Для чего нужна вера человеку?

Зачем человеку вера? Важнее вера или религия?

Человек, такое социальное существо, которое хочет быть кому-то нужным, для кого-то важным, существенным, значимым, включённым в некое сообщество начиная с рождения. Состояние изгоя не свойственное людям, оно заставляет человека искать свою стаю или сообщество, где он почувствует себя не одиноким, ощутит принадлежность к общему.

Таким общим иногда становится вера, которая придаёт некий смысл жизни человека, его жизненному пути, осмысленности жизни, где он находит ответы на многие вопросы, чувствует себя задействованным в бытие, включенным, неотъемлемым членом сообщества, осознаёт некую миссию своего пребывания на Земле.

Религия всегда являлась мощным властным инструментом и наряду с политическим строем управляла сознанием людей. Церковь вместе с политической, законодательной властью, влияла на массы людей направляя в государственном сообществе. Иногда церковь становилась более существенным и властным органом по отношению к политическим властям, что мы наблюдаем на протяжении всей истории жизни планеты. Тогда вера и религия становились или становятся политизированным течением, которое правит странами устанавливая свои законы и способно нарушать привычный уклад жизни людей на своей территории.

Побывав не так давно в республике Дагестан, Чеченской республике, в республике Абхазия, я наблюдала сосуществование двух мировых религий рядом и на первый взгляд, Ислам и Христианское Православие могут спокойно уживаться рядом, но это не совсем так….

После рассказов местных экскурсоводов я изучила достаточное количество источников, где политические и духовные лидеры, историки и журналисты исследуют суть мощнейших мировых религий, их отношение к самому человеку, к его ценностям, и «ведут борьбу» за человеческие души на территориях очень близких мне, к краю, в котором я живу.

Становление христианства на Руси, продвижение в СССР и возрождение его в Российской Федерации, достаточно открыто освящено в различных источниках древних и современных изданий. Ислам, хоть считается более молодой религией, но является не менее активной и действенной по распространению на территории РФ. Мало того, эти две религии считаются наиболее близкими и схожими по ценностям относительно самого человека и служению Богу.

Отличие их в том, что священные писания, такие как Библия, Ветхий завет и Новый Завет, несут в себе суть человека духовного, приближенного к Богу, человека, как неотъемлемого от Божественного начала, а Коран дополнительно к этому, несёт законодательную и политически-социальную базу. По сути Коран является как бы духовной и политической Конституцией для жизни мусульман. Источник всех законов и правил, свод норм порядка для жизни и развития человека, труда, семейных отношений, политики и взаимодействия с близкими и дальними соседями.

И, казалось бы, всё прекрасно, люди верующие знают и опираются на достаточно глубокую фундаментальную базу, дающую возможности координироваться на территории в рамках своей религиозной идеологии, и это даёт им возможность жить вместе в одном государственном субъекте РФ без вражды и конфронтации на основе веры и религии. Ведь суть каждой религии, это любовь к Богу, взращивание своего служения и следование духовным ценностям человека приближающего его к Богу. Люби Бога и почитай, будь порядочным человеком, служи своему сообществу в мире, но без насилия.

Однако в каждой религии существуют некие оппозиции, которые берут на себя право трактовать источники духовной литературы на свой лад, подменяя понятия и смыслы в корне меняя направление в служении, что является экстремизмом и радикализмом. Не так давно на территории РФ велись войны, в которых столкнулись люди, приверженцы одной веры-Ислама, но совершенно по разному истолкованной, кардинально меняющие суть веры, с мира на войну с неверными. Именно этим опасен радикальный Ислам, который экстремистки направлен против мирного сосуществования соседей на одной территории, который истолковал насилие над неверным, как единственный способ восстановления справедливости и правомерности праведной веры в Аллаха.

Сейчас, в век доступности всевозможной свободы слова и печати, свободы передвижения по миру, пожалуй, самым опасным и неуправляемым оружием, является свобода печати и слова. Возможность переиздавать в печати древние источники духовной литературы на новый лад, позволяет новым издателям духовной литературы расставлять в них экстремистски заряженные акценты, перефразировать и менять смысл, нормы и каноны Корана, и других священных писаний мусульман, как это к примеру делает христианское сообщество «Свидетели Иеговы» в изданиях «Сторожевая башня».

