Елизавета алапаевская

Свято-Троицкий собор. Склеп — место временного захоронения алапаевских мучеников

В городе Алапаевске в настоящее время существует два действующих храма. Свято-Троицкий собор — один из стариннейших храмов Екатеринбургской епархии. Храм построен в 1702 году на средства прихожан, жителей Нейво-Алапаевского завода, однопрестольный в честь св. человека Божия Алексия. Впоследствии в разные годы были пристроены колокольня и два придела в честь Пресвятой Троицы и Архистратига Михаила. Большие размеры и три придела дали основание Святейшему Синоду присвоить храму в 1912 году статус собора. Период гонений на Церковь не обошел и этот храм, с 1932 по 1992 год, храм пребывал в поругании в нем размещался хлебозавод. С 1992 года Свято-Троицкий собор является архиерейским подворьем. Этот храм (как и храм св. Екатерины, нынешнее подворье монастыря) посещали в 1918 году Великие князья Романовы и Святая Елисавета, находясь под стражей в Напольной школе. Как членам Императорской фамилии им оказывалось со стороны священства внимание, но посещение церкви было единственным утешением для князей только в первый месяц пребывания в Алапаевске.

28 сентября 1918 г. в город вступили части 15-го Курганского Сибирского стрелкового полка под командование полковника И. С. Смолина. В Алапаевске была создана Временная Военно-Следственная Комиссия, председателем комиссии был назначен прапорщик М. Ляховский. Следователем по Делу убийства князей Дома Романовых был назначен Член Екатеринбургского Окружного Суда Иван А. Сергеев. Старшим милиционером Т. Мальшиковым, этим прирожденным сыщиком было обнаружено место злодеяния, каменно-угольная Нижне-Селимская Шахта. С 7 по 11 октября на поверхность были подняты все тела мучеников (Тело Великой княгини Елисаветы Феодоровны было поднято 11 октября). Медицинскую экспертизу проводили в здании катаверной (морга), находившейся радом с Екатерининской церковью. Экспертиза установила причину мученической кончины Романовых. На месте катаверной 27 июня 2003 года был установлен Памятный Крест.

Останки преподобномучениц Елисаветы, Варвары и тела Великих Князей в 1918 г. пребывали в обоих храмах города Алапаевска. 18 октября тела были перенесены в Екатерининскую церковь, где была отслужена заупокойная всенощная. «Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь храма. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением „Святый Боже“ гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. …После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора „Святый Боже“, похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыки „Коль Славен“ были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены и вход в склеп заложен кирпичом». Так мог описать похороны Алапаевских мучеников, несомненно, человек, который мог непосредственно участвовать при этих событиях.

Игумен Серафим (Кузнецов), сопровождавший тела Алапаевских мучеников через Сибирь в Китай и далее во Святую Землю Иерусалим, в своих воспоминаниях указал на то, что Заупокойную службу служили собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников.

При отступлении Белой Армии на восток, Алапаевск был оставлен без боя, но при этом было принято решение вывезти тела Алапаевских мучеников с отступавшими частями по железной дороге в сибирь. 14 июля 1919 года восемь гробов погрузили в товарный вагон, при этом сохранился рассказ как это происходило. Специально к вагону, стоявшему на железнодорожных путях на противоположном берегу речки Алапаихи, от склепа протянули канатный трос, по которому переправляли гробы прямо в вагон. Остались также воспоминания, что какое-то время после отправления гробов из Алапаевска в Склепе горела лампада.

Место временного захоронения Алапаевских мучеников — Склеп, каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд собора. В советское время долгое время находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки Алапаевского хлебозавода. С передачей храмового здания Церкви, с 1991 года начались восстановительные и реставрационные работы в соборе, 8 августа 1999 года Свято- Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Началось восстановление святыни, Склепа. Расчистка была выполнена к приезду Патриарха всея Руси Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор, за два года до празднования храмом своего 300-летия.

Место гибели членов семьи Романовых под Алапаевском

Сегодня мы оправляемся в монастырь Новомученников Российских, который был воздвигнут на месте гибели членов Дома Романовых в Алапаевске.

