Чувство беспомощности

Страницу посмотрело: 17 229

Проявление чувств и эмоций — естественное свойство психики любого разумного живого существа. Животные испытывают примитивные эмоции, у человека же чувственная сфера развита необычайно широко. Даже если про определенного человека говорят, что он не эмоционален, или очень сдержанно себя ведет, не верьте — это маска. Такие люди научились жестко контролировать свои эмоции и не показывать их на людях. Другой тип людей, наоборот, не может жить полноценной жизнью без бурного выражения своих эмоций. Если вы задаетесь вопросом, как убить в себе все чувства и эмоции, то должны понимать, что у вас не получится это сделать полностью. Однако можно значительно себе помочь.

Можно ли убить в себе эмоции

Вы можете научиться успешно контролировать, то есть подавить внешнее проявление своих чувств и эмоций. Однако, в вашей душе всегда будут кипеть страсти, вы будете чувствовать себя морально вымотанным, стараясь выглядеть прагматичным, рациональным и отстраненным человеком в глазах вашего окружения.

Каковы причины вашего решения? Почему вы так сильно хотите этого?

  • Некоторым людям от природы досталось такое качество, как самоконтроль. Им хорошо удается почти навсегда избавиться от чувств и эмоций. Бесспорно, в некоторых ситуациях оно очень полезно, например, при знакомстве с новыми людьми, во время сдачи экзамена, на первом свидании. Про человека, отличного владеющего своим эмоциональным состоянием, окружающие говорят, что он сильный, волевой и успешный. Однако если вы хотите добиться успеха и изменить мнение окружающих о своей персоне, убивать в себе эмоции вовсе не обязательно. Если бы отсутствие эмоций являлось гарантией успеха, это качество воспитывали бы в нас с рождения. Советуем вам заниматься саморазвитием, расширять кругозор, познавать себя и совершенствовать черты характера. В таком случае успех не заставит себя долго ждать.
  • Чаще всего хотят узнать, как убить эмоции в себе те люди, которые желают избавиться от чувств к определенному человеку. Пережив любовную драму, болезненное расставание или предательство близких людей, первое время человеку хочется стереть из памяти все хорошее и плохое, что с ним случилось. Любой чувственный опыт, даже если он был негативным, развивает нашу личность. Неприятные эмоции со временем забываются, а опыт остается. В таких случаях вам поможет лишь время и принятие жизни со всеми ее хорошими и плохими событиями.
  • Случаются ситуации, в которых чувства и эмоции могли помешать вам принять верное решение или выбрать нужную стратегию поведения. Это также часть вашей жизни — на ошибках учатся. Можно посоветовать вести дневник, в который записывать черты вашего характера и ситуации, в которых вы проявляете излишнюю эмоциональность. Время от времени перечитывайте этот дневник, анализируйте, в каком направлении вам развиваться как личность. Из каждого своего недостатка можно сделать достоинство, если регулярно работать над собой.
  • Некоторые люди обладают таким складом психики, который подразумевает бурные эмоциональные реакции на различные события. От излишней эмоциональности страдает и сам человек, и окружающие его люди, друзья, родители, любимые. В таких случаях желание контролировать свои эмоции вполне логично и оправдано, но во всем нужно знать меру. Подавленные чувства никуда не уходят, они остаются в вашей душе и накапливаются в ней, накладывая отпечаток на черты характера и личность в целом.

Как правильно работать с эмоциями

Желание убивать и тотально подавлять эмоции в себе не принесет пользы вашему телу и душе. Проявление эмоций — наша естественная потребность. Не нужно быть себе врагом, нужно работать над собой. Каким образом работать с эмоциями?

  • Прежде всего, осознать их. Проговорить вслух. Рассказать окружающим о том, что вы чувствуете. Иногда проще озвучить, что вы ужасно разозлились и хотели бы разбить несколько тарелок, чем сделать это на практике. Озвучивая свои эмоции, вы сможете получить поддержку от окружающих.
  • Если вы не знаете, куда деть свои эмоции и что с ними делать, попробуйте довести их до абсурда, максимально прочувствовать все их грани. В итоге вам захочется рассмеяться над собой, и состояние ваше обязательно улучшится.
  • Каждый раз, когда ваша психика переполняется нежелательными в данный момент эмоциями, говорите себе — я подумаю об этом попозже.
  • Подавленным эмоциям всегда нужно давать разрядку, нужно найти социально приемлемый способ их проживания. Некоторые занимаются спортом, особенно борьбой и плаванием. Выкладываясь на тренировке на полную мощность и уходя с занятия обессиленными, такие люди оставляют в спортзале весь свой негатив. Наверняка вы могли наблюдать, как люди старшего поколения начинают делать генеральную уборку, когда их что-то злит или тревожит. Уборка также является отличным способом для выплескивания эмоций.

Советуем подыскать для себя подходящее занятие, которое поможет вам поддерживать психологическую гармонию. Работайте над своими чувствами и эмоциями, совершенствуйте себя, и вскоре ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Менее 30 дней

Мой первый акт свободной воли – верить в свободную волю.
Уильям Джеймс, американский философ и психолог

Вы когда-нибудь ощущали себя в тупике, потому что считали, что не имеете выбора? Чувствовали стресс от того, что говорили себе: «Я не могу этого сделать» и в то же время «Я должен это сделать»? Отказывались делать выбор, пока решение не придет само собой? Если да, то это отголоски приобретенной беспомощности.

Приобретенная беспомощность (также выученная, заученная) – это поведение, состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

Другими словами, человек узнал, что он беспомощен в ситуациях, когда присутствуют негативные стимулы, признал, что потерял контроль, и отказался от попыток что-либо исправить в будущем. Когда вам психологически больно и неудобно какой-то период времени, приходит мысль, что ничего не изменится. Со временем формируется негативное мышление. Ведь намного проще сдаться и отказаться от стремления, чем раз за разом терпеть неудачу.

История

Мартин Селигман, отец позитивной психологии, провел в 1964 году эксперимент. Он разделил собак на три группы:

  1. Собаки из первой группы были просто привязаны к упряжкам в течение долгого периода времени.
  2. Собаки из второй группы были также привязаны. Еще их били легким электрическим током, но они могли избежать ударов, нажимая носами на панель.
  3. Третья группа собак была привязана и испытывала удары электрическим током, но не могла этого избежать.

