Достоевский о детях

12 3 4 5 6 7 …60

Ф. М. Достоевский

Детям (сборник отрывков из повестей и романов)

© Степанян К., вступительная статья, комментарии, 2000

© Панов В., наследники, портрет автора и рисунок на обложке, 2000

© Оформление серии. Издательство «Детская литература», 2002

Федор Михайлович Достоевский и мы

Чтение этой книги – лишь первый шаг на пути к Достоевскому. Прочесть и пережить хотя бы главные произведения этого писателя – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья», речь о Пушкине – нужно каждому человеку. И не только потому, что без этого нельзя называться культурным человеком, гораздо важнее то, что без этого невозможно понять жизнь, людей вокруг и себя самого. Можно, конечно, прожить и так, как говорится, в спокойном незнании, но это обманчивое спокойствие: вы будете нестись в потоке жизни и чем дальше, тем чаще с тревогой спрашивать себя: где же это я, что я тут делаю и что ждет меня потом?

Понять жизнь нам помогают Библия и другие священные книги человечества, помогают Пушкин, Лев Толстой, многие писатели и мыслители прошлого и современности. Голос Достоевского также очень нужен и важен.

Жизнь сложна, трудна и полна испытаний, но одновременно она светла и радостна, ибо в ней есть любовь и добро, счастье помощи ближнему и одоления зла в самом себе, вечная жизнь души и бесконечное милосердие Божие. Достоевский ничему не учит «сверху вниз» – он показывает: вот добро и вот зло, выбирай, ибо каждый человек свободен. Старайся быть честным перед своей совестью, не оправдывай себя, ибо дурные мысли и желания столь же (а порой и более) опасны, как и поступки.

Читать Достоевского надо медленно, как бы тяжело это поначалу ни было. Тяжело не потому, что Достоевский, как принято думать, мрачный писатель, хотя по прочтении некоторых из собранных в этой книге отрывков может сложиться именно такое впечатление. Но это все-таки в основном отдельные части больших произведений, причем части, где речь главным образом идет о детях. Переживания детей, их трудности и беды всегда очень волновали Достоевского, и он стремился к тому, чтобы они так же взволновали и заставили сопереживать его читателей. И этого не надо бояться и не надо пропускать или быстро пробегать такие страницы: точно так же, как мы учимся жить среди людей, усваиваем правила поведения и воспитываем силу воли, мы должны воспитывать и свои чувства, а нет лучшей школы воспитания чувств, чем сопереживание другим людям.

На самом деле Достоевский очень оптимистический и внушающий бодрость духа писатель, ибо в его произведениях всегда виден свет и пути выхода из самых сложных ситуаций. Об этом мы еще поговорим. Но в этой книге в основном собраны отрывки и маленькие рассказы, описывающие страдания героев от материальной бедности (материальной, потому что есть еще душевная, и она гораздо страшнее). Порой кажется, что невозможно читать, разрывается сердце, когда вживаешься в муки маленькой Нелли или семейства Ильюши Снегирева. Но эта боль лечит сердце. Ведь, к сожалению, бедности и нищеты много и вокруг нас в повседневной жизни, и, пройдя воспитание Достоевским, мы сможем лучше понять, сколько мук душевных, а не только физических – холода, голода – испытывает бедный человек, как страдает его гордость, когда он вынужден просить, как мучительно для него неравенство (особенно если это ребенок) с такими же вроде бы детьми, как он, но только имеющими богатых родителей, и как невыносима для бедных родителей невозможность накормить, одеть, вылечить любимого сына или дочь.

Достоевский вовсе не сентиментальный он не призывает нас жалеть любого бедного только потому, что он бедный. Писатель понимает: порой бывает так, что в бедности своей и своего семейства повинен сам человек. Но чужая вина не освобождает нас ни от чего: наша вина, если мы не помогли страдающему ближнему, все равно будет нашей виной. Если мы увидим висящего на краю пропасти человека, мы протянем ему руку и поможем выбраться и только потом спросим, как он туда попал (а если не поможем, совесть будет мучить нас всю жизнь). Но очень часто человек оказывается беден вовсе не потому, что он глуп, любит выпить или ленив; бывает, что, раз потерпев в жизни неудачу, он уже не может поправить свои дела. Нередко причиной бедности бывает болезнь – своя или близких, – предательство друзей и еще очень многое.

