Чулпан хаматова благотворительность

Звезды

Российская актриса театра и кино, общественный деятель

Биография

Чулпан Хаматова родилась в семье инженеров. Родители назвали девочку достаточно распространенным в Казани именем, по-татарски оно означает «звезда рассвета». В детстве Чулпан активно занималась фигурным катанием, а с восьмого класса училась в физико-математической школе. По семейной традиции она поступила в финансово-экономический институт. Но вскоре поняла, что не может учиться там и, тем более, работать по специальности. Давняя мечта о сцене привела ее в столичное театральное училище.

«Я собиралась стать экономистом. Но не смогла себя перебороть…»

«В какой-то момент я поняла, что я сейчас сама себя обманываю, вру и надеюсь, что стерпится-слюбится, как бывает иногда, когда люди женятся не по любви. И поняла, что не слюбится. У меня не слюбится с профессией экономиста, не слюбится никогда. Как бы я не убеждала, и как бы меня родители не убеждали, мои друзья, одноклассники, что, мол, профессия аудитора гарантирует тебе счастливую жизнь. В какой-то момент я поняла очень очевидно, что я сама себя обманываю. Я сама себе вру, я давно хочу другого, я давно понимаю, что со мной творится, когда я прихожу в театр и смотрю хороший спектакль, я давно завидую артистам, которые на сцене или которые играют в кино. И сейчас нужно сжигать мосты и действовать, иначе будет поздно», — поясняет сама Чулпан Хаматова в программе «Синемания».

Театр

Преподаватели из училища посоветовали Чулпан продолжить обучение в Москве, и она поступает в ГИТИС, на курс Алексея Бородина. Еще учась в институте, Хаматова начала выступать на сценах нескольких московских театров. Кроме Российского академического молодежного театра (РАМТ), где она сыграла Дуню Раскольникову в «Преступлении и наказании» и Анну Франк в «Дневнике Анны Франк», играла в «Театре Луны», в Театре Антона Чехова, в «Независимой антрепризе».

В Театре Наций Хаматова исполняет главные роли в постановках: «Рассказы Шукшина», «Фрекен Жюли», «Укрощение строптивой».

Кино

В кино Чулпан Хаматова начала сниматься на третьем курсе ГИТИСа. Режиссер Вадим Абдрашитов пригласил ее на роль Кати в картину «Время танцора».

«Сначала было несколько неудачных попыток. И я к ним очень спокойно отнеслась. Хотя один режиссер, отметив, что у меня глаза невыразительные, посоветовал вообще уйти из профессии, чем поверг в смятение. А встреча с Вадимом Юсуповичем Абдрашитовым сразу из всех выделилась. Я была счастлива уже после первого разговора: героиня будто «булькнулась» во мне — и я загорелась, жутко захотела ее сыграть. Потом — почти полгода проб, пока в одно прекрасное весеннее утро мне не позвонили, что на роль Кати во «Времени танцора» я утверждена. Не понимаю, как я шею себе не сломала от радости! А с Валерием Тодоровским в «Стране глухих» все наоборот было. Дали сценарий, на следующий день я приехала на студию, сыграла одну сцену — и меня тут же поздравили. Это было настолько непривычно, что я даже обрадоваться не смогла,» — вспоминает актриса.

Роль Риты в картине Валерия Тодоровского «Страна глухих» стала для Хаматовой поистине звездной — и зрители, и критики признали ее одной из самых талантливых молодых актрис отечественного кинематографа. Кстати, для того, чтобы правдоподобно сыграть в этом фильме, Чулпан пришлось на самом деле выучить язык общения для глухонемых.

В числе других работ с участием Чулпан Хаматовой стоит выделить фильмы: Бахтияра Худойназарова «Лунный папа», Андрея Кравчука «Рождественская мистерия», а также «72 метра» и «Гибель империи» Владимира Хотиненко, «Дети Арбата» Андрея Эшпая, «Доктор Живаго» Александра Прошкина. За роли в картинах Алексея Германа-младшего «Гарпастум» и «Бумажный солдат» актриса была номинирована на «Нику».

Тонкая красота и незаурядная внешность в сочетании с редким актерским даром позволяют Чулпан Хаматовой примерять на себя самые разные образы. Помимо женских персонажей, актрисе отлично удаются и мужские роли: гонец Шамиль в «Иване Грозном» и подросток Саша в фильме «Под электрическими облаками».

