Диомид епископ анадырский и чукотский

Епископ Диомид- Савонарола с Чукотки -3

Хабаровский ОМОН прибыл в Чукотскую епархию
Впредыдущих статьях мы рассказали о епископе Чукотском и Анадырском Диомиде и его идейном и конфликте с руководством РПЦ.
С того времени прошло около двух месяцев и пришло время ознакомить читателей как с положением дел на Чукотке так и с дальнейшей судьбой Диомида.
Первой новость. О «добровольной» отставке Б.Абрамовича с должности губернатора Чукотки все уже пресытилась и мы не будем на этом останавливаться.
С эпископом Диомидом события приобретают новые ракурсы и остроту политического динамизма в ходе, которого Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ) показываете нам свое истинное лицо!
Но вернемся к «бедному» Диомиду, о котором автор хочет замолвить слово!
Так, по информации пресс-службы Московской Патриархии, на 17 июля было назначено заседание Священного Синода Русской Православной Церкви (в дальнейшем РПЦ).
И на него вызывался епископ Диомид (Дзюбан), как виновный нарушение церковных канонов и возбуждение раскольнических настроений.
Напомню читателю, что предварительно эпископ Диомид решением Архиерейского Собора (24–27 июня 2008г.) был отстранен от управления Чукотской епархией.
И целью вызова Диомида на заседание Синода было добится от него публичного покаяния.
Но внезапно в РПЦ было принято решение о его переносе на 2 сентября 2008г.
Причин для этого могло быть несколько.
Это приезд Константинопольского Патриарха Варфоломея I в Киев и подготовка туда визита Патриарха Алексия II.
И то, что руководство РПЦ дополнительно предоставила Диомиду время на раздумия.
Что отнюдь объясняется не человеколюбием верховных иерархов РПЦ, а неуверенности в занятой на Архиерейском Собром позиции по осуждению Димида. Который как мы знаем, действует не один. Его поддерживают открыто или тайно все верховные иерархи, не прибывшие в Москву на Архиерейский Собор 2008г.
На личный контакт с представителями «официальной РПЦ» Диомид после своего отстранения с должности эпископа Чукотского и Анадырского не идет.
На Архиерейский Собор он не прибыл, сославшись на болезнь.
На Соборе предоставленную им справку сочли сомнительной, хотя сторонники Диомида на итоговой пресс-конференции громко заявляли о том, что справка подлинная, и предлагали журналистам взглянуть на ее заверенную копию.
Чукотский архиерей жаловался на люмбоишиалгию, говоря проще – боль в пояснице.
К стати РПЦ надо отдать ЕК должное, не ограничилась голословными заявленими, а провела почти экспертизу этой справки.
В сообщении Агентства Интерфакс, было интервью кандидат медицинских наук, протоиерей Антония Ильина, о том, что из поступившей от Диомида справки совершенно невозможно было понять, на какой стадии находится его заболевание.
Никаких дат в документе не было. «Если условно принять за дату выдачи справки дни, предшествующие Архиерейскому Собору, то очевидно, что острая стадия должна была бы на фоне обезболивающих препаратов к этому времени уже пройти», – считает Ильин.
Как равивались дальнейшие события?
Епископ Диомид, игнорируя решения Священого Синода и Авторитет Архиерейского Собора, уже 29 июня 2008г. совершил воскресную литургию. ( которая длится около трех часос) Видно болезнь попустила и пришлось собрать все силы в кулак.
Согласно решению Священного Синода 7 июля 2008г., в Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марка (Тужиков), которому в Москве поручили временно управлять Анадырской и Чукотской епархией,
Епископ Диомид не только не встретил Марка, но и в это, же время, улетел в поселок Мыс Шмидта, где местная православная община – его активные сторонники.
Это то самое место, о котором пелось в песне советских времен — «только самолетом можно долететь».
Добраться до нынешнего места его пребывания Диомида действтельно непросто – следующего авиарейса придется ждать еще несколько дней.
А нанять специальный вертолет, дороговато наверно и для РПЦ -184 000 рубликов! Да и опасно летать архиерею на изношенных российских вертолетах по Чукотской тундре!
С архиепископом Марком на Чукотку прибыли святыни, переданные в дар всему Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, — список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Афоне, частица Животворящего Древа Креста Господня и частицы святых мощей апостолов Петра, Павла, Иакова Зеведеева и святой равноапостольной Марии Магдалины.
Сам же, а архиепископом Марком в Анадырь прибыл не один! Он привез с собой целый Спецназ!
С ним прибыл закаленный колымский миссионер– иромонаха Агафангел (Белых), белгородский миссионер.
Да автор не ошибся. Агафангел все еще обращает евенков других, как пишут русские историки «инородцев» в христианство! На Колыме!!!
Он был направлен в двухмесячную командировку на Чукотку Синодальным миссионерским отделом по приглашению архиепископа Марка. Ох, знал Марк, на кого можно положится в борьбе против Диомида!
