Епископ серапион дунай

Русская Православная Церковь

Илиан, епископ (Востряков Геннадий Михайлович)

Дата рождения: 16 октября 1945 г.

Дата хиротонии: 25 ноября 1979 г. Дата пострига: 24 февраля 1974 г.

Страна: Россия Биография:

Родился 16 октября 1945 г. в Челябинске. В 1964 г. окончил среднюю школу в г. Челябинск.

В 1964-1967 гг. проходил военную службу в рядах Вооруженных сил.

В 1969-1971 гг. учился в Московской духовной семинарии, в 1971-1975 гг. — в Московской духовной академии. В годы учебы в МДА являлся иподиаконом митрополита Тульского и Белевского Ювеналия, председателя ОВЦС МП. В сентябре 1973 г. назначен личным секретарем митрополита Ювеналия в ОВЦС МП.

В феврале 1974 г. митрополитом Ювеналием пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, а в декабре того же года — в сан иеромонаха во Всехсвятском кафедральном соборе г. Тулы.

В 1975 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1976-1978 гг. обучался на Богословском факультете Понтификального Грегорианского университета в Риме. После возвращения в Москву был принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры и продолжил работу в ОВЦС МП в качестве референта по вопросам Римско-Католической Церкви.

16 ноября 1979 г. митрополитом Ювеналием возведен в сан архимандрита.

25 ноября 1979 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Солнечногорского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, Блаженнейший Митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, митрополит Киевский и Галицкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Зарайский Иов.

С ноября 1979 г. по август 1980 г. — временно управляющий Свердловской и Челябинской епархиями.

С июня 1981 г. по июль 1982 г. — временно управляющий Пермской епархией.

С июля 1982 г. по июль 1990 г. — епископ Калужский и Боровский.

С июля по октябрь 1990 г. — епископ Тобольский и Тюменский.

С марта 1991 г. по декабрь 1995 г. — епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия).

Решением Священного Синода от 17 февраля 1997 г. почислен на покой по состоянию здоровья. В феврале того же года Святейшим Патриархом Алексием II назначен почетным настоятелем Никольского храма г. Наро-Фоминска Московской области.

Образование:

1971 г. — Московская духовная семинария.

1975 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

1978 г. — Богословский факультет Понтификального Грегорианского университета в Риме.

Сербская Церковь требует от властей Черногории освободить своего епископа

Митрополит Амфилохий: власть разжигает гражданскую войну в Черногории Митрополит Амфилохий: власть разжигает гражданскую войну в Черногории
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Утром 15 мая большое количество верующих собрались у здания суда в Никшиче для того, чтобы поддержать заключенного с 12 мая епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и священников, находящихся вместе с ним. Граждане собрались после 9 часов у Основого суда в ожидании решения судьбы заключенных. Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с арестом в Черногории епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и семерых клириков Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал ситуацию с арестом сербского духовенства в Черногории
В комментарии РИА «Новости» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион изложил позицию Русской Православной Церкви в связи с арестом в Черногории управляющего Будимлянско-Никшичской епархией епископа Иоанникия и семерых священнослужителей кафедрального собора города Нишича. Митрополит Порфирий призвал черногорские власти не уподобляться Энверу Ходже Митрополит Порфирий призвал черногорские власти не уподобляться Энверу Ходже
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий призвал власти Черногории не усугублять своими действиями и без того сложную ситуацию в связи с задержанием епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия и священников епархии. Митрополит одним из первых выразил поддержку своему собрату архиерею, и напомнил черногорским политикам, что существуют и другие пути выхода из ситуации, в которую они завели общество и сами себя недавним принятием несправедливого закона о свободе вероисповедания. В Черногории почтили память невинных жертв агрессии НАТО В Черногории почтили память невинных жертв агрессии НАТО
По случаю годовщины преступной бомбардировки НАТО населенного пункта Мурино в Черногории результате которой было убито шестеро его жителей священник Боян Радунович совершил 30 апреля 2020 года Божественную литургию в местном храме Св. Параскевы. Протест верных Богу Протест верных Богу
В Черногории продолжает полыхать костёр протестов — десятки тысяч верующих уже не первый месяц выходят на крестные ходы и протестные акции, чтобы защитить каноническую Церковь от действий раскольников. Патриарх Ириней: За властями Черногории стоит великая адская сила Патриарх Ириней: За властями Черногории стоит великая адская сила
Святейший Патриарх Ириней считает, что за властями Черногории, стремящимися расколоть и уничтожить Сербскую Церковь, стоят очень влиятельные силы. Об этом он сказал в своей речи после литургии, общаясь к верующим, собравшимся на молитву и крестный ход в поддержку епархий Сербской Церкви в Черногрии. Очеред ной крестный ход в поддержку Церкви прошел в воскресенье 26 января в Земуне и Новом Белграде. Лидеры Сербии и Черногории не договорились по вопросу Сербской Церкви Лидеры Сербии и Черногории не договорились по вопросу Сербской Церкви
Лидеры Сербии и Черногории Александар Вучич и Мило Джуканович не смогли достичь общих позиций по ситуации вокруг Сербской Православной Церкви.