Позже все три группы отпустили: с них сняли упряжки и они могли перепрыгнуть через перегородку в комнате, где проходил эксперимент. Первые две группы убежали, а собаки из третьей легли на пол и начали скулить.

Из этого Селигман сделал вывод, что беспомощность вызывают не сами неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Можно сказать, что собаки обучились быть беспомощными.

Разумеется, над людьми таких экспериментов никто не ставил, но мы и без этого понимаем, что человек может себя вести подобным образом. Получив несколько ударов судьбы, он не пытается исправить ситуацию. Его психика надломлена, сила воли практически отсутствует.

На самом деле, собаки считали, что беспомощны. Мы ведь понимаем, что физически они могли перепрыгнуть через барьер и вырваться на волю. Но верили, что не контролируют ситуацию, потому что много раз до этого безуспешно пытались избежать наказания.

Чтобы вы могли выяснить, привили ли себе беспомощность в каких-то ситуациях, внимательно посмотрите на следующий список. Это главные ее признаки:

  • Ступор: непонимание происходящего.
  • Отказ от деятельности: потеря интереса, апатия, капитуляция.
  • Симуляция деятельности: много действий, не несущих особой ценности.
  • Деструктивное поведение: агрессия и злость, направленные на себя или окружающих.
  • Псевдоцель: когда вы выбираете достижимую цель попроще, чтобы не чувствовать себя бесполезным.

Подобные типы поведения включаются автоматически, поэтому если у вас есть приобретенная беспомощность, вы сможете безошибочно ее выявить, «порывшись» в своем прошлом опыте.

Примеры приобретенной беспомощности

Пример первый: ученик забрасывает учить математику, потому что раньше у него что-то не получалось. Он не поднимает руку, застенчив и избегает любой активности, связанной с этим предметом. Проблема усугубляется тем, что ребенок не умеет рефлексировать, то есть не понимает, что предыдущие неудачи могли быть связаны с методом обучения, учителем или конкретно взятой темой. В дальнейшем беспомощность может распространиться и на остальные предметы.

Пример второй: слоненка привязывают цепью к дереву на некоторое время. Несколько раз он пытается освободиться, но безуспешно. В конце концов, он покоряется своей судьбе и прекращает сопротивляться. Этот ранний жизненный опыт оставляет слона беспомощным на всю жизнь.

Пример третий: работник пытается повлиять на коллег и начальника, чтобы компания стала работать эффективнее. Он вносит предложения, рисует графики повышения продуктивности, пытается объяснить всем, почему так будет лучше. Однако компания государственная и ее начальство совершенно не заинтересовано в том, чтобы что-то менять. В итоге человек настолько разочаровывается в своих попытках и самом себе, что покоряется судьбе и становится частью системы.

Что любопытно, приобретенная беспомощность может касаться и целой страны. Предвыборные обещания, нарушенные несколько раз, приводят к общему разочарованию. Граждане прекращают попытки изменить что-то к лучшему, начинает торжествовать мнение, что ничего не поменяется, как «воровали, так и будут воровать» и т.п.

Последствия приобретенной беспомощности

Если человек переживает влияние приобретенной беспомощности длительное время, то могут возникнуть серьезные проблемы с его психикой и здоровьем.

Физическое здоровье

Исследования показывают, что пессимистические объяснения негативных событий связаны с плохим физическим здоровьем (Buchanan, 1995; Kamen-Siegel, Roding, Seligman, & Dwyer, 1991). Утверждается, что приобретенная беспомощность приводит к пессимистическому объяснительному стилю, который косвенно влияет на здоровье, препятствуя его укреплению, повышая уровень депрессии и стресса, и увеличивая социальную изоляцию (Bennet, & Elliot, 1997).

Пояснительный стиль

Когда человек чувствует себя подавленным или полагает, что не может изменить свое физическое здоровье, оно неизбежно ухудшается. Например, он решил записаться на плавание. Однако прошлый опыт может подсказать ему, что «ничего не работает» и «я всегда буду толстым, потому что наследственность такая». Может негативно повлиять и избыток информации о питании и физических упражнениях – он будет себя чувствовать подавленным и откажется от попыток.

Депрессия

В 1974 году Мартин Селигман предположил, что депрессия может быть вызвана приобретенной беспомощностью.

То, что человек избегает ситуаций, в которых может проявить свою некомпетентность, отнюдь не означает, что это никак не влияет на его психику. Вы можете сколько угодно говорить себе, что вам не нужно худеть, но в глубине души знать, что уже пытались и ничего не получилось. Это становится причиной скрытой депрессии.

Низкая мотивация

У многих людей мотивация снижается обратно пропорционально количеству попыток. С каждым новым провалом у них возникает все меньше заинтересованности и желания. Появляется мысль: «Что ни делай, ничего не изменишь». Затем она распространяется на любую ситуацию и задачу.

Лечение

Чтобы избавиться от приобретенной беспомощности, нужно начать фокусироваться на позитивных действиях, которые несут результат, на положительном опыте и эмоциях. Это позволит разорвать привычные шаблоны поведения и мышления.

Лечение включает сознательный поиск мотивации к задачам, обучению и работе, позитивный разговор с самим собой, приписывание положительных эмоций своему опыту и аффирмации.

Сложнее всего избавиться от шаблонов мышления, которые позволяют человеку сохранять свое состояние, будь то депрессия, беспокойство или пессимистическое настроение. Эти шаблоны могут существовать в форме курения, потребления алкоголя, наркотиков и других способов саморазрушения.

Лучшим методом является приобретенный оптимизм. Это еще один термин, придуманный Мартином Селигманом. Подобно беспомощности, оптимистическое мышление также можно приобрести.

Селигман и многие другие психологи считают, что люди с оптимистическим взглядом являются более успешными и физически здоровыми. При этом, именно пессимизм развит у большинства людей.

Человек с оптимистическим взглядом воспринимает провал как событие, которое просто было неудачным, или как новый вызов, а не как постоянное отражение его способностей.

Чтобы развить в себе приобретенный оптимизм, нужно еще раз обратить внимание на пояснительный стиль.