Весной 1917 года Николай Второй отрекся от престола. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Царская Семья была расстреляна в Екатеринбурге. А спустя сутки под Алапаевском были уничтожены другие члены Императорского Дома.

Прошло почти 100 лет, а в жилах до сих пор стынет кровь от мысли, как закончили свои последние дни Романовы и их приближенные. Жестокое, страшное убийство в Алапаевске пытались скрыть, но история расставила все по своим местам.

С приходом к власти, большевики начинают уничтожать все, что хоть как-то связано с царским режимом и Домом Романовых.

Весной 1918 года из Петрограда на Урал начинают постепенно друг за другом высылать членов царской семьи.
В Алапаевске оказываются:

  • Великая княгиня Елизавета Федоровна (53 года). Внучка английской королевы Виктории, родная сестра императрицы Александры Федоровны, вдова великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.

  • Великий князь Сергей Михайлович (51 год). Пятый из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I.

  • Три брата, князья императорской крови: Иоанн (32 года), Константин (28 лет) и Игорь (24 года) Константиновичи. Сыновья великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнуки императора Николая I.

  • Князь Владимир Павлович Палей (21 год). Сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с Ольгой Валерьяновной Пистолькорс, внук Александра II

  • Фёдор Семёнович (Михайлович) Ремез (40 лет), управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;
  • Сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева), келейница Елизаветы Фёдоровны.

Вначале у князей даже подозрения не было в том, что их конец близок. Им разрешалось гулять, посещать церковь. Поселили их в здании Напольной школы. Обращались с ними вежливо, кормили сытно.

До сих пор историки спорят о причинах молниеносной расправы над императорским домом. По одной из версий столь быстрое решение было принято из-за наступления белых на Урал. Необходимо было скорее избавиться от Романовых.

Само убийство высокопоставленных особ пытались скрыть. Даже был разыгран целый «спектакль». Около трех часов ночи возле места, где содержались Романовы, прозвучали взрывы. А утром было объявлено о похищении высокопоставленных особ белогвардейцами.

На самом деле представители Дома Романовых покинули Напольную школу не по своей воле. Их предупредили о том, что ночью состоится переезд на Верхне-Снячихинский завод. Ночью им связали руки, завязали глаза и вывезли из Алапаевска на станцию Межная.

Из воспоминаний В.А. Рябова, участника тех событий:

«Мы знали, что судьба царя с семьёй в Екатеринбурге, и всех других членов императорского дома, находящихся в Алапаевске, уже решена в Москве, и ждали только приказа привести приговор в исполнение.

Мы заранее приступили к поискам места для казни. Такое место, где не сразу могли бы обнаружить их трупы, мы быстро нашли в 12-ти верстах за городом. Это была заброшенная и полузатопленная шахта, на которой мы и остановились. Получив из Екатеринбурга сообщение о казни царя и всей его семьи, мы, не теряя времени, приступили к выполнению нашего плана.

Единственный, кто оказал нам сопротивление, был великий князь Сергей Михайлович. Физически он был сильнее всех остальных. И нам пришлось повозиться с ним. Он категорическим тоном заявил, что никуда отсюда не поедет, так как знает, что их убьют. Зайдя за шкаф, он забаррикадировался там, и наши усилия схватить его ни к чему не приводили. Мы теряли только драгоценное время. Я не утерпел и выстрелил в великого князя.

Причём стрелял с таким расчётом, чтобы только легко ранить и, напугав, заставить его подчиниться. Ранил я его в руку, и он больше не сопротивлялся. Перевязав ему рану и завязав глаза, мы усадили его на последнюю подводу и поехали. Очень торопились: заря уже предвещала наступление утра.

Дорогой великий князь Сергей Михайлович снова повторял: он знает, что их всех убьют.

— Скажите, за что? — обратился он ко мне. — Политикой я никогда не занимался. Я любил спорт. Играл в бильярд. Занимался нумизматикой.

Я успокаивал его, как мог, хотя и сам был в высшей степени взволнован всем, что пришлось пережить в эту ночь.