Бийчане «страшные и кровавые»: как епископ Серапион «единство» продвигает

Светлана Шаповалова, 13 января 2017, 03:32 — REGNUM В Бийский епархии назревает скандал, который, судя по всему, не может не дойти до патриарха Московского и всея Руси Кирилла: в главном храме наукограда — Успенском кафедральном соборе — наблюдается массовый отток прихожан. При выяснении обстоятельств, фабула могла бы быть такой:

Серапион, епископ Бийский и Белокурихинский Официальный сайт Бийской епархии

«Люди не хотят идти в церковь не потому, что перестали ощущать в этом потребность, а потому, что считают: новый епископ — владыка Серапион — в буквальном смысле слова разрушает намоленные годами святыни старинного храма, который, к тому же, является памятником архитектуры конца XIX — начала XX века.

Храмовый недострой в районе вокзала Бийска Светлана Шаповалова

Новый владыка, как выяснилось, еще и службы вести не умеет, и читает дурные проповеди. В них бийчане, жившие в 19 веке, обозначены, как «самые страшные и кровавые», а Иисус Христос, оказывается, не смог с первого раза с себя все грехи смыть, и ему второй раз креститься пришлось.

Начавшуюся в храме перестройку местные называют «отмыванием денег», так как не понимают, зачем нужно устанавливать новые купола и окна, которые только недавно были заменены. Но больше всего от нового наместника досталось коллективу работников Успенского кафедрального собора: глубоко верующих христиан, посвятивших служению многие годы, попросту выгнали. И сейчас в храме можно увидеть грязь и запустение. В светлый Рождественский праздник там даже не кому было исповедоваться. Ситуацию спас авторитетнейший священнослужитель — бывший настоятель Успенского собора — отец Ермоген. Хотя ему, как и остальным священнослужителям, нелегко даются теперь службы».

Рождественское убранство двора в Успенском кафедральном соборе Светлана Шаповалова

Представители духовенства, как известно, люди просветленные и терпеливые, а возникающие вопросы и проблемы предпочитают решать в своем кругу, не донося до нас, мирян. Вот и подумалось: если хотя бы половина из того, что изложено выше православными наукограда — правда, — нужно ехать в Бийск и попробовать на месте разобраться что к чему.

Забегая вперед, отмечу, что действительность оказалась и вовсе бесподобной.

Владыка Серапион, его образование и «полеты»

Серапион стал епископом Бийским и Белокурихинским в мае 2015 года. Его кандидатуру выбрали на заседании Священного Синода РПЦ. Бийская епархия находится в административных границах Бийского, Зонального, Красногорского, Солтонского, Алтайского, Быстроистокского, Петропавловского, Троицкого, Ельцовского, Целинного, Смоленского, Советского и Солонешенского районов Алтайского края. Судя по биографии, опубликованной на официальном сайте администрации Алтайского края, епископ Бийский и Белокурихинский Серапион (в миру Игорь Саввович Дунай) родился 2 октября 1967 года в Кишинёве Молдавской ССР в семье рабочего. Свою жизнь со служением Богу связал еще будучи двадцатилетним юношей, — после службы в армии. Однако первое духовное образование получил почти в 30 лет (в 1995 году — диплом Московской духовной семинарии). Еще через 8 лет отучился по специальности строителя: в 2003 году окончил Новомосковский строительный техникум по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Через год им была получена еще одна мирская специальность (окончил Тульский государственный университет по специальности «Юриспруденция»). В 2003—2011 гг. служил в штате Астанайской епархии. В 2006—2010 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии. До алтайского назначения был принят в штат Новороссийской и Геленджикской епархии во главе с епископом Феогностом (Дмитриевым).

Серапион, епископ Бийский и Белокурихинский Официальный сайт Бийской епархии

Гораздо интереснее биография Игоря Дуная выгладит на сайте Московского патриархата. Судя по ней, ни на одном месте Серапион не задерживался более года-двух. Храмы разных приходов и городов, через которые прошел Серапион, идут чередой — Кишинев, Тула, Воронеж, Астана, Пермь, снова Астана, Новороссийск, Анапа. Причем назначения, порой, производились по несколько раз в год.

