Епископ митрофан

Издание «Православие и Мир» : И Север, и флот епископ Митрофан знает и любит. Потомственный военный моряк. С 1976 года служба на Северном флоте. С 1979 года в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов. В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга. В 2000 году принял монашеский постриг. Важнейшим предметом своего архипастырского служения считает работу с военными.
Открытое письмо прихожан: Уважаемая редакция! Обращаются к вам жители Мурманской области. Мы хотели бы опубликовать открытое письмо в вашу редакцию с целью обличить грехи нашего епископа Североморского и Умбского Митрофана (Баданина). Терпеть те беззакония, которые он творит в своей епархии, больше уже не возможно!
Владыка Митрофан: Североморская епархия возникла не как плод сухих административных решений, не из соображений необходимости организационными мерами расширить архиерейскую власть на территории Мурманской области, а, скажу прямо, по очевидному промыслу Божию. Прощаясь со мной после архиерейской хиротонии, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что только сейчас в полной мере приходит осознание важности принятого решения и острой насущности, чрезвычайной значимости тех задач, что стоят перед новой епархией на Арктическом направлении. Только сейчас, глубже вникнув в проблемы и познакомившись с ситуацией на Кольском полуострове и Северном флоте, Святейший Владыка в полной мере осознает, что это было действительно стратегическое решение.
Открытое письмо прихожан: С появлением на севере России Североморской епархии и ее нового правящего архиерея Митрофана (Баданина) можно уже смело говорить о закате деятельности Русской Православной Церкви в этом регионе.
Владыка Митрофан: Но я верю: если Господу наше дело угодно (а оно очевидно угодно), то все получится. Надо только общаться с людьми и внимательно смотреть, кого Он посылает мне в помощники. Епархии умножаются не просто для удобства в управлении — я верю, что Господь прощает Россию за весь грех XX века, и в умы наших правителей возвращается понимание великих ее задач и особой роли в мире. А без Церкви этого не реализовать. Поэтому сейчас первое мое дело — это поездки по приходам, по частям, кораблям, встречи с офицерами. Беседую, смотрю в глаза.
Открытое письмо прихожан: Епископ Североморский и Умбский Митрофан Баданин в последнее время стал яркой звездой на небосклоне РПЦ. На закате своих лет, а ему уже 63, он сделал умопомрачительную карьеру. Написал по непроверенным источникам и без особого критического анализа жития Кольских святых, выдвинул новую теорию о том, что благоверный князь Александр Невский был первооткрывателем русского заполярья и постоянно торговал на Кольском полуострове, считая его форпостом русского севера. Несмотря на такие «открытия», и его славную биографию потомственного моряка, есть многие моменты, которые умалчивает история.
Владыка Митрофан: Мое прежнее место служения до избрания в архиереи, село Варзуга — это одно из очень красивых, но и бедных рыбацких поселений на Терском берегу Белого моря. Население- четыреста человек (и это считается крупное село). Сейчас меня там сменил иеромонах, там же служит иеродиакон. Семейному священнику в тех местах прокормиться трудно. Уединенные, молитвенные, намоленные прежними поколениями места. Это не советские города Кольского полуострова, построенные в 1930-40-е, а древние поселения, со своими вековыми святынями, деревянными храмами, святыми источниками… Для монашеской скитской жизни — вообще оптимальный вариант.
Открытое письмо прихожан: Дело в том, что после увольнения с армии Алексей Баданин несколько лет занимался предпринимательством с одним мурманским бандитом, перегоняя автомобили из Тольятти и перепродавая их на Кольском полуострове. Доходы позволили Баданину приобрести 3 квартиры в Санкт-Петербурге, в одной из которых он поселил свою семью. На эти же деньги они вместе с его подельником кутили по кабакам и саунам Мурманской области, пользуясь обильными ласками заполярных жриц любви, о чем до сих пор ходит слава по всей Мурманской области.
Владыка Митрофан: К монашескому пути меня привело благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — неожиданное и первоначально сложное даже для восприятия, не то, что для принятия. Вообще-то я приехал в Псково-Печерский монастырь за благословением на венчание. В течение недели старец не давал мне ответа. Это было удивительно и, в общем то, для него нехарактерно. Помню, его келейница удивлялась: «Не знаю, почему батюшка молчит… Странно, не хочет вам давать ответ почему-то».