В новой картине Елены Хазановой с участием Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова «Синдром Петрушки» по одноименному роману Дины Рубиной актрисе пришлось сыграть две роли – главную героиню и… куклу, свою точную копию.

«Сначала там должна была быть настоящая кукла, — рассказала артистка в интервью изданию Газета.ру. — Меня так пытали! Всю залили в гипс, а у меня чудовищная клаустрофобия. Мучения, увы, не оправдались. Когда мне показали куклу, я чуть не упала в обморок: почти так же, как моя героиня в аналогичной ситуации. Кукла была настолько страшная! Но проблема была не только в этом, но в том, что она была чрезвычайно тяжелой. Так что везде, где Женя носит куклу, он носит меня».

Одной из самых ожидаемых и громких премьер 37-го Московского международного кинофестиваля стал фильм Александра Прошкина «Райские кущи». В новой версии «Утиной охоты» Александра Вампилова партнером Чулпан Хаматовой стал Евгений Цыганов. Актриса сыграла роль уставшей от всего жены. Вот, что говорит сама Чулпан о своей героине: «Я думаю, что за шесть лет совместной жизни Галины и Зилова ей не было скучно. Можно говорить о том, что ей было обидно, что она была раздражена. Ей даже, может быть, очень часто было больно. Но ей не было скучно. Потому что она у нас в картине математик – человек, который прогнозирует на несколько шагов вперед и разыгрывает эти жизненные шахматные партии в соответствии с очень жестким внутренним порядком. Из которого муж ее выбивается постоянно и начинает рушить ей всю систему координат, всю схему, начиная от невыполненных обещаний, брошенных на ветер слов, вранья. Но на самом деле, они очень тесно спаяны друг с другом. Он нужен ей, а она нужна ему. И убегает она от него не потому, что она на него злится. Не потому, что она хочет свести с ним счеты. А потому, что ей просто нужно вырваться из этого состояния хаоса».

В многосерийной драме Влада Фурмана «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова, посвященному знаменитым шестидесятникам, Хаматова исполнила роль поэтессы Беллы Ахмадулиной (Нэлла Аххо). «Когда Денис Евстигнеев (продюсер сериала) только начал говорить: “Не хотела бы ты сыграть…”, я почему-то сразу поняла, что сейчас он произнесет имя Беллы Ахмадулиной. Я с таким трепетом и счастьем услышала это! Но больше всего я переживаю за другое. В сценах, где я читаю стихи, мне каждый раз до озноба страшно, чтобы это не превратилось в карикатуру, хочется, чтобы это было достоверно. У меня есть робкая надежда, что зрители, влюбленные в этих поэтов, которых мы играем, не будут слишком строгими, дадут нам карт-бланш», — отмечает актриса.

Участие в зарубежных проектах

Об уникальных актерских способностях Чулпан Хаматовой известно не только российским, но и европейским зрителям, поскольку она принимала участие в нескольких зарубежных проектах, среди которых немецкие картины «Тувалу», «Англия», «Гуд бай, Ленин!», «Виктор Фогель — король рекламы», австрийская лента «Сукин сын», фильм Кшиштофа Занусси «Инородное тело».

Личная жизнь

О личной жизни счастливая мама трех очаровательных дочек распространяться не любит. Известно, что первым мужем Чулпан Хаматовой был актер Иван Волков. Брак длился семь лет, в 2002 году у них родилась дочь Арина. В 2003 году у Чулпан родилась вторая дочка Ася от гражданского брака с артистом балета Алексеем Дубининым. Вторым официальным мужем актрисы стал кинорежиссер Александр Шейн. Пара расписалась в 2010 году, незадолго до появления на свет их общей дочери Ии.

Благотворительная деятельность

В 2005 году Чулпан Хаматова вместе с актрисой Диной Корзун организовала на сцене «Современника» благотворительный концерт «Подари мне жизнь», чтобы привлечь внимание общества к проблемам детей с гематологическими заболеваниями. В 2006 году Чулпан и Дина стали соучредителями благотворительного фонда «Подари жизнь», помогающего детям, страдающим от онкологических заболеваний.