А вот с духовным образованием — явный недостаток: обучение оба раза (Московская духовная семинария, 1995 год и Киевская духовная академия, 2010 год) было заочным. Кстати, весьма иронично об этом обучении высказывался миссионер, православный публицист протодиакон Андрей Кураев. «По национальности он молдаванин. И для него мука сказать на русском проповедь. Когда он пытался защитить кандидатскую работу по богословию в Киевской духовной академии — оказалось, что он не может толком ответить на вопрос, о чем написана его диссертация, и ученому совету он запомнился крайне плохим знанием русского языка», — заявлял он летом 2015 года в интервью сайту «Совершенно секретно».

А вот интерес к перестройке, инициированной Серапионом в Успенском соборе Бийска, может быть совершенно логичным, раз епископ очно закончил Новомосковский строительный техникум: строить и эксплуатировать здания и сооружения у него должно хорошо получаться. Но, как выяснилось, с этим тоже возникли проблемы.

Долгострой и «коммерческая жилка»

Многие жители Бийска помнят состоявшиеся по лету общественные слушания, на которых решался вопрос о выделении земли под очередную православную церковь в квартале АБ. Одной из причин, по которым положительное решение так и не было приятно, связано с долгостроями.

«Они места-то берут, но со стройкой дела затягиваются. Видимо, финансирования у них не хватает. На вокзале вот уже давно церковь строится — хотя когда мы там место выделяли, то предупреждали: мол, вы только не затягивайте здесь со строительством, ведь вокзал — лицо города. И тем не менее долго уже строят и, по всей видимости, так еще долго будет продолжаться», — пояснил глава администрации Бийска Николай Нонко.

На строящемся уже несколько лет храме, землю под который выделили в центре Бийска, были замечены всего двое рабочих Светлана Шаповалова

По его словам, еще один церковный долгострой расположен на улице Ударная.

«Как мне владыка Серапион сказал: там мы будем работать по технологии, которая позволяет в течение года храм построить. То есть, быстровозводимый деревянный объект пообещал открыть, но тоже что-то там у них не заладилось, затянулось и остановилось опять — стоит и не движется. Поэтому, когда речь заводят о новых отводах земли, от населения звучат претензии по поводу долгостроя», — пояснил Николай Нонко.

На вопрос о причине долгостроев — скрывать не стал, согласился с тем, что Серапиону, скорее всего, не хватает авторитета, чтобы привлечь серьезных меценатов.

«Бийск — город маленький — друг друга все знают. Вот и доходят слухи разные. К примеру, о том, как он с Ермогеном поступил. Отец Ермоген — самый авторитетный священнослужитель, посвятивший служению всю свою жизнь — сейчас он болеет. Об этой истории сам он, наверное, говорить не будет в силу своей порядочности», — отметил глава администрации Бийска Николай Нонко.

Фасад в Успенском кафедральном соборе Бийска Светлана Шаповалова

Он также высказал еще одно интересное наблюдение: «С Серипионом мы встречались всего несколько раз. В основном, во время встреч он высказывал просьбы — выделить земельный участок. А, а в последнее время — может, я не прав — но мне кажется, что в разговорах с Серапионом проявилась ярко выраженная коммерческая линия».

«Коммерческую жилку» Серапион продемонстрировал даже не встрече с алтайским губернатором в 2015 году (информация об этой встрече есть на сайте Алтайского края, — прим. ИА REGNUM). Когда 5 августа митрополит Алтайский Сергий представлял Александру Карлину трех новоназначенных епископов, чьи епархии расположены в границах Алтайского края, Серапион был единственным из епископов, кто задал вопрос «Подскажите, в каком банке лучше кредиты брать?», чем вызвал недоуменный взгляд коллег и губернатора.

Единство Серапиона и «кровавые бийчане»

«Прежде всего, единство, единство и еще раз единство. Единство священников и мирян, представителей власти и простых людей. Единство всей нашей страны», — вещает с официального сайта Бийский епархии владыка Бийский Серапион, — а на деле все выглядит, мягко сказать, странно.