В течение этой недели я жил и трудился в монастыре. Сейчас я понимаю, что, наверное, отец Иоанн взвешивал свой ответ в сердце и ждал воскресенья, чтобы помолиться за литургией. После литургии он вышел и дал мне ответ — что он благословляет меня на принятие монашества.
Можно представить, каким было мое возвращение в семью. Но, тем не менее, супруга сумела мужественно принять это благословение. Мы остались в очень добрых отношениях. Конечно, предполагалось наше обоюдное согласие на постриг. Но на монашество она не решилась и осталась в миру. Пока не решилась.
Сначала все мои друзья, родные и дети сочли, что у меня, как говорят, «крыша поехала». Но теперь все по-другому, в моем окружении все радикально изменилось. Все мои близкие стали искренне верующими людьми, обрели, казалось, навсегда потерянное счастье в семейной жизни. Господь все дал — и детей, и внуков. Они понимают, что мое решение, принятие воли Божьей, открытой в том благословении старца, привело, по сути, к спасению нашего вымиравшего тогда рода.
Удивительно, но изменилось и мое сугубо атеистическое прежнее окружение

Открытое письмо прихожан: Узнав о бесчисленных супружеских изменах, красавица жена подала на развод, забрав с собой малолетнего сына.
Накутившись вдоволь, будущий северный владыка решил поменять профессию и перейти на высокое духовное служение, устроившись в Мурманскую епархию. Через некоторое время, в 2000 году он принял монашеский постриг, а затем священный сан.
Владыка Митрофан: От прошлой жизни, и от меня прежнего нужно было решительно оторваться — не просто надеть черные одежды и продолжить жить в той же городской суете, гордясь и кичась своими талантами и способностями, а умереть для прошлой жизни по-настоящему.
Митрополит Мурманский Симон, мой нынешний духовный наставник, мудрейший человек, чьему духовному чутью я полностью доверяю, отправил меня в это дальнее село, в глубинку, в полную уединенность. Там и дороги-то не было сначала, да и сейчас в соседние дальние села вертолетом только добраться можно. Я ужаснулся: «Да что ж это такое! Дальше просто некуда!» — и только потом понял эту мудрость. И начал трудиться.
Открытое письмо прихожан: Но и тут все пошло наперекосяк. За отвратительное ведение службы и непослушание, местный архиерей отправил его в ссылку в отдаленную Варзугу.
Владыка Митрофан: Шло время, я, как говорится, свил себе гнездышко, что-то опять начал планировать… Действительно, многое удалось, создан, по сути, духовно-исторический центр нашего края, куда теперь стремятся паломники со всей Мурманской области. Слово Варзуга — это теперь брэнд! На четыреста человек населения у нас пять старинных храмов практически уже восстановлены, и в них семь престолов!
И вдруг, вновь нежданно-негаданно, Господь забирает меня с насиженных мест, призывает на архиерейское служение и велит: «Вернись обратно в Североморск, исправь то, что ты делал там нехорошо, и что иные, подобные тебе, продолжают делать нехорошо. Ты это все знаешь, это твои родные по духу и крови друзья-офицеры. И бывших офицеров не бывает. Вот тебе новая нива духовная».