Несмотря на ранение руки, на боли великий князь не жаловался. Наконец мы подъехали к шахте. Шахта была не очень глубокой и, как оказалось, имела боковой выступ, не затопленный водой.

Первой подвели к шахте великую княгиню Елизавету Фёдоровну и, столкнув её в шахту, услышали, как она продолжительное время барахтается в воде. За ней столкнули её келейницу монашку Варвару. Тоже услышали всплеск воды и потом голоса двух женщин. Нам стало ясно, что великая княгиня, выбравшись из воды, вытащила и свою келейницу. Но другого выхода у нас не было, и мы одного за другим столкнули и всех мужчин. Никто из них, должно быть, не утонул и не захлебнулся в воде, так как немного времени спустя можно было услышать, чуть ли не все их голоса. Тогда я бросил гранату. Граната взорвалась и всё смолкло. Но ненадолго.

Мы решили немного подождать и проверить, погибли ли они или нет. Через некоторое время мы опять услышали разговор и чуть слышный стон. Я снова бросил гранату.

И что вы думаете — из-под земли мы услышали пение! Жуть охватила меня. Они пели молитву „Спаси, Господи, люди твоя!“

Гранат у нас больше не было, оставлять дело недовершённым было нельзя. Мы решили завалить шахту сухим хворостом, валежником и поджечь.

Сквозь густой дым ещё некоторое время пробивалось наверх их молитвенное пение. Когда исчезли последние признаки жизни под землёй, мы, оставив возле шахты часть своих людей, вернулись уже на рассвете в Алапаевск и сразу же на соборной колокольне ударили в набат. Чуть ли не весь гоород сбежался. Мы им всем говорили, что неизвестные люди увезли великих князей!» © (А. Мейлунас, С.В. Мироненко. «Николай и Александра. Любовь и жизнь». М. Издательство «Прогресс», 1998, стр. 622, 623.)

Самому младшему из убитых был 21 год.

Позже, когда 8 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белые, началось расследование. Тела убитых обнаружили 19 октября. Палачи утверждали, что скидывали в шахту высокопоставленных особ живьем. Следствие показало, что каждый из них имел травму черепа височной или затылочной области.

«Ничего не подозревавшую жертву подводили к краю шахты, после чего Е.Л. Серёдкин наносил ей удар обухом топора в височную или затылочную область головы. А далее — умерщвлённая таким образом жертва сбрасывалась в шахту. Но так как это убийство совершалось столь жестоким способом, палачи придумали „версию“ о том, что Алапаевские Мученики были сброшены в шахту живыми. А они, убийцы, исключительно из гуманных соображений (чтобы жертвы долго не мучились), умертвили их угарным газом или парами серы». (с)

Некоторые сброшенные в шахту люди долгое время оставались живыми. По свидетельствам очевидцев из шахты долго время доносились молитвы и стоны. Но никто не оказал помощи, крестьяне обходили стороной шахту.
Дольше всех прожила Великая княгиня Елизавета Федоровна, она пыталась помочь князю Иоанну, перевязав ему раны своим платком. Князь Владимир Палей, которому еще не исполнилось 22 лет, также погиб не сразу, его тело обнаружили в сидячем положении.

Сейчас от шахты осталась лишь неглубокая яма, поросшая травой. Она обнесена чугунным забором, рядом стоит крест. Монастырь Новомученников Российских только обживается на месте гибели Романовых. На данный момент паломники и туристы здесь могут увидеть:

  • Поклонный крест, расположенный рядом с обвалившейся шахтой.
  • Елизаветинская часовня. Каменная часовня была построена в 1997 году.
  • Монастырь во имя новомучеников Российских. Действует с 1995 года.

Место гибели Романовых расположено вблизи дороги, соединяющей Верхнюю и Нижнюю Синячиху. Есть указатели. Вход свободный.

Как добраться

Следуйте по трассе на Реж и Алапаевск в направлении Верхней Синячихи. Проехав поворот на Нижнюю Синячиху, двигайтесь еще 1,5 километра. Слева от дороги будет забор и строения — это и есть монастырь. Вход в монастырь через ворота. Въезд запрещен.

Время в пути около 2,5 часов.