Прихожане даже на диктофон проповеди его стали записывать. В одной их таких записей, сделанных на предыдущее Рождество, можно услышать не только невежественные речи, но и откровенно нерождественский смысл послания:

«< …> как Вы знаете, когда Святейший патриарх Кирилл направлял меня именно в Алтайскую митрополию, то, конечно, он говорил, что надо быть всегда внимательным, потому что именно что, если взять посмотреть по всему Алтайской республике, самые страшные и кровавые — именно жители в городе Бийске. Здесь в городе Бийске расстреливали и священников, и архиереев, и даже тех христиан, которых, скажем, может быть, они ходили в храм, приходили, и в один прекрасный момент им дали заявку о том, что ихняя жизнь уже кончилась. И конечно, братья и сёстры, это иногда я задумываюсь и задаю вопрос: почему получилось именно так? Вроде самый старинный город, красивый. Кроме того, здесь начиналось именно здесь православие. Но получилось так, что нечистая сила настолько не хотела здесь православия и находилась сама здесь на этой земле и простым людям…», — так изъяснялся епископ Серапион в Успенском соборе Бийска всего год назад.

Страшно подумать, какими же проповедями епископ Бийский и Белокурихинский мог бы завлекать прихожан в церкви Белокурихи — города-курорта, который, как известно, является всесоюзной здравницей, и где после проведения Владимиром Путиным заседания президиума Госсовета, было принято решение распространять алтайский опыт по развитию санаторно-курортных зон на всю Россию?

Кстати, невежеством глава администрации Бийска Николай Нонко считает и поведение Серапиона в отношении митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия. «Я не могу себе представить ситуацию, когда бы губернатор приехал в наш город, а я бы занимался своими делами. Но я наблюдаю эту картину очень часто: митрополит в Бийск приезжает, но для епископа нашего это вообще «ни о чем», у него свои дела. Для меня это несколько диковато, я человек светский, но я не могу себе представить, если бы к нам прибыл, к примеру, заместитель председателя правительства, а у меня были бы какие-то свои дела. Ведь, раз приехало руководство, как не уделить внимание?» — отметил Николай Нонко.

Проповедь про «кровавых бийчан» он назвал «чистейшей глупостью».

«Я не думаю, что в Бийске времена репрессий происходили как-то более жестоко и более кроваво. Были, наверное, где-то и покруче места. То, что в Бийске строилось много церквей — так это исторически сложилось. Нужно учитывать, что Бийск — это самый старый город Алтайского края. Здесь действительно было очень больше количество церквей — более 30. Они почему здесь возводились? Потому что в Бийске на квадратный метр площади было самое большое количество купцов первой гильдии. А ведь раньше это считалось правилом хорошего тона: если ты достиг определенного уровня — наступала потребность какой-то благотворительностью заниматься. У нас так появился Народный дом, где у нас театр теперь драматический, у нас так появлялись церкви и православная гимназия. Потому что их строили зажиточные люди — купцы прежде всего — они вкладывали немалые деньги, чтобы эти церкви появлялись», — заключил глава администрации Бийска Николай Нонко.

«Приехал к нам медведь»

Самое сильное впечатление о жизни работников Успенского храма произвел рассказ, который под большим секретом озвучила горожанка, по понятным причинам попросившая не называть ее имени и фамилии (координаты есть в редакции).

Фасад в Успенском кафедральном соборе Бийска Светлана Шаповалова

Правда, его изложение я начну, пожалуй, со своего впечатления от посещения храма. Была там впервые, — уже под конец дня удалось заехать и туда. Думала, попаду на вечернюю службу, и поэтому фотоаппарат брать не стала. Удивляться пришлось прямо у входа, когда заходила, чуть не запнулась о дрова, разбросанные возле печи. Прихожан насчитала не более пяти человек, да и те явно пришли не на службу, а свечи поставить. Когда стояла у алтаря, меня толкнул плечом мужчина: как был в фуфайке и заснеженных сапогах, так и взошел по красному ковру, скрывшись за дверью.

Моя анонимная собеседница — женщина в годах и глубоко верующая — начала с того, что вспомнила свой необычный сон.

«Как раз накануне перед тем, как мы узнали, что у нас в Бийске будет свой епископ, мне сон приснился: заваливает в храм медведь, а я спрашиваю батюшку: «чем же мы его кормить будем? А он во сне мне отвечает — «гречкой». И ведь правда, когда владыка Серапион в Бийск приехал, он ел одну гречку — у него диабет оказался. А вот чем простым людям питаться, которых он вскорости с работы выгнал и которым зарплату не платит?» — сокрушается женщина. Но, по ее словам, Серапиона в приходе даже не медведем, а скорпионом называют.

