Ефрема Сирина молитва

Молитва св. Ефрема Сирина

прп. Ефрем Сирин

  • Отцы пустынники и жены непорочны… А.С. Пушкин
  • Слова о молитве Ефрема Сирина свт. Иннокентий Херсонский
  • О молитве св. Ефрема Сирина прот. Александр Мень
  • Тюрьма приняла его грешником, а выпустила святым свт. Николай Сербский
  • Слова о молитве прп. Ефрема Сирина архим. Кирилл (Павлов)
  • Толкование на молитву св. Ефрема Сирина свт. Лука Крымский
  • Молитва прп. Ефрема Сирина на Руси В. Cтароверов
  • Молитва Ефрема Сирина: смена координат свящ. Ф. Людоговский и О. Седакова
  • Молитва Ефрема Сирина. Православная энциклопедия свящ. Михаил Желтов
  • Молитва прп. Ефрема Сирина на греческом языке
  • АУДИО. Великая молитва Великого поста
  • ВИДЕО. Молитва прп. Ефрема Сирина

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

Аудио:

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)
(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

Перевод: Господь и Владыка моей жизни! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию.
Чистоту души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему.
О Царь и Господь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать моего брата; потому что Ты благословен во веки веков. Аминь.

***

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.
Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.
В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.
Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).
Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?
Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?).
Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.
Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.
При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.
В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

***

См. труды прп. Ефрема Сирина в нашей библиотеке.

Ефрем Сирин: святой, который никогда не смеялся

«Господи и Владыко живота моего…» Любой христианин, хоть раз бывавший в храме Великим постом, без труда назовет автора этой молитвы — преподобный Ефрем Сирин. Святой, живший в IV веке, оставил после себя текст, который в русской культуре является столь же значимым символом покаяния, как и 50-й псалом.

