Эгоистичный великан

Статья об эволюции образа Великана в сказке Оскара Уайльда «Великан-эгоист»

Основные этапы духовной эволюции образа Великана в сказке Оскара Уайльда «Великан-эгоист»/The Selfish Giant.»

Оскар Уайлд (1854—1900) является одним из самых ярких представителей английского эстетизма. Эстетизм представляет собой одно из основных течений английского декаданса. Как все декаденты, эстеты резко отрицательно относились к окружающей реальности, предпочитая искать свой идеал красоты в отрыве от действительности.(2)

Удивительно гармоничный, яркий, наполненный палитрой красок и философской глубиной смысла предстает перед нами мир сказок О.Уайлда. А. Рэнсом, один из первых исследователей творчества Уайльда, отметил, что тот «написал пером Флобера сказки, которые мог бы придумать Андерсен» (3).

Как известно, сказки О. Уайлд писал для своих детей, но при ближайшем рассмотрении станет ясно, что они наделены далеко не детским смыслом. Сказка «Великан-эгоист» вошла в сборник «Счастливый принц», вышедший в печать в 1888 году. Многие исследователи относят ее к сказкам-притчам, наполненным «христианскими аллюзиями и смыслами» (2). Действительно, сказка написана по форме и содержанию очень схожими именно с Евангельскими (а не Ветхозаветными) притчами. Здесь мы замечаем ту же лаконичность (всего 5 страниц текста), простоту изложения, иносказательность. Мы ясно понимаем наличие подтекста в ней. Но в отличие от Евангелия, где часто Христос разъясняет своим ученикам суть притчи, автор предлагает нам самим поразмышлять после прочтения сказки и завершить логическую цепочку смыслов.

Итак, в начале сказки нас встречает «большой красивый сад», с зеленой мягкой травой, цветами, «подобными звездам», персиковыми деревьями, которые по весне распускались нежными, розовато-жемчужными» цветами, а к осени приносили богатые плоды. (4) В этот сад прилетают птицы и приходят играть дети. Так было до тех пор, пока не вернулся хозяин сада – Великан. У него такой «грозный» голос, он так зол, оттого что в его саду радуются и счастливы дети, что и дети, и птицы в страхе разбегаются. Великан подчеркивает, что никто кроме него не имеет право играть здесь. Он вешает табличку: «Вход строго воспрещается». Все происходит так, как он хотел – больше никто, кроме него самого не любуется садом и не играет в нем. Дети несчастны – им негде играть. Но и сад перестает быть прекрасным: весна обходит его стороной, цветы погрузились в сон, птицы больше не прилетают и не поют.

Снег, Мороз, Град и Северный ветер – единственные гости сада и Великана. Великан пребывает в недоумении, он не понимает, почему это произошло. Он ждет Весну. И вот однажды дети тайком пробрались в сад, и сразу же вернулись птицы, ветви деревьев тотчас покрылись цветами. И только в одном месте сада еще бушевала Зима. Там самый маленький мальчик не мог забраться на дерево. Автор пишет, что «сердце Великана смягчилось», он понял, что нельзя быть эгоистом, и искренне сокрушался о своем поступке. Он раскаялся и начал принимать меры к исправлению своей жизни. Он помог этому малышу забраться-таки на дерево, не обращая внимание на крики других детей, в ужасе разбежавшихся, завидев его. Благодарный мальчик поцеловал Великана, и другие дети тоже вернулись в сад. Великан ломает ограду и говорит детям, что теперь это их сад. Люди замечают, что это теперь такой красивый сад, какого они «никогда не видывали» (5). Сад преображается вместе с духовным преображением Великана, который из злого и эгоистичного превращается в доброго и радушного хозяина.

О. Уайлд в этой сказке показывает нам, что наш духовный мир, невидимый, то, что происходит в глубине нашей души влияет на мир физический, видимый, ощущаемый, в котором мы ежедневно существуем. Злоба, жадность, зависть в нашей душе, яд наших слов, агрессивность наших поступков убивает все живое и всех живых (друзей, родных), находящихся рядом с нами. В саду нашей жизни наступает зима: никто не хочет приходить к нам, говорить, играть с нами. Тяжело, а иногда и просто невыносимо находиться рядом. Доброжелательность же, щедрость, теплота, радость, любовь отогревает, прежде всего, нас самих и тех, кто рядом или вокруг нас. Если наши мысли, слова, дела продиктованы добрыми чувствами, то всё живое вокруг нас «покрывается прекрасными» цветами и приносит «богатые плоды».

Но автор не ограничивается указанием только на человеческую доброту. С Великаном происходит нечто большее – он встречается, как мы потом понимаем, с Самим Господом, Христом, и принимает «целование» от Него. Происходит встреча («Сретение») со Спасителем. В Евангелии мы читаем, как многие люди встречались с Ним. Кто-то после этой встречи ненавидел Его и искал убить Его (книжники и фарисеи), кто-то в страхе и печали отходил от Него (богатый юноша, которому Христос предложил раздать все его имение нищим), а кто-то «бросил все и последовал за ним» до самого конца и до смерти крестной (апостолы).

Какие же чувства автор дарит своему герою? Великан «полюбил этого мальчика больше всех» (6), он тосковал по своему другу и часто вспоминал его. В этом ожидании он провел много лет. Все эти годы он был неизменно добр, ласков и терпелив с детьми, он не вернулся к своему эгоизму. Более того, он смог полюбить детей («самые прекрасные цветы – это дети») и перестал ненавидеть зиму, так как знал, что в эту пору весна только дремлет, а цветы отдыхают.

Это многолетнее терпение и любовь вознаграждаются с лихвой. Он удостоился еще одной встречи со Христом и обещанием Рая на Небесах. Сцена этой встречи великолепна: в зимнем саду Великан вдруг видит дерево, покрытое прекрасными белыми цветами, золотыми ветвями и серебряными плодами, под которым стоял столь горячо любимый и долгожданный мальчик. Подбежав к нему и увидев его раны на руках и ногах, он побагровел от гнева. Вдруг мы снова видим эту эмоцию – «гнев», после стольких лет доброты и радости. Гнев овладевает им настолько, что он даже хочет убить его обидчиков. Но мальчик останавливает его и говорит, что «это раны Любви» (7). Огромный Великан опускается перед маленьким ребенком на колени и слышит в свой адрес самые драгоценные слова: «Однажды ты позволил поиграть у тебя в саду; сегодня ты пойдешь со мной в мой сад, а мой сад – это Рай».

На каждой литургии, каждое воскресенье перед Таинством Причащения все присутствующие в Храме повторяют слова молитвы: «Ве́чери Твоея́ та́йныя дне́сь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя́ приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти́ да́м, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя́: помяни́ мя́, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м». Последние слова – это слова разбойника, который будучи на кресте, уверовал во Христа и попросил вспомнить о нем в Царствии Его, за что получил обещание: «Ныне же будешь со мною в Раю». Все верующие люди надеются когда-нибудь на такую же, как у Великана, встречу и обетование от Господа.

