Ефрем филофейский искусство спасения

Искусство Спасения. Беседы. Том I

От редакции

Беседа первая. «Пасху празднующе вечную» (о Рае) Беседа вторая. «Чертог Твой вижду» (о Рае) Беседа третья. Освящение души Беседа четвертая. «Едино же есть на потребу» (о спасении души) Беседа пятая. Послушание – жизнь, преслушание – смерть Беседа шестая. Христоподражательное послушание Беседа седьмая. Послушание и духовная брань Беседа восьмая. Ревность духовная Беседа девятая. Жизнь во Христе (Практические советы относительно повседневной жизни христианина) Беседа десятая. Брань со страстями Беседа одиннадцатая. Борьба с искушениями Беседа двенадцатая. «Кто без греха, пусть первый бросит камень» (об осуждении) Беседа тринадцатая. Страсть богохульства Беседа четырнадцатая. «Благословите, а не клените» Беседа пятнадцатая. Последний удар (об абортах) Беседа шестнадцатая. Таинство Покаяния Беседа семнадцатая. Трезвение – молитва – исповедь Беседа восемнадцатая. «По природе смиренны» Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь Беседа двадцатая. «Прости меня, Боже мой, как и я прощаю» (О прощении брата) Беседа двадцать первая. Польза милостыни Беседа двадцать вторая. Страшный час смерти Беседа двадцать третья. Книги совести Беседа двадцать четвёртая. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (о молитве) Беседа двадцать пятая. Во время молитвы совершается таинство Беседа двадцать шестая. «Смирение есть одеяние Божества» Беседа двадцать седьмая. «Слава человеколюбию Твоему Господи» Беседа двадцать восьмая. До скончания века не иссякнут святые Беседа двадцать девятая. Ширшая Небес Беседа тридцатая. Боль и скорби в нашей жизни Беседа тридцать первая. Покаяние – радостотворный плач Беседа тридцать вторая. Православие – царский путь Евангелия Беседа тридцать третья. Любовь – райский евангельский гимн

От редакции

Проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру – Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он навсегда переселился на Святую Гору, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

Книга «Искусство спасения» – это сборник проповедей и бесед старца Ефрема, ставшая квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Ученики и последователи старца опубликовали заботливо собранные слова учителя своего и наставника, именовав книгу первым томом, надеясь на продолжение сего издания. Однако неустанный проповедник монашеского жития, основатель 18 православных монастырей в Соединённых Штатах Америки и Канаде старец Ефрем с 1995 года удалился в пустыню ради безмолвствия, молясь обо всем мире.

Книга, такая, как эта, имеет большое значение, ибо является плодом богатого неподдельного опыта, согласного с более чем двухтысячелетним Священным Преданием Православной Церкви, доставляя подлинное просвещение его изучающему.

Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.

Для удобства работы с книгой мы постарались сверить цитируемые о. Ефремом источники с опубликованными русскими переводами и, стремясь не нарушить цельность впечатления от греческого издания, собрали редакторские комментарии в разделе «Примечания». В этом же разделе проаннотированы встречающиеся упоминания исторических лиц, географических мест, включая места подвигов афонских подвижников, литературных источников, тех или иных терминов и названий, само собой ясных для греческого читателя, но, может быть, малознакомых современному русскому читателю. В тексте редакторские отсылки даны в квадратных скобках. В настоящем издании мы также постарались сохранить оформление греческого подлинника.

Надеемся, что внимательный читатель почерпнёт из публикуемых здесь наставлений действенную силу отеческой любви и мудрости служителя Бога Вышняго, одновременно открывая для себя исповедание искушённого на пути опытного богопознания монаха-пустынника.

Царствие Небесное и Обожение – цель каждого христианина. Но её достижение напрямую зависит от наполненного Благодатью

Святого Духа сердца. По словам Марка Подвижника: «Прежде должно возыметь в сердце действительную Благодать Святого Духа и потом соответственно сему войти в Царствие Небесное». Сердце в православном богословии характеризуется как святая святых, как храм, где служит Истинный Иерей – Божественная Благодать, как сосуд милости и естественный монастырь.

Цель нашей жизни достигается глубоким и подлинным покаянием, исполнением заповедей Христовых, Святым причастием, умной и сердечной молитвой. Этот путь для всех без исключения людей. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о воспитании детей и имея в виду тех родителей, которые советуют своим чадам не исполнять в полноте волю Божию под предлогом того, что это не для мирян, а для монахов, говорит следующее: «С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем», – и сразу добавлял: «Не говори: «Это слушание Писаний – дело монахов; ужели мне его сделать монахом?» Нет надобности быть ему монахом. Сделай его христианином». Соблюдение заветов Христовых заповедано не только монахам, а каждому христианину.

Эта книга, представляющая собой расшифровку записанных на магнитофон бесед нашего отца и духовного наставника архимандрита Ефрема, проигумена святой обители Филофейской подчинена именно этой цели. По слову апостольскому: «Дондеже достигнем вси… в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Характерны слова святителя Григория Богослова: «Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, обрежься. .. распнись, умри и прими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься».