Пояснительный стиль – это психологический атрибут, который указывает, как люди объясняют себе, почему они воспринимают определенное событие, как положительное или отрицательное. Психологи определили три компонента этого стиля:

  • Постоянство: это то, как человек интерпретирует свою жизнь. Оптимистичные люди склонны считать, что негативные события являются скорее временными, чем постоянными, и быстро восстанавливаются после неудач, тогда как другим могут потребоваться более длительные периоды для восстановления. Оптимисты считают, что неудачи временны, пессимисты – что постоянны и вечны.
  • Проницаемость: оптимисты считают, что неудача не является отражением их личности, тогда как пессимисты думают наоборот. Первые в случае провала в одной сфере спокойно пробуют себя в другой. Вторые же не хотят пытаться преуспеть в иных областях.
  • Персонализация: оптимисты склонны приписывать неудачи внешним факторам, пессимисты – внутренним. Таким образом, оптимисты способны быстрее справляться с ошибками и у них высокий уровень самооценки и уверенности в себе.

Стратегий множество, мы же порекомендуем наиболее простые, но от того не менее эффективные. Но прежде вам нужно усвоить одну вещь: всему, чему вы научились, можно и разучиться. Мышление, убеждения, шаблоны поведения, даже восприятие. Это очень долгий процесс, но результаты того стоят.

1. Осознайте беспомощность и начните задавать вопросы

Без признания никуда. Если вы заметили в себе симптомы беспомощности, примите это как факт, свыкнитесь с мыслью о том, что проблема реальна и разрушает жизнь.

Задайте себе вопросы:

  • Что заставило меня отказаться от контроля над своей жизнью?
  • Откуда возникает это чувство беспомощности и в каких ситуациях я впадаю в него?
  • Были ли в моей жизни длительные промежутки беспомощности? Что тогда произошло?

2. Фокусируйтесь на том, что можете контролировать

Мы уже говорили о том, что главное, что теряет человек, когда приобретает беспомощность – ощущение контроля. Это субъективное восприятие, а значит все можно изменить при помощи мышления.

Сосредоточившись на таких вещах как выбор, действия, мысли, навыки и ответы на ситуацию, вы получаете возможность избежать возникновения приобретенной беспомощности.

Начните фокусироваться на параметрах, которые можете контролировать, и предпринимайте небольшие шаги для достижения результата. Возможно, вы в настоящее время не сможете изменить ситуацию полностью, но отдельные аспекты всегда можно улучшить.

Что бы вы сказали своему другу, если бы он оказался в этой ситуации? Очевидно, что не сдаваться.

Если вы не примете решение, то выбор будет сделан за вас. Многие в наше время относятся критически к оптимистическому мышлению, однако именно в этом случае оно действительно работает.

Хорошим побочным эффектом оптимизма является увеличение уровня энергии. А значит, повысится и производительность.

3. Рассмотрите другую точку зрения

Селигман изучал поведение оптимистов и пессимистов и выяснил, как эти типы людей объясняют хорошие и плохие события.

В своей книге «Authentic Happiness», он пишет: «Оптимистичные люди склонны интерпретировать проблемы как преходящие, управляемые и специфичные для одной ситуации. Пессимистические люди, напротив, считают, что их проблемы продолжаются вечно, подрывают все, что они делают, и не поддаются контролю». Короче говоря, если мы сможем изменить то, как объясняем себе события, происходящие в жизни, то с меньшей вероятностью будем страдать от приобретенной беспомощности.

Вы можете влиять на свою жизнь. Даже если не верите этому, действуйте так, как если бы это действительно было так. Начните с малого, чтобы увидеть, как ваши действия приводят к результатам.

4. Определите свои негативные убеждения

Выясните, как приобретенная беспомощность влияет на вашу жизнь. Сделать это можно, признав негативные убеждения, которые влияют на поведение.

Следует обращать внимание на язык (мышление), который вы используете. Как это сделать?

  • Возьмите блокнот и запишите в него все негативные убеждения, которые влияют на ваше отношение к трудным ситуациям. Это может быть нечто вроде: «Если я не родился в богатой семье, то у меня не получится реализовать свой потенциал».
  • Обратите внимание на то, как говорите сами с собой, записав свои мысли. Например: «Я неудачник» и «Я никогда не получу эту работу».

Опять же: все дело в восприятии. Стоит только настроить себя на то, что ситуация безвыходная, сразу опускаются руки.

5. Измените свое мышление при помощи метафор

Как известно, меняться тяжело. Мозг будет сопротивляться любым попыткам сделать это. Некоторые психологи считают, что бесполезно повторять себе фразы вроде: «Я смогу». Вместо этого необходимо использовать метафоры.

Метафоры – инструмент влияния на сознание и подсознание, а также на изменение ментальных моделей. Прием работает в литературе и сторителлинге вот уже несколько тысячелетий, полезны они и для преодоления приобретенной беспомощности.

Например, представьте себе птицу, которая долгое время была заперта в клетке. Она не виновата, что с ней это случилось. Однако в один прекрасный день клетку открыли, но она не решалась выйти. Эта птица должна понять, что у нее все еще есть крылья, которые позволят улететь, что она больше не в ловушке.

Люди, страдающие от приобретенной беспомощности, очень хорошо реагируют на метафоры, поэтому создайте свою собственную, пока ваш ум не поймет, что главный герой истории – это вы сами, что больше нет связи с прошлым и что можно лететь куда хочешь.

6. Узнайте о происхождении своих мыслей

Люди с приобретенной беспомощностью часто ведут негативный, деморализующий внутренний диалог. Обычно они этого не осознают, но эти мысли в некотором роде питают и укрепляют их состояние.

Отличная стратегия борьбы с подобными мыслями – выяснить их происхождение. Попытайтесь вспомнить, о чем думали в тех случаях, когда проявлялась приобретенная беспомощность. Можно копнуть глубже и вспомнить, кто влиял на эти мысли: родители, преподаватели, начальник на работе.

Когда вы осознаете, что беспомощность формировалась при помощи чужого мнения, она немедленно потеряет свою силу. Потому что на самом деле это не ваши собственные, а навязанные извне мысли.

7. Осознайте, что негативное прошлое не должно влиять на будущее

К сожалению, человек часто застревает в своем прошлом и слишком много фокусируется на неудачах и ошибках. Он забывает, что в настоящем многое изменилось – он, ситуация, навыки, детали, обстоятельства.

Например, если человека игнорировали родители, а каждый раз, когда он выражал свое мнение, высмеивали, то это может наложить отпечаток на его дальнейшую жизнь. Он будет бояться проявлять инициативу на работе, не сможет реализоваться как личность.