Последняя сцена сказки грустна и радостна одновременно – Великан умер, он лежит под деревом, но оно покрыто «дивными белыми цветами». Это дает нам надежду, что обещанное сбудется: умерло только тело, а преобразившаяся душа Великана, действительно, радуется в Раю.

О.Уайльд в название сказки вносит слово «эгоист». Актуальна ли проблема эгоизма в наше время? Безусловно: эгоизм, себялюбие, предпочтение своих интересов возведены в культ, мораль XXI века. Человек должен быть «успешным» — это значит, что он должен добиться определенных материальных благ. При этом, «все средства хороши», моральные принципы, духовные ценности отбрасываются, если они являются преградой на пути к этому успеху. Подобно сказочному Великану, тысячи людей строят огромные дома, разбивают прекрасные сады, вокруг которых возводят высокие стены и нанимают целые армии охранников. Все можно купить: друзей («собеседник, сопровождение на час»), красивых жен, можно даже заплатить за рождение детей и потом купить их расположение дорогими подарками. Можно заплатить за организацию и проведение бесконечных праздников и вечеринок.

Люди словно не замечают бедность, болезни, смерть живущих рядом людей. Но вот однажды у каждого человека происходит встреча с чем-то неизвестным, с кем-то, кого невозможно купить и кто говорит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), «даждь мне, сыне, твоё сердце» (Прит. 23:26), «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:16). И тогда человек встает перед выбором: послушаться этого призыва и последовать за Ним или забыть об этом и продолжать жить только для себя, не замечая, как замерзает и погибает прекрасный сад нашей бессмертной души.

Многие, как и сказочный Великан, выбрали первое. И стараются оставаться верными своему выбору на протяжении всей своей жизни. Это трудный путь: трудно не обижаться на тех, кто обижает тебя, не воздавать злом за зло, не лениться, признавать свои ошибки и исправляться, помогать родным, когда тебе хочется просто побездельничать или погулять. Делиться тем, что у тебя есть и не жадничать — тоже очень непросто. Но награда очень велика: мир, радость в сердце и в семье, благодарность тех, кому ты помогаешь и главное – встреча с Богом, который однажды скажет: «сегодня ты пойдешь со мной в мой сад, а мой сад – это Рай».

3. Ковальчук Ан Артур Рэнсом (Arthur Ransome).- https://www.chitalnya.ru/blogs/22308/- Дата обращения: 2.12.2019г.

Чебракова М. А.:Семантический анализ темы смерти в сказках английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900)

М. А. Чебракова

Семантический анализ темы смерти в сказках английского писателя Оскара Уайльда (1854 – 1900)

Мелос и Логос: Диалог в истории. Материалы Третьей Международной конференции «Метафизика искусства», 19 – 20 ноября 2004 года

Введение.

Как известно , Оскар Уайльд является автором двух сборников сказок: «Счастливый принц и другие сказки» («Тhе Нарру Рrinсе аnd Other Tales», 1888) и «Гранатовый домик» («А Ноusе оf Роmegranates», 1891). Первый сборник содержит 5 сказок:

1. «Счастливый принц» («Тhе Нарру Рrinсе»),

2. » Соловей и роза » («Тhе Nightingale and the Rose»),

3. » Великан — эгоист » (» Т he Selfish Giant»),

4. «Преданный друг» («Тhе Devoted Friend»),

5. «Замечательная ракета» («Тhе Remarkable Rоскеt»);

второй — 4 сказки:

6. «Молодой король» («Тhе Уоung King»),

7. «День рождения Инфанты» («Тhе Birthday of Infanta»),

8. » Рыбак и его душа » («Тhе Fisherman and his Soul»),

9. » Мальчик — звезда » («The Star-Child»).

В конце Раздела 4 данной работы приведена Таблица, содержащая перечень главных героев сказок Оскара Уайльда и их основных поступков. Из анализа информации, представленной в этой Таблице, можно заключить, что в сказках Оскара Уайльда по крайней мере один из главных героев умирает. Единственным исключением является сказка 8 ( «Молодой Король»). Но в этой сказке смерть присутствует в волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации. Таким образом, тема смерти — общая тема всех 9-и сказок Оскара Уайльда.

Основная цель данной работы — проведение семантического анализа темы смерти в сказках Оскара Уайльда (Разделы 2 – 4) и выявление корреляции бинарной характеристики сказок Оскара Уайльда оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью (Раздел 5) .

2. Сказка «Счастливый принц»

Когда Принц был человеком, он жил на ограниченной территории (Дворец и Сад, окруженный высокой стеной), вокруг него все было прекрасно, но жизнь его человеческого сердца была мнимой (он не знал, что такое слезы и ни разу не догадался спросить, что же происходит за стеной Сада) . П осле своей смерти Принц возродился в облике статуи, который удивительно точно отражает указанные особенности его человеческой жизни :

– ограниченность жизненного пространства Принца-человека отражена в прикованности Принца-статуи к пьедесталу ;

– ограниченность представлений Принца-человека о жизни отражена в том, что под красивой оболочкой статуи находится свинец ;

– ограниченность ( мнимость ) жизни человеческого сердца Принца отражена в том, что в новом облике Принц имеет св инцовое сердце.

Благодаря своему новому местоположению ( » меня поставили здесь, наверху, так высоко » {здесь и далее фрагменты текста сказок Оскара Уайльда приводятся из } ) Принц видит «все скорби и всю нищету» его столицы и это доставляет ему огромные страдания (» хотя сердце теперь у меня св инцовое , я не могу удержаться от слез «) .

Раздаривая с помощью Ласточки свои сокровища, Принц-статуя сделал счастливыми многих нуждающихся жителей своей столицы (» Листок за листком раздавала она á Ласточка ñ его á Принца ñ золото бедным, и детские щеки розовели, и дети начинали смеяться и затевали на улицах игры. “ А у нас есть хлеб! ” — кричали они» ).

В конце сказки Ласточка » поцеловала Счастливого Принца в уста и упала мертвая к его ногам. И в ту же минуту странный треск раздался у статуи внутри, словно что-то разорвалось. Это раскололось свинцовое сердце » . После цитированных слов в тексте сказки следует предложение » Воистину был жестокий мороз «, которое скрывает {“ намеренно камуфлирует ” .

Заканчивается сказка словами » И повелел Господь ангелу своему: “ Принеси Мне самое ценное, что ты найдешь в этом городе ” . И принес Ему ангел свинцовое сердце и мертвую птицу. “ Ты правильно выбрал, — сказал Господь. — Ибо эта маленькая пташка будет петь во веки веков в Моих райских садах, а Счастливый Принц будет воздавать Мне хвалу в Моем золотом городе ” «.

Как продемонстрировано в ( ibid ), указанный оптимистический финал сказки содержит сразу две интеллектуальные загадки Оскара Уайльда:

1. Почему ангел и Бог в качестве самого ценного в городе, выбрали ( a ) мертвую Ласточку и ( b ) сердце статуи ?

2. За что в золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу ?