Недавно я узнала, что рядом с Краснодарским краем, постепенно и незаметно ведётся подрывная деятельность культурного и духовного слоя верующего населения Абхазии, там, где давно мирно уживаются рядом христиане и мусульмане на протяжении многих времён. Ссылка на статью https://ngnovoros.ru/posts/novym-imamom-v-stolitse-abhazii-mozhet-stat-islamskiy-radikal-kto-takoy-efrem-nozadze

Опаснее всего то, что там, где народ не сильно активен в веровании избранной религии, не сильно объединён и защищает свою веру от вмешательства «иносказателей», не опирается на старинные источники в первую очередь занимаясь самопознанием сути веры и следования ей через уважаемых и авторитетных представителей духовенства, такой элемент способен внести раскол в мусульманскую общину, что может послужить очередным очагом сначала религиозных конфликтов, а затем политических(что объединяет священное писание-Коран), на территории РФ.

Верующие люди всегда ищут «пастыря» и если они его находят, то элемент веры, фокус внимания смещается на человека, проповедующего от источника. Он поясняет и объясняет прихожанам смысл веры, её суть, являясь значимой и авторитетной фигурой на своём служебном месте. Имам безусловно оказывает влияние на сознание людей, способен управлять и направлять сознание человека в нужном направлении знания, верования. И когда такие люди, как заместитель имама, претендующий в дальнейшем стать имамом, сам лично использует в работе с верующими и продвигает подобную литературу запрещенную на территории РФ, на самом деле ставит под вопрос основную задачу его деятельности относительно веры людей, их мирной жизни, подрывает он её или укрепляет.

Раскол в религии и веровании начинается с разночтения первоисточника, и как я уже писала, экстремистские группировки радикального исламизма вносят свои поправки и под видом древнего источника внедряют свои идеи, где основная из них- борьба с неверными. Если фокус внимания верующих, будет постоянно подпитываться этой идеей, человек, как социальная единица, непосредственно заражаясь ей, начинает продвигать её дальше в массы, таким образом можно управлять массами. И если такой человек встанет во главе Абхазского исламского течения, то возможно оно приобретёт оттенок радикального исламизма, что может угрожать мирному сосуществованию разноверующих людей в Абхазии.

Я лично с увлечением и уважением изучала и отношусь к разным религиям, философии, воззрениям исследователей и разным взглядам людей, исследующих духовность человека на Земле. Я за познание, за поиски смысла веры, за единение людей идущих в одном направлении, за осознанность и разумность. И я думаю, что первое, что должно настораживать человека идущего в духовном пути, это попытка противопоставить и заострить взгляд верующего против другой веры, вызвать в нём ущербное или обесценивающее чувства к другой вере или к самому себе, чем так грешит радикальный исламизм. Ведь только ущербный человек может через религиозный, политический конфликт пытаться сказать, что он за мир, но только такой, как лично ему необходим, через подлог, искажённое знание и литературу, через насилие продвигать идеи Аллаха или другого Бога на Земле.

Если мы не хотим раскола в обществе, то именно вера, не как пустая идеология осколков от основного религиозного движения, будь то Ислам или Православие, не слепая, а осознанное познание верования, помогает регулировать наши отношения в обществе, в семье, в государстве, в мире. Тогда вера помогает человеку обрести смысл, семью, равных, и никогда не сможет послужит причиной конфликтов, разрушение образа жизни и самого человека на такой прекрасной и близкой нам территории-Абхазии, страны души.

А зачем нужна вера?

Даже давно воцерковленным верующим людям (а что уж говорить об иных!) иногда кажется, что многие самые важные события в жизни происходят как бы случайно и стихийно и зачастую практически невозможно выявить причину того или иного свершения. Но чем больше изучаешь примеры других людей, тем больше начинаешь чувствовать, что какая-то закономерность все-таки имеется и ничего не происходит случайно. И сразу же становится чрезвычайно актуальным знаменитый вопрос Воланда: «…кто же, спрашивается, управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» И неуверенный Иванушкин ответ: «Сам человек и управляет» — не то что не вызывает несогласия, а просто проходит куда-то мимо. И с этого момента начинается то единственно важное и самое ценное, что мы имеем в жизни, — наша вера.

Вера — великая сила!