Ему нужно составить список различий между прошлым и настоящим, задав себе вопросы:

  • Что случилось тогда и сейчас?
  • Чем отличаются ситуации из детства и нынешние?
  • Какие возможности я теряю, продолжая следовать укоренившемуся шаблону?
  • Где гарантия, что сейчас все будет так же, как и тогда?

Проанализировав прошлый опыт, нужно понять, что в настоящем все может быть совсем по-другому. И упускать какие-то возможности или даже просто ничего не менять глупо, ведь свою жизнь мы формируем здесь и сейчас.

7 способов изменить свое отношение к ситуации, когда вы не можете изменить что-то еще

Экология жизни: Греческий философ Эпиктет сказал более 2000 лет назад: «Люди обеспокоены не вещами (которые случаются с ними), а принципами и мнениями, которые они формируют относительно этих вещей». Современная поведенческая наука тоже с этим согласна. Американский психолог Альберт Эллис доказал, что то, как люди реагируют на события, в основном определяется их представлением о событиях, а не самими событиями.

Наш разум – это настоящее поле битвы. На какой стороне сражения окажетесь вы? Выбор за вами. Иногда невозможно изменить обстоятельства в один из моментов нашей жизни. Вы не можете изменить работу. Вы не можете заставить кого-то пересмотреть свою точку зрения. И вы, конечно же, не можете стереть прошлое.

Итак, какие есть варианты?

Измените свое восприятие, веру или мнение о ваших обстоятельствах. Это поможет вам изменить свое отношение и в конечном итоге позволит выйти за пределы внутренней борьбы, которую вы не можете контролировать.

Греческий философ Эпиктет сказал более 2000 лет назад:

«Люди обеспокоены не вещами (которые случаются с ними), а принципами и мнениями, которые они формируют относительно этих вещей».

Современная поведенческая наука тоже с этим согласна. Американский психолог Альберт Эллис доказал, что то, как люди реагируют на события, в основном определяется их представлением о событиях, а не самими событиями.

Не знаете, как изменить свое восприятие вещей — и улучшить отношение к ним? Вот 7 простых способов начать это делать.

1. Оставьте в покое ваши мысли

Чтобы получить осознанный контроль над тем, что происходит в вашем разуме, вам необходимо научится понимать этот процесс. Остановитесь на мгновение, сделайте глубокий вдох и освободите свой разум от всех пустых разговоров, которые происходят внутри и вокруг вас. Это даст возможность изменить ваше состояние, открыть к чему-то новому.

Сделайте перерыв, даже если у вас нет времени. Да, у всех есть проблемы, которые необходимо решить, в срочном порядке, цели, которых нужно достичь. Но иногда необходимо отдохнуть от всего этого. Абсолютно нормально остановиться и позволить миру на некоторое время существовать без вас.

Если вы этого не сделаете, вы сожжете себя. Вы должны перевести дыхание, побыть наедине с собой, сконцентрировать свое внимание на внутренних желаниях, таким образом, вы получите время для своего восстановления и гармонии тела и разума.

2. Измените фокус

Перенаправьте ваше внимание на положительные мысли и эмоции. Пришло время добровольно отказаться от того, что опустошает вас, и заменить это тем, что вас вдохновляет. Сосредоточьтесь на следующем важном и значимом шаге. Нет безнадежных ситуаций; есть только люди, которые стали безнадежно относиться к ним.

Сохраняйте свою надежду через позитивное мышление. Не позволяйте боли заставить вас отчаяться. Не позволяйте негативу истощать ваши жизненные силы. Расходуйте вашу энергию, чтобы двигаться вперед. Измените свои мысли, и вы измените свою реальность.

Наши мысли — это создатели нашего настроения и воли. Вот почему мы должны тщательно разобраться в них и выбрать только те, которые помогут осуществить наши самые заветные желания и построить идеальную жизнь, о которой мы мечтаем.

3. Перестаньте беспокоиться и найдите мир внутри себя

Поймите, что где-то внутри нас всех существует высшее «я», которое постоянно пребывает в мире. Внутренний мир не зависит от внешних условий; это то, что остается, когда вы оставляете свое эго и перестаете беспокоиться. Найти мир внутри себя вы можете в любое время и в любом месте. Он всегда терпеливо ждет, когда вы обратите на него свое внимание.

Спокойствие приходит в тот момент, когда вы приходите к миру с тем, что у вас на уме. Это происходит, когда вы отпускаете необходимость быть там, где вы находитесь физически и эмоционально. Такой порядок вещей создают основу для внутренней гармонии.

Потребность в том, чтобы быть другим — это всего лишь беспокойство, которое ведет вас по кругу сомнения. Ваше внутреннее «я» всегда жаждет мира, поэтому достигнуть равновесия и гармонии намного проще, чем вам кажется.

4. Благодарите

Благодарите Вселенную за то, что у вас есть, и за то, чего у вас нет, но вы этого очень хотите. Не беспокойтесь о том, что вы не можете получить желаемого. Думайте о том, что у вас есть много возможностей и сил воплотить свои мечты в реальность и будьте благодарны за это.

Мы являемся частичкой Вселенной. Жизнь всегда будет несовершенной. Осознайте это и примите. Когда вы что-то осознаете, вы растете и развиваетесь. Вы можете быть одновременно счастливым и грустным, голодным и благодарным, нервным и возбужденным, просто примите это.

5. Преобразуйте свою борьбу в развитие

Помните, что вряд ли счастье, страсть или успех приходят без борьбы. Если дорога кажется вам легкой, то, скорее всего, это неправильный путь. Все, что происходит, помогает вам расти, даже если это трудно понять именно в тот момент.

Обстоятельства будут направлять, исправлять и совершенствовать вас на протяжении всей жизни. Иногда они будут сбивать вас с пути. Будут моменты, когда вам захочется опустить руки. И вы можете почувствовать, что навсегда застрянете в неудачах.

Но в действительности вы сильнее этого и справитесь с любыми препятствиями. Иногда просто необходимо пройти через неимоверные трудности, чтобы достичь высот. Таким образом, когда вы столкнетесь со своим наибольшим сопротивлением, тогда вы максимально приблизитесь к вашей цели.

6. Конец – это начало чего-то нового

Все в жизни когда-то заканчивается. Важно осознать и принять окончание этапа в жизни, который дошел до своего логического завершения. Закройте двери, переверните страницу и двигайтесь дальше. Не имеет значения, как вы это называете; важно то, что вы оставляете это в прошлом, где ему и место.