Благодаря стихотворному переложению Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» об этой молитве слышали люди, которые никогда не заходили в церковь и не подозревали о существовании преподобного Ефрема.
Для средневековых христиан ситуация была противоположной: Ефрема Сирина знали практически все, а вот список его трудов установить было невозможно. Историк Церкви Созомен рассказывает, что сочинения преподобного состоят из трех миллионов строк. Авторитет преподобного Ефрема был столь велик, что больше тысячи лет ему продолжали приписывать авторство все новых и новых сочинений. В те времена считалось нормальным приписывать важные идеи авторитетному святому, чтобы доверие к последнему делало аргументацию более убедительной.
По сравнению с этим обилием произведений биографические сведения о святом весьма скудны. На русском языке до сих пор не издано ни одного древнего жития подвижника. В самом популярном агиографическом многотомнике — Житиях святых по святителю Димитрию Ростовскому житие Ефрема Сирина представляет собой искусственное объединение разных источников, в том числе и весьма поздних. Если же обратиться к текстам самого преподобного Ефрема, то можно найти интересные сведения из его жизни, которые не попали в популярные жизнеописания.
Непосредственным поводом для обращения молодого человека, родившегося в самом начале IV века, стало ложное обвинение в краже овец. В ожидании приговора судьи святой провел в заключении больше двух месяцев и получил несколько откровений от Бога, в которых ему напомнили старый грех — шутки ради он до смерти загнал корову бедняка-соседа. Впоследствии размышления о покаянии и плач о грехах станут излюбленными темами его проповедей и
молитв.
Верующие очень рано оценили значение текстов святого. Еще при его жизни многочисленные проповеди, толкования Священного писания, антиеретические сочинения и молитвы переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Почти сразу у святого появились и подражатели. Его авторитет был столь высок, что его творения фактически приравнивались к библейским текстам. Блаженный Иероним, составлявший в 392 году жизнеописания святых мужей, отмечает, что сочинения Ефрема пользовались большой славой: их читали гласно, в церкви, тотчас после Священного
Писания.
Литературная слава была предначертана святому с самого рождения. Один из агиографических памятников рассказывает о виноградной лозе, выросшей во рту ребенка. Этот сон видели родители преподобного Ефрема. В древнем сирийском житии есть сходный эпизод — видение старца, в котором ангелы просят преподобного Ефрема съесть свиток.
Несмотря на то что поедание свитка в качестве символа красноречия было традиционным житийным топосом (достаточно вспомнить поговорку «Твоими устами бы да мед пить»), в случае с преподобным Ефремом эта метафора как никогда уместна. Святой был величайшим представителем сирийской литературы и в своих творениях использовал изощренную литературную технику, основанную на повторах, использовании устной речи и созвучий. Сергей Аверинцев в статье, посвященной преподобному Ефрему, называл его поэзию «пророческой», находил ей аналогии в текстах Ветхого и Нового Завета, а также приводил примеры каламбурного построения фраз на сирийском языке.
Использование каламбуров в поэзии Ефрема Сирина позволяло ему бороться с распространением лжеучений. Некий еретик проповедовал свое учение с помощью песен, сложенных на популярный мотив. Святой использовал этот стихотворный размер для проповеди Православия, о чем специально говорил в заглавии своих сочинений. Более того, будучи музыкантом, преподобный Ефрем иногда указывал, на какой мотив нужно исполнять тот или иной гимн.
До сих пор исследователи спорят, знал ли сирийский подвижник греческий язык. По одной из версий преподобный Ефрем знал его с молодости и даже оставил на нем несколько текстов, по другой — святой чудесным образом стал понимать и разговаривать на греческом языке во время беседы со святителем Василием Великим.
О самой встрече прославленного сирийского аскета с архиепископом Кесарийским также рассказывают поразному. Все началось с того, что преподобный Ефрем в молитве получил откровение встретиться со столпом веры по имени Василий. Святой вместе с одним спутником прибыл в Кесарию и пошел в храм, где святитель совершал богослужение. В житии, изложенном по творениям святителя Димитрия Ростовского, рассказывается, что преподобный Ефрем стал громко восхвалять архиепископа в церкви, и окружающие люди говорили: «Этот монах хочет что-то получить от епископа». Ближе к реальной ситуации более древняя версия. Святой мысленно выразил недоумение, как столпом веры может быть человек, одетый в столь пышные одежды и пользующийся таким почитанием. В этот момент святитель Василий посылает своего архидиакона с просьбой к преподобному Ефрему пройти в алтарь. Первый раз святой отказывается, во второй идет в алтарь и уже там произносит фразу «Воистину велик Василий».
Подвижники наслаждаются беседой друг с другом, и, по одной из версий, святитель Василий совершает диаконскую хиротонию преподобного Ефрема. От иерейской хиротонии монах по смирению отказался.
Отметим, что древние источники сохранили не только упоминание о диаконском сане сирийского подвижника, но и его словесный портрет. По словам Сергея Аверинцева, «о нем сохранилась живая память как о низкорослом, лысом и безбородом человеке с необычайно сосредоточенным выражением лица, которого невозможно было развлечь или рассмешить».
Последняя фраза — скорее часть образа преподобного, чем его реальная черта. Автор многочисленных молитв и покаянных слов, по мысли средневековых христиан, просто не мог быть веселым человеком.
О молитвах Ефрема Сирина нам известно и много, и мало. Автор «Толкового Типикона» Михаил Скабалланович пишет: «В “Актах (житии) св. Ефрема” говорится, что “он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о Рождестве Христовом, Крещении, посте, страдании (Христовом), Воскресении, Вознесении и прочих таинствах оного Божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны — о мучениках, о покаянии, об умерших”». По мнению Скабаллановича, преподобному Ефрему принадлежит и еще целый ряд молитв, включая и Великопостную молитву Ефрема Сирина.
Первые достоверные письменные сведения о том, что молитва «Господи и Владыко живота моего» должна читаться Великим постом, восходят к Иерусалимскому типикону Х века, но, скорее всего, текст этот был известен в Церкви гораздо раньше. Значение главной молитвы Великого поста она приобрела лишь в Русской Церкви, когда ее стали многократно и гласно повторять. Достаточно открыть Постную триодь, чтобы убедиться в частотности ее употребления.
К сожалению, в тексте жития преподобного Ефрема не удалось найти обстоятельств написания этой проникновенной молитвы, зато можно привести косвенное доказательство того, что текст принадлежит перу «сирийского пророка». Некоторые древние памятники рассказывают о том, что сирийский отшельник просил у Бога умерить в нем умиление — «ослаби ми волны благодати Твоея». Просьба очень странная для обычного христианина и очень характерная для преподобного Ефрема, который большую часть жизни так искренне говорил о покаянии, что его проповеди на эту тему до сих пор остаются излюбленным чтением монахов и мирян.