Редакция благодарит Фонд Памяти Новомученников Императорского Дома Романовых за предоставленные архивные фотографии и информацию. Особая благодарность историку и президенту фонда Жуку Юрию Александровичу.

Наталья Елизарова 7650 просмотров

Женский монастырь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны г. Алапаевск
Епархиальный женский монастырь

О монастыре:

1998. История женского монастыря ведет своё начало с 1998г. По устному благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского, была основана женская община во имя Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Промыслом Божьим в августе месяце этого же года были получены ключи от здания бывшего детского сада, расположенного во дворе исторического здания Напольной школы, где с 20 мая 1918 года содержались в заточении настоятельница Марфо-Мариинской обители Милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова и пострадавшие князья Романовы.
Первые насельницы монастыря пришли в общину в 1998 г. Постепенно община наполнялась. К сестрам стали обращаться и убогие, нуждающиеся в уходе. Некоторые из них отходили ко Господу прямо на руках у сестер, сподобившись принять незадолго до смерти Святых Таинств.
1999. В январе 1999 года состоялась поездка в Марфо-Мариинскую обитель Милосердия города Москвы. В результате этой поездки между сестрами двух обителей сложились теплые, дружественные отношения.
Среди послушаний сестер появились прием паломников и организация экскурсий. Насельницы стали окормлять неврологический диспансер, детский дом и детский приют. Вместе со священником в этих учреждениях стали служиться молебны, акафисты. Детей и больных исповедуют и причащают.
2000. В сентябре, 23 числа 2000 года Святейший Патриарх Алексий посетил г. Алапаевск. К этому времени монастырь значительно расширился.
2003. 26 апреля 2003 года, милостью Божьей, состоялся первый постриг послушниц в рясофор. В апреле-мае состоялась очередная поездка в Марфо-Мариинскую обитель с целью сбора материалов для Мемориальной комнаты и перенятия опыта работы сестричества милосердия.
2005. 13.02.2005 года, в праздник памяти Новомучеников Российских, женскую общину посетил Архиепископ Викентий. Был сделан ряд замечаний и даны ценные советы. И уже 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Архиепископа Викентия началась работа по подготовке документов для рассмотрения на заседании Святейшего Синода возможности присвоения общине статуса монастыря. Спустя три дня – 20 апреля – в жизни общины произошло радостное событие. Святейший Синод РПЦ принял решение об образовании женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Литургии совершаются по воскресным дням и праздникам. Еженедельно служится водосвятный молебен с крестным ходом вокруг здания монастыря.
2006. 17 июля 2006 года на заседании Святейшего Синода была утверждена настоятельница монастыря — монахиня Олимпиада (Тетёркина). 20 ноября монастырь получил регистрацию Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области.
2007. 7 апреля 2007 года настоятельница совершила незабываемую поездку на Святую землю – в Иерусалим. Она посетила женский монастырь с храмом Марии Магдалины, в котором покоятся мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, где ей была передана частица мощей преподобномученицы Елисаветы.
В этом же году при монастыре официально открывается Богадельня (неофициально существующая с 2000 г.). С ноября месяца начинается разработка Генерального плана развития монастыря.
2008. С 2008 года активно ведется издательская деятельность монастыря: выпускаются различные листовки, например детская «Колокольчик», женская «Слава Богу за все», и др.
2009. Регулярно проводятся различные мероприятия по поддержке малоимущих, оказанию адресной помощи матерям погибших (умерших), получивших травмы и увечья воинов, приобретаются лекарства, проводятся мероприятия к памятным датам. Регулярно собираются круглые столы для решения наболевших вопросов социальной направленности. Сестры посещают военные госпитали, оказывают помощь детским приютам, домам-интернатам в виде скромных подарков, угощений, чаепитий, а также в виде создания и реализации образовательных программ духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи.
2010. Весной в истории города происходит знаменательное событие: 16 апреля 2010 г. на места трагической гибели Великокняжеских мучеников приезжает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 июля 2010 г. В Мемориальной комнате Напольной школы выступила известная исполнительница, композитор и автор православных песен и стихов Светлана Копылова. Осенью этого же года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий утверждает проект строительства Храма в честь святой преподобномученицы Елисаветы на территории монастыря рядом с Напольной школой.
2015. Начало строительства храма, заложен фундамент.