Но помимо равнодушия или, того хуже, презрения к бедным есть и другая опасность, другая крайность, и о ней тоже предупреждает Достоевский. Когда мы читаем о таких страданиях или тем более видим их в жизни, в нас вместе с сочувствием и состраданием нередко рождается и протест: далее такое положение терпеть невозможно, надо сейчас же все исправить. И обязательно надо помочь, но только очень осторожно и бережно. Бедные люди, показывает нам Достоевский, очень ранимы, их может страшно обидеть любое обращение «свысока», позиция «благодетеля», который «снисходит» до них. Всегда можно помочь заботой, сочувствием, просто добрым словом. Но вот чего не следует делать – так это решать, что этим конкретным людям помогать нет смысла, следует лишь переделать весь мир по справедливости: отнять лишнее у богатых, отдать бедным, чтобы у всех было поровну. Люди все разные, и что такое «по справедливости», никто точно не знает. Очень часто такое желание – «переделать мир» – есть проявление скрытого желания самому выделиться, стать лидером, героем.

По-настоящему добрый и совестливый человек никогда не позволит себе пользоваться богатством, не делясь с бедными, не помогая им. Но насильно сделать других добрыми нельзя, можно только поступать по добру и совести самому. И, быть может, ваш пример научит еще кого-то. Любой иной путь только увеличит зло в мире.

Все это – и не только, конечно, это – помогает нам узнать и понять книги Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1821 года в Москве, в семье небогатого врача Мариинской больницы на Божедомке (ныне улица Достоевского. Больница и сейчас находится там, а в одном из ее флигелей – музей-квартира Достоевского). Федор был вторым по старшинству, а всего в семье было восемь детей. Жили очень скромно, но тем не менее родители старались дать детям достойное образование, сами занимались с ними, по вечерам устраивались домашние чтения: родители и старшие дети читали по очереди вслух, а младшие слушали. Читали Державина, Жуковского, Карамзина, исторические романы – «Ледяной дом» Лажечникова, «Юрий Милославский» Загоскина. Много читали и сами дети. К семнадцати годам Достоевский уже прочел Пушкина (которого «почти всего знал наизусть»), Державина, Лермонтова, Бальзака, Шиллера, Гюго, Гофмана, Шекспира, Гёте, Купера, Паскаля, В. Скотта.

С каких произведений Достоеского надо начинать читать, которые он написал?

Как советует Э.М.Румянцева — библиограф писателя Достоевского,прежде чем приступить к чтению произведений Достоевского,нужно почитать литературу о писателе ,о его жизни ,любимых книгах,увлечениях,высокой дружбе.

Ф.М.Достоевский на протяжении своей жизни много делился своими взглядами с его родным братом Михаилом Михайловичем Достоевским.Это даст возможность найти отклик жизненных идеалов писателя в его произведениях и лучше их понять.

Надо согласиться с утверждением,что Достоевский не тот автор,которого нужно читать бессистемно и не подготовленным.Это также ,как слушать симфоническую музыку, не понимая ее.

Рекомендуется начать читать Достоевского С «Неточки Незвановой» здесь передан мир ребенка — очень хрупкий и тонкий.

Затем перейти к»Белым ночам».Здесь есть и поэзия , и светлые мечтания в предчувствии сбывшихся надежд и ожиданий.В этой повести проза звучит как стихи.

«Бедные люди»- требует еще большой литературной подготовленности.Развитие действия неразрывно связано со сменой настроений героев,за которым нужно постоянно следить.

Роман «Униженные и оскорбленные»еще более сложен,примечательно то,что чувство любви ,как не странно ,не способствует сближению душ героев,а еще больше способствует их разъединению.

«Преступление и наказание»как бы продолжением этой темы, этот роман описывает мир героя,который порвал все связи с людьми в не восприятии социума, в котором находился .

«Игрок» также о человеке,не нашедший своего места в жизни.

«Дядюшкин сон»- продолжении гоголевского «Ревизора» и «Мертвых душ».Достоевский обличает общество,его стремление к обогащению и отрицанию светлых идеалов.

Вот после этого прочтения произведений наступает очередь романа «Идиот», «Подросток» .

Из публицистики можно прочитать «Зимние заметки о летних впечатлениях». Чтение «Записки из Мертвого дома»

«Бесы» роман- сатира.также сложен для чтения ,нужно быть хорошо подготовленным к чтению этого романа.Тем более ,чтение романа «Братья Карамазовы»- роман -трагедия,философский роман ,в котором писатель выдвинул свою концепцию мира и его восприятия через литературные персонажи данного произведения.

Чтобы понять творчество Ф.М.Достоевского неплохо бы было обратиться и к критикам таким как Добролюбов ,Писарев,Белинский,Салтыков-Щедрин и др.