Текст: Андрей ЗАЙЦЕВ

Версия для печати

Тэги: Покаяние Молитва Святость Преподобные История

Для большинства наших современников, странно звучит утверждение, что нужно молиться за тех людей, которые принесли нам какой-то вред, нанесли обиду или даже ненавидят нас. Даже многие верующие люди не понимают, зачем нужно молиться за таких людей. Если разобраться, то станет ясно, как молитва о ненавидящих и обидящих нас изменяет в лучшую сторону жизнь самих молящихся.

Гнев – негативное чувство, разрушающее человека изнутри, ухудшающее его физическое и душевное здоровье. Независимо от того, справедлива обида или нет, нужно попытаться помириться с обидчиком. Если этого сделать не удаётся, то следует попытаться забыть об этом, отпустить ситуацию.

Значение молитвы

Христианский способ преодоления неприязни к обидчикам заключается в молитве за них, но не всем он доступен. Преимущества такого отношения к обидам следующие:

  • человек приобретает мир в душе, перестаёт терзаться неприятными мыслями;
  • он учиться прощать людей, не замечать их недостатков;
  • человек приносит в свою жизнь больше радости, добрых дел, время на которые появляется, потому что он перестаёт тратить время на переживания и обиды.

Значение молитвы о ненавидящих и обидящих нас в православной вере трудно переоценить: оно составляет его первооснову. Христианская заповедь о любви является ведущей. Иисус Христов заповедовал нам любить не только наших ближних, но и врагов: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Евангелие от Матфея 5: 44, 45). Прощение обид ближним, молитва за них приближают человека к идеалу христианской жизни – Царству Небесному. Большинству людей это кажется недостижимым христианским подвигом, но начинать надо с малого – стараться не принимать близко к сердцу неприятные слова других людей, ведь все люди ошибаются.

Молитва за обидевших и ненавидящих нас может читаться дома или в храме, где можно заказать молебен об умножении любви. Существует несколько видов подобных молитв, они обращены ко Господу, Божией Матери, святым.

Почему надо молиться за ненавидящих и обидящих нас?

В конце ежедневного вечернего правила для отходящих ко сну содержится молитва, начинающаяся словами: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче».

Сделано это не просто так: согласно христианскому учению, человек всегда должен быть готов ко встрече с Богом, к тому, что его жизнь в любой момент может окончиться.

Это может случиться и во сне, поэтому так важно не уйти с обидами на ближних в сердце. Если они будут прощены, то Господь простит и наши собственные грехи.

Молитва к Божией Матери

Богородица всегда была ближе всех к своему Сыну – Иисусу Христу, она больше всех переживала за Него при Его земной жизни и во время страданий и смерти. Именно поэтому был составлен акафист Божией Матери «Умягчение злых сердец». Одноимённая икона изображает Богородицу без Младенца, её грудь пронзена 7 стрелами, иное название иконы – «Семистрельная». Искренняя молитва к Богородице приносит умиротворение в душу, смягчает самое ожесточенное сердце, помогает простить обидчиков. Немаловажно, что сильная молитва способна изменить обидчиков в лучшую сторону.

Текст молитвы Божией Матери «Умягчение злых сердец»

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об обидчиках Ефрема Сирина

Ефрем Сирин – один из известнейших христианских богословов, жил в 4 веке. Он прославился своими многочисленными сочинениями, в которых выступает как мудрый учёный и проповедник. Большое внимание Ефрем Сирин уделял толкованию Священного Писания и поэтическим гимнам. В своих проповедях он призывал к терпению, смирению, любви к ближним, борьбе с унынием. Ефрем Сирин известен как автор ключевой молитвы Великого Поста «Господи и Владыко живота моего…». Также многие верующие читают молитву Ефрема Сирина о ненавидящих и обидящих, в которой говорится о призвании милости Божией на всех людей, делающих нам зло. Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных, день его памяти – 10 февраля.

Текст молитвы Ефрему Сирину

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.

Сильные молитвы о тех, кто нас оскорбил

Тропарь, глас 4

О распенших Тя моливыйся, Любодушне Господи, и рабом Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякаго зла и лукавства к братолюбному и добродетельному настави жительству, смиренно мольбу Тебе приносим; да в согласном единомыслии славим Тя, Единаго Человеколюбца.

Кондак, глас 5

Якоже первомученик Твой Стефан о убивающих его моляше Тя, Господи, и мы припадающе молим: ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатию Твоею, Боже Всещедрый.