07.04.2017 года Назначение настоятельницей женского монастыря монахини Смарагды (Зыковой)

Каждый наступающий день святой обители освящается молитвой. В маленькой домовой церкви на втором этаже совершаются уставные богослужения, читается Псалтырь. Каждый четверг в Мемориальной комнате Напольной школы служится молебен с чтением канона и акафиста преподобномученицам Елисавете и Варваре. В обители постоянно возносятся молитвы о мире всего мира, о всех людях: больных, нуждающихся, счастливых и несчастных, о благодетелях и благоукрасителях и о всех православных христианах, как живых, так и отшедших в мир иной. Молитвы сестер подкрепляются неиссякаемой благодатью Божьей, исходящей от присутствия самой Елисаветы Феодоровны, которая молилась и трудилась на этом самом месте и ещё от святынь, хранящихся в монастыре. В обители находится икона святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары с частичками мощей, привезенных матушкой Олимпиадой из Храма Марии Магдалины в Иерусалиме, где с 1921 года почивают священные мощи этих двух святых. Также хранится копия, сделанная специально для монастыря, с чудотворной иконы Божьей Матери «Песчанская», которая украшена окладом с оригинала самой чудотворной иконы.

Не только молитвой, но и заботой о ближних в монастыре продолжают дело Елизаветы Фёдоровны: «Дети мои! Станем любить не словом, а делом и истиною». Регулярно проводятся мероприятия по поддержке малоимущих. Оказывается адресная помощь, приобретаются лекарства, проводятся чаепития и мероприятия к памятным дням. В круг обязанностей сестер входит посещение больниц и других учреждений. При монастыре работает Воскресная школа. Святая обитель ждет новых насельниц, искренне ищущих Господа и желающих служить ближним по доброму примеру Великой Русской Матушки — Елисаветы Феодоровны Романовой.

О святынях монастыря:

В монастыре находится икона святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары и мощевик с частичками мощей, привезенных игуменией Олимпиадой из Храма Марии Магдалины в Иерусалиме, где с 1921 года почивают священные мощи этих двух святых.

Преподобномученица Елисавета начала свой жизненный путь 1 ноября 1864. Её благочестивые родители — Великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV и принцесса Алиса, дочь английской королевы Виктории. В атмосфере веры, любви и милосердия выросла маленькая Элла, будущая русская святая.

Принцесса Елизавета начала выезжать в свет в 1881 году. Она покорила своей удивительной красотой сердца лучших женихов Европы. Многие добивались ее руки и сердца, но всех ждал отказ. Еще в ранней юности при­нцесса полюбила Великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра III, когда тот вместе с матерью гостил в Германии. В 1884 году на предложение Сергея Александровича вступить с ним в брак она ответила согласием.

После посещения Палестины в 1888 году Елиса­вета Феодоровна Романова окончательно потянулась к православию. Но сделать трудный шаг и перейти в православную веру ей мешала боязнь принести огорчение и боль своим родным. Наконец в 1891 году Великая княгиня Елисавета Фео­доровна решилась на мужественный посту­пок. 13 апреля она переходит в Православие.

Трагические события произошли в жизни Елисаветы Феодоровны в годы первой революции в 1905 году. Революционеры, ненавидевшие Великого князя Сергея Александровича, с самого начала рево­люции искали случая его убить. После полудня 18 февраля 1905 года Сергей Александрович выехал в губернаторский дворец на совещание. Через некоторое время раздался сильный взрыв, от которого содрогнулся Кремль. В экипаж, в котором ехал Великий князь, революционер Иван Каляев бросил бомбу, которая попала в грудь Сергея Александровича, разорвав его тело на части. Елисавета Феодоровна сразу же почувствовала, что с мужем случилось что-то страш­ное. После гибели Сергея Александровича Елисавета Феодоровна прощается со светской жизнью и полностью посвящает себя на служение людям, нуждающимся, обездоленным. В 1909 году начинает свою деятельность Марфо-Мариинская обитель милосердия. В мае 1918 года Елисавета Феодоровна была арестована и через Пермь и Екатеринбург 20 мая привезена в Алапаевск. Здесь вместе с остальными узниками – князьями дома Романовых – были размещены в здании Напольной школы. В ночь с 17 на 18 июля приняли мученическую кончину от рук палачей, всех мучеников сбросили в шахту в 15 км от города Алапаевск. Осенью 1918 года тела Елисаветы Феодоровны и князей были подняты. 11 октября с 2016 года празднуется обретение мощей прмц. Елисаветы Феодоровны.