Теперь вы можете наслаждаться жизнью и дышать на полную силу. Конец какого-то этапа в жизни – это не конец всей жизни. Это начало новой истории. И это должно вас вдохновлять.

7. Используйте свое тело, когда все остальное не работает

Разум отражает состояние вашего тела, реагируя на напряжение, дыхание, движение и сосредоточенность на чем-то. Ваше тело точно так же реагирует на ваши мысли, чувства, настроение, на вопросы, которые вы задаете, и слова, которые вы говорите. Это означает, что тело и разум очень тесно связаны друг с другом. Если мы берем полностью под контроль свой разум, то мы сознательно берем под контроль свое тело, и наоборот.

Так, например, когда вы сидите, нахмурившись, согнув плечи, просто подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Мгновенно почувствуете эффект, у вас сразу же изменится внутреннее состояние. Эти инструменты помогут изменить ваше настроение и улучшить ваше самочувствие.

Ваше тело — лучший инструмент для изменения вашего отношения к окружающему миру.

P.S. Я снова повторюсь, сказав, что разум – это поле битвы. Это место, где находится самый большой конфликт. В вашей голове периодически звучит: «у меня ничего не получится». И если вы будете допускать такие мысли, то позволите им лишить вас покоя, радости и, в конце концов, жизни. Вы будете думать, что у вас нервный срыв, депрессия и, что вы потерпели поражение. Я знаю, потому что я все это переживал.

Честно говоря, в нашей жизни есть так много всего, что мы не можем контролировать, поэтому просто игнорируйте это. Вы сами решаете с кем проводить время, с кем делиться своей жизнью, своими деньгами и своей энергией. Вы подбираете слова и тон общения. Вы выбираете то, что вы будете есть и читать каждый день. Вы сами выбираете, как реагировать на неприятные ситуации, и что они для вас означают: наказание или возможности для роста…

И самое главное, вы можете выбрать свое отношение ко всем вещам и ситуациям, от которых зависит все остальное. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Синдром выученной беспомощности: истоки, вариант выхода

В предыдущих статьях уже упоминалось о Выученной беспомощности. Сейчас мы рассмотрим её истоки, проявление и как разучиться быть беспомощным. Новосельцев, из художественного фильма «Служебный роман» до определённого момента, является ярким представителем «выученно–беспомощных», проявляясь своей «Тенью».

Если отталкиваться от Таблицы Выборов В.Вульфа, то приспособление беспомощностью идёт только по выбору «Вниз», где живут болезни, страх и другие различные несостоятельности человека («Тень» личности человека) на всех 6-ти уровнях этой Таблицы.

Проявляется она в мыслях, словах и поступках, и создаёт трудности и страдания себе и другим людям, называемые автором Холодинамики В. Вульфом незрелостью и проявлены негативными состояниями.

. Синдром «выученной беспомощности» впервые описал американский психолог Мартин Селигман в 1964 году. Эксперименты, которые он проводил со своими коллегами, вырабатывали страх у собак по классической методике: животные жёстко закреплялись в станке и после сигнального звонка получали удар током, уклониться от которого они не могли.

Собаки просто, продолжали терпеливо получать удары тока, привыкая испытывать страх, как основное направляющее единственное жизненное чувство, уничтожающее все другие природные чувства как жизненные ориентиры и ведущее к полному дальнейшему уничтожению живого существа.

Далее в 1967 году он продолжил опыты с собаками. Цель исследования следующего эксперимента заключалась в том, чтобы проверить сможет ли животное после такого привыкания к потере поиска выхода из болезненной ситуации, всё же будет ли стремиться искать этот выход через убегание.

Оказалось, что те животные, которые не были обучены страху, при ударе током быстро выпрыгивали в безопасное место через барьер
или убегали в открытые двери клетки, в разных условиях эксперимента. Подобные эксперименты проводились не только с собаками, но и кошками, крысами, рыбами и у них тоже были аналогичные проявления.

Те же, у которых был в эксперименте, подобном первому — выработан страх, оставались на месте и не видели выхода – они его просто и не пытались искать – не видели открытых дверей и других возможностей – у них полностью отсутствовала способность поиска выхода из болезненной ситуации — они потеряли возможность надеяться на позитивный результат.

У человека также вырабатывается условный рефлекс, если он находится длительное время в неблагоприятных условиях постоянного унижения, физического или психологического насилия. Например, домашнего насилия через сравнение с другими, например: «… у Саши получается лучше, чем у тебя», «…кем ты станешь…, разве что в дворники пойдёшь…», «… а другие женщины всё успевают… и детей воспитывать, и к косметологу ходить» и т.п.

А также, если человек подвергается травле в школе или на работе — буллинги, моббинги, сексуальные домогательства и тому подобные амбициозные – необоснованные притязания, вырабатывающие у подчинённого человека чувство вины, безысходности, людьми, имеющими физическую и психологическую власть над ребёнком или взрослым человеком.

Это всё и создаёт состояние «Выученной беспомощности» у подчинённых, однако это и говорит ещё об одном удивительном явлении, именно, что процесс этот обоюдный, созависимый, основанный на амбициях той и другой стороны, т.к. без насильника нет жертвы, а без жертвы нет и насильника.

Однако известно, что насилие всегда бывает от бессилия, всё от той же выученной беспомощности, возникающее от того, что привычным, известным ему путём человек не может получить желаемое.

И здесь снова проявляется животный тип общения: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать?». Но если внимательно понаблюдать за этой парой, то открывается интересный факт, что жертва сама провоцирует насильника своим поведением, создавая условия и возможности, желания его «съесть».

У выученно — беспомощного даже инстинкт самосохранения теряет силу – он даже часто вызывает «огонь» насильника сам на себя своим поведением, самим своим видом, осанкой, мимикой, пантомимикой, речью, одеждой.

На заре моей карьеры психолога, а я после окончания пединститута в 1993 году начала работать в школе, произошёл такой случай. Как-то на перемене возникла драка между пятиклассником и семиклассником. Оба мальчика шли по широкому коридору в противоположные стороны, но каждый по своей стороне.

И вдруг семиклассник резко переходит на сторону пятиклассника и с маху даёт ему подзатыльник, тот падает, и тут это увидели учителя, разняли их и обоих привели ко мне в кабинет со словами «Разбирайтесь сами!».

Я их развела в стороны и только успела спросить у семиклассника: «А тебе не лень было переходить на другую сторону довольно широкого коридора, тем более что вы шли в разные стороны и друг другу вообще не мешали?!».