Чулпан Хаматова: «За прошедшее время я поняла, что благотворительность – это такая же работа, как и любая другая. Ее нужно выполнять добросовестно – или не берись за нее. Сегодня хочу я или не хочу, но обязана тянуть все то, что взвалила на свои плечи».

Грани таланта

  • В 2000 году Чулпан Хаматова была ведущей в ток-сериале «Другая жизнь», а также соведущей в программе «Взгляд», в 2005 году — соведущей в телепередаче «Жди меня».
  • В 2007 году Чулпан Хаматова в паре с фигуристом Романом Костомаровым участвовала и стала победительницей в проекте Первого канала «Ледниковый период».
  • С марта 2009 года Хаматова играет в хореографической новелле «Бедная Лиза» по повести Николая Карамзина в постановке Аллы Сигаловой на музыку Леонида Десятникова. Критики отметили работу актрисы, которая ничем не уступает профессиональным танцорам.
  • В 2014 году на Олимпиаде в Сочи Чулпан Хаматова была одной из тех, кто нес флаг Олимпиады на церемонии открытия.
  • В рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» журнала «Огонек», опубликованном в марте 2014 года, заняла 14-е место.

Интервью

Галина Волчек и Чулпан Хаматова

Чулпан Хаматова — одна из любимых актрис художественного руководителя театра «Современник» Галины Волчек. В одном из интервью актриса призналась, что Галина Борисовна сыграла для нее основополагающую роль не только на сцене, но и в жизни: «Знакомство с Галиной Борисовной, возможность работать с ней – это чудо, счастье, которое было подарено мне много лет назад, и которое я очень ценю, берегу, и за которое всегда буду благодарна. Она необыкновенный человек. Я ей говорю спасибо за все: за роли, за школу, советы, просто за то, что она рядом и что у меня есть возможность прикоснуться к ее таланту. Когда началась история под названием фонд «Подари жизнь», Галина Борисовна дала мне такую мощную волну поддержки, она так во всем помогла, что это просто невозможно переоценить».

Работа в Театре Наций

«Прежде всего, я была и остаюсь актрисой театра «Современник» — это не просто театр, в котором я много лет служу, это моя судьба, моя жизнь, которая постоянно развивается. И я счастлива, что Галина Борисовна Волчек дала согласие на мою работу и в Театре Наций. Работа в этом театре не означает, что мне чего-то не хватает в «Современнике», просто в Театре Наций появляются очень интересные для меня, как для актрисы, проекты, от которых я не могу отказаться. Театр Наций — это свободная площадка, где нет главного режиссера. Работа здесь — это моя возможность экспериментировать, погружаться в работу с новыми партнерами и режиссерами. Конечно же, мое отношение к Театру Наций особенное и потому, что художественный руководитель этого театра, мой близкий друг и любимый партнер Женя Миронов. Женя обладает высочайшим, редчайшим в наше время профессионализмом. Именно поэтому мне ни с кем не бывает так легко, интересно и восторженно на сцене, как с ним. Я тянусь за ним, восхищаюсь его отношением к профессии, когда каждый материал разбирается по кусочкам, подробнейшим образом изучается роль».

«Семья, театр, кино, фонд – это все моя жизнь»

«Я не расставляю приоритетов, а просто плыву по течению и занимаюсь тем, что мне нравится и что мне по-настоящему интересно. Может быть, не всегда удается держать баланс, но я научилась относиться к этому философски».

Чулпан Хаматова о старости

Трудно поверить, что 1 октября 2015 года Чулпан Хаматовой исполнилось 40 лет. На вопрос корреспондента журнала Cosmopolitan, что думает актриса о старости, она ответила: «Я не верю в физиологический возраст человека. Болеть — да, не хочется. Не хочется создавать родственникам проблемы и быть беспомощной. Но так старости я совершенно не боюсь. Мне кажется, жизнь настолько интереснее отражения в зеркале… Я столько знаю народа, которому в 20 лет не хватает внутреннего богатства, чтобы раскрасить мир вокруг себя. Им тесно и скучно, и они не понимают, что это зависит только от них. И столько 70-летних, которые моложе всех молодых. Если мне из профессиональных соображений нужно будет сделать пластическую операцию — если, скажем, в 60 лет меня утвердят на роль 40-летней и будет интересно и принципиально важно, чтобы зрителей не отвлекали мои морщины и мешки под глазами, — я сделаю. А чтобы ради себя… ради себя я буду просто поддерживать лицо. Маски там, массажи — и хорошее настроение. Хорошее настроение — это главное!»