Найденные нами разгадки выглядят следующим образом:

1. Ангел и Бог потому в качестве самого ценного в городе выбрали

( a ) мертвую Ласточку, что она имела сострадательное сердце и жизнь ее сердца была реальной, а не мнимой (в частности, она бескорыстно служила ослепшему Принцу);

( b ) свинцовое сердце Принца — статуи, что на желание Принца сделать людей счастливыми не повлияло и то, что расставшись с сапфирами, он стал слепым, и то, что , раздарив все свои сокровища, он стал выглядеть «хуже любого нищего». Однако самым с ущественным оказалось то, что благодаря сильным переживаниям, вызванных смертью Ласточки, Принц понял, наконец, в чем смысл реальной жизни человеческого сердца — уменьшать общий уровень страданий живых существ на Земле.

2. В золотом городе Принц будет воздавать хвалу Богу за то, что, возродив его в облике статуи, Бог помог понять Принцу в чем смысл реальной жизни человеческого сердца.

3. Оптимистические сказки Оскара Уайльда

Как указано в Разделе 2, сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц» имеет оптимистический финал, благодаря которому и вся сказка воспринимается как оптимистическая. По аналогии назовем и другие сказки Оскара Уайльда оптимистическими , если в них общую положительную оценку действиям героя (героев) дает Бог (в явной или неявной форме) . Легко определить , что кроме «Счастливого принца» оптимистическими являются также сказки 3, 5, 6, 8 и 9 (нумерация сказок приведена в Разделе 1).

А. Сказка «Великан-эгоист» . В начале обсуждаемой сказки Великан-эгоист запретил детям гулять в его прекрасном Саду. С уходом детей в Саду Великана поселилась Зима (проявление отрицательного отношения Бога к действиям героя), которая ушла из Сада как только Великан изменил свое отношение к детям (проявление положительного отношения Бога ). В конце сказки Великан встретился с маленьким мальчиком: » “ Однажды ты á Великан ñ позволил мне á мальчику ñ поиграть в твоем саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем ” . …И на другой день á дело происходило зимой ñ , когда дети прибежали в сад, они нашли Великана мертвым: он лежал под деревом, которое было все осыпано белым цветом» (проявление положительного отношения Бога ).

Таким образом, в обсуждаемой сказке отнятие (смерть) и возвращение (воскрешение) Сада являются наказанием и поощрением Великана соответственно за его правильные и неправильные поступки , а высочайшую награду ( » сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем» ) Великан получил за то, что кроме своего Сада он полюбил и детей («У меня много прекрасных цветов, но нет на свете цветов прекраснее, чем дети» ).

Б. Сказка «Рыбак и его душа» . В начале обсуждаемой сказки молодой Рыбак поставлен в ситуацию выбора: любовь Девы морской или сохранение единства с собственной Душой. Рыбак выбрал первое. Однако, через три года, прибегнув к обману, Душа возвратилась к Рыбаку, но не смогла найти входа в его сердце, «ибо было окутано оно любовью к Деве морской» . После того, как Рыбак согласился помочь Душе войти в свое сердце, умирает Дева морская. Затем умирает Рыбак ( » Всегда любовь к тебе á Деве морской ñ пребывала во мне, и была она так несокрушимо могуча, что все было над нею бессильно, хотя я видел и злое и доброе. И ныне, когда ты мертва, я тоже умру с тобою»), а Душа соединяется с сердцем Рыбака ( » Когда Рыбак увидел, что близок конец, он поцеловал безумными губами холодные губы морской Девы, и сердце у него разорвалось… и Душа нашла туда вход, и вошла в него, и стала с ним, как и прежде, едина»).

В финале сказки Священник, обнаружив на берегу тела Рыбака и Девы морской, сказал людям: » Я не пошлю благословения морю и тому, что находится в нем… Возьмите тело его и тело его возлюбленной и схороните их на Погосте Отверженных… Ибо прокляты они были в жизни, прокляты будут и в смерти». Но прошло три года , » и в день праздничный Священник пришел во храм, чтобы… сказать… проповедь о гневе господнем. И когда он… вошел в алтарь, и пал ниц, он увидел, что престол весь усыпан цветами, дотоле никем не виданными». И под воздействием цветов вместо проповеди «о гневе господнем» Священник говорил «о боге, чье имя — Любовь. …И когда он кончил свое слово, все бывшие во храме зарыдали, и пошел Священник в ризницу, и глаза его были полны слез». И спросил Священник у своих помощников: » “ Что это за цветы на престоле и откуда они? ” И те ответили ему: “ Что это за цветы, мы не можем сказать, но они с Погоста Отверженных… ” . И задрожал Священник, и вернулся в свой дом молиться. И утром, на самой заре… благословил он море и дикую тварь, которая водится в нем… Всем созданиям божьего мира дал он свое благословение; и народ дивился и радовался».

Таким образом, в указанном оптимистическом финале сказки Священник узнал и выполнил волю Бога, хотя она и противоречила его первоначальной реакции на историю любви Рыбака и Девы морской.

В. Сказка «Молодой король» . В обсуждаемой сказке смерть присутствует во втором и третьем волшебных снах Молодого Короля, которые он видит накануне дня своей коронации:

– во втором сне умирает араб от стрелы капитана галеры, которую по приказу Молодого Короля снарядили за поисками жемчужины для его скипетра, и ныряльщик, который доставал жемчужины со дна моря ( » Но лицо ныряльщика было до странности бледным, и, когда он упал на палубу, кровь хлынула из его ушей и ноздрей. Он вздрогнул и замер. Негры пожали плечами и бросили тело за борт».) ;

– в третьем сне на людей, добывающих рубины для королевской короны, взирали из темной пещеры Смерть (Death) и Скупость (Avarice). Смерть три раза просила Скупость дать одно из трех зернышек, которые та держала в руке, но Скупость все три раза отказывала Смерти. После первого отказа Скупости — » Смерть засмеялась, и взяла чашу, и окунула ее в лужу, и из чаши восстала Лихорадка. Лихорадка обошла все великое множество людей, и каждый третий упал замертво». После второго — » Смерть засмеялась, и подняла черный камень, и бросила его в лес, и из зарослей дикого болиголова в огненном одеянии явилась Горячка. Она обошла все великое множество людей и касалась их рукой, и кого коснулась она — тот умирал». После третьего — » Засмеялась Смерть, и, вложив пальцы в рот, свистнула, и на свист прилетела по воздуху женщина. “ Чума ” было написано на ее челе, и стая тощих стервятников кружилась вокруг нее. Они распростерли свои крыла над долиной, и все люди упали замертво».