На что он мне резонно ответил: «А вы посмотрите на него!». Я посмотрела на пятиклассника и сразу поняла, что он своим жалким, пришибленным видом, как будто говорил: «Да ударьте вы меня уже кто-нибудь скорее, унизьте меня, подтвердите мою беспомощность – я же хуже всех, и мне необходимо подтверждение этого, иначе я не знаю, как мне жить, каким быть, я приучен бояться и ждать только неприятности?!».

Вот вам, пожалуйста, и закон резонанса сработал — подобное притянуло подобное. Столкнулись 2 амбиции: Одна — «Я лучше всех, сильнее!» — семиклассник был на голову выше пятиклассника и крепкого телосложения. Другая — слабая сторона, но тоже с амбицией: «Я хуже всех!». Полнота и пустота энергий, не смогли пройти мимо друг друга, и произошло притяжение.
Нам этот закон войны не отменить, и выход из этой ситуации возможен, только если беспомощный разучится быть беспомощным, проблемным – слабым, а тот, кто силён, найдёт достойное применение своим силам на пользу себе и обществу, не сбрасывая её куда попало, т.е. оба станут жить с чувством собственного достоинства.

Вот тогда и не нужны будут пустые, никчёмные, с точки зрения зрелых людей, войны, «стрелки», бои без правил. Но это бывает только, если люди делают выбор «Вверх».

А Выбор «Вниз» считается проявлением незрелости, и называется примитивным, манипуляторным, не партнёрским общением, предполагающим выгоду, прибыль только одной стороны, а у другой обязательно должны быть убытки материального, финансового, психологического плана.

Общение основано изначально на неточностях, которые вызывают страх, т.к. его контролировать практически невозможно логическим путём – это общение с «камнем за пазухой», вызывающее дискомфорт от не подконтрольности результата, непонимания как действовать.

А значит, присутствует дрессура, используется метод кнута и пряника, общение по животному типу использования условных и безусловных рефлексов: «Тебя укусили – Ты укусил!». Полная безнадёга для человека, которому дана речь как способ для ведения переговоров и решения всех вопросов цивилизованным, достойным человека путём.

И это говорит о том, что и та, и другая сторона заражены страхом и счастья и покоя не испытывает никто – ни начальник, ни подчинённый. Счастье, Радость и Покой выбором «Вниз» вообще не предусмотрены. Этот выбор, основанный на страхе, вреден как для той, так и для другой стороны.

Особенно, если он в качестве аргумента предъявляет свою физическую силу для полного подчинения. Также страх может формироваться под воздействием и психологического насилия.

Кстати, в условиях «Прагматизма», при Выборе «Вниз» все эти явления расцветают пышным цветом, т.к. при этих условиях и формируются не человеческие отношения, в которых форма приветствуется больше, чем содержательная составляющая человека. Да, и сам человек не ценится вообще, т.к. «уважается» только, количество прибыли, которые он приносит тем, от кого он зависит.

В человеческой жизни тоже можно проводить эксперименты, проверяя, есть ли у человека «Выученная беспомощность» или нет. Ну, понятно, более мягкими способами, чем эксперименты с животными. Хотя само общество дрессирует людей, абсолютно не церемонясь, особенно в способах отъёма денег и материальных благ у населения. Всё это достаточно легко происходит, конечно, же, по выбору «Вниз».

Достаточно много тестирований по поводу «Выученной беспомощности» проводилось со студентами на занятиях по математике. А т..к. процесс решения математической задачи и жизненной идёт практически одинаково – там и там надо получить желаемый результат — правильный, адекватный ответ.. Вот как это проводится.

Преподаватель даёт задание и через некоторое время начинает обходить аудиторию, наблюдая за студентами. Заглядывая через плечо студента, он видит – студент решает правильно, тогда преподаватель тихо шепчет ему на ухо: «Решаете неверно!». Студент стушевался, задумался: » Ведь если преподаватель мне подсказывает, значит, я не прав, он же преподаватель?».

Однако у студента достаточно знаний, и он уверен в себе, он постепенно успокаивается и продолжает решать, как и решал, и задание выполняет верно. Преподаватель в своей ведомости пишет, что у данного студента «выученной беспомощности» нет, студент адекватен в реакции на преподавателя и на себя.

Дальше преподаватель идёт по аудитории, снова смотрит на студентов, и видит кого-то, кто сильно напряжён, подходит к нему, и видит, что решает студент правильно, но почему-то нервничает. Он так же, как и в предыдущем случае, наклоняется к уху студента и тоже говорит: «Решаете неверно!».

И дальше видит, что студент расстроился,
не может сосредоточиться, нервничает. Он пробует другие варианты решения, но у него ничего не получается – решить по-другому не может, и он уже отложил ручку, не зная, что делать и просто сидит.

Преподаватель подходит и тихонько ему говорит, что тот решал верно, но это идёт эксперимент и преподаватель просто «обвёл его вокруг пальца». Студент успокаивается, и коль знаний у него хватает, он и выполняет задание верно.

Но преподаватель делает отметку в ведомости, что у этого студента налицо синдром «выученной беспомощности» — подчиняется значимому лицу (преподавателю в данном случае), без адекватного анализа обстановки, своих знаний. Вердикт — студент неадекватный, неуверенный в себе, несамостоятельный, ведомый.

Как мы с вами выяснили, что «Выученная беспомощность» формируется на чувстве страха, начинающимся с самоотрицания, основанное на, «Прагматизме», выбранном как «фундаменте» жизни, с его конкурирующими формами выхода из этого негативного состояния.

Поэтому и защита идёт через самовозвеличивание – Таблица Выборов, выбор «Вниз» на Универсальном уровне. А это значит, вступают в бой амбиции — гордыня: «Я лучше всех или Я хуже всех!» с различными вариациями, подменяющими хорошее самочувствие — спесью, т.е. чванством, надменностью, высокомерием и чередующимися со всеми состояниями, прописанными в Таблице Выборов по выбору «Вниз».

Но это лишь временное, кажущееся улучшение состояния человека, совсем не на долго, а потом снова «в бой», в войну за место под солнцем, и снова всё по изматывающему силы, кругу, по сути, вперёд к безысходности.

Печальная картина, не правда ли? Но ведь это и есть путь страдания, который люди выбирают, отрицая себя, отрицая ценность своей жизни, опускают руки и бездействуют в поиске своей настоящей самореализации. Но ведь человек родился, а это значит, что он кому-то очень нужен – весь, целиком, с его возможностями — способностями.