Чулпан Хаматова о себе

«У меня есть дурные привычки. Например, сигареты. А еще мне нужна музыка. Я одеваюсь под музыку, просыпаюсь под музыку и вообще все делаю под музыку. Мне одиноко без музыки. Когда я забываю дома наушники, у меня начинается паника…Последний раз я рыдала, когда слушала Баха в исполнении Эмиля Гилельса. Потом уже я показала этот ролик одной пианистке, и она сразу заплакала. Теперь у моих слез есть какое-то оправдание…»

«Что я могу сказать про себя? Я счастливый человек. Или стремлюсь быть счастливым… Я мечтаю, чтобы у меня хватило мудрости каждое мгновение помнить, что я жива и что вокруг меня — жизнь. Мне кажется, это и есть счастье.»

Звания и награды

В 2004 году Чулпан Хаматова получила звание заслуженной артистки России. А в 2012 году стала народной артисткой России.

«Я тщеславна, я люблю получать награды, да. А есть люди, которые не любят? Я люблю получать награды, когда я понимаю, что есть за что. И не люблю получать награды, когда в компании награжденных есть люди, которых я не уважаю», — заявляет актриса.

Фильмография: Актриса

В настоящее время активно развиваются различные благотворительные организации, союзы, ассоциации и фонды помощи. Одно из самых важных направлений – помощь детям-сиротам путём предоставления медицинской и психологической помощи, а также содействия адаптации к жизни вне учреждений. Мы взяли интервью у представителя благотворительного фонда «Дети наши», функционирующего с 2006 года, Наташи Шавариной, чтобы подробнее узнать о их деятельности и сложностях, которые возникают в процессе работы.

Наташа, расскажите, пожалуйста, о фонде. Что он из себя представляет, и чем занимается?

Фонд «Дети наши» – это фонд помощи детям-сиротам в регионах России. В частности, Смоленская, Костромская и Нижегородская области. Он образовался в 2006 году и начался как волонтерское объединение. Все началось с детского дома в Сафоново (Смоленская область), куда люди приезжали примерно раз в месяц. В какой-то момент они поняли, что это не имеет ровно никакого смысла, так как и сейчас и 10 лет назад все ездят в детские дома, привозят подарки, пытаются разными способами порадовать сирот, однако такие вещи не решают настоящих проблем детей. Тогда и было приятно решение создать фонд, чтобы изменить эту ситуацию. Изначально было выбрано одно главное направление – социализация и дальнейшая адаптация сирот к жизни. После того, как ребёнок выпускается в реальную жизнь, он абсолютно не подготовлен к реальной жизни после выпуска: не может пойти в магазин, не знает как сварить макароны, не способен вызвать скорую – вообще ничего. То, что для нас естественно, для них — нет. Им никто не подаёт пример, у них нет возможности научиться этому. Существует печальная статистика: после выпуска 90% детей-сирот в России оказываются на «социальном дне» (спиваются или становятся наркоманами), потому что не могут приспособиться к жизни. Но подобное положение дел не везде одинаковое, так как отличается на локальном уровне. В учреждениях, находящихся под нашей «опекой» процент успешно адаптировавшихся достигает 45. У некоторых других фондов процент бывает ещё выше.

Наташа Шаварина

Не могли бы Вы подробнее рассказать о своих программах, о которых можно найти информацию на сайте?

Да, конечно. Изначально у нас было такое направление как социализация, адаптация и подготовка к реальной жизни сирот, чтобы они после выпуска могли успешно жить и стали полноценными членами общества. Данная программа называется «Большой мир». Потом мы начали развивать еще два направления: «Под крылом» для малышей до 4-х лет и «Не разлей вода», где действуют семейно-воспитательные группы.

Не объясните разницу между проектами и программами? Я так понимаю, что программы масштабнее.

Вы правы. Программы «В большой мир», «Под крылом» и «Не разлей вода» включают в себя множество проектов. Например, «В большой мир» занимается социализацией и адаптацией сирот, в рамках этой программы дети занимаются в различных мастерских, определяются с будущей профессией, приобретают бытовые навыки, занимаются с репетиторами, и так далее. Как вы видите, программа — это очень общее понятие, тогда как проекты — точечные вещи.