Не имея жизненного опыта,практически, будет трудно осмыслить творчество этого писателя,как говорил сам Достоевский , что в его произведениях отображен фантастический реализм.

Другие сочинения:

  1. Спасет ли красота мир Федора Достоевского? Когда в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа. Ф. Достоевский Мир Достоевского пронизан его идеологией, так что отделить одно от другого, не убив Read More ……
  2. Тема красоты мира и человека (Ф. М. Достоевский) Мир Федора Михайловича Достоевского пронизан его идеологией, так что отделить одно от другого, не убив целого, невозможно А ведь идея Достоевского не только и не столько в том, чтобы «осветить хотя бы часть этого хаоса » Да, считал он, «у Read More ……
  3. Нравственный идеал в произведениях Достоевского Сочинение по роману «Преступление и наказание». «Красота спасет мир», — написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе Read More ……
  4. Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание») «Красота спасет мир», — написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена Read More ……
  5. Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? Интересны ли мысли и чувства Достоевского современному читателю? У каждого есть собственное мнение, но, наверное, любой человек сможет найти что-то свое в произведениях Федора Михайловича Достоевского. Своим идеалом Достоевский считал Христа. И никто не имеет права его осуждать. Это его Read More ……
  6. Мертвый дом Федора Достоевского Идеи меняются, сердце остается одно. Ф. Достоевский «Записки из Мертвого дома», вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, Read More ……
  7. «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, Read More ……
  8. В Петербурге Достоевского (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») Петербург — один из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ важен не только для понимания самого романа, но и всего творчества великого русского писателя. Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и Read More ……
  9. Страсти и пороки в романе Достоевского «Идиот» Роман Идиот одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Его герой человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих Read More ……
  10. Проблематика ранних произведений Достоевского Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим Read More ……
  11. Роман «Братья Карамазовы» — вершина мистического реализма Достоевского Роман «Братья Карамазовы» задуманный писателем как произведение, которое должно было бы открывать серию романов о жизни Алексея Карамазова — мужа Божьего, который будет воплощать в жизнь священные завещания. Однако этот первое из серии произведений о праведнике-человеколюбе, так и осталось единственным Read More ……
  12. «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Многие русские писатели XIX века пытались раскрыть человеческую личность, со всеми ее чаяниями и метаниями. Наверное, лучше всего это удалось Федору Михайловичу Достоевскому. Он смог точно подметить мельчайшие движения и порывы человеческой души. Кажется, что не автор пишет книгу, а Read More ……
  13. О социально гуманитарной линии творчества Достоевского Говоря о социально-гуманитарной линии творчества Достоевского, следует отметить, что образы униженных, «маленьких» людей широко представлены в его произведениях разных периодов. Образы эти ярко обрисованы в «Записках из Мертвого дома», «Униженных и оскорбленных», «Преступлении и наказании» и др. Достоевский и тут Read More ……
  14. Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает «ужасы» — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Read More ……
  15. Любовь и бессмертие в произведениях Достоевского Есть две заповеди. В них смысл христианства:»возлюби Господа Бога» и «возлюби ближнего своего как самого себя» (Марк, 12:30 — 31). Исполнение этих заповедей называют верой действенной. Верить в Бога, верить в осуществимость абсолютного добра — значит любить Его. Любовь к Read More ……
  16. «Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского Достоевский родился в Москве, в семье врача. По воле отца он поступил в инженерное училище, хотя не испытывал никакого интереса ни к профес­сии инженера, ни к военной службе (училище го­товило военных инженеров). Через год после окон­чания училища Достоевский вышел в Read More ……
  17. Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют Read More ……
  18. Музей квартира Достоевского Мемориальный музей-квартира Ф. М. Достоевского в Петербурге, на углу Кузнечного переулка и улицы Достоев­ского, рассказывает о двух последних годах жизни писателя (точнее, о двух годах и четырех месяцах). Комнаты в квартире на Кузнечном расположены словно вокруг какой-то оси, так что Read More ……
  19. Образ Санкт-Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи» Санкт-Петербург, Ленинград, Питер… Этот город — какая-то особая субстанция, во многом роковая, мистическая. Невозможно не восхититься и не оценить красоту Петербурга, невозможно не ужаснуться кровавым вехам истории, с которыми накрепко связан этот город. Кто-то влюбляется в него раз и навсегда, Read More ……
  20. Герой романа Ф. М. Достоевского «Игрок» Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки»: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением. Неожиданно приехавшая «бабушка» Read More ……