В дни памяти прмцц. Елисаветы и Варвары совершаются богослужения и крестный ход до шахты на Межной – месте мученической кончины.

По молитве перед мощами прмцц. Елисаветы и Варвары происходят многочисленные чудеса. Во время нахождения святыни в поездке по разным городам России совершалось множество исцелений от недугов, обращались люди из иной веры, принимали Крещение по молитве к прмц. Елисавете родных.

Старая деревянная Екатерининская церковь в Алапаевске до ее перестройки в камне

История Екатерининской церкви

В 1711 году в стенах мужского Богоявленского монастыря (находившегося на месте современного села Кировского Алапаевского района), одной из старейших на Среднем Урале обителей, был построен деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины. В XVII столетии Богоявленский монастырь сыграл важнейшую роль в хозяйственном и духовном освоении южной части Среднего Урала, иноки обители участвовали в сражениях с отрядами кочевников, опустошавшими в XVII веке селения первых русских поселенцев.

В 1764 году по закону о секуляризации обитель лишилась всех своих земельных владений, а через несколько лет совсем была упразднена. В 1783 году монахи монастыря со всем имуществом были переведены в западносибирское село Абалак, где был основан новый Абалакский монастырь, позднее ставший самым известным на территории Западной Сибири. В 1792 году деревянное здание Екатерининской церкви было разобрано, перенесено в Алапаевск и установлено на кладбище (ныне это район металлургического завода).

Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь вновь переносят уже на северо-восточную окраину города на новое кладбище (она стояла на месте, где в наше время находится трапезная). Современный каменный храм в эклектичном стиле с использование архитектурных элементов прошлых эпох русского и европейского зодчества был построен в 1912 году на средства благочестивого купца Николая Черных и его жены Елены. Храм был построен в память безвременно умершей дочери семьи Черных.

Екатерининская церковь в Алапаевске в середине XX века

После сооружения храма в нем сразу были сделаны росписи, фрагменты которых сохранились на куполе. Нынешний иконостас – подарок для церкви от рабочих металлургического завода, изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских.

После революции в 1918 году история храма была связана с жизнью и мученическим подвигом Елизаветы Федоровны и других князей из рода Романовых.

Екатерининский храм в Алапаевске сегодня

В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь.

Ядром церковной общины были монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из монахинь пришли в Екатерининскую церковь. Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную жизнь согласно старинным правилам, жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей, храня до лучших времен еле заметный огонек православной веры.

На кладбище рядом с Екатерининской церковью до наших дней сохранились могилы монахинь, сыгравших важнейшую роль в сохранении очага православия на Алапаевской земле. Их имена помнят и сейчас – схиигумения Таисия, которую сестры называли за ее молитвенный подвиг Моление наше, монахиня Ольга, инокиня Аполлинария, монахиня Анна, схимонахиня Антонина, прослывшая прозорливой, и многие другие.

Община Екатерининской церкви в Алапаевске во главе с настоятелем отцом Павлом (служил в храме с 1953 по 1957 годы)

Екатерининская церковь в Алапаевске и Романовы

В мае – июне 1918 года Екатерининская церковь стала последним храмом, где молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра последней русской императрицы, и другие великородные узники, находившиеся в заточении в Алапаевске. Именно здесь, в катаверной при кладбище у Екатерининской церкви, были на первое время после поднятия из злополучной шахты, в октябре 1918 года, помещены тела убитых Романовых. Именно здесь в Екатерининском храме была отслужена первая заупокойная служба по невинно убиенным князьям.

