Детские грехи на исповеди список грехов

Содержание

Для ребенка от 7 до 10 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Так же очень полезны духовные беседы в виде диалога.

А если есть, надо исполнять (слушать) то, что Он говорит?

А чтобы исполнять, что для этого надо?

Обладать знаниями, т. е. учиться! Изучать Закон Божий (сейчас очень красочные и понятные Библии для детей разных возрастов) — запоминать на всю жизнь и хранить в своем сердце.

Да, должны! А сам Господь сказал: «те кто Меня любят, заповеди мои должны соблюдать!»

Ну а если это друг, друг может что то плохое вам сделать или отвернуться от вас, бросить?

Нет, конечно! Вот и надо об этом не забывать и всегда соблюдать заповеди Божие и стараться быть другом Иисуса Христа!

– Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо стоящий рядом?

I ЗАПОВЕДЬ: Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

– Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом Вселенной, хотя многие люди и отрицают это?
– Любишь ли ты Бога?

II ЗАПОВЕДЬ: Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

– Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

– Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

Этой заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы.

IV ЗАПОВЕДЬ: Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

– Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

– Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

– Стремишься ли к хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

– Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

– Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

– Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

– Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

– Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

Грех непослушания
   Грех непослушания Богу настолько тяжел, что Адам в одиночку не смог бы понести его последствий и не погибнуть под его тяжестью. Страшный дух непослушания хорошо знал это и потому толкнул первого человека на грех, неминуемо ведущий к вечной смерти. Но мудрый Творец знал больше духа непослушания. Он решил умножить род человеческий, чтобы люди могли разделить тяжесть совершенного греха; вечную смерть Он заменил смертью временной, а уничижение — существованием в мире света и тьмы.
   Первый человек был подобен большому чистому зеркалу, в котором отражался один лишь Бог. И демон непослушания стремился отразиться в нем, но не мог. Тогда он решил залить это зеркало своими густыми черными чернилами, но в этот момент зеркало разбилось, и работы демону прибавилось, потому что с умножением человеческого рода зеркало продолжало делиться на все более мелкие кусочки, и демон метался между ними, изнемогая все больше и больше. И сегодня зеркало продолжается дробиться на миллиарды частей, и каждую частицу демон преследует со своими адскими чернилами. Но зеркало будет дробиться до тех пор, пока не закончится трагедия этого мира, до тех пор, пока непослушание не потерпит окончательного поражения; тогда оно восстановится в своем первозданном сиянии.
   Однажды, когда демон праздновал победу, думая, что зеркало стерто в пыль и работа его закончена, Бог снова явил миру зеркало в его целости и совершенстве — в лике Сына Своего Иисуса Христа. Эта неожиданность повергла демона в отчаяние и побудила к последнему злобному нападению. Но дни его сочтены, и конец приближается. Это уже не похоже на философию, не правда ли? Это сама жизнь, и этого достаточно.
Зеркала
   Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.
   Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.
   Если эта тень — гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.
   Если эта тень — себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.
   Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
   Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.
   Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский — на торговца, что монах — на офицера и офицер — на монаха, что слуга — на царя и наоборот.
   Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.
   Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама — грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе — кошке, собаке, волку, лисице… Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
   Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.

Памятка для первой исповеди

Что нужно делать на первой исповеди? Что такое смертные грехи? Как вести себя в храме? Если Вы задаётесь этими вопросами, то данная статья написана для Вас!

Вы зашли в храм. Это особое место, и, если хотите, другой мир. Мир посвященный Богу: Истине и Вечной Жизни. Здесь посадка на корабль Спасения, здесь путь к Богу. Но это необычный путь, поскольку начинается он в нашей душе, в нашей совести. Чтобы приступить к этому пути, нужно признать себя отпавшим от Бога, виновным перед Ним. Как свидетельствует Библия, нас разделяют с Богом некоторые наши поступки, слова, мысли — называемые грехами. Начало этому разделению положено непослушанием прародителей человеческого рода — Адамом и Евой. Их непослушание — грех, называемый первородным, наследуется всеми людьми и является причиной предрасположенности каждого человека к совершению уже своих грехов, еще более удаляющих от Творца.