Напомним, что глава Отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) руководил во время Собора рабочей группой, вынесшей заключение по делу Диомида.
Личность Афагангела –
Дата рождения:
27.04.1969Город: Старый Оскол
Школа 13, Старый Оскол
(09.1979 — 06.1984)
Класс/факультет:
(05.2000 — 09.2007)
Класс/факультет: Богословское отделение
Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью), Белгород
(09.1996 — 06.2001)
Класс/факультет: пастырский
Иеромонах Агафангел практически ежедневно сообщает подробности командировки в своем блоге на LiveJournal.com. http://o-agafangel.livejournal.com Правда он забыл сообщить, что он уже И. о. настоятеля храма Преображения Господня г. Анадырь
Он пишет, что главные вдохновители знаменитых посланий Диомида – запрещенный в служении игумен Илия (Емпулов) и монахиня Мариам, главбух епархии.
Именно она 9 июля передавала дела архиепископу Марку. «Подтвердились факты пострига и хиротонии «в никуда», – написал Агафангел 5 июля.
Люди приезжали в Анадырь, спустя несколько дней совершались хиротонии и постриги, после чего они сразу уезжали. Видимо, отсюда и берутся так называемые клирики Анадырской епархии».
Напомним, что посвящение в сан без назначения на определенный приход епархии, в которой совершается рукоположение, – это серьезное нарушение канонических правил.
Отсутствие бывшего правящего архиерея осложнило передачу уставных, административных и финансовых документов Анадырской епархии.
Состоялось несколько встреч с сотрудниками епархиального управления и духовенством епархии из числа сторонников прежнего епископа, которые проходили по их требованию в присутствии представителей милиции и Счетной Палаты Чукотского автономного округа.
В ходе переговоров сотрудниками епархиального управления были даны письменные обязательства по передаче документов, ключей от храмов г. Анадыря и печатей епархии и приходов.
Эти договоренности были неоднократно нарушены и, в конечном итоге, не выполнены, за исключением передачи печатей и части ключей.
В результате этого временно управляющим Анадырской епархией архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком было подано заявление в прокуратуру по факту хищения уставной, административной и финансово-хозяйственной документации Анадырской епархии.
Только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. 15 июля в рамках следственных действий сотрудниками правоохранительных органов в присутствии понятых была произведена выемка документов со склада храма Преображения Господня г. Анадыря и из частной квартиры, где они находились в нарушение законодательных требований к хранению подобной документации. В настоящее время изъятые документы находятся в опечатанном виде в следственном отделе.
К сожалению, сторонники епископа Диомида во время переговоров позволяли себе достаточно резкие выпады по отношению к новому правящему архиерею — так, во время переговоров в ОВД г. Анадыря они заявляли в оскорбительном тоне, что «архиепископ Марк для нас не архиепископ, он врет и продался за тридцать сребренников»; обвиняли владыку Марка в нарушении пункта 9 Устава Русской Православной Церкви, выдав обращение в прокуратуру по поводу хищения уставной и финансово-хозяйственной документации за призыв к светской власти вмешаться во внутрицерковное разбирательство по каноническим вопросам
В настоящее время в храмах г. Анадыря совершаются регулярные богослужения духовенством Хабаровской епархии и временно командированными на Чукотку священниками Миссионерского отдела Московского Патриархата.
Но архиепископ Марк видимо не очень рассчитывал на силу слова Божьего исходившего от миссионера иеромонаха Агафангела и его «колымский» авторитет, потому вместе с ним в Анадырь прибыла рота Хабаровского ОМОНА!
Ну, видено, нет на Чукотке своего ОМОНА или еще тогдашний губернатор Чукотки Абрамович, не дал разрешение о применении местного ОМОНА против «мятежного» Диомида, неихвестно.
Корреспонденту «НГР» ( см.выпуск от 2008-07-16 ) иеромонах Агафангел так пояснил, почему вместе с делегацией из Хабаровска прибыли омоновцы:
«Мы думали, что будут стычки между верующими, которые поддерживают епископа Диомида, и его противниками».
Прибывшее в Анадырь духовенство 11 июля совершило богослужение в храме Преображения Господня (так называемом Нижнем храме).
Несколько дней в церкви дежурили двое сотрудников городского отдела милиции.
Когда наряд сняли, за порядком стали следить сам иеромонах Агафангел и семинаристы из Хабаровска.
А это уважаемые читатели, уже церковный ОМОН!
А кто внимал речам Марка и Агафангела? Местная власть сделала вид, что их как бы и нет на Чукотке.
Тут нужно отметить, что прихожане Нижнего храма – в основном пенсионеры, проживающие в соседнем доме престарелых.
Бывшему настоятелю храма протоиерею Василию (Байдаченко) совершать богослужения запретили.
