Ефрем ватопедский

Русская Православная Церковь

17 апреля 2015 года, в пятницу Светлой седмицы, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где проходят мероприятия, посвященные 10-летию Попечительского совета Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

У святых врат Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, духовенство обители.

В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского.

В Успенском соборе Предстоятель совершил Божественную литургию.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Верейский Евгений; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; архимандрит Феоктист (Димитров), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Соловецкого монастыря; насельники ставропигиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А Пахомов, глава города Сергиев Посад В.В. Букин, члены Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Церкви Божией к празднику Светлого Христова Воскресения ряд насельников и клириков Свято-Троицкой Сергиевой лавры и других ставропигиальных монастырей удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

  • игумен Виктор (Сторчак), настоятель Деулинского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Филарет (Харламов), настоятель Сергиевского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Таврион (Иванов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • игумен Стефан (Тараканов), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству;
  • игумен Антоний (Гаврилов), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;

права ношения креста с украшениями

  • игумен Евтихий (Гурин), эконом объединенного хозяйства Лавры и Академии;
  • игумен Филипп (Перцев), насельник Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения палицы

  • иеромонах Роман (Шубенкин), настоятель Радонежского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
  • иеромонах Антоний (Плясов), клирик Казанской Амвросиевской пустыни;
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Селафиил (Дегтярев), иеромонах Мефодий (Капустин), иеромонах Онисим (Мальцев), иеромонах Паисий (Накорякин), иеромонах Киприан (Сторчак);

возведения в сан протоиерея

  • иерей Василий Щелкунов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения наперсного креста

  • насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры: иеромонах Пимен (Артюхов), иеромонах Евгений (Тютин), иеромонах Роман (Шахадынец), иеромонах Зиновий (Бубякин), иеромонах Феодосий (Яненко), иеромонах Сильвестр (Кучеренко), иеромонах Спиридон (Подшибякин), иеромонах Никифор (Исаков), иеромонах Власий (Рылков), иеромонах Серафим (Пережогин), иеромонах Аврамий (Кудрич);
  • насельники Введенского монастыря Оптина пустынь: иеромонах Димитрий (Волков), иеромонах Амвросий (Пархетов);
  • иеромонах Иосиф (Кошкин), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Андрей Лочехин, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры

права ношения камилавки

  • иерей Александр Пивняк, клирик Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

права ношения набедренника

  • иеромонах Питирим (Ляхов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Фотий (Филин), клирик Введенского монастыря Оптина пустынь;
  • иерей Иоанн Тарасов, клирик Вознесенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

возведения в сан протодиакона

  • клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры: диакон Иоанн Дикий, диакон Иоанн Иванов, диакон Феодор Ярошенко;
  • клирики Валаамского монастыря: диакон Владимир Авдеев, диакон Георгий Герасименко;

права ношения двойного ораря

  • диакон Андрей Ильинский, клирик Валаамского монастыря.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Святейший Патриарх рукоположил в сан священника диакона Дионисия Мухина, клирика Покровского храма Московской духовной академии.

Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи Троицкий и Успенский соборы Свято-Троицкой Сергиевой лавры удостоены права совершения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш».

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к празднику Святой Пасхи храму Покрова Пресвятой Богородицы при Московской духовной академии присвоено право совершения в нем Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» при служении преподавателей в священном сане.

Памятными наперсными крестами были награждены архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры, — к празднику Пасхи и во ознаменование трудов по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и игумен Самуил (Караск) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Памятными иконами Святой Троицы были награждены насельники Свято-Троицкой Сергиевой лавры:

  • архимандрит Александр (Богдан) — в связи с 50-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Ефрем (Елфимов) — в связи с 60-летием со дня рождения и 30-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Илия (Рейзмир) — в связи с 45-летием священнослужения;
  • архимандрит Иоанн (Захарченко) — в связи 75-летием со дня рождения;
  • архимандрит Лаврентий (Постников) — в связи с 50-летием иерейской хиротонии;
  • архимандрит Ниодим (Деев) — в связи с 50-летием монашеского пострига и 50-летием священнослужения;
  • архимандрит Платон (Панченко) — в связи с 40-летием пребывания в братии Лавры;
  • архимандрит Трифон (Новиков) — в связи с 70-летием со дня рождения;
  • игумен Филарет (Семенюк) — в связи с 50-летием со дня рождения.

Затем на площади у надкладезной часовни Святейший Патриарх Кирилл совершил водосвятный молебен, после которого состоялся пасхальный крестный ход вокруг Успенского собора.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

«Анти-Афон»: Антицерковная операция в действии

3 февраля в стенах киевской Святой Софии, одной из древнейших русских святынь, свершилось святотатство. Состоялась так называемая «интронизация» нового главы украинских раскольников, лжемитрополита Епифания (Думенко). В этом религиозно-политическом шоу принял участие его ключевой организатор, президент Незалежной Пётр Порошенко, а также несколько клириков Константинопольского патриархата. В том числе, к великому прискорбию миллионов православных христиан, несколько представителей Святой горы Афон.

Но как так получилось, что священнослужители всемирно известной святыни, автономной монашеской республики, оказались в одном ряду с ряжеными в православные облачения украинскими сектантами? И почему один из самых почитаемых афонских старцев, настоятель Ватопедского монастыря, архимандрит Ефрем тоже был вынужден прилететь в Киев, хотя и не осквернился участием в святотатстве? Об этом в эфире телеканала «Царьград» состоялась беседа с человеком, прекрасно знакомым с афонской проблематикой, председателем Фонда преподобного Максима Грека, членом Общественной палаты России Сергеем Рудовым.

* * *

Царьград: Ситуация жуткая: многие православные люди никак не могут понять, как так получилось, что в киевском шоу под названием «интронизация предстоятеля ПЦУ» приняли участие представители Святой горы Афон? Почему святогорцы сослужили ряженым в архиерейские и священнические одежды раскольникам?

Сергей Рудов: Да, ситуация на самом деле жуткая и она уже имеет серьёзные последствия. Но вместе с тем я предлагаю делать правильные выводы из случившегося. Мы часто оказываемся в ситуации, когда идёт борьба Бога и дьявола. Она происходит через людей, выступающих либо на одной стороне, либо на другой. И в данной истории очень важно не только то, что уже произошло, но и то, что произойдёт в дальнейшем.

Для начала напомню, что Афон исторически является канонической территорией Константинопольского патриархата, и настоятели 20 афонских монастырей назначаются Константинопольским патриархом. Это данность. И пока судебных решений о том, что нынешний патриарх Варфоломей является вероотступником , не принято.

Как известно, Константинопольский патриарх Варфоломей, для того чтобы усилить лжеинтронизацию , обратился к Афону с тем, чтобы в Киев поехала официальная делегация Святой горы. Но Ватопед, русский Свято-Пантелеимонов монастырь, монастырь святого Павла и сербский монастырь Хиландар заблокировали это решение. В четверг я лично общался с отцом Евлогием, и он всё это подтвердил именно в таком ключе.