Алапаевские мученики

Об этом написал близкий друг Елизаветы Федоровны Романовой игумен Серафим (Кузнецов): «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. Народу было так много, что не только заполнен был храм, но и вся окружающая площадь. Утром 19 октября из Свято-Троицкого собора пришли крестным ходом в кладбищенскую Екатерининскую церковь, где отслужили панихиду, и с пением «Святый Боже» гробы понесли в собор, где была совершена заупокойная литургия, а после таковой отпевание мученически пострадавших Августейших Страстотерпцев. На отпевании было еще больше народу, ибо собрались люди не только Алапаевска, но и из окрестных деревень. Многие плакали навзрыд. После отпевания певчие пели трогательные стихиры святого Иоанна Дамаскина, народ прощался с мучениками, а после прощания гробы были взяты на руки и при пении многолюдного хора «Святый Боже», похоронном перезвоне колоколов и духовной военной музыке «Коль Славен» были перенесены в каменный склеп, по правую сторону алтаря собора, где были поставлены, и вход в склеп был заложен кирпичом».

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница»

До наших дней в храме сохранилось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и разрушенных храмов в Екатерининскую церковь и тем самым спасены от уничтожения в советские годы.

Верующие особенно почитают икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», список с древней афонской святыни (ныне это один из самых известных чудотворных образов на Среднем Урале). Икона была написана в 1904 году в русском монастыре святого целителя Пантелеймона на Афоне и затем торжественно проследовала в Бобровский женский монастырь. Еще до революции в стенах обители икона прославилась чудотворениями. С тех пор ежегодно 21 сентября и 9 ноября, день повсеместного празднования икон «Скоропослушницы», в монастырь стекалось большое количество богомольцев.

Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Во время закрытия Бобровской обители «Скоропослушница» явила чудо: по преданию, богоборцы попытались выбросить икону из храма, но не смогли пронести ее и нескольких шагов. Настоятельница Татиана с сестрами вывезли икону в деревню Калганово, где поселились общинно. Схиигуменья Таисия (принявшая схиму Татиана) после смерти завещала похоронить ее на кладбище в Алапаевске, а икону «Скоропослушницы» перевезти в кладбищенскую церковь святой великомученицы Екатерины.

Отец Павел (первый слева) перевез икону Божией Матери «Скоропослушница» в алапаевский храм

В марте 1954 года отец Павел Чазов и казначей Алексей Павлович Сажин на подводе перевезли икону в Алапаевск. У Екатерининской церкви икону торжественно встретили отец Иоанн Зыков, множество прихожан и хор. Особая радость была среди монашествующих сестер Бобровской обители, которые жили при Екатерининском храме. С тех пор икона «Скоропослушницы» пребывает в Екатерининской церкви.

Икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» во время крестного хода в Алапаевске

Икона Параскевы Пятницы и другие особо почитаемые образы Екатерининской церкви

В храме также почитается образ Параскевы Пятницы. Икона до революции находилась в старинном храме села Мурзинского, столице легендарной Самоцветной полосы Урала. Немного о ее истории.

Написание иконы относят к началу XVIII века. Первоначально она находилась в часовне на полях в окрестностях нынешнего села Кайгородского современного Пригородного района. Когда в часовне в начале XVIII века случился пожар, то икона чудесным образом не пострадала. После этого ее перенесли в мурзинский Сретенский храм. Икона была помещена в специальный предел Параскевы Пятницы и постепенно обрела славу чудотворной, став своеобразным символом Мурзинки. Местные горщики и старатели почитали Параскеву Пятницу за свою покровительницу (быть может, как Медной горы Хозяйку), дарили для украшения ее оклада лучшие камни из своих находок. Говорят, что в начале XX столетия даже без дорогих самоцветов оклад иконы из червонного золота оценивался в 10 тысяч рублей.

Икона привлекала в Мурзинку многочисленных богомольцев. Особенно много паломников прибывало в Мурзинку на время «самоцветной» ярмарки, к девятой пятнице по Пасхе. После литургии в этот день совершался крестный ход с иконой в деревню Южакову. А в шестую неделю по Пасхе ежегодна организовывался многолюдный крестный ход с иконой в Кайгородское, где она некоторое время пребывала.