Таким образом, из второго и третьего снов Молодой Король узнал, что в «сердце рубина» и в «сердце жемчуга», предназначенных для украшения его скипетра и короны, — «Кровь» и «Смерть» людей. Поэтому на следующий день он решил отказаться от подготовленного для него царского одеяния и на церемонию коронации отправился в одеянии пастуха ( » Однако я не хочу ни этого одеяния, ни этой короны, но каким вошел во дворец, таким и выйду из него»). В финале сказки » Склонив голову, он á Молодой Король ñ молился, и священнослужители неслышно отошли от алтаря в своих неуклюжих ризах. И вдруг в дверях послышался страшный шум, и в храм вошли придворные с обнаженными мечами… “ Где этот сновидец ? — кричали они. — Где этот Король, ряженный нищим, этот мальчишка, покрывший позором наше королевство ? Воистину мы убьем его, ибо он недостоин править нами ” . И молодой Король вновь опустил голову, и молился, и, окончив молитву, встал, и, обернувшись, печально смотрел на них. И вот через оконные витражи на него хлынул солнечный свет и лучи солнца соткали вокруг него облачение прекраснее того, что сделали ради его роскоши. Мертвый посох расцвел, и на нем распустились лилии, которые были белее жемчуга. Сухой шип расцвел, и на нем распустились розы, которые были краснее рубинов… Он стоял в королевском облачении, и врата изукрашенного драгоценными камнями алтаря отверзлись, и из хрустальных граней дароносицы полился таинственный, дивный свет… И народ в благоговейном страхе преклонил колени, и придворные вложили мечи в ножны и присягнули ему на верность, и лицо епископа побледнело, а руки его задрожали. “ Тот, кто выше меня, венчал тебя! ” — воскликнул он и встал перед ним на колени». Г. Сказка «Замечательная ракета». Обсуждаемая сказка имеет сложную структуру, так как составлена из двух разных историй: начальной является оптимистическая история о свадьбе Принца и Принцессы («Принц и Принцесса сидели во главе стола в Большом зале и пили из прозрачной хрустальной чаши. Только истинные влюбленные могли пить из этой чаши, ибо стоило лживым устам прикоснуться к ней, как хрусталь становился тусклым, мутным и серым. “ Совершенно ясно, что они любят друг друга, — сказал маленький Паж. — Это так же ясно, как ясен хрусталь этой чаши! ” «), в конце текста сказки содержится история о Замечательной ракете, в середине текста сказки обе указанные истории сопряжены друг с другом. Так как в названии сказки отражена только вторая история, можно заключить, что в сказке основной является история о Замечательной ракете. На наш взгляд , первая история понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы (а) ввести в сказку привычных сказочных героев (Принца, Принцессу, Короля и Пажа) и (б) подчеркнуть пессимистичность второй истории: » Все участники фейерверка имели большой успех, за исключением замечательной Ракеты. Она настолько отсырела от слез, что ее так и не удалось запустить».

Действительно , если из сказки «Замечательная ракета» удалить ту часть первой истории, которая не сопряжена с (основной) второй историей {например, начать сказку с предложения “ В некотором государстве празд новалась свадьба Принца и Принцессы ” , а остальной текст сказки, который начинается с предложения » Программа празднеств должна была закончиться грандиозным фейерверком » оставить без изменения }, то усеченный вариант сказки будет представлять из себя самостоятельную законченную историю. Однако в этой новой истории жизнеописание Ракеты приобретет оптимистическое звучание : несмотря на ряд неудач Ракете все-таки удалось выполнить свое предназначение » взлететь в небо » (умереть в сиянии). В исходном же тексте сказки жизненное предназначение Огней фейерверка и Ракеты не просто » взлететь в небо «, а сделать богоугодное дело — порадовать своим сиянием Принца и Принцессу (умереть в сиянии во имя высокой цели) .

Д. Сказка «Мальчик-звезда» . Укажем некоторые события из обсуждаемой сказки, свидетельствующие о богоизбранности Мальчика-звезды :

а ) Когда Мальчика-звезда был младенцем, «звезда упала с неба» и указала Лесорубам место на снегу, где находился Плащ, в который он был завернут;

б) Хотя Лесоруб рассказал своей жене о небесном знамении, она согласилась взять Мальчика-звезду в дом на воспитание только после появления волшебного «Злого ветра»;

в) Когда Мальчик-звезда узнал, что он потерял красоту, «он бросился ничком на траву и заплакал и сказал: “ Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал ее, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя ” » . Таким образом, Мальчик-Звезда оказался способным быстро найти объяснение происшедшего с ним (» это мне наказание за мой грех «) и понять, что ему делать дальше (» я должен отправиться на поиски… «) ;

г) Когда Мальчик-звезда отдал Прокаженному монету из красного золота, «сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая страшная судьба его ожидает», но вместо этого к Мальчику-звезде возвращается его красота;

д) «А священнослужители и вельможи преклонили перед ним á Мальчиком-звездой ñ колена и сказали: “Было давнее пророчество , что в день этот придет к нам тот, кому суждено править нами…”»;

е) » И нищенка положила руку на его голову и сказала: “ Встань! ” И прокаженный положил руку на его голову и тоже сказал: “ Встань! ” И он встал с колен и посмотрел на них. И что же! Перед ним были Король и Королева «;

ж) Когда Мальчик-звезда стал властелином города «он был справедлив и милосерд ко всем. …И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие».

Обсуждаемая сказка заканчивается словами «Но правил он á Мальчик-звезда ñ недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся испытанию — и спустя три года он умер. А преемник его был тираном», которые идут сразу же п осле фрагмента текста сказки, приведенного нами в пункте (ж).

По мнению М. Соколянского , “ эта концовка с конкретным указанием на длительность правления нового короля, дисгармонирующим с основной жанровой установкой, воспринимается как своего рода эпилог; эпилог этот тоже не из сказочного ряда. Что же касается последней фразы о преемнике-тиране, то сюжетно не мотивированная, она хоть и наталкивает на серьезные рассуждения о диалектическом ходе истории, явно нарушает сказочно-фабульную логику. По-видимому, небезосновательными были упреки ряда критиков и исследователей в «сделанности» некоторых сказок писателя”.

На наш взгляд, указанная концовка (в частности, сообщение о смерти Мальчика-звезды ) понадобилась Оскару Уайльду для того, чтобы читатель уловил основную идею сказки: “Человек способен стать хорошим правителем только в том случае, если он способен выдержать испытания, превышающие его силы”.

4. Пессимистические сказки Оскара Уайльда

В Разделах 2 и 3 мы анализировали оптимистические сказки Оскара Уайльда. В данном Разделе проведем семантический анализ темы смерти в трех его пессимистических сказках, то есть таких сказках, в которых Бог не дает (в явной или неявной форме) общую положительную оценку действиям героя (героев) {см. начало Раздела 3} .

А. Сказка «Соловей и роза» . В начале обсуждаемой сказки Студенту требуется красная Роза, чтобы получить согласие девушки на «танец до рассвета», и он плачет, что у него нет этой розы. Слезы Студента Соловей принимает за признак настоящей любви и ценой собственной жизни добывает розу для Cтудента (» Смерть — дорогая цена за красную розу… Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки — ничто в сравнении с человеческим сердцем» ). В финале сказки девушка не приняла розы от Студента и он «бросил розу на землю. Роза упала в колею, и ее раздавило колесом телеги. …Какая глупость эта Любовь, — размышлял Студент, возвращаясь домой. — В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике» .

В утверждается, что Соловей “с самого начала á сказки ñ духовно высок, что подтверждается испытанием, которое возносит его на недосягаемую высоту”.