И вот я все оставил — и моих прихожан-поморов, и храмы, и духовно-просветительский центр нашего края. Слава Богу, отдал в надежные руки, надеюсь, не загубят. Тем более, я отстоял и Варзугу, да и весь Терский берег Белого моря — они тоже перешли в мою Североморскую епархию. Возвели меня в новый статус архиерейский, и вернулся я в Североморск.
Открытое письмо прихожан: Нахлебавшись вдоволь холодных щей в Варзуге, Баданин смекнул, что «ловить» от мурманской церкви больше нечего и стал писать книжки. Поехал в Москву в поисках благодарных слушателей и читателей. Москва в лице заброшенной околоправославной интеллигенции заглотила этого червячка, слава пошла. В это время его невозможно было найти в его родной Варзуге, где немногочисленные прихожане искали своего пастыря. Пастырь стриг овец в других городах православной России.
Владыка Митрофан: Так вот, круг замкнулся. Божий промысл мне прямо «в лоб», без вариантов показывает: «Я веду тебя, только ты принимай, иди, терпи и служи достойно».
Открытое письмо прихожан: Такое положение дел его перестало устраивать, вдобавок к этому, начались постоянные пререкания с правящим архиереем по поводу его несанкционированных вылазок в мир. Надо было что-то менять… Бывший запойный алкоголик и кутила Баданин кодируется от алкоголизма (об этом ярко свидетельствует один из его архиерейских указов по епархии, запрещающий духовенству распитие спиртных напитков даже на Пасху), продает квартиру в Санкт-Петербурге и, договаривается за 100000 долларов с одним из членов Священного Синода, что тот его «продвинет» в архиереи. Так и произошло. В 2013 г. его рукоположили в епископа Североморского и Умбского.
Владыка Митрофан: Мат — наша гордость, наша духовная подоплека, наша сила. Идя в бой, начиная важное дело, нам надо как следует материться. Нет сомнений, что мат обладает колоссальной силой. Он как допинг стимулирует человека, действует наподобие наркотика. И привычка к мату, во многом, носит наркозависимый характер. Даже когда человек искренне стремится избавиться от этой зависимости, он вынужден прибегать в своей речи к словам «заменителям», типа «блин» и т. п. Точно так же, как отвыкающие от наркотических средств или от алкоголя взамен подчас пьют крепкий кофе или заваривают чифирь. В своей книге «Неугасимая лампада „Курска“» я старался открыть сокровенные, духовные причины той страшной трагедии в Баренцевом море. И проблеме матерщины я посвятил там целую главу.
Открытое письмо прихожан: Недавно, видимо для отвода глаз, Баданин преподнес патриарху Кириллу свое новое творение «О вреде мата». Не понятно, то ли это намек патриарху, то ли ничего более ценного он преподнести патриарху не смог.
Владыка Митрофан: Люди живут практически единой семьей, по единым законам. Все друг о друге заботятся, переживают и друг с друга спрашивают. Как в песне: «никуда на деревне не спрятаться, не уйти от придирчивых глаз». Естественно! Это не город, где творю, что хочу, и никому нет никакого дела. А в селе все у всех на глазах, да практически еще все родственники — попробуй, сделай что-нибудь недостойное!

Был такой мудрый человек, питерский священник Василий Ермаков. Я любил с ним послужить, а он меня любил и духовно наставлял, и я с благодарностью вспоминаю его советы. У него была поговорка: «кто как молится, так тому и подают». Всякий раз, когда, обвешанный пакетами с подарками, заходил он в алтарь, то с хитринкой произносил эту фразу. И все соглашались.
Открытое письмо прихожан: Совсем недавно начались недовольства архиереев близлежащих епархий, которые нервозно приглядываются к его визитам то по поводу негласного обретения мощей (без комиссий и проверок подлинности), то по поводу посещения родины якобы его родственника, который в святцах. Истинная же причина этих экскурсий — это поиск нового более теплого (по климату) места, чтобы не замерзнуть на старости лет в Заполярных морозах.
Владыка Митрофан: Все зависит от напряженности нашей службы. Сегодня военнослужащие на Севере — достаточно обеспеченные люди.
… Епархия у меня небогатая. Принцип деления прежней епархии вполне понятен. Мурманской остались многонаселенные промышленные центры с градообразующими предприятиями: Мурманск, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск. Нашей Североморской досталось побережье с маленькими гарнизонами и вымирающими рыбацкими деревеньками. У нас просто разные сферы деятельности. Моя епархия больше (две тысячи километров побережья), а по населению в четыре с половиной раза беднее. Как выживать?
Открытое письмо прихожан: В итоге, люди знающие этого проходимца, недоумевают, как такой человек, не исполнивший как свой воинский долг потомственного военного, предавший свою родную армию, оставивший жену и ребенка, ныне нисколько не заботящийся о своей парафии, присматривающий себе теплое местечко (не бесплатно опять же), как мог стать первым епископом севера, которому была возложена обязанность окормлять наш славный северный флот?
Владыка Митрофан: Материальных проблем нет. Проблемы духовные. Если люди пойдут в храм, то и епархия будет обеспечена — появится возможность для развития, строительства. Кто как молится, так тому и подают.
Открытое письмо прихожан: Невероятно жадный до денег Баданин стал требовать от нового наместника монастыря игумена Даниила (Топоева) баснословных барышей на свои бесчисленные загранпоездки и красивую жизнь. В отдаленном от центра монастыре с немногочисленной братией таких средств, способных удовлетворить алчность Баданина не было. В результате все более нарастающего конфликта братия монастыря приняла решение уйти от своего епископа, а сам наместник, разочаровавшись в высоких церковных идеалах и епископе, который должен был быть для всех преемником апостолов и образцом жизни, с горя оставил сан и монашество. Митрофан, зная о все происшедшем, не пожелал даже встретиться с братией разоренного им монастыря.
Вряд ли об этом деле знает и Московская Патриархия. Ведь это дело с разоренным монастырем и женившимся наместником является «секретом Полишинеля» в церковных кругах Североморской епархии.

МУРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Мурманский Никольский собор

Мурманская и Мончегорская епархия Мурманской митрополии Русской Православной Церкви

Образована постановлением Священного Синода от 27 декабря 1995 года в пределах Мурманской области, будучи выделена из состава Архангельской епархии. С 28 декабря 1999 года в ведение Мурманского архиерея также поступил приход Русской Православной Церкви в городе Киркенес, Норвегия.

2 октября 2013 года из состава Мурманской епархии была выделена самостоятельная Североморская, после чего в ведении Мурканской кафедры остались Апатитский, Кировский, Ковдорский районный, Мончегорский, Мурманский, Оленегорский и Полярнозоринский городские округа, а также Кандалакшский, Кольский и Ловозерский районы Мурманской области. Одновременно Мурманская епархия была определена центром новоучрежденной Мурманской митрополии. При устройстве жизни митрополии, уже в конце того же года часть Ловозерского и Кольского районов были на деле также подчинены Североморской кафедре.

Статистика

  • декабрь 2011 — храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен и т.п.) — 117. Храмов и иных молитвенных помещений на территории монастырей — 6; при светских учреждениях — 35; часовен (за исключением указанных выше) — 18. Количество приходов, имеющих юридическую регистрацию — 54; приписных храмов — 19. Священников — 58 (в том числе 18 монашествующих); диаконов — 11 (в том числе 2 монашествующих)

Архиереи

  • Симон (Гетя) (27 декабря 1995 — 26 февраля 2019)
  • Митрофан (Баданин) (с 26 февраля 2019)

Мурманская митрополия. Карта с сайта Североморской епархии по состоянию на кон. 2013 г.

География благочиний

  • Мурманское
  • Кандалакшское
  • Кольское
  • Мончегорское

Монастыри

  • Мурманский Троицкий Феодоритов Кольский (мужской)
  • Хибиногорский Казанский (женский)

Ранее подчинённые епархии

  • Трифоно-Печенгский (мужской, ныне в пределах Североморской епархии)

Периодические издания

  • Православная жизнь Русского Севера
  • журнал Батюшка. Православная жизнь Русского Севера
  • Миссионерская православная газета
  • культурно-просветительская газета Матушка

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

Страница официального сайта Русской Православной Церкви,

Отзыв: Книга «Духовные истоки русской революции» — Епископ Митрофан — Ответы на свои вопросы я не нашел

Вера в Бога- это тема индивидуальная, на мой взгляд. Спорить о существовании или не существовании Бога бессмысленно, глупо. Я предпочитаю, когда люди остаются при своем мнении, которое не пытаются навязать другим. У меня с верой всё сложно, но книгу «Духовные истоки русской революции» Епископа Митрофана прочитать мне хотелось.
А посоветовала книгу мне мама- человек, глубоко верующий. Одним из вечеров зашел разговор о революции, об императорской семье, которую убили. И на мой вопрос «За что Николая причислили к лику святых?», мама ответила, что ответ я смогу найти в этой книге.

Общая тема книги- это революция. От того момента, с чего всё началось и до того, во что в итоге всё вылилось. Естественно речь не просто о революции, а о революции в свете религии.

Периодически в книге встречаются черно-белые картинки, которые абсолютно не нужны. Они не помогают лучше понять написанное в книге, а наоборот только отвлекают. Вот будь вместо художественных картинок реальные фотографии, то это было бы уместно.

