Ектении о единстве православия

Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия

«Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь»
Прот. Владислав Цыпин«Да не вкрадывается надменность власти мирской в Церковь»
Каноническая и экклезиологическая оценка действий Константинопольского Патриархата
Протоиерей Владислав Цыпин
Действия, предпринятые патриархом Варфололомеем, и их богословское обоснование вызывают особую тревогу еще и потому, что в них содержится экклезиологическая доктрина, воспроизводящая католическое учение.Митрополит Онуфрий отказался встречаться с константинопольскими экзархамиМитрополит Онуфрий отказался встречаться с константинопольскими экзархами
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий отказался от встречи с экзархами Константинопольской церкви, прибывшими на Украину проложить путь к «автокефалии».«Создание параллельной церковной структуры похоронит идею единой православной церкви в Украине»
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)«Создание параллельной церковной структуры похоронит идею единой православной Церкви на Украине»
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Интервью митрополита Бориспольского и Броварского Антония газете Вести.Константинопольский патриарх пообещал дать автокефалию УкраинеКонстантинопольский Патриарх пообещал дать автокефалию Украине
Такое заявление Варфоломей сделал после воскресной службы в храме Святого Фоки Месахору в Стамбуле, обращаясь к генконсулу Украины в Стамбуле Александру Гаману. Предстоятели Александрийской и Польской Православных Церквей выступили с призывом в связи с событиями, касающимися положения Православия на Украине Предстоятели Александрийской и Польской Православных Церквей выступили с призывом в связи с событиями, касающимися положения Православия на Украине
19 сентября 2018 года Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II по приглашению Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Саввы прибыл с официальным визитом в пределы Польской Православной Церкви. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»
Епископ Бачский Ириней (Булович) «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»
Епископ Бачский Ириней (Булович)
Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович). Иерарх Иерусалимской Церкви назвал митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православных Украины Иерарх Иерусалимской Церкви назвал митрополита Онуфрия единственным каноническим главой православных Украины
Единственным каноническим предстоятелем православных верующих Украины является митрополит Онуфрий, признаваемый всеми поместными Православными Церквами, заявил митрополит Вострский Тимофей, экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре (Иерусалимская православная церковь). Заявление по поводу предоставления Вселенской Патриархией автокефалии украинским раскольникам Заявление митрополита Кифиры по поводу предоставления Вселенской Патриархией автокефалии украинским раскольникам

(полный текст)
Митрополит Кифирский Серафим
Вместо совместных молитв с папой Римским и представителями инославных исповеданий, не надлежит ли Патр. Варфоломею проповедовать покаяние и возвращение всего православного мира к учению Господа Иисуса Христа? Рожденные расколом
Епископ Иов (Смакоуз) Рожденные расколом
Об исторических особенностях возникновения «УПЦ в Канаде»
Епископ Иов (Смакоуз)
Соглашаться с расколом, с беззаконием – значит становиться соучастниками греха и преступления.

Значение церковной молитвы о соединении церквей

При начале Божественной литургии, между первыми молитвенными прошениями к Господу Богу, Православная Церковь произносит следующее: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся».

Слыша сие, некоторые, расширяя сердце свое любовью, миролюбием и веротерпимостью, молятся не только о «благостоянии и соединении», то есть о сохранении в единстве «святых Божиих церквей» православных, частных, составляющих Вселенскую Церковь, например Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Российской, но и воссоединении церквей, уклонившихся от Православия, например, Римской, Армянской.

А некоторые, ограждаясь строгой ревностью о Православии, молятся при сем только «о соединении святых Божиих церквей» православных.

Кто не уважает ревность о Православии? Кто не признает достоинства всеобъемлющей любви? Которого же, однако, из двух вышеуказанных значений молитвы преимущественно должен держаться соединяющий молитву свою с молитвой Православной Церкви? Или, лучше сказать, которое из двух значений преимущественно внушает нам сама Православная Церковь словами своего чиноположения?

Точно ли Православная Церковь молится только о православных церквях? Уча нас в сей самой молитве простирать нашу любовь до пределов «всего мира», стесняет ли она пределы своей любви к церквям? Не желает ли она спасения инославным церквям, чрез возвращение их в соединение с Православной Церковью?

Как выражает Православная Церковь свою молитву о соединении церквей? – «О мире всего мира, и благостоянии святых Божиих церквей, и соединении всех, Господу помолимся». Если бы молитва должна была иметь ограниченное значение о православных только церквях, то надлежало бы поставить слова так: «О благостоянии и соединении всех святых Божиих церквей Господу помолимся». Но не так поступлено, а разделена молитва на две части: 1) «о благостоянии святых Божиих церквей», 2) «и соединении всех». Молитва сия приносится всегда, и в мирное, и в немирное для церквей время. Следовательно, первая часть молитвы имеет следующее значение: «о благостоянии», то есть о состоянии мира и единства «святых Божиих церквей» православных, чтобы «благостояние», уже им дарованное, было сохранено, а если где-либо, чем-либо нарушено, было вновь даровано благодатью Божией. Согласно с сим и вторую часть молитвы должно разуметь «о соединении церквей», чтобы оно было сохранено, поскольку существует, и восстановлено было, поскольку где-либо нарушено. В сей второй части молитвы поставлено слово «всех», которого нет в первой, а сие дает разуметь, что значение второй части обширнее, нежели первой. Из того, что вторая часть не соединена с первой, а отделена, должно заключить, что не все, содержащееся в первой, должно быть отнесено ко второй, и потому нет нужды дополнять вторую так: «о соединении всех святых Божиих церквей», а надлежит дополнить так: «о соединении всех церквей». Посему Православная Церковь молится о соединении церквей так, чтобы соединение православных церквей существующее было благодатью Божией сохранено, и чтобы благодатью Божией восстановлено было соединение с Православной Церковью и тех церквей, которые отделило от нее какое-либо неправое учение.