Молитва пред иконой Божией Матери «Умиление»

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честные дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся, понеже бо Тебе ради бысть Господь Сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом и сподобихомся святаго Тела Его и пречистыя Крове Его; темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и всякаго обстояния и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго; но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи владыко живота моего

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

«Всевышний и Царь жития моего, Владыка веселия печали, всякого любопытства и пустословие не пошлешь нам. Даритель же мудрости, смиренности, терпеливости и любви пошли мне, рабу Божьему. О Всевышний, Владыка Небесный, пошли мне способность видеть все мои грехи и не осуждать близкого моего, и счастливейший я буду ныне и присно, и навеки. Аминь».

Это молитвословие Ефремы Сирина является покаянной молитвой, написанно в четвертом столетние святым отцом, жившим в Сирии. Молитву произносят при проведении служб во время Больших постов.

Во время первого прочтения данного молитвословия после произношения трех просьб совершается глубокий поклон до самой земли. Затем дюжину раз необходимо шепотом прочитать такой текст: «Господи, прости меня грешного», причем при прочтении этой молитвы необходимо кланяться по пояс. После чего снова произносится вся мольба, в конце которой совершается один глубокий поклон.

Молитва произносится в церкви во время Сырной недели по средам и пятницам, а также в течении Святой Четыредесятницы, но только в будние дни; еще ее читают в трех начальных днях Пасхальной недели, в это же время молитву нужно читать и самому дома перед домашним иконостасом.

В Святую среду при завершении богослужении «Будет имя Божье…» молитва святого Ефрема Сирина произносится в завершении, потому что со следующего дня читаются специальные службы Пасхальной недели.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Эту молитву создал великий православный подвижник и христианский служитель церкви Ефрем Сирин.

Примечательно то, что Ефрема призвали ко служению Всевышнему небесным завлечением — Святым Прозрением.

Все потому, что он прожигал свою жизнь, не задумываясь о дальнейшем, не соблюдал нравственные нормы и божьи заповеди и был легкомысленным. Как-то раз он угодил в тюрьму по несправедливому навету, как соучастник в воровстве поголовья скота, но на самом деле его растерзали дикие животные.

В темнице его навестил один неведомый человек, утверждавший то что, хотя сейчас Сирин и находится в заключении несправедливо, но и божье провиденье в этой ситуации присутствует. Человек порекомендовал Ефрему подумать и вспомнить, все что он делал в жизни. Затем, как только таинственный визитер ушел Сирин, решил осмыслить свою жизнь. Он припомнил как один раз просто ради веселья и в силу своего легкомыслия, открыл загон, принадлежащий бедному крестьянину, в котором была корова. В итоге бедую скотину съели хищные звери, а бедному крестьянину и так проживавшего сложную и безрадостную жизнь, добавились новые неприятности и трудности, и никто не узнал, что это были проделки Ефрема.

После чего узнику таинственный визитер пообещал, что правда касательная, совершенного преступления в соучастии которого его обвинили, выйдет наружу, что вскоре и случилось. Настоящий вор был пойман и понес заслуженное наказание – это был пастырь, проспавший свое стадо, а Ефрема отпустили на волю.

Выйдя на свободу Ефрем стал по-другому мыслить и постарался переосмыслить и изменить свой образ жизни — жить согласно Божьим заповедям, а после и во все решил отказаться от мирской суеты, и посвятить свою жизнь служению Господу.

До конца своих дней Ефрем Сирин был полон чувств глубочайшего раскаянья и признательности Всевышнему за все Небесные блага. Уникальный, покорный и повинный характер, свойственный для настоящего сторонника учения Иисуса Христа, нашедший способ выражения в молитве, которая известна как молитва Ефрема Сирина.

Данное молитвенное обращение правда коротко, но при этом широко и живописно выражают одну из самых главных просьб верующих, осознающих свою внутреннюю бедноту и пытающихся обуздать все соблазны и недостатки, которые они подают Всевышнему, Дарителю всех ценностей и вдохновителю всего живого (Иак.1:17).

Во время Великих постов молитву Ефрема целесообразно произносить так как в этот час верующим необходимо обратить усиленный взгляд на свой образ жизни, на свои греховные деяния и на свою нравственность.

В такое время верующие обязаны применить усиленные меры к изменению своего образа жизни, а все это выполнимо только при участии Господа (Ин.15:5). Именно поэтому христианские верующие взносят просьбы Всевышнему об отпущении грехов и поддержке в молитвах, а в особенности в прошении преподобного Сирина.