С 1974 года на общих собраниях монахов обители, старец Ефрем беседовал с нами о монашеской жизни, православном образе жизни и церковном сознании. Затрагивались темы, связанные со спасением души, борьбой со страстями, Иисусовой молитвой, теорией и практикой духовной жизни, самосовершенствованием. Эти назидания полезны для каждого человека, желающего спастись и устремиться к Царствию Небесному, опираясь на соблюдение заповедей Христовых. Советы для каждого, кто добровольно хочет поднять свой крест и последовать за Христом. Способы и методы борьбы с невидимым врагом. Рассказ о смерти, аде и Рае. Драгоценные отеческие советы, «имже и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14).

Подобные беседы о духовной жизни и самосовершенствовании старец проводил на подворьях Филофейской обители и в монастырях Греции, США и Канады. Также во время миссионерских поездок старца в вышеуказанные страны (предпринимаемых отцом Ефремом с 1979 года) и его бесед с многочисленной аудиторией жаждущих живительного и душеполезного слова.

Без сомнения, слова, назидания, ответы на вопросы, происходящие из сердца человека верного и смиренного, несут на себе печать Святого Духа и окрыляют надеждой. По этому они духовно питают, дают облегчение, утешают, ведут ко Христу и помогают душе на её пути ко спасению.

Хотелось бы подчеркнуть следующее – большинство своих выступлений Старец не готовил заранее. Он говорил без подготовки, то, что «Бог ему давал» (по его собственным словам). Старец заботился лишь о духовной пользе своих чад (монахов и мирян), и никогда не думал, что его слова будут опубликованы. В связи с этим его выступления имеют спонтанный, отеческий и семейный (домашний) характер.

Несмотря на это в конце книги мы публикуем проповеди, которые старец произносил, используя предварительно написанный план или текст выступления, на официальных праздничных мероприятиях или опубликованных в различных церковных изданиях. Поэтому они носят более официальный и строгий вид и характер.

Очень много наших братий, монахов и мирян просили нас расшифровать магнитофонные записи и опубликовать беседы старца, ради душевной пользы всех христиан, ведь его слова были равно обращены как к инокам, так и к подвизающимся в миру. И с помощью Божией мы предпринимаем издание второго по очереди тома1 наставлений старца Ефрема ИСКУССТВО СПАСЕНИЯ.

Мы желаем большой духовной пользы тем, кто с добрым произволением и благочестивым рвением погрузиться в духовные глубины слов нашего старца, которые являются выражением православной аскетической традиции и опыта – всего того, чему он научился у преподобного старца Иосифа Исихаста – современного учителя Иисусовой молитвы.

Игумен Святой обители Филофейской

До скончания века

Смотреть что такое «До скончания века» в других словарях:

  • до скончания века — навсегда, вовеки, всегда, вовек, до скончания веков Словарь русских синонимов. до скончания века нареч, кол во синонимов: 7 • вовек (13) • … Словарь синонимов

  • До скончания века — Книжн. 1. Навсегда, до конца жизни. БТС, 116; БМС 1998, 71. 2. До смерти, до конца жизни. БМС 1998, 526; ШЗФ 2001, 68 … Большой словарь русских поговорок

  • до скончания века — до сконч ания в ека … Русский орфографический словарь

  • до скончания века — до сконча/ния ве/ка … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • до скончания века — см. скончание … Словарь многих выражений

  • Вознесение Господне. «Я с вами во все дни до скончания века…» — Вознесение Господне. Я с вами во все дни до скончания века… Праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40 й день после Пасхи, этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим христианским праздникам,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Жди до второго пришествия, до преставления света, до скончания века. — Жди до второго пришествия, до преставления света, до скончания века. См. ПОРА МЕРА СПЕХ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • до скончания века, мира, дней — книжн. Навсегда; вечно … Словарь многих выражений

  • до скончания веков — нареч, кол во синонимов: 5 • вовек (13) • вовеки (12) • всегда (79) • … Словарь синонимов

  • до скончания мира — нареч, кол во синонимов: 2 • до скончания века (7) • навсегда (36) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

Архимандрит Ефрем (также известен как Ефрем Филофейский, греч. Εφραίμ Φιλοθεϊτης и Ефрем Аризонский, греч. Εφραίμ Αριζόνας, англ. Ephraim of Arizona, в миру Иоа́ннис Мораи́тис, греч. Ιωάννης Μωραΐτης).

Наш современник архимандрит Ефрем (Мораитис) — подвижник, пастырь и миссионер, трудами которого возрождена монашеская жизнь в ряде афонских монастырей, а также основано несколько обителей в Америке и Канаде. Отец Ефрем — духовное чадо, послушник и спостник известнейшего афонского старца Иосифа Исихаста, сумевший вполне воспринять богатый духовный опыт своего великого учителя.

Господь призвал отца Ефрема на стезю монашества еще в юности и с самого начала особым образом засвидетельствовал Свое попечение об этом новоизбранном воине Христове. «Мне было девятнадцать лет, — пишет старец в своих воспоминаниях, — когда вступил я на путь к уделу Богородицы, ко Святой Горе. Путь этот к монашескому житию указала мне добродетельная и монахолюбивая моя мать, ныне монахиня Феофания».

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста. Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам, — говорит отец Ефрем, — вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя молитва и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время — 26 сентября 1947 года, утро, — кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности».

Будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста — выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. Жизнь в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со старцем: «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен».

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет — столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи, — в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха.

Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого. Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей.