Дворец в петергофе фото внутри

Дата постройки: 1720-1723 гг.

Архитектор: Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны)

Изящный двухэтажный дворец «Марли» – главная достопримечательность западной части Нижнего парка. Свое имя он получил по аналогии с резиденцией французского короля Людовика XIV «Марли ле Руа», которую Петр I посетил в 1717 году.

Дворец расположен у самой границы западной части Нижнего парка. Он стоит на искусственной перемычке между Секторальным и Большим Марлинским прудами, в которых с петровских времен разводили рыбу. Традиция эта живет и в наши дни – в определенные часы рыбу кормят, подзывая ее звоном колокольчика. Дворец «Марли» играет важную роль в общей планировке Нижнего парка. От восточного берега Марлинского пруда расходятся три лучевые аллеи – Марлинская, Березовая и Малибанская. Они пересекают весь парк с запада на восток и соединяют дворец с основными сооружениями петергофского ансамбля.

Изящный силуэт дворца будто парит в воздухе, отражаясь в зеркальной глади прудов. Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и простой, но изысканной отделке. Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным, но, когда здание уже было подведено под крышу, Петр I распорядился надстроить второй этаж, так как стало очевидно, что своими пропорциями он не соответствует размерам Большого пруда.

Его внутреннее убранство отличается относительной скромностью, дворец не имеет традиционного парадного зала. При строительстве «Марли» был использован новый прием планировки: впервые появилась коридорная система, где к центральной оси коридора примыкали различные комнаты. Первый этаж занимают Кухня, Буфетная, большой Передний зал, Дежурная, Спальня и небольшой Чинаровый кабинет, отличающийся особой красотой отделки. Все его стены облицованы чинаровым деревом, а в качестве живописных вставок использованы три портрета детей Петра I: парный Елизаветы и Анны и портреты Петра и Алексея. Лестница с ажурными перилами ведет на второй этаж, где располагаются Гардеробная, Туалетная, Гостиная с Малой угловой комнатой, Столовая, Дубовый кабинет и Библиотека, хранившая книги по математике, паркостроению, фортификации, морскому делу и пр. Сегодня в экспозиции марлинской библиотеки находится 69 книг.

С момента постройки дворец «Марли» использовался как гостевой дом для проживания знатных особ и членов императорской семьи. В «Марли» бывала Екатерина I, здесь некоторое время жила ее старшая дочь Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским. В «Марли» останавливался французский посол Ж. Шетарди, отдыхали и пили чай Николай Iс Александрой Федоровной и другие представители семьи Романовых, а также их высокопоставленные гости.

Вскоре после завершения строительства дворец стал превращаться в мемориальный музей Петра I. Здесь хранились личные вещи царя, одежда, предметы, связанные с его именем, посуда, дипломатические подарки и картины из собранной им коллекции.

В настоящее время из личных вещей Петра во дворце представлены: суконный плащ-епанча, две фляги из коричневого стекла, привезенные им из города Спа, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон». Основу живописной коллекции музея составляют картины, которые упоминаются в описях XVIII века. Среди них произведения Адама Сило, Абрахама Сторка, Пьетро Белотти и других художников.

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны, дворец был восстановлен архитекторами Е. В. Казанской и А. Э. Гессеном. Архивные материалы и довоенные фотографии помогли воссоздать внешний облик и внутреннее убранство дворца, вновь открытого для посетителей в 1982 году.

Собор Петра и Павла в Петергофе

Этот православный храм расположен на берегу Ольгина пруда, напротив дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Я всегда проезжал мимо этого необычайно красивого собора, направляясь к фонтанам. Лишь с дороги из окна маршрутки смотрел на собор, так похожий на Спасс на крови в Петербурге. Только съемка крестин ребенка в этой церкви предоставила мне шанс и повод рассмотреть храм поближе.

Одна из странностей собора — несколько входов, а именно 4 входа с лестницами. Внутренний круглый коридор вокруг зала ведет к парадному входу в зал.

Внутреннее убранство великолепно. Вон и телевидение снимает красоту. Стены сверкают позолой, они облицованы израсцами и украшены иконами.