Жить без веры человек вообще не может, как бы он ни уверял себя в своем безверии. Вот как пишет об этом архиепископ Иоанн (Шаховской): «Путь высокой веры есть на-правление, данное всем людям… Даже неверующие в Бога, сами того не понимая и не желая признавать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетельству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Так мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к близким людям…»
Вера — великая сила! Если к ней не примешивать житейскую логику (а разве такое вообще может быть?), то расшатать ее практически невозможно. Примечателен пример апостола Петра, который с верою шел по волнам (Мф 14:30), но, как только вмешалась логика, стал тонуть. Грех, особенно смертный, тоже сильно вредит вере, так как по существу является раной на «теле» души. Он лишает нас благодати Божией, а без нее вера гаснет и может даже умереть. Если присмотреться к жизни, то вокруг нас найдется немало женщин, которые потеряли веру после первого аборта.

Спасение или осуждение?

Но вера, как известно, бывает разная. Вера может быть во спасение и преображение души, а может — в осуждение и гибель человека. Хорошо, если она окрыляет, учит правильно жить и ради нее совершаются подвиги. Но ведь бывает и так, что она буквально застилает глаза и приводит человека к страшным поступкам. Вспомним только языческие жертвоприношения — например, ханаанскую практику сжигания младенцев или «вечернюю жертву восьми молодых и сильных» племени астматов, обитавших в Новой Гвинее. Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы — скорее от отчаяния. Слишком далек Бог — слишком близки «боги». И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают — завтра издеваются. И, словно выражая последнюю надежду, люди убивали друг друга перед лицом «богов»: может, хоть это сделает вас милосерднее?..
Все это у нормального человека вызывает чувство омерзения и ужаса, реже — жалости, но ведь и в наше время достаточно случаев, когда ради веры совершаются непонятные для многих, а порой и трагические поступки.
Буквально несколько дней назад в программе «Время» Первого канала передавали сюжет о смертельно больном трехлетнем мальчике, которому было необходимо срочное переливание крови. Ребенка разъедала страшная опухоль мозга, и единственным, что могло дать ему шанс на спасение, была именно эта процедура. Его привезли в Москву из Саратова в тяжелейшем состоянии, счет шел не то что на дни — на часы. Но отец мальчика, воинствующий свидетель Иеговы, не давал свое согласие на переливание, мотивируя свое решение тем, что это противоречит догмам учения и его религиозным убеждениям. Врачи, полдня потратившие на то, чтобы переубедить полубезумного родителя, в конце концов обратились в суд, имея на то полное право, так как речь шла о спасении жизни человека. Судья, учитывая исключительность случая, принял решение в течение нескольких минут — и, конечно же, в пользу докторов. Спустя полчаса после оглашения вердикта началась без разрешения отца ребенка необходимая врачебная операция; она прошла успешно, и сейчас мальчик хоть и находится в реанимации, но его состояние уже гораздо лучше. Самое интересное, что его папа после результатов процедуры заявил: он был вовсе не против переливания, просто врачи его «не так поняли»…

Важно верить правильно!

Конечно, данный пример кроме возмущения «непробиваемостью» папаши вызывает еще и удивление: какой же все-таки спрут с длинными загребущими щупальцами все эти секты… И как же страшно коверкают души и религиозное чувство современные сектанты, которые, как известно, являются отличными психологами! Конечно, правильно верующим людям их паутина не грозит, но вот что касается невоцерковленных, которые только делают свой выбор… Оплетут невидимой, но прочной сетью, затащат в свое логово — и человек порой не успевает опомниться, не понимает, как это случилось, ведь на него вроде никто не давил, говорили что-то непонятное о Боге… Но так кажется только на первый взгляд.
«Вера — свободный выбор. Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. «При-близьтесь к Богу, и Бог при-близится к вам» (Иак 4:8). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще несказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Те, кто хотят доказательства для своей веры, — на ложном пути. Там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательства, нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как «подтверждение» — этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры», — пишет священник Александр Ельчанинов, и это высказывание сводит на нет многие усилия сектантов. Может быть, стоит задуматься, прежде чем вообще начинать разговаривать с ними на улице?..