Против сего изъяснения молитвы не представят ли в качестве возражения то, что в диптихах, на проскомидии, неправославных не поминают? – Ответствуем, это дело иное.

Иное дело молиться о соединении с Православной Церковью неправославных церквей в обширном составе молитв, объемлющих весь мир, а иное поминать неправославных в диптихах при таинстве Евхаристии. Неправославные самим неправославием отлучили себя от общения таинств Православной Церкви, сему соответствует непоминание их при таинстве Евхаристии и исключение из диптихов.

А что и в Литургии верных можно молиться о воссоединении церквей, отделившихся от Православной, о том зри в Литургии Василия Великого молитву: «Утоли раздоры церквей». Раздоры церквей оттого, что иная церковь не покоряется в некоторых частях православному учению и, следовательно, впадает в состояние раскола: Святой Василий и такую церковь не исключает из своей молитвы: «Утоли раздоры церквей».

Когда Антиохийский патриарх Иоанн со своими епископами не покорился православному определению Ефесского собора и на председателя его, святого Кирилла Александрийского, произнес осуждение, и, следовательно, впал со своей церковью в состояние раскола, можно ли подумать, что святой Прокл и Константинопольская церковь, молясь о соединении всех церквей, не молилась сей самой молитвой и о воссоединении Антиохийской церкви?

Итак, пусть благочестивая ревность молится преимущественно «о благостоянии Святых Божиих церквей» православных и о сохранении в них благодатью Божией «единения духа в союзе мира». Но пусть и всеобъемлющая любовь христианская молится и «о соединении всех» церквей, и о воссоединении в Православной Церковью уклонившихся от нее неправыми учениями, да будет, по обетованию Господа нашего Иисуса Христа, «едино стадо», как уже есть Он «Единый Пастырь» (Ин. 10:16) и Владыка Своей Церкви на земли и на небеси, во времени и в вечности.

Дополнение. Сие исследование написано было по чтению славянского текста литургии, в котором слово «все» не иначе можно было изъяснить, как чрез дополнение из предыдущей части текста «всех церквей». Уже по написании сего, нам случилось иметь в виду греческий текст литургии, в котором читается не τῶν πασῶν, a τῶν πάντων, то есть «всех» христиан. Но сие не противоречит нашему толкованию, потому что, если бы надлежало дать тексту ограниченное значение, то надлежало бы сказать: περὶ τῆς τῶν πάντων ὀρθοδόξων Χριστιανῶν ἐνοσεως, «о соединении всех» христиан православных между собою, и о соединении с ними и с Православной Церковью и прочих христиан, не принадлежащих к единству Церкви Православной.

В нынешнее непростое время, когда по всему миру распространяется коронавирусная инфекция, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает всех архиереев, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви к усиленной молитве.

В связи с этим предлагается во всех епархиях ввести в употребление особые прошения на сугубой ектении, а также молитву «во время вредоносного поветрия чтомую».

Прошения на сугубой ектении, а также – по сугубой ектении – молитву возносить при совершении Божественной Литургии, в том числе и на Литургии Преждеосвященных Даров. В будние дни Великого поста, когда не совершается Литургия, молитву произносить по отпусте утреннего и вечернего богослужения.

Также на приходах, где это возможно, рекомендуется напечатать молитву «во время вредоносного поветрия чтомую» в достаточном количестве экземпляров для раздачи прихожанам и предложить им дополнять этой молитвой свое домашнее правило.

Прошения на Литургии на сугубой ектении, после прошения

«Еще молимся о милости, жизни, мире…»

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже милостивно пощадити нас от губительнаго поветрия на ны движимаго, и избавити верныя люди Твоя от смерти душевныя и телесныя, недугующим исцеление и здравие подати, нам же всем Твое Божественное ограждение и заступление, молим Тя, милосерде Господи, скоро услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся, о еже умирити смятение человек и страхования всяческая, упованием твердым оградити верных Своих, мир же и тишину вселити в сердца наша, молим Ти ся, Господи, услыши и помилуй.

Молитва ко Господу во время губительного поветрия и смертоносной заразы, постоянно читаемая иереем на Божественной Литургии по сугубой ектении по возгласе «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси…». Иерей или диакон возглашает: «Господу помолимся», хор отвечает: «Господи, помилуй».

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Все остальные, ранее установленные дополнительные прошения и молитвы, временно отлагаются до окончания попущенного ныне Богом испытания.