«Мне так же, как и другим священникам, проживающим на Чукотке, предложено покаяться, только после этого будет дано разрешение служить, – сообщил он корреспонденту «НГР». – Нам даже не объяснили, в чем каяться.
Владыка Диомид улетел на Шмидт, есть опасность, что и нас, священников, которые работали с ним, тоже могут лишить сана».
Все это похоже на типичную рейдерскую атаку, с целью установления новой сласти в ОАО » Епископат Чукотский и Анадырский»!
Иеромонах Агафангел в своем вышеупомянутом интервью утверждал, что сторонников Диомида на Чукотке совсем немного?
Однако в целом среди местных православных это довольно популярная фигура. Бытует мнение, что до 2002 года (год назначения Диомида на Анадырскую кафедру) православие на Чукотке переживало кризис.
Из Украины и близлежащей Аляски туда приезжали протестантские проповедники, организовывали молитвенные дома, привлекали молодежь. Как только появился Диомид, начали открываться церкви (сейчас их 17), заработали православные школы, стали создаваться новые православные общины.
Впрочем, сам Диомид, похоже, считает, что местными верующими его паства не ограничивается.
А Диомид, если проанализировать его высказывания в Интернете видит себя духовным лидером для… 20 млн. православных.
Именно столько верующих, по его словам, не желают становиться жертвами глобализации.
Он не может оставить их «на съедение волкам мнимой демократии». Каяться Диомид не намерен. Он считает, что каноны не преступал, раскола не учинял, а осудили его неправомерно.
Конечно, сочувствующие Диомиду православные проживают не только на Чукотке.
Во всяком случае, ни одно из поддерживающих его изданий («Дух христианина», «Пасха Третьего Рима», «Русь Православная») там не выпускается.
По числу посетителей сайт той же «Руси Православной» – 12-й в рейтинге Интернет-ресурсов о религии.
Таким образом, вольно или невольно Диомид стал живым символом для «правого крыла» в нынешней РП Церкви.
Епископ Диомид настаивает, чтобы его дело рассматривал церковный суд. 30 июня 2008г. он направил туда жалобу.
И церковный суд якобы готов к диалогу с Диомидом и это подтвердил сам вновь назначенный Председатель церковного суда РПЦ митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).
Проблема лишь в том, что митрополит Исидор считает задачей возглавляемой им структуры «побуждать к покаянию и исправлению», а Диомид ни каяться, ни исправляться не собирается – он считает себя правым.
Но есть масса и как говорят юрист процессуальных проблем церковного права. В РПЦ скажем в отличии от Римско-католической церкви это вопрос так очень запутан, что практически любое решение церковного суда заинтересованной стороной может быть оспорено.
К примеру: церковный суд не занимается вопросами лишения архиереев сана, для этого есть Патриарх и Синод.
А дни правления Патриарха Алексия II буквально истекают до конца текущего года.
России времен Путина и Медведева нужен новый Патриарх, близкий им и по возрасту, воспитанию и идейным взглядам. А Алексий, это пережиток коммунистической системы управления РПЦ и не более того.
Причина отставки – тяжелая болезнь и невозможность в связи с этим руководить РПЦ в новых сложных политических условиях!
Но давайте вернемся к Диомиду. Не вечно он будет находлится в поселке Шмидта и Хабаровский архиепископ Марк со своими хабаровскими ментами, тоже не будет долго «сидеть» на Чукотке.
Прийдет время для назначение нового епископа или упразднения Чукотской и Анадырской епархии. Поэтому давайте снова займемся прогнозированием.
Что может произойти в том случае, если Синод лишит Диомида сана?
По всей видимости, возникнет новая раскольническая структура, альтернативная «истинно-православная» Церковь (или они найдут себе другое самоназвание).
Пример Украины к этому варианту развития событий в РПЦ тому лучшая иллюстрация.
Особенно если Диомид и Глава РПЦ КП Филарет заключат между собой тайный или явный союз для борьбы с Алексием II и его сторонниками в РПЦ.
Кроме того епископ Диомид будет управлять и своей виртуальной паствой, продолжать осваивать интернет-пространство.
Что замете уже является немалой силой по распостранению своего влияния на умы прихожан РПЦ.
Ну и на последок самые свежие новости о Диомиде и его сторонниках.
Новые известия.7 августа 2008 г. Двоевластие Чукотки В Анадырь вернулся опальный епископ Диомид МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВ
Вчера стало известно о возвращении в Анадырь опального епископа Анадырьского и Чукотского Диомида, который с 7 июля находился на мысе Шмидта.
На Чукотке установилось церковное двоевластие: обязанности Диомида продолжает исполнять архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк.
Как будет развиваться ситуация до 2 сентября, когда Священный Синод РПЦ рассмотрит «дело Диомида», сказать пока трудно, однако уже в ближайшие дни следует ожидать активизации его сторонников.
Накануне своего возвращения Диомид заявил, что перестал поминать в молитвах патриарха. Логично: ведь патриарх предан им анафеме.
