещи, потому они надеялись, что это подействует и в этом случае.

Горе паломник чуть не опоздал на паром! Прибыв на Афон, он заметил, что рука сильно опухла. На второй день он уже не смог разгибать пальцы на руке. Также повысилась температура тела.

В монастырском лазарете ему ввели обезболивающее, попытались пинцетом достать кусочек иглы морского ежа, но так ничего и не получилось. В лазарете не было хирурга, а возвращаться на материк мужчина не хотел.

На следующий день положение ухудшилось – рука болела, пошевелить пальцами не удавалось. Паломник пошел к морю, чтобы промыть рану.

Увидев тихую гладь лазурного моря, ему пришла в голову затея покупаться, пока никто не видит. В этот миг он поскользнулся на камне и упал, ударившись головой и спиной, приземлился на больную руку.

Мужчина с удивлением отмечает, что падение было весьма необычным – он видел момент падения как бы со стороны, как в замедленной съемке. Также он отметил, что «как будто рука заботливой Мамы меня аккуратно уложила на эти булыжники… Если бы я упал так в миру, то последствия были бы тяжелые, а тут сразу вскочил, и уже с пониманием, что даже не ушибся».

Тогда только мужчина понял, что все это произошло от своеволия, от навязчивого желания поплавать у берегов Афона – нарушить запрет. Уходя, он приложил руку к иконе Пресвятой Девы. Наутро он увидел чудо! Его рука была здоровой – пальцы сгибались, опухлость прошла. Осталось только красное пятнышко на месте прокола, а под затянувшейся кожей просматривалось черное инородное тело. Также он рассказал, что до сих пор при пальпации он ощущает незначительную боль. Мужчина подытожил все происшедшие с ним и так объясни, почему это случилось с ним: «Чтобы понял, что нужно послушание там, где это положено! Так устроен человек, не хочет понимать головой – получает…».

Присылайте истории о современных чудесах, которые произошли с вами или вашими знакомыми на Святой Горе по адресу: Киев, ул. Трехсвятительская, 13, офис 16. БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон».

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».