На наш взгляд , (а) в се действия Соловья, направленные на то, чтобы раздобыть для Студента красную розу, противоречат содержанию его собственных песен {из песен Соловья следует, что любовь это длительный процесс и посторонним нельзя вмешиваться в «таинства» этого процесса}, (б) любовь Студента и девушки не состоялась из-за вмешательства Соловья и (в) именно по этим причинам смерть Соловья не вызвала положительного отношения Бога к нему.

Б. Сказка «Преданный друг». В начале обсуждаемой сказки Мельник хочет каждый день получать от Ганса как можно большую выгоду; Ганс — работать в своем саду и на деньги, вырученные от продажи цветов, выкупить заложенные им зимой вещи. Таким образом ( ibid ) ,

– Гансу необходимо научиться отказывать Мельнику в его просьбах (так как только в этом случае он сможет выжить);

– Мельнику необходимо научиться видеть в Гансе равного себе человека (так как только в этом случае он сможет преодолеть свою страсть к обиранию и эксплуатации добродушного Ганса).

В сказке продемонстрировано, что Мельник и Ганс сами не в состоянии перестроить свои привычные отношения , а наиболее показательным является с лучай, когда Мельнику срочно требуется доктор: «Милый Ганс! У меня большая беда. Мой сынишка упал с лестницы и расшибся, и я иду за Доктором. Но Доктор живет так далеко, а ночь такая непогожая, что мне подумалось: не лучше ли тебе сходить за Доктором вместо меня. Я ведь собираюсь подарить тебе тачку, и ты, по справедливости, должен отплатить мне услугой за услугу». Гансу требуется фонарь: «Ну конечно! Это такая честь, что вы пришли прямо ко мне! Я сейчас же побегу за Доктором. Только одолжите мне фонарь. На дворе очень темно, и я боюсь свалиться в канаву». Ситуация парадоксальна : Мельник не дает фонаря Гансу ( «Я бы с удовольствием á дал ñ , но фонарь у меня новый, и вдруг с ним что-нибудь случится?»), Ганс соглашается идти за доктором без фонаря («Ну ничего, обойдусь и без фонаря!»). При этом оба понимают, что без фонаря невозможно справиться с «большой бедой». В итоге, несмотря на страшную бурю и темень Ганс дошел до Доктора и тот на лошади отправился к Мельнику. Однако, возвращаясь домой без фонаря, Ганс утонул.

После смерти Ганса Мельник стал еще более скупым { Прийдя с похорон Ганс а, Мельник говорит: » Я ведь уже, можно считать, подарил ему свою тачку и теперь ума не приложу, что мне с ней делать: дома она только место занимает, а продать — так ничего не дадут, до того она изломана. Впредь буду осмотрительнее. Теперь у меня никто ничего не получит. Щедрость всегда человеку во вред » }.

Таким образом, проявленное Гансом мужество потому не вызвало положительного отношения Бога к нему , что после указанного подвига Ганса, Мельник, ради которого этот подвиг совершался, стал не лучше, а хуже.

Добавим, что, на наш взгляд, мо раль обсуждаемой сказки, о которой Коноплянка упоминает в разговорах с Водяной Крысой и мамой-Уткой ( см. текст сказки «Преданный друг» в ) , заключается в следующем : “Если из двух людей один не умеет отказать другому, то первый может превратить второго в монстра”.

В. Сказка «День рождения инфанты». В обсуждаемой сказке, для того чтобы найти Инфанту, маленький Карлик должен пройти через четыре больших дворцовых зала. Пройдя первый зал, Карлик преодолел в себе страх большого пространства и дворцовой роскоши; пройдя второй — страх, который он испытывал от рассказов угольщиков «о компрачос, которые охотятся только по ночам, а встретив человека, превращают его в оленя и устраивают за ним погоню»; пройдя третий — он выдержал искушение богатством. В четвертом зале произошло следующее:

Карлик увидел там «чудовище» (» the monster» ) и, когда он понял, что чудовище — это он сам, отраженный в зеркале, «он издал дикий вопль отчаяния и в слезах рухнул наземь: …он и есть чудовище, и это над ним потешались дети, и маленькая Принцесса, которая, как он верил, полюбила его, тоже просто насмехалась над его безобразием… Как раненое животное, Карлик со стоном отполз в тень».

Таблица. Перечень главных героев сказок Оскара Уайльда и их основных поступков.

Далее идет заключительная сцена сказки, в которой Карлик умирает. Таким образом, причиной смерти Карлика явилось то, что он не выдержал четвертое испытание — встречу со своим зеркальным отражением.

5. Выявление корреляции бинарной характеристики сказок Оскара Уайльда оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью

В Таблице (см. конец Раздела 4) приведен перечень основных героев сказок Оскара Уайльда (нумерацию сказок см. в Разделе 1) и таких их основных поступков (см. Разделы 2 – 4), по которым Бог Уайльда судит (или мог бы судить) героев {дает героям (в явной или неявной форме) общую (положительную или отрицательную) оценку}. Анализируя представленную в Таблице информацию, найдем, что характерными для оптимистических и пессимистических сказок Оскара Уайльда являются следующие сочетания знаков из второго и третьего ее столбцов:

б) на пессимистичность сказки указывает наличие в строке Таблицы, соответствующей этой сказке, хотя бы одного сочетания знаков “(–) / (–)” {отметим, что по этому критерию, вторая история сказки Оскара Уайльда «Замечательная ракета» (см. пункт Г в Разделе 3) является пессимистической }.

Таким образом, для сказок Оскара Уайльда характерно наличие корреляции бинарной характеристики оптимистический / пессимистический с основными поступками героев и их смертью.

Использованная литература

1. Ланглад Ж. (1999) Оскар Уайльд или правда масок / Пер. с фр. М.: АО “Молодая гвардия”.

2. Решетов В. Г., Валова , О. М. (2000) «Счастливый принц» и другие сказки об Оскаре Уайльде. Киров.

3. Соколянский М. Г. (1990) Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса: Лыбидь.

4. Чебракова М. А. (2004) Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда. СПб: Изд-во БАН.

5. Уайльд О. (1990) Избранное / Пер. с англ. М.: Просвещение.

Великан-эгоист

Оскар Уайлд Великан-эгоист

Каждый день, возвращаясь из школы, дети, как повелось, заходили в сад Великана поиграть. Это был большой красивый сад, и трава там была зеленая и мягкая. Из травы тут и там, словно звезды, выглядывали венчики прекрасных цветов, а двенадцать персиковых деревьев, которые росли в этом саду, весной покрывались нежным жемчужно-розовым цветом, а осенью приносили сочные плоды.

На деревьях сидели птицы и пели так сладко, что дети бросали игры, чтобы послушать их пение.

— Как хорошо нам здесь! — радостно кричали дети друг другу.

Но вот однажды Великан вернулся домой. Он навещал своего приятеля — корнуэльского Великана-людоеда и пробыл у него в гостях семь лет. За семь лет он успел поговорить обо всем, о чем ему хотелось поговорить, ибо был не слишком словоохотлив, после чего решил возвратиться в свой замок, а возвратившись, увидел детей, которые играли у него в саду.

— Что вы тут делаете? — закричал он страшным голосом, и дети разбежались.