А Вы лично общаетесь со «своими» детьми?

Разумеется, да. Каждый сотрудник, отвечающий за определенный проект, общается с детьми, узнает их с разных сторон. Так мы можем увидеть результаты работы и понять, что приносит реальную пользу, а что нет.

Ведь не бывает такого, чтобы все было идеально. С какими сложностями сталкиваетесь во время работы?

Сложности у нас бывают, можно сказать, трёх видов.

Первый (но не самый сложный) связан непосредственно с самими детьми. Они – весьма своеобразные люди. Из-за особенностей их воспитания они зачастую не готовы быть благодарными, не говорят «спасибо», не ценят те усилия, что мы прикладываем, и воспринимают все старания как должное, так как привыкли, что их все жалеют. Интернатная система приучает к мысли, что если ты сирота, то тебе все должны.

Второй – с учреждениями. С этими сложностями мы успешно боремся. Проблемы заключаются в том, что далеко не все учреждения готовы что-то менять в жизни своих подопечных. В той же Москве мы сотрудничаем только с одним, потому что очень часто данные заведения не заинтересованы в том, что предлагает фонд, и не хотят внедрять проекты по социализации и адаптации. Им достаточно того, чтобы кто-то просто предоставил деньги, сделал ремонт, поставил плазменный телевизор. Во многих московских учреждениях достаточно своих спонсоров, своих «легких денег», и заниматься нашими стратегическими и долгосрочными проектами им не интересно. Разумеется, это относится не ко всем интернатным учреждениям Москвы, есть и счастливые исключения.

Третий вид заключается в том, что общество просто не готово помогать благотворительным фондам. Бывают претензии, порой говорят, что мы воруем у людей деньги, тратим на собственные нужды, а не как обещаем. Нам с коллегами от этого смешно, ведь у всех фондов строжайшая отчётность, в рамках которой каждый рубль определяется туда, куда был должен попасть. И хоть нам говорят, что мы покупаем себе дачи, машины, виллы, чуть ли не яхты – но на самом деле даже День Рождения фонда мы отмечали в лесу на пикнике.

А как проходит отбор учреждений у вас?

Он очень строгий. Мы объявляем конкурс, отбираем небольшое количество заявок и дальше уже вплотную общаемся с ними. Ездим, общаемся с руководством, с детьми. Если очень упростить, можно выделить два основных критерия. Первый заключается в том, чтобы в учреждении всё было не совсем плохо, так как, по нашему опыту, обычно в таких случаях руководство не готово и не способно что-то менять, а мы тогда будем биться головой о стену. Но и не должно быть слишком хорошо, потому что это означает, что учреждение и само справляется, и наша помощь им, по большому счёту, не нужна. Второй критерий, соответственно, – наличие у учреждения желания меняться в интересах детей. Именно так выбрали недавно Костромской детский дом №1, который теперь входит в нашей проект «Я способен на многое». Этот отбор занял у нас примерно 4 месяца с момента объявления конкурса.

По поводу расположения. Как получилось, что первое учреждения было в Смоленской области?

На самом деле там получилось так, что волонтёры просто взяли карту, ткнули в Сафоново и сказали: «Едем туда». И поехали же. После Сафоново появился Шаталовский детский дом. Он был выбран первоначально потому, что находился не очень далеко, в той же области. И оказалось, что там чрезвычайно открытое руководство, которое всегда идёт на встречу и готово менять порядки в учреждении. Дома ребёнка выбирались по тому же принципу. Изначально все начиналось с того, что мы просто снабжали подгузниками и медикаментами, обеспечивали базовые нужды, потом стали вкладывать деньги в медицинские обследования детей, так как своевременная диагностика иногда может помочь избежать очень многих проблем в будущем. А дальше внедряли семейно-воспитательные группы малышей (они есть у старших и младших детей). И здесь очень хорошим индикатором была готовность руководства идти на встречу, так как необходимо было сделать перепланировку помещений, сильно изменить график работы медсестёр, воспитателей и нянечек. Особенно хорошо всё шло в Дзержинском детском доме, пока его не решили закрыть на высшем уровне. Мы боролись за него до последнего, но, к сожалению, не всесильны. Однако нам было обещано, что опыт специалистов будет сохранен – для них подберут рабочие места, где они смогут применить приобретенные совместно с нами навыки. А детей постараются устроить в семьи, или переведут в другие дома ребёнка. Это грустно, но это такие рабочие моменты, с которыми приходится мириться.