Вера — родник жизни

Конечно, эти все печальные примеры веры «в осуждение» ничего не стоят в сравнении с яркими положительными образцами настоящей Веры, которая вносит столько радости в нашу жизнь, является источником сил и вдохновения, которая творит чудеса, потому что она — величайший из даров человеку от Господа.
Моя свекровь практически не пьет никаких лекарств, кроме святой воды. В 73 года она почти самостоятельно управляется с огородом и еще успевает помогать мне дома и с детьми. Я никогда не видела ее унывающей, хотя знаю, что у нее часто болят и ноги, и сердце. Она легко может выстоять две литургии в один день — и раннюю, и позднюю. Лицо нашей бабушки озарено верой! И все ее по-ступки тоже. Даже когда 28 лет назад убили горячо любимого старшего сына, а вслед за этим умер от разрыва сердца супруг, ее плечи, говорят, поникли только на короткое время. Она никогда не ропщет, хотя мы частенько даем для этого повод. И в том хорошем, что происходит с нами в жизни, огромную роль играет ее горячая молитва за нас. Порой я, выискивая примеры подвижников в современном мире, напоминаю себе, что немаловажный пример — у меня перед глазами.

«Ты трижды мать…»

В любой, пусть даже самой сомнительной ситуации вера помогает сделать правильный выбор. Когда в нашей жизни происходят тяжелые события, потеря близкого человека, расставание с любимыми, когда нас с головой окутывает безысходность или мы слышим страшный диагноз — только вера становится утешением, и если мы доверимся Господу, то все будет как надо и как лучше для нас. Но только о себе надо думать в последнюю очередь или не думать вообще, спрятать свое эгоистичное «я» как можно глубже, чтобы дать место Божественному лучику, который пробьется, обязательно пробьется, если человек очень к этому стремится. Так сказал мне батюшка, когда я, однажды заболев и неправильно восприняв свою болезнь, пришла к нему с чувством неимоверного страха, что в следующий раз я могу заболеть еще сильнее, — а ведь у меня трое деток, что же будет с ними, если со мной что-нибудь случится? «Ты трижды мать, и если Господь Сам дал тебе детей, то неужели Он о них не позаботится? Доверься Ему, не растрачивайся на бесполезные метания и думай о себе как можно меньше. Мы в этой жизни без Бога — ничто».

Верить — по-настоящему доверять Богу

Есть такая хорошая фраза: «Человек и ложку не поднимет без ведома Всевышнего». У меня и статья-то эта не писалась, покуда я у батюшки благословения не взяла, а до этого никак не могла мысли в кучу собрать… И доченька наша перестала часто болеть не после очередного курса антибиотиков, а после того, как мы с ней съездили в Москву, в Покровский монастырь, где приложились к мощам святой Матронушки…
Большинство значительных дел не случается и проходит мимо нас именно из-за не-уверенности и сомнений в исходе события. Иногда оно и к лучшему, ибо ограждает от кучи нежелательных последствий, но зачастую человек пропускает очень важные повороты на своем жизненном пути, новые дороги, которые могли бы в корне изменить его жизнь, укрепить веру. И в такие моменты очень важно, чтобы рядом оказался человек — кто-то из нас, православных христиан, кто даст добрый совет и будет переживать и молиться за страждущего. Как правило, таким человеком чаще всего оказывается священник, но, может быть, и кто-то еще, кто-нибудь из близких. Или, наоборот, совершенно посторонний, который вдруг оказывается самым родным. Но даже если такого не случится, мы можем помочь себе сами, надо только научиться с детской радостью и сердечной благодарностью принимать то, что посылает нам Господь.

ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЕРА?

(Отрывок из книги Александра КАЗАКЕВИЧА «Самоучитель духовного развития»)

Все религии мира призывают человека верить в Бога. И не важно, какое имя они Ему дают, какие примеры, ритуалы, книги и авторитеты используют для этого. Верующий в Бога человек — это, прежде всего, человек нравственный, соблюдающий определенные правила, Божьи заповеди. Но давайте спросим себя: много ли радости, счастья, любви и мудрости даст человеку вера в Бога, если он не верит в себя? Если надеется только на милость Божью, а в себе не видит того, кто действительно способен изменить его жизнь и весь мир?

Некоторые рабы верят своему господину и даже любят его, но какая польза их душе от этой любви и веры? Раб остается рабом, даже если его хозяин добр и милостив с ним. Как вы думаете, хочет ли Бог, чтобы мы были Его рабами? Чтобы слепо исполняли Его волю? Я уверен, что нет. Иначе зачем бы Он подарил нам свободу выбора? У рабов выбора нет, свобода же — достояние Богов. Даже если они, эти Боги, зовутся людьми.