— Мой сад — это мой сад, — сказал Великан, — и каждому это должно быть ясно, и, уж конечно, никому, кроме самого себя, я не позволю здесь играть. —

И он обнес свой сад высокой стеной и прибил объявление:

ВХОД ВОСПРЕЩЕН.

НАРУШИТЕЛИ БУДУТ НАКАЗАНЫ.

Он был большим эгоистом, этот Великан.

Бедным детям теперь негде было играть. Они попробовали поиграть на дороге, но там оказалось очень много острых камней и пыли, и им не понравилось там играть. Теперь после школы они обычно бродили вокруг высокой стены и вспоминали прекрасный сад, который за ней скрывался.

— Как хорошо нам было там, — говорили они друг другу.

А потом пришла Весна, и повсюду на деревьях появились маленькие почки и маленькие птички, и только в саду Великана-эгоиста по-прежнему была Зима.

Птицы не хотели распевать там своих песен, потому что в саду не было детей, а деревья забыли, что им пора цвести. Как-то раз один хорошенький цветочек выглянул из травы, но увидел объявление и так огорчился за детей, что тут же спрятался обратно в землю и заснул. Только Снегу и Морозу все это очень пришлось по душе.

— Весна позабыла прийти в этот сад, — воскликнули они, — и мы теперь будем царить здесь круглый год!

Снег покрыл траву своим толстым белым плащом, а Мороз расписал все деревья серебряной краской. После этого Снег и Мороз пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он прилетел. С головы до пят он был закутан в меха и целый день бушевал в саду и завывал в печной трубе.

— Какое восхитительное местечко! — сказал Северный Ветер. — Мы должны пригласить в гости Град.

И тогда явился и Град. Изо дня в день он часами стучал по кровле замка, пока не перебил почти всей черепицы, а потом что было мочи носился по саду.

На нем были серые одежды, а дыхание его было ледяным.

— Не понимаю, почему так запаздывает Весна, пора бы уж ей прийти, — сказал Великан-эгоист, сидя у окна и поглядывая на свой холодный, белый сад.

— Надеюсь, погода скоро переменится.

Но Весна так и не пришла, не пришло и Лето. Осень принесла золотые плоды в каждый сад, но даже не заглянула в сад Великана.

— Он слишком большой эгоист, — сказала Осень. И в саду Великана всегда была Зима, и только Северный Ветер да Снег, Град и Мороз плясали и кружились между деревьев.

Однажды Великан, проснувшись в своей постели, услышал нежную музыку.

Эта музыка показалась ему такой сладостной, что он подумал, не идут ли мимо его замка королевские музыканты. На самом-то деле это была всего лишь маленькая коноплянка, которая запела у него под окном, но Великан так давно не слышал пения птиц в своем саду, что щебет коноплянки показался ему самой прекрасной музыкой на свете. И тут Град перестал выплясывать у него над головой, и Северный Ветер прекратил свои завывания, а в приотворенное окно долетел восхитительный аромат.

— Должно быть, Весна все-таки пришла наконец, — сказал Великан, выскочил из постели и глянул в окно.

И что же он увидел?

Он увидел совершенно необычайную картину. Дети проникли в сад сквозь небольшое отверстие в стене и залезли на деревья. Они сидели на всех деревьях. Куда бы Великан ни бросил взгляд — на каждом дереве он видел какого-нибудь ребенка. И деревья были так рады их возвращению, что сразу зацвели и стояли, тихонько покачивая ветвями над головками детей. А птицы порхали по саду и щебетали от восторга, и цветы выглядывали из зеленой травы и улыбались. Это было очаровательное зрелище, и только в одном углу сада все еще стояла Зима. Это был самый укромный уголок, и Великан увидел там маленького мальчика. Он был так мал, что не мог дотянуться до ветвей дерева и только ходил вокруг него и горько плакал. И бедное деревце было все до самой верхушки еще покрыто инеем и снегом, а над ним кружился и завывал Северный Ветер.

— Взберись на меня, мальчик! — сказало Дерево и склонило ветви почти до самой земли.

Но мальчик не мог дотянуться до них — он был слишком мал. И сердце Великана растаяло, когда он глядел в окно.

— Какой же я был эгоист! — сказал он. — Теперь я знаю, почему Весна не хотела прийти в мой сад. Я посажу этого маленького мальчика на верхушку дерева и сломаю стену, и мой сад на веки вечные станет местом детских игр.

Он ив самом деле был очень расстроен тем, что натворил.

И вот он на цыпочках спустился по лестнице, тихонько отомкнул парадную дверь своего замка и вышел в сад. Но как только дети увидели Великана, они так испугались, что тут же бросились врассыпную, и в сад снова пришла Зима. Не убежал один только маленький мальчик, потому что глаза его были полны слез, и он даже не заметил появления Великана. А Великан тихонько подкрался к нему сзади, осторожно поднял с земли и посадил на дерево. И дерево тотчас зацвело, и к нему слетелись птицы и запели песни, порхая с ветки на ветку, а маленький мальчик обхватил Великана руками за шею и поцеловал. И тогда другие дети, увидав, что Великан перестал быть злым, прибежали обратно, а вместе с ними возвратилась и Весна.

— Теперь этот сад ваш, дети, — сказал Великан и взял большой топор и снес стену.

И жители, направляясь в полдень на рынок, видели Великана, который играл с детьми в самом прекрасном саду, какой только есть на свете.

Весь день дети играли в саду, а вечером они подошли к Великану, чтобы пожелать ему доброй ночи.

— А где же ваш маленький приятель? — спросил Великан. — Мальчик, которого я посадил на дерево? — Он особенно пришелся по душе Великану, потому что поцеловал его.

— Мы не знаем, — отвечали дети. — Он куда-то ушел.

— Непременно передайте ему, чтобы он не забыл прийти сюда завтра, — сказал Великан.

Но дети отвечали, что они не знают, где живет этот мальчик, так как ни разу не видели его раньше, и тогда Великан очень опечалился.

Каждый день после уроков дети приходили поиграть с Великаном, но маленький мальчик, который так полюбился Великану, ни разу больше не пришел в сад. Великан был теперь очень добр ко всем детям, но тосковал о своем маленьком друге и часто о нем вспоминал.

— Как бы мне хотелось повидать его! — то и дело говорил Великан.

Год проходил за годом, и Великан состарился и одряхлел. Он уже не мог больше играть в саду и только сидел в глубоком кресле, смотрел на детей и на их игры да любовался своим садом.

— У меня много прекрасных цветов, — говорил он, — но нет на свете цветов прекраснее, чем дети.

Как-то раз зимним утром Великан, одеваясь, выглянул в окно. Он теперь не испытывал неприязни к Зиме, — ведь он знал, что Весна просто уснула, а цветы отдыхают.

И вдруг он стал тереть глаза и все смотрел и смотрел в окно, словно увидел чудо. А глазам его и вправду открылось волшебное зрелище. В самом укромном уголке сада стояло дерево, сплошь покрытое восхитительным белым цветом. Ветви его были из чистого золота, и на них висели серебряные плоды, а под деревом стоял маленький мальчик, который когда-то так полюбился Великану.

Не помня себя от радости, побежал Великан вниз по лестнице и ринулся в сад. Быстрым шагом прошел он по траве прямо к ребенку. Но когда он подошел совсем близко, лицо его побагровело от гнева, и он спросил:

— Кто посмел нанести тебе эти раны?

Ибо на ладонях мальчика он увидел раны от двух гвоздей, и на детских его ступнях были раны от двух гвоздей тоже.

— Кто посмел нанести тебе эти раны? — вскричал Великан. — Скажи мне, и я возьму мой большой меч и поражу виновного.

— Нет! — ответствовало дитя. — Ведь эти раны породила Любовь.

— Скажи — кто ты? — спросил Великан, и благоговейный страх обуял его, и он пал перед ребенком на колени. А дитя улыбнулось Великану и сказало:

— Однажды ты позволил мне поиграть в твоем саду, а сегодня я поведу тебя в свой сад, который зовется Раем.

Дети каждый день, возвращаясь из школы, заходили в сад Великана поиграть.

То был большой красивый сад, где зеленела мягкая трава. Над травой там и здесь поднимались прекрасные цветы, подобные звездам, и двенадцать персиковых деревьев было в этом саду; по весне они распускались нежными, розовато-жемчужными цветами, а к осени приносили богатые плоды. На ветвях деревьев сидели птицы и пели так сладкозвучно, что дети бросали игры и прислушивались к их голосам.

— Как нам здесь хорошо! — кричали они друг другу.

Однажды Великан возвратился домой. Он ездил навестить своего товарища, корнуэльского людоеда, и семь лет прогостил у него. За семь лет они рассказал ему все, что только мог сказать, ибо многоречивым он не был, и решил возвратиться в свой замок. Приехав домой, он увидел детей, которые играли в саду.

— Что вы здесь делаете? — крикнул он грозным голосом, и дети разбежались. — Мой собственный сад есть мой собственный сад,- сказал себе Великан: — это всякому должно быть понятно, и я не позволю никому; кроме себя самого, играть в моем собственном саду.

И он обнес его высокой оградой и вывесил надпись:

Вход строго воспрещается..

Этот Великан был такой эгоист.

Бедным детям с тех пор негде было играть. Попытались они играть на дороге, но там было слишком пыльно и много жестких каменьев, и им это пришлось не по душе. Теперь они после уроков бродили вкруг высокой ограды и говорили о том, как было красиво в саду.

— Как мы были счастливы там! — повторяли они друг другу.

Пришла весна, и на всей земле появились малые цветики и малые пташки. Только в саду у Великана-Эгоиста все еще продолжалась зима. Птицам не хотелось там петь, потому что там не было детей, а деревья позабыли расцвести. Какой-то прекрасный цветок поднял было над травою головку, но, увидав эту надпись, так огорчился за детей, что снова спрятался в землю и погрузился в сон.

Радовались только Снег да Мороз.

— Весна забыла про этот сад, — кричали они: — мы будем здесь обитать круглый год!

Снег покрыл траву своим белым широким плащом, а Мороз посеребрил все деревья. Потом они пригласили к себе в гости Северный Ветер, и он явился, закутанный в меха, и целыми днями выл и ревел в саду и срывал на крыше колпачки у труб.

— Какое восхитительное место, — сказал он: — нам надо позвать к себе в гости и Град!

И вот появился Град. Каждый день он часа по три барабанил по кровле замка, так что перебил почти всю черепицу, а потом все быстрее и быстрее носился, кружился по саду, насколько хватало сил. Он был одет в серое, и его дыхание было как лед.

— Я не могу понять, почему так запоздала весна, — говорил Великан-Эгоист, сидя у окошка и оглядывая свой белый холодный сад. — Надеюсь, что погода переменится.

Но весна таки не пришла, не пришло и лето. Осень подарила каждому саду свои золотые плоды, но этому саду Великана она не дала ничего.

— Великан слишком большой эгоист, — сказала она. Так что в этом саду все время продолжалась зима, и Северный Ветер, и Град, и Мороз, и Снег плясали между деревьев.

Как-то утром Великан лежал у себя в постели и вдруг услышал какую-то прелестную музыку. Она звучала так сладостно, что он подумал, не идут ли мимо замка королевские музыканты. Это была птичка-коноплянка, она запала у него под окном, но так давно он не слышал певчих птиц в своем саду, что это показалось ему прекраснейшей музыкой в мире. Вскоре Град перестал плясать над головой у него, и Скверный Ветер прекратил свой рев, и сладкое благоухание донеслось к нему в открытое окно.

— Наконец-то, кажется, пришла весна, — сказал Великан; и, вскочив с постели, он выглянул в сад.

Чти же он увидал?

Он увидал поразительное зрелище. Через небольшое отверстие в стене дети пробрались в сад и сидели на ветвях деревьев. На каждом дереве был маленький ребенок. И деревья так радовались возвращению детей, что тотчас же покрылись цветами, и нежно качались их ветви над головами малюток. Всюду порхали птицы и восторженно щебетали, и цветы выглядывали из зеленой травы и смеялись. Это была прелестная картина; только в одном углу по-прежнему царила зима. Это было в самом отдаленном углу сада, и там стоял маленький мальчик. Он был так мал, что не мог достать до ветвей и только ходил кругом дерева, горько плача. Бедное дерево все еще было покрыто инеем и снегом, и Северный Ветер бушевал и ревел над ним.

— Взбирайся же, маленький мальчик! — так говорило дерево и как можно ниже пригибало к нему свои ветки; но мальчик был совсем еще крошка.

И сердце Великана смягчилось, когда он увидел это.

— Какой я был эгоист! — сказал Великан. — Теперь-то я понимаю, почему весна не приходила сюда. Я подсажу на дерево этого беднягу-малыша, а потом разрушу эту ограду, и дети у меня в саду будут веселиться всегда.

Он действительно весьма сокрушался о томе, что сделал.

И вот он осторожно спустился по лестнице, тихонько приоткрыл входную дверь и вышел в сад. Но дети, завидев его, так оробели, что все разбежались, и снова в саду наступила зима. Не убежал только маленький мальчик, потому что его глаза были наполнены слезами, и он не заметил Великана. И Великан подкрался к нему сзади, нежно поднял его рукой и посадил его на дерево. И дерево сразу покрылось цветами; и птицы слетелись к нему и начали петь свои песни. И маленький мальчик протянул ручонки, и обнял Великана за шею, и поцеловал его. И остальные дети, увидев, что Великан уже больше не злой, прибежали назад, а сними пришла и весна.

— Теперь это ваш сад, мои милые детки, — сказал Великан, и, взяв огромный топор, он разрушил ограду.

В полдень люди шли на базар и застали Великана, игравшего с детьми в таком красивом саду, какого они никогда и не видывали.

Они играли весь день, а вечером пришли к Великану проститься.

— Но где же ваш маленький товарищ? — спросил Великан: — мальчик, которого я посадил на дерево?

Он полюбил его больше всех, потому что тот поцеловал его.

— Не знаем, — ответили дети: — он куда-то ушел.

— Скажите ему, чтоб он непременно пришел сюда завтра, — сказал Великан.