«Потому что это имя ему подходит. Как приехал — начал всех разгонять, хотя на приеме по случаю его вступления в должность, сам-же заявил, мол, «вы все остаетесь на своих местах и при своей зарплате, никого трогать не буду. Но уже спустя неделю начали происходить странные вещи: служащих церкви стали вызывать в контору и ставить перед фактом, что работать они будут без трудовой книжки, чтобы налоги не платить. Давали бумагу и люди писали, что увольняются по собственному желанию. После этого всем были разосланы письма: в них было сказано, что по вашей инициативе ваша трудовая деятельность закончена. Так были убраны многие из храма», — делится откровением моя собеседница.

Из тех, кто, по ее словам, таким вероломным способом был уволен, оказались продавец, звонарь, пономари, технички и сторожа. «У нас работники все были людьми глубоко верующими. Продавцов убрал — поставил молодую девчонку с накрашенными ногтями, и она берет свечи этими черными своими когтями. Поставил на посты людей, которые в храм не заходили и ничего не знают. Вы видели, какие стены? Он их разгромил! То, что созидал наш батюшка за 50 лет, он все за год разгромил. На Успение — престольный праздник — мы всегда готовились — наводили порядок и чистоту. А он рушит — доски лежат. Отец Роман из Коробейниково пошел вокруг собора крестным ходом, да об эти доски запнулся. Стыдоба, нет хозяина в храме», — считает прихожанка. Говорит, что множество раз писали о происходящем в письмах на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но никакого ответа, и ни единой проверки фактов так и не дождались. Особенно душа моей собеседницы болит за Ермогена.

«Мы приходим утром после того, как нас этими письмами повыгоняли, а Серапион ночью сменил замки. Бухгалтер плакала — ей было жалко, как отца Ермогена вышвырнули — ведь ему уже 80 лет, он всю жизнь отдал людям — народу, храму ‑ и он его так вышвырнул. В общем, в одну ночь произошел захват нашего храма. Разве мог верующий человек поступить так? Серапион из Молдавии приехал. Ведет себя как цыган, и крутит-вертит тут все. Он служил раньше в Казахстане, так там всем народом выгнали его. Все гнали, а у нас некому выгнать», — поделилась прихожанка.

Наслышана она и о проповеди с «кровавыми бийчанами».

«Мы эти слова его записывали, и тоже отправляли в Москву. Он же жуть, что плетет, службы не знает, служить не умеет. Как-то даже на проповеди нам сказал, что первый раз Господь не смог грехи свои смыть, и второй раз крестился. Он не умеет разговаривать, он общаться не умеет. Издевается над народом — люди плачут. Взял одну нишу в храме разворотил и туда крест поставил. Весь народ заплакал: зачем он в такое место распятие приладил? Кое-как всем приходом уговорили вернуть крест на место. А на алтаре — посмотрите, какая грязь! И ризы грязные, рваные. Всех уволил ради экономии денег. А те, кто еще там держатся, зарплату месяцами не получают — такое вот наказание, кто поперек слово скажет. Ну, а народ в собор даже ходить перестал — да, а и к кому? Священников нет, исповедаться некому. В Рождественский праздник один отец Ермоген и пришел, которого Серапион выгнал. Пришел, исповедовал — больше некому», — продолжает делиться наболевшим моя собеседница.

Она также высказала предположение, что церковный долгострой возник тоже по причине «отмывки денег».

«Сейчас придумал еще в нашем Успенском соборе купола менять. Народ начал писать — возмущаться — зачем? Недавно же отец Ермоген все менял — окна только все сменили деревянные. Батюшка последнее окно при Серапионе уже ставил. А тот теперь все ломает, и все по своему переделывает, рушит все освещенное и намоленное десятилетиями! Вот в народе терпение и кончилось, не хотят на его службы ходить и слушать дурные проповеди», — отметила прихожанка.

В завершение разговора, когда я сказала, что хотела бы встретиться с Серапионом, она попросила меня дословно передать ему такие вот слова: «Вы ненавидите священников, издеваетесь над ними, а вас за это ненавидит народ. Поставь на место все, как было, не вздумайте ничего ломать в храме!».

«Серебро Господа моего»

Увы, но не только Ермоген, но и другие уважаемые и известные бийчане и батюшки отказались говорить о происходящем. Также поступил и известный меценат — генеральный директор оборонного предприятия «Сибприбормаш» Александр Черемисин. Более 4 лет заводчане всем миром собирали деньги на строительство храма Покрова Божией Матери, и летом прошлого года этот уникальный комплекс православных сооружений был возведен и освящен.