Какими способами распространяете информацию о сборе необходимых средств?

Вообще у нас есть сайт detinashi.ru, страница в Вконтаке, на Facebook. Там и размещаем новости.

Также мы используем краудфандинговые платформы, но не такие как Boomstarter и Planeta, а специализированные как Нужна помощь и Добро.mail На Добро недавно закрыли уже четвертый проект. Это всё относится в большей степени к работе с частными благотворителями (или «донорами»).

И, конечно, корпоративных «доноров» мы тоже привлекаем к сотрудничеству.

Сколько в среднем собираются средства?

Это очень сложный вопрос. Во-первых, суммы всегда разные. А, во-вторых, истории тоже совершенно разные. В последний раз мы выставили на Добро.mail.ru сумму в 190 000 на программу «Не разлей вода» (содействие семейному устройству сирот). И открыли его 15 мая, а закрыли 15 августа, хотя вообще эта сумма является оплатой специалистов программы на месяц. То есть ради одного месяца заработной платы собирали деньги 3 месяца. Но при этом на семейное устройство деньги находятся всё-таки довольно быстро. Недавно собирали 12 000 на поездку одному мальчику в Москву на соревнования по битбоксу. Это все почти полностью на дорогу. В результате эту сумму собирали около двух месяцев. Потому что мальчику 17 лет, плюс ко всему он не славянской внешности, поэтому люди просто не хотели жертвовать на него деньги.

«Запасы» фонда

Подождите. Получается, что в сфере пожертвований существует дискриминация?

Естественно. Тут как и в сфере усыновления действует принцип «чем симпатичнее и младше, тем лучше». Вот чаще всего усыновляют маленьких детей около 3 лет, блондинов и с голубыми глазами. И жертвуют, аналогично, для таких же детей. Соответственно, чем меньше ребёнок и чем жалостливей он выглядит, тем лучше собираются деньги. А мы как раз и боремся с этим, хотим отойти от такого подхода, так как считаем, что благотворительность не должна исходить из жалости, а должна быть разумной и осуществляться с точки зрения эффективности. Ты даешь деньги не потому, что «Ох, какие милые голубые глазки», а потому что понимаешь – деньги будут использованы по назначению и пойдут на пользу ребёнку.

Это очень интересный подход. Тогда еще такой вопрос. А органы государственной власти помогают как-нибудь?

Нам очень помогает департамент образования в Смоленской области и департамент здравоохранения в Нижегородской. У нас с ними есть некоторое взаимодействие. И речь идёт не о финансовой поддержке, а, скорее, об одобрении проектов и разрешении действовать. А касательно финансовой – мы неоднократно подавали заявления на государственные федеральные и президентские гранты, но ни разу ничего не выигрывали. Оно и понятно, ведь конкуренция огромна.

Я читала на сайте, что вы ищите благотворительных бегунов для Московского марафона, и это называется акцией «Помогу на бегу». Расскажете подробнее?

«Помогу на бегу» – это фандрайзинговая акция. Фандрайзинг – это привлечение средств на социальные инициативы. Акция «Помогу на бегу» строится на работе со сторонними фандрайзерами. Это волонтеры, и им за забег не платят. В Западных странах есть такая практика, связанная с марафонами-мейджорами (очень престижные беговые мероприятия, на которые сложно попасть). Если человек хочет пробежать Токийский, Берлинский, Бостонский марафон, то даже не факт, что сможет приобрести билет, так как их очень ограниченное количество – и они не продаются, а как бы разыгрываются в лотерею. Если с билетом не повезло, то есть второй способ — можно пробежать марафон в поддержку благотворительного фонда. Иначе говоря, есть возможность выбрать одного из партнёров марафона из числа НКО (некоммерческие организации), и эта организация назначает сумму, которую необходимо собрать до старта забега. Если она собирается, то можешь бежать, не собирается – увы. Все собранные бегуном деньги идут на поддержку выбранной им благотворительной организации. Это явление, называемое charity running, появилось, если не ошибаюсь, на Лондонском марафоне в 1981 г. В России же – только в 2014 г. И появилось как раз в нашем фонде, когда мы набирали 18 благотворительных бегунов (charity runner) на Московский марафон. Каждый из них собирал по 40 000. И в итоге набрали больше 1 000 000 рублей. В этом году мы тоже набираем бегунов – сейчас их уже 23 человека.