Не вполне логично другое: в июне за отказ поминать Алексия II он уволил секретаря Анадырской и Чукотской епархии игумена Илью (Емпулева).
Некоторая противоречивость заметна и в других высказываниях владыки Диомида.
Так, объявив о переходе своей епархии на самоуправление, «то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию», он вместе с тем решительно отрицает упреки в раскольнической деятельности.
Считая Московскую патриархию средоточием зла, божится, что не намерен принимать какую-то другую юрисдикцию.
Сообщая, что на заседание Священного Синода, намеченное на 2 сентября, не явится, одновременно говорит в одном из интервью о намерении поехать в Москву «ближе к осени».
Однако по нашей информации, остающиеся на его стороне верующие в ближайшие дни готовят протестные акции. Не сидит сложа руки и другая сторона: к приехавшим в Анадырь вместе с архиепископом Марком представителям Белгородской епархии иеромонаху Агафангелу и священнику Юлиану Гоголюку присоединился священник Олег Гурьянов.
Эксперты считают «белгородский десант» не случайным. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) – глава Миссионерского отдела РПЦ.
Для него свержение Диомида открывает возможность показать преимущества «другого православия» – более открытого, либерального. А развивший бурную деятельность иеромонах Агафангел вполне может рассматриваться в качестве кандидата в новые чукотские епископы».
И еще:
(http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=64718&cf=)
11 августа 2008, 16:39
Епископ Диомид готов сесть в тюрьму и называет своего главного гонителя «банкиром, водочно-табачным митрополитом»
________________________________________
«Я не слагал с себя полномочий главы Церкви Русской Православной – Чукотской и Анадырской», — с таким заявлением, по утверждению иеромонаха Агафангела (Белых), сотрудника Миссионерского отдела РПЦ МП, выступил 8 августа в интервью программе «Вести-Анадырь» РТР вернувшийся в столицу Чукотки епископ Диомид (Дзюбан).
Московская патриархия, по словам иерарха, «теперь именуется вдовствующей», потому что Патриарх Алексий II «запятнал себя нарушением канонов». Епископ Диомид продолжает нести свое архипастырское служение, посещая приходы, причем ему помогает несколько священников.
Епископ Диомид выступил с достаточно резкими обличениями в адрес временно управляющего епархией по назначению Священного Синода РПЦ МП архиепископа Марка (Тужикова), назвав его «человеком, нечистоплотно поступающим», «выполняющим заказ митрополита Кирилла, которого я обличил и анафему произнёс», «везде пакостящим и льющим грязь». Встречаться с Марком епископ Диомид не считает «нужным и полезным». Он дал понять, что архиепископ Марк и сопровождающие его лица присвоили себе продукты, личные вещи и церковные облачения, присылавшиеся в течение последних полутора месяцев епископу Диомиду.
Епископ Диомид указал на недопустимость обвинения его приверженцев во взломе сайта «Православие на Дальнем Востоке», куда «голых девок накидали».
Отвечая на обвинения архиепископа Марка в нецелевом расходовании епархиальных средств (временно управляющий епархией даже пытался возбудить уголовное дело против своего собрата по этому поводу), епископ Диомид упомянул о том, что епархия всегда была крайне бедной — он приехал сюда с десятью пачками свечей и «заработать» сумму в 80 млн. рублей за это время не смог бы.
На вопрос о недостаче документов при выемке их новых руководством епархии епископ Диомид ответил: «У нас епархия примитивная. Батюшек десять человек от силы. Десять-двенадцать. Количество колеблющееся. Да у нас всё примитивно просто велось здесь, да и всё. А вели люди порядочные и честные».
Говоря в целом об отношении Московской патриархии к происходящему в Чукотской епархии, епископ Диомид заявил: «Здесь патриархия показала свой сатанинский оскал…
Я питаю к ним чувства снисхождения и любви, но каноны нужно уважать… Заказ какой? – Меня или в психушку поместить, или посадить… Но я даже готов сесть в тюрьму! И патриархия ещё раз увидит своё лицо — что архиерей сидит в тюрьме».
Затрагивая личность своего главного гонителя митрополита Кирилла (Гундяева), епископ Диомид заметил: «Он банкир, водочно-табачный митрополит», «всем прекрасно известно, что он является тайным кардиналом, политику ведёт прокатолическую…
Всех нас тянет под католиков …Целовал Папе руку». «Мы не против католиков», — оговорился при этом иерарх, указывая на то, что противоречия имеют вероучительный, а не эмоционально-психологический характер.
Отвечая на вопрос о возможности своего присутствия на заседании Священного Синода РПЦ МП 2 сентября, епископ Диомид напомнил: «А я уже анафему произнес. Я свою позицию высказал 17-го числа. До этого числа я Патриарха поминал на богослужениях. А сейчас я просто «место» поминаю, а его — нет».
Продолжение как говорится следует….

АНАДЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Анадырский Троицкий храм

Анадырская и Чукотская епархия Русской Православной Церкви

Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 годах в среднем течении реки Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог (ныне Марково), в котором была построена деревянная церковь Всемилостивого Спаса в ведении Тобольского владыки. С 1721 года затем Дальний Восток России вошёл в Иркутскую епархию. В XVIII веке была учреждена Чукотская духовная миссия. В 1788-1789 годах на реке Малый Анюй, у стен Анюйской крепости (ныне село Островное), стали проводиться Чукотские ярмарки и в центре крепости в 1811 году построили Николаевскую часовню. Следующим по времени православным центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь).

С учреждением в 1840 году Камчатской епархии для Дальневосточных и Американских владений церковная жизнь на Чукотке получила новый толчок. В 1842 году святителем Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская духовная миссия, центром которой стала упомянутая часовня. В 1848 году была возведена Никольская церковь в устье р. Раучуа, прихожанами которой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. С притоком населения в посёлок Марково, в 1862 году здесь также была построена Никольская церковь. В 1872 году Чукотская миссия была разделена на 3 стана — Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. По орбразовании Якутской епархии Чукотка перешла к ней. В 1899 году, при устройстве Владивостокской кафедры, восточная часть перешла к последней, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка) осталась за Якутским архиереем.

В советский период немногочисленные церкви и часовни на Чукотке были утрачены, церковная жизнь пресеклась. С восстановлением епархиального управления на территории СССР, Чукотка была отнесена к возрожденной в 1945 году Хабаровской епархии, которая, на деле, вскоре лишилась самостоятельного управления и до конца 1980-х годов находилась в ведении Иркутских архиереев. В 1991 году Чукотка была отнесена к новоучрежденной Магаданской епархии. Восстановление церковной жизни на Чукотке началось в 1990-х годах.

Самостоятельная Анадырская епархия была образована постановлением Священного Синода от 19 июля 2000 года быдучи выделена из Магаданской епархии в пределах Чукотоского автономного округа. Её первым кафедральным храмом стал Анадарыский Преображенский, а с 2005 года — вновь построенный Анадырский Троицкий собор.

Статистика

Архиереи

География

Литература

Использованные материалы

  • Ткалич А. И., «АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ», Православная энциклопедия, т. 2, с. 208-209:
  • Список приходов с официального сайта Анадырской епархии:
  • Епархиальный профиль на официальном сайте Русской Православной Церкви:
  • Епархиальный профиль на сайте Русское Православие:

Ткалич А. И., «АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ», Православная энциклопедия, т. 2, с. 208-209,

Страница официального сайта Русской Православной Церкви,