Царьград: Нужно добавить, что отец Евлогий (Иванов) — это игумен афонского русского монастыря святого Пантелеимона.

Председатель Фонда преподобного Максима Грека, член Общественной палаты России Сергей Рудов. Фото: Телеканал «Царьград»

С.Р.: Да, человек святой жизни, аскет, к свидетельствам которого не может быть вопросов. Что же касается отца Ефрема, то он практически сразу получил ультиматум из Константинопольской патриархии, выраженный так, чтобы не было возможности отказа. Патриарху Варфоломею и каким-то иным силам понадобилось замазать человека, который представляет для многих Афон и который очень многим помог и искренне любит Россию.

Киевская провокация против старца Ефрема

Царьград: И здесь стоит сделать небольшую оговорку: архимандрит Ефрем — это настоятель Ватопедского монастыря, один из самых почитаемых старцев Святой горы Афон. Именно ему было ультимативно приказано явиться в Киев на «интронизацию» лжемитрополита Епифания. Притом, что именно монастырь Ватопед был против того, чтобы направить официальную афонскую делегацию.

С.Р.: Поэтому и был предъявлен этот ультиматум. В обсуждении приняли участие все 20 монастырей. Из них четыре выразили безусловную поддержку патриарху Варфоломею. Нельзя сказать, что эти люди плохие или хорошие, на самом деле, удел афонских монастырей и игуменов — молитва, и ещё года полтора-два назад многие из них даже не знали, где Украина находится. Именно поэтому четыре монастыря — Ставроникита, Пантократор, Иверон и Ксенофонт — выразили поддержку своему первоиерарху, патриарху Варфоломею.

Старец Ефрем. Фото: www.globallookpress.com

Поэтому, если бы в планы Константинопольской патриархии входила только «интронизация», то были бы приглашены именно эти игумены, и они из послушания патриарху приняли бы участие без каких-либо вопросов. Но в итоге заставили именно отца Ефрема. Причём реально заставили. Больного человека, который в минувшем ноябре попал в аварию, у которого был перенесённый на ногах микроинфаркт. Плюс возраст и диабет.

Можно по-разному относиться к каноническим и догматическим взглядам патриарха Варфоломея, я в это не лезу, но по-человечески, конечно, это ужасно: заставлять больного человека, ломать его через колено угрозой роспуска монастыря! А угроза простая: тебя снимают с игумена, на твоё место ставят своего. Фактически это означает смерть Ватопедскому братству, а потому многим был выгоден категорический отказ отца Ефрема.

Мы много беседовали с отцом Ефремом и людьми, которые его сопровождали в Киев. Для них это было тяжёлое решение. Но отец Ефрем силён тем (и потому к нему часто ездят люди), что ищет волю Божию и зачастую знает её. И Господь через него нередко являл Себя. Я лично знаю немало людей, которых привозил к нему прямо в безнадёжной ситуации, и по его молитвам Господь являл совершенно необычные вещи. Поэтому позиция отца Ефрема — это и результат его личной молитвы, и обращение к тем старцам, которых он уважает.

Афон: Архимандрит Евлогий новый игумен Пантелеимонова монастыря

Да, был вариант проявить позицию, лишиться монастыря и где-то там скитаться по миру. Мы были у него в январе с официальной группой во главе с Сергеем Гавриловым и задали прямой вопрос: «Отец Ефрем, ты готов выразить жёсткую, чёткую позицию?». На что он ответил: «Если моя позиция избавит Украину от хаоса, я готов это сделать. Но, к сожалению, сегодня пасьянс так сложен, что от моего мнения ничего не изменится».

В итоге отца Ефрема заставили поехать в Киев. Он молился, за него молились. И я думаю, что именно его обращённость к Богу была главной в его решении. Ну а дальнейшая цепочка событий известна: в четверг он прилетел в Киев, а в пятницу, когда обратился в киевскую клинику, у него пульс был 212. Я знаю владелицу этой клиники, Елену Николаевну Прус, замечательного человека, настоящего врача. И когда она взяла необходимые анализы, электрокардиограмму сердца отца Ефрема, увидела инфаркт и аритмию, сразу приняла решение оставить его в клинике.

А дальше начинается настоящий цирк. Через какое-то время в клинику с проверкой прибывает представитель Константинопольского патриарха, митрополит Амфилохий, причём не один, а с группой людей. Убеждается. И говорит, что скоро приедет ещё его «друг». И приезжает лжемитрополит Епифаний. Они с отцом Ефремом говорят по-гречески, причём старец ему говорит, что надо думать об украинском народе и делать всё, чтобы не было крови, чтобы было сближение людей. Говорит как подлинный миротворец.

Но в итоге, уже уходя, этот лжемитрополит попросил сделать фотографию с отцом Ефремом. Помощник батюшки, отец Феодох, ему вначале пытался объяснить, что не надо этого делать, что старец болеет. Но в итоге они навязали свою волю. И вот, если посмотреть на фотографию, то видно, что Епифаний в буквальном смысле вцепился в руку старцу Ефрему. Причём с их стороны было обещание, что эта фотография исключительно для частного архива.

Царьград: Но она сразу же оказалась в соцсетях и украинских СМИ. Более того, сопровождалась ложной информацией, будто отец Ефрем поздравил лжемитрополита Епифания с избранием и предстоящей «интронизацией». То есть это была очевидная провокация.

С.Р.: Абсолютная ложь. Я вам скажу больше: отец Ефрем как миротворец такие вещи и таких людей всегда старается оправдывать. Так же как Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Возьмите пример, когда относительно недавно пьяный Порошенко с ним беседовал и прямо измывался. И когда он вышел, возмущённые люди стали расспрашивать владыку, на что он сказал: «Ну не ведает он, что творит, пьяный был».

Оправдание даже таких поступков — это особенность святых людей. И блаженнейший Онуфрий такой, и отец Ефрем тоже старается быть таким инструментом в Руках Божьих. Да, его сразу постарались замазать. Но скажу больше: его хотели любым способом вытащить на эту «интронизацию», даже с больничной койки, на носилках. Им ведь всё равно, умер бы он или нет. И когда отец Ефрем улетал из Киева по состоянию здоровья, это было непросто: можно сказать, его не хотели выпускать. Здесь явная бесовщина, она видна во всех этих поступках.

Мне бы очень хотелось обратиться к тем, кто знает отца Ефрема, бывал в Ватопеде, молился, получал пользу лично от старца, по его молитвам. Мне больно от того, что некоторые из этих людей заняли противоположную позицию, сыплют таким терминами, как «предатель», «иуда», говоря, что старец должен был идти на Голгофу и так далее. Хочу сказать: люди, подумайте, что происходит, это удар по Афону, удар по Православию.

Уверен: следующий удар будет по Свято-Пантелеимонову монастырю. Видимо, сразу побоялись бить по двум столь значимым и для России, и для Мирового Православия монастырям. А вместо того чтобы держаться вместе и выдерживать эти удары, мы легко соблазняемся. Нам бросили камень: отец Ефрем приехал в Киев. И сразу обвинения: как он мог?! Но мы его знаем 20 лет, а кто-то и больше. Знаем, что он молится за народ, поддерживает Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и верит в то, что с Божьей помощью удастся всё склеить.

Царьград: Есть информация о том, что представители канонической Украинской Православной Церкви, представители Блаженнейшего Митрополита Онуфрия тоже пытались попасть в клинику к отцу Ефрему. Но Служба безопасности Украины не пропустила их к старцу. И в то же время пропустили лжемитрополита Епифания. Тем не менее, насколько нам известно, прощаясь с Киевом, отец Ефрем передал слова, что поддерживает владыку Онуфрия и считает его каноническим главой Украинской Церкви.

С.Р.: Абсолютно правильно, вы владеете информацией. И я очень благодарен «Царьграду», что в ситуации тотального хаоса, когда люди во всей этой панике получали различные возбуждающие сплетни, вы подавали исключительно проверенную информацию. В минувшую субботу я был в Троице-Сергиевой Лавре, очень откровенно общался с её наместником, владыкой Феогностом. И даже он говорит, что смущён происходящим с отцом Ефремом. И владыка тоже убеждён: это борьба с Афоном и со всем Православием.

Фото: NonixPhoto / .com

Царьград: Известно, что отца Ефрема пытались шантажировать темой, которую на протяжении нескольких лет активно муссировали антицерковные либеральные СМИ, пытаясь доказать, что старец замазан некоей сфабрикованной уголовной историей о якобы имевших место незаконных сделках с афонской недвижимостью. В итоге суд его полностью оправдал (и телеканал «Царьград» тогда первым в своём эфире рассказал об этом, взяв комментарий у самого отца Ефрема), однако сейчас эту тему пытаются поднять заново. Не могли бы Вы коротко прокомментировать этот момент?

С.Р.: Спасибо вам за компетентность! На самом деле, эта история лжеуголовного дела прямо анекдотична. Логики не было никакой, начиная от самого ареста отца Ефрема прокурором. В то время я был на Афоне, находился рядом. И после того как батюшка лично поговорил с прокурором минут 40, тот вышел в буквальном смысле «зайчиком», сказав: «Отец Ефрем, я тебя жду три дня, приезжай сам в Афины». И приезжает «преступник» в Афины: его встречают жители города со свечами, а глава местной полиции отдаёт ему свой кабинет.

Конечно, много абсурда было во всех этих вещах, но это ещё раз говорит о том, что отец Ефрем является одной из главных целей дьявола. И патриарх Варфоломей тогда, когда было сфабриковано это уголовное дело, уже пытался его снять, но в итоге был достигнут некий компромисс. Отец Ефрем отдал административную власть монастыря другому человеку, а сам остался духовным наставником, игуменом.

Но сейчас, действительно, вернуть уголовное дело против настоятеля Ватопедского монастыря по внешнему указанию проще всего. И поэтому отец Ефрем сегодня является заложником сохраняющейся сложнейшей ситуации.

Удар по Афону — удар по Православию

Царьград: Ситуация более чем просто сложная. Несмотря на твёрдую позицию большинства афонских обителей, представители Святой горы Афона всё-таки приняли участие в киевском шабаше, именуемом «интронизацией». И как теперь будут складываться отношения нашей Русской Православной Церкви с Афоном?

Фото: NonixPhoto / .com

С.Р.: Здесь надо спрашивать церковное священноначалие. Но лично я думаю, уважая Святейшего Патриарха и читая все его слова, обращённые к украинскому народу, зная его твёрдую позицию по отношению к тому, что делает патриарх Варфоломей, что есть такое понятие, как «дипломатия». Нам надо было работать со Священным Кинотом Святой горы Афон, и можно было добиться их позиции, подобной той, что в 2016 году была с Критским собором, когда Кинот выступил с критикой этого собора. И сейчас позиция могла быть ещё более жёсткой. В четверг я беседовал с Иваном Саввиди, и он тоже говорит, что позицию Кинота можно было формировать.

Кроме того, есть Элладская Православная Церковь. Ещё два года назад они смотрели на нас, внимательно прислушиваясь к нашему мнению. И сейчас можно было поработать так, чтобы это осталось. Или есть позиция, которую можно не разделять, но не прислушаться к ней нельзя: когда мы праздновали тысячелетие русского присутствия на Афоне, можно сделать мудрее, не «вливать» всё в один русский монастырь, а постараться сделать общим праздником всех святогорцев.

Ну и, конечно, разделение монахов по национальному признаку в корне неверно. Монах не может быть греческим, русским, сербским или грузинским. Монах — это монах. Это человек, который «как бы всё». И я лично знаю многих монахов не только на Афоне, но и у нас на Валааме и в Троице-Сергиевой Лавре. Все они — люди с большой буквы.

Царьград: Тем не менее церковная дипломатия в действии. А потому, разорвав евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, всё-таки было принято решение о том, что русским паломникам на Афоне можно исповедоваться и причащаться. Исключение для Святой горы сделано, и, наверное, это связано с тем, что Афон особняком стоит в Константинопольском патриархате, имеет определённую автономию и собственную позицию?

С.Р.: Скажу больше. В действительности отношение к патриарху Варфоломею на Святой горе Афон крайне скептическое. Например, недавно почивший старец Гавриил из монастыря Дохиар его чуть ли не слугой антихриста называл. По большому счёту, своей жизнью и своими поступками патриарх не является авторитетом для святогорцев. Да, это элемент особого статуса Афона. Но есть и зависимость от Константинопольского патриархата.

Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com

Конечно, если из 15 глав Православных Поместных Церквей хотя быть пять выступят с более жёсткой позицией относительно действий Константинопольского патриарха, ситуация изменится. Но монах — он монах, он в первую очередь молится. И ждёт официального решения по поводу таких ключевых общецерковных вопросов.

А то, что Святейший Патриарх Кирилл дал возможность русским паломникам причащаться в Свято-Пантелеимоновом монастыре, это здорово. Но, может быть, надо понимать и то, что русские паломники также бывают и в других монастырях? Ведь этим решением русскую обитель и её монахов, по сути, противопоставили нерусским. И лично мне это не до конца понятно.

Царьград: И в заключение хотелось бы задать такой вопрос. Да, у священноначалия нашей Церкви своя работа. Но и у общественных организаций, у православных СМИ и православных активистов тоже должна быть своя позиция по этому вопросу. Как Вы считаете, что мы, православные журналисты, активисты, общественники, сейчас можем сделать для того, чтобы последствия провокации, совершающейся против Святой горы Афон, были минимальны?

С.Р.: Очень правильный вопрос. Конечно, каждый на своём месте должен делать своё дело. И я очень благодарен «Царьграду» и вам лично за позицию, за честность и даже смелость в изложении фактов. А это уже немало. Лично у меня телефон разрывается, приходят СМС, сообщения в WhatsApp с крайними оценками: одни проклинают Константинопольского патриарха, другие нападают на нашего Патриарха Кирилла. Причём нападают чаще миряне и изредка священники из глубинки. Я считаю, что это тоже серьёзная проблема — удар внутрь нас.

Да, существуют церковные дипломаты, они могут воевать как армия. Есть журналисты, тоже армия, вы должны иметь позицию, не должны, уж простите, «жевать сопли». То есть вы должны говорить то, что думаете, знаете, что проанализировали и сделали выводы. Но для большинства людей сейчас важно не заблудиться в оценках, в ныряниях «налево-направо». Поэтому надо заниматься собой и делать то, что Господь нам даёт возможность сделать. Вот, например, сейчас я рассказываю то, чему сам был свидетелем, что точно знаю. Может, для кого-то это будет важно. То есть делай на своём месте что должен, и будь что будет.

«Пандемия – это не случайное событие, это знамение и воля Божья». – сказал игумен афонского монастыря Ватопед после всенощного бдения на всей Святой Горе 27 марта.

Обращаясь к отцам монастыря, старец подчеркнул, что это испытание, через которое мы все проходим – воля Бога, так как человек в наше время стал жить жизнью совершенно противоестественной. Как огорчается Святой Дух! Здесь вступает Господь, не как каратель, но как поучающий отец, который хочет через преподанный урок приблизить к себе своих детей.

Богородица и Честной Пояс Богородицы всегда оберегали людей: и во время чумы, и во время эпидемии холеры. Мы точно знаем это из рукописей, которые хранятся в монастырях.

Старый мир обладал большей верой; в то время как сегодня преуспевает дьявол, нанесший урон нашей вере. Мы должны сражаться с ним и поставить Христа в центр всей нашей жизни.

Без Христа мы будем идти на ощупь, как в тумане. Наша надежда, наша сила, наш свет – это Христос.

Старец Ефрем отдельно заметил, что тот факт, что государство закрыло церкви и храмы, — не является выступлением его против православной веры, но лишь временной мерой, обусловленной критической ситуацией, в рамках заботы о своих гражданах.

Архимандрит Ефрем Ватопедский (в миру Василеос Кутсу) – с 1990 года игумен монастыря Ватопед Святой Горы Афон.

Старец родился на Кипре в 1956 году. После вторжения на остров турок, Василеос отправился в Грецию, где поступил на богословский факультет университета в Афинах.

В 1982 году старец принимает монашеский постриг на Афоне в монастыре Святого Павла. В 1983 году он становится иеродьяконом и затем иеромонахом. На Святой Горе старец Ефрем удостоился познакомиться лично с великими старцами Ефремом Катунакским и Паисием Святогорцем.

В апреле 1990 года в возрасте 34 лет старец Ефрем становится игуменом монастыря Ватопед.

Архимандрит Ефрем (Куцу). Не ищите радости вне себя — она внутри.

Беседа в Ново-Тихвинском монастыре. Октябрь 2011 года (Публикуется по книге «Беседы с архимандритом Ефремом, игуменом Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон», М.: «Квочег», 2013 г.)

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая ма­тушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы зна­ете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духов­ной точки зрения — драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради жи­вущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица явля­лась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева — Покрови­тельница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосред­ственным Покровом: «Я Сама, — сказала Богоро­дица, — буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись препо­добному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного — со­блюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покрови­тельством и особенным заступничеством.

И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, — это большое благосло­вение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она при­вела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добро­детели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Хри­стова.

Монашество — это путь совершенства, и по­тому мы, монашествующие, призваны стяжать полноту благодати. Недавно пришел ко мне один монах и говорит: «Знаете, у меня нет времени чи­тать». Я ему говорю: «Чадо, монастырь — это не место чтения. Ты пришел в обитель не читать, и даже не молиться. Ты пришел, чтобы отречься от себя и подчинить себя духовному руководителю. Если ты полностью предашь себя в послушание игумену и не будешь пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, то в точности соблюдешь запо­ведь Христа. Он никогда не говорил случайно, а всегда — безошибочно, и Он сказал нам, мона­хам: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет.

Не отрекается от себя тот, кто в обители испол­няет свои хотения, свои мечты. У монаха вообще нет мечтаний, нет устремлений, нет планов. Он приходит, как осужденный на смерть, поднимает руки и говорит игумену: «Делай со мной что хочешь». Тем самым он исполняет другое слово Хри­ста: Иже бо аще хощет душу свою спасти, погу­бит ю. И если монах поймет смысл этих слов и по­ложит их в основу своей жизни, то у него будет правильное представление о подвиге, и все его проб­лемы решатся. Он становится органом Промыс­ла Божия и в полноте подражает Господу нашему Иисусу Христу, Который, хотя и был безгрешным, но пришел и как бы встал в один ряд с нами, каю­щимися, как будто тоже требующий покаяния. Христос не просто дал нам с Небес какие-то от­дельные заповеди, которые мы должны соблю­дать, но Он Сам сошел к нам и показал это на деле, на практике. И что Он нам совершенно ясно ска­зал? Аз приидох, не да творю волю Мою, но во­лю пославшаго Мя Отца. Блаженный наш старец Иосиф на беседах говорил нам: «Как вы думаете, братья, если бы Христос исполнял Свою волю, разве это было бы греховно? Однако же Он этого не делал, чтобы быть Тем, Кто сначала сотворил, а потом научил». Воля, желание человека — это мед­ная стена. Не глиняная, не каменная, не цемент­ная, а медная, отделяющая человека от Бога. И бла­жен тот монах, который слушается. Послушание — это не дисциплина, это нечто другое, послушание — это когда ты отдаешь свое сердце. Монаше­ское жительство полностью христоцентрично.

Поэтому старец не пользуется послушанием своих чад для личных целей, его задача — убедить монаха, чтобы он подчинил свою волю воле Божией.

Если у вас есть вопросы, задавайте, а я, если смогу, отвечу

-Как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

-Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением. Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» — «Это моя исповедь», — отвечает. «Ну давай, — го­ворю, — буду читать твою тетрадь». Представля­ете, тридцать страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что думаешь, надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиа­трическую больницу скоро попадешь!» Он запи­сывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы. Я сказал этому брату: «Прихо­дящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не зна­чит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо испо­ведовать только те помыслы, которые долго не от­ходят, остаются в уме на протяжении дней или не­дель, а вообще помыслы — это мыльные пузыри.

Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чре­воугодию: захотел в среду съесть шашлык и по­шел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний».

Этот юноша потом приходит ко мне и рассказы­вает: «Так и так, я бы съел шашлык!» А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле». У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершенным грех считается тогда, когда он происходит на деле. Поэтому будьте внимательны и не занимайтесь особен­но помыслами, презирайте их. «Помышления бо смертных боязливы (Прем. 9, 14), дословно — «по­мыслы трусливы».

-Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

-Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться и не иметь пристрастий; особенно это к женщинам относится. У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приез­жаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры». Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это вни­мание, потому что женщинам особенно трудно да­ется добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу. Кто, говорит Он, не от­речется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником. Это слова Христа, Который был милостивым, Который был Учителем милосердия! Но вы помните, как один человек сказал Ему по­сле того, как Спаситель позвал Его за собой: «По­зволь мне пойти похоронить моего отца»? Он ведь не лгал ему, он бы так и сделал. Но Христос гово­рит: «Нет, оставь мертвых погребать своих мертве­цов. Ты иди за Мной». Почему, как вы думаете? Потому что ум человека призван к освящению. И в сравнении с освящением, святостью все про­чее становится ничтожным, ничем. Или, к при­меру, многие пишут своим родственникам-монахам письма. Меня братья спрашивают: «Геронда, отве­тить на письмо?» — «Нет, — говорю я, — не нужно отвечать. Ты молись за них, и это будет самым большим твоим приношением».

-Как сочетать сложную и ответственную должность в монастыре, связанную с хозяйством, с заповедью не заботиться о завтрашнем дне?

-Тот, кто заботится о делах, находясь при этом в послушании — у того «беззаботная за­бота». Святой Силуан Афонский, ваш соотече­ственник, был экономом даже не монахов, а мир­ских рабочих. И при этом он был великим безмолвником, настоящим исихастом. Обратите на это все свое внимание! Вы помните, он в своих воспоминаниях сам признается: «Игумен сказал мне быть экономом рабочих, и я внутренне вос­противился: «Ох, отче, что вы на меня возлага­ете»…» Он только внутренне не сразу принял, не оказал немедленного послушания, хотя пошел и стал исполнять это дело. Однако степень его духовного преуспеяния не давала ему права вос­противиться даже так, внутренне. И он сам при­знается, что за это сопротивление игумену ему как епитимия была на всю жизнь дана головная боль. Так что будьте очень осторожны. Смотрите, как Христос таинственно, неким удивительным образом со Своей собственной волей отожде­ствил волю, так скажем, законодательного органа, то есть настоятеля. Что Он говорит? «Кто слушает вас, Меня слушает, а кто отвергает вас, Меня Самого отвергает». Поэтому и еще один великий святой нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, подчеркивал значение ра­достного послушания.

-Как совместить покаяние и духовную ра­дость, сокрушение и внутренний мир? И то и другое необходимо, но по видимости они противоречат друг другу.

-Насколько глубоко человек кается и имеет тот внутренний плач, что заповедан Христом, на­столько одновременно чувствует, что этот плач становится радостотворным. Не размышляйте о предметах духовных при помощи чувств, сентиментальности. Кто-то плачет из-за того, что у него психологическая проблема, другой плачет из-за сентиментальности, а третий плачет по ду­ховным причинам. И этот третий, он-то как раз всегда радостен. К сожалению, мы не отозвались достойно на призыв Божий — о себе говорю — и не соответствуем благодати и долготерпению Божию о нас — но мы знали святых старцев, на­ших современников, которые сострадали людям и с большой болью сердца молились обо всех. И они всегда были мирными, радостными, лег­кими в общении. Это — чудо духовного человека.

-Как Вы думаете, возможны ли для современ­ного монашества добродетели древних отцов?

-Во все времена и монашество, и человек — одни и те же. Конечно, к сожалению, у людей XXI века нет такой выдержки и таких сил, какие были у древних. Но если человек хочет, он может подвизаться по мере своих сил и может опытно переживать ту же благодать, что и древние отцы.

-Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

-Чтобы помочь нам это различить, есть ду­ховный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил.

Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой». Так что под­виг покаяния должен направлять духовный руко­водитель, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно». Конечно, когда он духовно созрел, у него уже не было с этим де­ланием трудностей.

Именно потому, что за духовным состоянием монахов надо наблюдать, святые отцы предпи­сали, чтобы духовный отец, настоятель, всегда находился в монастыре. Конечно, он может из­редка отлучаться на несколько дней, но вообще он постоянно находится с братиями. У нас ми­ряне, к примеру, видятся с духовником раз в два-три месяца, более благоговейные — раз в месяц, но для них не установлено постоянного общения с духовным отцом. А для монахов святые отцы это установили, потому что монахи идут как бы по тонкой бечевке, и им все время нужна по­мощь.

-Как отличить спасительную память смерт­ную от обычного страха смерти, который испыты­вают даже люди неверующие?

-Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал при­езжать на Афон, у него этот страх исчез совер­шенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а па­мять смертная во Христе оказывается победой над смертью.

К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побесе­довал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали гово­рить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, не найти было дру­гой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?». И все время стучал по деревянному креслу, — это такая примета, чтоб его не сглазили. Но память смертная о Христе не в уныние человека повер­гает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Помните, что говорит авва Исаия? «Вспоминай о Царстве Божием, и оно мало-помалу привлечет тебя». По­этому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь го­ворит, что это Царство — внутри нас.

-Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь», и стяжать истинную духовную ра­дость?

-Когда монах постепенно приобретет посто­янное общение с Богом, то плодом этого обще­ния будет радость. Настоящая радость — это не психологическое, а духовное состояние. Святи­тель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот за­блуждается. К примеру, какой-то человек, кото­рого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет. Можно раз­вить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что на­ходятся вне его самого. Источник радости — у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при ра­достных, и при печальных событиях всегда оста­ется мирным и спокойным.

-Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?

-Здесь тоже нужно рассуждение, потому что мы нередко впадаем в крайности. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких хра­мах, с тремя-четырьмя другими отцами». И вот он пришел петь, их было четверо, но тут прихо­дит повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот уди­вился: «Почему?» Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в храме до четырех человек». Что я хочу сказать? Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов: «Не говорите во время службы». И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя го­ворить (палец приложил к губам). Это тоже не послушание. Он был обязан ответить, потому что была необходимость. Но когда монах любит молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.

-Какую цель должен ставить перед собой мо­нах, совершая свои монашеские подвиги?

-Святость. У монахов нет другой цели. Без святости, говорит Писание, никто не узрит Бога.

-Является ли такое природное свойство ха­рактера, как шутливость, общительность препят­ствием для преуспеяния в жизни по Евангелию?

-Нет; главное, чтобы такой человек был внимательным и старался пребывать внутри себя. Расскажу вам случай, который я никогда не за­буду. Я пришел к старцу Паисию, а у него в гостях были какие-то волосатые молодые люди, знаете, с сережками и так далее. И он с ними сидит, шу­тит, смеется, каждые десять — пятнадцать минут выносит им лукум, угощает. Я был тогда моло­дым, новоначальным, еще в Кутлумуше жил. И я сказал себе внутренне: «Ну что это за исихаст?

Все какие-то шутки, смех, улыбки». Потом эти ребята ушли, остались только мы, двое-трое от­цов, и старец ответил мне на мой помысел. Он сказал мне: «Они — дети, и я снисхожу до их меры. Но знаете, как только я вхожу в келью, мой ум тут же восхищается горе, и я плачу». И это че­ловек, который только что шутил, даже анекдоты рассказывал… Важно то, насколько монах подви­зается войти внутрь своего сердца. Поэтому наш старец Иосиф говорил, что настоящий монах, на­стоящий исихаст — тот, кто достиг такого состоя­ния, что может плакать всякий час, когда захочет, невзирая на то, где он и с кем он.

-Я в монастыре недавно. Мне все нравится, но бывает небольшой страх — не знаю, как мне опре­делить, смогу ли я вести настоящую монашескую жизнь, не пожалею ли я о своем выборе через не­сколько лет ?

-Мы не должны бояться искушений. Ска­зано: Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4, 4). Только храните чистоту совести. Монах, который живет по совести, всегда вдохновляется благодатью Святого Духа.

-Пожалуйста, скажите — если у вашего мо­настыря есть подворья, то как вам удается под­держивать проживающих там братий, чтобы они не чувствовали свою обособленность, отделенность от основного монастыря?

-К сожалению, у нас есть два подворья, правда, одно из них не действует. А со вторым особо не чувствуется отделенности, потому что мы посылаем туда братий поочередно. Подворья — это для монастыря тяжесть, но так получилось, что когда мы пришли в монастырь, там уже были подворья, и мы должны были продолжать их под­держивать. По сути, подворья — это не монастыри, а паломнические центры. Но и там монахи стараются, сколько могут, сохранять монашеское сознание, строгость к себе.

-В чем заключается покаяние для новоначаль­ного монаха?

-Не бывает разных покаяний. Есть одно по­каяние для всех, и для начинающих, и для сред­них, и для преуспевших. Нет разных «марок», мо­делей покаяния. Покаяние одно.

-Как Вы думаете, какая самая пагубная страсть для монаха?

-Гордость. Если монах упрям, если он на­стаивает на своем мнении, на своей воле, ведет себя дерзко, тайком исполняет свои желания, то такой монах уже «сошел с рельсов». Очень плохо, если монах не уважает игумена, игумению. Был такой случай. В одном монастыре матушка сидела за воротами и с кем-то разговаривала. Вдруг при­ходит такси за двумя монахинями, чтобы отвезти их в город. Матушка их спрашивает: «Сестры, вы куда?» А они ей отвечают: «Это не твое дело». Да, черное-то они носят, но они — не монахини. Мо­нах должен постичь суть зависимости от игумена, важность откровенности, благословения. Монах ничего не может делать без печати благослове­ния, даже милостыню подать — святой Василий Великий говорит, что тот, кто дает милостыню без благословения, служит этим дьяволу.

Кроме того, сердце монаха не должно руково­диться человекоугодием, он должен быть внимательным, чтобы никогда не искать признания человеческого. Поэтому я и говорю о чистоте совести. И еще на что надо обратить внимание — это скрытность. Это самое большое оружие дьявола. Монах, который скрытничает, скрывает помыслы и грехи, может дойти даже до шизофрении. Никогда ничего не скрывайте! В особенности это важно помнить людям, которые от природы застенчивы. Монах должен преодолеть себя и саму эту застенчивость. Это и будет значить, что он полностью предал все свое сердце Богу. А того, кто — пусть даже по застенчивости — не открывается, дьявол будет бить, как осьминога.

-Мы очень почитаем старца Иосифа Ватопедского. Интересно было бы узнать, какие епитимии он назначал братиям.

-Во-первых, он на нас кричал. Но знаете, он мне сам говорил, что при этом никогда не нару­шался его внутренний мир. Он не раздражался. И для него было все равно, были ли рядом офи­циальные лица, гости, миряне, — если хотел на­кричать, то кричал, унижал нас и смирял на гла­зах посторонних. И правильно делал. Но всю его отеческую любовь человек видел, когда оставался с ним наедине. Он никогда на нас не обижался, и если смирял, унижал или оскорблял нас, то только из желания нас воспитать. Я, например, помню, как за какое-то небольшое преслушание он меня на неделю отлучил от служения литургии. Но он хорошо сделал — я и большего был достоин.

-Объясните, пожалуйста, что такое беспопечительность и как ее приобрести?

-Когда монах пребывает в послушании, он беспопечителен, беззаботен. Знаете, когда у ума есть забота? Когда у человека есть свои желании. Человеку могут дать необыкновенно ответственное, трудное послушание, но при этом он будет чувствовать себя так легко, что сам будет удивляться, как при стольких заботах он остается таким беззаботным. Поэтому всегда говорите «нет» своим желаниям, своей воле.

Авва Марк, подвижник, говорит, что тот монах, который примешивает к послушанию свою волю, прелюбодействует. К примеру, кто-то и из вас, какая-то сестра хочет поехать в город. Boт она приходит к матушке и говорит: «Матушка, есть очень срочное дело, надо то-то обязательно сделать, то-то купить, это очень важно». Матушка отвечает: «Конечно, раз так, дочка, поезжай». Но сестра эта не о деле заботится, ее это дело не волнует, не это причина ее поездки. Вот это и значит смешивать свою волю с послушанием.

Приехал к нам недавно один архимандрит и говорит мне: «Я тебя прошу, сделай мне одну услугу. Ты знаешь многих архиереев, попроси их, чтобы меня избрали епископом». Я не хотел его огорчать и говорю ему: «Ну, постараюсь». Конечно, я этого не сделаю, мне очень не понравилось та­кое его устремление. И ведь помимо меня он на­верняка попросил об этом многих других. По ду­ховным законам, он находится в прелести. Если он кладет такую духовную основу, следует своей воле, то как он потом преуспеет? Видите, когда у человека нет просвещения Божия, он на все смотрит с точки зрения логики, недуховно. «Все мои сверстники, — говорит, — уже архиереи, а я нет!» То есть по-мирскому смотрит на духовные вещи.

У нас в Ватопеде, когда он был еще идиоритмическим монастырем (где в отличие от обжежительных монастырей общими были только кров и изредка молитва, а обо всем остальном, пище, одежде, работе и тому подобном, монахи заботи­лись каждый сам по себе. — Ред.), жил один монах, который пятьдесят лет был в послушании, но не стал проистаменом, то есть членом управления монастыря. И когда он на судьбу жаловался, то говорил так: «Ох, горе мне, пятьдесят лет в послушниках!» (не имеется в виду, что он был по­слушником, так как он был монахом, а то, что он не стал проистаменом). Это не­правильный взгляд, ведь на самом деле быть по­слушником — это самое лучшее, что только мо­жет быть. Кто пребывает в послушании — тот са­мый свободный. Ведь какой человек свободен? Не тот, который делает то, что хочет, и идет куда хочет. Свободен тот, кто свободен от страстей. Чем больше мы подчиняемся, тем больше осво­бождаемся от страстей и тем больше знаем Хри­ста. Поэтому Господь и сказал: Вы познаете ис­тину, и истина освободит вас. Истина — это не идеология, не теория, не философия, а Личность: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Значит, чем сильнее у нас чувство присутствия истины — Христа, тем более мы свободны.

Истинным подражателем Христа бывает тот, кто живет в послушании. Возьмите Евангелие oт Иоанна — везде вы увидите, насколько Сын слу­шался Отца: «Как Я услышал от Отца, тако глаголю. Как заповедал Мне Отец, тако глаголю». Boт какая была роль у Христа. И кто постиг, что это и есть смысл нашей жизни, тот решил все свои проблемы. Наш «дедушка», старец Иосиф Исихаст, был крайним безмолвником, но об исихазме гово­рил немного, а постоянно говорил о послушании. Именно послушание дает молитву. А кто на часы смотрит и говорит: «Вот, еще десять минут, и убегу с послушания в келию», тот не будет иметь мо­литвы. Он — государственный чиновник, который, как говорится, «в час заканчивает работу, а в две­надцать уже дома». Это не монах. Мы пришли в монастырь не поудобнее устроиться, но жертвовать собой. И тогда решаются все наши трудности.

Старец Паисий даже так говорил: «Если в об­щежительном монастыре нас не используют все, то мы неудачники». Надо, чтоб все нас звали на помощь, не боялись отказа. Бывает, я говорю кому-то из братьев: «Чадо, поди, сделай то-то и возьми себе в помощь такого-то брата», а он меня просит: «Геронда, простите, можно не его, потому что если я попрошу его, то он откажет, и будет просто скандал», потому что он лентяй, — и про­сит дать другого брата, который на самом деле поможет, который расположен помогать всегда. И именно тот, кто так расположен и с готовно­стью отзывается, того и будут использовать, и он как раз истинный мученик совести.

—Какие способы духовной брани Вы предлага­ете своим братьям в борьбе с унынием?

—Я советую им жить по обычному распо­рядку, не нарушать его. Пусть вас не удивляет, что утром, когда бьет било на службу, мы идем через силу, понуждая себя. Ведь мы несем на себе при­роду, испорченную грехом. Нам часто становится даже просто скучно, и тогда нужно понуждать себя к духовным занятиям. Поэтому мы должны следовать правилам, установленным в монастыре.

-Как сделать осознанным каждое слово Иису­совой молитвы? Для грека, кажется, понятнее слова: «Иисусе Христе», а в русском они не так ясны (потому что заимствованы из греческого), и приходится напоминать себе смысл слов «Иисус», «Христос». Как молитву сделать осмысленной?

-Нет, молитва на греческом и русском ни­сколько не отличается. Важно то, какое располо­жение имеет ум, когда молится. Поэтому нам го­ворили и отцы, и старец Иосиф Исихаст, что Ии­сусову молитву надо читать вслух, пока ум ее не усвоит и не привыкнет. Поэтому на послушании говорите молитву вслух.

-Как монахине перестать быть женщиной — то есть не иметь женских качеств характера, ко­торые затрудняют подвижническую жизнь?

-Если она опытно внутри себя будет пере­живать Христа и подражать Ему, то пол перестает иметь значение, по словам апостола: «Несть мужеска пола, ни женска». По сути, бесстрастный, настоящий монах уже не имеет чувства пола, он мертв для мира. И это может сделать только благодать. Обращайте особое внимание на сохранение чистоты, это особенно привлекает благодать. И Госпожу Богородицу трогает, умиляет то, когда Она видит монахов, которые подвизаются в цело­мудрии, заботятся об очищении своего сердца. У одного нашего монаха были прилоги плотских помыслов, с которыми он начинал соглашаться, и вот видит однажды Божию Матерь. Она говорит ему: «Ты очень огорчаешь Меня своим согласием с помыслами, которые у тебя возникают». Святой Неофит Затворник, великий кипрский святой, когда в его монастыре однажды произошел плотский грех, разрушил все стены и выбросил камни. Уничтожил, сжег все, что имело отношение к этому греху, чтобы ни на чем не осталось демонической энергии, печати греха.

-Что вы посоветуете сестре, которая пребы­вает в нерадении и часто оставляет свое келейное правило?

-Она в монастыре гость, а не монахиня. Мо­нах должен делать свое правило. Есть у меня тоже двое-трое таких монахов. И что я сделал? Я им сказал, чтобы они, как только исполнят свое при вило, приходили ко мне и мне об этом говорили. И так я их подталкиваю к молитве. А еще у меня есть специально назначенные братья, которые следят, чтобы те монахи не проспали утром. Если они не пришли на службу, то братья идут и их будят. Потому что им нужна помощь. Кроме того, ставлю их под полиелей. Это в трапезной такая большая люстра перед игуменским столом, и монах встает там и перебирает такие вот большие четки с огромными узлами, и все понимают, что он что-то натворил. И он становится, по слому апостола, позорищем для ангелов и человеков. А ест он потом.

Вот, кажется, мы и ответили на все вопросы. Очень рад был с вами встретиться. Молюсь, чтобы Божия Матерь помогала вам, и вы тоже о нас мо­литесь. Ведь у нас монастырь на Святой Горе очень большой, люди идут со всех концов земли, и нам нужна помощь Божия, чтобы во всем по­ступать правильно.

Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»

Беседа в Ново-Тихвинском монастыре, октябрь 2011 года

Архимандрит Ефрем Ватопедский. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духовной точки зрения – драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради живущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица являлась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева – Покровительница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосредственным Покровом: «Я Сама, – сказала Богородица, – буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись преподобному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного – соблюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покровительством и особенным заступничеством.

И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, – это большое благословение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский очень часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она привела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добродетели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Христова.

Монашество – это путь совершенства, и потому мы, монашествующие, призваны стяжать полноту благодати. Недавно пришел ко мне один монах и говорит: «Знаете, у меня нет времени читать». Я ему говорю: «Чадо, монастырь – это не место чтения. Ты пришел в обитель не читать, и даже не молиться. Ты пришел, чтобы отречься от себя и подчинить себя духовному руководителю. Если ты полностью предашь себя в послушание игумену и не будешь пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, то в точности соблюдешь заповедь Христа. Он никогда не говорил случайно, а всегда – безошибочно, и Он сказал нам, монахам: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

Не отрекается от себя тот, кто в обители исполняет свои хотения, свои мечты. У монаха вообще нет мечтаний, нет устремлений, нет планов. Он приходит, как осужденный на смерть, поднимает руки и говорит игумену: «Делай со мной что хочешь». Тем самым он исполняет другое слово Христа: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». И если монах поймет смысл этих слов и положит их в основу своей жизни, то у него будет правильное представление о подвиге, и все его проблемы решатся. Он становится органом Промысла Божия и в полноте подражает Господу нашему Иисусу Христу, Который, хотя и был безгрешным, но пришел и как бы встал в один ряд с нами, кающимися, как будто тоже требующий покаяния. Христос не просто дал нам с Небес какие-то отдельные заповеди, которые мы должны соблюдать, но Он Сам сошел к нам и показал это на деле, на практике. И что Он нам совершенно ясно сказал? «Аз приидох, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца». Блаженный наш старец Иосиф на беседах говорил нам: «Как вы думаете, братья, если бы Христос исполнял Свою волю, разве это было бы греховно? Однако же Он этого не делал, чтобы быть Тем, Кто сначала сотворил, а потом научил». Воля, желание человека – это медная стена. Не глиняная, не каменная, не цементная, а медная, отделяющая человека от Бога. И блажен тот монах, который слушается. Послушание – это не дисциплина, это нечто другое, послушание – это когда ты отдаешь свое сердце. Монашеское жительство полностью Христоцентрично. Поэтому старец не пользуется послушанием своих чад для личных целей, его задача – убедить монаха, чтобы он подчинил свою волю воле Божией.