Раз уж мы заговорили о волонтерской деятельности, то скажите: у вас много волонтеров?

Если смотреть на базу волонтёров (то есть на всех тех, кто заполнил анкету волонтёра на нашем сайте), то да, их много. Около 400 человек.

Вполне закономерный вопрос. Активных из них много?

С этим печальнее. Порядка 40 человек регулярно раз в два месяца что-то делают, а из них только около 10 человек постоянно работают с нами, привозя какие-то вещи, помогая в различных ситуациях. Вообще направленности разные, это не только привезти и увезти что-то. Например, у нас есть англоязычная версия сайта, но мы не можем самостоятельно переводить информацию. В таких случаях нас и выручают волонтёры. Есть еще те, кто вместе с нами ездят к детям. Таких людей заранее инструктируем и подготавливаем для встреч.

Сотрудница фонда

«Например, у нас есть англоязычная версия сайта, но мы не можем самостоятельно переводить информацию. В таких случаях нас и выручают волонтёры.»

Может, расскажете о своих планах на будущее?

У нас много планов. На самом деле, мы постоянно растём и развиваемся, количество проектов и программ становится все больше. Сравнивая с 2007 годом, когда у нас был только один проект, и 2015, когда у нас уже есть 3 программы и 17 проектов, становится очевидно, что сильно выросли. И не собираемся останавливаться.

Существуют ли в задумке еще какие-нибудь программы?

Пока нет, так как решили развивать те направления, что у нас есть сейчас, делая их более эффективными – то есть развиваемся, так сказать, интенсивно, а не экстенсивно. Хотя вообще все программы выросли из небольших проектов, так что не будем загадывать на будущее.

И последний вопрос. Скажите, какими качествами должен обладать человек, работающий в сфере благотворительности?

Качеств много. Но если о главных, то изначально следует сказать о желании изменить мир. Оно должно быть глобальным, но не юношески пылким, так как невозможно прийти и изменить мир за две недели. Иначе будешь разочарован. Второе заключается в том, что не стоит за каждое действие ожидать кучу благодарностей здесь и сейчас. Они будут, но не так много, как хотелось бы. Отсюда вытекает третье качество – ресурсы нужно находить внутри себя, а не вовне. Очень сложно день за днём только работать, вкладывать душу, а взамен получать очень немного, и находиться в стрессовом состоянии.

Да, ситуация в нашей сфере (сфере защиты детства, сфере благотворительности) меняется в лучшую сторону, но очень медленно. Поэтому часто происходит эмоционально выгорание, когда хочется всё взять и бросить, уехав отдыхать. Так что, подводя итоги, самые главные качества это: желание изменить мир, отсутствие желания за каждый шаг слышать благодарности, внутренние ресурсы.

Коллектив фонда

Наташа, большое спасибо за встречу и эту беседу. Всего наилучшего Вам и фонду «Дети Наши»!

Чулпан Хаматова, фото: khamatova.info

Чулпан Хаматова: «Человек, который ничего не дает другому, – беден духом».

Эта прекрасная женщина входит в тройку самых талантливых актрис России. Что удивительно, но на заре своей карьеры ей даже советовали уйти из профессии. Виной тому была невыразительная внешность. К счастью, мэтрам кинематографии удалось вовремя разглядеть настоящий талант Чулпан Хаматовой, который впоследствии она смогла донести многомиллионной публике.

«Моя большая татарская семья»

Чулпан родилась 1 октября 1975 года в интеллигентной казанской семье. С самого детства девочка отличалась чрезвычайной скромностью и боялась любых публичных выступлений.

В надежде, что дочь продолжит семейную династию, родители отдали ее в школу с физико-математическим уклоном. Будущая актриса любила читать, посещала секцию фигурного катания, а в свободное время вместе с родителями ходила в музеи и театры. Именно поэтому новость о том, что она собирается поступать в театральный институт, повергла близких людей девушки в шок.