Но нужен человек всегда как проявитель света, в нашем изложении, как носитель Безусловной Любви. А это возможно только, если по Таблице Выборов сделать Выбор «Вверх».

А это значит надо уйти от самоотрицания, страха, прагматизма, амбиций, и начать проявлять себя самыми лучшими своими качествами, это нам подсказывает интуиция, но по Выбору «Вниз» мы интуицию глушим всякими успокоительными нежизнеспособными придумками.

Хорошее самочувствие, на всех уровнях Таблицы Выборов, возможно, всем, без исключения, разучившись быть беспомощным, через включение позитивных своих чувств, через расширение возможностей Светлой части своей личности, в том числе и разрешения себе самому проявления интуиции, т.е. постоянного Выбора «Вверх». И это возможно через инструменты «Холодинамики» (автор В.Вульф).

Одним из инструментов «Холодинамики», является «Место Покоя», где открываются приятные ощущения через глаза, уши, нос, рот и прикосновения. В этом «Месте Покоя» мы всегда ощущаем чувство Безусловной Любви, чувство Счастья, ощущаем нашу Мощь.

Там нам очень хорошо, там ощущается блаженный покой, восстанавливаются Силы, и чувству Радости там нет предела. И знакомо нам это состояние с самого раннего детства, когда мы мысленно убегали в те места, где нам хотелось Быть и Радоваться!

Упражнение делается медленно, не спеша. Вам может помочь кто-то из близких, друзей, с кем вам приятно быть, кому вы доверяете. Он медленно читает для вас вслух – ведёт вас, и вы слушаете, и мысленно идёте за его голосом и текстом, получая приятные ощущения.

Или вы сами это делаете – сначала, вникнув в текст и запомнив его, а затем сами себя ведёте по шагам текста, медитируете. Упражнение делается с соблюдением этических норм бережности ко всему, с чем вы в своей картинке встречаетесь, и Вы БлагоДарите за всё, за что посчитаете нужным в Вашем Месте Покоя поблагодарить.

А теперь само Упражнение «Место Покоя».

Найдите тихое, уютное место, можете включить расслабляющую музыку или обойтись без неё, сядьте или лягте по удобнее, закройте глаза, расслабьте своё тело так, как будто оно расплылось и ни одним членом не хочется пошевелить.

Мысленно представьте, то место, где бы вы хотели побывать сами, в одиночестве, где вам будет приятно. Это может быть место, в котором вы уже были когда-то давно, может быть в детстве, или где-то недавно, или хотели бы побывать, увидев его в кино, видео, на картинке, или оно прямо сейчас наплывает перед вашими глазами.

Если наплывает несколько мест, то объедините их по своему желанию: что-то уберите мысленно, что-то добавьте – создайте место, где вы действительно бы хотели быть, где вам очень хорошо. И теперь мысленно войдите в это место и дальше стройте его таким, каким вам хочется его видеть, ощущать.

Если при входе в это место вы почувствовали, что вам тесно – расширьте пространство, если так широко, что вы как бы потерялись там – сделайте его более узким. Если небо слишком высоко – опустите его, если слишком низко – поднимите. Всё вы делаете там по-своему усмотрению – важно, чтобы вам там было удобно, хорошо, приятно.

А теперь рассмотрите своё «Место Покоя» внимательнее: какие там проявлены цвета, какими красками расцвечено ваше Место Покоя – мысленно добавьте или убавьте какие-то цвета, сделайте яркость посильнее или приглушите свет и цвет – главное сделать так, как вам приятно. Поиграйте красками, почувствуйте, как радуются ваши глаза…, напитайте себя через них приятным цветом, светом, образами.

Послушайте звуки в своём «Месте Покоя»: может это птички поют, чирикают, или журчит ручей или шум быстрой реки привлекает ваше внимание. А может у вас в Месте Покоя есть море, и вы слышите шум прибоя. А может вы слышите звенящую тишину…! Добавьте или убавьте количество звуков по своим ощущениям. Слушайте, питайтесь, наполняйте ваши уши чудесными звуками.

А теперь почувствуйте запахи вашего Места Покоя: чем пахнет воздух, трава, река…, а может, вы чувствуете другие запахи, которые вам нравятся – вы их тоже можете добавить или убавить по своему усмотрению, и наслаждаться ими, напитывая себя этими радостными запахами, вдыхая носом.

А теперь вы может быть, что-то сможете попробовать на вкус: это могут быть какие-нибудь ягоды, если у вас в Месте Покоя лето или осень и для этих ягод как раз сезон, а может и не сезон, но они там есть. Место Покоя – это волшебное место, где вы можете получать всё, что вам захочется приятного, в любое время. А может, вы ощущаете, вкус воды, воздуха, тишины или ещё чего-либо. Напитайте себя этой радостью вкуса. Почувствуйте вкус жизни ртом, языком, губами.

А теперь дотроньтесь до травы, дерева, воды, до всего к чему хотите прикоснуться и почувствуйте мягкость, нежность этого прикосновения – ощутите это всем телом – пусть тело, руки запомнят эту радость.

Вот мы с вами и пробудили пять наших чувств, ощутили всем существом своим всю прелесть жизни. Запомните эти ощущения! Живите с ними и в них! Радуйтесь жизни!

А теперь подкрепите их своими действиями в Месте Покоя! Это чудесное место, где вы можете позволить себе всё и от всего получить удовольствие! Вы можете повисеть вверх ногами в воздухе, мгновенно забраться на макушку дерева или вершину высокой горы, если они есть в вашем месте покоя. Можете посидеть на облачке, болтая ногами.

А можете побежать по воде как «Бегущая по волнам», в одноимённом произведении А. Грина

Можете просто погулять спокойно, полежать, помечтать, просто поспать или ещё что-то сделать интересное, полезное вам, и напитаться радостью, счастьем и созидательной силой. И находиться вы там можете столько, сколько вам захочется, сколько вы себе разрешите.

Ваше Место Покоя может меняться в следующие его посещения или оставаться прежним много лет, и ощущения будут похожие, а возможно Вы будете видеть, слышать, чувствовать что-то другое, но всегда успокаивающее и приятное, придающие вам силу и радость.

И вот вы получили в своём Месте Покоя наслаждение, силу, радость и почувствовали, что этого достаточно и теперь медленно, спокойно, возвращаетесь в состояние «Здесь и сейчас».