Но дети говорили, что не знают, где он живет, и что они раньше никогда его не видали; и Великан опечалился.

Каждый день, после школы, дети приходили играть с Великаном. Но ни разу не явился маленький мальчик, которого Великан полюбил. Со всеми детьми Великан был ласков, но он тосковал по своему первому маленькому другу и часто о нем говорил.

— Как хотел бы я увидеть его! — говорил Великан не раз.

Миновали годы, сильно состарился и ослабел Великан. Он уже не мог играть, а только сидел в огромном кресле, и смотрел на забавы детей, и восхищался своим садом.

— У меня много красивых цветов, — говорил он: — но самые красивые цветы — это дети.

В одно зимнее утро он, одеваясь, выглянул в окно. Теперь он уже перестал ненавидеть зиму, потому что знал, что в эту пору весна только дремлет, а цветы отдыхают.

Внезапно он начал с удивлением протирать себе глаза и все смотрел и смотрел. И действительно он увидел чудесное зрелище. В самом далеком углу сада стояло дерево, сплошь покрытое прекрасными белыми цветами. Ветви его были золотые, и на них повисли серебряные плоды, и под деревом стоял маленький мальчик, тот самый, которого он полюбил.

В великой радости Великан сбежал вниз и бросился в сад. Прямо по траве побежал он к ребенку. И когда подбежал совсем близко, лицо его побагровело от гнева, и он сказал:

— Кто осмелился ранить тебя?

Ибо на ладонях у ребенка были раны от двух гвоздей, и раны от двух гвоздей были на ногах у него.

— Кто осмелился ранить тебя? — закричал Великан опять. — Скажи мне, и я возьму мою шпагу, пойду и убью его.

— О, нет! — отвечал ребенок. — Ведь это раны Любви.

— Кто же ты такой? — сказал Великан, и странный ужас напал на него, и он опустился на колени перед этим маленьким ребенком.

И ребенок улыбнулся Великану и сказал ему:

— Однажды ты позволил мне поиграть у тебя в саду; сегодня ты пойдешь со мною в мой саде, а мой сад — это Рай.

И когда дети после школы прибежали в сад, они увидели, что Великан лежит мертвый под деревом, а дерево сплошь зацвело белым цветом.

Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Великан-эгоист» и их характеристика

  1. Великан. Большой, сильный. Сперва эгоистичный, злой, потом добрый и радушный.
  2. Маленький мальчик. Иисус.

План пересказа сказки «Великан-эгоист»

  1. Дети в саду Великана
  2. Возвращение Великана
  3. В сад не пришла весна
  4. Мороз, Северный ветер и Град
  5. Коноплянка
  6. Дети на ветках
  7. Маленький мальчик
  8. Раскаяние Великана
  9. Радость Великана
  10. Ожидание Великана
  11. Снова маленький мальчик
  12. Смерть Великана

Кратчайшее содержание сказки «Великан-эгоист» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дети любили играть в саду Великана, но тот прогнал их и огородил сад.
  2. Везде наступила Весна, только в саду Великана оставалась зима.
  3. Однажды осенью, в сад пришли дети и сели на ветки, и деревья расцвели.
  4. Великан раскаялся в эгоизме и подсадил на ветку совсем маленького мальчика.
  5. Мальчик больше не приходил, но другие дети играли в саду и Великан был счастлив.
  6. К старому Великану пришел маленький мальчик и увел его в рай.

Главная мысль сказки «Великан-эгоист»
Счастлив тот, кто живет для других.
Чему учит сказка «Великан-эгоист»
Сказка учит не быть эгоистом, не жить только для себя, а жить для других людей. Учит любить людей и особенно детей. Учит стремиться сделать мир счастливей, учит тому, что от радости и смеха становится теплей. Учит, что каждый может исправится и стать другим человеком.
Отзыв на сказку «Великан-эгоист»
Мне понравилась эта глубокомысленная сказка. Великан в ней хотел жить один, только для себя, он не любил детей. И вокруг него поселилась зима, он остался один и не знал почему несчастлив. Но как только Великан исправился, стал жить ради других, вокруг него зазвучал смех и он стал счастлив. Жить только для себя плохо, человек должен приносить пользу другим людям.
Пословицы к сказке «Великан-эгоист»
Кто живет только для себя, для других умирает.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.
Ласковое слово — что весенний день.
Не так хорошо с детьми, как плохо без них.
Глуп совсем, кто не знается ни с кем.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Великан-эгоист»
Каждый раз после школы дети заходили в сад Великана, где росли цветы и персики, пели сладкоголосые птицы, и играли.
Но вот Великан, который семь лет гостил у товарища, вернулся и увидел детей в своем саду. Он страшно рассердился, выгнал детей и обнес сад высокой оградой.
Дети подходили к ограде, смотрели сквозь щелочки в сад и вспоминали, как были счастливы.
Пришла весна. Но в саду Великана все еще стояла зима. Птицы не хотели там петь, деревья не хотели цвести. И только Мороз и Снег радовались, и думали, что смогут лежать в саду Великана круглый год.
В гости к Морозу прилетел Северный ветер и начал реветь в саду. Потом пришел Град и побил всю черепицу в доме.
А Великан-эгоист все еще ждал весны. За оградой сада уже прошло лето и наступила осень, а в саду Великана гуляли Снег и Северный ветер.
И вдруг одним утром за окном запела птичка-коноплянка. Великан выглянул в окно и увидел, что в сад пробрались дети и сидели на ветках деревьев. А деревья так радовались возвращению детей, что покрылись цветами. Повсюду порхали птицы и росла трава.
И только в одном углу сада все еще стояла зима. Там под деревом ходил совсем маленький мальчик и никак не мог забраться на ветки дерева.
Сердце Великана было тронуто этой картиной, он понял, что был страшным эгоистом и раскаялся. Он вышел из дома, чтобы помочь мальчику.
Но другие дети увидели Великана и разбежались. Снова наступила зима. Не убежал только маленький мальчик, потому что он плакал. Великан подошел к нему и подсадил на ветки дерева. И дерево тут же расцвело.
А другие дети вернулись, поняв, что Великан больше не злой. И весна пришла в сад.
Великан разрушил ограду и отдал сад детям.
Но маленький мальчик, которого Великан полюбил больше других, больше не приходил. Великан спрашивал о нем у детей, но те отвечали, что не видели его. И Великан грустил.
Прошли годы. Великан состарился, все чаще сидел в своем кресле и смотрел на игры детей и на свой сад.
Он называл детей своими самыми красивыми цветами.
Однажды в зимнее утро Великан выглянул в сад и вдруг увидел, что одно дерево расцвело. Под деревом стоял тот самый маленький мальчик.
Великан очень обрадовался и побежал к нему. Но он увидел на ладонях мальчика кровавые следы от гвоздей и пришел в ярость. Он хотел достать шпагу и наказать обидчика ребенка, но мальчик ответил, что это раны любви.
Великан остолбенел и спросил у мальчика, кто он такой. А мальчик улыбнулся Великану и позвал его играть в свой сад — рай.
Утром дети прибежали в сад, и нашли под деревом мертвого Великана.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Великан-эгоист»