Мы, дети Бога, разумеется, должны доверять и верить своему Отцу. Это врожденное и естественное качество любого живого существа. Этому же нас учат религия, родители, учителя и сама жизнь. Но чему хочет научить нас Бог? Доверию к себе. Вере в себя. Любви к себе. Потому что невозможно верить во что-то или кого-то, не веря себе самому. Потому что нельзя любить что-то или кого-то, не имея любви к себе. Потому что мы проецируем и несем в мир только то, что сами собой представляем и что уже присутствует в нас.

Любовь к Богу — это высшая степень любви. Чтобы придти к высшему, нужно сначала «обучиться» простому — любви к себе. Затем — к родным и близким. Затем — к знакомым и незнакомым людям. Затем — ко всем людям, всему живому на Земле, всему живому во Вселенной, и наконец — к Тому, Кто все это создал. Точно так же и с верой. Вера в Бога — высшая степень веры, а самая первая и простая ее степень — вера человека в себя.

Почему так важна вера в себя? Потому, что мы есть то, во что верим. Все люди и весь мир вокруг есть отражение, живая «голограмма» нашей веры. Вера — это универсальная творческая энергия, которая, концентрируясь, создает то, что мы выбираем — выбираем своими мыслями.

Любая вера возникает не из ума, а из сердца, которое подсказывает человеку: в тебе присутствуют силы несравнимо более значимые нежели твои умственные и физические способности. Влияние энергии веры на ум и тело человека настолько велико, что способно творить настоящие чудеса. Вы, возможно, не раз и не два слышали, читали или видели то, что называется «очевидное — невероятное». Сила веры способна излечить неизлечимое, преодолеть непреодолимое, победить непобедимое, сделать возможным невозможное… Вот почему правы те, кто, подобно Даниилу Гранину, утверждает: «Человек может много, может все, и еще столько же».

Вера делает все возможным. Именно в вере заключена истинная сила человека, а вовсе не в его уме или, тем более, физической мощи. Да, «знание» тоже «сила», но эта сила скорее инструмент, нежели сама энергия. Знания можно сравнить с оружием, при помощи которого одерживаются победы, но автором победы является не оружие, а человеческая вера и воля. Когда же веры и воли нет, то никакое оружие не поможет.

Известный английский евангелист Фредерик Мейер сказал замечательные слова: «Неверие ставит между нами и Богом обстоятельства. Вера же ставит Бога между нами и нашими обстоятельствами». Джон Максвелл в книге «Важно только сегодня» приводит пример того, к чему может привести отсутствие веры.

«Много лет тому назад в Мейне была запланирована постройка плотины для гидроэлектростанции. Предполагалось, что эта плотина вызовет образование озера, воды которого затопят находившийся там маленький городок. Вскоре жителям этого городка было объявлено, что им придется перебраться в другое место. По мере того как приближалась дата затопления, жители городка перестали что-либо делать для поддержания своего существования. Они перестали красить и ремонтировать дома, чистить тротуары. Ухудшилось состояние дорог. Город приобрел такой запущенный вид, что выглядел так, как будто жители давно покинули его».

«Там, где нет веры в будущее, — делает вывод автор, — там нет силы в настоящем».

Вера — это доверие Богу. «Если Бог с нами, то кто против нас?» Причем доверие это может до конца и не осознаваться человеком. Он будет просто на уровне интуиции, чувств понимать, что правильно, а что не правильно, что законно, а что незаконно. Проще говоря, еще не «зная» Бога, уметь различать добро и зло. Рано или поздно, если человек продолжит свое духовное развитие, его интуиция разовьется и окрепнет настолько, что перерастет в уверенность и убежденность — убежденность в том, что Бог есть, и что Он всегда находится рядом. В нашем сердце.

В чем главное отличие между человеком, наделенным верой, и человеком без веры? Оно в отношении. В отношении ко всему — к себе, к своим близким, к людям, к работе, к жизни… Вера влияет на выбор человека. Каково отношение, таков и выбор. А каков выбор — такова и жизнь.

Александр КАЗАКЕВИЧ

Категория: Книга «Самоучитель духовного развития».