Автором проекта, который был утвержден весной 1893 года Николаем III, стал архитектор Никола́й Влади́мирович Султа́нов.

По круговой лестнице, пройдя 143 ступени можно подняться на крытую галерею с панорамным обзором города.

С одной стороны галереи храма виден Ольгин пруд. Именно сейчас, глядя с высоты птичьего полета (высота храма 70 метров), я открыл для себя новые места. Там на острове посреди пруда, соединенном мостками, находятся музеи «Царицын Павильон» и «Ольгин Павильон». Надо же, никогда там не был.

С другой стороны открывается вид на Финский залив, Кронштадт, дворцово-парковый ансамбль и Большой Петергофский Дворец.

Спускаясь с галереи слышу церковный хор — это уже идет служба.

1 этап постройки: 1715-1725 гг.

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

В 2019 году Большой дворец отмечает несколько юбилейных дат

55 лет (1964 год) со дня открытия первых залов после разрушений, причиненных нацистами в годы Великой Отечественной войны: Картинного, Куропаточной гостиной, Диванной, Коронной;

50 лет (1969 год) со дня открытия Тронного и Чесменского залов;

40 лет (1979 год) со дня открытия Аудиенц-зала.

Ущерб, нанесенный дворцу, был настолько велик, что требовал привлечения специалистов самого высокого уровня и разного профиля. Руководить проектом восстановления дворца взялись архитекторы Василий Митрофанович Савков и Евгения Владимировна Казанская.

Дата постройки: 1747-1751 гг.

Архитектор: Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)

12 июля 2011 года в музее-заповеднике «Петергоф» была освящена во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла открытая после восстановительных работ придворная церковь. Созданная по воле императрицы Елизаветы Петровны и проекту Ф. Б. Растрелли, создателя стиля елизаветинского барокко, она является выдающимся образцом культового сооружения этого архитектора. Впервые освященная 10 сентября 1751 года, она заняла восточный корпус Большого дворца, увенчанный, по желанию Елизаветы Петровны, пятью золочеными куполами «согласно нашей вере». Необычайно пышная и красочная внутренняя отделка удивительна для традиционного русского церковного зодчества. Она демонстрирует сочетание православных традиций с идеями западной культуры и стиля барокко. Потоки света, льющиеся из больших окон, яркая живопись, золоченая резьба, отсутствие сцены Страшного суда, мягкие и добрые лики святых, воплощающие идею заступничества за людей, создают особо праздничную и благостную атмосферу. Обилие золота в отделке Алтаря, Зала и Трапезной наполняют их сакральным смыслом, поскольку золото – главный символ церковного искусства, означающий сияние Божественной славы.

Необычен план церковного зала – в виде восьмиугольника, словно путеводной звезды, сияющей в этом мире. Свод купола также имеет восемь граней. На нем, как и полагается в православном храме, изображены самые первые и самые почитаемые создатели церкви: евангелисты, апостолы, святители. К числу особенностей Церковного зала придворной петергофской церкви относится отсутствие солеи и амвона – возвышений перед иконостасом и алтарем. Расположение 40 икон на шестиярусном иконостасе традиционно. Многие святые на иконах изображены в состоянии эмоционального напряжения, выраженного в позах, жестах, поворотах, характерных для барочной живописи. Золоченая резьба вокруг них, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов, гирлянд, хоть и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. Кроме того, в неё включены и вензеля императрицы Елизаветы Петровны.

Особенно эффектна центральная часть иконостаса, устремленная вверх, украшенная витыми золочеными колоннами и завершенная резной золоченой Голгофой с Предстоящими. Из семи таинств здесь чаще всего совершались таинства евхаристии, венчания и крещения. Придворный храм был свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь не только сочетались браком, крестили новорожденных, но и отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников. Заключительными страницами в истории церкви стали крещения четырех из пяти детей последнего русского императора Николая II. Крещение его долгожданного наследника цесаревича Алексея, рожденного в Петергофе, произошло 11 августа 1904 года.

Истории бытования дворцовой церкви посвящена небольшая выставка в Трапезной.