Удаление от Бога, в результате совершения греха, вполне реально и заметно. Грех, прежде всего, разрушает человеческую личность. Ведь личность любого человека основана на нравственном законе, «написанном в сердце» (Рим. 2.15). И по мере погружения в греховную жизнь степень разрушения личности возрастает — так, что человек теряет власть над собой и становится рабом своих страстей, часто безумных, а иногда, омерзительных и преступных.

Иоанн Златоуст не преувеличивал, когда говорил, что «всякий грешник есть безумец» — разве убийство родного брата по зависти не есть безумие? И разве развратник, рискующий заразиться СПИДом или другой смертельно опасной болезнью, отдает себе отчет, в том, что делает? А обжора, а пьяница, а наркоман — не покинул ли их разум? «На самом деле порок нам даром не достается» — говорил митрополит Московский Платон — «Ленивец расслабляет тело и отягощает его болезнями. Развратник обезображивает себя следами порока и сокращает свои дни. Корыстолюбец лишается покоя и иссушает в себе жизненные соки. Склонный к гневу воспаляет кровь и неумеренным волнением повреждает свое здоровье.» А сколько по причине греха поломанных судеб, искалеченных семей, детей…

Впрочем, всякий из нас знает о последствиях грехов и по собственному несчастному опыту. И каждый новый грех делает совесть грешника менее чувствительной, что способствует совершению еще больших грехов. Ужасно, что со смертью человека власть греха над ним не исчезает, а продолжает и в том мире мучить несчастную душу. Да и на Страшном Суде, который завершит историю нашего мира, именно грехи не позволят войти в Будущий Век — «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21.27). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь:ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — писал апостол Павел (1Кор. 6.9-10). Но надо ли нам идти путем греха и смерти? Ведь по милости Божией у нас есть другая возможность — примирение с Творцом.

Прощение грехов

Нельзя улучшить свое духовное состояние, если не очиститься от грехов. И поскольку грехи — это по сути наша вина перед Богом, то только Он и может нас от них очистить -простив. Господь Иисус Христос, будучи и совершенным Богом, и совершенным Человеком имел власть прощать грехи: «Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…» (Лк. 5.24). Эту власть Он даровал Церкви через апостолов, явившись им после Своего воскресения: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи , тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ио. 20. 21-23). В Церкви преемниками апостолов, имеющими власть отпускать грехи, являются епископы и священники. Они посвящаются на это служение (и получают власть прощать грехи) через молитву с возложением рук других епископов, причастных к непрерывной в веках цепи возложений рук к апостолам и Господу Иисусу. Таким образом, прощение грехов происходит в Церкви не по причине особой святости или молитвенной жизни того или иного священнослужителя, а в силу данной ему от Бога власти.

Условием прощения грехов в Церкви является их покаянное исповедание (откуда и слово Исповедь) перед Богом и Церковью — в лице священника. И по разрешительной молитве, произносимой священником после исповедания, Господь, невидимо и таинственно (откуда и слово Таинство) присутствующий на Исповеди, прощает грешника. Покаяние, исповедание и прощение — основные этапы того, что составляет Таинство Покаяния, в котором Господь исцеляет душу грешника и возобновляет в нем Свое действие. Впрочем, все это происходит не «автоматически» — не против воли человека, и при его соучастии, которое выражается в прекращении совершения новых тяжелых грехов, а также в переосмыслении и перестройке всей своей жизни. Это требует усилий, поскольку «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11.12). Но с помощью Божией может ли что быть невозможным?

Спросите свою совесть

Итак, Вы решили очистить свою душу в Таинстве Покаяния. Вы — взрослый человек, крещенный в детстве, и никогда еще не исповедовавшийся. Казалось бы, это просто — прийти в храм на Исповедь, и назвать те грехи, в которых нас обличает совесть. Но в том то и дело, что наша совесть бывает и как бы «мертвой», если «отравлена» смертными грехами. Как ни странно, но за ощущением своей безгрешности часто стоит «спящая» совесть, вследствие нераскаянного смертного греха. И наоборот — «бодрствующая» совесть святых давала им возможность видеть множество своих прегрешений. Как у апостола Иоанна Богослова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»

Поэтому от смертных грехов надо очиститься в первую очередь. Что это за грехи?