Что значит в молитве такой текст: «Владыка, веселия, печали, любопытства и пустословие не посылаешь нам»?

Означает ли это, что Всевышний посылает нам не только блага, но и соблазны и пороки? В настоящее время многие верующие интересуются: от чего же Господь праведный и всесильный, а люди все равно подвластные соблазнам и порокам; почему тогда вся наша жизнь наполнена греховными деяниями и безбожностью? Может все это от того, что наш Господь не слишком святой и всесильный?

Кроме этого еще большей сумятицы вносят вышеозначенный текст молитвенного прошения святого Сирина. Если понимать эти слова буквально, то выходит, что как Владыка, всего и в частности веселья, печали и любопытства, и пустословия, и всякие пороки дарит именно Всевышний.

Как же это можно объяснить? Наш Господь является Сам по Себе совершенным Святым Духом (Ин.4:24), безусловным Добром, и потому, Бог ни в коем случае никого не может подтолкнуть к порочным страстям.

Принимая все выше сказанное во внимание, мы все же обязаны осознавать, то что случается и совершается в нашем мире, в том числе и множество грехов, происходят с Божьего промысла.

В Божьем Промысле необходимо выделить несколько главных составляющих: благосклонность и потакание. Все доброе Всевышнему нравится, постоянно одаряет всех добрых людей, и постоянно подталкивает к добрым: свершениям, помыслам и намерениям. Ведя речь о зле то, Всевышний, как совершенный Святой дух (Лев.20:26), его презирает(Пс.44:8).

Но если хорошо задуматься то, способность человека совершать греховные деяния обусловлена Нашим Творцом. Странно, но зачем? Если бы люди не обладали такой способностью, то они бы не могли обдуманно и беспрепятственно прийти к добру. Ведь без этих всех составляющих люди бы не стали на путь праведный святость которого основывается и возникает на собственном свободном выборе, а не принуждающим и обязательном. Проверяя границы людских желаний, Всевышний разрешает людям совершать неправомерные действия (до того предела, до какого считает возможным), как по навету нечистого духа, так и по собственному желанию.

Подводя итоги в рассмотрении молитвы святого Ефрема Сирина, в молитве которого мы молим Всевышнего «не посылать» нам духа веселия, печали, любопытства и пустословия, мы на самом деле умоляем, немного уменьшить границу дозволенности, в итоге которой мы, как морально не ограниченные, можем свободно делать такие прегрешения. Но все же несмотря на все это мы просим Всевышнего о божественной помощи, для того чтобы мы смогли удержаться от соблазнов либо же при их появлении успешно побороть их. Кроме того, молитва Ефрема Сирина очень близка по своему содержанию к другой молитвы, обращенной к Богу «Отче наш», в которой также мы просим не вводить нас в соблазны.

Слезное моление в понедельник вечером

Приими прошение оскверненных и нечистых уст, Владыка всяческих, человеколюбивый Иисусе Христе; не погнушайся мною, как недостойным и несмысленным, и не признай недостойной утешения Твоего душу мою, приближающуюся ко аду. Взыщи меня, как погибшую овцу, потому что вовсе нет во мне ни усердия, ни смысла к исправлению себя. Ослеплен я сластолюбием, омрачена душа моя, и от упоения страстями сердце мое стало бесчувственным. Всю горечь свою, все лукавство, все неразумие исповедую Тебе, Господи, Спаситель мира. Скажу также всю приятность, всю сладость того, что, по благости Своей, соделал Ты со мною, Человеколюбец. С первого возраста стал я преогорчителем, не расположенным к добру, изобретателем всякого порока, способным на всякий грех. Но Ты, Владыка, Сын Божий, по великим щедротам Твоим, не воззрел на все мое лукавство. Глава моя вознесена благодатью Твоею, Владыка, но снова смиряется, по причине грехов моих. Благодать Твоя снова влечет меня к жизни, а я со всем усердием устремляюсь скорее к смерти, потому что пагубный навык мой к слабостям, даже против воли моей, увлекает меня к себе.

Ужасен страстный сей навык; неразрешимыми узами связывает он ум мой; и узы сии всегда кажутся мне вожделенными. По навыку опутываюсь сетями, и радуюсь, бедный, что опутан. Погружаюсь на самую несносную глубину, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, а я восхищаюсь. О, сколько искусства у врага! Не связывает меня узами, какими не хочу; а напротив того, налагает всегда такие узы и сети, которые принимаю с великим удовольствием, ибо знает, что произволение мое сильнее, и во мгновение ока налагает узы, какие сам хочу.

Сие рыдания и плача достойно; в том позор и стыд, что связан я своими хотениями. В одно мгновение могу сокрушить узы и освободиться от всех сетей, но, одолеваемый слабостями и произвольно раболепствуя страстным навыкам, не хочу сделать этого. Еще ужаснее, еще больше заставляет меня обливаться слезами стыда то, что соглашаюсь с хотениями врага своего. Он связывает меня, и я умерщвляю себя страстями, которые радуют его. Могу сокрушить узы, но не хочу; могу избежать сетей, но не желаю. Что горестнее этого плача и рыдания? Какой стыд тягостнее этого? Увы, нет стыда более горького, как выполнять человеку хотения врага!

В таком положении нахожусь я, окаянный, знаю узы свои и скрываю их из робости. Совесть моя обличает меня: «Почему не трезвишься ты, бедный! Не знаешь разве, что Страшный день Суда при дверях? Восстань, как сильный, разорви узы свои! У тебя есть сила разрешать и вязать». Так обличает меня всегда святая совесть, но не хочу освободиться от уз и сетей. Каждый день сетую и воздыхаю об этом; оказывается же, что связан я теми же страстями. Окаянен я и беден, не выказываю успехов во благо жизни своей, не боюсь оставаться в сетях смертных. Тело напоказ видящим облечено благоговейной наружностью, а душа опутана непристойными помыслами. Стараюсь быть благоговейным наружно, а внутренне я – мерзость пред Богом; услаждаю речь свою, говоря с людьми, а сам горек и лукав в произволении.

Что же мне делать в день испытания, когда Бог откроет все пред Судилищем? Великий страх непрестанно сокрушает сердце мое, потому что связан я пленицами несметных беззаконий моих. Сам знаю, что буду там наказан, если Судию не умилостивлю слезами здесь. Поэтому-то не удерживаешь ты, Владыка, щедрот Своих во гневе, ибо Сам ожидаешь моего обращения; Ты не хочешь видеть, чтобы кто-либо горел в огне, но всем человекам желаешь спастись в жизнь.

Поэтому, уповая на щедроты Твои, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, припадаю к Тебе и умоляю: воззри на меня и помилуй меня; изведи душу мою из темницы беззаконий, и да воссияет луч света в моем разуме, пока не пришел я в будущую страшную для меня жизнь, где совершенно будет невозможно покаяться в худых делах. Великий страх объемлет меня, бедного и блудного; как пойду совершенно неготовым и обнаженным от покрова добродетелей? Страх и боязнь объемлют меня, ибо вижу, что неревностен я к добру, но обуреваюсь противными помыслами, потому что слушаюсь бесов, которые сластолюбием уловляют меня в погибель. Если не обличаю своей совести, то во многом кажусь себе хорошим. Уподобляюсь нерадивому и ленивому купцу, который в один день теряет свой достаток и прибыль. Так я, бедный, теряю небесные блага среди множества развлечений, вовлекающих меня в худые дела. Сам в себе ощущаю, как ежечасно окрадывают меня и, не хотя, занимаюсь тем, что ненавижу. Удивляет меня злое произволение мое во время скорбей, в которых всегда наиболее погрешает оно. Удивляет меня покаяние мое, – почему не имеет оно твердого основания зданию воздержания? Потому что не допускает сего враг души моей. Каждый день полагаю основание зданию и собственными своими руками опять разоряю труд. Прекрасное покаяние не положило еще во мне хорошего начала, а злому нерадению нет и конца. Порабощен я слабостями, по воле врага моего, усердно выполняя все им любимое.

«Кто даст главе моей воду» в неистощимом обилии «и очесем моим источники слез», которые бы непрестанно проливались, «и плачуся» (Иер.9:1) всегда пред милосердым Богом, чтобы, послав благодать Свою грешнику, ежечасно обуреваемую (смятенную) душу мою извлек Он из свирепеющего моря, мятущегося греховными волнами. Усилились хотения мои, стали подобны ранам, которые вовсе не терпят врачебных перевязок. Жена блудница, придя в ужас, вдруг оказалась целомудренной и усердной, потому что возненавидела дела срамного греха, приведя себе на память будущий вечный стыд и нестерпимое мучение в наказании. А я, ежедневно обещая отстать от греховных страстей, не отстаю от них, но всегда, неразумный, держусь худого своего навыка. Есть у меня в надежде чаяние покаяния; обманутый суетным обещанием, всегда говорю: «Покаюсь», – и доныне не каюсь. На словах только прилежно каюсь, а делами весьма далек от покаяния. Забываю даже, наконец, собственную свою природу, потому что делаю зло с ведением и грешу по упорству. Исав не нашел места покаянию, потому что с упорством привлекал к себе грех и грешил не по увлечению и не по заблуждению, но с ведением, после вразумлений, огорчил родителей и не устыдился Бога. И Иуда предатель не нашел места покаянию, потому что грешил, пребывая вместе с Господом, и знал, что делал, после того как видел на себе опыт благодати. Поэтому, чего ожидать мне, бедному, в рассуждении грехов моих, содеянных в ведении? Известно, что и только помысливший худое равен содеявшему. Чем буду оправдываться в бесчисленном множестве беззаконий моих? Хам, замысливший только посмеяться над отцом, отвержен. Соумышленники Кореевы поглощены землей, хотя вовсе ничего не сказали и не сделали. Подобным образом пострадали и бывшие при Илие. И Саул, внявший помыслам идолослужения, отвержен. И Ахитофел, подавший только совет, умер во грехе. И сыны Аароновы, погрешив, наказаны смертью. И Сапфира с мужем за пренебрежение свое не имели времени на покаяние. Рассматривая дело свое, беру во внимание согласие свое и, ожидая перевеса правосудия, признаю его явно справедливым.

Для чего вводит меня в заблуждение принятый мною на себя образ, когда чужд я добродетелей, и пред Богом, все назирающим, делаю противное? Справедливо фарисеи потерпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их назвал лицемерною. И я всего чаще бываю в таком затруднении, потому что, обличаемый своею совестью, негодую, и обличение кажется мне жестоким. Истина горька старающимся утаиться. Раскрою свою наружность, – и окажутся во мне черви; сниму с себя личину персти, – и окружающие меня увидят, что лежит во гробе, рассмотрят силу моих дел, заметят фарисейское подобие. А если не сделается это явным здесь, то «огнь искусит» на Суде, как говорит апостол (1Кор.3:13).

Протяни, Господи, руку помощи мне, лежащему во прахе. Ибо хочу встать, – и не могу, бремя греха подавило меня, и лукавый навык удерживает меня. Смотрю глазами, а хожу как во мраке; двигаю рукой своей как в глубокой тьме, и весь я как расслабленный. Благодушествую и недоволен собой. Даю обет перемениться и пощусь, но всегда встречаю препятствия; ревностен я к славословию, а не позабочусь угождать Богу.

Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов своих, нимало не забывая прежнего своего поведения? Или как совлекусь ветхого растленного человека, не отложив вожделений прежнего своего обольщения? Увы мне! Как перенесу обличения в беззаконных делах моих и помыслах? «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих» (Пс.50:3). Недостойные уста, и сердце нечистое, и душа, очерненная грехами, вопиют к Тебе, Владыка, услыши меня, по благости Твоей, и не отринь прошения моего, потому что не отвергаешь прошения истинно кающихся. Мое же покаяние не чисто, но растленно. Один час каюсь и два огорчаю Тебя. Утверди прошение мое в страхе Твоем, Господи; утверди душу мою на камне покаяния. Свет благодати Твоей да препобедит тьму, которая во мне. Снизойди на моление мое, благий Господи, не по правде моей, потому что не имею у себя ничего доброго, но по щедротам Твоим, по великой и несказанной благости Твоей воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением, спаси меня от всякого лукавого дела, да не до конца низложит меня противник. Не отврати лица Твоего от меня и не скажи мне: «Аминь глаголю» тебе, «не вем» тя (Мф.25:12). Спаси скорбную душу от смерти, Господи, имеющий власть над жизнью и смертью. Ибо Ты сказал, Владыка: «Просите, и дастся вам» (Мф.7:7). Очисти меня, Господи, от всякого греха прежде кончины и даруй мне, Человеколюбец, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы мог я здесь еще из многих моих обязательств уплатить хотя бы немногие взыскания, и там спастись под покровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред страшной Твоей славой. Ей, Владыка, Единородный Сын Божий, услыши и приими прошение грешного и недостойного раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, потому что Ты милосердый и человеколюбивый Бог, и Тебе Отцу, и Сыну, и Святому Духу воздаем славу и благодарение и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.