После закрытия Сретенского храма в Мурзинке икону удалось спасти, образ был перенесен в Екатерининскую церковь в Алапаевске. В Алапаевском храме икона также особо почитается: об этом свидетельствуют многочисленные украшения, подаренные образу нашими современниками.

Еще одна старинная икона Екатерининской церкви, образ целителя Пантелеймона, была написана в Греции в 1904 году. В Алапаевском храме пребывает и вторая икона целителя Пантелеймона, которая имеет интересную историю. Икону пытались сжечь на костре, но одна девочка выхватила ее из огня и побежала. Бежавшие за ней взрослые мужчины не смогли ее догнать. За многие десятилетия в XX веке икона пребывала во многих регионах страны, потемнела от времени. Но, когда икону принесли в Екатерининский храм, она просветлела.

Екатерининская церковь в Алапаевске

В храме также почитается современная икона святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары с частицей мощей Великой княгини.

Могила Болеслава Ростоцкого

Сразу за алтарем Екатерининской церкви на Алапаевском кладбище можно рассмотреть несколько старинных каменных надгробий. Одно из них хорошо сохранилось над могилой судебного следователя Болеслава Осиповича Ростоцкого (1848 — 1913). Его внук, С. И. Ростоцкий в советские годы стал знаменитым кинорежиссером, создателем таких шедевров, как «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо», а правнук — А. С. Ростоцкий, известным актером и телеведущим. В Алапаевск Болеслав Осипович попал из Петербурга, где являлся действительным статским советником и довольно известным юристом, за отказ участвовать в процессах политзаключенных. Сегодня за памятником из-за отсутствия родственников бережно ухаживает Л. Струсевич.

У могилы Болеслава Ростоцкого

О других святых местах Алапаевска

История всех среднеуральских храмов, сохранивших богослужение в XX столетии

Экскурсии по Режу и Среднему Уралу, туры по России для групп школьников и взрослых на сайте турфирмы «Малыш и Карлсон» http://www.mkt1996.ru

История города Реж и его достопримечательности на сайте http://www.rezh1773.com

Приглашает всех жителей и гостей города

  • Приглашаем принять участие в онлайн-викторине 15.05.2020 16 мая в 18 часов приглашаем поучаствовать в бесплатной онлайн-викторине «Mozgo Party», где Вы можете проверить знания о музеях и посоревноваться со своими друзьями! Ждём Вас! https://nightso.mozgo.com/ Читать полностью →
  • Играем вместе с детьми. «Дойти до Берлина!» 15.05.2020 http://ugvim.ru/virtualmuseum/games/GettingToBerlin/index.html На боевом танке Т-34 нужно пройти путь от Москвы до столицы Германии, отвечая на вопросы о войне, и победить! Читать полностью →
  • Расписание трансляций онлайн акции Ночь музеев Свердловской области 2020″ 15.05.2020 https://www.youtube.com/watch?v=ULzYaBBO3bY&feature=youtu.be Читать полностью →
  • Киносеанс «Сражаюсь, верую, люблю». Слайд-фильм «Романовы во Второй Мировой войне» 15.05.2020 Фильм повествует о представителях Российского Императорского Дома в годы Великой Отечественной войны расскажет о людях, рожденных в «тени трона Императоров Российских», которые в годы испытаний, находясь в эмиграции, всеми силами помогали Победе в Великой Отечественной войне. https://youtu.be/VAKXCe6LgMc Читать полностью →
  • Викторина для взрослых «Вехи Памяти и Славы». 15.05.2020 Пройди по ссылке, стань ПОБЕДИТЕЛЕМ🏆 взрослой 🔞 викторины🎓 и получи БЕСПЛАТНЫЙ билет на одну из увлекательнейших программ нашего музея 👇 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeLEUx0TOKPN7GNLlo7mD25qJO_E7ZsdelRg3MbgMOpPfPuNw/viewform?usp=sf_link Читать полностью →