Мать абитуриентки, хоть и поехала ее сопровождать в Москву, но тайно надеялась, что дочь провалит вступительные экзамены. Материнские надежды не оправдались: Чулпан Хаматова становится студенткой самого лучшего кинематографического вуза в стране, ГИТИСа.

Театр и кино

Дина Корзун и Чулпан Хаматова в фильме «Страна глухих», 1998 год

Уже, будучи студенткой-третьекурсницей Чулпан дебютировала в картине Вадима Абдрашитова «Время танцора». Ее искусное перевоплощение не осталось без внимания ни зрителей, ни критиков.

Следующая роль, которую многие ошибочно считают первой, стала для начинающей актрисы звездной. Вместе с Диной Корзун она снимается в картине Валерия Тодоровского «Страна глухих». Эта работа буквально прогремела на многочисленных отечественных и зарубежных кинофестивалях. Хаматова уверенно вошла в число самых многообещающих актрис.

Дальше была череда разноплановых работ, в которых уже состоявшаяся кинозвезда знакомила всех со своим творческим «Я». «Лунный папа», «Тувалу», «Англия», «Я вам больше не верю», «Гуд бай, Ленин», «Рождественская мистерия», «72 метра»… Статус Чулпан планомерно переходит в разряд международных актрис. Особенно много ролей ее ожидало у немецких режиссеров.

Не забывала Хаматова и о театре. После ГИТИСа она играет на сцене Молодежного театра. Там зрители увидели впервые Дуню Раскольникову и Анну Франк в исполнении Чулпан. После этого последовало приглашение в труппу театра «Современник», дебютировала в роли Патриции Хольман в спектакле «Три товарища». Что примечательно, актриса до сих пор продолжает служить в нем, хотя время от времени ее можно встретить на сценах других театров.

Чулпан Хаматова, фото: sovremennik.ru

В течение последующих 10 лет актриса сыграла более 40 ролей, как в отечественных, так и в иностранных фильмах. В 2016 г. Чулпан исполнила главную роль в экранизации, посвященной жизни и творчеству Владимира Маяковского, сыграв музу поэта — Лилю Брик. В этой картине актриса выступила также и в качестве продюсера.

Дело всей жизни

В 2005 году со своей коллегой по кинематографическому цеху Диной Корзун и по совместительству лучшей подругой, Чулпан организовала первый в своей жизни благотворительный вечер. К этому решению ее подтолкнула деятельность врачей, ежедневно спасающих маленькие жизни.

К тому же мало кто знает, что в детстве Чулпан Хаматова могла остаться инвалидом, навсегда утратив возможность самостоятельно передвигаться. У нее были серьезные проблемы с позвоночником: в какой-то момент она даже не чувствовала ног. Тогда будущей актрисе было всего 15 лет.

Этот эпизод из жизни Чулпан не прошел бесследно. Ее родители сделали все, чтобы их дочь смогла вырасти здоровой. Но не всем детям так повезло, и тем более, если речь идет об онкологических заболеваниях. Ведь у большинства российских семей просто нет возможности оплачивать лечение своих детей.

Чулпан Хаматов и Дина Корзун

Благотворительный вечер получил название «Подари мне жизнь». Именно с него и началась история знаменитого фонда. Актрисы даже не могли сначала поверить, что этот концерт поможет приобрести аппарат для облучения донорской крови.

Далее потянулась череда аналогичных мероприятий. Постепенно частная, почти случайная инициатива стала мощнейшим пунктом помощи онкобольным детям. Подумать только — за прошлый год фонду «Подари жизнь» удалось собрать около 1 млрд. рублей.

За долгие годы его работы помощь была оказана десяткам тысяч больных детей. Чулпан Хаматова признается, что уже давно считает именно благотворительность главным делом своей жизни. Что же касается всего остального — театра, кино, телевидения — это только средства, помогающие быть услышанной и найти деньги для помощи детям.

Рекомендуем также:

  • Они помогают детям — благотворительные фонды в России, помогающие детям
  • А есть ли в России «средний класс»?
  • «Время подумать о главном» — новогодняя короткометражка со смыслом!
  • Меценаты России — кто вы? 5 незаслуженно забытых меценатов Российской империи

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.