Храмовый православный комплекс, построенный на народные деньги заводчанами бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Светлана Шаповалова

Эта церковь поражает своим необычным убранством и иконами, которые самолично украшает стразами Сваровски Александр Черемисин. Так получилось, что он многое рассказал мне при встрече, но потом попросил информацию «пока не обнародовать», вероятно, все еще надеясь по-свойски наладить необходимый ему контакт с Бийской епархией.

Фасад церкви, построенной на территории бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Светлана Шаповалова

Отказался от встречи и сам Серапион. Но хотелось бы надеяться, что в виду большого общественного резонанса эта тема поучит дальнейшее развитие, а я с удовольствием еще раз побываю в храмах Бийска и пообщаюсь со многими из тех, кто разговоров с прессой пока опасается.

Здание Бийский духовной Миссии Светлана Шаповалова

Это, к примеру, директор Православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Николай Афонин. Даже глава администрации Бийска Николай Нонко оказался в курсе того, что Серапион уже неоднократно пытался забрать это прославленное образовательное учреждение «под свое крыло».

«Насколько я знаю, сейчас наш епископ пытается православную гимназию себе забрать. А они там не очень хотят того. Там и родители, насколько я знаю, против, письма писали. Наверное, не без оснований не хотят переходить под Бийскую епархию», — отметил Нонко. А вот Николай Афонин с горящими глазами только про несомненные достижения своих учеников мне рассказывал, про успехи в каллиграфии, но когда речь зашла об этом вопросе — предпочел сказать, что такой проблемы нет.

Директор Православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Николай Афонин демонстрирует уникальную работу учеников гимназии — триптих Дмитрия Донского выполненный каллиграфией Светлана Шаповалова

«Мы придерживаемся своей точки зрения, что делаем свое дело. Есть у нас, к примеру сектанты — такие-сякие они, все неправильно делают. Но ты покажи, что ты-то не такой! Они-то не Христовы, а ты покажи, что ты Христов, покажи любовь, покажи, что ты добро делаешь! И мы решили идти таким путем с самого начала», — признался Николай Афонин.

Памятник Петру и копии пушек с ядрами, которыми охраняли Бийскую крепость Светлана Шаповалова Купола церкви, построенной на территории бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Светлана Шаповалова

Приставленная к храму Покрова Божией матери работница «Сибприбормаша» до сих пор со слезами вспоминает, как полюбил новый приход отца Евгения. Этого молодого священника ласково называли «Воробышек». Говорит, что такого светлого и доброго человека, относившегося с искренней любовью ко всем в церкви, руководство Бийской епархией загнобило только за то, что от него жена ушла. Говорит, что 20-летнему пареньку в итоге поставили условие: либо иди в монахи, либо — в мир. А он в мир не хочет — ему служить в церкви по душе.

Работница, присматривающая за порядком во храме, построенном на территории бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш», рассказывает про отца Евгения («Воробышка») Светлана Шаповалова

«Вот что зависть людская делает! Сколько не просили, чтобы нам его вернули — бесполезно. «Воробышек» наш все с такой любовью делал, он как только в церковь входил, к нему тянулись все, как к ясному солнышку», — сожалеет работница. Говорит, что если был бы плох отец Евгений, то не взял бы его сейчас к себе в епархию митрополит Барнаульский Сергий…

В кабинете генерального директора бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Александра Черемисина Светлана Шаповалова Фрагмент иконы, украшенной стразами генеральным директором бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Александром Черемисиным Светлана Шаповалова Икона в кабинете генерального директора бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Александра Черемисина. Работа по украшению стразами Сваровски только начата Светлана Шаповалова

В известной песне Бориса Гребенщикова есть слова, которые было бы уместно привести в этой статье:

А мы все молчим, а мы все считаем и ждем,

А мы все поем о себе — о чем же нам петь еще?

Но словно бы что-то не так,

Словно бы блеклы цвета,

Словно бы нам опять не хватает Тебя…

Серебро Господа моего…

Представляется, что эти строки весьма красноречиво подчеркивают недостаток «серебра Господа» у Серапиона — недостаток любви к ближнему своему, недостаток того светлого чувства, которым по сути своей (и предназначению) должны сполна обладать все священнослужители.

Икона со стразами в храме, построенном на территории бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Светлана Шаповалова

Ведь, по всему выходит, что единство бийского епископа — только на словах, — в нынешнем рождественском послании. А деяния его уже принесли определенный негатив прихожанам.