Вот вы, наконец, и включили свою Светлую, Созидательную часть Себя, и теперь смотрите на жизнь с этой высоты и для своей жизни находите самые лучшие выходы.

Посмотрите внимательно: Правда! Достойный выход есть Всегда! Порадуйтесь ему!

Делайте это упражнение чаще! Особенно, когда ощущаете потерянность, опустошённость, самоотрицание, страх, гнев, незащищённость. Когда становится плохо от изолированности, одиночества или ощущаете панические атаки, при появлении чувства безысходности в любой ситуации. А так же при любой болезни, для психологической поддержки организма – выздоровление пойдёт быстрее.

Полезно находитесь там и при любых других неприятных ощущениях и ситуациях. А, побывав в Месте Покоя, наполнившись там Светом Безусловной Любви, Вы почувствуете облегчение и силы жить дальше, ощутите Радость!

Если жизнь вам по-прежнему видится в серо-тёмных тонах, значит, вы ещё не выбрались из Выбора «Вниз» и здесь поможет постоянная работа с «Местом Покоя», хотя в «Холодинамике» есть и ещё ряд инструментов, помогающих быстро выйти и удерживаться в Выборе «Вверх», т.е. в вашей Лучшей, Светлой части Вашей Личности. По мере работы над собой – всё у вас встанет на лучшие места в вашей жизни, и вы просто своими позитивными мыслями быстро всё в своей жизни будете выстраивать так, как вам будет удобно и радостно – выученная беспомощность исчезнет сама собой, т.к. проявляться ей будет уже незачем и негде. Где есть Любовь, там нет беспомощности!

А вы будете светиться Безусловной Любовью! И ещё вы сами заметите потрясающий эффект от Безусловной Любви — вы обязательно похорошеете и окружающие это заметят, и улыбнутся Вам Верьте в Себя и Жизнь!

Почему одного желания измениться недостаточно? Люди годами рассказывают о своих бедах, но продолжают сидеть на месте, танцевать на тех же граблях. И помочь им не получается. Кто-то услужливо стелет соломку, кто-то ищет мотивирующие слова, но в ответ им вываливают «спасибо, не надо» или обиженное «я не просил». Получается, жалоба была просто жалобой, менять свою жизнь никто не собирался…

Почему так происходит? Мы отыскали 7 причин внутренней пассивности.

1. Недостаток ресурсов

Чтобы впустить перемены, нужно не просто найти в себе силы, но и созреть психологически. Трудно настроиться на изменения, когда нет внутренней готовности, топлива в баке, которое помогло бы двигаться на пути к цели. Поэтому лучше перестать корить человека за пассивность и дать ему время собраться с мыслями, определиться с планами, найти необходимую опору внутри.

2. Скрытая выгода

Бывает и так, что негативная для человека ситуация на самом деле таит скрытый смысл, дает право получить социальные «плюшки» в виде поглаживаний, любви или общественного внимания. Да, все плохо, но это дает человеку право на жалость и заботу со стороны, финансовую или моральную поддержку, тогда как изменения приведут к потере приятных бонусов.

3. Подсознательный негативизм

Трудно решиться на активные действия, когда не видишь целостной картины, когда на глаза натянуты шоры. Кажется, все плохо и будет только хуже, а потому незачем менять шило на табурет. Людям с негативным стилем мышления тяжело найти достойную замену теперешней проблеме, они боятся перемен, боятся идти вперед. Стоит ли говорить, что такая позиция отнимает энергию, укрепляя их в бездействии?

4. Личностный инфантилизм

Если человек рос в гиперопекающей среде, которая подавляла любое проявление инициативы и самостоятельности, если родители с детства обесценивали стремление ребенка к активности – он вырастет инфантильным и подавленным существом. Как такой сможет что-то изменить, если с пеленок усвоил программу в стиле «ты все равно не справишься»? Он просто не готов выслушивать очередную порцию упреков, если ничего не получится.

5. Привычка быть жертвой

Еще одна причина, почему люди не меняются – они не знают, что живут плохо, для них это норма. Если человек с детства рос в грязи и бедности, привык постоянно нуждаться и цепляться за жизнь, он не видит в этом ничего ужасного. Если в детстве его били и унижали, агрессию от партнера он тоже воспримет нормально. Для него такое положение дел – всего лишь неприятная реальность. Никто не показывал такому человеку пример другой жизни.

6. Отсутствие поддержки

А бывает, он хочет все изменить, кричит о помощи, но никто не слышит. Люди только и делают, что раздают советы, учат жизни или обвиняют. А ему нужно обратное – чтобы выслушали, поняли и приняли, помогли сделать первый шаг. Нравоучений и так хватает, недостаточно простого человеческого участия.

7. Лень и слепая вера в чудо

Зачем напрягаться и тратить силы, если можно подождать, пока ситуация решится сама собой? Пусть все рассудит время, пусть другие думают и делают, а он будет ждать чуда, привлекая удачу «силой мысли». Такие люди боятся влиять на свою жизнь, хотят довериться воле случая, потому что слишком полагаются на бога или судьбу. Они ведомые по жизни, а может, просто ленивые.

Как понять, нужна помощь человеку или нет?

Чтобы не нарваться на негатив и не влезать на непрошенную территорию с альтруистическим желанием помочь, нужно уметь отличить жалобы от просьб о помощи. Разливаясь соловьем о своих несчастьях, люди могут удовлетворять простое желание выговориться, рассказать о нелегком жизненном пути. Дабы не тратить свое время, задайте прямой вопрос: «Тебе нужна моя помощь или ты хочешь поплакаться?» При этом старайтесь четко отслеживать обратную связь.

Спросите человека, готов он что-либо менять в своей жизни, идти на какие-то компромиссы? Если он отказывается от ответственности, отрицает возможность самостоятельного выбора, скорее всего, стремление помочь только навредит вам обоим. В случае неудачи на вас вообще переведут все стрелки. Если человек активно ищет оправдания своей пассивности, рассказывает, почему он не в силах на что-то повлиять («да, но…», «легко тебе говорить», «я все перепробовал») – помощь ему тоже не нужна. Не стремитесь быть Матерью Терезой для всех, когда люди будут готовы, они сами вас позовут. А пока берегите силы. Лучше не делать ничего, чем получить по шее за подарок, который человек по глупости не смог оценить.