Книга»Духовные истоки русской революции» меня вообще не зацепила. Всё написанное- это индивидуальное мнение автора, которое не подкреплено абсолютно ничем. Это суждение одного человека, а людей у нас много, у каждого свои мысли. Читается книга трудно ввиду обилия использованных религиозных слов, цитат, терминов. Я понимаю, что книга не для безбожников написана, но можно ведь более приземленно мысли свои формулировать? По-простому, по-крестьянски.
Пожалуй главным разочарованием для меня стало то, что ответы на свои вопросы я не нашел. Больше всего конечно интересовал вопрос о канонизации, и ответа я на него не нашел. Разобран этот момент очень кратко и поверхностно. Да чего там говорить, раз даже сама церковь вела ожесточенные споры по этому вопросу. А уж если не все религиозные высшие чины согласны с причислением к лику святых царской семьи, то чего уж говорить обо мне, далеком от церкви человеке, пытающем найти ответ.
Если честно, то мне ни тепло ни холодно от того, заслуженно или нет царская семья стала святой. Стала и стала, с меня не убудет. Просто интересен подход к этому назначению. Что сделала царская семья для этого? Не отреклась от престола? Так давайте всех, кого свергли с престола в святые запишем. У меня есть пример, когда, на мой взгляд, канонизация была сделана правильно. Парень попал в плен, где ему предложили сорвать крестик и принять ислам в обмен на свободу. И он отказался менять веру, за что и был убит. Вот это я понимаю пример мученичества во благо религии.
Книгу «Духовные истоки русской революции» Епископа Митрофан буду рекомендовать к прочтению всем, кто считает себя религиозным человеком и интересуется чужим мнением насчет революции в призме религии. Спасибо за внимание!
p.s. и пожалуй соглашусь с Отто Бисмарком, что «революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются плодами революций подонки».

Русская Православная Церковь

Митрофан, митрополит Мурманский и Мончегорский (Баданин Алексей Васильевич)

Дата рождения: 27 мая 1953 г.

Дата хиротонии: 24 ноября 2013 г. Дата пострига: 11 июня 2000 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 27 мая 1953 г. в Санкт-Петербурге. Крещен в младенчестве в Никольском Морском кафедральном соборе Петербурга.

В 1976 г. окончил Высшее военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 г. — командир кораблей различных классов.

В 1995 г. окончил Военно-морскую академию. В 1997 г. демобилизован в звании капитана 2-го ранга.

С 1998 г. — пресс-секретарь епископа Мурманского Симона и руководитель издательства Мурманской епархии. Основатель и первый редактор газеты Мурманской епархии «Православная миссионерская газета».

В 1999 г. поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру.

В 2000 г. получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества.

11 июня 2000 г. архиепископом Мурманским Симоном пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана, первого патриарха Константинопольского.

13 июня 2000 г. рукоположен во диакона, 25 июня того же года — во пресвитера.

28 марта 2007 г. возведен в сан игумена.

До избрания во епископа являлся настоятелем Успенского прихода с. Варзуга, благочинным Терского округа, председателем комиссии по канонизации святых Мурманской епархии.

В 2009 г. присвоена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации, подготовленной на кафедре истории Русской Церкви ПСТГУ (тема «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов»).

С 2010 г. — член Союза писателей России.

Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. (журнал № 111) избран епископом Североморским и Умбским.

Наречен во епископа 1 ноября 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 24 ноября за Божественной литургией в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 138) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.

6 июня 2018 г. на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта избран председателем комиссии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 46) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С июля 2018 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 10) назначен Преосвященным Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии.

17 марта 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

В феврале-апреле 2019 г. временно управлял Североморской епархией.

Образование:

1976 г. — Высшее военно-морское командное училище.

1995 г. — Военно-морская академия.

2005 г. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (кандидат богословия).

Место работы: Мурманская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Мурманская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта (Председатель) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Митрофана (Баданина) при наречении во епископа Североморского и Умбского.

Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов (кандидатская диссертация).

Автор 19 книг и около 30 статей (в том числе в «Православной энциклопедии») по истории Крайнего Севера, богословию и агиографии.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — медаль прп. Трифона Печенгского I ст. (Мурманская епархия);
  • 2018 г. — орден прп. Серафима Саровского III ст.