Работница в храме, построенном на территории бийского оборонного предприятия «Сибприбормаш» Светлана Шаповалова

«Нам, православным, нужно быть очень внимательными к себе, чтобы не стать соблазном для людей нецерковных. Чтобы по неосторожности или невежеству нашему, или же суевериями и «фарисействованием» не оттолкнуть человека от Церкви. Надо чувствовать ответственность за то, как себя ведем, как живем, за то, что мы говорим или советуем людям», — пишет в газете «Православная жизнь» насельник Архистратиго-Михайловского Зверинецкого монастыря архимандрит Хризостом (Грищенко). Разбирая причины, по которым люди уходят в секты, он сделал вывод, что отчасти в этом виноваты сами православные.

Интересно сколькими кандидатами и с каким постоянством пополняют теперь ряды сектантов бийчане?

Портреты вождей в кабинете директора Православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Николая Афонина Светлана Шаповалова

Читайте развитие сюжета: На Алтае скончался заслуженный машиностроитель России Александр Черемисин

Малечкино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм находится в переоборудованном деревянном здании бывшего музея истории птицефабрики поселка Малечкино Череповецкого района. Ранее здание использовалось для различных целей. Были в нем жилые помещения, детский сад, амбулатория, музей птицефабрики и истории создания поселка. Впоследствии деятельность музея была прекращена и здание несколько лет находилось в запустении.

Инициативной группой верующих жителей поселка было принято решение о создании православного прихода и о переоборудовании здания бывшего музея под храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Заручившись поддержкой местной администрации и Управлением имущества города Вологды, бывший музей был переоборудован под храм силами верующих жителей поселка. 14 октября 2014 года была отслужена первая Божественная Литургия. Службы проходят регулярно. В храме кроме непосредственно места для проведения богослужений есть и место для трапезной, и для занятий с детьми и взрослыми по изучению Закона Божьего. Планируется открытие воскресной школы.