Если у вас есть вопросы, задавайте, а я, если смогу, отвечу.

– Как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

– Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением. Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» – «Это моя исповедь», отвечает. «Ну давай, – говорю, – буду читать твою тетрадь». Представляете, 30 страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что думаешь, надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиатрическую больницу скоро попадешь!». Он записывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы. Я сказал этому брату: «Приходящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы – это мыльные пузыри.

Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чревоугодию: захотел в среду съесть шашлык и пошел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний». Этот юноша потом приходит ко мне и рассказывает: «Так и так, я бы съел шашлык!». А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле». У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершенным грех считается тогда, когда он происходит на деле. Поэтому будьте внимательны и не занимайтесь особенно помыслами, презирайте их. «Помышления бо смертных боязливы» (Прем. 9, 14), дословно – «помыслы трусливы».

– Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

– Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться и не иметь пристрастий; особенно это к женщинам относится. У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приезжаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры». Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это внимание, потому что женщинам особенно трудно дается добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу. Кто, говорит Он, не отречется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником. Это слова Христа, Который был милостивым, Который был Учителем милосердия! Но вы помните, как один человек сказал Ему после того, как Спаситель позвал Его за собой: «Позволь мне пойти похоронить моего отца»? Он ведь не лгал ему, он бы так и сделал. Но Христос говорит: «Нет, оставь мертвых погребать своих мертвецов. Ты иди за Мной». Почему, как вы думаете? Потому что этот ум человека призван к освящению. И в сравнении с освящением, святостью все прочее становится ничтожным, ничем. Или, к примеру, многие пишут своим родственникам-монахам письма. Меня братья спрашивают: «Геронда, ответить на письмо?». – «Нет, – говорю я, – не нужно отвечать. Ты молись за них, и это будет самым большим твоим приношением».

– Как сочетать сложную и ответственную должность в монастыре, связанную с хозяйством, с заповедью не заботиться о завтрашнем дне?

– Тот, кто заботится о делах, находясь при этом в послушании – у того «беззаботная забота». Святой Силуан Афонский, ваш соотечественник, был экономом даже не монахов, а мирских рабочих. И при этом он был великим безмолвником, настоящим исихастом. Обратите на это все свое внимание! Вы помните, он в своих воспоминаниях сам признается: «Игумен сказал мне быть экономом рабочих, и я внутренне воспротивился: «Ох, отче, что вы на меня возлагаете»…». Он только внутренне не сразу принял, не оказал немедленного послушания, хотя пошел и стал исполнять это дело. Однако степень его духовного преуспеяния не давала ему права воспротивиться даже так, внутренне. И он сам признается, что за это сопротивление игумену ему как епитимия была на всю жизнь дана головная боль. Так что будьте очень осторожны. Смотрите, как Христос таинственно, неким удивительным образом со Своей собственной волей отождествил волю, так скажем, законодательного органа, то есть настоятеля. Что Он говорит? «Кто слушает вас, Меня слушает, а кто отвергает вас, Меня Самого отвергает». Поэтому и еще одни великий святой нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, подчеркивал значение радостного послушания.

– Как совместить покаяние и духовную радость, сокрушение и внутренний мир? И то и другое необходимо, но по видимости они противоречат друг другу.

– Насколько глубоко человек кается и имеет тот внутренний плач, что заповедан Христом, настолько одновременно чувствует, что этот плач становится радостотворным. Не размышляйте о предметах духовных при помощи чувств, сентиментальности. Кто-то плачет из-за того, что у него психологическая проблема, другой плачет из-за сентиментальности, а третий плачет по духовным причинам. И этот третий, он-то как раз всегда радостен. К сожалению, мы не отозвались достойно на призыв Божий – о себе говорю – и не соответствуем благодати и долготерпению Божию о нас. Но мы знали святых старцев, наших современников, которые сострадали людям и с большой болью сердца молились обо всех. И они всегда были мирными, радостными, легкими в общении. Это – чудо духовного человека.

– Как Вы думаете, возможны ли для современного монашества добродетели древних отцов?

– Во все времена и монашество, и человек – одни и те же. Конечно, к сожалению, у людей XXI века нет такой выдержки и таких сил, какие были у древних. Но если человек хочет, он может подвизаться по мере своих сил и может опытно переживать ту же благодать, что и древние отцы.

– Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

– Чтобы помочь нам это различить, есть духовный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой». Так что подвиг покаяния должен направлять духовный руководитель, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно». Конечно, когда он духовно созрел, у него уже не было с этим деланием трудностей.

Именно потому, что за духовным состоянием монахов надо наблюдать, святые отцы предписали, чтобы духовный отец, настоятель, всегда находился в монастыре. Конечно, он может изредка отлучаться на несколько дней, но вообще он постоянно находится с братиями. У нас миряне, к примеру, видятся с духовником раз в два-три месяца, более благоговейные – раз в месяц, но для них не установлено постоянного общения с духовным отцом. А для монахов святые отцы это установили, потому что монахи идут как бы по тонкой бечевке, и им все время нужна помощь.

– Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?

– Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.

К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побеседовал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали говорить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, не найти было другой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?». И все время стучал по деревянному креслу, – это такая примета, чтоб его не сглазили. Но память смертная о Христе не в уныние человека повергает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Помните, что говорит авва Исаия? «Вспоминай о Царстве Божием, и оно мало-помалу привлечет тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство – внутри нас.

– Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь» и стяжать истинную духовную радость?

– Когда монах постепенно приобретет постоянное общение с Богом, то плодом этого общения будет радость. Настоящая радость – это не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот заблуждается, находится в прелести. К примеру, какой-то человек, которого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет. Можно развить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что находятся вне его самого. Источник радости – у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях всегда остается мирным и спокойным.

– Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?

– Здесь тоже нужно рассуждение, потому что мы нередко впадаем в крайности. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких храмах, с тремя-четырьмя другими отцами». И вот он пришел петь, их было четверо, но тут приходит повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот удивился: «Почему?». Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в хоре до четырех человек». Что я хочу сказать? Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов: «Не говорите во время службы». И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя говорить (палец приложил к губам). Это тоже не послушание. Он был обязан ответить, потому что была необходимость. Но когда монах любит молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.