Смертные грехи

Это название происходит из Ветхого Завета, где за совершение большинства таких грехов полагалась смертная казнь или изгнание. В Новом Завете понятие «грех к смерти» также имеет место (1Ио. 5.16), хотя за совершение таких грехов уже не предписывается общественного наказания. Вместе с тем, совершение смертных грехов полностью меняет духовное состояние человека, которое Учителя и Отцы Церкви характеризуют как «смерть души» и «оставленность Богом».

Смертными грехами являются, прежде всего, сознательно совершаемоепротивление Богу, отречение от Бога или веры, отпадение от православия в другие религии, а такжесознательно произносимые хульные слова на Бога,Церковь, Богородицу, или святых.

Тягчайшим смертным грехом является убийство человека. Это совсем не редкий грех в наши дни, поскольку распространено убийство детей во чреве — аборт. На исповеди необходимо назвать количество абортов. В грехе детоубийства бывают, как правило, соучастники-советовавшие и пособничавшие в совершении греха. Часто это родственники, близкие подруги или отец ребенка (если с его согласия или попустительства делался аборт). Нравственная позиция отца ребенка тут чрезвычайно важна, и нередко может все изменить.

Существуют и пассивные формы совершения убийства, например, в виде неоказания помощи. Убийство человека может быть совершено и жестоким словом или другим действием, ранящим душу. Грехом, близким к смертному, является жестокое рукоприкладство с нанесением другому человеку побоев, ран, увечья.

Большая группа смертных грехов связана с половой сферой жизни людей. Здесь Бог благословляет или честные супружеские отношения, или целомудрие. Человек — не животное! И интимные отношения мужчины и женщины только завершают их воссоединение в единого Человека. Начало этому воссоединению полагается в Божьем благословении в Таинстве Брака (Венчания). Венчание -обязательно при вступлении в брак членов Церкви, и без него супружеские отношения сознательных христиан — немыслимы.

Супружеская измена в Церкви называется прелюбодеянием (как бы перелюбил), а интимные связи не состоящих в церковном браке христиан называются блудом. Хотя и то, и другое — смертные грехи, однако прелюбодеяние — грех значительно больший: оно наносит тяжелую душевную травму другому супругу и убивает в согрешившем любовь, являющуюся основой и целью благословенного Богом брачного союза.

Семья является одним из основных «кирпичиков» общества. Заключение брака накладывает на супругов моральную, юридическую и экономичес­кую ответственность перед обществом, друг перед другом, и перед их будущими детьми. Исторически сложилось так, что в ряде стран (например — в Германии, и в странах СНГ) заключение церковного брака не признается государством как официальный юридическим акт. Законодательство этих стран предусматривает, что церковному браку должно обязательно предшествовать заключение гражданского брака. Вместе с тем, такой брак является не более чем принятием на себя гражданских обязательств, но вовсе не освящением Богом брачного союза, происходящим в Таинстве Венчания.

Особо следует сказать о содомских грехах: различных формах гомосексуализма и половых извращений. Это тяжелые по духовным последствиям грехи, и на Исповеди их следует обязательно упомянуть.

Тяжелый грех совершили и те, кто имел отношение к физическому или нравственному растлению молодых людей (подростков, юношей, девушек), к лишению их чести и невинности. К этому же примыкают: устроение различных сборищ с развратными зрелищами и соблазнительными разговорами, пьянок со сводничеством и т.п. Все это участие (или соучастие) в моральном убийстве ближнего.

Смертными грехами являются злословие или проклятие родителей, а также любое относительно их рукоприкладство.

Грехом к смерти еще со времен Ветхого Завета считается участие в колдовстве. Сюда же относятся обращение к бабкам-ворожеям-шептухам, к гадалкам, «экстрасенсам», участие в спиритических сеансах и обрядах новых восточных культов, теософии, антропософии и т.п.
Святитель Димитрий Ростовский говорит и о грехах «вопиющих к небу об отмщении». К ним, помимо намеренного человекоубийства, он причисляет причинение вреда убогим, а также нанесение обид вдовам и сиротам.

Другие грехи

Все другие грехи казалось бы не столь опасны для духовной жизни, как смертные. Но если их много, то вместе взятые, они могут, подобно песчинкам, так «засыпать» совесть и душу, что остановят в них всякое движение и жизнь.

Грехи можно разделить на три группы, сопоставляя с Заповедями, которые Бог дал Моисею (Исх. 20.2-17).

Грехи против Бога

Нарушением заповеди «Не сотвори себе кумира…» (Исх. 20.4) является чрезмерное увлечение, в котором мы,теряя Бога и себя, всецело предаемся идолу-кумиру, в качестве которого могут выступать , например, музыка, танцы, спорт, деньги, работа, еда, приобретение красивой одежды или мебели, коллекционирование, азартные игры, лица другого пола, собственные дети. <_o3a_p>

Господь еще в Ветхом Завете (Исх. 20.8-10), повелел шесть дней в неделю работать, и делать всякие свои дела, а седьмой день недели и дни больших праздников посвящать Богу. Потому является грехом работа или совершение обыденных дел в воскресенье (день, посвящаемый Богу) и в дни больших праздников. Этот грех может быть и простителен, если работа или дела совершались вынуждено — ведь мы не можем не считаться, например, с другими людьми, гражданским или трудовым законодательством.

Нарушением заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20.7) является поминовение Имени Божьего или Пресвятой Богородицы в бытовых разговорах, в роли междометий для придания им выразительности. Недопустимо также ироническое цитирование отдельных выражений из Священного Писания. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, в гневе во время ссоры, наряду с ругательствами, оскорблениями или проклятиями.

Поскольку не может один и тот же источник давать благоухание и зловоние, то является безмерно оскверненной, а иногда и кощунственной молитва человека поминающего нечистую силу (чертыхающегося), или произносящего матерщину и другие ругательства. К сожалению, в наше время речь многих людей переполнена такими словами и выражениями. Все это раз и навсегда должно быть исключено из употребления, и не произноситься ни при каких обстоятельствах.<_o3a_p>

Грехом против Бога является также уныние, отсутствие надежды на помощь Божью, и кощунственный ропот (из-за бед и страданий, нас постигших) на Него.

Грехи против других людей

Заповедь «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12) предписывает нам уважительное отношение к своим родителям. Любые споры и ссоры с ними, а также неоказание им помощи являются серьезными грехами.

Каждый человек обязан заботиться о своих ближних, и, прежде всего, о родителях, детях и другом супруге. К сожалению, именно члены наших семей, родственники, друзья и ближайшие сотрудники наиболее часто становятся «мишенью» наших недостатков, плохого настроения и деформированного грехом характера. Мы согрешили, если не имели любви к ближним и не прощали им, а воздавали злом за зло, гневались, раздражались, прекословили, спорили, обижали, оскорбляли, вели себя вызывающе, ревновали, желали им зла; плохо воспитывали детей или жестоко их наказывали.

Мы согрешили также, если воспитывали своих детей вне христианской веры, или обращали недостаточное внимание на их духовную жизнь, поскольку сделали их уязвимыми для тягчайших искушений и грехов при начале самостоятельной жизни.

По Заповедям Божьим человек всегда должен говорить правду, уважать чужую собственность и достоинство, не завидовать, сочувствовать и помогать всем. Поэтому мы согрешили, если:

— обманывали, лицемерили, не исполняли обещанное, не платили долгов, явно или тайно присваивали себе чужое (в том числе и государственное), занимались вымогательством или рукоприкладством, ссорились, враждовали, вредили другим людям, ленились в работе, не уважали чужой труд, заводили корыстную дружбу.

Корнем всех зол в нас является, идущая от первородного греха, страсть, называемая греховной гордостью, порождающая: зависть, гнев, мстительность, любовь к деньгам и вещам, скупость, презрение к малоимущим, хвастовство, осуждение людей, передачу сплетен, празднословие, делание добрых дел напоказ, немилосердие (или жестокость) к людям (особенно к больным или нуждающимся в нашей помощи), к животным и другим живым существам.

Грехи против самого себя

К «грехам против себя» относятся и все действия, вредящие духовному или физическому здоровью человека: проведение времени в праздности и лености (когда человек много ест, спит и забывает о своей душе), повреждение своего здоровья (например, злоупотребление алкоголем, курение, потребление наркотиков); саморазвращение — занятие онанизмом, просмотр фильмов, журналов, открыток со сценами жестокости, насилия или порнографией, пение неприличных песен, рассказывание непристойных анекдотов и т.п.

Подготовка к Исповеди

Подготовка к Исповеди и является, собственно, вступлением в Таинство Покаяния. Для первой Исповеди будет лучше, если Вы, еще раз читая предыдущие страницы, запишите свои прегрешения. Особое внимание обратите на смертные грехи. Многое вспоминается и потом — когда смертные грехи уже исповеданы. И это, всплывшее в памяти, также желательно записать, чтобы упомянуть на последующих Исповедях. Примите во внимание и то, в чем нас обычно обвиняют другие люди, особенно, бок о бок с нами живущие, наши близкие. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принять их с кротостью, без озлобления, и попытаться задуматься — может в них все-таки содержатся крупицы правды?

Помните! Прощаются только названные грехи.

Но одного лишь сожаления о соделанных грехах недостаточно. Плодом подлинного покаяния — раскаяния — является исправление в своей жизни, всего, что только возможно. Нужно перестать совершать новые тяжелые грехи, и попытаться «загладить» последствия уже совершенных. Нужно просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виноватым, а в случае, когда твои действия принесли материальный или моральный ущерб, постараться его компенсировать. Это важная сторона нашего покаяния, которую Иоанн Креститель называл «принесением достойных плодов покаяния» (Лк. 3.8). Только начав «приносить плоды», мы в полной мере осознаем тяжесть совершенных грехов, глубину нашего падения, и укрепим свою решимость начать новую жизнь. Обратитесь в молитве к Всемилостивому: чтобы Он простил нас, дал нам возможность вспомнить свои согрешения, раскаяться в них, и укрепил решимость на пути к новой жизни. Читайте Евангелие — это Слово Божье, обращенное к каждому из нас. Некоторым жить по евангельским заповедям кажется невозможным. Но начните! Ваши искренние попытки будут Им замечены, и помощь Всевышнего не замедлит.

Помните! Господь не только справедливый судья, но и милостивый Отец, всем желающий спасения.

Многие, крещенные детстве, но фактически жившие вне христианской веры и Церкви, приходят на первую исповедь уже состоя в гражданском браке. Если же другой супруг также христианин, и нет с его стороны препятствий, то, то независимо от возраста супругов, исправление их жизни включает освящение брака в Таинстве Венчания.

Есть еще одно условие прощения наших грехов Богом: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный“ (Мф. 6.14). прощение нас обидевших — как это, иногда, не просто! Говорят, что «сердцу не прикажешь». Но Господь в силе «выправить» наше сердце. Для этого нужно молиться об обидевших, чтобы Господь вразумил нас всех, дал нам покаяние, мир, тишину, любовь.

Помните! Вы будете исповедоваться перед всеведущим Богом, Знающим все обстоятельства Вашей жизни — все, что смягчает и усугубляет Вашу вину.

И священник на Исповеди не судья, а только свидетель.

На Исповеди нужно кратко перечислить все свои прегрешения. Причем, не оправдываясь (не ссылаясь на третьих лиц, или обстоятельства способствовавшие Вашему падению), и не выбирая смягчающих вину выражений.

Понятно, что многое вспоминать тяжело. Стыдно и рассказывать все это священнику. Но Исповедь — это, конечно, суд — который мы сами себе устраиваем, суд перед Богом и людьми, суд по сути неотвратимый, потому что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Мр. 4.23).

Помните! Главное, что должен человек принести на Исповедь — это покаянное исповедование — искреннее и добросовестное.

Господь приемлет его даже если оно не сопровождается сильным чувством раскаяния, весьма трудно возникающем в «иссохшем от греховного пламени» сердце. Ведь раскаяние — это по сути уже отторжение от себя греха, происходящее как результат работы совести, и не без благодатной помощи Божьей. Потому, если Исповедь была чистосердечной, с желанием и попыткой исправить свою жизнь, примириться со всеми, а также с мольбой о помощи Божьей, то чувство раскаяния обязательно приходит, или во время Таинства, или позже.

Составил священник Леонид Цыпин
Разрешение (слав.) — по-русски — освобождение.
Этими смертными грехами «прославились» жители, стёртых Богом с лица земли, двух древних городов — Содома и Гоморры.
«Никакое гнилое слово да не исходит от уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.»(Еф. 4.29-30)
Тут возможны разнообразные ситуации, когда другой супруг не желает вступать в церковный брак. Не отчаивайтесь, молитесь, и посоветуйтесь со священником! Как правило, со временем все удается уладить. Для этого гражданский брак даже с некрещенным супругом нужно сохранять и освящать. Ведь в нем существует супружеская любовь и дети! Подробнее см. У апостола Павла в 1Кор. 7.12-18. Особо важна молитва Церкви. Полезна и беседа священника с обоими супругами.

Индульгенции как возможность избежать «мести» Бога, индульгенции как способ «заплатить за грехи», индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.

Индульгенция 1517 год

Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция, что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими». Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.

Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе (325 г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано».

Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.

По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести

Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием», т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.

Это подход стали использовать и в отношении Бога

Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою», по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста — пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков». Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.

Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще в IX в. казался богохульным

Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги».

Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

Сатана продает индульгенции. Иллюстрация Йенского кодекса. Чехия. XV век.

В XI в., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia

Чтобы поощрить участие в Крестовых походах, на Клермонском соборе (1095–1096 гг.) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежною помощью, полное или частичное прощение Божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы.

Постепенно имеющие деньги могли получить прощение даже будущих грехов

Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, например, за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что «за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище».

Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466 г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI, в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.

Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в 1517 г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.

Сертификат о прохождении исповеди. 1521 год

Индульгенции за крестовые походы

Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее». Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.

Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками». Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года». Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири». Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы — «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской… Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином».

Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев».

Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» , созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: — «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом».

Индульгенции стали орудием, посредством которого Римские папы боролись с политическими противниками

Так, Иннокентий III, проповедуя крестовый поход против Фридриха II, «обещал прощение даже тяжких грехов, таких как отцеубийство» . Индульгенциями папы возбуждали на Западе энтузиазм в борьбе с врагами христианства, индульгенциями же благотворила Церковь за служение общественным интересам. Так «Алкуин Трирский дал индульгенцию тем, которые сделают пожертвование на постройку моста через Мозель». Климент IV(1265–1268) трижды в год даровал стодневные индульгенции членам братства Confalone, основной заботой которых было «освобождение плененных сарацинами христиан». С середины XIIIвека индульгенции в пользу посетителей и благотворителей храмов являются в особом изобилии. В Риме учреждена была даже «особая конгрегация епископов, единственной обязанностью которой было составление индульгенционных грамот».

______________________________________________________ Соборный разум. М., 203. С. 200. Шестов Л. На весах Иова (странствование по душам). Париж, 1975. С. 34. Рубан Ю. Гуманизм, Реформация и 95 тезисов Августинского монаха Мартина Лютера // Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов). СПб., 1996. С. 35. Ордернк Виталий, монах, Тридцать книг церковной истории, разделенные на три части// Стасюхевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. З.СПб., 1887. С. 46. Павлов А.С., проф., Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 45. Павлов А.С., проф., Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 47. Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 45. Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 456. Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 458. Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 460. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. 1. Одесса, 1894. С. 345. Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 56. Ордернк Виталий, монах, Тридцать книг церковной истории, разделенные на три части// Стасюхевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. З.СПб., 1887. С. 46. Абрамсон М.Л., Кириллова А.А. Колесницкий Н.Ф. История средних веков: учебник для студентов исторических факультетов пед. институтов. М., 1980. С. 87. Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 90. Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХIIвеков. М., 1972. С. 78. Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХIIвеков. М., 1972. С. 76. Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 110.