Меня давно подмывает написать о православии в Сербии. Но не «серьезно-академическо-религиозное повествование», а описать то, что я вижу своими глазами каждый день. Наблюдения мои далеко не всегда укладываются в некие церковные каноны и часто совсем не соответствуют тому, что наши соотечественники сами себе о Сербии напридумывали. И вот, наконец-то, нашелся повод. В прошлое воскресенье одним нехристем стало меньше – мы, наконец-то, крестили Тияну. Помню, когда в России крестили сына, все было очень по-другому, буднично как-то. А здесь — настоящий праздник и для нас, и для семьи, и для друзей. Вот об этом, собственно, и пост.
О канонах или как «должно быти».
По православным правилам священник должен прочитать молитву роженице в первый же день жизни малыша. Второй раз молитва читается через восемь дней, когда ребеночек получает имя и становится «оглашенным» (на память сразу приходит наше русское восклицание: «Что ты носишься, как оглашенный?!»), а, собственно, уцерквление малыша должно произойти не позднее сорокового дня его жизни. Раньше новорожденного крестили в течение первых двух недель. Это и понятно – всякое может случиться, о душе надо позаботиться. Обряд проводили в церкви, монастыре или просто дома. Мама на священнодействие (равно как и любое другое таинство) не допускалась, поскольку считалась первые сорок дней после родов «не чистой».
Крестил дитятко обычно главный кум (свидетель со стороны жениха), он же и имя выбирал. В некоторых случаях можно было, конечно, и другого человека в кумовья пригласить. Требований «к кандидату» и сто лет назад, и теперь предъявляется достаточно: кумом не мог и не может быть родитель, монах, ребенок, человек не крещенный или другого вероисповедания. Поскольку кум – духовный отец малыша, то отдельный разговор шел о его моральных качествах.
Крестили младенца в любой день и в любое время суток. Главное, если крещение происходило во время поста, то праздничный стол должен был быть постным. Кум покупал в церкви свечу и крсницу – белое полотно, а, по сути, не что иное, как большое полотенце. В него заворачивали малыша после таинства, как в символ чистоты и невинности. В некоторых районах Сербии из него потом шили ребенку рубашку, но чаще просто хранили дома, как и состриженный при крещении детский локон. В Обреновской церкви
О сербских реалиях.
Попов в роддомах я пока не видела. Но довольно часто, когда мама с сопящим прибавлением возвращается домой, кто-то из домочадцев обязательно идет в церковь, где получает от священника сосуд со святой водой, в который вложена веточка базилика. Священник так же дает новорожденному «временное имя», которое тот должен носить до крещения. Это действо называется знамением. Полученную в церкви святую воду, кстати, принято сорок дней добавлять в ванночку малышу при купании.
Крестить ребенка принято на первый день рождения. И дело тут в элементарной экономии. Счастливые родители «убивают сразу двух зайцев», устраивая застолье по двум поводам одновременно. При этом стараются избегать крещения в постные дни, а также субботу, которая в народе считается «днем мертвых», то есть временем, когда ходят на кладбище.
Но день рожденья ведь может и на шестой день недели прийтись, а матушка природа вообще не сверяет свой план деторождения с церковным календарем. Поэтому существует множество маленьких хитростей — как и каноны соблюсти, и себя порадовать. Например, если крещение пришлось на постный день, то достаточно поставить перед иконой тарелку с рыбой, а гостей угощать мясом. Ну, а народ, пост соблюдающий, сам разберется, что ему есть, а что нет.
Крещение – дело дорогое. Во-первых, по церковным тарифам родители платят за таинство пять тысяч динар (около 50 евро), а кум еще две тысячи. Во-вторых, существует обязательное взаимное одаривание. Крестнику кум готовит подарок, непременно включающий в себя какое-нибудь украшение из золота. Родители малыша, в свою очередь, должны запастись дарами для всех членов семьи кума. В-третьих, после свершения таинства принято устраивать праздничный обед, на который иной раз приглашается до ста гостей и выше. Стол при этом обязательно «чисто сербский». То есть должны присутствовать мезе (сырно-колбасно-мясная нарезка), «дорогие» салаты типа оливье, сопровождающиеся булочками – кифлицами, куриная чорба (суп), сарма (голубцы по-сербски), мясо на вертеле и торты (непременно собственного изготовления). То есть подразумевается аж пять перемен блюд! Плюс, етественно, напитки, горячительные и не очень. Надо сказать, что все мои соседки предложили свою помощь «в деле нарезки и выпекания». Для Сербии – это обычная практика: сегодня ты помог, завтра – к тебе пришли. С мясом поступают еще «проще»: покупается живой поросенок и/или ягненок, закалывается и отвозится в «печеняру», где и жарится. Были б денежки!
В церкви Тияна наша вопияла так, что слышно было всему Обреновцу. Небольшие паузы наступали только в те минуты, когда поп поворачивался непосредственно к ней и начинал петь. А голос у него – закачаешься, очень и очень приятный баритон. Наш музыкальный детеныш обалдевал на короткое время, а потом снова принимался за свои рулады. И это не удивительно. Все крещение ее на руках держал кум, которого мы видим, в лучшем случае, три-четыре раза в год. Это, кстати, тоже сербская особенность. Кумовья обычно не являются ближайшими друзьями или соседями. Объясняется это просто: чем ближе люди, тем больше шанс поссориться, поэтому лучше ограничиваться удаленным уважением. Вот вам и духовный отец ребенка, который практически никакого влияния на процесс воспитания не оказывает. С другой стороны, иной раз оно и к лучшему. Наши знакомые, например, очень переживали, прибудет ли их кум (двадцатидвухлетний парень) на крещение первенца, потому как молодой человек, так сказать, занимается наркобизнесом, и в Сербию ему уже второй год въезд «не очень желателен». Дождались-таки, приехал…
По окончании крещения Тияна получила от попа не крестик, а иконку Богоматери. Нательный крест вообще, как ни странно, в обряде не фигурирует. Многие покупают крестик гораздо позднее, часто «по случаю» — при посещении монастыря, например. Постоянно его носят только священнослужители. Мне это совершенно не понятно, как и то, что в храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках, а свечи за здравие и упокой часто ставятся не в самой церкви, а в специальной пристройке рядом с ней, часто напоминающей большой железный шкаф…
Ну, а потом был праздник. Самый настоящий. Гостей мы пригласили немного – человек тридцать, но дом ходил ходуном. Такого веселья я не припомню со времен нашей свадьбы. А Драголюб заявил, что «все было как в тот день, когда Тияна родилась, только без стрельбы». Засыпанная подарками виновница торжества носилась по двору с другими детьми, делая небольшие перерывы на «поедание вкусненького». За озорной неофиткой бдила бабушка, а родители, как здесь говорят, «служили», то есть закармливали и спаивали гостей. Поскольку в Сербии не принято назначать четкое время праздничного обеда, «служение» продолжалось целый день, ведь гости появлялись, когда им захочется. В итоге, около полуночи мы, голодные, но абсолютно не злые, просто «вырубились» от усталости. А мне, почему-то, на память пришла цитата из любимого Ле Гоффа и его «Цивилизации средневекового Запада»: «…Их единственной глубокой и бескорыстной радостью был праздник и игра… Они ликовали».
К чему бы это?